Таксономия педагогических целей
статья

Зубарева Юлия Анатольевна

Материал для педагогов дополнительного образования. Содержит обзор иерархии дидактических целей, раскрывает необходимость развития у обучающихся критического мышления.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                              Педсовет (март 2020)

                                                             Подготовила                                                                            

                                                             педагог дополнительного образования

                                                             Зубарева Юлия Анатольевна

                                    ТАКСОНОМИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ЦЕЛЕЙ

 В 1956 году большая группа американских педагогов и психологов под руководством Бенджамина Блума провела огромный по масштабам эксперимент, в котором участвовали тысячи школьников и студентов, анализировалось множество дидактических вопросов, заданий и задач, и в результате была установлена таксономия педагогических целей, то есть иерархия дидактических целей, которые имеет в виду педагог, когда задает учащемуся тот или иной вопрос или задачу по какому-то предмету.                                                                                                                             Оказалось, что эти цели образуют пирамиду, состоящую из 6 ступенек – уровней.                                                                                                                                                                     Самый нижний уровень, так сказать, основание пирамиды – знания. Вопросы и задания этого уровня – на эрудицию, для ответа ни них нужны конкретные знания. Например: «В какое море впадает Волга?».                                                                                                                                Следующий уровень (базирующийся на знаниях) – понимание. На этом уровне учащийся уже должен пересказать, объяснить информацию, изложить текст своими словами.                                                                                      Далее, ступенькой выше, находится, уровень применения, базирующийся на понимании, соответствующий использованию знаний при решении каких-то задач или ответов на вопросы.                                                                                                                                                                              Но описанные три уровня следует относить к мышлению низкого уровня (по Б. Блуму), т.е. исполнительскому, нетворческому мышлению. Уровни, требующие развития мышления высокого уровня, располагаются выше.                                                       4-й снизу уровень – это уровень анализа. Он базируется на применении. Учащийся на данном уровне выделяет в новой для него системе составляющие ее элементы, устанавливает связи между ними. Например, объяснить по схеме как функционирует система.                                                                                      

5-й уровень – это уровень синтеза, творчества. Синтез, как и полагается, основан на анализе. На этом уровне учащийся из разрозненных элементов создает новую систему. Это может быть схема, установка, программа. Однако творческим уровнем пирамида Блума не заканчивается.                                                    На самой верхушке пирамиды, на 6-м уровне пирамиды (или иерархии), находится критическая оценка, то есть объективная оценка чего-либо, предполагающая выработку и выдвижение критериев оценки. К этому же уровню относится новое доказательство. Это самый высокий уровень мышления – критическое мышление. Разумеется, что всеми более низкими уровнями мышления человек владеет свободно. Именно мышление, относящееся к самому высокому уровню, может называться критическим. Высшая оценка уровня мышления и компетенций человека, специалиста, руководителя: «Он обладает критическим мышлением». Это означает не только способность решать самые разные, в том числе и творческие задачи, но и справедливо оценивать эти решения.                                                                                                     В советской педагогике о пирамиде Блума мало кто знал. Даже такой корифей отечественной педагогики, как В.П. Беспалько, принесший нам свежие веяния мировой педагогики еще в 1980-е годы, описывал в своих книгах таксономию педагогических целей, оканчивающуюся 5-м уровнем, творческой деятельностью.                                                                                                      Конечно, с 1956 года утекло много воды, и в развитие исследования Б. Блума проведено множество новых экспериментов, а таксономия Блума развита и уточнена в разных аспектах.                                                                                                                    Но! Характерной чертой нашей школы, и советской, и нынешней, российской, является полное смешение уровней мышления и педагогических целей при полном отсутствии всего, что связано с критическим мышлением. У нас считается, что детям даются «знания», и всё идёт вперемешку: и собственно знания, и понимание, и применение. И что важно подчеркнуть, наша школа прочно застряла на этих нижних уровнях. Даже на самом нижнем. На уровне знаний. Большинство вопросов и заданий, которые задаются школьникам, и на которые они еще могут ответить, носят простейший характер, на запоминание и воспроизведение. Понимание, и более того применение – это уже из разряда высшего пилотажа.                                                                В отличие от общего, дополнительное образование базируется на ступени «применение» и активно восходит по ступеням «анализ» и «синтез». Но, для сегодняшнего дня и этого недостаточно. Подрастающее поколение не сможет ориентироваться в хлынувшем потоке информации, возросшему благодаря развитию информационных технологий, не обладая критическим мышлением. Развитие критического мышления у детей и молодёжи (выработка и выдвижение критериев оценки) является главнейшей задачей современного педагога. Он, должен управлять процессом познания на каждом из уровней, выстраивать обучение так, чтобы новые знания проходили последовательно через уровни понимания, использования, анализа, синтеза, позволяли бы ребенку становиться личностью через выработку его жизненной (субъектной) позиции.                                                  

                                                      ИСТОЧНИКИ:                                                                                                                       -https://pedsovet.org/beta/article/ocevidnoe-neveroatnoe-naucnuu-pedagogiku-ot-nas-skryvali?utm_referrer=https%3A%2F%2Fzen.yandex.com                                                       -https://studopedia.su/8_8024_taksonomiya-uchebnih-tseley.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПОЛОЖЕНИЕ о порядке аттестации педагогических работников в целях подтверждения соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям

Положение о порядке аттестации педагогических работников в целях подтверждения соответствия педагогических работников занимаемым должностям. В положении рассматриваются основные задачи и принципы пров...

Приказ "Об организации аттестации педагогических работников" и ПОЛОЖЕНИЕ об организации и проведении аттестации в целях подтверждения соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям

2. Основными задачами обязательной аттестации являются:2.1. стимулирование целенаправленного, непрерывного повышения уровня квалификации педагогических работников, их методологической культуры, личнос...

«В чем заключаются педагогические цели при анализе различных «внешкольных» источников информации?»

Мы, практикующие учителя, всегда осознавали  цель педагогической деятельности - это воспитание самостоятельно мыслящей личности.  В последнее время, особо в условиях перехода к ФГОС, мы гово...