Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Вязание"
рабочая программа

Моисеенкова Галина Петровна

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Вязание"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_vyazanie.doc503.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Центр детского творчества»

г. Ярцево Смоленской области

Программа принята

на педагогическом совете

протокол №1 от «30» августа 2019 года

Утверждена приказом № 77 от 30.08.2019 г.

по МБУДО ЦДТ

Директор ___________Е. А. Корчагина

Возраст обучающихся: 8 - 15 лет

Срок реализации: 4 года

             

Автор-составитель:

Моисеенкова Галина Петровна,

педагог  дополнительного образования

г. Ярцево, 2016 г.

Содержание

Пояснительная записка ………………………………………………………………………….3

 Учебный план:                                                                                            

1-го года обучения ………………………………………………………………………………11

2-го года обучения ………………………………………………...........................................11

3-го года обучения………………………………………………………………………………11

4-го года обучения………………………………………………………………………………12

Содержание учебного плана:

1-го года обучения………………………………………………………………………………13

2-го года обучения ………………………………………………………………………….......15

3-го года обучения ………………………………………………………………………………17

4-го года обучения ………………………………………………………………………………19

Календарный учебный график

1-го года обучения……………………………………………………………………………….21

2-го года обучения ………………………………………………………………………….......24

3-го года обучения ………………………………………………………………………………27

4-го года обучения ………………………………………………………………………………30

Методическое обеспечение программы………………….....................................................32

Методическое обеспечение образовательного процесса

1-й год обучения………………………………………………………………………………….33

2-год обучения……………………………………………………………………………………35

3-й год обучения………………………………………………………………………………….37

4-й год обучения………………………………………………………………………………….39

Мониторинг результатов обучения ребенка

по дополнительной общеобразовательной программе…………………………………………41  

Протоколы аттестации обучающихся……………………………………………………………41

Методические материалы…………………………………………………………………………45

Список литературы…………………………………………………………..............................51

                                   

Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Вязание» является программой художественной направленности. Программа включает в себя подразделы: основы вязания крючком, основы вязания

Новизна программы

1.Программа «Вязание» позволяет осваивать несколько направлений искусства вязания, осуществлять их сочетание в творчестве, что расширяет возможности развития творческих способностей и креативного мышления.

2. В основе программы заложено приобщение детей к традиционным формам рукоделия в совокупности с современными тенденциями развития вязального искусства.

3. Программа предполагает тесное переплетение техник вязания.

Актуальность программы

Вязание - любимое и широко распространенное ремесло. Привлекает оно многими достоинствами. Постигнув его секреты, можно без особых затрат изготовить не только качественный, но и неповторимый наряд, сделать уютным и красивым свой дом. Сам процесс вязания действует успокаивающе на человека. И неудивительно, что   в последнее время вязанием стали увлекаться не только взрослые, но и дети. Наша задача не просо привлечь, но и научить детей этому замечательному ремеслу, сделать его доступным для всех.

Актуальность программы заключается в том, что она отражает общую направленность к популяризации рукоделия, внесению новых современных тенденций в его традиционные формы. Освоение новых современных техник вязания позволяет сформировать художественный вкус ребенка, сделать доступными другие формы художественного творчества.

Программа ориентирована на разный уровень способностей и подготовленности учащихся. В ходе ее освоения, каждый ребенок поднимается на новый качественный уровень индивидуального развития, что соответствует потребностям детей и их родителей.

Педагогическая целесообразность

Педагогическая целесообразность программы заключена в эффективной организации образовательных, воспитательных и творческих процессов, основывающихся на единстве формирования сознания, воспитания и поведения детей в условиях социума.

В основе реализации программы лежит активный процесс взаимодействия педагога и воспитанников: в совместном общении выстраивается система жизненных отношений и ценностей в единстве с деятельностью.

Занятия видами рукоделия, представленными в программе, способствуют развитию эстетического вкуса, воображения, фантазии, воспитанию усидчивости, аккуратности, трудолюбия.

Формируется благоприятная среда для индивидуального развития детей, происходит саморазвитие, самореализация, формируется творчески активная личность.

Цели и задачи программы:

Цель данной программы: формирование и развитие творческих способностей обучающихся в процессе освоения вязального мастерства (крючок и спицы).

В процессе обучения реализуются следующие задачи:

  • Обучающие:  

- освоить традиционные техники вязания крючком и спицами,

- ознакомиться с  современными  приемами вязания,

- овладеть принципами составления цветовой гаммы,

- изучить  условные обозначения и схемы, используемые в вязании.

  • Развивающие:

- развить эстетические и творческие способности обучающихся,

- дать понятие о цвете, гармонии.

- познакомить детей с видами декоративно-прикладного искусства,

- познакомить детей с современным декоративно-прикладным творчеством.

- развить у детей фантазии, образного мышления, внимания,

  • Воспитательные:

- сформировать трудовые и эстетические навыки,

- воспитать аккуратность и культуры труда,

- развивать эмоциональную отзывчивость, взаимопомощь и чувство коллективизма, духовные качества личности.

Отличительные особенности программы:

Программа «Вязание» - авторская. Она стала результатом многолетнего изучения и освоения автором техники вязания. Отличительной особенностью программы является применение педагогической технологии на основе интенсификации и активизации деятельности обучающихся (проблемное обучение, игровые технологии), технологии поэтапного освоения новых видов техник вязания.

Содержание программы построено блоками:

1 год-освоение техники вязания, получение необходимых теоретических знаний.

2 год обучения- закрепление полученных знаний на практике.

3,4 год обучения- максимальное развитие творческого потенциала, выполнение самостоятельных работ.    

1 год обучения- данная программа позволяет обучать детей, начиная с  7-8 летнего возраста. Она включает в себя: базовые теоретические и практические основы техники вязания, знакомство с историей возникновения вязального искусства и современными техниками вязания.

2 год обучения- предполагает усвоение полученных знаний на практике путем выполнения образцов работ, следуя инструкциям преподавателя, направленных на создание изделия, отвечающего функциональным и эстетическим требованиям.

3,4 год обучения- совершенствование мастерства, изготовление изделий повышенной сложности, высокого художественного и исполнительского уровня, самостоятельные творческие работы обучающихся.

Уровни сложности программы

Программа «Вязание» является многоуровневой. Это предполагает реализацию параллельных процессов освоения содержания программы на его разных уровнях углублённости, доступности и степени сложности, исходя из диагностики и стартовых возможностей каждого из участников рассматриваемой программы.

Содержание программы построено блоками: стартовый уровень – «Начальный курс» (1 год), базовый уровень – «Основной курс» (2 года), продвинутый уровень – «Курс совершенствования мастерства» (1 года). Каждый блок является законченным этапом обучения, и в то же время основой для дальнейшего продвижения ребенка.

Стартовый уровень - «Начальный курс» (один год обучения).

Предполагает использование и реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную сложность предлагаемого для освоения содержания программы.

Программа данного курса позволяет вести обучение детей как 7-8-летнего возраста, так и более старших детей.

Программа Начального курса включает в себя: базовые теоретические и практические основы вязания, технику работы с инструментами; историю возникновения разных видов вязания и других декоративно-прикладных искусств, сопутствующих вязальному искусству.

На данном этапе происходит знакомство с новыми техниками вязания, обучение основным видам ручных швов, изготовление простых поделок, игрушек, сувениров.

Базовый уровень - «Основной курс» (два года обучения).

Предполагает использование и реализацию таких форм организации материала, которые допускают освоение специализированных знаний и языка, гарантированно обеспечивают трансляцию общей и целостной картины в рамках содержательно-тематического направления программы.

На данном этапе происходит усложнение технологических приемов творчества, создание более сложных изделий, поделок, игрушек, проявление самостоятельного творчества, выражающегося в создании простейших выкроек, изделий с готового образца. Обучающиеся должны включаться в решение задач, направленных на создание целостного изделия, отвечающего как функциональным, так и эстетическим требованиям.

Продвинутый уровень - «Совершенствование мастерства» (один год обучения).

Предполагает использование форм организации материала, обеспечивающих доступ к сложным и нетривиальным разделам в рамках содержательно-тематического направления программы. Также предполагает углубленное изучение содержания программы и доступ к околопрофессиональным и профессиональным знаниям в рамках содержательно-тематического содержания программы. На данном этапе происходит знакомство с новыми современными техниками вязания, закрепляется умение работать со схемами различного уровня сложности, самостоятельно создавать законченное изделие.

Возраст детей, участвующих в реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

Объединение комплектуется из учащихся 7-15 лет, так как возрастные и психофизические особенности детей, базовые знания, умения и навыки соответствуют данному виду творчества.

Сроки реализации программы

Программа рассчитана на 4 года обучения. Занятия проводятся:

1 год обучения-2 раза в неделю по 2 часа (всего 144 часа) с группой 12-15 человек.

2 год обучения-2 раза в неделю по 3 часа (всего 216 часов) с группой 10-12 человек.

3 год обучения-2 раза в неделю по 3 часа ( всего 216 часов) с группой 8-10 человек.

4 год обучения 2 раза в неделю по 3часа (всего 216 часов) с группой 8-10 человек.

Формы и режим занятий

         Для успешного выполнения программы используются многообразные формы и методы работы: коллективные и индивидуальные задания, уроки творчества, уроки-конкурсы. Для результативности обучения задания подобраны так, чтобы процесс обучения осуществлялся непрерывно от простого к сложному. Формы занятий выбираются в соответствии с возрастными и психологическими особенностями воспитанников.

Основными формами практической деятельности являются индивидуальные и групповые занятия. При изучении теории целесообразно использовать методы рассказа с элементами лекции, показа, презентации.

Другие формы:

Для младшего возраста- сюжетные занятия, игры (например, «Вяжем сказку»)

Для среднего возраста- экскурсии, тематические вечера, посиделки, конкурсы, выставки.

Для старшего возраста- создание презентаций, творческие конкурсы, работа с Интернет-ресурсами, экскурсии.

Планируемые результаты освоения обучающимися программы «Вязание»

 (универсальные учебные действия):

 Личностные результаты:

-формирование и развитие интереса к творческой деятельности, художественному искусству.

-формирование целеустремленности и настойчивости в достижении цели в процессе творческой деятельности.

- формирование и развитие художественного вкуса.

-формирование основ гражданской идентичности, чувства патриотизма.

- формирование интереса к истории своего народа, его культуре и традициям в процессе создания художественных работ.

-формирование уважительного отношения к истории и культуре других народов в процессе знакомства с национальным творчеством разных стран.

-формирование нравственных норм, доброжелательности, эмоциональной отзывчивости.

Метапредметные результаты:

Познавательные УУД:

обучающиеся научатся:

- сознательно усваивать полученные знания и использовать их для решения разнообразных учебных и творческих задач.

- работать с источниками информации, анализировать ее и выбирать необходимую (рисунки, схемы, расчеты и др.)

- оценивать возможность ее использования в дальнейшей деятельности.

- анализировать схемы, рисунки, устройство изделия, выделять детали и способы их соединения.  

-выполнять учебно-познавательные действия практической и умственной форме, сопровождая их правильной речевой характеристикой.

-выполнять моделирование и преобразование модели.

обучающиеся получат возможность:

научиться реализовывать собственные творческие замыслы, участвуя в         творческих проектах, конкурсах, выступлениях.

-участвовать в культурно- досуговой деятельности, обогащающей личность, расширяющей и углубляющей знания о данной предметной области.

Регулятивные УУД:

обучающиеся научатся:

-планировать предстоящую практическую работу с учетом поставленной цели, устанавливать порядок и последовательность действий для успешного достижения запланированного результата.

-осуществлять самоконтроль практических действий, корректировать их при необходимости.

-самостоятельно организовывать свое рабочее место.

обучающиеся получат возможность:

-формулировать задачи, находить наиболее эффективные пути их решения в процессе совместной деятельности.

-действовать конструктивно в любых ситуациях, решать их с учетом имеющихся условий.

Коммуникативные УУД:

обучающиеся научатся:

-организовывать совместную работу по группам или в паре, осуществлять деловое сотрудничество и взаимопомощь.

-формулировать свое мнение, иметь варианты решения, аргументировано их излагать, выслушивать варианты решения своих товарищей, учитывать их при организации своей деятельности и совместной работе.

-проявлять интерес к деятельности своих товарищей, результатам их работы, оценивать их в доброжелательной форме, высказывать им свои предложения и пожелания.

учащиеся получат возможность:                      

-совершенствовать свои коммуникативные умения и навыки, опираясь на приобретенный опыт общения.

Предметные результаты:

К концу первого года обучения обучающиеся обладают следующими знаниями и умениями:

-правила безопасного обращения с нагревательными приборами, колющими и режущими инструментами.

-основные инструменты и материалы, необходимые для работы.

-история всех видов вязания, представленных в программе;

- основные виды петель, вязок, техник, швов;

- основы кругового вязания, техника прибавки и убавления петель;

- читать и записывать условные обозначения;

-оформлять готовые изделия;

-определять качество выполненной работы;

К концу второго года обучения обучающиеся обладают следующими знаниями и умениями:

- знают сложные виды петель и технику их выполнения;

-читают и анализируют схемы изделий;

-выполняют работы по технологическим картам;

- современные технологии вязания и их применение;

- название основных видов петель и технику их выполнения;

 -русские- народные традиции (предусмотренные программой)

 - работать со словесным описанием работы;

 -создавать целостный образ работы;

 -самостоятельно определять качество выполненного изделия;

К концу третьего года обучения обучающиеся обладают следующими знаниями и умениями:

 - основные петли, их название и технику вывязывания спицами;

 -базовые сочетания петель, техника их вывязывания;

 -основные узоры и выполнение их образцов;

 -расчет петель, кромочные петли, раппорт;

 - работа со схемами и описаниями вязаных изделий;

 -выполнение работ по технологическим картам;

 - оформление готовых работ и эстетическое их оформление;

 - определять качество выполненных работ.

К концу четвертого года обучения обучающиеся обладают следующими знаниями и умениями:

- сочетать все техники вязания при выполнении изделий;

- самостоятельно подбирать инструменты и материалы для выполнения работы;

- самостоятельно читать схемы и работать по ним;

- выбирать последовательность выполнения работы;

- творчески подходить к выбору цветового решения;                            

-выполнять и оформлять работу самостоятельно;

- творчески осуществлять декоративное оформление готового изделия;

-определять качество выполняемых работ и изделий.

Формы подведения итогов реализации дополнительной общеобразовательной программы

-промежуточная и итоговая аттестация; наблюдение, опрос, анкетирование, тестирование, индивидуальные задания, творческие задания и проекты, самостоятельные работы, участие в выставках и конкурсах, итоговая выставка работ.

Система отслеживания и оценивания результатов

В систему отслеживания и оценивания результатов входят: мониторинг результатов обучения ребенка по дополнительной общеобразовательной программе, промежуточная и итоговая аттестации.

            Мониторинг результатов обучения  проводится два раза в год (декабрь, май) с целью отслеживания результативности обучения обучающегося по программе. Программой предусмотрено проведение промежуточной и итоговой аттестации. Промежуточная аттестация проводится в конце каждого года обучения. Итоговая аттестация проводится в конце всего курса обучения по общеразвивающей программе.

Аттестация обучающихся творческих объединений может проводиться в следующих формах: итоговое занятие, зачет, тестирование, защита творческих работ, выставочный просмотр, конкурс и др.

При оценке результативности освоения учащимися общеобразовательной программы учитывается их участие в выставках, конкурсах детского творчества.

Учебный план занятий

1-й год обучения

№№ пп

Содержание программы

Всего часов

Теория

Практика

Формы контроля/ аттестации

1

Вводное занятие

2

2

-

Наблюдение

2

Азы вязания крючком

14

6

8

Тестирование

3

Вязаные игрушки

50

5

45

Практическая работа

4

Мой уютный дом

40

2

38

Тестирование, наблюдение

5

Маленькая модница

20

1

19

Наблюдение, тестирование

6

Приятные мелочи

10

2

8

Практическая работа

7

Конкурсы, экскурсии

6

6

-

Наблюдение

8

Итоговое занятие

2

2

-

Наблюдение

144

26

118

Учебный план занятий

2-й год обучения

№№ пп

Содержание программы

Всего часов

Теория

Практика

Формы контроля/ аттестации

1

Вводное занятие

3

3

-

Наблюдение

2

Азы вязания на спицах

12

3

9

Тестирование, наблюдение

3

Круговое вязание

90

3

87

Тестирование, наблюдение

 4

Ажурное вязание

48

3

45

Тестирование, наблюдение

5

Цельновязанные изделия

51

3

48

Практическая работа

6

Экскурсии, мероприятия

9

9

-

Наблюдение

7

Итоговое занятие

3

3

-

Наблюдение

 

216

27

189

Учебный план занятий

3-й год обучения

№№ пп

Содержание программы

Всего часов

Теория

Практика

Формы контроля/ аттестации

1

Вводное занятие

3

3

-

Наблюдение

2

Парад прихваток

24

3

21

Тестирование, наблюдение

3

Интерьер своими руками

57

3

54

Наблюдение, практическая работа

4

Крючок-«волшебник»

120

3

117

Наблюдение

5

Мероприятия, экскурсии,

9

9

-

Наблюдение

6

Итоговое занятие

3

3

-

Наблюдение

216

24

192

Учебный план занятий

4-й год обучения

№№ пп

Содержание программы

Всего часов

Теория

Практика

Форма контроля/ аттестации

1

Вводное занятие

3

3

-

Наблюдение

2

Вязаное болеро

33

3

30

Наблюдение, практическая работа

3

Вязание джемпера (рукав реглан)

93

6

87

Практическая работа

4

Летняя кофта

54

3

51

Практическая работа

5

Берет

20

3

17

Практическая работа

6

Мероприятия и экскурсии

10

10

-

Наблюдение

7

Итоговое занятие

3

3

-

Наблюдение

216

31

185

       

Содержание учебного плана

1-й год обучения

1. Вводное занятие (2 часа): знакомство с членами коллектив, план работы творческого объединения, решение организационных вопросов, охрана труда и техники безопасности.

 2. Азы вязания (14 часов).

Теоретические основы вязания: техника вязания крючком, постановка рук, движения, инструменты, нитки, основные понятия, термины, условные обозначения, схемы, показ образцов (6 часа).  

Практическая работа:                                                    

№1-набор петель начального ряда, вывязывание воздушных петель(2 часа)

№2-вывязывание столбиков без накида, столбика с накидом(2 часа)

№3- комбинация столбиков с накидом и без накида(4 часа)

3. Вязаные игрушки (50 часов):

История вязаной игрушки: показ образцов игрушек, технология вязания;

Практическая работа:

№1,№2,№3,№4,№5,№6 - вязание игрушки «Черепашка», изготовление фурнитуры, сборка, оформление игрушки (12часов)

№7,№8,№9,№10,№11,№12,№13,№14    - вязание игрушки «Лягушонок» (16 часов)

№15-№25-вязание игрушки «Котенок» (22 часа)

4. Мой уютный дом (40 часов):

История вязания салфеток: просмотр вязаных образцов, виды салфеток, отличие схем вязания, просмотр фото из журналов «Валентина», выбор 3 образцов(2 часа)

Практическая работа:

№1, №2, №3, №4,№5, №6 - вязание прихватки «Поросенок» (12 часов)

№7,№8,№9,№10,№11, №12- вязание салфетки «Подсолнух» (12 часов)

№13,№14,№15- вязание игольницы «Сердечко» (6 часов)

№16,№17,№18,№19,№20- вязание карандашницы «Собачка» (10 часов)

5. «Маленькая модница» (20 часов):

Теоретические основы вязания комплекта для девочки: просмотр образцов готовых изделий, выбор модели, подбор ниток и инструментов, описание вязания .

Практическая работа:

№1,№2,№3,№4,№5,№6,№7 -  вязание летней сумочки (14 часов)

№8,№9,№10 – вязание повязки для волос (6 часов)

6. «Приятные мелочи» (10 часов):

Теоретические основы вязания: просмотр готовых образцов, обсуждение цветового решения, техника вязания, схема вязания

Практическая работа:

№1,№2,№3  -  вязание чехла для телефона «Тигренок» (6 часов)

№4,№5   -  вязание сувенира «Солнышко» (4 часа)

7. Мероприятия и экскурсии (6 часов)

 - экскурсия на трикотажное производство(2 часа)

 - новогодний утренник(2 часа

 - игровая программа «Мы за чаем не скучаем»(2 часа)

8. Итоговое занятие: подведение итогов работы (2 часа).

           

           

 

                                       

Содержание учебного плана

2-й год обучения

1.Вводное занятие (3 часа)

Вводный инструктаж. Инструктаж по охране труда. План работы на год. Организационные вопросы.

 2. Азы вязания на спицах (12 часов):

Теоретические основы вязания на спицах: техника вязания спицами, постановка рук, основные понятия, термины, условные обозначения, инструменты, материалы.(3 часа).

Практическая работа:

№1- набор петель начального ряда; лицевые петли, изнаночные

петли.(3 часа)

№2- накид (прямой, обратный), сочетание лицевых, изнаночных петель, образцы вязок. (3 часа)    

3. Круговое вязание на пяти спицах (90 часов):

  Теоретические основы кругового вязания: инструменты, материалы, техника   вязания, расчет петель начального ряда, этапы вязания рукавичек, носков, перчаток (3 часа).

Практическая работа:

№1, №2, №3, №4, №5, №6, №7, №8, №9  - «Рукавички»: набор петель начального ряда, вязание резинки, полотна рукавички, вывязывание пальчика, запуски мыса, оформление изделия.(27 часов)

№10,№11,№12,№13,№14,№15,№16,№17№18    - «Носки»: набор петель, вязание резинки, вывязывание пятки, вязание полотна, закрытие мыса, оформление изделия.(27 часов)

№19,№20,№21,№22,№23,№24,№25,№26,№27,№28,№29  - «Перчатки»: набор петель, вязание полотна, вывязывание пальцев, оформление изделия.(33 часа)              

4. Ажурное вязание (48 часов):

Основы ажурного вязания: технология ажурного вязания, рисунки ажурного вязания, просмотр образцов ажурного вязания, подбор рисунков ажурного вязания для выполнения работ по теме, расчет петель.(3 часа)

Практическая работа:

№1, №2, №3, №4, №5 - вязание шапочки (15 часов)

 №6, №7, №8, №9, №10- вязание шарфик (15 часов              

 №11,№12, №13- вязание тапочек (9 часов)

 №14, №15- вязание манишки (6 часов)

 5. Цельновязанные изделия  (51 час):

Теоретические основы изготовления цельновязанных изделий: техника вывязывания, понятие «регланная линия»,  способы вывязывания регланной линии, образцы  изделий, вывязывание образцов. (3 часа)

Практическая работа:

 №1, №2, №3 -  вывязывание образцов регланных линий (9 часов)

 №4, №5, №6, №7, №8, №9,№ 10, №11, №12, №13,   -  вывязывание  кофточки (30 часов)

 №14, №15, №16  - декоративное оформление и сбор изделия (9 часов)

6. Мероприятия и экскурсии (9 часов):

 - экскурсия в городской музей (3 часа)

 - новогодние торжества(3 часа)

  - игровая программа-конкурс «Умелица»(3 часа)

7. Итоговое занятие : подведение итогов работы ( 3 часа)

Содержание учебного плана

3-й год обучения

1.Вводное занятие: организационные вопросы, режим работы творческого объединения, план работы, вопросы охраны труда и техники безопасности (3 часа).

2. «Парад прихваток» (24 часа):

Прихватки: виды, предназначение, просмотр предлагаемых образцов,

 обсуждение цветового решения работ, схемы, техника вязания (3 часа)

Практическая работа:     

№1, №2 - вязание прихватки «Цветок»(6 часов)

№3, №4     - вязание прихватки «Клубника»(6 часов)

№5,№6   - вязание прихватки «Лоскутик»(6 часов)

 №7  - оформление (декоративное) готовых изделий (3 часа)

3. «Интерьер своими руками (57 часов):

 Интерьерные панно: просмотр готовых образцов, обзор журналов «Мой уютный дом», техника вышивки крестом, инструменты и материалы.(3 часа)  

Практическая работа:

№1,№2,№3,№4,№5,№6,№7,№8,№9-  панно «Мурлыка»(27 часов)

№10,№11,№12,№13,№14,№15,№16,№17 - изготовление настенного панно «Корзина»(24 часа)

 №18 - обсуждение работ в творческом объединении, выбор лучшей       работы (3 часа)

4. Крючок - «волшебник» (120 часов).

Теоретические основы вывязывания моделей одежды (топик, шарф, шаль): просмотр предлагаемых готовых изделий, выбор моделей, инструменты и материалы, выбор образцов вязок, техника вязания изделий (3 часа)

Практическая работа:

№1 - вывязывание образца рисунка для вязания топика (3 часа)

 №2, №3, №4,№5,№6,№7,№8,№9,№10,№11,№12,№13- вязание топика(36  часов)

 №14,№15 –декоративное оформление края изделия (6 часов)

 №16,№17,№18,№19,№20 - вязание шарфа(15 часов)

№21,№22,№23,№24,№25,№26,№27,№28,№29,№30,№31,№32,№33,№34,№35,№36-вязание шали (48 часов)

№37,№38,№39-декоративное оформление края изделия(9 часов)

5. Мероприятия и экскурсии (9 часов):

 - участие в работе «Мастерская Деде Мороза» (3 часа)

 - новогодние мероприятия (3 часа)

 - экскурсия в трикотажный цех (3часа)

6. Итоговое занятие. Подведение итогов работы (3 часа).

Содержание учебного плана

4 год обучения

  1.Вводное занятие (3 часа): вводный инструктаж, инструктаж по охране труда. План работы на год.

 2 .Вязание болеро (33 часа).

Основы вязания болеро: схема вязания, расчет петель, образец рисунка, подбор материала, инструменты (3 часа)

Практическая работа:

№1- вывязывание образца рисунка (3 часа)

№2, №3, №4, №5 - вязание полочек изделия (12 часов)

№7, №8, №9, №10- вязание спинки изделия (12 часов)

№ 11- сбор и оформление изделия (3 часа)

3.Вязание джемпера с рукавом реглан (93 часа).

 Основы вязания трикотажа: этапы работы, схема вязания основных  деталей, расчет петель, выбор рисунка, выбор материала для работы, инструменты (3 часа).

Практическая работа:

№1- вывязывание образца рисунка (3 часа).

№2- набор петель начального ряда  спинки, вязание резинки (3 часа)

 №3, №4, №5, №6, №7, №8, №9, №10, №11-вязание полотна спинки (27 часов).

№12, №13, №14, №15, №16, №17, №18, №19, №20- набор петель начального ряда, вязание резинки, вязание основного полотна полочек (27 часов).

№21, №22, №23, №24, №25, №26, №27, №28, №29-набор петель начального ряда, вязание резинки, вязание основного полотна рукава (27 часов).

№30-сбор и оформление изделия (3 часа).

4. Летняя кофта (54 часа):

Теоретические основы вязания кофточки: этапы работы, выбор техники вязания, выбор рисунка, схема образца, расчет петель, материалы и инструменты (3 часа).

Практическая работа:

№1, №2, №3, №4, №5, №6, №7, №8- набор петель начального ряда, вязание спинки (24 часа)

№8, №9, №10, №11, №12, №13, №14,№15- набор петель начального ряда, вязание передней полочки ( 24 часа).

№16-оформление и сбор изделия.

5. Берет (21 час).

  Основы вязания берета: схема вязания берета, расчет петель, вязание образца узора, техника вязания и запуска изделия, инструменты и материалы (3 часа).

Практическая работа: 

№1-набор петель начального ряда, вязание резинки (3 часа).

№2,  №3,  №4, №5-вязание полотна берета (12 часов).

№6- сбор и оформление изделия (3 часа).

6.  Мероприятия и экскурсии (9 часов):

       -экскурсии на выставки рукоделия (3 часа).

       -новогодний огонек ( 3 часа).

       - выставка работ учащихся т/о «Вязание» (3 часа).    

 7. Итоговое занятие . Подведение итого работы (3 часа).

     - итоговая выставка работ т/о «Вязание» : подготовка, оформление.  

                         

Календарный учебный график

1 год обучения

№п/п

Месяц

Тема занятия

Форма занятия

Количество часов

Форма контроля

1.

Сентябрь

Введение в дополнительную развивающую программу.

История возникновения вязального искусства, виды вязания .

Беседа, лекция

      2

Наблюдение.

Азы вязания крючком: воздушные петли, столбик без накида- техника вязания.

Объяснение, практическое занятие.

        10

       

Тестировапние.

Техника вязания столбика с накидом.

.

       

Чередование петель. Вязание образцов.

         

Круговое вязание, правила прибавления петель.

Объяснение, практикум.

        4

Опрос, наблюдение.

     2.

Октябрь

Вязание игрушек. Игрушка «Черепашка»: разбор схемы вязания, детали игрушки, сшивание деталей, оформление готовой игрушки.

Объяснение, практикум

      12

Тестирование, наблюдение

Игрушка «Лягушонок»: разбор схемы вязания деталей игрушки, вязание туловища .

Рассказ, практикум.

       4

Выставка, наблюдение.

     3.

Ноябрь

Вязание игрушки «Лягушонок»: вязание деталей игрушки, сшивание и оформление готовой игрушки.

Практикум.

       12

Тестирование, наблюдение.

Вязание игрушки «Котенок»: детали игрушки, техника их вывязывания. Вязание мордочки.

Объяснение, практикум.

       4

Тестирование, наблюдение.

    4.

Декабрь

Вязание игрушки « Котенок»: вязание туловища, лапок, хвоста. Сшивание деталей, оформление готовой игрушки.

Практикум.

         14

Тестирование, выставка-конкурс.

Подготовка к новогодней выставке детского творчества

Практикум

       2

Наблюдение.

  5.

Январь

Вязание игрушки «Котенок», изготовление аксессуаров для игрушки.

Практикум.

        4

Творческий конкурс, наблюдение.

«Мой уютный дом»:  Вязаная прихватка «Поросенок» (повторение техники кругового вязания): вязание полотна прихватки, ушек, пятачка, изготовление фурнитуры, сшивание прихватки. Декоративное оформление.  

         

  Практикум   

       

      12

Тестирование.

   6.

Февраль

Вязаная салфетка «Подсолнух»: разбор схемы вязания, подбор материала, правила утюжки и ухода за изделием.

Объяснение, практикум.

        12

Наблюдение.

Игольница «Сердечко»: разбор схемы вязания, вязание деталей, сшивание .

Объяснение, практикум.

        4

       

Тестирование.

    7.

Март

Игольница «Сердечко», декоративное оформление работы.

Практикум

         2

Творческий конкурс.

Карандашница «Собачка»: детали и техника их вывязывания, декоративное оформление работы.

Беседа, Практикум.

       10

Наблюдение, творческий конкурс.

«Маленькая модница» Вязаная сумочка для девочки: набор петель начального ряда, вязание полотна сумочки.

  Беседа, практикум   

       4

Тестирование

   8.

Апрель

Вязаная сумочка: вязание полотна сумочки, изготовление ручек, сшивание изделия, вязание аксессуаров, декоративное оформление сумочки.

Объяснение, практикум.

          10

Наблюдение, творческий конкурс.

Летняя повязка для волос: набор петель, вязание полотна, сшивание, декоративное оформление.

Беседа, практикум.

         6

Тестирование.

    9.

Май

Чехол для телефона «Тигренок»: вязание полотна, вывязывание деталей мордочки,  сшивание частей, декоративное оформление работы.

Практикум

          6

Тестирование

Летний сувенир «Солнышко»: разбор схемы вязания, вязание полотна, вязание лучиков, декоративное оформление работы.

Рассказ, практикум

        4

Наблюдение

Итоговое занятие.

Беседа

         2

Наблюдение, поощрение.

10.

В течение года

Праздничные мероприятия.

        6

                        

Календарный учебный график

2 год обучения

№п/п

Месяц

Тема занятий

Форма занятий

Количество часов

Форма контроля

      1.  

Сентябрь

Введение в дополнительную общеобразовательную программу.

Беседа

3

Наблюдение

Азы вязания на спицах: основные понятия и термины, условные обозначения, основные виды петель, техника провязывания.

Лекция, практикум

        15

Тестирование, наблюдение

Цельновязаные изделия, зимний шарф: набор петель начального ряда, вязание полотна.

Лекция, практикум

         6

Наблюдение, тестирование.

   2.

Октябрь

Зимний шарф: вязание полотна, техника закрытия петель, оформление готового изделия.

Практикум

        6

Наблюдение

Ажурное вязание: накид, способы вязания, провязывание нескольких петель вместе, вывязывание из одной петли нескольких.Образцы.

Лекция, практикум.

         15

Тестирование

 

Ажурное вязание: вязаная зимняя шапочка. Расчет петель, вязание образца вязки.

Практикум

       3

Наблюдение

 3.

Ноябрь

Вязаная шапочка: вязание полотна шапочки, правила вязания донышка, запуск, сшивание, оформление готового изделия.

   Лекция, практикум

       12

Практическая работа

Круговое вязание на 5-и спицах: техника вязания.

Практикум

       3

Наблюдение

Круговое вязание. Носочки: набор петель начального ряда, вязание резинки, вязание полотна до пятки.

Практикум

      9

Наблюдение

    4.

Декабрь

Носочки: техника вывязывания пятки, вязание полотна до мыса, техника закрытия мыса

  Практикум

       12

Наблюдение

Особенности вывязывания узоров в круговом вязании, вязание образцов.

Лекция, практикум

      9

Практическая работа

Экскурсия в РЦКИ

Беседа

      3

Наблюдение

    5.

Январь

Особенности вывязывания узоров, вязание образцов

Практикум

      6

Наблюдение, тестирование

Экскурсия на выставку «Город мастеров»

Беседа

      3

Наблюдение

Круговое вязание: вязание рукавичек на 5-и спицах. Набор петель начального ряда. Вязание резинки, полотна до мыса.

Объяснение, практикум.

        15

Наблюдение, практическая работа

    6.

Февраль

Круговое вязание: техника вязания пальчика, запуск мыса, оформление готового изделия.

Объяснение, практикум

         3

Наблюдение

Цельновязаные трикотажные изделия, техника перемещения петель. Жгутики, техника вязания, двойные жгуты, применение при отделке горловины.

Объяснение, практикум

           21

Наблюдение, тестирование

    7.

Март

Круговое вязание крючком: «Праздничная корзина».Вывязывание ажурного узора, вязание ручки, декоративное оформление края.

Практикум

         9

Практическая работа

Посещение выставки народного творчества в краеведческом музее

Беседа

        3

Наблюдение

Круговое ажурное вязание крючком. Летний мини-топик: набор и расчет петель, вязание полотна.

Практикум

        12

Наблюдение, тестирование.

    8.

Апрель

Летний мини-топик: вязание бретелей, сбор изделия, оформление готового изделия.

Практикум

         6

Тестирование

Цельновязаные изделия крючком. Косынка: правила вязания углом, добавка петель, вязание полотна косынки.

Объяснение, Практикум

         18

Наблюдение

      9.

Май

Косынка: оформление края изделия.

Практикум

      3

Тестирование

Круговое бесшовное вязание на 5-и спицах. Перчатки: вязание резинки, вязание полотна до пальцев, расчет петель для каждого пальца, техника вывязывания каждого пальца, закрытие мыса, оформление готового изделия.

Лекция, практикум.

      15

Наблюдение

Подготовка работ для участия в неделе добра.

        3

Наблюдение

Контрольное итоговое занятие

Практикум

        3

Тестирование

                             

Календарный учебный график

3год обучения

 №п/п

Месяц

Тема занятия

Форма занятия

Количество часов

Форма контроля

1.

Сентябрь

Введение в дополнительную общеобразовательную программу. Инструктаж по технике безопасности, режим занятий

Беседа

        3

Наблюдение

Парад прихваток: показ образцов, обсуждение цветового решения, необходимые материалы, схемы.

   Беседа, практикум

          3

Наблюдение

Прихватка «Цветок»: разбор техники вязания, вязание прихватки, оформление готового изделия.

Практикум

           6

Практическая работа

Прихватка «Клубничка»: разбор схемы вязания, вязание полотна прихватки.

Практикум

        6

Практическая работа

Прихватка «Лоскутик»: разбор схемы вязания, вязание полотна прихватки.

Практикум

           6

Практическая работа

    2.

Октябрь

Прихватка «Лоскутик», декоративное оформление прихватки

Практикум

         3

Практическая работа

Интерьер своими руками. Аппликация «Мурлыка»: технология изготовления аппликации из трикотажа, изготовление лекал, выкраивание фрагментов, притачивание деталей.

Объяснение, практикум

          21

Наблюдение

    3.

Ноябрь

Аппликация «Мурлыка»: эстетическое оформление работы

Практикум

          6

Наблюдение, тестирование

Интерьер своими руками. Настенное панно «Корзина с цветами»: схема вязания, цветовое решение, вязание деталей.

Практикум, объяснение

           18

Практическая работа

     4.

Декабрь

Панно «Корзина с цветами»: притачивание деталей, придание эстетического вида, оформление готового изделия.

Практикум

           9

Наблюдение

Экскурсия в РЦКИ

Беседа

           3

Наблюдение

Крючок – «волшебник»:основы ажурной вязки, схемы ажуров, вязание образцов.  

Практикум

           12

Тестирование

      5.

Январь

 Вязание образцов.

Практикум

            3

Наблюдение

Подготовка и посещение выставки

Беседа

            6

наблюдение

Крючок-«волшебник»: ажурный шарф с каймой: набор петель начального ряда, вязание полотна.

Практикум

           15

Тестирование

    6.

Февраль

Ажурный шарф с каймой: вязание полотна шарфа, вывязывание каймы, изготовление кистей, придание изделию эстетического вида.

Практикум

          24

Наблюдение

     7.

 Март

Крючок-«волшебник»: летний ажурный топ. Схема работы, расчет петель, вязание образца рисунка, вязание полотна топа до бретелий.

Лекция, практикум

           24

Наблюдение

     8.

Апрель

Вывязывание бретелий, сшивание частей изделия. Декоративное оформление края изделия.

Практикум

         9

Тестирование

Подготовка к выставке на неделе добра.

          3

Наблюдение

Крючок-«волшебник»: ажурная шаль. Выбор схемы для вязания, разбор схемы, вязание полотна шали.

Практикум

          12

Тестирование

    9.

Май

Ажурная шаль: вязание полотна шали, оформление края, изготовление кистей, декоративное оформление готового изделия.

Практикум

           18

Наблюдение

Посещение выставки народного творчества в краеведческом музее

Беседа

          3

Наблюдение

Итоговое контрольное занятие

          3

Тестирование

Календарный учебный график

4 год обучения

                    №п/п

Месяц

Тема занятия

Форма занятия

Количество часов

Форма контроля

 1.

Сентябрь

Введение в дополнительную общеобразовательную программу. План работы, инструктаж по технике безопасности.

Беседа

      3

Наблюдение

Болеро (спицы) : просмотр готовых образцов, выбор вязки, расчет петель, вязание полотна изделия.

Лекция, практикум

         21

Наблюдение, тестирование

    2.

Октябрь

Болеро: обвязка горловины

Практикум

           3

Тестирование

   

Болеро: обвязка готового изделия, фурнитура.

Практикум

           9

Наблюдение

Джемпер с рукавом реглан: выбор модели, расчет петель, техника вязания реглана, вязание образца.

Практикум

            6

Практическая работа

Джемпер с рукавом реглан: вязание полотна изделия.

Практикум

          6

Наблюдение

     3.

Ноябрь

Джемпер с рукавом реглан: вязание полотна изделия.

Практикум

           24

Наблюдение

      4.

Декабрь

Джемпер с рукавом реглан: вязание полотна изделия.

           21

Тестирование

Подготовка к выставке детского творчества

           3

Наблюдение

      5.

Январь

Джемпер с рукавом реглан: вязание полотна.

Практикум

           24

Наблюдение, тестирование

      6.

Февраль

Джемпер: обвязка горловины и рукавов, сшивание изделия, придание эстетического вида.

Практикум, объяснение

            12

   

Мероприятия к 23 февраля.

         3

Наблюдение

     

Летняя кофточка с цельновязаными короткими рукавами: выбор модели, расчет петель, вязание полотна.

Лекция, практикум

       9

Наблюдение

     7.

Март

Подготовка к празднованию 8 марта

Беседа

         3

Наблюдение

     

Летняя кофточка: вязание полотна кофточки

Практикум

        21

Наблюдение

     9.

Апрель

Летняя кофточка: обвязка горловины и рукавов, сшивание и оформление готового изделия.

Объяснение, практикум

         24

Тестирование, наблюдение

    10.

Май

Летний берет: схема вязания, вязание полотна изделия, сшивание, декоративное оформление изделия.

Практикум.

          21

Наблюдение

Итоговое контрольное занятие.

Беседа

          3

Наблюдение

 

Методическое обеспечение        

             программы

Методическое обеспечение образовательного процесса

I год обучения

п  /п

Темы

Формы занятий

Приёмы и методы

Дидактический материал

Техническое оснащение, материалы и инструменты

Формы

подведения итогов

1.

Введение в образовательную программу. Вводный инструктаж. Инструктаж по охране труда. Знакомство с коллективом.  

Теоретические занятия.

Рассказ, беседа, игры и упражнения на знакомство.

Инструктажи, памятки для учащихся.

Тетрадь, ручка, ватман, фломастеры, маркеры.

Анкетирование, опрос.

2.

Азы вязания крючком.

Теоретические, практические занятия.

Словесные методы: рассказ, объяснение.

Демонстрационный  показ техники выполнения основных петель и элементов. Репродуктивный. Демонстрационный показ (выполнение столбиков с накидом и без накида).

Альбомы с образцами основных вязок.

Пряжа, крючки №1, №2, ножницы.

Анализ педагога по результатам практической деятельности.

Рефлексия.

3.

Вязаные игрушки

Теоретические, практические занятия.

Словесные методы: рассказ, объяснение. Методы ИКТ: показ мультимедийных презентаций «Вязаные игрушки». Демонстрационный: просмотр фотографий, образцов готовых изделий.

Образцы и фотографии готовых изделий, мультимедийная презентация, методическое пособие «Вязаные игрушки». Схемы вязания.

Экран, проектор, ПК, шерстяные и полушерстяные нитки, х/б нитки, иголки, ножницы, пластмассовая  фурнитура, набивочный материал.

Анализ педагога по результатам практической деятельности. Самоанализ. Рефлексия.

4.

«Мой уютный дом»

Теоретические и практические занятия

Словесные методы: рассказ, объяснение.

Методы ИКТ: показ работ профессиональных мастеров « Русское кружево. Салфетки».

Демонстрационные: просмотр фотографий по теме.

Образцы и фотографии готовых изделий, схемы вязания салфеток, подборка журналов « Валентина».

Х/б нитки типа « Ромашка», «Лотос», «Ирис», Крючки №1, №1,5; №2;.ножницы.

Анализ педагога по результатам практической деятельности. Самоанализ. Рефлексия.

5.

«Маленькая модница»

Теоретические и практические занятия

Словесные методы: рассказ, объяснение. Демонстрационный показ (выполнение работы). Репродуктивный

Образцы готовых изделий, Схемы вязания, методический материал по теме, журналы по вязанию детской одежды.

Шерстяные и полушерстяные нитки,  крючки № 1,5; №2; ножницы.

Анализ педагога по результатам практической деятельности. Рефлексия.

6.

« Приятные мелочи»

Теоретические и практические занятия

Словесные методы: рассказ, объяснение.

  Демонстрационный показ (выполнение работы). Репродуктивный

Образцы и фотографии готовых изделий. Схемы вязания.

Нитки разного вида, набивочный материал, иголки, ножницы.

Анализ педагога по результатам практической деятельности. Самоанализ. Рефлексия.

7.

Итоговое занятие. Подведение итогов работы.

Теоретические занятия

Беседа, тестирование

-

-

Анализ педагога по результатам деятельности за год. Самоанализ.

Методическое обеспечение образовательного процесса

II год обучения

п  /п

Темы

Формы занятий

Приёмы и методы

Дидактический материал

Техническое оснащение, материалы и инструменты

Формы

подведения итогов

1.

Вводное занятие. Вводный инструктаж. Инструктаж по охране труда. План работы на год.

Теоретические, практические занятия.

Рассказ, беседа.

Инструктажи, памятки для учащихся.

Тетрадь, ручка.

Анкетирование, опрос.

2.

 Азы вязания на спицах.

Теоретические, практические занятия.

Словесные методы: рассказ, объяснение.

Демонстрационный показ технологии вывязывания основных петель. Репродуктивный.

Альбомы и журналы с образцами вязок.

Спицы, нитки, ножницы, тетрадь для записей, ручка, карандаш.

Анализ педагога по результатам практической деятельности.

3.

Круговое вязание на пяти спицах.

Теоретические, практические занятия.

Словесные методы: рассказ, объяснение.

Демонстрационный: просмотр фотографий и готовых изделий, показ технологии кругового вязания .

Образцы и фотографии готовых изделий . Схемы вязания.

Шерстяные и полушерстяные нитки, набор спиц, ножницы.

Анализ педагога по результатам практической деятельности. Рефлексия.

4.

Ажурное вязание.

Теоретические, практические занятия

Словесные методы: рассказ, объяснение.

Демонстрационные: просмотр фотографий по теме, интернет-выставки.

Образцы и фотографии готовых изделий, мультимедийная презентация. Схемы и описания рисунков.

Шерстяные и полушерстяные нитки, спицы, ножницы.

Анализ педагога по результатам практической деятельности. Самоанализ. Рефлексия.

5.

Цельновязанные изделия

Теоретические и практические занятия

Словесные методы: рассказ, объяснение.  Демонстрационный: просмотр фотографий, образцов готовых изделий.

Образцы и фотографии готовых изделий, схемы вязания изделий.

Нитки шерстяные и полушерстяные, спицы, ножницы, крючек.

Анализ педагога по результатам практической деятельности. Самоанализ. Рефлексия.

6.

Итоговое занятие. Подведение итогов работы. Итоговая выставка работ т/о «Вязание»

Теоретические занятия

Беседа, тестирование, выставка

-

-

Анализ педагога по результатам деятельности за год. Самоанализ. Рефлексия.

Методическое обеспечение образовательного процесса

III год обучения

п  /п

Темы

Формы занятий

Приёмы и методы

Дидактический материал

Техническое оснащение, материалы и инструменты

Формы

подведения итогов

1.

Вводное занятие. Вводный инструктаж. Инструктаж по охране труда.

Теоретические, практические занятия.

Рассказ, беседа.

Инструктажи, памятки для учащихся.

Тетрадь, ручка.

Анкетирование, опрос.

2.

« Парад прихваток»

Теоретические, практические занятия.

Словесные методы: рассказ, объяснение.

Демонстрационный показ технологии выполнения  схем. Репродуктивный.

Образцы и фотографии готовых изделий, описания вязания и схемы.

Нитки, крючки, ножницы.

Анализ педагога по результатам практической деятельности.

3.

Интерьер своими руками.

Теоретические, практические занятия.

Словесные методы: рассказ, объяснение.

Методы ИКТ: показ мультимедийной презентации «Настенные панно в интерьере». Демонстрационный: просмотр фотографий и готовых изделий.

Образцы и фотографии готовых изделий, мультимедийная презентация, схемы и выкройки.

Экран, проектор, ПК.

Ткань, выкройка, простой карандаш, нитки, иголки, ножницы, нитки вязальные, х/б нитки, мулине.

Анализ педагога по результатам практической деятельности. Рефлексия.

4.

Крючок – «волшебник»

Теоретические и практические занятия

Словесные методы: рассказ, объяснение.

Демонстрационные: просмотр фотографий, картинок, образцов готовых изделий.

Образцы и фотографии готовых изделий, схемы вязания.

Нитки типа « Ирис», крючки, ножницы, иголки.

Анализ педагога по результатам практической деятельности. Самоанализ. Рефлексия.

5.

Итоговое занятие. Подведение итогов работы. Итоговая выставка работ  т/о                      «Вязание».

Теоретические знания.

Беседа, тестирование, выставка.

-

-

Анализ педагога по результатам деятельности за год. Самоанализ. Рефлексия.

Методическое обеспечение образовательного процесса

IV год обучения

п  /п

Темы

Формы занятий

Приёмы и методы

Дидактический материал

Техническое оснащение, материалы и инструменты

Формы

подведения итогов

1.

Вводное занятие. Вводный инструктаж. Инструктаж по охране труда. План работы на год.

Теоретические, практические занятия.

Рассказ, беседа.

Инструктажи, памятки для учащихся.

Тетрадь, ручка.

Анкетирование, опрос.

2.

Вязание болеро.

Теоретические, практические занятия

Словесные методы: рассказ, объяснение.

Демонстрационные: просмотр фотографий по теме.

Образцы и фотографии готовых изделий, Схемы вязания.

Нитки шерстяные и полушерстяные, крючок №2, ножницы.

Анализ педагога по результатам практической деятельности. Самоанализ. Рефлексия.

3.

Вязание джемпера с рукавом реглан.

Теоретические, практические занятия

Словесные методы: рассказ, объяснение.

Демонстрационные: просмотр фотографий по теме.

Образцы и фотографии готовых изделий, схемы вязания.

Нитки шерстяные и полушерстяные, спицы, крючок №2, ножницы.

Анализ педагога по результатам практической деятельности. Самоанализ. Рефлексия.

4.

Летняя кофточка

Теоретические, практические занятия

Словесные методы: рассказ, объяснение.

Демонстрационные: просмотр фотографий по теме.

Образцы и фотографии готовых изделий, схемы и описания вязания.

Нитки « Ирис», крючок, тонкие спицы, ножницы, фурнитура.

Анализ педагога по результатам практической деятельности. Самоанализ. Рефлексия.

5.

Берет.

Теоретические, практические занятия

Словесные методы: рассказ, беседа. Демонстрационные: просмотр фотографий по теме.

Образцы и фотографии готовых изделий.

Нитки, спицы, крючки, ножницы, схема вязания.

Анализ педагога по результатам практической деятельности. Самоанализ. Рефлексия.

6.

Итоговое занятие. Подведение итогов работы.              

Теоретические знания.

Словесные методы: рассказ, беседа.

Анализ педагога по результатам деятельности за год. Самоанализ. Рефлексия.

Протокол промежуточной аттестации обучающихся за 20__-20__ учебный год

По образовательной программе « Вязание»

Педагог дополнительного образования: Моисеенкова Галина Петровна

Форма проведения: контрольное занятие, итоговая выставка работ

Группа ___________ год обучения первый

ФИО учащегося

Направления оценки

Средний балл обучающегося

(низкий – н; средний – с; высокий - в)

  Основы охраны труда на занятиях

Основные виды петель используемых в вязании крючком

Условные обозначения для петель, используемых в вязании крючком

Правила прибавления петель в круговом вязании

Правила убавления петель в круговом вязании

Правила подбора ниток и крючка для вязания изделия

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

Средний балл по направлению

Дата: «___» _______________20_____г. Подпись педагога ___________________________

Протокол промежуточной аттестации обучающихся за 20  -20   учебный год

По образовательной программе «Вязание»

Педагог дополнительного образования: Моисеенкова Галина Петровна

Форма проведения: контрольное занятие, творческое задание, итоговая выставка работ

Группа ___________ год обучения второй

ФИО учащегося

Направления оценки

Средний балл обучающегося

(низкий – н; средний – с; высокий - в)

Умение читать схему

Знание техники выполнения сложных столбиков

Умение пользоваться словесным описанием выполнения работы

Умение работать с технологическими картами

Умение оценить качество выполненной работы

Умение оформлять готовое изделие

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

Средний балл по направлению

Дата: «___» _______________20_____г. Подпись педагога ___________________________

Протокол промежуточной аттестации обучающихся за 20_-20__учебный год

По образовательной программе «Вязание»

Педагог дополнительного образования: Моисеенкова Галина Петровна

Форма проведения: тестирование, творческое задание, итоговая выставка работ

Группа ___________ год обучения третий

ФИО учащегося

Направления оценки

Средний балл обучающегося

(низкий – н; средний – с; высокий - в)

Знание основных петель в вязании спицами

Знание техники вывязывания основных петель

Знание условных обозначений, их чтение в схеме

Что обозначает «Раппорт»?

Правила вывязывания  накида (прямого и обратного)

Правила оформления трикотажа

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

Средний балл по направлению

Дата: «___» _______________20_____г. Подпись педагога ___________________________

Протокол итоговой аттестации обучающихся за 20__-20__ учебный год

По образовательной программе «Вязание»

Педагог дополнительного образования: Моисеенкова Галина Петровна

Форма проведения: тестирование, творческое задание, итоговая выставка работ

Группа ___________ год обучения четвертый

ФИО учащегося

Направления оценки

Средний балл обучающегося

(низкий – н; средний – с; высокий - в)

Умение выбрать цветовое решение

Умение самостоятельно прочитать схему

Умение самостоятельно работать по схеме

Умение творчески оформить готовое изделие

Умение выполнить работу качественно и аккуратно

Сочетание различных техник вязания

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

Средний балл по направлению

Дата: «___» _______________20_____г. Подпись педагога ___________________________

Методические материалы

Дидактические материалы

1.Образцы изделий  по всем разделам программы.

2.Авторские методические разработки по использованию на занятиях различных технологий:

Хворостухина.С.А. Рукоделие для девочек .- М. РИПОЛклассик, 2016 год

-техника вывязывания петель;

- технология вывязывания верхнего трикотажа;

- технология вывязывания аксессуаров;

- технология вывязывания головных уборов;

3.Методические пособия по рукоделию, пособия по вязанию, журналы по вязанию спицами и крючком.

4.Методические папки по видам вязания.

5. Мультимедийные  презентации по разделам программы.

Методический материал

Особенность программы творческого объединения «Вязание» - подбор методики обучения с учетом возраста и развития ребенка. Для результативности обучения задания подобраны так, чтобы процесс обучения осуществлялся непрерывно от простого к более сложному.

По данной программе могут заниматься дети, не имеющие специальной подготовки, так как обучение начинается с самых азов, то есть изучение инструментов, материалов, правил работы с ними, соблюдение техники безопасности, умение пользоваться крючками, спицами, иглами, изучение основных видов петель, техники их вязания.

Методика проведения занятий предусматривает разнообразную практическую деятельность детей:

- репродуктивная – после объяснения педагога повторить данное изделие по заданному образцу.

- творческая – самостоятельно изготовить изделие (в основном на четвертой ступени обучения).

Принципы обучения по программе:

  • Доверительный стиль общения. При объяснении правил, педагог исходит, прежде всего, из желания детей, избегая принуждения.
  • Возрастной принцип. Опора на возрастные особенности учащихся. Учет возраста при подборе средств и методов обучения.
  • Принцип гуманизма. Всестороннее взаимодействие педагога и обучающегося на объективном единстве целей.
  • Принцип поддержки и одобрения обучающегося.. Поскольку большинство детей нуждаются в поддержке и характеризуются выраженной ориентацией на одобрение окружающих, необходимо использовать положительную обратную связь, которая является надежным средством помощи ребенку.
  • Неконкурентный характер отношений. Этот принцип будет соблюден только в том случае, если удалось создать в группе атмосферу доверия, психологической безопасности, обеспечить максимальный комфорт каждому члену группы. Поэтому все занятия строятся так, чтобы свести к минимуму элементы конкуренции, соревнования, победы и поражения. В ходе занятий подчеркивается ценность, уникальность каждого ребенка, его отличие от других.
  • Включенность. Этот принцип предполагает включенность всех детей в работу. Активное участие в происходящем – это норма поведения, согласно которой дети все время активно участвуют в работе группы.
  • Пример других участников. Одним из важнейших принципов групповой работы является обучение каждого обучающегося на примере остальных. Часто восприятие других, отличающееся от собственного, становится источником озарения и постижения нового опыта.

Программа строится на следующих принципах обучения:

  • принцип добровольности, гуманизма, приоритета общечеловеческих ценностей, свободного развития личности, самооценки ребенка, создание максимально благоприятной атмосферы для личностного и профессионального развития обучающегося («ситуация успеха», «развивающее обучение»);
  • принцип доступности обучения и посильности труда;
  • принцип природосообразности: учет возрастных возможностей и задатков обучающихся при включении их в различные виды деятельности;
  • принцип индивидуально-личностной ориентации развития творческой инициативы детей;
  • принцип дифференцированности и последовательности: чередование различных видов и форм занятий, постепенное усложнение приемов работы, разумное увеличение нагрузки;
  • принцип культуросообразности: ориентация на потребности детей, адаптация к современным условиям жизни общества с учетом культурных традиций;
  • принцип креативности: развитие творческих способностей обучающихся, применение методов формирования умений переноса и применения знаний в новых условиях;
  • принцип научности;
  • принцип связи теории и практики, связи обучения с жизнью;
  • принцип систематичности и последовательности;
  • принцип сознательности и активности обучающихся;
  • принцип интегрированного обучения (параллельного и взаимодополняющего обучения различным видам деятельности);
  • принцип «зоны ближайшего развития» для каждого ребенка, выбор индивидуального маршрута и темпа его освоения.

Соблюдение принципов позволяет решить двойную организационную задачу: обеспечить занятие каждым ребенком позиции, которая характеризуется активностью, а также предоставляет педагогу избрать оптимальную тактику проведения занятий.

Программа строится с учетом основных методических принципов:

  • Гуманизация учебно-воспитательного процесса (создание условий для максимального раскрытия возможностей и способностей ребенка).
  • Дифференциация и индивидуализация обучения (учет психических и физических способностей каждого ребенка).
  • Наглядности и доступности (комплексное использование всех методов обучения с учетом индивидуальных особенностей ребенка).
  • Сознательности и активности (понимание обучающимся того, что данные умения и знания пригодятся ему в жизни, проявление желания овладеть этими знаниями).

Основные методы реализации программы:

Словесные методы включают в себя:

 - объяснение основных техник и технологий вязания;

- рассказ об истории возникновения того или иного вида творчества, его отличительных особенностях, стилях и техниках декоративно-прикладного творчества и дизайна.

Демонстрационные методы:

- показ готового изделия, фотографий;

- показ технологии изготовления работы;

- показ мультимедийных презентаций по темам программы.

Репродуктивный метод:

- практическое повторение происходит по принципу «посмотри-сделай»;

- закрепление знаний при самостоятельной работе;

- отработка умений и навыков.

Физкультминутки – обеспечивают мышечную разрядку и органически вписываются в занятия. Они представляют собой игровые упражнения, направленные на развитие моторики, зрительно-моторной координации, помогают снять утомление, позволяют разнообразить занятие.

Творческие лаборатории позволяют самостоятельно создать целостный художественный образ в авторских композициях (4 год обучения)

Форма занятий.

Занятия организуются с учетом количества детей. При реализации программы используются следующие формы занятий:

Учебное занятие – основная форма работы с детьми. На таких занятиях обучающиеся занимаются изучением техник вязания, расчета петель и др.

Самостоятельное занятие – дети самостоятельно выполняют работу. Находят пути решения поставленной задачи.

Занятие-конкурс – выполнение заданий происходит в виде соревнования на самую аккуратную работу.

Занятие-игра – на таком занятии группа делится на команды. Выполнение задания происходит в виде соревнования между командами. Такое занятие может использоваться как форма проверки знаний между обучающимися.

А также широко используются:

Для младшего возраста – игра, в том числе ролевая, сюжетные занятия.

Для среднего возраста: практикумы, экскурсии, тематические праздники, посиделки, оформление выставок и экспозиций, обсуждение, конкурс.

Для старшего возраста: творческие лаборатории по созданию художественного образа в авторских композициях, изучение культурологических материалов, работа с Интернет-ресурсами, создание мультимедийных презентаций, экскурсии.

На различных стадиях занятия желательно:

  • Применять разнообразные приемы включения в работу, чтобы каждый ребенок проявил активность, высказался в ходе занятия.
  • Поощрять все попытки детей поделиться своими идеями и рассказать о них. Поддерживать всех детей, высказывающих свое мнение.
  • Добиваться сплоченности, особо акцентируя внимание на тех моментах, когда группа чувствует себя как одно целое.
  • Помочь каждому ребенку понять, чего он хочет достигнуть в конце занятия. Осознание целей создает чувство надежды и целенаправленность в их достижении.
  • Немедленно реагировать на негативные процессы, происходящие в группе, и вскрывать их раньше, чем они перейдут в открытую конкуренцию, агрессию или вражду.
  • Установить для себя правило оставлять в конце занятия достаточно времени для того, чтобы получить полную обратную связь от детей о проведенном занятии. В конце каждого занятия обязательно похвалить всех детей, чтобы оставался стимул к продолжению общения.

Результативность программы зависит от предварительной подготовки,       которая направлена на формирование условий и пространства для работы группы.

Желательно соблюдать следующие условия:

  • Помещение для занятий должно быть оптимальных размеров. Маленькая комната будет создавать ощущение тесноты, давления, искусственно уменьшать расстояние между участниками занятия. Излишне большое помещение может вызвать чувство потерянности, нарушать атмосферу доверительности.
  • В распоряжении обучающихся должны быть удобные столы и стулья, чтобы обеспечить рабочее место каждому ребенку.
  • Кабинет для занятий должен быть хорошо освещен, так как работа на занятиях требует определенных зрительных усилий.
  • В помещении для занятий желательно иметь поверхность для закрепления плакатов (стенды), место для выставки детских работ, шкаф для наглядных принадлежностей, образцов изделий,  методических пособий.
  • В кабинете должен быть шкаф для хранения необходимых материалов и инструментов для работы (для хранения  иголок, ниток, спиц, крючков, ножниц и др.).

Возрастные особенности обучающихся

В реализации программы участвуют ребята в возрасте 7-15 лет. Психолого-педагогические особенности детей этого возраста позволяют в полном объеме освоить предлагаемые техники рукоделия, умение воспринимать материал, фантазировать, создавать интересные образы игрушек, предметов гардероба. Не у всех детей эти навыки развиты одинаково. Занятия по программе помогут приобрести каждому ребенку уверенность в собственных силах, освоить креативные виды рукоделия, воспитать художественный вкус.

Младший и средний школьный возраст – это важный период для развития и совершенствования координации, быстроты, ловкости и точности движений. В старшем школьном возрасте происходит совершенствование всех этих навыков, а также у каждого обучающегося появляется возможность к творческому поиску, саморазвитию, самосовершенствованию. На занятиях формируется и совершенствуется художественный вкус, происходит формирование творчески активной личности.

Педагогический контроль:

Цель контроля: побудить обучающегося к самосовершенствованию, воспитать умение оценивать свои достижения и видеть перспективу развития.

Формы контроля:

Текущий контроль: осуществляется на каждом занятии – наблюдение за деятельностью ребенка, содержательная оценка – рецензия педагога, само- и взаимоконтроль.

Промежуточный контроль: выполнение контрольных и творческих работ по темам, мониторинг.

Итоговый контроль: мониторинг, отчетная выставка детских работ в кабинете творческого объединения «Вязание».

Критерии отбора работ:

- аккуратность исполнения;

- соблюдение технологии;

- соответствие тематике;

- творческий подход к работе.

Кроме того, в течение года, обучающиеся участвуют в выставках и конкурсах, где происходит оценка их деятельности общественностью и специалистами.

Контроль знаний и умений в группах осуществляется строго дифференцированно, исходя их возрастных, физических, психологических особенностей развития каждого отдельного ребенка.

Средства, необходимые для реализации программы:

Материалы и инструменты: нитки х/б, спицы, крючки, иголки, английские булавки, шерстяные нитки или пряжа, синтепон, пуговицы, ножницы, декоративные элементы.

 Демонстрационный и раздаточный материал: информационные стенды, мультимедийные презентации, схемы, картинки и фотографии.

Техническое оснащение: компьютер, проектор, экран.

Список литературы

Для педагога

  1. А.В. Шевчук «Дети и народное творчество» - М.: «Просвещение», 2015 г.
  2. «Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ» Мин.просвещения, М.: «Просвещение», 2016 г.
  3. И. Богуславская «Добрых рук мастерство», «Искусство», 2016 г.
  4. Л.Б. Иодо «Вязание для девочек»
  5. И.Ф. Шубина «Уроки вязания»
  6. «Вязание крючком», ЭТЦ «Реал», 2017 г.
  7. Астраханцева С.В., Рукавица В.Ю., Шушпанова А.В. «Методические основы преподавания декоративного творчества». – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2015г.
  8. Бутлова Л.Н., Кленова Н.В. «Как организовать дополнительное образование детей в школе». Практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2015г.
  9. «Возвращаемся к истокам: народное искусство и детское творчество». Учебно-методическое пособие. Под редакцией Т.Я. Шпикаловой, Г.А. Боровской. – М.: ВЛАДОС, 2017г.
  10.  Исследовательская работа школьников. Научно-методический и информационно-публицистический журнал. № 1-2, 2016г.
  11. Разина Г.М. «Прикладное искусство в русской культуре 18-19в.». – М.: Московский университет, 2018г.
  12. Сысоева Т. «Шерстяное солнышко». – Каргополь, 2017г.
  13. Милентьева Е.В. «Нить Ариадны». – М.: 2018г.
  14. Ануфриева М.А. Большая энциклопедия рукоделия.- М. АСТ:АСТРЕЛЬ, 2019 год.
  15. Хворостухина.С.А. Рукоделие для девочек .- М. РИПОЛклассик, 2015 год
  16. Власов В.Г. Основы теории и истории декоративно-прикладного искусства. Учебно-методическое пособие.-СпбГУ, 2016.
  17. Методические основы преподавания декоративно-прикладного творчества: учебно-методическое пособие/ Под ред. С.В. Астраханцевой.-Ростов-на-Дону: Феникс, 2016.

Интернет –ресурсы:

  1. Сайт Страна Мастеров: http: //stranamasterov.ru
  2. Cайт Ярмарка Мастеров: http://livemaster.ru

Для обучающихся

  1. Подборка журналов «Лена», «Валентина», «Сандра», «Вверена».
  2. ТОО «Стиль», 2017 г. № 2 «Рукоделие».
  3. Л. Рондели «Народное декоративно-прикладное искусство».
  4. Н. Ханакевич «33 секрета», Москва. 2017 г.
  5. ж. «Маленькая Диана» № 4, октябрь 2015 г.
  6. «Нестареющий клубок», СПб.: «Химия». 2016 г.
  7. «Первые уроки вязания», ООО «Издательство Астрель», 2017 г.
  8. М.В. Максимова «Азбука вязания», изд. «Легкая индустрия», 2014 г.
  9. Поверина Т. «Узорные рукавички». – М.: Культура и традиции, 2014г.
  10. Лютикова Н. «Узорное вязание». – Архангельск, 2014г.
  11. Сборник журналов по вязанию «Валя - Валентина» 2010 – 2019гг.          
  12.  Ануфриева М.А. Большая энциклопедия рукоделия.- М. АСТ: Астрель, 2015.                
  13. Хворостухина  С.А. Рукоделие для девочек.-М.: РИПОЛклассик, 2014.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Сюрприз" педагога дополнительного образования высшей квалификационной категории Лисовой Веры Витальевны

Программа деятельности творческого объединения "Сюрприз", которая заняла 3 место во Всероссийском заочном конкурсе дополнительных общеразвивающих программ для организации отдыха детей и их оздоровлени...

Сведения о качестве дополнительного образования в наглядных формах представления результативности реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы художественной направленности «Декоративно-прикладное творчество"

         Главным результатом реализации программы является создание каждым ребенком своего оригинального продукта, а главным критерием оценки учащегося является не стол...

"Жостовский" поднос - занятие по программе "Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Мастерилка»". Тема: «Изготовление композиций из различных материалов»

quot;Жостовский" поднос - занятие по программе "Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Мастерилка»". Тема: «Изгот...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Художественное вязание»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Художественное вязание»Возраст обучающихся: 10 - 15 лет. Срок реализации: 1 ...

дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности художественного объединения «Волшебная кисточка»

Данная образовательная программа создает благоприятные условия для интеллектуального и эстетического воспитания личности ребенка, направлена на развитие познавательной активности, творческой самореали...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ» (аккордеон) для дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы художественной направленности в области музыкального искусства «Основы музыкального исполнительства»

Программа учебного предмета «Музыкальный инструмент (аккордеон)» разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общераз...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Художественное слово»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной  направленности«Художественное слово»...