выступление на педсовете
статья

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_pedsovete.docx34.33 КБ

Предварительный просмотр:

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ПЕДСОВЕТЕ

15.01.2020 г.

автор: методист Югова М.В.

Вопросы:

1.«Организация воспитательной работы с обучающимися  как необходимое условие освоения общеобразовательный обще развивающих программ в дополнительном образовании»

2. Единство образовательного и воспитательного процессов в учреждении как условие высокой результативности.

1вопрос

Своё выступление я хотела бы начать фразой Конфуция: «Самое прекрасное зрелище на свете – вид ребёнка, уверенно идущего по жизненной дороге после того, как вы показали ему путь».

У педагога дополнительного образования есть возможность не просто научить ребёнка выбрать жизненную дорогу, но и в процессе сотворчества показать, как правильно идти по выбранному пути.
Воспитание рассматривается в современной педагогической литературе как социальное взаимодействие педагога и воспитанника, ориентированное на сознательное овладение детьми социальным и духовным опытом, формирование у них социально значимых ценностей и социально адекватных приемов поведения.

Дополнительное образование детей в целом и его воспитательную составляющую, в частности нельзя рассматривать как процесс, восполняющий пробелы воспитания в семье и образовательных учреждениях разных уровней и типов. И, конечно же, дополнительное образование – не система психолого-педагогической и социальной коррекции отклоняющегося поведения детей и подростков.

В системе дополнительного образования (через его содержание, формы и методы работы, принципы и функции деятельности) воспитательный процесс реально осуществляется по  четырем направлениям: 

- воспитание (целенаправленное влияние на развитие мотивационно-ценностной сферы человека);

- обучение (целенаправленное влияние на развитие знаково-операционной сферы человека);

- социализация  (ребенок в образовательной системе подвержен не только управляемой (воспитание и обучение), но и стихийной социализации: он проводит значительную часть времени в свободном общении с другими учащимися, воспринимает образы взрослых и выбирает образцы для подражания, участвует в неформальной структуре отношений в рамках тех групп и коллективов, в которые входит, и т.д.);

- взросление (каждый ребенок в рамках той или иной образовательной системы проходит определенные возрастные этапы; традиционно процесс взросления отражает формула «учет возрастных особенностей учащихся», когда ставится задача «перевода» детей из возраста в возраст, «конструирования» возраста средствами образования).

В нашем Доме творчества  компетентными людьми создана воспитательная модель «Человек XXI века»        

Цель воспитательной модели Дома детского творчества – воспитание человека XXI века, содействие формированию творческой индивидуальности обучающихся посредством создания благоприятной среды для саморазвития и самовыражения ребенка.

        Задачи воспитательной системы:

  • создание оптимальных педагогических условий для успешного включения детей в современное социально-культурное пространство, для проявления и реализации  социальной инициативы обучающихся, формирования активной социальной позиции детей и подростков;
  • формирование у воспитанников уважения к интеллектуальному труду, ориентации не на образы массовой культуры и коммерческий успех, а на произведения великий представителей мировой и отечественной культуры;
  • выявление культурно-образовательных ресурсов социальных партнеров, разработка и реализация программы совместных действий по формированию культурно-образовательного пространства малого города;
  • разработка образовательных программ нового поколения, в которых будут максимально учтены образовательные запросы детей и их родителей;
  • разработка годового цикла дел, направленных на развитие творческих способностей обучающихся, организация таких видов деятельности, в которых мог бы проявиться творческий потенциал возможно более широкого круга детей;
  • развитие нравственных качеств личности: доброжелательного отношения к людям, уважения к мнению сверстников, терпимости, вежливости, сдержанности, ответственности.
  • создание условий для воспитания общей культуры детей и подростков, формирования внутренней интеллигентности, духовности, потребности самовыражения через созидательное творчество.

Ожидается, что в результате реализации воспитательной модели у детей будут сформированы следующие качества:

жизнеспособность  совокупность характеристик личности, обладающей разносторонними способностями, базовыми знаниями, нравственными ориентирами  и целевыми установками, позволяющими ей успешно функционировать в динамично развивающемся открытом обществе;

конкурентоспособность – совокупность таких характеристик, как направленность, компетентность, гибкость (интеллектуальная, эмоциональная и поведенческая), позволяющих человеку добиться успеха в деятельности, общении и самопознании;

социальная успешность -  результат специально организованной педагогической деятельности, умение принимать жизненно важные решения, связанные с реализацией себя, как активного социального субъекта.

Модель выпускника творческого объединения уровня начального образования:

  • радость познания;
  • чувство ответственности за труд;
  • экологическая грамотность;
  • чувство прекрасного;
  • психологическое и физическое здоровье;
  • бережливость;
  • социальная самостоятельность, умение жить в коллективе.

Модель выпускника творческого объединения уровня основного общего образования:

  • ориентация на свою будущую профессию и знание, где ее можно получить;
  • наличие базового уровня знаний;
  • знание культурного наследия своей страны, региона, города;
  • сформированная потребность в здоровом образе жизни;
  • умение ориентироваться и оценивать экономическую и политическую обстановку в стране, информированность о событиях в мире;
  • владение элементами этики и психологии семейной жизни;
  • умение реально видеть и адекватно оценивать свои способности и возможности.

Модель выпускника творческого объединения уровня среднего (полного) образования.

  • конкурентоспособный человек, который может адаптироваться к быстроменяющимся условиям в окружающей его среде;
  • человек, для которого значимы общечеловеческие ценности: доброта, гуманизм, справедливость, сострадание;
  • универсальная допрофессиональная подготовка, развитые коммуникативные качества, стремление к непрерывному самосовершенствованию

Педагог дополнительного образования как руководитель детского коллектива – это:

  • профессионал, который является для ребенка образцом в выбранном им виде творческой деятельности;
  • педагог, который способен помочь ученику стать самостоятельным и творческим человеком;
  • воспитатель, который может значительно повлиять на формирование личности воспитанника;
  • лидер детского коллектива, который может способствовать социальному становлению каждого его члена.

Влиять на формирование и развитие детского коллектива в объединении дополнительного образования педагог может через:

  • создание доброжелательной и комфортной атмосферы, в которой каждый ребенок мог бы ощутить себя необходимым и значительным;
  • создание «ситуации успеха» для каждого члена детского объединения, чтобы научить маленького человека самоутверждаться в среде сверстников социально адекватным способом;
  • использование различных форм массовой воспитательной работы, в которой каждый обучающийся  мог бы приобрести социальный опыт, пробуя себя в разных социальных ролях;
  • создание в творческом объединении органов детского самоуправления, способных реально влиять на содержание его деятельности.

1.Деятельность педагога по обеспечению здоровья воспитанников.

Педагог должен знать психологические и физиологические особенности развития ребёнка на разных возрастных этапах, знать основные признаки физиологических расстройств организма детей, разбираться в причинах отклонений в здоровье, заниматься самообразованием в этой области.

Педагог в течение всех лет работы с группой детей изучает особенности развития каждого ребёнка. С этой целью он знакомится с семьёй, выясняет причины заболевания детей (хронические, наследственные). Это поможет раскрыть причины отклонений в здоровье детей, поможет педагогу планировать учебную нагрузку на занятиях и во внеурочной деятельности посильную каждому воспитаннику.

Педагог ведёт работу по профилактике заболеваний. С этой целью проводит беседы о режиме, самоорганизации детей, учит детей рецептам народной медицины, овладению методами релаксации (расслабления). Педагог проводит беседы о личной гигиене человека, отдельно для мальчиков и девочек (в смешанных группах).

Педагог ведёт антиалкогольную и антиникотиновую пропаганду.

Проводит профилактическую работу по предупреждению несчастных случаев. Обучает способам доврачебной помощи (обработка ран, помощь при  солнечном  ударе и др.)

2. Общение.

      Если Вы хотите понять положение каждого ребёнка в различных сферах общения: в семье, школе, внешкольной среде; корректировать отношения между детьми, то педагогу необходимо самому владеть коммуникативной культурой: способностью к умениям объективно воспринимать окружающих людей, находить адекватные стиль и тон общений, способностью эмоционально отзываться на переживания других людей, обладать развитой рефлексией (самоанализом), учитывая особенности мышления людей, свободно владеть речью, т.е. образно и правильно выражать мысли.

Для этого:

-  педагог должен изучить ребят, их взаимоотношения, проблемы в общении.  Во время бесед с родителями необходимо понять, в какой среде воспитывается ребёнок, сильны ли семейные связи, каков стиль взаимоотношений родителей с детьми, положение ребёнка в семье, различать наследственные черты характера (замкнутый, открытый, болтливый и т.д.);

- педагог проводит (совместно с психологом) тестирование, выявляющее взаимоотношения ребят в объединении, черты характера ребёнка, его проблемы в общении;

- организует беседы с воспитанниками, наблюдение за детьми в различных сферах жизни, педагог пытается понять воспитанника, выявить его проблемы и помочь разрешить их, т.к. неблагоприятное положение ребёнка в общении может привести к появлению психических комплексов, срывов, что поставит под угрозу здоровье воспитанника, а значит и его развитие;

- изучив положение ребёнка в сфере "общения", педагог должен очень тактично помочь в разрешении проблем, создать условия для коррекции отношений ребёнка с товарищами, взрослыми и родителями, создать условия для самоутверждения ребёнка в коллективе;

- деятельность педагога дополнительного образования в сфере "общения" с объединением заключается в формировании у детей коммуникативной культуры, созданию благоприятного психологического климата в объединении, семье.

В этом педагогу помогут следующие формы работы:

- коллективные творческие дела; "огоньки", "КВНы", походы, вечера отдыха, дискуссии, направленные на развитие речи, анализа и планирования КТД и своей позиции, способности эмоционально отзываться на переживания товарищей, других людей;

- практикумы по этикету, где бы ребята учились находить адекватный стиль и тон общения, правилам и культуре поведения в обществе;

- беседы и дискуссии, а возможно и лекции по общению, изучение Д.Карнеги, его принципов и способностей общения с людьми;

- тренинги по общению,

- развивать самоуправление ребят не только с целью формирования навыков организаторской и управленческой работы, но и учиться управлять без конфликтов.

Педагог не должен ограничивать общение ребят только рамками своего объединения. Это может привести к появлению группового эгоизма. Поэтому дружба, соперничество с другими группами и объединениями, участие в делах Центра, участие в конкурсах, фестивалях в городе и области помогают ребятам расширить рамки общения, знакомиться с новыми людьми, ощущать себя частью большого мира.

3. Организация досуга является важной составной частью деятельности педагога дополнительного образования.

Благотворное развитие воспитанников в сфере досуга происходит, если ПДО соблюдает следующие правила:

- формы и содержание досуга не навязываются детям, а добровольно ими выбираются;

- досуговая деятельность строится на принципах самоуправления,

- разумно чередуются нагрузки и формы организации досуга (от дискотеки к спокойному общению ребят в кругу).

Досуг - важнейшая сфера развития самоуправления детей школьного возраста. ПДО создаёт условия для развития самоуправления, принимает участие в работе органов самоуправления в своём объединении, тактично направляет работу лидеров. Совместно с воспитанниками планирует, организует и анализирует коллективную творческую деятельность в объединении.

Учитывая, что в досуговой деятельности ярко проявляется индивидуальность, творческие возможности, нравственные качества ребят, ПДО внимательно наблюдает за детьми и использует новые знания о них в воспитательной работе.

Досуговая деятельность объединения осуществляется как часть целого всей воспитательной работы: она тесно связана с организацией здоровья, общения, учения и т.д.

Учреждения дополнительного образования это творческая и воспитательная лаборатория. 

Внимательное отношение, дифференцированный подход к каждому пришедшему, в реализации образовательных программ, доброта и терпение, а не «выбивание» результата, спокойный, постепенный творческий и нравственный рост не только развивает детей, но, самое главное, создает положительные условия для их совершенствования.

Победа в конкурсах, фестивалях – одна из важных составляющих результативности детского объединения. Здесь сразу все понятно.

Труднее всего поддаются оцениванию «внутренние» результаты – личностное развитие конкретного учащегося в процессе освоения им образовательной программы, успешность ее усвоения, степень его гражданского, морально-нравственного и творческого становления, результативность которого носит, как правило, отсроченный характер.

В педагогической теории и практике измерение и оценка результатов образовательного процесса всегда остаются в центре внимания, поскольку они лежат в основе определения эффективности и дальнейшего пути совершенствования содержания, методов и организации обучения. 

Задачи аттестации:

• Учебная. Создаёт дополнительные условия для обобщения и осмысления обучающимися полученных теоретических и практических знаний, умений и навыков.

• Воспитательная. Является стимулом к расширению познавательных интересов и потребностей ребёнка.

• Развивающая. Позволяет детям осознать уровень их актуального развития и определить перспективы.

• Коррекционная. Помогает педагогу своевременно выявить и устранить объективные и субъективные недостатки учебно-воспитательного процесса.

• Социально-психологическая. Даёт каждому обучающемуся возможность пережить "ситуацию успеха".

Каждый педагог нашего учреждения разработал свои критерии оценки освоения программы.  Все педагоги очень серьезно подошли к разработке критериев.

А  так сказать «внутренние результаты» отслеживает, диагностирует сам педагог для себя и своей деятельности. Если педагог стремится работать по современным, новейшим технологиям, он  заинтересован  в своем педагогическом росте и росте своих обучающийся, он   познакомится   с  существующими педагогическими диагностиками, направленных на развитие нравственных качеств личности.

В помощь – интернет и специалисты ДДТ.

 Плавно переходим ко 2 части вопроса

Дополнительное образование – это неразрывное единство процессов обучения, воспитания и развития учащихся и результативность образования связана не только с получением учащимися конкретных предметных знаний и практических навыков, но и с развитием многообразных личностных качеств ребенка.

Образовательный процесс - есть система взаимодействий педагога с детьми, выстроенная в адекватных организационных формах, направленных на выявление и развитие потенциала каждого участника (самообразование).

Выделяют  профессиональное  и социальное воспитание

Профессиональное воспитание обучающихся включает в себя формирование следующих составляющих поведения ребенка:

  • Этика и эстетика выполнения работы и представления ее результатов;
  • Культура организации своей деятельности;
  • Уважительное отношение к профессиональной деятельности других;
  • Адекватность восприятия профессиональной оценки своей деятельности и ее результатов;
  • Знание и выполнение профессионально-этических норм;
  • Понимание значимости своей деятельности как части процесса развития культуры (корпоративная ответственность).

Социальное воспитание включает в себя формирование следующих составляющих поведения ребенка:

  • Коллективная ответственность;
  • Умение взаимодействовать с другими членами коллектива
  • Толерантность;
  • Активность и желание участвовать в делах детского коллектива;
  • Стремление к самореализации социально адекватными способами;
  • Соблюдение нравственно-этических норм (правил этикета, общей культуры речи, культуры внешнего вида).

 Система дополнительного образования для детей - это сфера, которая объективно объединяет воспитание, обучение и творческое развитие личности ребенка в единый процесс.

Это создает атмосферу взаимного интереса единомышленников и партнерства между педагогами и воспитанниками. И именно эти характеристики подчеркивают особенности воспитательной работы в области дополнительного образования, способствующее формированию здорового образа жизни детей, направленности на общечеловеческие духовные ценности.

Единство процессов обучения и воспитания не означает, что они не имеют своих специфических особенностей. Об этом мы не будем говорить.

В содержании воспитания превалирует формирование убеждений, норм, правил, идеалов, социально значимых отношений, установок, мотивов, способов и правил общественно ценного поведения идейно-политического, нравственного, трудового, эстетического и гигиенического характера. 
Говоря более обобщенно, можно утверждать, что оба процесса одновременно влияют на сознание, деятельность, отношения, волю и эмоции личности.

Но процесс обучения особенно непосредственно формирует сознание личности, а через него и другие названные параметры, опираясь в свою очередь на уровень их сформированности.

Процесс же воспитания прежде всего обращен к отношениям, действиям и эмоциям личности, опираясь на которые он весьма сильно влияет на ее поведение.
Процессы обучения и воспитания ведут к общему развитию личности.

 

В.В. Путин: «Получить знания – это непросто, но это все-таки вторично по сравнению с воспитанием человека, с тем, чтобы он должным образом относился и к себе самому, и к своим друзьям, к семье, к родине, – это абсолютно фундаментальные вещи, и только на этой базе можно рассчитывать на то, чтобы человек стал полноценным».

Результаты и эффективность воспитания в условиях социального обновления общества определяются не столько тем, как оно обеспечивает усвоение и воспроизводство человеком культурных ценностей и социального опыта, сколько готовностью и подготовленностью членов общества к сознательной активности и самостоятельной творческой деятельности, позволяющей им ставить и решать задачи.

Важнейший результат воспитания – готовность и способность человека к самоизменению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педсовете

Выступление на педсовете " Формы работы с родителями"...

Выступление на педсовете. Тема педсовета "Организация и содержание деятельности ОУ по профильному обучению.

Очень небольшое количество детей имеет одинаково хорошие успехи в изучении всех предметов программы, равное желание и стремление овладеть знаниями по математике и литературе и, что самое главное, равн...

Выступление на педсовете

Использование презентаций при подготовке учащихся к ЕГЭ....

Школа и родители: социальное партнерство.Выступление на педсовете.

           Воспитание учащихся осуществляется в семье, в школе, в системе дополнительного образования, по месту жительства, там, где учащиеся ...

Презентация к новому выступлению на педсовете

ЗДЕСЬ ПРРЕДОСТАВЛЕНА ИНФОРМАЦИЯ ПО МОЕЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ...

Презентация к новому выступлению на педсовете

ЗДЕСЬ ПРРЕДОСТАВЛЕНА ИНФОРМАЦИЯ ПО МОЕЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ...

Выступление на педсовете. Тема выступления: "Работа с одаренными детьми как один из механизмов управления качеством образования".

Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности...