разработка занятия "Как люди научились считать"
методическая разработка

Щукина Галина Владимировна

Разработка занятия по теме: "Как люди научилтсь считать" с презентацией

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Автор: Щукина Галина В ладимировна, Педагог дополнительного образования МБОУ ДО « Москаленский ЦДО» « КАК ЛЮДИ НАУЧИЛИСЬ СЧИТАТЬ».

Слайд 9

= =

Слайд 11

« КАК ЛЮДИ НАУЧИЛИСЬ ЗАПИСЫВАТЬ ЦИФРЫ». Цифры Древнего Египта

Слайд 12

У древних греков, например, вместо цифр, были буквы. Буквами обозначались цифры и в древних русских книгах: “А” - это один, “Б” - два, “В” – три и т.д.

Слайд 14

Цифры Древнего Рима

Слайд 16

Индейцы майя ухитрялись писать любое число, используя только точку, линию и кружочек Так выглядели древние китайские цифры

Слайд 17

Все-таки, откуда же взялись те десять цифр, которыми мы пользуемся сегодня? Наши современные цифры пришли к нам из Индии через арабские страны, поэтому их и называют арабскими . Происхождение каждой из девяти арабских цифр хорошо видно, если их записать в “угловатой” форме.

Слайд 18

«НУЛЬ» от слова « НУЛЛА» - в переводе с латинского «НИКАКАЯ»

Слайд 20

БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ!



Предварительный просмотр:

Методическая разработка занятия

Автор: Щукина Галина Владимировна

« КАК ЛЮДИ НАУЧИЛИСЬ СЧИТАТЬ».

Цель: расширить кругозор детей, познакомить с историей возникновения счета, с арабскими и римскими цифрами.

Учиться считать люди начали в незапамятные времена, а учителем у них была сама жизнь.

Древние люди добывали себе пищу главным образом охотой. На крупного зверя – бизона или лося – приходилось охотиться всем племенем: в одиночку ведь с ним не справишься. Командовал облавой обычно самый старый и опытный охотник. Чтобы добыча не ушла, ее надо было окружить, ну вот хотя бы так: пять человек справа, семь сзади, четыре слева. Тут уж без счета никак не обойдешься! И вождь первобытного племени справлялся с этой задачей. Даже в те времена, когда человек не знал таких слов, как “пять” или “семь”, он мог показать числа на пальцах рук.

Кстати сказать, пальцы сыграли немалую роль в истории счета. Особенно когда люди начали обмениваться друг с другом предметами своего труда. Так, например, желая обменять, сделанное им копье с каменным наконечником на пять шкурок для одежды, человек клал на землю свою руку и показывал, что против каждого пальца его руки нужно положить шкурку. Одна пятерня означала 5, две – 10. Когда рук не хватало, в ход шли и ноги. Две руки и одна нога – 15, две руки и две ноги – 20.

Так люди начинали учиться считать, пользуясь тем, что дала им сама природа, – собственной пятерней.

Часто говорят: “Знаю, как свои пять пальцев”. Не с этого ли далекого времени пошло это выражение, когда знать, что пальцев пять, значило то же, что уметь считать?

Пальцы были первыми изображениями чисел. Очень сложно было складывать и вычитать. Загибаешь пальцы – складываешь, разгибаешь – вычитаешь. Когда люди еще не знали, что такое цифры, в ход при счете шли и камешки, и палочки. В старину, если крестьянин-бедняк брал в долг у богатого соседа несколько мешков зерна, он выдавал вместо расписки палочку с зарубками – бирку. На палочке делали столько зарубок, сколько было взято мешков. Эту палочку раскалывали: одну половинку должник отдавал богатому соседу, а другую оставлял себе, чтобы тот потом не требовал вместо трех мешков пять. Если давали деньги друг другу в долг, тоже отмечали это на палочке. Словом, в старину бирка служила чем-то вроде записной книжки.

« КАК ЛЮДИ НАУЧИЛИСЬ ЗАПИСЫВАТЬ ЦИФРЫ».

Проходили многие-многие годы. Менялась жизнь человека. Люди приручили животных, на земле появились первые скотоводы, а затем и земледельцы. Постепенно росли знания людей, и чем дальше, тем больше увеличивалась потребность в умении считать и мерить. Скотоводам приходилось пересчитывать свои стада, а при этом счет мог идти уже сотнями и тысячами. Земледельцу надо было знать, сколько земли засеять, чтобы прокормить себя до следующего урожая. А время посева? Ведь, если посеять не во время, урожая не получишь!

Счет времени по лунным месяцам уже не годился. Нужен был точный календарь. К тому же людям все чаще приходилось сталкиваться с большими числами, запомнить которые трудно или даже невозможно. Нужно было придумать, как их записывать.

В разных странах и в разные времена это делалось по-разному. Очень разные и порою даже забавные эти “цифры” у разных народов. В Древнем Египте числа первого десятка записывали соответствующим количеством палочек. Вместо цифры “3” – три палочки. А вот для десятков уже другой знак – вроде подковы.

У древних греков, например, вместо цифр, были буквы. Буквами обозначались цифры и в древних русских книгах:  “А” - это один, “Б” - два, “В” – три и т.д.

У древних римлян были другие цифры. Мы и сейчас пользуемся иногда римскими цифрами. Их можно увидеть и на циферблате часов, и в книге, где обозначается номер главы. Если внимательно рассмотреть, римские цифры похожи на пальцы. Один – это один палец; два – два пальца; пять – это пятерня с отставленным большим пальцем; шесть – это пятерня да еще один палец.

Индейцы майя ухитрялись писать любое число, используя только точку, линию и кружочек

Все-таки, откуда же взялись те десять цифр, которыми мы пользуемся сегодня? Наши современные цифры пришли к нам из Индии через арабские страны, поэтому их и называют арабскими. Происхождение каждой из девяти арабских цифр хорошо видно, если их записать в “угловатой” форме.

Эти цифры произошли от счета по пальцам. Цифру “1” писали так же, как и сейчас, палочкой, цифру “2” – двумя палочками, только не стоячими, а лежачими. Когда эти две палочки быстро писали одну под другой, их соединяли косой черточкой, как мы соединяем буквы в слова. Вот и получился значок, напоминающий нашу теперешнюю двойку. Тройка получалась при скорописи из трех палочек, лежащих одна под другой. В пятерке можно узнать кулак с отставленным пальцем, даже само слово “пять” происходит от слова “пясть” – кисть руки.

От арабов к нам пришло и слово “цифра” от слова “сифр”. Цифрами называют все десять значков для записи чисел, которыми мы пользуемся: 0, 1, 2, 3, 4, 5, …….

Современное слово “нуль” появилось гораздо позже, чем “цифра”. Оно происходит от латинского слово “нулла” – “никакая”. Изобретение нуля считается одним из важнейших математических открытий. При новом способе записи чисел значение каждой написанной цифры стало прямо зависеть от нее.

позиции, места в числе. При помощи десяти цифр можно записать любое, даже самое большое число, и сразу ясно, какая цифра что обозначает.

« МАГИЯ ЧИСЕЛ».

Какую цифру вы любите больше всего? Семерку? Пятерку? А может, единицу? Вас удивляет такой вопрос: как можно любить, или не любить какие - то цифры, числа? Однако не все так думают. У некоторых есть числа “плохие” и “хорошие”, например, число 7 – хорошее, а 13 – плохое и т.д. Впервые мистическое отношение к числам возникло несколько тысяч лет назад, а в середине века широко распространилось по всей Европе. Была даже целая наука – нумерология, в которой каждое имя имело свое число, получаемое при переводе букв имени в цифры.

Детей заинтересовало значение числа 7.

Ведь очень многое в жизни связано с этой цифрой. Дети-дошкольники, когда им исполняется 7 лет, идут в школу; 7 цветов радуги; 7 дней в неделе; 7 звезд в созвездии Большой медведицы; 7 нот нотной грамоты.

Цифру 7 всегда связывали с понятием везения (удачи). Иногда эту цифру называют знаком ангела.

Семь считали магическим, священным числом. Это объяснялось еще и тем, что человек воспринимает окружающий мир (свет, запахи, вкус, звуки) через семь “отверстий” в голове (два глаза, два уха, две ноздри, рот).

Нередко, приписывая числу 7 таинственную силу, знахари вручали больному семь разных лекарств, настоянных на семи разных травах, и советовали пить семь дней.

Это волшебное число 7 широко использовалось в сказках “Белоснежка и семь гномов”, “Волк и семеро козлят”, “Цветик-семицветик”; в мифах древнего мира.

Отголоски почитания этого числа дошли и до наших дней, когда в речи употребляются пословицы и поговорки типа:

  • - Семь раз отмерь, один раз отрежь.
  • - Семеро одного не ждут.
  • - Лук – от семи недуг.
  • - Семь бед – один ответ.
  • - Семь пядей во лбу.
  • - Семь пятниц на неделе.

Много еще можно узнать о значении числа 7, однако каждое число имеет свое магическое значение.

А сколько звезд на небе? Сколько животных в зоопарке? А сколько ходит детей в детский сад? Дети скоро пойдут в школу и научатся считать и записывать большое количество предметов с помощью этих простых, но нужных десяти цифр.

ВИКТОРИНА: «Умеете ли вы считать?»

1.Сотня лун бы появилась - И тогда бы осветилась Ночь как день!
Но, жаль, луна Светит нам всегда …      
1

2.Людям всем дано от Бога По одной лишь голове!
Ну, а руки что, а ноги? Их у каждого по …        
2

3.Вот так чудо! Ну-ка, ну-ка, Ты получше посмотри -
Это вроде бы и буква, Но еще и цифра …        
3

4.Я у бабушки была, - У нее во всей квартире
Три огромные стола,- Ног у каждого — …      
4

5.На руке малышка Лена Любит пальчики считать!
У нее, на удивленье, Каждый раз выходит …          
5

6.А моей подруге Тоне Довелось на пони сесть,
И у Тони вместе с пони Стало ножек сразу …          
6

7.Есть пословица у нас И она известна всем -
Отрезаешь только раз, А отмерить надо …        
7

8.- Сколько ты имеешь ножек? - Осьминога тихо спросим.
Тот ответить нам не сможет, Но и так мы знаем — …    
8

9.Вот так циферка, взгляни, У нее и фокус есть -
Ты её переверни, И получишь цифру шесть!                
9

10.Сколько вместе будут весить Две гантели с цифрой пять?
Да, не надо и гадать - Не кило, а целых …                  
10


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КАК ЛЮДИ НАУЧИЛИСЬ СЧИТАТЬ

Рассказ о том, как мы становились мудрее...

"Как люди научились считать" (материал для математического кружка в 5 классе)

Конспект занятия математического кружка в 5 классе....

"Как люди научились считать" - стенд по математике

8 листов формата А4 можно распечатать и вывесить в период декады математики в целях активизации интереса учащихся к математике. Можно использовать на классных часах при беседах на познавательные темы....

Презентация "Как люди научились считать"

Вводный урок по математике в 5 классе при изучении темы "Натуральные числа"...

Статья на тему: Как люди научились считать.

В статье собрана информация о том как разные народы считали в древности....

Как люди научились считать.

Проект "Как люди научились считать" 5 класс...