Использование технологии обучения в сотрудничестве на занятиях по хореографии
статья

Ясенович Ирина Михайловна

В хореографическом коллективе «Коломбина» одной из основополагающих идей обучения является идея обучения в сотрудничестве. Взаимодействие между старшими и младшими учащимися, между учащимися и педагогом, родителями и выпускниками и т.д., такая работа сплачивает коллектив, налаживает коммуникативные связи, а также позволяет решать различные образовательные и воспитательные задачи.

Педагог должен создать условия для формирования навыков взаимодействия. Для решения поставленных задач необходимо определить учебно-воспитательную задачу понятную для учащихся, результатом которой станет осмысление важности совместной работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologii_obucheniya_v_sotrudnichestve.doc201.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ДВОРЕЦ ТВОРЧЕСТВА

«У ВОЗНЕСЕНСКОГО МОСТА»

АДМИРАЛТЕЙСКОГО РАЙОНА

САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

Использование технологии обучения в сотрудничестве

на занятиях по хореографии

Материалы из опыта работы

 хореографического коллектива «Коломбина»

Автор:

Ясенович Ирина Михайловна,

педагог дополнительного образования

Санкт- Петербург

2019


В хореографическом коллективе «Коломбина» одной из основополагающих идей обучения является идея обучения в сотрудничестве. Взаимодействие между старшими и младшими учащимися, между учащимися и педагогом, родителями и выпускниками и т.д., такая работа сплачивает коллектив, налаживает коммуникативные связи, а также позволяет решать различные образовательные и воспитательные задачи.

Педагог должен создать условия для формирования навыков взаимодействия. Задачами педагога станет обучение учащихся самостоятельно использовать способы сотрудничества в совместной со сверстниками деятельности, формирование чутья конфликтной ситуации и чувства ответственности за результат общей деятельности.

Для решения поставленных задач необходимо определить учебно-воспитательную задачу понятную для учащихся, результатом которой станет осмысление важности совместной работы. Задачей учащихся в коллективе «Коломбина» станет овладение навыком сотрудничества. Далее необходимо определиться с формой занятия. В качестве формы занятия нами был выбран конкурс, т.к. данная форма поможет созданию мотивационной структуры, окажет поддержку заинтересованности детей в достижении результата, создаст условия для совместной творческой деятельности.

Технология сотрудничества, ориентирована на поиск и приобретении детьми новых навыков, помогает реализовать личные и творческие способности ребенка, учит строить свою деятельность самостоятельно или совместно с другими учащимися в группе, а конкурс предоставит участникам возможность принять активное участие в подготовке и проведении мероприятия, проявить свои личные и творческие способности, научиться строить свою деятельность совместно с другими ребятами, найти, добыть знания, необходимые для выполнения задания, строить отношения друг с другом, взаимодействовать с педагогом, концертмейстером, старшими воспитанниками коллектива, родителями.

Воспитание навыка сотрудничества, как и любая воспитательная задача, решается только в долгосрочном планировании. Далее рассмотрим некоторые моменты, на которые мы рекомендуем обратить внимание при подготовке занятий на примере опыта проведения в хореографическом коллективе «Коломбина».

Итак, конкурс «Спортивные звезды» в хореографическом коллективе «Коломбина» проводится ежегодно. Данное мероприятие планируется в рамках общеобразовательной программы коллектива, согласно танцевальному репертуару современной направленности.

В репертуаре коллектива «Коломбина» присутствуют номера в жанре современной хореографии, которые создаются на базе танцевального материала с включением зрелищных элементов гимнастики и акробатики, что требует развитой пластики тела и определенного уровня физической подготовки. Сочетание танцев разнообразных стилей и жанров с различными видами спорта несет в себе глубокий потенциал с точки зрения развития возможностей человеческого тела как средства художественной и духовной выразительности.

Не каждый участник коллектива для создания и реализации по-новому осмысленных, пластически ярких сценических образов танца обладает достаточно развитыми физическими данными – гибкостью, прыгучестью, выносливостью, координацией, скоростно-силовыми качествами. Конкурс, как форма обучения, помимо создания условий для сотрудничества, решает проблема физической подготовки учащихся.

Специфика выбранной нами формы занятия предполагает подготовительную часть, в которую войдут анкетирование и диагностирование по теме конкурса.

Педагог готовит и проводит анкетирование среди учащихся и родителей. Задачи анкетирования – выявить уровень знаний учащихся в вопросах здорового образа жизни, физического воспитания, технике безопасности во время выполнения физических упражнений, а также поставить исследовательскую задачу перед каждым учащимся – поиск, подбор личного комплекса ежедневных упражнений.

Педагог диагностирует учащихся. Задача – выявить уровень физического развития учащихся до начала подготовки к конкурсу.

Помимо этого педагог посредством педагогического наблюдения выявляет и фиксирует уровень понимания правил и норм, умений и навыков сотрудничества в группе. Организация конкурса совместно с детьми – это долгосрочная деятельность, которую можно разбить на несколько этапов в зависимости от возраста учащихся, а также сообразно педагогическим задачам.

I этап

Педагог, демонстрируя личным примером способы сотрудничества, совместно с детьми устанавливает сроки подготовки и проведения конкурса. Задача – настроить детей на активную работу, напомнить о необходимости выполнения ежедневных физических упражнений. Объяснить правила и нормы сотрудничества друг с другом. Проиграть примеры проблемных ситуаций. Договориться с детьми о возможных решениях и выходах. Педагог и учащиеся совместно разрабатывают положение конкурса, утверждают спортивные и акробатические элементы, исходя из разработанных детьми индивидуальных комплексов. В разных возрастных группах задания могут отличаться. Также совместно утверждаются нормы и правила исполнения элементов конкурсной программы. Педагог с помощью воспитанников старшей группы составляет сценарный план конкурса.

II этап

Учащиеся в группах готовят индивидуальные танцевально-спортивные номера, отрабатывают их исполнение, подбирают музыкальный материал самостоятельно и с родителями. Договариваются о совместной работе в парах и малых группах. Проводится предварительная жеребьевка среди участников конкурса. Проводится обсуждение в группах, справились ли воспитанники с заданием, какие возникли сложности при выполнении, почему? Как действовать в следующий раз в подобной ситуации?

Помимо этого педагог проводит поиск компетентного жюри среди коллег, учащихся старшей группы, выпускников коллектива, а также родителей воспитанников. Готовит бланки с таблицами баллов для жюри. Приобретает реквизит для оформления зала, танцевальных номеров, работы жюри, призы для победителей конкурса.

На этом заканчивается подготовительный этап организации конкурса, основная творческая деятельность учащихся, а также формирование умения сотрудничать. Подготовительный этап может занять 2-3 занятия, но может быть разбит на полугодие.

Далее начинается следующий этап – Конкурс, реальная ситуация наблюдения, во время которого дети должны проявить и закрепить навык сотрудничества в группах. Примерный план проведения конкурса можно видеть в Приложении 1. Во время этого этапа посредством педагогического наблюдения педагог выявляет уровень развития полученного навыка. Основными показателями в данном случае станут желание вступать в контакт, умение организовать общение и знания норм сотрудничества и др. (См. Приложение 2).

Технология сотрудничества предоставляет детям возможность учиться самостоятельно выполнять поставленные задачи, рационально проводить свое свободное время, развить свои творческие способности, проявить свои умения в заданиях совместного характера.

Командный игрок — это человек, способный проявлять уважение к другим и вызывать уважение к себе. Уважение — двустороннее явление.


Список используемой литературы:

  1. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. – М., 2000
  2. Программа для внешкольных учреждений. – М., Просвещение, 1986
  3. Сухомлинский В.А. О воспитании. – М., 1973
  4. Хореографическая работа со школьниками / под ред. Коноровой Е.В. / – Л., Государственное учебно-педагогическое издательство, 1958        Чуричков А., Снегирев В. Копилка для тренера. – СПб., Речь, 2006         Никитина В. 300 лучших игр для детских праздников. – М., Ринол Классик Дом XXI век. – М., 2007
  5. Л.И. Пензулаева «Подвижные игры и игровые упражнения для детей 5-7 лет» Москва «Владос» 2001г.
  6. Т.А. Гусева «Гимнастическая терминология на уроках физической культуры в общеобразовательной школе» Тобольск ТГПИ им. Д.И.Менделеева 2002г.
  7. Назарова А.Г. Игротренинг. Методическое пособие для работы с детьми дошкольного и школьного возраста. – СПб, 1998
  8. Гущина Т.Н. Игровые технологии по формированию социальных навыков у подростков. – М., Аркти, 2007
  9. Вульфов Б.З., Синягин Ю.В. Интересы и потребности современных детей и подростков. – СПб, Каро, 2007
  10. Меняева, И. Н. О методике проектов // Педагогическая мастерская. – 2004. – № 4.
  11. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. / Под ред. Е.С. Полат. - М., 2001
  12. Кукушин В.С., Болдырева-Вараксина А.В. Педагогика начального образования. - М., 2005.

Интернет-ресурсы

  1. Группа в социальной сети «В контакте»: http://vk.com/kolombinastudia 
  2. Каталог танцевальных сайтов: http://www.globaldance.info/ 
  3. Сайт «Мир джазового танца»: http://www.offjazz.com/ 
  4. Сайт материалов для учителя музыки, включая каталог сайтов, нотные архивы, музыкальные энциклопедии: http://muza-live.ucoz.ru/dir/21-1-2 
  5.  www.horeograf.com Сайт посвящен хореографам и танцорам.
  6. http://horeograf.ucoz.ru/blog Музыка для танцев, развивающие игры для детей,

гимнастика в стихах, методические пособия для педагога –хореографа.


Приложение 1

Примерный план проведения спортивного конкурса

«СПОРТИВНЫЕ ЗВЕЗДЫ»

Основная цель

Повышение уровня физического развития учащихся с помощью технологии сотрудничества.

Основные задачи:

  1. Создание условий для формирования навыков взаимодействия, реализации личных и творческих способностей воспитанников, значимых для самих детей.
  2. Приобретение детьми поискового и исследовательского опыта работы;
  3. Приобретение детьми соревновательного опыта;
  4. Приобретение детьми навыков взаимодействия в их индивидуальной и коллективной деятельности.

ЭТАП I (организационный):

Построение детей в фойе зала, проверка их внешнего вида, настрой на активность, соревновательность, дружелюбие и эмоциональность, вход в зал, поклон. Представление членов жюри.

ЭТАП II (основной):

Участие детей в заданиях спортивного характера, танцевальных этюдах, акробатических конкурсах, в танцевально-спортивной эстафете, игровой программе спортивной направленности (в парах, в группах).

  1. Спортивный танец «ЧЕРЛИДИНГ»

  1. Конкурс акробатических элементов. Согласно проведенной накануне жеребьевки, участники по одному выходят на середину зала и демонстрируют свои приобретенные умения и навыки. Все элементы конкурса разделены на подгруппы: 
  • «лягушка»
  • «стульчик»
  • растяжка из положения ног «поза по-турецки»
  • стойка на лопатках
  • мост (из двух положений)– лежа на полу на спине или из положения стоя.
  • «складка» по 6-ой позиции ног.
  • «складка» по 2-ой позиции ног.
  • шпагаты
  • прыжки по 6-ой позиции ног
  • прыжки с поджатыми ногами
  • разножка
  • самостоятельно-сочиненный прыжок
  1. Конкурс самостоятельно-сочиненного спортивного этюда.
  2. Конкурс «Лучший дуэт»:

- прыжки по 6-ой позиции ног, на месте и продвигаясь вперед;

- прыжки по 6-ой поз., на месте и продвигаясь спиной;

- прыжки с поджатыми коленями на месте и продвигаясь вперед;

- самостоятельно-придуманная комбинация в паре.

  1. Групповой танцевально - спортивный номер «Кто, если не мы»
  2. Игровая программа спортивной направленности.

Этап III (контрольный)

На протяжении всего мероприятия напоминание детям об организованности, правилах сотрудничества, собранности, активности, соревновательном характере мероприятия, помощь детям, испытывающим трудности, эмоциональная поддержка учащихся со стороны педагога, участников, родителей на всех этапах конкурса.

Этап IV (эмоционально-оценочный)

По итогам конкурса дается оценка коллективу учащихся, отмечается успешная работа отдельных детей, отдельных команд, группы в целом, обращается внимание на допущенные ошибки для исправления их в будущем, дается установка на дальнейшую деятельность. Выступление членов жюри. Предоставляется слово родителям.

Приложение 2

Лист педагогического наблюдения

ФИО учащегося

Желание вступать в контакт

Умение организовать общение

Знание норм и правил сотрудничества

Отношение к результату общего дела

Взаимопомощь

Примечание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование технологии обучения в сотрудничестве (команд, групп) при написании (создании) творческих работ

Мастер- классТема: «Использование технологии обучения в сотрудничестве (команд, групп) при написании (создании) творческих работ»....

Творческая работа "Использование технологии обучение в сотрудничестве на уроках истории»

Данная работа содержит подробное описание педагогической технологии "Обучение в сотрудничестве".  История создания, авторы технологии. Методы технологии: обучение в команде, учимся вместе, подход...

Урок с использованием технологии «Обучение в сотрудничестве»

Урок с использованием технологии «Обучение в сотрудничестве» ( с применением методики «Солнышко») по теме Типы химических связей. 11 класс...

Преимущества использования технологии обучения в сотрудничестве на различных этапах подготовки и проведения проектов

Метод проектов органично сочетается с групповым (cooperative learning) подходом к обучению.         Групповая деятельность организуется на разных этапах подгото...

Урок с использованием технологии «Обучение в сотрудничестве» ( с применением методики «Солнышко»)

Цели. Повторить, обобщить и углубить знания учащихся о типах химических связей; сформировать представление о единой природе хим. связей, развивать мыслительную активность учащихся (умение анализироват...

"ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ В СОТРУДНИЧЕСТВЕ В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА"

Данный методический доклад  раскрывает суть одной из современных педагогических технологий, применяемых при обучении английскому языку  в системе среднего профессионального образования, ее п...