Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования :" Современные актуальные тренды системы образования"
учебно-методический материал

Пихиенко Ольга Юрьевна

В современном мире большинство знаний систематически устаревают и требуют обновления, поэтому постоянное обучение персонала является необходимым условием профессионального успеха организации. Педагоги, желающие быть конкурентоспособными и добиться успеха, должны постоянно учиться. Тот, кто владеет новым знанием, сохраняет и конкурентные преимущества. При этом речь идет не только о молодых педагогах (выпускниках учебных заведений), но и о работниках с большим профессиональным опытом. Интерактивное обучение основано на собственном опыте участников занятий, их прямом взаимодействии с областью осваиваемого профессионального опыта. На игре, тренинге или при анализе ситуаций готовые знания не даются, а обучаемые побуждаются к такой деятельности, которая требует самостоятельного поиска информации разнообразными игротехническими и креативными средствами. Существует огромное количество различных форм организации обучения, видоизменяющих те или иные структурные элементы традиционного учебного занятия. Однако мы рассмотрим наиболее часто встречающиеся в современном образовательном процессе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл met._rekomend.docx19.75 КБ

Предварительный просмотр:

СОВРЕМЕННЫЕ АКТУАЛЬНЫЕ  ТРЕНДЫ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

 Пихиенко Ольга  Юрьевна-

 Методист МБУ ДО  «ЦДОД «ЮНИТЭР»

Интерактивные формы обучения  

XXI век - век глобализации, новых технологий и инноваций, век нового мышления и нового отношения к происходящим переменам. Динамичность и взаимообусловленность происходящих перемен диктуют необходимость нового подхода к системе образования. Тренды в образовании – это тенденции в его изменении.

В современном мире большинство знаний систематически устаревают и требуют обновления, поэтому постоянное обучение персонала является необходимым условием профессионального успеха организации. Педагоги, желающие быть конкурентоспособными и добиться успеха, должны постоянно учиться. Тот, кто владеет новым знанием, сохраняет и конкурентные преимущества. При этом речь идет не только о молодых педагогах (выпускниках учебных заведений), но и о работниках с большим профессиональным опытом. Интерактивное обучение основано на собственном опыте участников занятий, их прямом взаимодействии с областью осваиваемого профессионального опыта. На игре, тренинге или при анализе ситуаций готовые знания не даются, а обучаемые побуждаются к такой деятельности, которая требует самостоятельного поиска информации разнообразными игротехническими и креативными средствами. Существует огромное количество различных форм организации обучения, видоизменяющих те или иные структурные элементы традиционного учебного занятия. Однако мы рассмотрим наиболее часто встречающиеся в современном образовательном процессе.

Активная учебная лекция. Инновационные педагоги, активизируя процесс обучения, прерывают лекцию вопросами, анализом кейсов или фрагментами дискуссии. «Папка» с входящими документами Обучаемые получают от педагогапапки с одинаковым набором документов, относящихся к деятельности определенного предприятия учреждения или его подразделения. Метод «папки» с входящими документами обычно используется в двух качествах: во первых, диагностического инструмента для определения того, как члены группы справляются с подобной работой; во-вторых, метода оценки того, как участники на практике используют знания и навыки, приобретенные на других видах занятий.

Информационный лабиринт. Лабиринт действий ‒ это очень подробное групповое задание, требующее от преподавателя серьезной предварительной подготовки. Участникам занятия необходимо изучить определенную ситуацию и в различных пунктах выбрать одно из множества альтернативных действий, другими словами, пройти своеобразный лабиринт. Метод ситуационных упражнений (СУ), ситуационных задач (СЗ)

Обучаемому предлагается текст с подробным описанием сложившейся в организации ситуации или задача, требующая решения, иногда в тексте описываются осуществленные менеджером действия и требуется проанализировать их правомерность. Но чаще всего обучаемый должен осуществить какие-либо процедуры, связанные с аналитической деятельностью: систематизировать проблемы, ранжировать их, произвести расчеты, осуществить сравнительные действия и т.д. ‒ и только затем принимать решение. Обратный мозговой штурм.

 Его предпочтительно применять при создании нового, улучшенного образца продукции, новой услуги при разработке новой идеи, когда решаются две творческие задачи: 1) выявление в существующих изделиях, услугах, идеях максимального числа недостатков; 2) максимальное устранение этих недостатков во вновь разрабатываемом изделии или услуге.

 Пример некоторых  интерактивных упражнений:

«Аквариум»

Обучающиеся объединяются в группы по 5-6 человек. Одна из групп занимает место в центре класса, получает задание, зачитывает и обговаривает его. Остальные обучающиеся не вмешиваются в обсуждение, а внимательно слушают и делают пометки. После публичного выполнения задания группа занимает свои рабочие места, а обучающиеся творческого объединения обговаривают ход дискуссии, аргументы выступающих.

После этого место в «Аквариуме» занимает другая группа.

«Два, четыре – вместе»

Обучающимся предлагается проблема или информация, которую они сначала отрабатывают самостоятельно, затем обговаривают в парах, далее объединяются в четверки. После принятия совместного решения в четверках происходит совместное обговаривание вопроса.

«Микрофон»

Обучающимся предлагается высказать свою точку зрения по поставленному вопросу или проблеме. По классу пускают предмет, имитирующий микрофон. Каждый, получивший такой «микрофон» обязан четко и лаконично изложить свою мысль и сделать вывод.

«Синтез идей»

Данное упражнение предусматривает выполнение группами поэтапно всех видов заданий урока: на отдельных листах бумаги первая группа выполняет первое задание, вторая – второе и т.д. После выполнения первая группа отдает свой листок для доработки второй группе, вторая – третьей и т.д. Когда доработанный листочек возвращается к «хозяевам», каждая группа презентует свои исследования с учетом дополнений одноклассников.

Можно перед началом работы создать экспертную группу, которая будет оценивать продуктивность работы каждой группы.

«Мозговой штурм»

Для решения проблемного вопроса обучающимся предлагается найти как можно больше путей, идей, предложений, каждое из которых фиксируется на доске или листе бумаги. После создания такого «Банка идей» проводится анализ и обговаривание.

Метод « ПРЕСС»

Это упражнение развивает умение формулировать высказывание по определенному дискуссионному вопросу в сжатой форме, выразительно, аргументировано, лаконично.

«Метод ПРЕСС» состоит из четырех этапов:

  1. – Высказывание собственной точки зрения («Я считаю, что…»)
  2. – Обоснование своей мысли («… Так как…»)
  3. – Примеры и аргументы для поддержания своей точки зрения («… например…»)
  4. – Обобщение, выводы («Итак…»).

«Обучая – учусь»

Материал занятия делится на отдельные блоки по количеству обучающихся в группе. Обучающиеся отрабатывают и обмениваются информацией, создавая временные пары, после чего происходит коллективное обговаривание и закрепление учебного материала.

«Выбери позицию»

Предлагается проблемный вопрос, две противоположные точки зрения и три позиции: «Да» (за первое предложение), «Нет» (за второе предложение), «Не знаю, не определил собственную позицию». Обучающиеся творческого объединения  выбирают определенную позицию, формируют три группы, обговаривают правильность своей позиции. Один или несколько членов каждой группы аргументируют свою позицию, после чего происходит коллективное обсуждение проблемы и понятие правильного решения.

«Карусель»

Обучающиеся размещаются в два круга лицом друг к другу. Некоторое время каждая пара обменивается информацией, своими мыслями; после этого учащиеся внешнего круга перемещаются по кругу к следующему партнеру. Можно предварительно предложить обучающимся подготовить вопросы по теме и провести по кругу опрос.

«Совместный проект»

Группы работают над выполнением разных заданий одной темы. После завершения работы каждая группа презентует свои исследования, в результате чего все обучающиеся знакомятся с темой в целом.

Эти техники могут «работать » на разных этапах занятия.

Список литературы:

1.Тен А.С. и др. Smart-обучение в системе повышения квалификации педагогов. Методическое пособие. –Алматы: АО НЦПК «Орлеу». 2014. -112с.

2.Кейс Терлоу. Десять трендов современного образованияURL:https://www.hse.ru/news/media/63841790.html

3.Тренды современного образования. Особенности образовательных трендов

URL:https://sites.google.com/site/trendsofedu/fgos

4.Курс «Современные образовательные технологии и SMART» – ваш гид по новым возможностям использования ИКТ на уроке. URL:http://edguru.ru/blog/edutrends/

5.Тамара Стрельникова. Что такое STEAM-образование?

URL:http://www.unikaz.asia/ru/content/chto-takoe-steam-obrazovanie


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая рекомендация для педагогов дополнительного образования "Современные образовательные технологии – основа достижения качества учебно-воспитательного процесса"

Методическая рекомендация для педагогов дополнительного образования по использованию современных образовательных технологий в учебно-воспитательном процессе....

Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования по применению современных техник в декоративно - прикладном творчестве, как средства развития познавательной активности учащихся

Актуальность методических рекомендаций заключается в том, чтобы   помочь педагогам дополнительного образования освоить новую доступную технику в декоративно-прикладного творчестве (работа с ...

Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования УДОД по сбору и сдаче сведений для заполнения АИСУ «Параграф» в учреждениях дополнительного образования детей.

Данные методические рекомендации предназначены для педагогов дополнительного образования образовательных организаций, реализующих программы дополнительного образования, чья деятельность связана со сбо...

Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования: «Использование ИКТ и Интернет-ресурсов на современном занятии»

Методические рекомендации подготовлены с целью оказания помощи педагогам дополнительного образования по организации, подготовке и проведению учебных занятий.Методические рекомендации представляют опыт...

Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования "Самоанализ учебного занятия. В помощь педагогу дополнительного образования"

Умение анализировать собственную деятельность — важное качество любого человека, тем более оно важно для педагога как человека, творческого. Педагог должен уметь анализировать, свою деятельность...

Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования: "Современные технологии активизации познавательной деятельности обучающихся "

Методические  рекомендации для педагогов дополнительного образования: "Современные технологии активизации познавательной деятельности обучающихся "...

Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования: "Использование современных технологий в учебной и воспитательной работе с целью активизации познавательной деятельности обучающихся"

Методические  рекомендации для педагогов дополнительного образования:"Использование современных технологий в учебной и воспитательной работе с целью активизации познавательной деятельности о...