Введение в образовательную программу "Прикоснемся к подвигу"
план-конспект

Другова Татьяна Александровна

Вводное занятие в образовательную деятельность. Программа "Прикоснемся к подвигу" является частью комплексной образовательной программы "Военно-патриотический кклуб "Есаулец".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_drugova.docx33.12 КБ
Файл prezentatsiya_microsoft_powerpoint.pptx813.69 КБ

Предварительный просмотр:

Верхнеуфалейский городской  округ

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Центр дополнительного образования детей»

Конспект учебного занятия

Тема: «Введение в образовательную программу»

                                                                                Выполнила:

                                                                   педагог дополнительного

                                                                                образования МБУДО"ЦДОД"                                                                                                                                                                        Другова Т. А.

2020 г.

        Цель: заинтересовать обучающихся деятельностью ВПК «Есаулец» и пробудить интерес к занятиям по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Прикоснемся к подвигу».

        Задачи:

1. Обучающие:

- знакомство с деятельностью ВПК «Есаулец» и содержанием  образовательной программы “Прикоснемся к подвигу”;

2. Развивающие:

- пробуждение любознательности в области истории, военного дела;

- активизация словарного запаса, расширение знаний об истории казачества.

3. Воспитывающие:

- создание атмосферы открытости и доверия;

- обеспечение у обучающихся мотивации к занятиям в ВПК «Есаулец»;

- воспитание коммуникабельности, адекватной самооценки и самоконтроля.

        Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, мотивирования, стимулирования.

        Форма занятия: учебное занятие.

        Техническое оснащение: компьютер, мультимедийный проектор с экраном.

        Материалы и инструменты:

- казачья справа;

- поделки и рисунки на казачью тематику;

- шашка и макет шашки;

- нагайка;

- кубанка;

- темляк;

- ММГ автомата Калашникова;

- противогаз;

- медицинская шина;

- бинт;

- ватман;

- маркер;

- мольберт.

План занятия

1. Организационный этап.

2. Подготовительный этап.

3. Основной этап.

4. Контрольный

5.Рефлексивный этап.

6. Подведение итогов.

7. Информационный этап (домашнее задание).

  1. Организационный этап

        Педагог встречает детей с караваем.

П.:    С хлебом, солью Вас встречаю,

        В гости к нам я приглашаю.         

    Издавна на нашей земле славились люди своим гостеприимством. И мы не нарушаем своих традиций, встречаем дорогих гостей с хлебом и солью.

Каравай мы вам подносим, поклоняясь, отведать просим.

        Добрый день, ребята. Я очень рада всех видеть. Меня зовут Татьяна Александровна. Я – педагог военно-патриотического клуба «Есаулец» Центра дополнительного образования детей.

        Подготовительный этап

П.: Я не случайно встретила вас в таком необычном образе. Как вы думаете, кто носил раньше такие костюмы? (ответы детей).

П.: Это традиционный женский казачий костюм.

        Ребята, кто ответит, чем на Руси встречали гостей? (ответы детей). А это -  не просто каравай, это -  казачий пирог и называется он «Круглик». Этим пирогом казачки встречали дорогих гостей.

        У мужчин-казаков также есть свой костюм. Издревле казак сам, за свои деньги справлял себе форму. Именно поэтому она и называется «справа».         Запомнили? Знания, которые вы получите сегодня, вам пригодятся в конце занятия.

        3. Основной этап

        П.: Есть такая казачья пословица – «Казачьему роду нет переводу!» Как вы думаете, что это означает? (ответы детей).

        А еще так называется муниципальный конкурс детского творчества, в котором могут принимать участие все -  от мала до велика! А какое разнообразие работ ежегодно представляется на конкурс! Это и рисунки, и поделки декоративно-прикладного творчества. Вот некоторые работы, участвовавшие в данном конкурсе (демонстрирует работы).

        Но прежде, чем создать такую работу, нужно приложить немало усилий, в том числе -  изучить историю казачества.

        Мы сейчас не будем углубляться в историю, но я бы хотела познакомить вас с некоторыми казачьими атрибутами.

        Кто из вас может назвать какое-нибудь традиционное казачье оружие? (ответы детей).

        Ребята, кто знает - что это? (показывает шашку).  Перед вами  - шашка. Изначально название ее звучало «сашхо», что в переводе с черкесского языка означает «длинный нож». Казачья шашка – оружие особое, она торжественно передавалась казаку при отправке его на военную службу. Отношение казаков к шашкам – благоговейное, уважительное. Недаром существовала традиция передачи оружия от отца к сыну, а если наследников мужского пола не оставалось, то шашку переламывали и укладывали в гроб к умершему казаку. Сейчас, конечно же, шашку как оружие уже никто не использует. Но она все еще является символом казачества, применяется для фланкировки на различных показательных выступлениях, а также для рубки.         Ребята, вы знаете, что означает термин фланкировка? (Педагог демонстрирует приемы фланкировки). Наши ребята учатся фланкировке, используя вот такие макеты шашки (Демонстрирует макет шашки).

        А среди вас есть желающие попробовать? (Желающие дети пробуют фланкировать). Молодцы!

        Следующий вид традиционного казачьего оружия – нагайка. На что похожа нагайка? (Ответы детей, предлагает детям рассмотреть нагайку).         Нагайка  представляет собой короткую толстую плеть, на конце нагайки делается шлепок. Плели нагайки вручную из натуральной кожи.         Нагайки использовалась казаками для разгона демонстрантов, а также для осуществления порки в качестве меры наказания. Сейчас нагайка также используется как один из символов казачества.

        А как вы думаете, какой головной убор символизирует казачество? (Ответы детей, демонстрирует кубанку). Кубанка – не просто шапка, а важный форменный головной убор, прочно закрепившийся в казачьей культуре, первоначально головной убор кубанских казаков, откуда и получила своё название.

        А как вы думаете, что это такое? (ответы детей). Это, ребята, -  темляк. Темляк — это элемент военного обмундирования казака, чаще всего изделие из кожи, украшенное кистью, которое крепится на рукоять холодного оружия. А вы знаете, для чего он нужен? (ответы детей). В основном темляк нужен чтобы не потерять в бою оружие. Также темляк передавался вместе с шашкой от отца к сыну.

        Большое внимание в образовательной программе уделяется физической и тактической подготовке. Проверить свои знания и умения помогает участие в различных военно-спортивных играх и военно-полевых сборах.

        Есть военно-спортивные игры, которые проводятся в нашем городе. Может быть, вы о них слышали? (ответы детей)

        Одна из таких игр – это военно-спортивная игра «Пластун». Что же за слово такое – пластун? Что оно означает? (Ответы детей).  Пласту́н — пеший казак в кубанском войске из особой команды, несшей сторожевую и разведочную службу на Кубани. Фактически, пластунские подразделения — аналог современных подразделений специального назначения, занимающихся разведывательными, диверсионными мероприятиями, глубокими рейдами по тылам противника.

        Вот и команды, участвующие в этой игре, стараются показать свои лучшие качества. Во время игры участникам нужно пройти множество различных этапов. Например, разборка-сборка автомата Калашникова, ориентирование, химическая защита, оказание первой медицинской помощи, разминирование и т.д., а также викторина, в которой нужно показать свои знания по заданной теме.

        Давайте представим, что мы с вами команда, участвует в военно-спортивной игре. Какие качества должен проявить каждый игрок в команде и команда в целом, чтобы успешно выступить? (ответы детей).

        (Педагог демонстрирует ММГ АК) Вы знаете, что это за оружие? (ответы детей). Почему оно так называется? (ответы детей). А для чего нужна разборка-сборка автомата? (ответы детей) Во-первых, разборка-сборка нужна чтобы быстрее запомнить и изучить устройство автомата, а также для чистки автомата после стрельбы.

        Сейчас я вам продемонстрирую неполную разборку-сборку автомата Калашникова (педагог демонстрирует разборку-сборку). А кто-нибудь из вас умеет обращаться с автоматом? (ответы детей). Хотите попробовать?

        Следующий этап нашей игры - химическая защита. Кто скажет, что это такое? (ответы детей). А вы умеете надевать противогаз? Можете продемонстрировать? (ответы детей). На соревнованиях дается команда «Газы!», после чего следует задержать дыхание, закрыть глаза, на ощупь  открыть сумку,  достать и надеть противогаз. И только потом сделать резкий выдох. А для чего делается именно резкий выдох? (ответы детей). Для того, чтобы открылся клапан противогаза. Кстати, норматив по надеванию противогаза 8 секунд! Желаете попробовать?

        Еще один важный этап в игре «Пластун» – это оказание первой медицинской помощи. А вы знаете, как остановить кровотечение, наложить жгут, шину, повязку? И зачем все это нужно? Ответ очевиден. Владение этими специальными навыками и знаниями может сыграть решающую роль в экстремальных ситуациях. Вы знаете, что это такое? (педагог демонстрирует шину и бинт) (ответы детей). Давайте попробуем наложить шину при переломе ноги. Есть желающие? (учащиеся накладывают шину)

        Ну, вот вы смогли пройти некоторые этапы военно-спортивных игр. Чем выше уровень игры (областной, региональный), тем сложнее и интереснее конкурсы и задания в ней.

        Наши ребята-есаульцы не только участвуют в военно-спортивных играх. Они постоянно стараются узнать что-то новое. И в этом нам очень помогают  встречи и беседы с интересными людьми.

Мужество – это не мода,
Скорая, быстротечная,
Мужество – суть мужчины,
Прочная, долгая, вечная.
Если зернышко смелости
С почвой подружится.
Вызреет в пору спелости
Зернышко колосом мужества.

- Ребята, как вы понимаете строки этого стихотворения?
(ответ детей)

- Скажите, пожалуйста, как вы считаете, что такое мужество и какого человека можно назвать мужественным?
(ответ детей).

        В нашем городе очень много людей, которые достойны определения мужественный. Это люди, прошедшие различные войны,  участвовавшие в боевых действиях и контртеррористических операциях. Для есаульцев они проводят уроки мужества и воспитательные беседы.

        Встречи с такими людьми дают возможность ребятам напрямую соприкоснуться с военными событиями и прочувствовать всю их мощь.         Услышать из первых уст, что же такое война и почему так важно сохранять мир на Земле.

        Существуют казачьи заповеди (педагог обращает внимание детей на экран, где прописаны 10 заповедей казака). Давайте вместе прочитаем их.

        На занятиях в клубе казачата изучают смысл каждой заповеди и стараются выполнять их.

        Частый гость у казачат – краевед, учитель русского языка и литературы, бывший директор Историко-краеведческого музея Татьяна Григорьевна Богверадзе. Татьяна Григорьевна как никто другой может заинтересовать слушателя своими лекциями по теме «Царская семья. Романовы». Такие беседы наглядно показывают семейные ценности, безграничная любовь и уважение друг к другу. И совсем немногие знают, что цесаревич Алексей Романов был атаманом некоторых казачьих войск.

        Также с беседами в гости к есаульцам приходит отец Георгий Храма рождества Пресвятой Богородицы. Отец Георгий затрагивает такие темы как «Сквернословие», «Вредные привычки», «Дружба».

        Ребята всегда с интересом слушают гостей, отвечают и сами задают вопросы.

Контрольный этап

        Давайте обратим внимание на заповеди казака. Как вы можете их объяснить? (ответы детей). Какие заповеди говорят о том, что нужно уважать старших, родителей, любить свою семью? (ответы детей).

Какие заповеди помогают понять смысл дружбы, мужества? (ответы детей).

        Мне кажется, сегодня вы узнали много нового. Давайте разгадаем небольшой кроссворд и узнаем, какое слово я загадала.

  1. Этот предмет казак передавал вместе с шашкой сыну;
  2. Как называется казачья форма
  3. Одно из традиционных видов казачьего оружия
  4. Какой головной убор символизирует казачество
  5. Традиционный казачий пирог
  6. Их у казака 10
  7. Он был атаманом нескольких казачьих войск

        Какое слово получилось в выделенных клетках? (ответ детей есаулец). Правильно, есаулец. Напомню, что так называется наш военно-патриотический клуб.

Рефлексия

Итак, сегодня мы с вами узнали, чем занимаются есаульцы. Что для вас было наиболее интересным? Почему? (ответы детей)

        Ребята! Завершить наше занятие я предлагаю следующим образом (упражнение “Спасибо за приятное занятие”): я подхожу к любому участнику и, пожимая руку, говорю, “Спасибо за приятное занятие”, затем, не расцепляя рук, мы вдвоем подходим к следующим участникам и повторяем действия. В итоге мы станем в один большой круг.

Давайте скажем вместе друг другу: “Спасибо за приятное занятие!”.

Подведение итогов

        А я надеюсь встретиться вас в нашем военно-патриотическом клубе «Есаулец» по адресу ул. Карла Маркса, 127.

        На память о нашем занятии я дарю вам эти буклеты (раздает буклеты с информацией о ВПК «Есаулец»).

 До новых встреч!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Введение в образовательную программу «Прикоснемся к подвигу» Выполнила: Другова Т. А., педагог дополнительного образования МБУДО "ЦДОД"

Слайд 2

Традиционная казачья справа

Слайд 3

«Казачьему роду - нет переводу!»

Слайд 4

Казачья шашка

Слайд 5

Нагайка

Слайд 6

Кубанка

Слайд 7

Темляк

Слайд 8

Военно-спортивные игры

Слайд 9

Макет массо-габаритный (ММГ) автомата Калашникова

Слайд 10

Противогаз

Слайд 11

Оказание первой медицинской помощи

Слайд 12

Уроки мужества

Слайд 14

Воспитательные беседы

Слайд 16

1. 2. 3. 4. 5. 6. 7.

Слайд 17

Т Е М Л Я К 2. 3. 4. 5. 6. 7.

Слайд 18

Т Е М Л Я К С П Р А В А 3. 4. 5. 6. 7.

Слайд 19

Т Е М Л Я К С П Р А В А Н А Г А Й К А 4. 5. 6. 7.

Слайд 20

Т Е М Л Я К С П Р А В А Н А Г А Й К А К У Б А Н К А 5. 6. 7.

Слайд 21

Т Е М Л Я К С П Р А В А Н А Г А Й К А К У Б А Н К А К Р У Г Л И К 6. 7.

Слайд 22

Т Е М Л Я К С П Р А В А Н А Г А Й К А К У Б А Н К А К Р У Г Л И К З А П О В Е Д Ь 7.

Слайд 23

Т Е М Л Я К С П Р А В А Н А Г А Й К А К У Б А Н К А К Р У Г Л И К З А П О В Е Д Ь Ц Е С А Р Е В И Ч

Слайд 24

До новых встреч! Ждём вас по адресу: ул. К. Маркса, д.127


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое занятие "введение в образовательную программу курсов предпрофильной подготовки Фитодизайн"

Наиболее актуальной задачей для учреждений дополнительного образования детей является отработка эффективной модели предпрофильной подготовки учащихся, обеспечивающей формирование у выпускников готовно...

разработка занятия "Введение в образовательную программу"

Цель: познакомить обучающихся с основами, историй развития  прикладного творчества,  с разными природными  материалами....

Введение в образовательную программу театра-студии "СТУПЕНИ"

ВВЕДЕНИЕ  В  ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ  ПРОГРАММУ "С Т У П Е Н И"                            ...

Конспект занятия "Введение в образовательную программу "Лоскутная фантазия""

Данный конспект  предназначен прежде всего для педагогов дополнительного образования, которые преподают лоскутное шитьё. Также материал может быть рекомендован учителям технологии. Занятие рассч...

План -конспект занятия "Введение в образовательную программу". Тема занятия "В царстве волшебных лоскутков"

Занятие рассчитано на младший школьный возраст. На этом занятии дети знакомятся с видом декоративно- прикладного творчества -художественным гильошированием....

Тема доклада: «Использование новых образовательных технологий в работе учителя в коррекционной школе в связи с введением новых образовательных стандартов»

laquo;Использование новых образовательных технологий в работе учителя в коррекционной школе в связи с введением новых образовательных стандартов»...