Программа дополнительного образования объединения учащихся «Школа успеха»
проект (7 класс)

Кочкина Елена Николаевна

Новые стандарты образования предполагают внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи — вооружить учащегося знаниями — на другую — формировать у него общеучебные умения и навыки, как основу учебной деятельности. Учебная деятельность школьника должна быть освоена им в полной мере, со стороны всех своих компонентов: ученик должен быть ориентирован на нахождение общего способа решения задач (выделение учебной задачи), хорошо владеть системой действий, позволяющих решать эти задачи (учебные действия); уметь самостоятельно контролировать процесс своей учебной работы Основные принципы реализации программынаучность, доступность, добровольность, субъектность, деятельностный и личностный  подходы, преемственность, результативность, партнерство, творчество и успех.

Скачать:


Предварительный просмотр:

СОГЛАСОВАНО:                                               УТВЕРЖДАЮ:

        Зам. директора по УМР                                           Директор :

  ________( М.И. Дмитриева)                                   _________ (Е.В. Забара)

                                       

Программа

дополнительного образования

объединения учащихся «Школа успеха»

 

Автор: Кочкина  Елена  Николаевна,

учитель математики.

                                             Срок реализации –2014-19  год.  

                                              Возраст детей – 11-17 класс

   

                                                               

                                                   

                                   

               

п. Чокурдах 2014-2019г.

 

I. Пояснительная записка.

Данная образовательная программа дополнительного образования педагогов и учащихся соответствует требованиям Закона Российской Федерации «Об образовании» от 13.01 96 г. №12ФЗ и Примерным требованиям к   образовательным программам дополнительного образования детей  (Приказ Минобрнауки России  от 29 августа 2013 г. «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам"»). Программа согласована  с образовательными программами школы: программой развития школы на 2015-2020г.г., программами на 2016-2017 учебный год.

Значительную роль в развитии и  воспитании школьника играет внеурочная занятость. Школа создает условия для обеспечения занятости детей после учебных занятий. Система дополнительного образования предоставляет возможность обучающимся заниматься в различных кружках, секциях в соответствии со своими желаниями, интересами и потенциальными возможностями.

В ФГОС нового поколения использование методов  проектно-исследовательской деятельности определено как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования, а затем, по преемственности, и среднего образования.  

Новые стандарты образования предполагают внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи — вооружить учащегося знаниями — на другую — формировать у него общеучебные умения и навыки, как основу учебной деятельности. Учебная деятельность школьника должна быть освоена им в полной мере, со стороны всех своих компонентов: ученик должен быть ориентирован на нахождение общего способа решения задач (выделение учебной задачи), хорошо владеть системой действий, позволяющих решать эти задачи (учебные действия); уметь самостоятельно контролировать процесс своей учебной работы Основные принципы реализации программы – научность, доступность, добровольность, субъектность, деятельностный и личностный  подходы, преемственность, результативность, партнерство, творчество и успех.

В основе построения данного курса лежит идея гуманизации математического образования, соответствующая современным представлениям о целях школьного образования и ставящая в  центр внимания личность ученика, его интересы и способности.

Содержание материала

В соответствии с  концепцией учебного плана, принятой в школе, программа курса рассчитана на 70 часов, но в целях   индивидуализации дополнительного образования, в соответствии с индивидуальной образовательной траекторией каждого, кто будет посещать занятия объединения, периодичность занятий может быть увеличена до  10 часов в неделю, как за счет часов, выделенных на внеаудиторные занятия, так и за счет личного времени педагога.

В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:

  • Непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;
  • Развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
  • Системность организации учебно-воспитательного процесса;
  • Раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.

 Цель программы: создание эффективной модели дополнительного образования  на основе новых идей его организации, с применением современных  подходов к организации обучения и воспитания  различных категорий учащихся. 

     

  Задачи программы:

  • формирование навыков использования соответствующего математического аппарата при решении заданий ОГЭ, ЕГЭ, ВПР, олимпиадных задач. 
  • расширение и углубление знаний учащихся по  математике с помощью различных подходах к решению как простых, так и сложных задач и заданий;
  • формирование  умения составлять ИОМ и следовать ему;
  • совершенствовать индивидуальные способности учащихся разного возраста, разных классов с различными запросами;
  • создать условия для личностного роста и самоопределения в атмосфере доброжелательности и сотрудничества при выполнении различных видов работ в разных условиях
  1. Содержание программы

      Содержание данной программы согласовано с содержанием программ по психологии, педагогике.  Логика построения программы обусловлена системой последовательного перехода от повторения, закрепления конкретного материала к  овладению учащимися основ самостоятельной работы на новом уровне, в соответствии с ИОМ (индивидуальным образовательным маршрутом).

Актуальность  данной программы определяется тем, что учащиеся расширяют представления   о математике, позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач и заданий, связанных с повторением тем ОГЭ и ЕГЭ, закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию. 
Не менее важным фактором  реализации данной программы является  и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки  аргументации собственной позиции по определенному вопросу.

Известно, что устойчивый интерес к математике начинает формироваться в 14-15 лет. Но это не происходит само собой: для того, чтобы ученик в 8-11 классе начал всерьёз заниматься математикой, необходимо, чтобы на предыдущих этапах он почувствовал, что размышления над трудными, нестандартными задачами могут доставлять подлинную радость.

Освоение содержания программы способствует интеллектуальному, творческому, эмоциональному развитию учащихся. При реализации содержания программы учитываются возрастные и индивидуальные возможности. Основу программы составляют инновационные технологии: личностно - ориентированные, адаптированного обучения, индивидуализация на основе ТИО (технологии индивидуализированного обучения).

Широко применяются ИКТ – технологии, электронное и дистанционное обучение.
При отборе содержания и структурирования программы использованы общедидактические принципы: доступности, преемственности, перспективности, развивающей направленности, учёта индивидуальных способностей, органического сочетания обучения и воспитания, практической направленности и посильности.

Содержание курса объединено в тематические модули, каждый из которых рассматривает задачи определенного содержания курса школьной математики, заданий ОГЭ и ЕГЭ. Все образовательные блоки  предусматривают не только повторение (для некоторых учащихся и усвоение теоретических знаний), но и формирование деятельностно-практического опыта, на основе конкретного ИОМ конкретного ученика.

Практические задания способствуют развитию у детей творческих способностей, умения создавать математические модели.

Результаты обучения по данному курсу достигаются в каждом образовательном блоке. В планирование содержания включены итоговые уроки в форме теста, которые проводятся в конце изучения каждого тематического блока.

Виды деятельности учащихся –

- поиск информации, заданий в ресурсах Интернет, в печатных изданиях,

- рефлексия своей учебной деятельности при изучении курса,

- выполнение домашних заданий,

- самостоятельное решение тестов ВПР, ОГЭ, ЕГЭ.

Освоение содержания предполагает три уровня учебных достижений: базовый и повышенный и индивидуальный. Требования к этим уровням определяются в соответствии с программой курса и ИОМ.

В результате работы   по программе «Школа успеха» учащиеся:

должны знать:

  • основные типы заданий ОГЭ, ЕГЭ, ВПР,  и способы их решения;
  • понятие математической модели, составленной по условию задачи, задания.

должны уметь:

  • переводить условия реальных задач на математический язык;
  • решать практические расчетные задачи и задания, извлекая при необходимости информацию из справочных материалов;  создавая собственные справочники, пособия;
  • составлять ИОМ и следовать ему;
  • интерпретировать полученные промежуточные результаты, успехи и проверять их на соответствие исходным данным ИОМ;
  • создавать ситуацию успеха, уметь отстаивать и защищать свое мнение. 

Методическое обеспечение образовательного процесса.

Занятия по данной программе состоят из теоретической, практической и индивидуальной частей, причем большее количество времени занимает практическая часть. Форму занятий можно определить как индивидуальную и исследовательско-поисковую деятельность детей.

Методика организации теоретических, практических и индивидуальных  занятий может быть представлена следующим образом: разработан проект «Школа успеха», в рамках которого проводятся консультации, элективные курсы, кружки, мини-лекции, мастер-классы.

Новизна: Особенностью и сложностью деятельности по осуществлению программы является то, что мероприятия по проекту посещают не только ученики, которых учитель обучает, но и учащиеся других классов, в которых  он уроки не ведет.

На мини-лекциях, ученики изучают новый материал, который не входит в школьную программу, подходы к решению тех или иных задач, заданий ОГЭ, ЕГЭ, ВПР,  с использованием подобранных педагогом или созданных самими учащимися мини-справочникам, пособиям. Затем проводятся элективные курсы для группы учащихся и  индивидуальные мини-курсы - «секреты успеха при сдаче ЕГЭ, ОГЭ, ВПР», на которых разбираются различные способы  решения самых простых задач, постепенно переходя к сложным заданиям.

Учащиеся изготовляют для себя мини-справочники, пособия по отдельным заданиям, книжки-шпаргалки. При этом важное место занимает формирование умения  в различных источниках информации находить самое важное, нужное для конкретного задания.

В это же время параллельно проводятся  индивидуальные занятия, когда учитель составляет вместе с учеником ИОМ.

На занятиях по ИОМ учитель отвечает на конкретные  вопросы и ведет занятия по технологии индивидуализированного обучения. На определенных этапах начинается освоение ТИО для групп учащихся, при этом в кабинете могут одновременно присутствовать и заниматься несколько учащихся из разных классов.

Особенности организации занятий: обычное занятии элективных курсов длиться 45 минут, мини –лекция от 30 минут до 1,5 часа. На занятиях учащиеся знакомятся с различными видами задач, заданий ОГЭ. ЕГЭ, ВПР. Дальнейшее освоение материала в основном происходит в процессе практической творческой деятельности.  

Эффективным для математического развития детей является такое введение нового теоретического материала, которое вызвано требованиями практики, его личными запросами. Ученик должен уметь сам сформулировать задачу, вопрос, а новые знания теории, задания практики помогут ему в процессе решения этой задачи. Данный метод позволяет на занятии сохранить высокий творческий тонус при обращении к теории и ведет  к более глубокому ее усвоению.

Важным условием придания обучению проблемного характера является подбор материала для изучения.   Каждый   последующий   этап должен включать в себя какие-то новые, более сложные задачи, требующие создания математической модели.

Прохождение каждой новой теоретической темы предполагает постоянное повторение пройденных тем, обращение к которым диктует практика решения учеником конкретных заданий. Такие методические приемы, как «опережающее обучение», «возвращение к пройденному»  придают объемность последовательному изложению материала в данной программе, что способствует лучшему ее усвоению.

Особое, главное место по времени занимают индивидуальные занятия. Сложность организации таких занятий состоит в том, что, сколько заниматься на индивидуальных занятиях, каждый ученик решает сам.

Условие индивидуальных занятий: говоришь тихо, приходишь и молча садишься, делаешь свои задания, консультируешься, уходишь тоже тихо. Для каждого ученика, который  посещает занятия постоянно, педагог составляет индивидуальный план и с помощью тестов проверяет уровень движения, успеха. Затем вместе с учеником определяет, что и как изучать для дальнейшего продвижения вперед.

Особенности индивидуальных занятий: в кабинете может сидеть один ученик, трое, иногда 5-10, педагог в нужный момент подходит к каждому ученику: проверяет, поясняет, отвечает на вопросы. Если педагога нет в определенный момент или он занят с другими учениками, разрешается входить в кабинет и заниматься, можно включить компьютер, взять с полки учебник, пособие, книжку, почитать, решать задания. Ученик до подхода педагога занимается тем вопросом, заданием, с которым он пришел, педагог подойдет в нужный момент и поможет, ответит на вопросы, объяснит незнакомый материал.

Ожидаемые результаты:

Результаты  первого уровня (приобретение школьником  специальных знаний, навыков, развитие имеющихся способностей);

  • развитие общеучебных умений, навыков и способов познавательной деятельности учащихся;
  • освоение учащимися на более высоком уровне общих операций логического мышления: анализ, сравнение, обобщение, систематизация, в результате решения ими соответствующих задач и упражнений, дополняющих основной курс;
  • повышение уровня математического развития учащихся в результате углубления их знаний по основному курсу;
  • формирование интереса учащихся к математике в ходе получения ими дополнительной информации;
  • приобретение  школьниками навыков самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации;
  • приобретение опыта научного исследования, проявления самостоятельной творческой активности.

Результаты второго уровня  (формирование  позитивного отношения школьника к различным видам деятельности, к собственному успаху):

  • развитие  ценностного отношения  к математической  культуре, знаниям, миру, людям, своему внутреннему миру;
  • приобретение опыта участия во внеурочных мероприятиях познавательной направленности (олимпиады, конференции  учащихся, интеллектуальные  марафоны); предметных неделях, праздниках, конкурсах;
  • приобретение опыта  самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми;

Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта  самостоятельного приобретения знаний и дальнейшего движения вперед):

  • школьник может приобрести опыт самостоятельного поиска новых знаний, умений, навыков;
  • ученик приобретает и оценивает опыт самостоятельного выбора и участия в олимпиадах, конкурсах, акциях, нужных ему для его дальнейшего прогресса.

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему;
  • выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно;
  • составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
  • сверять, работая по плану, свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.

Познавательные УУД:

  • формировать представление о математической науке как сфере человеческой деятельности, о ее значимости в развитии цивилизации;
  • проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;
  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
  • использовать компьютерные и коммуникационные технологии для достижения своих целей;
  • анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления.

Коммуникативные УУД:

  • самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом и т.д.);
  • в дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контраргументы;
  • учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его;
  • понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты (гипотезы, аксиомы, теории);
  • уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

Работа с обучающимися для расширения знаний направлено на достижение следующих целей:

  • в направлении личностного развития: формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества; развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей;
  • в метапредметном направлении: формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности;
  • в предметном направлении: создание фундамента для математического развития, формирование механизмов мышления, характерных для математической деятельности.

Литература:

  1. Математика. Профильный уровень. 2017г Под редакцией И.В.Ященко. Издательство «Экзамен» 2016г
  2. ЕГЭ 1000 задач с ответами и решениями. Под редакцией И.Н.Сергеев, В.С.Панферов. Издательство «Экзамен» 2016г
  3. Открытый банк заданий ЕГЭ по математике.
  4.  Сайт: http://reshuege.ru/
  5. Сайт: http://www.matematika-ege.ru/ 
  6. Сайт: http://www.mathege.ru:8080/or/ege/Main.html?view=Pos 
  7. Сайт:  www.ege.edu.ru.
  8. Кочкина Е.Н. Комплекс для обучения математике.  2015г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная программа дополнительного образования детей "Путь к успеху"

Программа «Путь к успеху» социально-педагогической направленности, предназначена для работы с обучающимися 12-14 лет. Срок реализации программы в течение одного года. Общее количество часов – 68...

Диагностический материал к образовательной программе дополнительного образования детей "Путь к успеху"

Диагностический  материал Методика исследования самооценки Дембо-Рубинштейна в модификации А.М. ПрихожанМетодика Дж. Голланда «Определение типа личности»Методика диагностики предрасположенн...

Программно-методический комплекс образовательной программы дополнительного образования детей "Путь к успеху" занятия 1-5

Занятие «Мой успех»Методическая разработка занятий:Занятие 1. «Будем знакомы!»Занятие 2. «Я и МЫ»Занятие 3. «Мы вместе».Занятие 4. Диагностический блок. Шкала ситуативной и личностной тревожност...

Образовательная программа дополнительного образования для учащихся начальной школы "Говори по-немецки!"

Изучение иностранного языка младшими школьниками прочно вошло в педагогическую практику, открывая большие потенциальные возможности для развития личности ребенка и подготавливая к изучению иностранног...

Авторская адаптационная педагогическая разработка «Русский фольклор» (программа дополнительного образования для учащихся 5 – 7 классов), специальная (коррекционная) школа, VIII вид

Авторская адаптационная педагогическая разработка «Русский фольклор» (программа дополнительного образования  для учащихся 5 – 7 классов)...

Программа дополнительного образования для учащихся специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида "Комнатное цветоводство"

Программа предназначена для развития практических умений и навыков по уходу за комнатными растениями и выращиванию их в домах; развития у детей любви к живой природе, эстетического вкуса; представляет...

Программа дополнительного образования "Футбол в школу" для учащихся 6 классов

Цель программы: способствовать овладению отдельными элементами техники и тактики игры в футбол, развитию физических способностей для всестороннего развития организма учащихся. Задачи програм...