Актуальность создания и значение деятельности хореографического коллектива «Полёт» на базе муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения ЦО №43 г. Тулы для гармоничного развития личности ребёнка.
проект

Орлова Наталья Сергеевна

Выступление на конкурсе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_posledniy.docx35.99 КБ

Предварительный просмотр:

Региональный этап Всероссийского конкурса «Педагогический дебют-2019»

Выступление на III ‘этапе

Актуальность создания и  значение  деятельности  хореографического  коллектива «Полёт» на базе муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения ЦО №43 г. Тулы для гармоничного развития личности ребёнка.

Педагог дополнительного образования МБОУ ЦО №43 г.Тулы

Орлова Наталья Сергеевна

Тула, 2109 г.

Актуальность темы

Тема моего выступления – «Создание и   деятельность  хореографического  коллектива «Полёт» на базе муниципального общеобразовательного учреждения ЦО №43 г. Тулы»

В городе Туле существует немало профессиональных  творческих   ,хореографических коллективов, сама я занималась в одном из них на протяжении 15 лет, и видела, что  интерес к искусству хореографии с каждым годом неуклонно возрастает. Об этом говорят  внеурочные занятия по хореографии и ритмике в общеобразовательных школах, изучение  историко-бытовых и бальных танцев; появляются новые современные танцевальные стили, которые очень привлекают современную молодежь. Так же происходит популяризация танцевальных конкурсов .Все эти факты – свидетельство пробуждения нового современного художественного сознания людей. Такие обстоятельства являются плодотворными предпосылками для возникновения и организации новых хореографических коллективов. Микрорайон, где находится  школа, в которой я работаю после окончания МГУКИ , не является центральным, и возможность  возить своих детей на занятия, в том числе и финансовая, есть не у всех родителей, а интерес к танцевальной культуре у детей был большой, поэтому, появилась необходимость объединить детей,  в хореографический коллектив.

Я считаю, что эта задача очень важна ,актуальна на сегодняшний день и заслуживает пристального внимания.

Объект исследования

творческая деятельность школьного хореографического коллектива «Полёт»

Предмет исследования

практический опыт по созданию и организации  деятельности школьного хореографического коллектива.

Цель исследования

определить актуальность  создания  хореографического коллектива на базе ЦО №43 г. Тулы

Задачи исследования

  1. обосновать необходимость организации работы и творческой деятельности хореографического коллектива в школе

·2) показать  роль хореографического коллектива «Полёт» в воспитательном и  общеобразовательном процессе и развитии личности учащихся  .

Роль хореографического творческого коллектива в эстетическом, культурном воспитании и общеобразовательном процессе.

В современных условиях возникла настоятельная потребность в том, чтобы современная российская школа, если она  хочет обеспечить подрастающему поколению новое качество образования, начала строить принципиально иную функциональную модель своей деятельности, базирующуюся на принципе полноты образования. Федеральные государственные образовательные стандарты призваны сделать основное и дополнительное образование детей, взаимодополняющими друг друга, и тем самым создать единое образовательное пространство, необходимое для полноценного личностного, а не только интеллектуального развития каждого ребёнка.

Необходимость полного цикла образования в школе обусловлена прежде всего новыми требованиями к образованности человека. Сегодня образованность человека определяется не только специальными (предметными) знаниями, сколько его разносторонним развитием как личности, ориентирующейся в традициях отечественной и мировой культуры, в современной системе ценностей, способной к активной социальной адаптации в обществе и самостоятельному жизненному выбору к самообразованию и самосовершенствованию. Поэтому образовательный процесс  в школе должен быть направлен не только на передачу определённых знаний, умений и навыков, но и на разноплановое развитие ребёнка, раскрытие его творческих возможностей, способностей и таких качеств личности, как инициативность, самостоятельность, фантазия, самобытность, то есть всего того, что относится к индивидуальности человека.

В настоящее время широко распространена сеть различных учреждений дополнительного образования, как государственных, так и негосударственных, коммерческих. Однако , статистика показывает, что формами и видами дополнительного образования детей охвачены далеко не все учащиеся, многие дети хотели бы заниматься в творческих объединениях дополнительного образования, но не могут сделать этого в основном по причине того, что их родители очень заняты на работе и у них нет возможности водить детей, помимо школы, в другие учреждения.

Достаточно продумать систему выбора дела по душе, выявить предпочтения ребёнка и можно развить его способности в самых разных направлениях, причём делать это прямо в школе, не обрекая ребёнка и его родителей на поиск дополнительных услуг на стороне, при этом, в отличии от общего образования, дополнительное образование не имеет фиксированных сроков завершения, его можно начать на любом возрастном этапе и в принципе в любое время учебного года, последовательно переходя от одной ступени к другой. Его результатом может стать хобби на всю жизнь, и даже определение будущей профессии.

Задача всестороннего развития учащихся в общеобразовательной школе включает в себя требования повышения эстетической культуры подрастающего поколения и воспитание художественного вкуса. Эстетическое воспитание школьников будет не полным, если они не получат хотя бы основные знания и навыки в области искусства танца.

К сожалению, пока во многих общеобразовательных школах нет специально оборудованных классов для занятий хореографией, но в каждой школе имеются актовые и спортивные залы, что уже даёт возможность для проведения уроков хореографии, а так же для создания хореографического коллектива.

Организовывая хореографический творческий коллектив в общеобразовательной школе, мы развиваем личность ребёнка, его интеллект и духовный мир в гармоничном единстве с искусством танца, приобщаем к коллективному творчеству, происходит общение детей разного возраста (в классе учатся дети одного возраста, массовые школьные мероприятия проводятся для учащихся примерно одного возраста и т.д.).

Цель такого коллектива не только научить танцевать ребёнка, но и создать для него такую среду обитания, где бы всесторонне развивалась его личность, способности, дарования. Хореографический коллектив в общеобразовательной школе оказывает существенное воздействие на учащихся: он способствует возникновению у ребёнка потребности в саморазвитии, формирует у него готовность и привычку к творческой деятельности, повышает его собственную самооценку и его статус в глазах сверстников, педагогов, родителей. «Когда видишь, как несколько парней часами стоят в воротах какого-нибудь дворика, толкаются, хохочут, на спор бросают монету, чтобы продемонстрировать, как ловко кто-то ловит её на лету, понимаешь, что причина этому духовная и умственная пустота. Полная незагруженность чем-либо существенным.» .Занятость учащихся в ансамбле во внеучебное время содействует укреплению самодисциплины, развитию самоорганизованности, самоконтроля школьников, появлению навыков содержательного проведения досуга. Участие коллектива в культурно-массовых мероприятиях школы способствует сплочению школьного коллектива, укреплению традиций школы, утверждению благоприятного социально-психологического климата в ней.

Организация деятельности школьного хореографического коллектива «Полёт»

Потребность в создании такого коллектива возникла , когда стало понятно, что очень многие дети хотят уделять хореографии времени больше, чем это позволяют внеурочные занятия .Так в школе заработал сначала хореографический кружок. Занятия проводились 3 раза в неделю. На них дети знакомились с разными направлениями хореографии, готовили номера и  выступали только внутри школы на концертах и мероприятиях. (ФОТО)

Вскоре стало понятно, что дети влюблены в танец, они хорошо занимаются на репетициях и способны работать в команде. Появились свои лидеры. Постепенно среди детей сложились определенные отношения и интересы, главными среди которых стало увлечение хореографией. Из участников кружка образовался  наш хореографический коллектив  - школьный ансамбль 

 ,в котором занималось сначала 14 человек. Среди детей была девочка Кристина из социально-неблагополучной семьи, у которой отсутствовал интерес к учебе, но занятия по хореографии она посещала регулярно и на одном из них сказала мне, что она словно летает, когда танцует. Так появилось название нашего коллектива -«Полёт».

 На данный момент занятия в основной группе ансамбля проходят 3 раза в неделю  по 1 часу. Есть еще две подготовительные группы, в которых учатся танцевать 30 человек. Всего в ансамбле-45 человек. Это примерно каждый десятый ученик школы с 1 по 10 класс. (ФОТО)

Спецификой моей работы является то, что дети, которые занимаются в ансамбле, не отбираются, как в специализированные учебные заведения по физическим данным, тут главное их желание, согласие родителей и отсутствие медицинских противопоказаний. Поэтому мне приходится много работать над их физическим развитием, музыкальностью, ритмом. (ФОТО.)

Главный стимул для детей- это их участие в концертных выступлениях .В нашей школе традиционно проходят большие концерты, посвященные Дню Учителя, Дню матери, Дню Защитника Отечества, Дню Победы. В них я стараюсь задействовать всех детей. И для ребят  это стремление быть внимательными на занятиях, запоминать движения, стараться понять идею танца. Таким образом, развиваются физические и психологические качества личности ребенка. (ФОТО).Выступления детей всегда очень тепло принимаются зрителями, ведь среди них- учителя, родители, одноклассники.

И это очень важно, потому что  дети попадают в состояние успеха. Я вижу, как на выступлениях  загораются  глаза моих танцоров, как они гордятся своими умениями! Дети стараются «держать марку» и после выступлений ,перенося свой успех и на учебу. Кстати, девочка Кристина стала хорошисткой.

В нашем репертуаре разнообразные по стилю номера, конечно, преобладают эстрадные и народные, но в планах сделать классический номер.

  Репертуар хореографического коллектива "Полет"

за 2014-2018гг

младшая группа:

1. "Веселая полечка" ( 2014,2016,2018) эстрадный танец,

2. "Тульский пряник"( 2015) народно-стилизованный танец,

3. "Джингл белз" (2015) эстрадный танец,

4. "Мы маленькие звезды" ( 2015, 2018) современный танец,

5. "Для мамочки любимой!" (2018) деми классика;

средняя группа:

1. "Как воспеть эту землю" (2014) деми классика,

2. "Журавли" (2014) деми классика,

3. "Прозрение" (2015) современный танец.

4. "Пираты" ( 2015, 2017) эстрадно-стилизованный танец,

5. "Стиляги" (2016) эстрадный танец,

6. "Танец беспризорников из мюзикла 12 стульев" (2017) эстрадно-стилизованный танец,

7. "Катюща" (2017) народный танец,

8. "Круче всех" (2017) эстрадный танец,

9. "Чирлидинг" (2018) эстрадно-спортивный танец;

старшая группа:

1. " Берега России" (2014) народно-стилизованный танец,

2. " Мама, мамочка" (2014) деми классика,

3. "Восточные ритмы" (2014) эстрадный танец,

4. "Тула- земля моя" (2015) народно-стилизованный танец,

5. "Военная плясовая" (2015) народный танец,

6. "Зажигательный кан-кан" (2015) эстрадно-стилизованный танец,

7. "Блеск ритма" (2015, 2017) эстрадный танец,

8. "Венский вальс" (2016) деми классика,

9. " Вальс Свиридова" (2017) деми классика,

10."Письма с фронта" (2017) деми классика,

11."Моя Россия" (2018) народно-стилизованный танец,

12."Досвидания, мальчики" (2018) современный танец,

13."Веселушки" (2018) эстрадно-стилизованный танец;

Общие постановки:

1. Хореографическая композиция к ВОВ "Дети войны" (2014) современный, народно-стилизованный танец,

2. флеш моб " Спорт, ты жизнь!" (2015) спортивный танец,

3. Хореографическая постановка "Мы - это Россия!" (2016, 2017, 2018) эстрадно-спортивный танец.

 (ФОТО.ФОТО, ФОТО)

Работая над репертуаром, я всегда продумываю идею танца, подбираю музыкальное сопровождение, понятное детям, объясняю им не только танцевальные движения, но и смысл номера. Таким образом , дети знакомятся не только с танцевальной лексикой, но и развиваются  духовно и интеллектуально, узнавая новые для себя сведения.

В репертуаре ансамбля несколько ярких номеров, воспитывающих патриотические чувства (ФОТО). Дети исполняют их всегда на большом душевном подъеме.

Наш школьный ансамбль участвует в общественных  мероприятиях для жителей микрорайона. Традиционно мы являемся участниками благотворительной акции «Белый цветок» , выступаем для прихода Свято-Казанского храма.( ФОТО)Все группы ансамбля ежегодно проводят  флешмоб для учеников школы в рамках акции «Знать, чтобы жить». (ФОТО)

Со временем  нашему ансамблю вдруг стало тесно в стенах школы,  мы решили попробовать силы на конкурсе. И у нас получилось!  

год

Мероприятие

Результат

1

2014

Городской фестиваль

«Твоя премьера»

«Полёт» 3 место

2

2014

Городской фестиваль

«Твоя премьера»

«Полёт» 2 место

3

2014

Участие в благотворительной акции «Белый цветок»

«Полёт» благодарность

4

2015

Всероссийский и Международный фестиваль-конкурс детского и юношеского творчества

«Юность»

«Полёт»-Лауреат 1 место

5

2015

Всероссийский и Международный фестиваль-конкурс детского и юношеского творчества

«Юность»

«Полёт»-Лауреат 2 место

6

2015

Участие в благотворительной акции «Белый цветок»

«Полёт» благодарность

7

2015

Всероссийский конкурс

«Мои таланты»

«Полёт»Диплом 2 место

8

2015

Областной конкурс флешмобов

«Танцуют все»

«Полёт» Диплом Министерства образования Тульской области 1 место

9

2016

Всероссийский и Международный фестиваль-конкурс детского и юношеского творчества

«Юность»

«Полёт»

Диплом лауреата 2 степени

10

2018

Международный конкурс-фестиваль

«Таланты без границ»

«Полёт»

Диплом лауреата 3 степени

11

2018

Городской конкурс

«Зажги свою звезду»

«Полёт»

Диплом лауреата 3 степени

12

2018

Городской конкурс

«Зажги свою звезду»

Благодарность Орловой Н.С.

За профессиональную подготовку участников конкурса

13

2018

Международный конкурс-фестиваль

«Таланты без границ

«Полёт»

Диплом лауреата 1 степени

14

2018

Всероссийский конкурс хореографического искусства «Зимние забавы»

«Полёт»

Дипломант 2 степени

Конечно, нам пока тяжело соперничать с образцовыми или народными именитыми ансамблями, но после каждого удачного выступления у моих девочек словно вырастают крылья, ведь не зря мы носим такое название!

Я очень горжусь тем, что ребята из ансамбля не только танцуют. Они  хорошо и отлично учатся, участвуют в жизни школы и города. Самые старшие дети- активисты Российского движения школьников, Городской школы вожатых, волонтёрского движения.(ФОТО)

Мои ученики успешно осваивают программу физической культуры, сдают нормы ГТО и небезуспешно.(ФОТО)

Администрация школы поддерживает наше творчество, поощряет участников коллектива. В планах – оборудовать хореографический зал, потому что пока занимаемся в спортивном.

 Без  ансамбля  не обходится ни одно значимое мероприятие. Проект под названием школьный  ансамбль «Полёт» становится «брендом» школы.

А мы покоряем новые вершины. Так на одном из конкурсов к нам подошел руководитель цирковой студии и предложил выступить перед зрителями в Тульском цирке на фестивале циркового искусства в качестве гостей. Наши выступления понравились, и с тех пор мы сотрудничаем, даря зрителям хорошее настроение.

Первые участники ансамбля уже закончили  школу и учатся в Вузах города, но и там они продолжают радовать всех хореографическим искусством.(ФОТО)

А что же девочка Кристина? В данный момент она является студенткой Тульского колледжа искусств на отделении хореографии, хорошо учится и танцует в профессиональном ансамбле.(ФОТО).

И не важно, кем станут мои дети, главное, что за время своей учебы в школе они познакомились с прекрасным искусством танца, которое воспитывает в человеке самые лучшие качества, а  наш школьный ансамбль продолжал бы свой  полёт.

Заключение

В первой части моей работы я выявила, на мой взгляд, основные предпосылки необходимые для организации в общеобразовательной школе  деятельности хореографического коллектива. Прежде всего, это развитие ребенка, как личности, формирование его физических и психологических качеств, помогающих ему почувствовать себя  успешным и востребованным человеком. Это в дальнейшем поможет ему выбрать свой жизненный  и трудовой путь, состояться, как  гражданину своей страны.

В практической части я рассмотрела и проанализировала работу школьного хореографического коллектива-ансамбля «Полёт», который я создала на базе и из учащихся МБОУ ЦО №43 города Тулы. Я считаю, что коллектив развивается, дети показывают хорошие результаты не только на хореографических мероприятиях и конкурсах, но и в школьной жизни, являясь активными её участниками. Ансамбль «Полёт» можно считать дополнительным источником культуры в городе Туле.

Хотелось бы отметить, что в процессе работы я выявила ещё одно неотъемлемое условие: для плодотворной и прогрессивной работы коллектива необходима поддержка и понимание со стороны дирекции учебного учреждения, при котором он существует.

Вывод:

Таким образом, хореографическое искусство в школе, способно решить целый комплекс проблем, направленных на гуманизацию всей жизни школы:

- выровнять стартовые возможности развития личности ребёнка;

- способствовать формированию индивидуального образовательного пути;

- обеспечить каждому ученику «ситуацию успеха»;

- содействовать самореализации личности ребёнка и педагога;

- приобщение детей к искусству хореографии;

- формирование общей и художественно-эстетической культуры личности;

- развитие индивидуальных творческих способностей детей;

- совместная художественная творческая деятельность;

- организация содержательного досуга как сферы восстановления психофизических сил ребёнка;

- профессиональная ориентация.

Задачи проекта считаю решенными, цель работы достигнутой.

Использованная литература:

 Бакланова Н.А. Профессиональное мастерство работника культуры: учебное пособие;

 Каргин А.С. Воспитательная работа в самодеятельно художественном коллективе;

Хореографическое образование на стыке веков. Сб. докл. и тез. Всероссийской науч.-практ. конф.;

 Пуртова Т.В., Беликова А.Н., Кветная О.В. «Учите детей танцевать».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный план профессионального развития Шайдуллиной Фандии Камиловны, учителя татарского языка и литературы муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «СОШ № 33 с углубленным изучением английского языка»» Нижнекамского муниципального

Индивидуальный план профессионального развитияШайдуллиной Фандии Камиловны,учителя татарского языка и литературымуниципального бюджетного общеобразовательного учреждения«СОШ № 33 с углубленным и...

О создании методического совета муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная кадетская школа №4» на 2017-2018 учебный год

Приказ О создании методического совета муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная кадетская школа №4»  на 2017-2018 учебный год...

План развития спортивной инфраструктуры муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения технического лицея № 176 Карасукского района Новосибирской области

План развития спортивной инфраструктуры  муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения технического лицея № 176 Карасукского района Новосибирской области на период 2016-2020 гг....

Практика организации самоопределения и профессиональной ориентации обучающихся Гляденской основной общеобразовательной школы филиала муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Холмогорской средней общеобразовательной школы «Взгляд в будущ

Прежде чем предоставить помощь молодому человеку в профессиональном самоопределении к рабочей профессии, нужно понимать смысл предоставления помощи, чётко осознавать возможности развития личности в за...