Программа элективного курса по биологии «Основы медицинских знаний».
элективный курс (8 класс)

Терезова Татьяна Васильевна

Программа элективного курса по биологии

«Основы медицинских знаний»

8  класс.

Курс рассчитан на 35 часов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Муниципального образования г. Нягань

“Средняя образовательная школа №1”

РАССМОТРЕННО:

на заседании

ШМО учителей естественных наук

протокол №1

 от 29 августа 2019 г.

ПРИНЯТО:

на заседании

АМНС

Протокол №1

от 30 августа 2019

УТАЕРЖДАЮ:

Директор МБОУ МО

г. Нягань “СОШ№1”

_________________

Л.Е. Мефодий

Приказ №

от 30 августа 2019г.

Программа элективного курса по биологии

«Основы медицинских знаний и

здорового образа жизни»

8 класс.

Курс рассчитан на 35 часов.

Составила:

учитель биологии

Т.В. Терезова

2019 год

Аннотация для родителей и учащихся

Элективный курс «Основы медицинских знаний» предусматривает знакомство учащихся с разнообразными медицинскими профессиями, побуждает школьников задуматься и осмыслить самые разные аспекты медицинских профессий: социальные, экономические, психологические, нравственные и др. Изучение материала курса поможет учащимся лучше понять свои профессиональные предпочтения и совершить осознанный выбор профессии.

Пояснительная записка.

Курс «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни» актуален в современных условиях, когда здоровье подрастающего поколения вызывает серьезные опасения. Содержание программы соответствует поставленным целям. Сочетание теоретического материала с практическими работами обеспечивает учащимся успешное усвоение знаний, создает условия для формирования и развития у обучающихся интеллектуальных и практических умений. Элективный курс рассчитан на 35 часа. Содержание учебного материала данного курса  соответствует целям и задачам предпрофильного обучения и обладает новизной для учащихся. Элективные курсы по медицине  призваны развивать интерес к этой удивительной науке, формировать научное мировоззрение, расширять кругозор учащихся, а так же способствовать сознательному выбору медицинского  профиля учащихся; поэтому он будет полезен широкому кругу учащихся. Привлечение дополнительной информации межпредметного характера о значимости медицины в различных областях, в быту, а так же в решении проблемы сохранения и укрепления здоровья позволяет заинтересовать школьников практической медициной; повысить их познавательную активность, расширить знания о глобальных проблемах, развивать аналитические способности. В конце курса проводится конференция, где школьники выступают с докладами по заинтересовавшей их проблеме.

  Новизна предлагаемой методики обучения состоит в том, что программа элективного курса ориентирована на работу по комплексной схеме «школа – дополнительное образование – учреждение профессионального образования – трудовая деятельность». В этом случае учреждения профессионального образования принимают не просто уже увлеченных делом абитуриентов, а людей, имеющих свое мнение о некоторых позициях, по состоянию дел в отрасли, состоявшихся (как прошедших начальную профильную подготовку) личностей. В свою очередь, обучающиеся могут не только выбрать то или иное учреждение профессионального образования с целью продолжения дальнейшей учебы, но и осознанно проанализировать свои возможности при выборе будущего места работы.

Ребята также могут посещать курс с целью получения элементарных навыков оказания первой помощи, так как практическая часть курса в полной мере подразумевает данную возможность.        

Направленность программы по содержанию  поддерживает   - медицинский профиль, по функциональному предназначению -  предпрофессиональная, по форме организации  - групповой, по времени -  краткосрочной.  

Результатом изучения элективного курса "Основы  медицинских знаний" является  урок-зачет(конференция) с элементами практических заданий, где проверяется не только теоретическое  знание вопросов медицины, но и практические навыки, полученные на занятиях  курса. Итоги изучения элективного курса можно обсудить на семинарском занятии.

Цель курса: формирование у учащихся установки на жизнь как высшую ценность, научить бережному отношению к себе и окружающим людям, выделить ряд основных вопросов, касающихся основ медицинских знаний и здорового образа жизни, сформировать умение следить за своим здоровьем.

Задачи курса

1.Формирование умения и навыков комплексного осмысления знаний, полученных на уроках биологии.

2.Формирование познавательных УУД через самостоятельную, познавательную,

исследовательскую, творческую деятельность учащихся по овладению основными

медицинскими терминами и понятиями.

3. Развитие регулятивных УУД через использование учащимися различных

источников информации.

4. Развитие коммуникативных УУД учащихся через работу в группах, публичные

выступления, использование дискуссионных форм обучения и интерес к профессиям,

связанных с медициной.

Теоретический материал курса неразрывно связан с практикой, и каждое занятие

является логическим продолжением предыдущего, а овладение практическими навыками

предполагает активную самостоятельную и исследовательскую работу учащихся, что

обеспечивает реализацию системно-деятельностного подхода в обучении. Система занятий

ориентирована на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию,

обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному

поиску, отбору, анализу и использованию информации.

    Содержание программы.

1. Введение. 1 час

Общее понятие о здоровье как состоянии организма, которое развивается в процессе реализации генетического материала в условиях конкретной социальной и экологической среды. Критерии здоровья. Общественное, индивидуальное здоровье. Духовное и физическое здоровье в гармоничном единстве.

2. Здоровый образ жизни. 9 часов

Образ жизни - фактор здоровья. Элементы здорового образа жизни. Основные качества, характеризующие физическое развитие человека. Физические упражнения и здоровье. Личная гигиена. Старение. Старость. Продление жизни. Геронтология. Долгожители. Питание и здоровье.  Влияние питания на здоровье. Рациональное питание  - один из компонентов долголетия. Необходимость рационального питания для здоровья. Пищевой рацион человека, режим питания. Болезни, обусловленные неправильным питанием (гастрит, ожирение, гипертония, злокачественные опухоли и т. д.) Искусственная пища.  Витамины. Лечебное голодание: за и против. Раздельное питание. Экологическая безопасность продуктов питания. Практическая работа  «Составление ежедневного рациона питания». Вредные привычки: алкоголизм, курение, наркомания, токсикомания, сложность избавления. Эмоциональная и психическая напряженности – факторы, влияющие на здоровье. Психогигиена. Аутотренинг, релаксация. Закаливание и его влияние на здоровье. Виды закаливания: обтирание, обливание, купание. Стимулирующие и закаливающие факторы: солнечный свет, воздушные ванны. Практические занятия  «Помоги себе сам», «Релаксационные упражнения».

3.  Первая медицинская помощь при травмах и несчастных случаях. 15 часов.

   Значение первой медицинской помощи и правила ее оказания. Понятие о ране, классификация ран и их осложнения. Понятие о ране, классификация ран и их осложнения. Первая медицинская помощь при ранениях. Правила наложения стерильных повязок на голову и грудь. Правила наложения стерильных повязок на живот и верхние конечности. Правила наложения стерильных повязок на нижние конечности. Понятие о переломах и травматическом шоке. Первая медицинская помощь при ожогах. Первая медицинская помощь при внезапном прекращении сердечной деятельности и дыхания. Первая медицинская помощь при обморожениях, солнечном и тепловом ударах, утоплении и укусах ядовитыми змеями и насекомыми.

4.  Инфекционные болезни, их профилактика и меры борьбы с ними. 3 часа.

Понятие об инфекционных болезнях. Профилактика инфекционных болезней. Понятие о личной гигиене больного и ее значение в лечении. Значение дезинфекции, дезинсекции и дератизации в борьбе с инфекционными болезнями. Дезинфекция и меры личной профилактики при уходе за инфекционными больными.

5.  Уход за пораженными и больными, выполнение процедур в лечебных учреждениях.  5 часов

 Понятие о личной гигиене больного и ее значение в лечении. Применение лекарственных средств при лечении больных. Транспортировка больных.

6.  Урок – отчет об исследовательской работе по одной из тем курса. 2часа.

Требования к уровню подготовки обучающихся.

Знать:

  • основные составляющие здорового образа жизни, обеспечивающие духовное, физическое и социальное благополучие;
  • потенциальные опасности природного, техногенного и социального характера, возникающие в повседневной жизни, их возможные последствия и правила личной безопасности;
  • меры безопасности при активном отдыхе в природных условиях;
  • вредное влияние алкоголя, никотина, наркотиков на организм.
  • приемы и правила оказания первой медицинской помощи.

Уметь:

  • доступно объяснить значение здорового образа жизни для обеспечения личной безопасности и здоровья;
  • предвидеть опасные ситуации по их характерным признакам, принимать решение и действовать, обеспечивая личную безопасность;
  • оказывать первую медицинскую помощь при неотложных состояниях.

Использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни дня:

  • выработки потребности в соблюдении норм здорового образа жизни;
  • невосприимчивости к вредным привычкам;
  • обеспечения личной безопасности в различных опасных и чрезвычайных
    ситуациях;
  • оказания первой медицинской помощи пострадавшим в различных опасных или бытовых ситуациях.

Результат моей работы: учащиеся 9 класса выполнили проект «Мой Центр Здоровья».  https://nsportal.ru/shkola/vneklassnaya-rabota/library/2019/12/24/proekt-moy-tsentr-zdorovya 

Информационное обеспечение курса.

Список  литературы.

1.Н.Д.Андреева «Основы рационального питания. Нормы питания.» Биология в школе, №7,2010г.
2.Ю. В. Жданов,В. М. Назаренко «Формирование здорового образа жизни. Практические работы» Биология в школе №2 2010г.
3.В. И. Касаткина «Педагогика здоровья»,М.,Линка-Пресс, 2009 г.
4.Н. П. Майорова,Е.Е.Чепурных,С.М. Шурух «Обучение жизненно важным навыкам»,С.Петербург,2009г.
5.Н.Е.Макарова «Раздельное питание»,Минск,Харвест,2008 г.
6.А.Микитин «Азбука питания»,Ростов-на-Дону «Феникс»,2010 г.
7.В.С.Рохлов «Школьный практикум.Биология.Человек», М.,Дрофа,2012 г.
8.И.Д.Зверев «Книга для чтения по анатомии»,Москва,Просвещение,2012г.
9.А.Т.Смирнов, Б.И.Мишин «Основы медицинских знаний»,Москва,Просвещение,2012г.

10.А.Н.Сизанов «Тесты и психологические игры. Ваш психологический портрет», Минск , «Полымя», 2017 год

11.В.В.Гаевая «За здоровый образ жизни», Волгоград, «Учитель», 2018 год

12. М.В.Высоцкая «Экология – элективные курсы», Волгоград, «Учитель», 2018 год

13.Н.Н.Шапцева «Наш выбор – здоровье», Волгоград, «Учитель», 2018 год

14.М.И.Гоголев, Б.А. Гайко  «Основы медицинских знаний учащихся», Москва, «Просвещение», 2011 год.

Видео и аудио продукция.

1.Загадки человеческого тела – сборник компакт дисков, 3 части; ЗАО «Издательский Дом Ридерз Дайджест», 2010 год.

2.Аудио продукция: «Исцеляющая сила музыки», «Музыка для релаксации», «Йога»; ЗАО «Издательский Дом Ридерз Дайджест», 2009 год.

        

КАЛЕНДАРНО –ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.

Наименование темы

Количество часов

Дата проведения

Форма проведения

Техническое оснащение

Введение.

1

Предмет и задачи курса «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни»  

1

2.09

Лекция

Слайдовая презентация

Здоровый образ жизни.

9

2

1.Психика и здоровье. Механизмы психической защиты.

8.09

Беседа, психологический тест.

Слайдовая презентация

3

2.Творчество и долголетие.

15.09

Беседа, психологический тест.

Библиотечный каталог, интернет-ресурсы

4

3.Жизнь в экстремальных условиях.

22.09

Лекция

Слайдовая презентация

5

4.Природная среда – источник инфекционных заболеваний.

6.10

Лекция

6

5.Шум и здоровье.

13.10

Беседа

Слайдовая презентация

7

6.Культура питания.

20.10

Беседа, психологический тест.

Слайдовая презентация

8

7Лечение музыкой.

27.10

Беседа

9

8.Вредные привычки: алкоголизм, курение, наркомания, токсикомания, сложность избавления.

10.11

Беседа

Слайдовая презентация

10

9.Аутотренинг, релаксация.

17.11

Практическая работа

Слайдовая презентация

Первая медицинская помощь при травмах и несчастных случаях.

15

11

1.Значение первой медицинской помощи и правила ее оказания.

19.11

Лекция

Слайдовая презентация

12

2.Понятие о ране, классификация ран и их осложнения.

24.11

Лекция

Слайдовая презентация

13

3.Виды кровотечений и их характеристика.

1.12

Беседа

Слайдовая презентация

14

4.Первая медицинская помощь при ранениях.

8.12

Лекция

Слайдовая презентация

15

5.Правила наложения стерильных повязок на голову и грудь.

15.12

Практическая работа

Библиотечный каталог, интернет-ресурсы

16

6.Правила наложения стерильных повязок на живот и верхние конечности

22.12

Практическая работа

Библиотечный каталог, интернет-ресурсы

17

7.Правила наложения стерильных повязок на нижние конечности.

12.01

Практическая работа

Библиотечный каталог, интернет-ресурсы

18

8.Первая медицинская помощь при кровотечениях.

19.01

Беседа

Слайдовая презентация

19

9.Первая помощь при синдроме длительного сдавливания и закрытых повреждениях.

26.01

Лекция

Слайдовая презентация

20

10.Понятие о переломах и травматическом шоке.

2.02

Лекция

Слайдовая презентация

21

11.Первая медицинская помощь при переломах.

9.02.

Лекция

Слайдовая презентация

22

12.Первая медицинская помощь при ожогах.

16.02

Слайдовая презентация

23

13.Первая медицинская помощь при внезапном прекращении сердечной деятельности и дыхания.

2.03.

Лекция

Слайдовая презентация

24

14.Первая медицинская помощь при обморожениях, солнечном и тепловом ударах, утоплении и укусах ядовитыми змеями и насекомыми.

9.03

Беседа

Слайдовая презентация

25

15.Выполнение нормативов по оказанию первой медицинской помощи.

16.03

Зачет

Инфекционные болезни, их профилактика и меры борьбы с ними.

3

26

1.Понятие об инфекционных болезнях. Профилактика инфекционных болезней.

6.04

Лекция

Слайдовая презентация

27

2. Значение дезинфекции, дезинсекции и дератизации в борьбе с инфекционными болезнями.

13.04

Лекция

Слайдовая презентация

28

3.Дезинфекция и меры личной профилактики при уходе за инфекционными больными.

20.04

Лекция

Слайдовая презентация

Уход за пораженными и больными, выполнение процедур в лечебных учреждениях.

5

29

1.Обязанности персонала по уходу за больными в процессе их лечения.

27.04.

Лекция

Слайдовая презентация

30

2.Понятие о личной гигиене больного и ее значение в лечении.

4.05

Беседа

Слайдовая презентация

31

3.Выполнение процедур в лечебных учреждениях.

11.04

Экскурсия в больницу

32

4.Применение лекарственных средств при лечении больных.

18.05

Лекция

Слайдовая презентация

33

5.Транспортировка больных.

25.05

Лекция

Слайдовая презентация

34 35

Урок – отчет об исследовательской работе по одной из тем курса.

2

29.05

30.05

Зачет

Слайдовая презентация


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа курса по выбору "Основы медицинских знаний"

   В современном мире опасные и чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера стали объективной реальностью в процессе жизнедеятельности каждого человека. Ана...

Программа элективного курса "Биохимия и основами молекулярной биологии и биотехнологии"

Объем курса 17 часов (1 час в неделю). Предназначен для изучения в 11-м классе естественнонаучного профиля....

Методические основы организации элективного курса по теме «Основы медицинских знаний» для предпрофильного биологического образования школьников.

Цель данного курса в формировании валеологической культуры учащихся, которая включает ответственное отношение к личному здоровью. Программа опирается на соде...

Элективный курс по биологии "Основы медицинских знаний"

Программа элективного курса по биологии разработана для учащихся 9 классов общеобразовательной школы....

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Основы медицинских знаний»

   В современном мире опасные и чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера стали объективной реальностью в процессе жизнедеятельности каждого человека. Ана...

Программа элективного курса по биологии «Основы генетики и геномики человека».

Программа элективного курса по биологии «Основы генетики и  геномики человека»....

Программа элективного курса по биологии «Основы антропологии» VIII класс

     Из всех разделов биологии в школьной программе имеется только один, посвященный изучению человеческого организма, -  «Человек». В его содержании преобладают...