Организация патриотического воспитания обучающихся средствами музыкального искусства в процессе сотрудничества между общеобразовательной организацией и организацией дополнительного образования
статья

Вахрушева Любовь Владимировна

Организация патриотического воспитания обучающихся средствами музыкального искусства в процессе сотрудничества между общеобразовательной организацией и организацией дополнительного образования

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ОРГАНИЗАЦИЯ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ СРЕДСТВАМИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА

В ПРОЦЕССЕ СОТРУДНИЧЕСТВА

МЕЖДУ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ

И ОРГАНИЗАЦИЕЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.

«Патриотизм – это главное, без этого России пришлось бы забыть и о национальном достоинстве и о национальном суверенитете», в одном из выступлений по российскому телевидению сказал Президент Российской Федерации В.В. Путин. Государство нуждается в патриотически ориентированном обществе. Поэтому сегодня на первый план вышла проблема воспитания гражданина - патриота России.

Современный социум требует все новых подходов в обучении и воспитании подрастающего поколения. По сравнению со школьниками советского периода, современные дети имеют несколько иной склад ума и ряд ценностей – место духовных активно начали занимать материальные. Этому способствовали новый ритм жизни, а так же неустойчивое экономическое, политическое положение в стране, о чем свидетельствуют многочисленные СМИ. Поэтому патриотическое воспитание является одной из приоритетных задач не только современной российской школы, а со слов академика С.П. Ломова, «всего современного образовательного пространства, совпадающего с жизненным пространством народов, населяющих Россию» [19, 3].

Понятие «патриот» является неотъемлемой частью такого как «патриотизм».

Патриотизм – это исторически сложившаяся и развивающаяся категория социальной педагогики, отражающая устойчивое положительное отношение людей к своему Отечеству, проявляющееся в деятельности на его благо, в реализации которых с единых позиций участвуют и государство, и общество. Само понятие патриотизм связано с множеством идей: национальной, исторической, культурной, географической и т.д. [18, 4]

Школа XXI века производит обучение, знакомя детей с базовыми знаниями, и ставит перед собой приоритетной цель подготовить обучающихся к успешной сдаче ЕГЭ и ГИА, не решая проблемы патриотического воспитания, таким образом, именно этот аспект остается не восполненным в полной мере. В этом процессе на помощь образовательной системе приходят предметы эстетического цикла, а так же организации дополнительного образования в этой области.

Школа, в которой я веду свою деятельность как учитель музыки и музыкальный руководитель (МБОУ «СОШ №31» НМР РТ), реализует программы с оборонно-спасательным профилем – МЧС («Юный спасатель»), поэтому тема любви к Родине красной нитью проходит через весь образовательный и воспитательный процесс. С первых классов делается большой упор на гражданско – и военно – патриотическое воспитание обучающихся, прививая детям Отчизнолюбие, уважение к свершениям своего народа, ценности культурного наследия, любви к семье, готовности послужить своей Родине.

Известно, что музыкальное искусство является очень действенным и влиятельным инструментом в процессе воспитания эмоционально – образного восприятия и морально – нравственной стороны личности. О чем в своих трудах  писали А.В. Беляев, Е.Л. Власова, А.Н. Вырщиков, Т.М. Гулевич, А.Н. Кусмарцев и др. Для более успешной реализации процесса патриотического воспитания нами было решено разработать и реализовать проект по сотрудничеству с организацией дополнительного образования, ведущей свою деятельность на базе МБОУ «СОШ №31» НМР РТ – Детской музыкальной школой №4. Удачное расположение организации дает возможность производить воспитательный процесс не отрываясь от учебной деятельности.

Детские музыкальные школы, имея в своем потенциале неограниченное количество времени и не состоящих в жестких рамках программ, имеют возможность в привлечении обучающихся к более активному участию во внеурочной деятельности, не доступной общеобразовательным организациям, таким как экскурсии, концерты, конкурсы, музыкально – литературные вечера, театральные инсценировки, викторины, индивидуальные занятия, образовательно – воспитательные лектории и многие другие. Именно поэтому в процессе патриотического воспитания сотрудничество между организациями является актуальным и необходимым.

Новизну проекта мы видим в том, что к решению проблемы воспитания патриотических чувств в общеобразовательных организациях можно подключать потенциал ДМШ при помощи инновационного подхода. Содержание инновационного подхода в реализации проекта заключается в осознании патриотического воспитания как основы для реализации личностно-ориентированного обучения, в выявлении потенциала музыкального искусства в процессе патриотического воспитания, в применении ценности содержания музыкальных произведений как средство воздействия на личность ребенка. Воздействие данного воспитательного процесса происходит через непрерывную творческую деятельность обучающихся и основано на традициях русской и татарской культуры.

Базовой идеей  проекта полагаем становление у школьников чувства любви к своему Отечеству на основе различных конфигураций практической работы на уроках музыки и внешкольной деятельности.

Гипотеза заключается в том, что ход обучения патриотизма школьников средствами музыкального искусства будет достаточно успешным в том случае, если его главным элементом представится высоконравственное содержимое, основанное на духовном наследии российской и мировой культуры; он основывается на принципы расширения связей с социумом; опирается на становление психологической сферы ребенка; учитывает раскрытие креативных возможностей личности; дает собой поочередный последовательный процесс совместной работы взрослых и детей, обеспечивающий целостное влияние на ребенка в рамах сотрудничества между общеобразовательной организацией с профилем МЧС и детской музыкальной школой.

Целью проекта является создание условий для воспитания патриотических чувств обучающихся путем обновления форм, методов и приемов педагогического воздействия в рамках сотрудничества между школой с профилем МЧС, ДМШ и родителями, развитие личностной культуры ребенка как основы его любви к Отечеству через эмоциональное воздействие произведений искусства и творческую деятельность.

Достижение поставленной цели будет возможным при решении ряда педагогических, образовательных и воспитательных задач.

К педагогическим задачам относятся:

1. Изучение нормативной и методической литературы.

2. Поиск и создание путей для организации развивающей образовательной среды с целью добиться более качественного патриотического воспитания обучающихся средствами музыкального искусства и творческой деятельности школьников.

3. Разработка мероприятий и сценариев патриотической направленности направленных на совместную досуговую деятельность детей и родителей.

4. Разработка и апробация модели патриотического воспитания в общеобразовательной организации с профилем МЧС и в ДМШ в воспитательной работе.

Среди образовательных задач можно выделить следующие:

1. Вызов в детях чувства сопричастности к Отечеству, к своему народу, интереса к его прошлому и настоящему.

2. Формирование познавательных интересов обучающихся основываясь на любовь к родному городу, краю, стране.

3. Расширение музыкального кругозора обучающихся через включение в репертуар различных патриотических произведений..

4. Выявление интересов детей к творческой деятельности и реализация их через систему внеурочной воспитательной работы.

5. Повышение педагогической культуры родителей на основе сотрудничества.

Воспитательные задачи заключаются в следующем:

1. Содействие в становлении соответствующих убеждений у обучающихся через потенциал патриотического воспитания.

2. Привитие школьникам статуса гражданина своей страны и ее патриота средствами различных форм творческой деятельности.

3. Формирование чувств уважения к традициям своего народа, истории и свершениях соотечественников.

4. Способствование эмоционально – нравственному развитию обучающихся путем приведения положительных примеров культуры и искусства своего народа.

5. Обеспечение сотрудничества между учителями общеобразовательной организации с профилем МЧС, детской музыкальной школы и родителями в воспитании патриотических чувств и устойчивой гражданской позиции обучающихся.

Ожидаемый результат:

• повышение значения познаний об истории родного края и Отечества;

• воспитание почтительного отношения к государственной символике РФ и РТ, законам страны, к культурным памятникам родного края;

• знание государственных праздничных дней, имеющих значение в развитии российской государственности;

• умение исполнять гимны РФ и РТ;

• реализация креативного потенциала каждого обучающегося во всевозможных формах деятельности;

• расширение репертуара в классах методом подбора современных песен о Родине;

• возрастание заинтересованности родителей в успеваемости собственных детей.

Успешная апробация и реализация на практике всех направлений проекта проходит на протяжении трех учебных лет. Первостепенным считаем запуск проекта в образовательный процесс в рамках сотрудничества, что в перспективе будет обогащаться и дополняться новыми формами и мероприятиями патриотического содержания, которые с момента появления идеи объединить их единым воспитательным пространством патриотического содержания, приобретут целенаправленный, плановый и систематический характер.

Мы считаем, что воспитание патриотизма немыслимо без опоры на культурные традиции, которые обладают уникальными ресурсами развития личности в процессе творческой деятельности. В основу реализации проекта положены следующие инновационные приемы и технологии:

•        личностно-ориентированная направленность;

•        интеграция различных видов искусства: музыки, живописи, элементов театрализации, игры.

•        деятельностный подход как средство воспитания патриотизма в результате практической деятельности;

•        комплексный подход как метод, позволяющий раскрыть образ Родины во всей многогранности через разные виды искусства.

Ведущим интегрирующим принципом проекта является погружение в художественный мир образов, воздействие которых направлено на развитие эмоционального отношения к идеям патриотизма и, как следствие - на воспитание искусством.

В проекте разработана модель патриотического воспитания средствами искусства как целостного явления в рамках сотрудничества между общеобразовательной организацией с профилем МЧС и детской музыкальной школой. Предлагаемая модель духовно-нравственного воспитания обучающихся строится на приобщении детей к культурному наследию своего народа. Данную модель мы представляем в виде поступенного восхождения к вершине — цели проекта, охватывающей разные формы урочной и внеурочной деятельности и раскрывающей патриотическую идею в системе обучения в общеобразовательной организации с профилем МЧС и ДМШ. Главный результат будет заключаться в усвоении учащимися вечных нравственных ценностей: милосердии, сострадании, в стремлении к добру и неприятию зла.

Воспитание патриота начинается в самом раннем возрасте. В этом периоде происходит становление личности ребёнка, взращивание «родничка» патриотизма, раскрываются его индивидуальные особенности. В этот период самые близкие люди в жизни ребенка – члены семьи. В ней зарождаются его симпатии, потребности, интересы, именно в это время зарождаются основы – его характер. И поэтому жизнь семьи, её нравы, традиции, влечения, идеалы, развлечения влияют на его дальнейшую судьбу. Патриотические чувства развиваются в семье с формирования родственных чувств к маме, папе, бабушке, дедушке, ближним и дальним родственникам. Это первая ступень воспитания патриотизма. [18, 5]

Следующим этапом в жизни ребенка становится школа. Сфера развития патриотизма в школе – это развитие патриотического сознания. Большую роль в воспитании патриотического сознания играют художественная литература и искусство, которые во все времена, даже в кризисные годы, оставались испытанным средством патриотического, нравственного, интеллектуального и эстетического воспитания. Важно интегрировать в союз взаимодействия между школой и семьей систему дополнительного образования, в которую входит и сеть детских музыкальных школ.

Вторая ступень формирования патриотизма идёт через воспитание любви к малой родине – деревне, городу, ученическому коллективу, местным традициям и истории. Без чувства малой родины нет и большого патриотизма.

Третья ступень формирования патриотизма – это воспитание любви к своему Отечеству, обществу, народу, истории, культуре, традициям [18, 5].

Неиссякаемым источником патриотического воспитания подрастающего поколения является история Великой Отечественной войны. К сожалению, сейчас меньше говорят и пишут о героических подвигах советских воинов, в школах сокращён учебный и иллюстративный материал по истории ВОВ. Как результат – нынешняя молодёжь мало, что знает о героях войны, подаривших нам жизнь и Победу, вообще мало знает о самой страшной в истории человечества войне [23, 47]. Совсем недавно мы отпраздновали 74 годовщину Победы. И мы можем на уроках, на беседах, на классных часах и концертах ещё и ещё раз говорить о великом подвиге народа, о том, какой ценой досталась Победа, чтобы наши ученики знали о подвиге дедов и прадедов, гордились ими, и росли патриотами нашей Родины.

Проанализировав работу в рамках проекта можно сказать, что наша гипотеза подтвердилась: ход обучения патриотизма школьников средствами музыкального искусства является достаточно успешным при опоре его на высоконравственное содержимое, основанное на духовном наследии российской и мировой культуры; он основывается на принципы расширения связей с социумом; опирается на становление психологической сферы ребенка; учитывает раскрытие креативных возможностей личности; дает собой поочередный последовательный процесс совместной работы взрослых и детей, обеспечивающий целостное влияние на ребенка в рамах сотрудничества между общеобразовательной организацией с профилем МЧС и детской музыкальной школой.

Развивающая среда, созданная в проекте, помогает осуществить его основные направления. Беседы по искусству дают представление об истории России, а участие в концертной деятельности служит стимулом для совершенствования исполнительского уровня. Совместные выступления создают ситуацию успеха, заставляют детей поверить в себя и свои возможности, раскрывают их творческий потенциал. Применение проектных технологий способствует развитию мышления, креатива, формирует необходимые коммуникативные навыки на основе сотрудничества и взаимной помощи.

Перспективы на будущее по патриотическому воспитанию мы видим в следующем:

1. Создание самостоятельной программы по патриотическому воспитанию в рамках сотрудничества между общеобразовательной организацией с профилем МЧС и ДМШ, которая на сегодняшний день не разработана в рамках нашей школы.

2. Партнерство с иными образовательными организациями и организациями заинтересованными в патриотическом росте молодого поколения.

3. Сотрудничество со сторонними учреждениями культурной сферы города и республики в данном направлении.

4. Расширение сети образовательных учреждений, реализующих комплексный подход в патриотическом воспитании обучающихся, привлечение новых организаций, заинтересованных в проекте;

Собственно, с таких первых шагов и начинается воспитание Отчизнолюбия. Патриотизм должен стать основополагающей ценностью для юного поколения Российской Федерации. Необходимо и нам, учителям, помнить, что целенаправленные занятия по патриотическому воспитанию детей с юного возраста, позволят воспитать достойное молодое поколение, способное прославить свою Родину.


Список литературы

  1. Алиева С.А. Психолого-педагогические предпосылки воспитания патриотизма у детей младшего школьного возраста//Начальная школа.-2007.-№9.-С.17-20.
  2. Беляев, А.В. Опыт организации гражданско-патриотического воспитания студенческой молодежи  / А.В. Беляев, Н.А. Сиволобова // Общество. Культура. Наука. Образование. – 2014. – Вып. 1 [Электронный ресурс]  // URL: http://cipv.ru/static.php?mode=page_231 (дата обращения 08.04.2019)
  3. Буйлова Л.Н. Актуальные проблемы организации патриотического воспитания в системе дополнительного образования детей // Молодой ученый. 2012. № 5. С.405–412.
  4. Быков А.К., Мусс Г.Н., Слабоспицкая М.В. Событийный подход в патриотическом воспитании школьников//Воспитание школьников. 2009.-№7.-С.12-17.
  5. Быков А.К., Мусс Г.Н. Взаимодействие школы и семьи в патриотическом воспитании учащихся//Воспитание школьников.-2011.-№4.-С.13-18.
  6. Власова, Е.Л. Критерии и параметры современного гражданского образования / Е.Л. Власова // Вестник университета Российской академии образования. – 2011. - № 1. – С.142-144.
  7. Вырщиков, А.Н. Патриотизм на службе России, Служение Отечеству как смысл российского патриотизма. Научно-популярное издание / А.Н. Вырщиков, У.М. Кусмарцев. — Волгоград: НП ИПД «Авторское перо», 2005. – 120 с.
  8. Вырщиков, А.Н. Патриотическое воспитание молодежи в современном российском обществе: монография / А.Н. Вырщиков, У.М.  Кусмарцев. – Волгоград: НП ИПД «Авторское перо», 2006. – 172 с.
  9. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2001- 2005 г.» // Российская газета. - 12.03.2001. - С. 5-12.
  10. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2006-2010 г.» // Воспитание школьников. – 2006. - № 2. - С. 2-7.
  11. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2016-2020 г.»: [Электронный ресурс] / URL: http://government.ru/media/files/8qqYUwwzHUxzVkH1jsKAErrx2dE4q0ws.pdf (дата обращения: 08.04.2019)
  12. Гражданское образование в российской школе / Сост. Т.И.Тюляева. М.: Издательство «Астрель», 2003. – 172 с.
  13. Гулевич, Т.М. Гражданско-патриотическое воспитание школьников в российском зарубежье первой половины XX века: аксиологический подход: автореф. дис. …канд. пед. наук / Т.М. Гулевич. – М., 2012. – 25 с.
  14. Гаямова Л. От милосердия к гражданственности//Воспитание школьников.-2008.-№5.-С.10-14.
  15. Гончарова Т.Л. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через чувственные отношения к родственникам//Дошкольная педагогика. -2008.-№4.-С.47-49.
  16. Горбунов В.С. Воспитание гражданина-патриота: системный подход//Воспитание школьников.-2010.-№1.- С. 10-20
  17. Закон «Об образовании» (в ред. от 13.01.1996 г. № 12-ФЗ, с изм. на 3 декабря 2011 г.).
  18. Коменский Я.А. Великая дидактика – М.: Книга по Требованию, 2012. –С.321.
  19. Ломов С.П. Изобразительное искусство в современной школе // Худ. образование и эстетическое воспитание в евразийском общеобразовательном пространстве: материалы IV Междунар. научно-практической конференции. Астана, 2015. С.3–15.
  20. Микрюков В. Патриотизм: к определению понятия//Воспитание школьников.-2007.-№5.-С.2-8.
  21. Никитина Л.Е., Звонарева Л.У. Воспитание патриотизма средствами литературы и искусства//Воспитание школьников.-2014.-№1.-С. 3-12.
  22. Рязанцева А.Н. Родители-социальные партнёры учителя//Начальная школа.-2009.-№11.-С.7-10
  23. Щербакова А.А. Растить патриотов//Воспитание школьников.-2011.-№7.-С.47-49.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

УПРАВЛЕНИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ И УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

Введение Глава1 Теоретические аспекты управления взаимодействием общеобразовательной организации и учреждения дополнительного образования детей 1.1 Управление взаимодействием общеобразовател...

Доклад «Патриотическое воспитание учащихся средствами изобразительного искусства в ДХШ»

Доклад знакомит преподавателей дхш со средствами формирования нравственности, патриотизма, гражданской активности, любви к малой Родине средствами изобразительного искусства....

Методическая разработка: "Организация патриотического воспитания обучающихся".

Методическое пособие, направленное на организацию работы по патриотическому воспитанию обучающихся в школе....

Методические рекомендации по патриотическому воспитанию школьников средствами музыкального искусства

Методические рекомендации могут быть использованы учителями образовательной области "Искусство"...

Патриотическое воспитание детей средствами народного искусства

В статье описывается о патриотическом воспитании обучающихся по программе "Фольклор и народные традиции" модульной школы "Русская горница"...