Статья - Использование электронных образовательных ресурсов (ЭОР) на занятиях в системе дополнительном образовании
статья (5 класс)

Статья - Использование электронных образовательных ресурсов (ЭОР) на занятиях в системе дополнительном образовании

Электронные образовательные ресурсы (ЭОР) используются в образовательном процессе уже давно, как школьниками, студентами, преподавателями ВУЗОВ, учителями, родителями, так и другими представителями населения нашей страны. ЭОР экономят время получения необходимой информации, передачи ее, позволяют представить информацию в удобной для ее восприятия, понимания и анализа форме. ЭОР создают как специалисты, так и участники образовательного процесса.

Инструменты для создания ЭОР разнообразны. Большинство участников образовательного процесса пользуются средствами пакета MS Office, сервисами Google или Яндекс.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Васильева А.С., педагог дополнительного образования

ГБОУ школа №589 Колпинского района

Санкт-Петербурга

Использование электронных образовательных ресурсов (ЭОР) на занятиях в системе дополнительном образовании

Электронные образовательные ресурсы (ЭОР) используются в образовательном процессе уже давно, как школьниками, студентами, преподавателями ВУЗОВ, учителями, родителями, так и другими представителями населения нашей страны. ЭОР экономят время получения необходимой информации, передачи ее, позволяют представить информацию в удобной для ее восприятия, понимания и анализа форме. ЭОР создают как специалисты, так и участники образовательного процесса.

Инструменты для создания ЭОР разнообразны. Большинство участников образовательного процесса пользуются средствами пакета MS Office, сервисами Google или Яндекс.

Широкие возможности для поиска информации предоставляет сеть Интернет. Поисковые системы имеют простой интерфейс, но все-таки стоит познакомиться с правилами оформления запроса в них, т.к. правила эти отличаются. А если будут использоваться синонимы, то пользователь может получить документы с информацией, относящейся к разным предметным областям. Это не сэкономит наше время поиска информации. Правильно составив запрос, пользователь получит более точную информацию. Нужно учитывать, что базы данных, которые хранят информацию в сети Интернет документальные, а не фактографические. И чем точнее будет запрос, тем меньше ненужных документов выдаст нам поисковая система для дальнейшего просмотра — анализа найденной информации. Постоянно обращаю внимание школьников, как на уроках информатики, так и на занятиях в системе дополнительного образования на правильность оформления запросов в сети Интернет.

Очень важно для создания ЭОР пользоваться достоверной информацией. Существуют специальные программы для проверки сайтов: можно ли им доверять. Например, можно воспользоваться xtool.ru для проверки достоверности информации. Большое достоверное информационное пространство для использования в образовательном процессе предоставляют сайты библиотек и музеев. Учащихся можно подробно знакомить с подобными инструментами на уроках дополнительного образования с целью развития их критического мышления.

Большое значение в информационном обществе придается визуализации информации. Школьников нужно побуждать использовать в работах не готовые картинки из Интернета, а круговые диаграммы, графики, схемы, таблицы, ленты времени, инфографику, например, созданные ими самостоятельно. Это будет способствовать развитию их практических умений создавать необходимую форму представления информации с помощью компьютерных технологий и критического мышления, направленного на развитие умения оценить и выбрать наиболее информативную форму представления информации для конкретной решаемой проблемы. Компьютерных сервисов для визуализации информации на сегодняшний день так же много и бесплатных, например Timeline JS.

Не все учащиеся, да и другие пользователи умеют правильно создавать компьютерные презентации. Этому нужно учиться и осваивать законы подачи информации. Ведь грамотно поданная и оформленная информация будет способствовать лучшему ее пониманию и запоминанию. Правильное использование шаблонов в программах создания презентаций помогает этого добиться. Материал о создании презентаций можно найти на моем сайте http://trapeznikova.ext.spb.ru. Мотивировать школьников создавать презентации сложного характера, нелинейной структуры так же необходимо. Это будет развивать их логическое и образное мышление.

А еще очень полезно знать о том, как влияет цвет на психику человека, чтобы использовать его грамотно при создании ЭОР.

Новый материал и его контроль учитель может дать с помощью компьютерной презентации. Контроль знаний и умений можно провести и в форме компьютерной викторины. Создавать такие викторины с помощью программы создания презентаций — увлекательный проект для учащихся. Развиваются навыки работы учащихся в коллективе, общения их с другими учащимися и с учителем, критическое мышление.

Создавать презентации можно не только с помощью программы PowerPoint, но также сервиса Google, программы Prezi и других.

Дополнительное образование, самообразование школьников и учителей успешно осуществляется с помощью русскоязычных программ. Например, для создания видеофильмов можно использовать программы с русским интерфейсом VideoPad, VideoEditor. А если инструкция к программе на английском языке, то полезно воспользоваться Интернет-словарем и программой-переводчиком.

Для создания учебного курса и контроля знаний по нему учителю можно рекомендовать познакомиться и использовать Конструктор учебных курсов. Есть российская разработка такого программного комплекса в бесплатном пользовании — stepik.org. Для контроля знаний можно воспользоваться Конструкторами тестов, например на образовательном портале «ИНФОУРОК» (https://infourok.ru).

Виртуальные лаборатории позволяют учителю показать школьникам опыты, которые в обычной жизни осуществить нельзя. Их можно использовать и в проектной деятельности школьников. Развивать их образное, критическое и логическое мышление можно и с помощью учебных интерактивных моделей. Такие модели, например, разрабатывает российская компания «Физикон». Часть моделей компания представляет на CD-дисках, часть — в виде Интернет-проектов. Модели в каталоге содержатся по 5 предметам:

  • математике;
  • физике;
  • химии;
  • астрономии;
  • биологии.

Интерактивные модели можно найти на сайте http://www.college.ru

Сегодня школы стали использовать в образовательном процессе электронные учебники. Это делает образовательный процесс более эффективным, повышает мотивацию учащихся к учебе, ведь учиться, используя гипертекст в электронном учебнике, гораздо интереснее. Издательство «Просвещение», например, проводит вебинары для учителей на тему, как использовать электронные учебники на уроках разных предметов.

В сети Интернет существует большое количество лицензионных электронных образовательных порталов, которые позволяют учителю получить дополнительное образование, пройти курсы повышения квалификации или переподготовки, принять участие в семинарах и вебинарах, провести мастер-класс, обменяться опытом. Я в своем самообразовании использую курсы повышения квалификации Образовательного центра «Открытое образование» (https://eduopenru.ru), центра ДПО «АНЭКС» (https://aneks.center/), их вебинары и мастер-классы, АДПО Центра вычислительной техники (https://ucvt.org/), Многопрофильного центра дополнительного профессионального образования «Эффектико Групп» (www.edu.effektiko.ru) вебинары издательств «Просвещения» (www.prosv.ru), Корпорации «Российский учебник» Объединенной издательской группы «ДРОФА-ВЕНТАНА» (https://rosuchebnik.ru/), «БИНОМ. Лаборатория знаний» (http://lbz.ru/), информацию Авторских мастерских издательств, чтобы образовательный процесс для учащихся был более увлекательным и соответствовал требованиям ФГОС.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья: "Использование электронных образовательных ресурсов при изучении информатики и ИКТ как условие творческого роста одаренных детей "

Статья: "Использование электронных образовательных ресурсов при изучении информатики и ИКТ как условие творческого роста одаренных детей "...

Использование электронных образовательных ресурсов как средства преодоления отчуждения учащихся от образования

Информатизация образования предполагает использование современных информационных технологий. Специфика предмета ИЯ обуславливает активное и уместное применение компьютера на уроках. Обучающие компьюте...

Статья "Использование электронных образовательных ресурсов в процессе обучения химии"

Статья освещает достоинства и недостатки использования ЭОР  в процессе обучения химии...

Статья "Изобразительная деятельность обучающихся на уроке и занятии в системе дополнительного образования"

Нравственное воспитание обучающихся - одна из главных задач современной педагогики. Эстетическое воспитание, в основе которого заложено духовно-нравственное начало, является одним из средств в решении...

Методическая разработка по теме: « ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ПЕДАГОГАМИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Методическая разработка  раскрывает особенности и возможности использования электронных образовательных ресурсов в образовательном процессе....

Статья «Использование электронных образовательных ресурсов в процессе обучение и воспитание детей с ОВЗ»

Часто  педагоги и родители сталкиваются такой проблемой как с нежеланием учеников учиться, в связи с этим, на первый план выходит развивающая функция образования, развитие и становление личности ...