"Особенности исполнения музыки в стиле эпохи барокко"
методическая разработка

Методическая разработка открытого урока. Урок с ученицей 4 класса Детской школы искусств, выполненный в форме маленького путешествия в эпоху барокко. В ходе урока раскрывается история Европейской музыкальной культуры того времени.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka_otkrytogo_uroka.doc308.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

 ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НЕНЕЦКОГО

АВТОНОМНОГО ОКРУГА «ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ »

Методическая разработка открытого урока по теме:

«ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛНЕНИЯ МУЗЫКИ В СТИЛЕ ЭПОХИ БАРРОКО»

https://eus-www.sway-cdn.com/s/e8DZMsJXgsdkO1qn/images/Ji1vOOdGd7TM2-?quality=1434&allowAnimation=true

                Выполнила:
преподаватель по классу баяна
Загитова Альбина Андреевна

город Нарьян-Мар, 2020 год


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Призвание современной теории обучения решать, поставленную Государством общую задачу -  приобщение подрастающего поколения к общечеловеческим ценностям. Приобщение, обязательно предполагает развитие интереса детей к учению, к активной, самостоятельной деятельности, к приобретению новых знаний, навыков и умений.

Искусство игры на баяне, является сравнительно молодым видом исполнительства, получившим широкое развитие лишь во второй половине XX столетия. А появление баяна с готово-выборной системой, значительно расширило  выразительные и технические возможности инструмента,  выбор репертуара для исполнителей стал значительно богат.

Выбирая тему для открытого урока, а также опираясь на требования предпрофессиональной программы,
я посчитала актуальным показать работу ученицы, которая изучает как  готовую, так и  выборную систему инструмента. Благодаря изучению выборной системы у учащегося-баяниста появилась возможность исполнять классические полифонические произведения. Б.М. Теплов в книге «Психология музыкальных способностей» пишет: «Для воспитания слуха мало годится гомофонно-гармоническая музыка, нужны полифонические произведения».

 Развитие полифонического слуха, полифонического мышления позволяет  воспитать мыслящего, грамотного музыканта, тем самым на ранних этапах музыкального образования закладывает хорошую основу профессионального исполнительства, а это как раз то, на что нас ориентирует современная музыкальная педагогика. В эпоху «барокко» полифоническое искусство в полной мере расцветает и вершиной его развития является творчество И.С. Баха.  

  Задаваясь вопросом: «Каким образом обучать результативно и эффективно?» - открытый урок я постаралась выстроить, используя современные технологии, основанные на следующих принципах обучения: систематичности, последовательности, доступности, наглядности, самостоятельности, сознательности, активности, диалогичности, прочности, а также принципе развития ассоциативного мышления и принципе связи теории с практикой при этом, отталкиваясь от исполнительского опыта ученицы, ее возраста, способностей и  от изученного ею репертуара в стиле эпохи «барокко» на данный момент.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ОТКРЫТОГО УРОКА

Преподаватель:

Загитова Альбина Андреевна

Место работы:

ГБУ ДО НАО «ДШИ»

Ученица:

Дитятева Владислава (4 класс)

Специальность:

баян

Рабочая программа:

Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства по учебному предмету «Специальность»

Тема:

«Особенности исполнения музыки в стиле эпохи барокко»

Цель:

сформировать у обучающейся  представление о музыкальной культуре эпохи барокко.

Задачи урока:

Обучающие:

- раскрыть понятие смысла слова «барокко»;

- информировать дополнительными знаниями о музыкальной культуре Европы, времени, истории;

- раскрыть стилистические и жанровые особенности музыки того времени;

- совершенствовать приобретенные навыки игры на инструменте;

- изучить и внести новые элементы красок в создание музыкально-художественных образов.

Развивающие:

- мотивировать обучающую на умение высказывать свои мысли, представления, предположения;

- формировать понимание взаимосвязи культуры, истории, времени;

- развивать творческое  мышление, активизировать самостоятельность в решении поставленных задач;  

- пробуждать эмоциональный отклик.

Воспитывающие:

- способствовать расширению культурного кругозора, эстетического восприятия мира искусств;

- укрепить исполнительскую волю, формировать культуру исполнения, артистизм.

Здоровьесберегающие:

- создать на уроке благоприятную, доброжелательную, психологически- комфортную обстановку;

- при необходимости делать минуты отдыха для снятия напряженности, утомляемости.

Тип урока:

творческое обобщение изученного ранее материала.

Вид урока:

урок - маленькое путешествие (эпоха «барокко» глазами ученицы 4-го класса).

Форма урока:

индивидуальная.

Межпредметные связи:

история музыкальной европейской культуры XVII века, музыкальная литература, история

 Планируемые результаты:

Предметные:

знание стиля исполнения классической, полифонической музыки. Умение исполнить ее  на баяне, в соответствии с программой 4-го класса.

Метапредметные:

Познавательные:

сопоставление, анализ, догадка, добавление новой информации к изученному ранее материалу.

Регулятивные:

целеполагание - соотнесение того, что известно с тем, что неизвестно; прогнозирование, оценка и самооценка, саморегуляция, анализирование ситуации, самоорганизация.

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем, умение с достаточной полнотой выражать свои мысли, построение логической цепи рассуждений и предположений, умение работать в диалогичной форме.

Личностные:

профессиональное самоопределение, нравственно-этическая ориентация.

Технологии преподавания:

- личностно- ориентированная;

- проблемно-творческая;

- исследовательская.

Методы работы:

- психолого-педагогические;

- иллюстрационно-объяснительные;

- репродуктивные;

- в форме собеседования.

Оборудование:

- баян;

- пюпитр;

- ноутбук;

- мультимедийный проектор;

- презентация.

Ход урока:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Универсальные учебные действия

Вводный.

Организационный момент

 (2 мин.)

Представление ученицы. Налаживание контакта с ученицей, с коллегами

Готовится к уроку

Личностные:

Самоорганизация.

Целеполагание.

 (3 мин.)

Погружение в европейскую культуру XIV века через зрительные образы..

Мотивация к действиям.

Осуществляет настрой на цель открытого занятия.

Показ слайдов (№2,№3) с картинами музицирующих людей.....

Задает вопросы:

- «Что можно сказать об  этих людях, нарисованных  европейскими художниками XVII века?»  .... далее наводящими вопросами приводит к раскрытию смысла названия эпохи «барокко» ( с итальянского  - причудливый, странный, склонный к излишествам) ...

«Барокко» - характеристика европейской культуры в период с 1600 по 1750 гг.

 

Вопрос: «Что общего у нас с этими людьми»

Отвечает на вопросы...

Предположительные ответы: «Богато одетые, нарядные, странные, мужчины в париках…»

-

 Мы музыканты...

- саморегуляция, как способность к мобилизации сил и энергии

  - познавательные,

частично -исследовательские

- логические:

  сравнение

Основной этап:

(35 мин.)

Закрепление выученного материала, организация познавательной деятельности, углубление знаний.

Работа над репертуаром; над исполнительским мастерством

 

Вопрос: «Что есть в твоем репертуаре из музыки того времени?»

- «Кто композитор?»

( слайд №4) -

 Кратко дополняет о жизни    композитора, который был учителем и придворным музыкантом.

- «Для какого инструмента она изначально написана?»

(слайд №5)

- «В какой форме написана эта пьеса?»

- «В какой тональности?»

- «Для кого она была сочинена?»

- Показ слайда (№6) с портретом короля Франции Людовика XIV

- «Что ты можешь предположить о  характере короля, разглядывая его повнимательней?»

Дополняет предположения и кратко делится  информацией о Людовике XIV.

- (Слайд №7 портрет молодой девушки XVII века), комментирует: -

«Вот как выглядели молодые девушки того времени.»

- «Что ты можешь предположить о ней?»

 - «Ну вот мы и заглянули краешком глаза в историю эпохи «барокко», теперь мы готовы послушать какая тогда звучала музыка..»

 

- Предлагает исполнить пьесу, поработать над ней, достигая более качественного исполнения, возможно, в разных настроениях, какие могут быть у молодой принцессы.

 - Ставит задачу исполнить максимально качественно и для более полного погружения в культуру Франции проговаривает фразы на французском языке:

- «Bonjoyr notre amis! Je suis professeur de la musike. Je veut presanter pour vous sette une fille, qi s appelle Vlada. Elle est ma bonne etudiante. Aujourd hui nous voulons faire un petite voyge en France de la XVIIeme siecle. Vlada veut jouere pour vous

Ecouter s il vous plait!»

Fransya Cuperaine. «La Charolaise»

Ответ:- «La Charolaise»

- Франсуа Куперен,  

- «Для клавесина»

- «В простой двухчастной форме»

-«Ре-минор»

- «Для дочери короля Франции Людовика XIV»

Отвечает на вопросы.

Отвечает на вопросы.

Ученица исполняет пьесу, выполняя поставленные задачи,

устраняя возможные неточности.

Исполняет пьесу максимально выразительно и в стиле

Личностные, коммуникативные:

- умение излагать свои знания, мысли, предположения, умение поддерживать диалог.

Познавательные:

- выделение необходимой информации; активизация внимательности, наблюдательности, ассоциативного мышления

Логические:

-  умение  предполагать, сопоставлять, ассоциативно мыслить

- использование практического материала, изученного ранее;

- последовательность действий, приближающих к более совершенному исполнению

Регулятивные:

- способность контролировать и регулировать свои действия, мобилизация сил и энергии, способность к волевому усилию

В продолжении темы,

Вопрос: - «Можно ли исполнять пьесу, написанную в наше время, но в стиле эпохи «барокко»? Продолжает исследовать королевские пристрастия Людовика XIV......

Как известно он очень любил театральные представления и балет, из истории известно, что он с детства изучал его и танцевал почти до 50-ти лет...

(слайд №8)

Ученице предлагается сыграть танец «Пастушков и пастушек» из сиюты Г.Беляева «Марлезонский балет»

- Задает вопрос: «Какие средства музыкальной выразительности необходимо использовать для более выразительного, изобразительного, яркого исполнения?»

- Ставит задачу исполнить танец более выразительно, образно, используя более точно указанные штрихи и динамические оттенки

Вопрос: «Какие образы ты угадываешь в этой музыке?»

 

- «Какой старинный танец есть в твоем репертуаре  в духе того времени?»

(слайды № 9,№10)

- Показ слайда с танцующими «Менуэт»

 - Предлагает исполнить

 «Менуэт» английского композитора-органиста В. Данкамба, как популярный придворный танец того времени

 ( менуэт в переводе с французского маленький, маленькие шажочки, изящный),

- Спрашивает о характере танца, об образах..

- Вопрос: «Чтобы отправиться на бал, как старались выглядеть дамы?»

- предполагаемый ответ: - «Да.»

Ученица исполняет танец.

Отвечает на вопросы.

- Старается найти средства выразительности: в динамике, штрихах, акцентах, синкопах.

- Раскрывает свое личное художественное представление, угаданное ею в этой музыке.

- «Менуэт.»

Исполняет «Менуэт»

( несложный, просто изложенный)

Отвечает на вопросы.

- «Красиво, нарядно одеться, использовать различные дамские украшения, драгоценности»

Логические универсальные:

- сравнение, анализ, догадка

 

- осознанно использует усвоенные ранее знания

- активизация ассоциативно-творческого мыслительного процесса;

-  формирование навыка выразить свои представления о  музыкально - художественных образах

Логические:

- рассуждение, догадка, связь с жизненными ситуациями

Творческое задание

Пауза. Отдых от инструмента.

- В действительности, композиторы того времени импровизировали и тоже добавляли украшения музицируя прямо на балах

-  Показывает слайды (№11, №12) с мелизмами.

- «Какие ты уже исполняла в своем репертуаре?»

- Я сейчас тебе исполню «Менуэт» Боккерини и фрагмент из танца «Пастушков», послушай и скажи, какое украшение ты слышишь или распознаешь в нотном тексте?

(в тексте написан уже расшифрованный мелизм «группетто»)

- «Обрати внимание на какой доле такта применяется это украшение?»

- «В кратком написании какая берется длительность, если расшифровка исполняется шестнадцатыми?»

   

 - Задается творческое задание украсить по своему вкусу «Менуэт», чтобы он звучал побогаче, т.е. по-королевски, как и надо для бала, постарайся изменить его

- «Попробуй исполнить его в преобразованном виде»

 

   

- «Положи инструмент.»

- «Скажи, пожалуйста, то, что ты сейчас исполняла больше подходит для вдумчивости, размышления или для увеселения и отдыха?»

В продолжение раскрытия темы задается вопрос:

 

 - «Как называется музыка для размышления, вдумчивости, молитвенности?»

- «Где могла звучать духовная музыка?»

- «Какого церковного композитора XVII века ты знаешь?»

( слайд №13)

- «Расскажи, что ты о нем знаешь.»

- «Что ты исполняешь из произведений этого великого композитора?»

- «Что такое прелюдия?»

- «В каком изложении сочинена прелюдия в гомофонном  или полифоническом?»

- «Что такое полифония?»

 

Ставит задачи по более глубокому, качественному исполнению прелюдии такие как прослушивание всех голосов, артикуляция, динамическое развитие, чистая смена меха и т.д.

- «Форшлаг, мордент, трель...»

- Слушает исполнение, следит за нотным текстом, смотрит на презентацию.

- «Группетто, форшлаг.»

- «На третьей.»

- «Четверть.»

 

Ученица выполняет его насколько может

Исполняет пьесу с добавленными ею мелизмами.

(если не очень получается, то это задание можно оставить на дом)

Кладет инструмент.

Предполагаемый ответ: «Для отдыха и развлечения»

Предположительный ответ: «Духовная музыка.»

Ответ: - «В церкви»

- «Иоган Себастьян Бах.»

Рассказывает о Бахе, кратко сколько знает

Ответ: «Прелюдию.»

Предположительный ответ: «Прелюдия- это самостоятельная пьеса, не имеющая установленной формы.»

- «Полифоническом.»

- «Полифония-это многоголосие.»

 

Ученица исполняет  прелюдию «ре-минор».

Слушает учителя, выполняет поставленные задачи.

Предварительное ознакомление с действием, анализирование

Целеполагание:

- принятие задачи на основе того, что уже известно

Познавательные:

- выбор наиболее эффективного способа решения творческой задачи,

Личностные:

- активизация ассоциативного мышления, применение знаний и умений на практике

Построение логической цепи рассуждений

Знание, догадка.

Коммуникативные:

Умение передать информацию, свои знания, верно формулировать высказывания

Регулятивные:

- внесение необходимых дополнений, совершенствование и закрепление изученного ранее музыкального материала.

- волевой контроль над качеством и глубиной исполнения

Творческое сотрудничество

Предлагает исполнить совместно «Арию» Георга Фридриха Генделя

 (1685-1759) .

Вопрос: «Что такое ария?»

Кратко дополняет ответ.

(слайд №14)

Кратко излагает биографию и наводящими вопросами закрепляет знание ученицы о  духовной музыке.

Исполняет в дуэте с ученицей II партию

 Предположительный ответ: «Ария-это вокальное произведение для одного голоса.»

Исполняет I партию

Музыкально- коммуникативные:

Творческое сотрудничество с педагогом.

Подведение итога урока.

Задает задание, прослушать несколько композиций и определить какие из них принадлежат эпохе «барокко».  Звучат следующие композиции:

1. Жан Батист Люлли

 «Гавот»

2.П.И.Чайковский «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик»

3. И.С. Бах «Органная прелюдия ре минор» и др.

Прослушивает, отвечает

- использует приобретенные знания, свой мысленный аналитический ресурс, личностный опыт понимания музыкальных стилей и жанров

Заключительный этап, рефлексия

 (5 мин.)

- «Что ты узнала нового?»

- «Тебе понравилось? »

- «Над чем бы ты хотела продолжить работу?»

- «Какую пьесу ты оставишь в репертуаре?»

- «Где тебе могут пригодиться приобретенные  знания и умения?»

- «Задай себе  домашнее задание с элементом творчества.»

Отвечает на вопросы.

Личностные: смыслообразование, умение проанализировать полученные знания, определить свое отношение.

Коммуникативные:

Умение с достаточной полнотой и точностью выразить свои мысли.

 Целеполагание, самомотивация на раскрытие  творческой инициативы

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебный фильм "Танцы эпохи барокко в музыке композитора начала XVII века Андреа Фальконьери".

Как звучала музыка танцев эпохи барокко в исполнени старинных инструментов? А как она будет звучать на концерте выдающихся музыкантов на лоне природы и в рыцарском замке? Я попытался ответить на эти в...

Музыка эпохи барокко

В статье раскрыты основные  стилевые особенномсти музыки барокко, перечислены ведущие композиторы, жанры и инструменты. Дана краткая характеристика творчества композиторов и музыкантов....

Музыка эпохи барокко

В статье раскрыты основные  стилевые особенномсти музыки барокко, перечислены ведущие композиторы, жанры и инструменты. Дана краткая характеристика творчества композиторов и музыкантов....

Эпоха Барокко в музыке. Презентация.

Этот материал будет полезен учителям музыки и МХК. Изучая  на уроках направления и стили музыки, можно воспользоваться этой презентацией. Здесь вы увидите портреты композиторов эпохи барокко, муз...

Выступление на исполнительском семинаре. Тема: «Орнаментика в музыке эпохи барокко».

В эпоху барокко орнаментика занимала исключительно важное место в композиторском и исполнительском творчестве. Фундамент орнаментального искусства собственно позднего барокко был заложен ещё в конце X...

Французская музыка эпохи барокко в исполнении эстонского ансамбля "Hortus Musicus".

В Санкт-Петербурге в очередной раз побывал (концерт состоялся 9.02.2014) самый известный ансамбль старинной музыки бывшего Советского Союза."Hortus Musicus" ("Музыкальный сад") — эстонский м...

Музыка Средневековья.Музыка эпохи Барокко

Тема:«Музыка Средневековья.Музыка эпохи Барокко»Цели: формирование представлений о музыкальной культуре Средневековья и Барокко ее отличительных особенностях....