Использование электронных образовательных ресурсов как средства преодоления отчуждения учащихся от образования
статья (английский язык) по теме

Семкова Екатерина Аркадьевна

Информатизация образования предполагает использование современных информационных технологий. Специфика предмета ИЯ обуславливает активное и уместное применение компьютера на уроках. Обучающие компьютерные программы являются тренажером, который организует самостоятельную работуобучаемого, управляет ею и создает условия, при которых учащиеся самостоятельно формируют свои знания, что и особо ценно, ибо знания, полученные в готовом виде, очень часто проходят мимо их сознания и не остаются в памяти.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл semkova_e.a._eor_v_rabote_uchitelya.docx31.32 КБ

Предварительный просмотр:

Использование ЭОР (электронных образовательных ресурсов) как средства  преодоления отчуждения учащихся от образования

Семкова Екатерина Аркадьевна

г. Сургут  МБОУ Гимназия №4

На современном этапе развития России, определяемом масштабными социально-экономическими преобразованиями внутри страны и общемировыми тенденциями перехода от индустриального к информационному обществу, происходит пересмотр социальных требований к образованию. «Главные задачи современной школы – раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире» (Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»). Одним из мощных ресурсов преобразований в сфере образования является информатизация образования – целенаправленно организованный процесс обеспечения сферы образования методологией, технологией и практикой создания и оптимального использования научно-педагогических, учебно-методических разработок, ориентированных на реализацию возможностей  информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), применяемых в комфортных и здоровьесберегающих условиях.
Информатизация образования предполагает использование современных информационных технологий в целях: совершенствования методических систем обучения, ориентированных на развитие интеллектуального потенциала учащихся; осуществление информационной деятельности и информационного взаимодействия образовательного назначения; реализацию психолого-педагогической диагностики уровня обученности учащихся на базе компьютерного тестирования; управление образование.

Обучение иностранному языку требует личностно-ориентированного подхода, ведь при личной заинтересованности поддерживать общение и выполнять заданное намного легче, чем в принудительном порядке. Личностно-ориентированный подход - это обучение с радостью и осознанием необходимости общения на иностранном языке. Это средство выражения его сугубо индивидуальных чувств, эмоций, взглядов и т.д. Любое высказывание ученика должно быть по возможности естественно мотивированным, т.е. исходить как бы из внутреннего “я”. Для достижения целей обучения, намеченных современной программой, для развития коммуникативной компетенции учащихся общение просто необходимо. Ведь общение - это коммуникация, обмен мнениями и мыслями. При организации общения лучше применять такие ситуации, которые затрагивают интересы учащихся, связаны с его личным опытом, т.е. дают обучаемым возможность в полной мере реализовать личностно-ориентированный подход.

Так как именно личная заинтересованность в изучении иностранного языка является основным фактором успешности при обучении, применение компьютеров на уроках является одним из средств повышения интереса к обучению. Существуют интерактивные программы, которые при выполнении заданий реагируют и на успех обучаемого, и на его неудачу. Компьютерное обучение даёт возможность регулировать предъявление учебных задач по степени трудности, поощрение правильных и порицание неверных решений. Диапазон использования компьютера в учебно-воспитательном процессе очень велик: от тестирования учащихся по любой грамматической, лексической, фонетической теме, учёта их личностных особенностей, отработки необходимого учебного материала до необходимого уровня знания до тренировки определённых умений и навыков.

Одна из важнейших причин отрицательного отношения к учебе – неуспех, обусловленный непониманием материала или пробелами в знаниях. Именно этот аспект и предусмотрен авторами многих компьютерных обучающих программ. Обучаемому предоставлена возможность использовать различные справочные пособия и словари, которые можно вызвать на экран при помощи одного лишь щелчка по мышке.

Компьютер является одним из средств достижения высокой мотивации при обучении ИЯ. При помощи компьютерных программ и обучающих дисков достичь этой цели нетрудно. Нужно только тщательно изучить диски и программы, отобрать наиболее подходящие по темам, по интересам обучаемого и изыскать возможность продолжить наращивать по степени трудности применение учебного материала. Подготовка к применению компьютерных технологий требует от преподавателя не только больших материальных ресурсов, душевных сил и свободного времени, но и знания основ компьютерной технологии. Ведь некоторые компьютерные дисковые программы могут быть несовместимы с тем программным обеспечением, которое установлено на Вашем компьютере. Не менее важно выбрать правильный баланс между занимательностью и учебными целями.

Специфика предмета ИЯ обуславливает активное и уместное применение компьютера на уроках. Ведущим компонентом содержания обучения ИЯ является обучение различным видам речевой деятельности: говорению, аудированию, чтению, письму. Обучающая компьютерная программа является тренажёром, который организует самостоятельную работу обучаемого, управляет ею и создаёт условия, при которых учащиеся самостоятельно формируют свои знания, что и особо ценно, ибо знания, полученные в готовом виде, очень часто проходят мимо их сознания и не остаются в памяти.

Интегрирование обычного урока с компьютером позволяет преподавателю наиболее эффективно производить контроль над обучением при помощи тестов. Проведение тестов на компьютере не только позволяет проверить качество выполнения тестов за считанные секунды, но и проследить динамику качества обучения при помощи электронного дневника, который имеется во многих интерактивных программах. Это экономит время преподавателя, которое можно использовать на благие цели, а именно на

Одним из таких средств является ОБУЧАЮЩАЯ КОМПЬЮТЕРНАЯ ПРОГРАММА к учебнику “New Millennium English” для 5 и 7-го класса издательства "Титул", г. Обнинск (авторы Н.Н.Деревянко, С.В.Жаворонкова, Л.Г.Карпова, Т.Р.Колоскова, Н.Б.Пономарева, Л.Н.Струкова) .

Новизна данного ИУМК заключается в использовании современных информационных и коммуникационных компьютерных технологий и построении учебной деятельности в соответствии с индивидуальной траекторией обучения учащихся с учетом различного уровня их подготовки и учебных стилей.

Согласно концепции авторов, использование ИКТ создает благоприятные условия для:

- совершенствования организации обучения в соответствии с принципом ориентированности на учащегося и развития ученической автономии;

- дополнительных возможностей для развития речевых навыков, языковой и коммуникативной компетенции учащихся на основе дифференцированного подхода;

- валидной системы контроля/оценивания и самоконтроля учащихся;

- проведения автоматизированного тестирования;

- осуществления мониторинга/сбора данных об уровне обученности учащихся, их учебных достижениях и продвижении в процессе обучения;

- для облегчения и оптимизации учительского труда: гибкого планирования учебной деятельности в соответствии с потребностями учителя и индивидуальными особенностями учащихся;

- обеспечения дополнительными информационными ресурсами (текстовых материалов, справочных источников и др.), в том числе посредством веб-сайта поддержки ИУМК.

На мой взгляд, будущее за такими ЭОР, тем более что все больше школ в стране, благодаря национальному проекту "Образование", имеют технические возможности по внедрению новых технологий, но испытывают катастрофическую нехватку качественного программного и методического обеспечения по всем предметам.

При использовании данного ЭОР я смогла убедиться в его высокой эффективности.

В основе концепции программы лежит личностно-ориентированный подход, направленный на необходимость формирования у  школьников позитивного отношения к процессу обучения и  мотивации к дальнейшему овладению английским языком, а также  на развитие мышления, воображения, памяти и языковой догадки. Программа прививает интерес к изучению английского языка с помощью разнообразных методических приемов: языковых игр, использования предметных и сюжетных рисунков и анимации, позволяющих продемонстрировать употребление нового языка в контексте.

Программа рассчитана на индивидуальную работу в классе с применением персональных компьютеров. Выполнение упражнений оценивается для каждого ученика: в таблице результатов выводится процент правильного выполнения, по которому учитель может оценить знания ученика и поставить отметку.

Большим плюсом данной программы являются следующие возможности:

  • выполнять задания в удобном для пользователя темпе;
  • использовать дополнительные инструменты, расширяющие её функционал;
  • использовать её в качестве домашнего репетитора;
  • сохранить и просмотреть как текущие, так и суммарные результаты работы каждого пользователя;
  • выбирать упражнения по виду речевой деятельности или языковому аспекту.

Диск содержит упражнения и языковые игры на:

- семантизацию новой лексики;

- развитие навыков чтения на понимание или с целью извлечения информации;

- развитие коммуникативных навыков (симуляция коммуникации);

- развитие и закрепление навыков орфографии;

- развитие и закрепление грамматических умений и навыков;

- развитие умения строить разные типы предложений;

- приобретение социокультурных навыков.

Для формирования самостоятельных учебных навыков на диске размещен расширенный грамматический справочник, соответствующий программе курса. Активная кнопка Grammar support позволяет перейти к конкретной статье справочника в любой момент выполнения грамматических упражнений.

Упражнения содержат избыточное количество вариантов наполнения, поэтому при каждом запуске содержание упражнений меняется.

Данная  программа  полностью соответствует авторской концепции учебника. В упражнениях продолжена сюжетная линия учебника, предъявление и закрепление материала не расходится с тематическим и поурочным планированием УМК. Считаю, что данное мультимедийное приложение является чрезвычайно полезным и делает уроки в  школе  интересными и необычными.

В своей работе я также широко применяю материалы сайтов:

Secondary Science: Question loop reading, speaking and listening activities | Onestopenglish

http://www.study.ru/support/videos/common_mistakes.html

http://www.ego4u.com/en/cram-up/vocabulary

http://www.esl-lab.com/

http://mes-english.com/

http://begin-english.ru/

http://www.kickstarter.com/

http://www.englishexercises.org/

Кроме того, существует множество сайтов, при помощи которых школьники могут изучать английский язык не только на уроках, но и самостоятельно , составляя сообщения, статьи, делая ролики, фильмы, презентации и многое другое, что помогает успешно справляться со многими заданиями.

Литература  и источники:

  • Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов - http://school-collection.edu.ru/
  • Единое окно доступа к образовательным ресурсам - http://window.edu.ru/
  • Знакомство с ЭОР / Синаторов С.В. - http://eor.it.ru/eor/mod/scorm/player.php?a=96¤torg=ORG_F3B03F211AC44F47B3734EBAEA9A8D3E&scoid=1144
  • Использование электронных образовательных ресурсов нового поколения в учебном процессе: Научно-методические материалы / Бордовский Г. А., Готская И. Б., Ильина С. П., Снегурова В. И. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2007
  • Каталог образовательных ресурсов сети Интернет - http://catalog.iot.ru/
  • Методические рекомендации «Инновационные возможности ЭОР нового поколения в учебном процессе» – Академия АйТи – Москва, 2007
  • Практическое внедрение ЭОР - http://eor-np.ru/node/91
  • Учебный портал по использованию ЭОР в образовательной деятельности - http://eor.it.ru/eor/
  • Федеральные образовательные ресурсы для общего образования - http://www.edu.ru/db/portal/sites/res_page.htm
  • Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов - http://fcior.edu.ru/
  • Формы взаимодействия пользователя с электронным образовательным ресурсом / Осин А.В. - http://edu.of.ru/fmmc/default.asp?ob_no=27184
  • Электронные издания учебного назначения: концепции, создание, использование / Агеев В. Н., Древс Ю. Г. – М.: МГУП. – 2003
  • Электронные образовательные ресурсы - http://www.eorhelp.ru/
  • Электронные образовательные ресурсы в деятельности учителя – предметника / Михайлева Н.М. - http://uo-prohladny.narod.ru/ikt/sem_gmo_ruk/mixl.htm
  • Электронные образовательные ресурсы нового поколения в вопросах и ответах - http://www.ed.gov.ru/news/konkurs/5692


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование электронных образовательных ресурсов на уроках математики как средство развития познавательной самостоятельности учащихся

Для повышения уровня развития познавательной самостоятельности учащихся необходимо повышение их мотивации к изучению предмета и изменение подходов педагога к процессу обучения.  А это невозможно ...

«Электронно-образовательные ресурсы как средство дистанционного обучения учащихся» (на примера предмета «Русский язык») ГБОУ Гимназия №261

В статье предлагается опыт работы использования электронно образовательных ресурсов как средства обучения учащихся на уроках русского языка....

Использование Электронно - образовательных ресурсов на уроках инженерной графики как средство повышения познавательной деятельности студентов

В программе проведено исследование использование ЭОР в изучении дисциплины инженерная графика, сделаны выводы, подведены итоги анкетирования среди обучающихся и родителей...

Статья - Использование электронных образовательных ресурсов (ЭОР) на занятиях в системе дополнительном образовании

Статья - Использование электронных образовательных ресурсов (ЭОР) на занятиях в системе дополнительном образованииЭлектронные образовательные ресурсы (ЭОР) используются в образовательном процессе уже ...

Методическая разработка по теме: « ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ПЕДАГОГАМИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Методическая разработка  раскрывает особенности и возможности использования электронных образовательных ресурсов в образовательном процессе....

Сообщение на МО «Использование электронных образовательных ресурсов на уроках русского языка как средство повышения мотивации обучающихся»

Сообщение на МО «Использование электронных образовательных ресурсов на уроках русского языка как средство повышения мотивации обучающихся»...