КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ СФЕРЫ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА НА ТЕРРИТОРИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД МЕГИОН
методическая разработка по физкультуре

Хлыпенко Татьяна Александровна

КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ СФЕРЫ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА НА ТЕРРИТОРИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД МЕГИОН

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ

КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ СФЕРЫ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА НА ТЕРРИТОРИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД МЕГИОН

С.Б.Игошев, МБУ «Спорт-Альтаир», тренер-преподаватель, инструктор-методист высшей категории, кандидат педагогических наук, Отличник физической культуры и спорта Российской Федерации.

Т.А.Хлыпенко, МБУ «Спорт-Альтаир», тренер-преподаватель, инструктор-методист высшей категории.

В целях настоящей концепции используются следующие основные понятия:

Базовые виды спорта – виды спорта, включенные в программы Олимпийских игр, Паралимпийских игр, а также иные виды спорта, развиваемые субъектами Российской Федерации на своих территориях с учетом сложившихся исторических традиций развития спорта высших достижений, представительства спортсменов от субъектов Российской Федерации в составах спортивных сборных команд Российской Федерации по видам спорта и участия данных команд во всероссийских и в международных официальных спортивных мероприятиях, в том числе включенных в программу Сурдлимпийских игр;

Благополучатели – лица, получающие благотворительные пожертвования от благотворителей, помощь добровольцев;

Благотворитель  лицо, осуществляющее благотворительные пожертвования в формах: бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передачи в собственность имущества, в том числе денежных средств и (или) объектов интеллектуальной собственности; бескорыстного (безвозмездного или на льготных условиях) наделения правами владения, пользования и распоряжения любыми объектами права собственности; бескорыстного (безвозмездного или на льготных условиях) выполнения работ, предоставления услуг благотворителями - юридическими лицами. Б. вправе определять цели и порядок использования своих пожертвований;

Вид спорта – часть спорта, которая признана обособленной сферой общественных отношений, имеющей соответствующие правила, утвержденные в установленном Федеральным законом порядке, среду занятий, используемый спортивный инвентарь (без учета защитных средств) и оборудование;

Волонтеры – граждане Российской Федерации и иностранные граждане, участвующие на основании гражданско-правовых договоров в организации и (или) проведении физкультурных мероприятий, спортивных мероприятий без предоставления указанным гражданам денежного вознаграждения за осуществляемую ими деятельность;

Воспитание физических качеств – является не менее существенной стороной физического воспитания. Целенаправленное управление прогрессирующим развитием силы, быстроты, выносливости, гибкости и ловкости затрагивает комплекс естественных свойств организма и тем самым обусловливает количественные и качественные изменения его функциональных возможностей.

Все физические качества являются врождёнными, то есть, даны человеку в виде природных задатков, которые необходимо развивать и совершенствовать. А когда процесс естественного развития приобретает специально организованный, то есть педагогический характер, то корректнее говорить не развитие а «воспитание физических качеств»;

Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс "Готов к труду и обороне" (ГТО) (также - комплекс ГТО) – программная и нормативная основа системы физического воспитания населения, устанавливающая государственные требования к уровню его физической подготовленности;

Готов к труду и обороне (ГТО) – разрабатываемая программная и нормативная основа физического воспитания населения России. Регулируется "Положением о Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне»";

Детско-юношеский спорт – часть спорта, направленная на спортивную подготовку несовершеннолетних граждан в организациях, осуществляющих спортивную подготовку, а также на участие таких граждан в спортивных соревнованиях, в которых спортсмены, не достигшие возраста восемнадцати лет или иного возраста, указанного в этих целях в федеральных стандартах спортивной подготовки, являются основными участниками;

Добровольцы – физические лица, осуществляющие благотворительную деятельность в форме безвозмездного выполнения работ, оказания услуг (добровольческой деятельности);

Искусство (от церк.-слав. искусьство (лат. experimentum – опыт, проба); ст.-слав. искоусъ – опыт, реже истязание, пытка – образное осмысление действительности; процесс или итог выражения внутреннего или внешнего (по отношению к творцу) мира в художественном образетворчество, направленное таким образом, что оно отражает интересующее не только самого автора, но и других людей.

Искусство (наряду с наукой) – один из способов познания, как в естественнонаучной, так и в религиозной картине восприятия мира.

Понятие искусства крайне широко – оно может проявляться как чрезвычайно развитое мастерство в какой-то определённой области. Долгое время искусством считался вид культурной деятельности, удовлетворяющий любовь человека к прекрасному. Вместе с эволюцией социальных эстетических норм и оценок искусством получила право называться любая деятельность, направленная на создание эстетически-выразительных форм.

В масштабах всего общества, искусство – особый способ познания и отражения действительности, одна из форм художественной деятельности общественного сознания и часть духовной культуры как человека, так и всего человечества, многообразный результат творческой деятельности всех поколений. В науке искусством называют как собственно творческую художественную деятельность, так и её результат — художественное произведение.

Кадровый потенциал (от лат. potentia – возможность, мощность, сила) – это общая (количественная и качественная) характеристика персонала как одного из видов ресурсов, связанная с выполнением возложенных на него функций и достижением возложенных на него функций и достижением целей перспективного развития организации; это имеющиеся и потенциальные возможности работников, как целостной системы (коллектива), которые используются и могут быть использованы в определенный момент времени. Кадровый потенциал является основной частью трудового потенциала организации;

Концепция (от лат. conceptio – понимание, система) – определенный способ понимания какого либо предмета; основная точка зрения на предмет; руководящая идея его систематического освещения. Термин «Концепция» употребляется также для обозначения ведущего замысла, конструктивного принципа в научных, художественных, технических, политических и других видах деятельности человека;

Культура (от лат. cultura – возделывание, позднее – воспитаниеобразованиеразвитиепочитание) – понятие, имеющее огромное количество значений в различных областях человеческой жизнедеятельности.

Культура является предметом изучения философии, культурологии, истории, искусствознания, лингвистик и (этнолингвистики), политологии, экономики, психологии, экономики, педагогики и др.;

В основном, под культурой понимают человеческую деятельность в её самых разных проявлениях, включая все формы и способы человеческого самовыражения и самопознания, накопление человеком и социумом в целом навыков и умений.

Культура предстает также проявлением человеческой субъективности и объективности (характеракомпетентностейнавыковумений и знаний).

Культура представляет собой совокупность устойчивых форм человеческой деятельности, без которых она не может воспроизводиться, а значит – существовать.

Культура – это набор кодов, которые предписывают человеку определённое поведение с присущими ему переживаниями и мыслями, оказывая на него, тем самым, управленческое воздействие.

Льгота – скидка, предоставление преимуществ кому-либо, полное или частичное освобождение от выполнения установленных правил, обязанностей, или облегчение условий их выполнения.

Массовый спорт – представляет собой регулярные занятия и участие в соревнованиях представителей различных возрастных групп в доступных им видах спорта с целью укрепления здоровья, коррекции физического развития и телосложения, повышения общей и специальной работоспособности, овладения отдельными жизненно необходимыми умениями и навыками, активного отдыха, достижения физического совершенства.

Массовый спорт дает возможность миллионам людей совершенствовать свои физические качества и двигательные возможности, укреплять здоровье и продлевать творческое долголетие, а значит, противостоять нежелательным воздействиям на организм современного производства и условий повседневной жизни.

Задачи массового спорта во многом повторяют задачи физической культуры, но реализуются спортивной направленностью регулярных занятий и тренировок;

Меценат – физическое или юридическое лицо, безвозмездно передающее свое имущество, в том числе денежные средства, или права владения, пользования, распоряжения своим имуществом и (или) безвозмездно выполняющее работы и оказывающее услуги в сфере культуры и образования в области культуры и искусства для сохранения культурных ценностей и развития деятельности в сфере культуры и образования в области культуры и искусства в формах, определенных законодательством Российской Федерации;

Меценатская поддержка – имущество, в том числе денежные средства, или права владения, пользования, распоряжения имуществом, безвозмездно переданные меценатом получателю меценатской поддержки, и (или) работы и услуги в сфере культуры и образования, соответственно безвозмездно выполненные и оказанные меценатом; 

Неурочные формы – это занятия, проводимые как специалистами (организованно), так и самими занимающимися (самостоятельно) с целью активного отдыха, укрепления или восстановления здоровья, сохранения или повышения работоспособности, развития физических качеств, совершенствования двигательных навыков и др. К ним относятся:

1) малые формы занятий (утренняя гимнастика, вводная гимнастика, физкультпауза, физкультминутка, микропауза), используемые для оперативного (текущего) управления физическим состоянием. В силу своей кратковременности эти формы, как правило, не решают задач развивающего, тренирующего характера;

2) крупные формы занятий, т.е. занятия относительно продолжительные, одно- и многопредметные (комплексные) по содержанию (например, занятия аэробикой, шейпингом, калланетикой, атлетической гимнастикой и др.). Эти формы занятий направлены на решение задач тренировочного, оздоровительно-реабилитационного или рекреационного характера;

3) соревновательные формы занятий, т.е. формы физкультурно-спортивной деятельности, где в соревновательной борьбе определяются победитель, место, физическая или техническая подготовленность и т.п. (например, система официальных соревнований, отборочные соревнования, первенства, чемпионаты, контрольные прикидки или соревнования и др.).

Объекты спорта – объекты недвижимого имущества или комплексы недвижимого имущества, специально предназначенные для проведения физкультурных мероприятий и (или) спортивных мероприятий, в том числе спортивные сооружения;

Общая физическая подготовка – направлена на повышение уровня физического развития, широкой двигательной подготовленности как предпосылок успеха в различных видах деятельности;

Получатели меценатской поддержки – государственные, муниципальные, негосударственные некоммерческие организации культуры, образовательные организации, реализующие образовательные программы в области культуры и искусства;

Понятие – это основная форма человеческого мышления, устанавливающая однозначное толкование того или иного термина, выражающая при этом наиболее существенные стороны, свойства или признаки определяемого объекта (явления). К основным понятиям теории физического воспитания относятся: 1) физическое воспитание, 2) физическое развитие, 3) физическая подготовка, 4) физическое совершенство, 5) спорт;

Программа спортивной подготовки – программа поэтапной подготовки физических лиц по виду спорта (спортивным дисциплинам), определяющая основные направления и условия спортивной подготовки на каждом ее этапе, разработанная и реализуемая организацией, осуществляющей спортивную подготовку, в соответствии с требованиями федеральных стандартов спортивной подготовки;

Профессиональный спорт в узком смысле – спортивно-предпринимательская деятельность, которая за счёт высокой зрелищности состязаний даёт коммерческую выгоду для телевидения, спортивных организаций (лиг, команд и т. д.) и собственно спортсменов. Это позволяет спортсменам заниматься спортом и ничем другим, совершенствуя свои навыки и сохраняя спортивную форму. В широком смысле профессиональный спорт – любой спорт с полной занятостью (согласно Федеральному закону от 04.12.2007 N 329-ФЗ (ред. от 25.12.2012) «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», «…11) профессиональный спорт – часть спорта, направленная на организацию и проведение спортивных соревнований, за участие в которых и подготовку к которым в качестве своей основной деятельности спортсмены получают вознаграждение от организаторов таких соревнований и (или) заработную плату…»,). Тренерская работа не делает спортсмена профессионалом.

Профессионально-прикладная физическая подготовка – это специально направленное и избирательное использование средств физической культуры и спорта для подготовки человека к определенной профессиональной деятельности. Специальная физическая подготовка - специализированный процесс, содействующий успеху в конкретной двигательной деятельности (в конкретном виде спорта, профессии и др.), предъявляющий специализированные требования к двигательным способностям человека;

Рекреация (лат. recreation – восстановление) – комплекс оздоровительных мероприятий, осуществляемых с целью восстановления нормального самочувствия и работоспособности здорового, но утомленного человека.

Понятие охватывает все виды отдыха – санаторно-курортное лечение, туризм, любительский спорт, рекреационное рыболовство и т.п. восстановление эмоциональных и психологических сил, здоровья и трудоспособности путём отдыха вне жилища: на лоне природы, в туристической поездке и т.п. Специализированными предприятиями для рекреации считаются санатории, профилактории, пансионаты и другие. Понятие стало использоваться в 1960-х годах в физиологической, медицинской, социально-экономической литературе, по проблемам восстановления сил и здоровья рабочих;

Спорт – представляет собой соревновательную деятельность, специальную подготовку к ней, а также специфические отношения и достижения в сфере этой деятельности.

Характерной особенностью спорта является соревновательная деятельность, специфической формой которой являются соревнования, позволяющие выявлять, сравнивать и сопоставлять человеческие возможности на основе четкой регламентации действий соревнующихся, условий их выполнения и способов оценки достижений по установленным правилам в каждом виде спорта.

Специальная подготовка к соревновательной деятельности осуществляется в форме спортивной тренировки;

Спорт высших достижений (олимпийский) – предполагает систематическую плановую многолетнюю подготовку и участие в соревнованиях в избранном виде спорта с целью достижения максимально возможных спортивных результатов, победы на крупнейших спортивных соревнованиях.

Сегодня спорт высших достижений – пока единственная модель деятельности, при которой у выдающихся рекордсменов функционирование почти всех систем организма может проявляться в зоне абсолютных физиологических и психологических пределов здорового человека. Это позволяет не только проникнуть в тайны максимальных человеческих возможностей, но определить пути рационального развития и использования имеющихся у каждого человека природных способностей в его профессиональной и общественной деятельности, повышения общей работоспособности;

Спортивная дисциплина – часть вида спорта, имеющая отличительные признаки и включающая в себя один или несколько видов, программ спортивных соревнований;

Спортивная подготовка – тренировочный процесс, который подлежит планированию, включает в себя обязательное систематическое участие в спортивных соревнованиях, направлен на физическое воспитание и совершенствование спортивного мастерства лиц, проходящих спортивную подготовку, и осуществляется на основании государственного (муниципального) задания на оказание услуг по спортивной подготовке или договора оказания услуг по спортивной подготовке в соответствии с программами спортивной подготовки;

Спортивная федерация – общественная организация, которая создана на основе членства и целями которой являются развитие одного или нескольких видов спорта, их пропаганда, организация, а также проведение спортивных мероприятий и подготовка спортсменов - членов спортивных сборных команд;

Спортивная медицина – это отдельная специфическая область медицинской науки и практики, отвечающая за медико-биологическое обеспечение подготовки спортсменов — неотъемлемую составляющую их спортивной подготовки в целом, призванная решать целый ряд специфических задач;

Спортивное сооружение – соответственно оборудованное сооружение крытого или открытого типа, обеспечивающее возможность проведения спортивных соревнований, учебно-тренировочного процесса, физкультурно-оздоровительных и спортивно развлекательных работ по различным видам спорта. Сооружение (помещение), размеры которого соответствуют требованиям строительных норм и правил к спортивным сооружениям.

1) По назначению: спортивно-зрелищные, учебно-тренировочные, физкультурно-оздоровительные;

Спортивно-зрелищные сооружения – сооружения, имеющие специальные места для зрителей, представляющих собой трибуны или отдельные ряды при обеспечении нормальной видимости и необходимых условий эвакуации (в помещении – 500 и более; на открытом воздухе – 1500 и более). К ним относятся стадионы, Дворцы спорта, универсальные площадки, велодромы, автомотодромы, лыжные и горнолыжные стадионы и другие спортивные сооружения, имеющие трибуны, скамейки, стулья, места для стояния.

Учебно-тренировочные сооружения – сооружения, предназначенные для учебно-тренировочного процесса. К учебно-тренировочным сооружениям относятся спортивные базы школ, высших и средне специальных учебных заведений и учебно-тренировочные центры подготовки спортсменов высших разрядов. Независимо от наличия зрительских мест все сооружения для гребного, парусного, лыжного, горнолыжного, санно-бобслейного, стрелкового, конькобежного, конного (за исключением ипподромов), шахматного и шашечного спорта относятся к учебно-тренировочным.

Физкультурно-оздоровительные сооружения – сооружения, предназначенные для проведения физкультурно-оздоровительных работ и активного отдыха населения. Физкультурно-оздоровительная работа осуществляется на всех сооружениях, где занятия не требуют специальной подготовки и не представляют опасности для жизни и здоровья занимающихся.

2) По архитектурно-планировочным особенностям: специально построенные, приспособленные, отдельно стоящие, встроенные, объёмные, плоскостные, отдельные, комплексные;

Специально построенные спортивные сооружения – сооружения, построенные по специально разработанному архитектурному проекту, согласно строительным нормам, на специально отведенном земельном участке.

Приспособленные спортивные сооружения – сооружения, построенные при несоблюдении строительных норм по спортивным сооружениям, которые переоборудованы под спортивные сооружения.

Отдельно стоящие – здания сооружений, построены отдельно.

Встроенные – сооружения встроены в здания спортивного или другого назначения.

Объемные спортивные сооружения – это все крытые спортивные сооружения: спортивные залы, Дворцы спорта, крытые бассейны и манежи.

Плоскостные спортивные сооружения – спортивные поля, конькобежные дорожки, лыжные и горнолыжные трассы и др.

Отдельные сооружения, предназначенные для одного вида спорта (специализированные залы, бассейны с одной ванной, площадки по видам спорта, поля для футбола, регби, хоккея на траве, бейсбола, конного спорта, стрельбы из лука, легкоатлетические и конькобежные дорожки, лыжные и горнолыжные трассы, лыжные трамплины, санно-бобслейные трассы, велотреки, конные манежи, стрелковые тиры, стрелково-охотничьи стенды и др.).

Комплексные спортивные сооружения – сооружения, состоящие из нескольких отдельных спортивных сооружений, объединенных общностью территории или размещенных в одном здании (стадионы, Дворцы спорта, бассейны с несколькими ваннами, комплексные площадки, многозальные спортивные корпусы и другие спортивные сооружения подобного типа).

3) —По объёмно планировочной конструкции: открытые, крытые.

Открытые спортивные сооружения – это сооружения, в которых соревнования и учебно-тренировочные занятия проводятся под открытым небом.

Крытые спортивные сооружения – это сооружения, в которых соревнования и учебно-тренировочные занятия проводятся в крытых залах, манежах, бассейнах, Дворцах спорта и т.п. Сооружения с навесом, в которых соревнования и учебно-тренировочные занятия проводятся на открытом воздухе, относятся к крытым сооружениям.

Каждое отдельное спортивное сооружение структурно состоит из трех элементов: основного сооружения (объекта), вспомогательного сооружения и сооружения для зрителей.

Основное сооружение – сооружение, где непосредственно проходят соревнования и учебно-тренировочные занятия. Объемно-планировочные размеры, покрытия, разметка и оборудование основного сооружения должны соответствовать государственным строительным нормам, правилам соревнований соответствующих спортивных федераций и действующему табелю спортивного оборудования и инвентаря спортивных сооружений.

Вспомогательные спортивные сооружения – сооружения, предназначенные для обслуживания занимающихся и участников соревнований. К вспомогательным сооружениям относятся помещения для обслуживания занимающихся, помещения и сооружения инженерно-технических служб, хозяйственные и подсобные, административные, врачебно-медицинские, предназначенные для судей, представителей СМИ, сотрудников органов безопасности (пожарной охраны и милиции).

Сооружения для зрителей – это трибуны (стационарные или трансформируемые), ряды сидений (стульев, скамеек) и места для стояния, располагаемые у основного сооружения (спортивного ядра, поля, площадки, зала, бассейна и т.д.) и другие помещения для обслуживания (павильоны, фойе, буфеты, кафе, санузлы и т.п.) ;

Спортсмен – физическое лицо, занимающееся выбранными видом или видами спорта и выступающее на спортивных соревнованиях;

Урочные формы – это занятия, проводимые преподавателем (тренером) с постоянным составом занимающихся.

Для урочных форм занятий характерно то, что деятельностью занимающихся управляет педагог по физической культуре и спорту, который в течение строго установленного времени в специально отведенном месте руководит процессом физического воспитания относительно постоянной по составу учебной группой занимающихся (класс, секция, команда) в соответствии с требованиями педагогических закономерностей обучения и воспитания. При этом строго соблюдаются частота занятий, их продолжительность и взаимосвязь. Кроме того, для учебных форм характерно построение занятий в рамках общепринятой структуры, под которой принято понимать деление урока на три составные части: подготовительную, основную и заключительную.

Подготовительная часть необходима для начальной организации занимающихся, психической и функциональной подготовки организма, а также для опорно-двигательного аппарата к предстоящей основной работе.

Основная часть обеспечивает решение задач обучения технике двигательных действий, воспитания физических и личностных качеств.

Заключительная часть предназначена для постепенного снижения нагрузки на организм и организованного окончания занятия.

По признаку основной направленности, различают уроки общей физической подготовки (ОФП), уроки профессионально-прикладной физической подготовки (ППФП), спортивно-тренировочные уроки, методико-практические занятия.

Уроки ОФП используются практически для всех возрастных групп. Их основная направленность – это всесторонняя физическая подготовка занимающихся. Для уроков характерны разнообразие средств и методов, комплексность, средние и умеренные нагрузки на организм.

Уроки профессионально-прикладной физической подготовки проводятся в основном в средних и высших учебных заведениях. Их основная направленность – формирование ведущих для конкретных профессий двигательных умений и навыков, а также развитие физических качеств.

Спортивно-тренировочные уроки являются основной формой занятий со спортсменами всех разрядов и служат подготовке их к соревнованиям.

Методико-практические занятия проводятся в основном в средних специальных и высших учебных заведениях. Их основная направленность – операциональное овладение методами и способами физкультурно-спортивной деятельности для достижения учебных, профессиональных, жизненных целей личности.

По признаку решаемых задач различают следующие типы уроков:

1) уроки освоения нового материала. Для них характерны широкое использование словесных и наглядных методов, невысокая «моторная» плотность;

2) уроки закрепления и совершенствования учебного материала;

3) контрольные уроки предназначены для определения уровня подготовленности занимающихся, проверки усвоения ими знаний, умений и навыков и т.п.;

Физическое воспитание – это вид воспитания, специфическим содержанием которого являются: обучение движениям, воспитание физических качеств, овладение специальными физкультурными знаниями и формирование осознанной потребности в физкультурных занятиях.

Обучение движениям имеет своим содержанием физическое образование. Физическое образование – это системное освоение человеком рациональных способов управления своими движениями, приобретения таким путём необходимого в жизни фонда двигательных умений, навыков и связанных с ними знаний. Овладевая двигательными действиями, занимающиеся приобретают умения рационально и полноценно проявлять свои физические качества и познавать закономерности движений своего тела.

По степени освоенности, техника двигательного действия может выполняться в двух формах: в форме двигательного умения и в форме двигательного навыка. Поэтому часто вместо словосочетания обучение двигательным действиям используют термин формирование двигательных умений и навыков;

Физическая культура  часть культуры общества, представляющая собой совокупность ценностей и знаний, создаваемых и используемых обществом в целях физического и интеллектуального развития способностей человека, совершенствования его двигательной активности и формирования здорового образа жизни, социальной адаптации путем физического воспитания, физической подготовки и физического развития (в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 4 декабря 2007 г. N 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»). Не стоит путать два разных понятия: физкультура и спорт. Физкультура направлена на укрепление здоровья, а спорт направлен на получение максимального результата и спортивных наград;

Физическое совершенство – это исторически обусловленный идеал физического развития и физической подготовленности человека, оптимально соответствующий требованиям жизни.

Важнейшими конкретными показателями физически совершенного человека современности являются:

1) крепкое здоровье, обеспечивающее человеку быстро адаптироваться к различным, в том числе и неблагоприятным условиям жизни, труда, быта;

2)высокая физическая работоспособность, позволяющая добиться значительной специальной работоспособности;

3)пропорционально развитое телосложение, правильная осанка;

4)всесторонне и гармонически развитые физические качества;

5)владение рациональной техникой основных жизненно важных движений, а также способность быстро осваивать новые двигательные действия;

Физическая подготовка – есть результат использования физических упражнений, воплощённый в достигнутой работоспособности и в сформированных двигательных умениях и навыках, необходимых в определённой деятельности, либо способствующих её освоению.

Различают общую физическую подготовку (ОФП) и специальную физическую подготовку (СФП) ;

Физическое развитие – это процесс становления, формирования и последующего изменения на протяжении жизни индивидуума морфофункциональных свойств организма, проходящий по закономерностям возрастного развития, взаимодействия генетических факторов и факторов внешней среды.

Физическое развитие характеризуется изменениями трех групп показателей:

• Показатели телосложения (длина тела, масса тела, осанка, объёмы и формы отдельных частей тела, величина жироотложения и др.).

• Показатели (критерии) здоровья, отражающие морфологические и функциональные изменения физиологических систем организма человека. Решающее значение на здоровье человека оказывают функционирование сердечно-сосудистой, дыхательной и центральной нервной системы, органов пищеварения и выделения, механизмов терморегуляции и др.

• Показатели развития физических качеств (силы, скоростных способностей, выносливости и др.). Примерно до 25-летнего возраста (период становления и роста) большинство морфологических показателей увеличивается в размерах и совершенствуются функции организма. Затем до 45 – 50-летнего возраста физическое развитие как бы стабилизировано на определённом уровне. В дальнейшем по мере старения, функциональная деятельность организма постепенно ослабевает и ухудшается, могут уменьшаться длина тела, мышечная масса и т. п.

Возможность целесообразно воздействовать на процесс физического развития, оптимизировать его, направив по пути физического совершенствования индивида и реализуется в физическом воспитании.

Наряду с термином «физическое воспитание» применяют термин «физическая подготовка. Термин «физическая подготовка» применяют тогда, когда хотят подчеркнуть прикладную направленность физического воспитания по отношению к спортивной, трудовой и иной деятельности; 

Финансовое обеспечение – сумма средств необходимая для обеспечения для обеспечения работы проекта. Финансовое обеспечение комплекс организационно-практических, экономических мероприятий, направленных на своевременное удовлетворение потребностей в денежных средствах. Включает: финансовое планирование и финансовое потребление видов деятельности; истребование, получение, хранение экономное и целесообразное расходование денежных средств; контроль за их использованием, учет и отчетность. Потребности формирований в денежных средствах обеспечиваются через Муниципальный, Региональный, Федеральный бюджеты и иные источники внебюджетного финансирования.

АНАЛИЗ СОТЯНИЯ СОВРЕМЕННОГО РАЗВИТИЯ ФИЗИЕЧКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД МЕГИОН

Профильность физической культуры и спорта городского округа город Мегион относится в сфере социальной политики Администрации города. Физическая культура и спорт — это один из видов человеческой деятельности, направленной на физическое совершенствование как населения в целом, так и каждого отдельного человека, деятельности, оказывающей образовательное оздоровительное воспитательное, политическое и социально-экономическое воздействие на общественное развитие человечества.

Сфера физической культуры и спорта делится на две большие части: профессиональный спорт (спорт высших достижений) и массовая физическая культура и спорт.

Профессиональным спортом занимаются федеральные и региональные органы государственной власти, массовой физической культурой и спортом — органы местного самоуправления. Впрочем, многие крупные города содержат профессиональные спортивные коллективы и отдельных спортсменов за счет средств местных бюджетов и спонсорской поддержки.

Оценка состояния развития физической культуры и спорта в городе Мегионе.

Профессиональный спорт пока еще не утвердился в городском округе город Мегион и на современном этапе развития профилируются массовая физическая культура и спорт.

Количество занимающихся всеми формами физической культуры и спорта в 2016 году составило 17171 человек, что составляет 32,5% от количества жителей в возрасте от 3 до 79 лет. Из них: 7516 человек в возрасте до 14 лет, 1699 человек в возрасте 15-17 лет, 4159 человек в возрасте 18-29 лет, 3643 человека в возрасте 30-59 лет, 154 человека в возрасте 60-79 лет.

Всего в городском округе город Мегион развиваются 35 видов спорта, занимающихся в спортивных секциях – 7419 человек.

Наибольшее количество занимающихся по видам спорта: Плавание – 1272 человека, Баскетбол – 617 человек, Хоккей – 607 человек.

Наименьшее количество занимающихся по видам спорта: Кикбоксинг – 28 человек, Мотоциклетный спорт – 18 человек, Конный спорт – 18 человек.

Уровень фактической обеспеченности спортивными сооружениями от нормативной потребности составляет менее 20%.

По видам спортивных сооружений: плоскостными – менее 25%, спортивными залами – менее 55%, плавательными бассейнами – менее 20%.

Из всего количества объектов физической культуры и спорта, находящихся в муниципальной собственности, всего четыре здания построены как спортивный объект: спортивный комплекс «Дельфин» (год постройки 1976 – требуется реконструкция), спортивный комплекс «Финский» (год постройки 1986 – деревянное здание, не соответствует современным требованиям), спортивный комплекс «Олимп» 2-я очередь Игровой зал (год постройки 2013), физкультурно-спортивный комплекс с ледовой ареной (год постройки 2016). Два последних построены и укомплектованы всем необходимым спортивным оборудованием при финансовой поддержке Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

Пять зданий спортивных комплексов находятся в приспособленных сооружениях:

Физкультурно-оздоровительный комплекс «Геолог» (год постройки 1967), который не соответствует современным требованиям;

Спортивный комплекс «Олимп» 1-я очередь (год постройки 1982 – бывший склад);

Спортивный комплекс «Нефтяник» (год постройки 1982 – помещение арочного типа);

Спортивный комплекс «Юность» (год постройки 1975 – здание ремонтных мастерских, требуется инструментальное обследование – далее реконструкция или снос);

Спортивный комплекс «Колизей» (год постройки 1982 – здание арочного тапа, требуется капитальный ремонт).

Два объекта находятся в ведомственной принадлежности ОАО «Славнефть-Мегионнефтегаз» и используются на усмотрение собственника, остальные спортивные сооружения входят в состав структуры органов общего и профессионального образования.

Логистика расположения спортивных сооружений:

- 3 спортивных сооружения («Колизей», «Нефтяник», «Финский») и 2 спортивных зала общеобразовательных организаций расположены на территории пгт Высокий, отдален от города 18,6 км.;

- 1 спортивный комплекс с бассейном («Дельфин») расположен в районе СУ-920 удален от центра города на 3 км.;

- спортивный комплекс «Олимп» 1-я и 2-я Игровой зал очереди расположены в центре городского округа город Мегион;

- физкультурно-оздоровительный комплекс «Геолог» расположен в черте города.

Фактическая загруженность спортивных объектов составляет около 80% от максимальной мощности.

Кадровое обеспечение физкультурно-спортивной деятельности:

В сфере физической культуры и спорта – 86 специалистов, из них штатных тренеров по видам спорта – 59 человек;

В сфере образования и молодежной политики – 71 специалист;

Физкультурных работников спортивно-оздоровительного комплекса ОАО «Славнефть-Мегионнефтегаз» – 16 специалистов.

Из общей численности физкультурных работников имеют специальное образование: 137 – высшее, 23 – среднее.

Комплексность проблем в развитии физической культуры и спорта в городском округе город Мегион заключается в отсутствии системы условий по регулированию вопросов развития физической культуры и спорта к числу которых можно отнести следующие направления:

- отсутствие Муниципальной (Государственной) политики в области физической культуры и спорта;

- поддержка физкультурно-оздоровительных и спортивных организаций и сооружений и укрепление их материально-технической базы имеет случайный, скорее стихийный характер и не соответствует фактическим требованиям;

- финансирование мероприятий в области физической культуры и спорта ведется по остаточному принципу и не обеспечивается в нужном объеме;

- работники, спортсмены, налогоплательщики вкладывающие средства в развитие физической культуры и спорта не имею льгот и поощрений;

- оказание адресной финансовой поддержки негосударственным физкультурно-спортивным организациям сводится к формальности;

- слабые межмуниципальные связи;

- отсутствуют рабочие формы  поощрения меценатства и благотворительности в сфере физической культуры и спорта;

- отсутствие отраслевых мощностей по содержанию физкультурно-оздоровительных, спортивных сооружений находящихся в собственности муниципального образования;

- отсутствие структуры отражающей комплексность, систему, соподчиненность и взаимодействия направлений в работе по развитию физической культуры и спорта в городском округе город Мегион.

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПРЕДСТВАЛЕНИЯ О РАЗВИТИИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В ГОРОДСКОМ ОКРУГЕ ГОРОД МЕГИОН

Комплексность проблемы, требующая системного подхода в ее решении, эффективного планирования, координации мероприятий и мониторинга результатов их реализации, необходимость скоординированного использования финансовых, материальных и кадровых ресурсов для достижения цели является основой для разработки Концепции развития сферы физической культуры и спорта на территории городского округа город Мегион.

Целью настоящей Концепции является развитие физической культуры и спорта через создание организационных условий, обеспечивающих возможность жителям городского округа город Мегион вести здоровый стиль жизни, систематически заниматься физической культурой и спортом, получать доступ к спортивной инфраструктуре, заниматься избранным видом спорта, а также повысить конкурентоспособность Мегионского спорта.

Предмет Концепции: развитие отрасли физическая культура и спорт в городском округе город Мегион.

Объект Концепции: Физическая культура и спорт в городском круге город Мегион.

К числу основных задач, требующих решения для достижения поставленных целей, относятся:

  1. Определение основных направлений в работе по развитию физической культуре и спорту в городском округе город Мегион;
  2. Построение концептуальной структуры по развитию физической культуры и спорта в городском округе город Мегион;
  3. Определение представлений о содержании основных направлений в работе по развитию физической культуре и спорту в городском округе город Мегион;
  4. Определение этапов реализации Концепции развитию физической культуре и спорту в городском округе город Мегион.

Ожидаемый эффект от реализации Концепции. Определение основных направлений в работе по развитию физической культуры и спорту в городском округе город Мегион позволит четко определить перечень и содержание действий по достижению цели настоящей Концепции.

Определение перечня и содержание концептуальных направлений позволит определить перспективные векторы развития в отраслевой деятельности по развитию физической культуры и спорта в городском округе город Мегион.

Определение перспективных векторов отраслевой деятельности позволит построить структуру отражающую комплексность, систему, соподчиненность  и взаимодействие направлений в работе по развитию физической культуры и спорта в городском округе город Мегион. Построение структуры предполагает движение структурных единиц по структуре, что будет являться этапами реализации предложенной Концепции.

Определение этапов реализации предложенной Концепции позволит определить перспективу долгосрочного развития физической культуры и спорта в городском округе город Мегион.

Реализация предложенной Концепции создаст предпосылки для реальной и качественной возможности для жителей города Мегиона вести здоровый стиль жизни, систематически заниматься физической культурой и спортом, получать доступ к спортивной инфраструктуре, заниматься избранным видом спорта, а также позволит повысить конкурентоспособность Мегионского спорта.

Предложенная Концепция станет основой для разработки программ, подпрограмм направленных на развитие физической культуры и спорта в городском округе город Мегион.

Определение основных направлений в работе по развитию физической культуре и спорту в городском округе город Мегион базируется на имеющемся доступном потенциале:

- традиционной основе современного понимания теории и методики физического воспитания;

- анализа состояния современного развития физической культуры и спорта в городском округе город Мегион;

- современных теоретических и практических представлениях о муниципальной системе развития физической культуры и спорта;

- учета географического и климатического расположения городского округа город Мегион;

- экономического потенциала территории и государства;

- заказа населения в занятиях физической культурой и спортом;

- политики местных, окружных, государственных структур;

- прочих факторов влияющих на развитие физической культуры и спорта в городском округе город Мегион.

Имеющийся доступный потенциал позволяет сформулировать восемь концептуальных направлений в развитии физической культуры и спорта в городском округе город Мегион, требующих регулирования путем наполнения их содержанием и выстраивания их взаимодействий.

Перечень направлений:

- создание политических условий для развития физической культуры и спорта в городе Мегионе;

- поддержка физкультурно-оздоровительных и спортивных организаций и сооружений и укрепление их материально-технической базы;

- финансирование мероприятий в области физической культуры и спорта;

- льготы спортсменам, работникам, налогоплательщикам, вкладывающим средства в развитие физической культуры и спорта;

- оказание адресной финансовой поддержки негосударственным физкультурно-спортивным организациям;

- поддержка межмуниципальных связей различного уровня;

- поощрение меценатства и благотворительности в сфере физической культуры и спорта;

- содержание физкультурно-оздоровительных спортивных сооружений находящихся в собственности муниципального образования.

В центре структуры обозначен блок по регулированию вопросов развития физической культуры и спорта, что является объединяющим средством отражающий движение структурных единиц. По сути это и есть процесс управления структурой развития физической культуры и спорта в городском округе город Мегион, которая должна формировать инструментарий, определять формы, объемы, методы, средства и принципы в процессе построения содержания направлений.

Такое представление о структуре развития физической культуры и спорта в городском округе город Мегион является этапным до той поры, пока политика развития физической культуры и спорта в городском округе город Мегион не наполнится содержанием и образует правильное понимание отраслевой ценности. В последствии, наполненная содержанием политика развития физической культуры и спорта в городском округе город Мегион, должна занять главенствующую роль в структуре, развития физической культуры и спорта в городском округе город Мегион.

Важнейшей установкой в процессе построения содержания каждого направления является формирование личного капитала спортсмена и  жителя городского округа город Мегион выраженный в  потребностях ведения здорового стиля жизни, в систематических занятиях физической культурой и спортом, в получении доступа к спортивной инфраструктуре, в занятиях избранного вида спорта, в получении зрелищных и культурных мероприятий, а также общей заинтересованности в повышении конкурентоспособности Мегионского спорта.

Структура развития физической культуры и спорта на территории городского округа город Мегион

Для достижения цели разработанной Концепции и решению выработанных задач необходимо провести комплекс мероприятий разделенных на три этапа:

первый этап – «Установочный», характеризуется утверждением организационных мер по регулированию развития физической культуры и спорта в городском округе город Мегион;

второй этап – «Рабочий», характеризуется заполнением содержаний организационных мер по регулированию процесса развития физической культуры и спорта в городском округе город Мегион;

 третий этап – «Перспективный», характеризуется построением перспективных планов по качественному изменению ситуации в сфере физической культуры и спорта.

***

  1. Формирование инструментов Муниципальной (Государственной) политики должны быть направлены на правильное понимание отраслевых ценностей, направлений в работе, их классификация и упорядочивание с дальнейшим перспективным качественным управлением.

Основной целевой установкой в формировании Муниципальной (Государственной) политики является единый понятийный аппарат в доступной форме основных терминов и представлений о сфере физической культуры и спорта. Единый понятийный аппарат терминов и представлений позволит сформировать правильное представление о состоянии развития отрасли, создаст предпосылки для профессионального общения на всех уровнях. Традиционные понятия должны быть едины и доступны для профильных специалистов, представителей городской власти, непрофильных специалистов, других заинтересованных структур, отдельных физических лиц, в том числе физкультурников, спортсменов и обязаны использоваться во всех вопросах связанных с физической культурой и спортом.

В качестве инструментария по формированию Муниципальной (Государственной) политики необходимо рассматривать все эффективные формы методы и средства, основными из которых остаются человеческий ресурсный капитал, общественность, правовое регулирование.

Человеческий ресурсный капитал учитывает все эффективные социально важные и возможные направления, включая уровень возможных компетенций, степень коммуникативных и политических связей, личные и другие полезные качества.

Для эффективного использования общественности необходимо создавать и использовать соответствующие деловые площадки.

Правовое регулирование отношений в сфере формирования и реализации местной политики развития физической культуры и спорта осуществляется в соответствии с Конституцией РФ, Законом «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, автономного округа и муниципалитета. Политика развития физической культуры и спорта не должна расходится с политикой развития физической культуры и спорта Правительства автономного округа и Правительства Российской Федерации.

Эффект использования понятийного аппарата сформирует правильные представления об отрасли в целом и отдельных направлениях.

Эффект практического применения политики развития физической культуры и спорта позволит грамотно классифицировать и перспективно управлять процессами отрасли, что в свою очередь создаст предпосылки:

- по формированию дееспособного субъекта муниципальной профильной структуры интегрированной в региональную и государственную вертикаль;

- для классификации и разграничений компетенций в основной деятельности  органа управления физической культуры и спорта Администрации города и организациями физкультурно-спортивной направленности различных ведомственных принадлежностей;

- по выстраиванию рабочих отношений органов Муниципального (Государственного) регулирования в области физической культуры и спорта с саморегулированием отношений субъектов физической культуры и спорта;

- единства понимания и использования в работе нормативной правовой базы в области физической культуры и спорта на территории городского округа город Мегион;

- содействию развития специфики структуры физической культуры и спорта через школьный спорт, детско-юношеский спорт, юниорский спорт, спорт для взрослого населения, ветеранский спорт;

- по повышению качества использования специфики физической культуры и спорта в социальной сфере через образовательные, оздоровительные и воспитательные функций;

- по созданию условий в  добровольческой (волонтерской) деятельности субъектов физкультурно-спортивного движения и других заинтересованных лиц.

Конечной фазой развития инструментов Муниципальной (Государственной) политики будет создание условий по перспективному управлению отраслью в городском округе город Мегион.

Перспективное управление отраслью является социально ориентированным направлением, обеспечивающим качественное и современное удовлетворение личностных и общественных потребностей в физической культуре, профильных компетенциях и прочих ценностях физической культуры и спорта в городе Мегионе.

  1. Разработка рабочих инструментов по поддержке физкультурно-оздоровительных и спортивных организаций городского округа город Мегион, в том числе закрепленных за ними сооружений и укрепление их материально-технической базы требует серьёзного и комплексного подхода.

Физкультурно-спортивные организации относятся  к субъектам физической культуры и спорта и являются главным инструментом в их развитии. Физкультурно-спортивные организации необходимо рассматривать в двух глобальных направлениях: специализация и оснащенность.

При формировании специализации необходимо произвести мониторинг культивируемых видов спорта, из которых первым приоритетом  в развитии являются «Базовые виды спорта» (Приоритетные виды спорта). Следующий приоритет необходимо отнести к видам спорта, в которых спортивное долголетние  выраженно в физической активности и сопровождается сочетанием  с длительностью биологического возраста (т.е. возможностью перехода в ветеранский спорт). Другими словами наличие в виде спорта устойчивого ветеранского движения определяет второй приоритет в развитии.

Развитие детско-юношеского спорта имеет ряд проблем, но количество занимающихся удается удерживать за счет современных педагогических средств, а вот юниорский спорт, спорт для взрослого, ветеранский спорт остаются в стадии перспективного развития. Можно признать факт того, что ветеранский спорт это уже состоявшееся культурное явление, и оно не требует особых усилий для его существования, то юниорский спорт и спорт для взрослого население требует особого внимания, которое еще предстоит осмыслить и сформулировать. Для дальнейшего развития юниорского спорта и спорта для взрослого населения необходима специальная инфраструктура, содержащая в себе определенные условия по их развитию. Поиск и построение таких предпосылок на современном этапе является предметом межведомственных интеграций внутри Муниципалитета и интеграция межмуниципальных связей. При этом базовые предпосылки в развитии юниорского, взрослого и ветеранского спорта должны обязательно опираться на культивируемые виды спорта.

Культивируемые виды спорта для всех возрастных категорий представляются в перспективе разделением их на шесть групп: Единоборства, Игровые виды спорта, Командно-игровые виды спорта, Сложнокоординационные виды спорта, Технические и другие виды спорта, Циклические виды спорта. Каждая группа, кроме «Технические и другие виды спорта»,  содержит перечень специализаций содержащих в себе смежные виды спорта, схожую систему подготовки и систему соревновательной деятельности. Развитие адаптивной физической культуры, физическая реабилитация инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, спорт инвалидов необходимо рассматривать как единый процесс занятий и должен входить с состав направлений специализированного вида спорта на принципах индивидуального подхода. Также необходимо уделить должное внимание рекреационной физической культуре и профессионально-прикладной физической культуре в сферах профессионально-трудовой деятельности заинтересованных организаций городского округа город Мегион.

Особая роль отводится Всероссийскому физкультурно-спортивному комплексу «Готов к труду и обороне» (ГТО), который является программно-нормативной основой физического воспитания населения.

Каждая группа видов  спорта должна быть обеспечена специализированным спортивным сооружением (инвентарём и оборудованием), кадрами с компетенцией соответствующей специализации, методическим обеспечением, медицинским сопровождением, финансовым сопровождением и работой волонтёров. Технические и другие виды спорта пока имеют незначительные масштабы культурного развития, но имеют право на существования и дальнейшие условия к совершенствованию. Реализация программ, не противоречащих Муниципальной Государственной политики развития физической культуры и спорта в городском округе город Мегион, может осуществляться коммерческими организациями, некоммерческими организациями, частными организациями, общественными организациями, другими организациями различной формы, частными лицами и рассчитывать на Муниципальную и Государственную поддержку. Физкультурно-спортивные организации могут быть членами международных, всероссийских и региональных спортивных объединений. Все физкультурно-спортивные организации обязаны участвовать в предотвращении допинга в спорте и борьбе с ним, а также в противодействии проявлениям любых форм дискриминации и насилия в спорте.

Роль процесса физического воспитания в общеобразовательных и профессиональных образовательных организациях в целях перспективного развития должна приобрести интеграционные формы с организациями групп видов спорта, что должно стать основой в развитии школьного, юниорского спорта и создать предпосылки для профессионального спорта.

Предметом интеграции должны стать взаимополезные отношения. Передовые методы воспитания спортсменов групп спортивных специализаций должны быть доступными к применению в массовых формах – уроках физического воспитания (так называемая конверсия спортивных технологий). В свою очередь, преподаватели физического воспитания в общеобразовательных и профессиональных организациях проводя профессиональное (педагогическое) наблюдение могли направлять одаренных и перспективных обучающихся в соответствующую специализацию (скаутинг). При этом должна появиться межведомственная деловая площадка (деловые площадки) по процессу интеграции заинтересованных сторон.

Цели, задачи, подбор средств, методов и форм, перспективный эффект процесса подготовки спортсменов, проекты планов в том числе спортивно-массовых мероприятий, формируются кадрами соответствующей специализации через функционирующие федерации (или тренерские советы) и отражаются в программах по развитию вида спорта, что является основой содержания рабочих программах тренерских кадров. При самостоятельных занятиях физической культурой, включая сдачи норм ГТО, потребитель (заказчик) может обратиться за помощью в составлении индивидуального плана подготовки к специалистам соответствующей специализации или  продолжать заниматься избранным видом физической активности на самостоятельной основе.

Программа развития избранной группы видов спорта должна содержать взаимообусловленную определенность развития спортивного сооружения с развитием специализаций.

Спортивные сооружения должны быть специальными и обеспечены (приобретение и накопление) необходимым инвентарём, оборудованием, экипировкой способствующим достижению целевых установок программ по развитию вида (ов) спорта. Развитие специализации достигается за счет общей доступности к специальным площадям спортивного сооружения, перечню инвентаря и оборудования и регулируется единым расписанием тренировочных занятий и календарём мероприятий. Специализация должна развиваться в системе круглогодичного процесса с использованием средств самостоятельной подготовки по индивидуальным планам и форм выездных спортивных лагерей (в том числе летних).

Структура развития физической культуры в физкультурно-оздоровительных и спортивных организациях городского округа город Мегион

Летним выездным лагерям следует отвести особую роль при реализации программ спортивной подготовки по виду спорта. Летний выездной лагерь может быть единым для всех групп видов спорта, а может быть специализированным. Важно чтобы материально-техническое оснащение максимально подходило к реализации программы спортивной подготовки по виду спорта.

Основным эффектом от поддержки физкультурно-оздоровительных и спортивных организаций городского округа город Мегион, в том числе закрепленных за ними сооружений и укрепление их материально-технической базы будет четкая классификация и упорядочивание в деятельности организаций.

Создадутся предпосылки для формулировки целевых установок по развитию группы видов спорта и отдельно каждого вида спорта, что будет основой для программ (подпрограмм).

Появится возможность открытости и прозрачности перспективного планирования развития (корректировки) организации и отдельно взятого вида спорта.

Кадры получат четкое понимание их функций и полномочий. Спортсмены получат более качественные условия для физкультурно-спортивной подготовки и участию в соревнованиях.

Повысится качество формирования спортивного резерва в сборные команды различного уровня и на этой основе престиж Мегионского спорта.

  1. Финансирование физической культуры и спорта должно производится из различных источников, к числу которых относятся:  Федеральные органы власти, Окружное Правительство автономного округа, Муниципальные органы власти и другие источники.

К расходным обязательствам автономного округа относятся:

- организация и осуществление региональных программ и проектов и межмуниципальных программ и проектов в области физической культуры и спорта, в которые входит городской округ город Мегион;

- организация проведения региональных официальных физкультурных мероприятий, спортивных мероприятий и межмуниципальных официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий проводимых на территории городского округа город Мегион;

- обеспечение условий для реализации комплекса ГТО в части своих полномочий;

- обеспечение иных мероприятий и программ, в части участия в них городского округа город Мегион.

К расходным обязательствам муниципального образования относятся:

- обеспечение финансовых условий для развития на территориях городского округа город Мегион физической культуры, школьного спорта и массового спорта;

- организация проведения муниципальных официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий;

- обеспечение условий для реализации комплекса ГТО в части своих полномочий;

- обеспечение иных мер для развития физической культуры, школьного спорта и массового спорта.

Органы местного самоуправления в области физической культуры и спорта за счет средств местных бюджетов вправе обеспечивать мероприятия по подготовке спортивных сборных команд городского округа город Мегион к официальным спортивным соревнованиям и участию в таких спортивных соревнованиях.

Финансирование физической культуры и спорта может осуществляться также из иных не запрещенных законодательством Российской Федерации источников.

Развитие физической культуры и спорта остается приоритетом Муниципальной (Государственной) политики. При этом расходы на занятия физической культурой и спортом населения городского округа город Мегион являются экономически эффективным вложением в развитие человеческого потенциала  и улучшение качества жизни. Высокие спортивные результаты - это отражение социально-экономического развития страны, региона и муниципалитета в целом.

  1. Глубину процесса по формированию льгот и поощрений для работников, спортсменов, налогоплательщиков вкладывающих средства в развитие физической культуры и спорта еще предстоит осмыслить и сформулировать. При этом главной целью этого процесса остается поиск и удержание талантов. Приоритетом поиска талантливых кадров остается в сфере деятельности руководящего состава организации, а поиск талантливых спортсменов остается в сфере основной деятельности тренеров и методистов специализаций.

Льгота – это элемент, прежде всего специального правового статуса, механизм дополнения основных прав и свобод субъекта специфическими возможностями юридического характера. Основная цель правовых льгот заключается в согласовании интересов личности, социальных групп, государства.

 Льготы все активнее используются в Муниципальной (Государственной) правовой системе в качестве одного из важнейших юридических инструментов для разрешения задач Муниципального (Государственной) устройства развития Местного самоуправления.

Льгота становится наиболее распространённым и в какой-то мере универсальным юридическим средством выравнивания положений отдельных групп населения, способом социальной помощи и поддержки, а это требует к ней соответствующего отношения. В установлении льгот законодатель ставит цель социально защитить, улучшить положение отдельных лиц, перевести процесс удовлетворения их интересов в более благоприятный режим. Льготы должны сопровождаться более полным удовлетворением интересов субъекта, облегчением условий их жизнедеятельности, что обязательно должно осуществляться в рамках общественных интересов.

Отраслевые меры льгот и стимулирования должны быть направлены на систему мотиваций, в которых используются моральные  (нематериальные) и материальные формы.

Согласно ст.191 ТК РФ предусматриваются следующие меры поощрения, которые применяет работодатель для поощрения работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности, которые могут быть поделены на меры морального и материального характера.

Меры морального поощрения: объявление благодарности, награждение почетной грамотой, предоставление к званию «Лучший по профессии».

Меры материального  поощрения: выдачи премии, награждение ценным подарком.

Каждая льгота должны быть адресной, обоснованной, правомерной, справедливой.

Отличительность в льготах морального характера спортсменов должны быть учтены высокие спортивные достижения, образцовое ведение здорового стиля жизни, адресные преференции в выбранной профессиональной ориентации, общий почёт и уважение. Льготы материального характера для спортсменов остаются традиционными – награды (в т.ч. и монетарные) учрежденные при проведении спортивно-массовых мероприятий, экипировка выданная в постоянное пользование спортсмену от организации, финансирование мероприятий связанных с подготовкой спортсменов и участия их в соревновательной деятельности.

 Эффект применения мер по формированию льгот и поощрений для работников, спортсменов, создаёт условия для укрепления общей дисциплины и порядка, обеспечивает реализацию других юридических средств, прежде всего обязанностей.

Льготы налогоплательщикам – это, прежде всего социальный, экономический, политический, культурный эффекты от профильного направления физической культуры и спорта во всем его широком проявлении.

Главным эффектом для налогоплательщиков от развития физической культуры и спорта остается здоровое население, зрелищность, создание условий экономического роста и развития через индустриализацию физической культуры и спорта, использование физической культуры и спорта как средства в социализации, формирование и защита национальной политики, защита Отечества от врагов, повышения производительности труда и т.д.

Льготы – дорогостоящие меры!

  1. Формирование адресной финансовой поддержки негосударственным физкультурно-спортивным организациям является предметом перспективного развития физической культуры и спорта в городском округе город Мегион.

Целью развития адресной финансовой поддержки негосударственным физкультурно-спортивным организациям должно являться создание условий по формированию эффективного социально-экономического пространства по улучшению качества развития физической культуры и спорта в городском округе город Мегион.

Для развития этого направления необходимо провести ряд мероприятий по определению состояния фактически функционирующих базовых и структурных основ негосударственного сектора. Важным фактором в развитии негосударственного сектора в области физической культуры и спорта является целенаправленная Муниципальная (Государственная) политика поддержки выраженная в различных формах. Основой доверия негосударственному сектору в реализации направлений по развитию физической культуры и спорта в городском округе город Мегион является организационные процессы внутренней саморегуляции, в процессе которой происходит естественное увеличение количества заинтересованных участников как внешнего, так и внутреннего кадрового потенциала (заинтересованных лиц). Такая форма организационной деятельности негосударственного сектора создает предпосылки для выхода на новые возможности эффективного социально-экономического процесса в развитии физической культуры и спорта городского округа город Мегион.

Для продвижения этого важного социально-экономического процесса в области физической культуры и спорта необходимо учитывать специфику физкультурно-спортивного профиля, которую невозможно представить без специализированного спортивного сооружения, инвентаря и оборудования. По этому, основной площадкой (совместная деятельность) для развития негосударственного сектора в области физической культуры и спорта должна оставаться структура муниципальных организаций, а точнее её материально-техническая база и основная деятельность Муниципальной организации. Возможность совместной деятельности должна предусматривать исключение дублирований и подмены деятельности Муниципальных организаций с негосударственным сектором. В этой связи необходимо предусмотреть меры исключающие возможность дублирования и подмены функций организаций и проводить политику возможности действия параллельных мер со взаимоусиливающими эффектами от совместной деятельности. Инструментом такой деятельности могут быть единые плановые документы  по совместным мероприятиям и деятельности.

Процесс адресной финансовой поддержки негосударственным физкультурно-спортивным организациям возможен через грантовую систему финансирования, которая должна обрести современную и эффективную структуру.

Эффектом развития адресной финансовой поддержки негосударственным физкультурно-спортивным организациям будут:

- качественные изменения в предоставлении профильных услуг социально-экономического плана;

- создание новой инфраструктуры на основе саморегуляции и самоконтроля;

- увеличение количества субъектов направляющих свою деятельность на развитие физической культуры и спорта;

- повышение экономического развития негосударственных организаций физкультурно-спортивного профиля.

6.        Усиление межмуниципальных связей должно происходить на основе отраслевого физкультурно-спортивного движения выраженного в  состязательной деятельности и подготовки к ней. К формам состязательной деятельности и подготовки к ней относятся процессы, связанные с участием в организации и проведении межмуниципальных, региональных, межрегиональных, всероссийских и международных спортивных соревнований и тренировочных мероприятий спортивных команд, проводимых на территории городского округа город Мегион.

Основа такой деятельности должна базироваться на инфраструктуре, имеющейся в городском округе город Мегион и (или) осуществлении региональных программ, проектов и планов в области физической культуры.

Эффектом от усиления межмуниципальных связей будет:

- увеличение количества спортивно-массовых мероприятий в городском округе город Мегион;

- обмен профессиональным опытом специалистов физкультурно-спортивного профиля;

- повышение статуса и востребованности кадрового потенциала городского округа город Мегион;

- улучшение оснащенности спортивных сооружений;

- привлечение дополнительных финансов в экономику городского округа город Мегион;

7.        Как известно, меценатство отличается от благотворительной деятельности социальными и культурными целями. Если основная цель благотворительности – обеспечение социального благополучия в обществе, то меценатство ставит своей задачей оказание помощи организациям и деятелям культуры и искусств.

Ст. 39 Конституции РФ провозглашен принцип поощрения благотворительной деятельности со стороны государства. В силу бурного роста экономических показателей России в течение последних лет институт благотворительности начал активно развиваться. На сегодняшний день можно смело констатировать и начало процесса возрождения традиций меценатства.

Целью меценатской деятельности является поддержка сохранения культурных ценностей и развития деятельности в сфере культуры и образования в области культуры и искусства.

Меценат самостоятельно определяет получателей меценатской поддержки, цели, направления, форму и содержание меценатской деятельности.

Органы государственной власти, органы местного самоуправления не могут препятствовать меценату, осуществлять меценатскую деятельность и не вправе влиять на решение мецената в определении получателя меценатской поддержки, целей, направлений, формы и содержания меценатской деятельности.

Получателями меценатской поддержки не могут быть органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Получатель меценатской поддержки вправе использовать полученную меценатскую поддержку только на сохранение культурных ценностей и (или) развитие деятельности в сфере культуры и образования в области культуры и искусства.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в сфере меценатской деятельности имеют право:

- осуществлять меры экономической поддержки меценатов и получателей меценатской поддержки;

- присуждать меценатам награды и почетные звания, установленные нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления;

- устанавливать на зданиях, сооружениях, принадлежащих получателям меценатской поддержки, и на соответствующих территориях информационные надписи и обозначения, содержащие имена меценатов;

- принимать меры, способствующие формированию положительного отношения к меценатам, осуществляющим свою деятельность на территориях субъектов Российской Федерации, территориях муниципальных образований.

Государственными гарантиями стимулирования меценатской деятельности являются осуществление мер экономической поддержки меценатов и получателей меценатской поддержки в соответствии с законодательством Российской Федерации, установление и присуждение меценатам наград и почетных званий.

Меценатская поддержка не является основанием для сокращения бюджетного финансирования деятельности получателей меценатской поддержки, осуществляемого в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Под благотворительной деятельностью понимается добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки.

Благотворительная деятельность осуществляется в целях:

- социальной поддержки и защиты граждан, включая улучшение материального положения малообеспеченных, социальную реабилитацию безработных, инвалидов и иных лиц, которые в силу своих физических или интеллектуальных особенностей, иных обстоятельств не способны самостоятельно реализовать свои права и законные интересы;

- содействия укреплению мира, дружбы и согласия между народами, предотвращению социальных, национальных, религиозных конфликтов;

- содействия укреплению престижа и роли семьи в обществе;

- содействия защите материнства, детства и отцовства;

- содействия деятельности в сфере образования, науки, культуры, искусства, просвещения, духовному развитию личности;

- содействия деятельности в сфере профилактики и охраны здоровья граждан, а также пропаганды здорового образа жизни, улучшения морально-психологического состояния граждан;

- содействия деятельности в области физической культуры и спорта (за исключением профессионального спорта);

Под участниками благотворительной деятельности понимаются граждане и юридические лица, осуществляющие благотворительную деятельность, в том числе путем поддержки существующей или создания новой благотворительной организации, а также граждане и юридические лица, в интересах которых осуществляется благотворительная деятельность: благотворители, добровольцы, благополучатели.

Благотворители вправе определять цели и порядок использования своих пожертвований.

Благотворительные организации создаются в формах общественных организаций (объединений), фондов, учреждений и в иных формах, предусмотренных федеральными законами для благотворительных организаций.

В рамках поощрения Указом Президента РФ от 30.09.2015 N 491 с 1 января 2016 года учреждена ежегодная Государственная премия Российской Федерации за выдающиеся достижения в области благотворительной деятельности и утверждено Положение о ней.

В рамках благотворительной деятельности возможно применять волонтерское движение, которое требует организационных мер в том числе поощрений.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления вправе осуществлять поддержку благотворительной деятельности в порядке и в формах, которые не противоречат законодательству Российской Федерации.

8.        Усиление влиятельных мер по содержанию физкультурно-оздоровительных, спортивных сооружений находящихся в собственности муниципального образования содержат следующие направления в работе:    

- физкультурно-оздоровительные, спортивные, спортивно-технические сооружения, иные объекты для занятий и проведения спортивных мероприятий по физической культуре и спорту должны функционировать в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации;

- спортивные сооружения и иные объекты физической культуры и спорта составляют спортивную инфраструктуру, которая является частью социальной инфраструктуры;

- спортивные сооружения могут находиться в федеральной собственности, в государственной, окружной собственности, в муниципальной собственности,  собственности  физкультурно-спортивных организаций, а также иных юридических и физических лиц;

- проектирование и строительство спортивных сооружений в городском округе город Мегион должны учитывать законодательные требования по беспрепятственному доступу инвалидов к  спортивным сооружениям;

- организации, имеющие спортивные сооружения, обеспечивают надлежащее техническое оборудование мест проведения занятий и соревнований в соответствии с правилами техники безопасности и санитарно-гигиеническими нормами и несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации и другими нормативными актами за вред, причинённый жизни и здоровью лиц, занимающихся физической культурой и спортом;

- не допускается строительство новых муниципальных образовательных учреждений всех типов без физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений, а также ликвидация имеющихся сооружений, находившихся в муниципальной собственности, пока на данной территории не будут созданы спортивные равнозначные сооружения;

- содержание спортивных сооружений, находящихся в собственности муниципального образования по месту жительства граждан, в том числе ремонт таких сооружений, организация спортивных массовых мероприятий, оплата труда их работников осуществляются  в порядке, определённом правовыми актами органа местного самоуправления;

- спортивные муниципальные сооружения разрешается использовать только по прямому назначению для проведения учебно-тренировочных занятий, спортивных, культурных и спортивно-зрелищных мероприятий.

РЕАЛИЗАЦИЯ КОНЦЕПЦИИ

Представленная концепция создает реальные представления о современной организации развития физической культуры и спорта в городском округе город Мегион. Реализация предложенной концепции предполагает три этапа реализации: первый этап – «Установочный», второй этап – «Рабочий», третий этап – «Перспективный».

Первый этап – «Установочный» характеризуется утверждением организационных мер по регулированию развития физической культуры и спорта в городском округе город Мегион. Прежде всего, необходимо вернуться к традиционному понятийному аппарату в области физической культуры и спорта и расклассифицировать профильную деятельность физической культуры и спорта. Такая классификация должна быть аргументированной, понятной и доступной как профильному, так и непрофильному  человеческому потенциалу.

На этой основе следующим пунктом необходимо утвердить предложенные к развитию направления в структуре концепции развития физической культуры и спорта на территории городского округа город Мегион и заполнить их содержанием, что будет являться переходом к второму этапу реализации концепции. Второй этап – «Рабочий», характеризуется заполнением содержаний организационных мер по регулированию процесса развития физической культуры и спорта в городском округе город Мегион.

Реализация первых двух этапов требует серьезного подхода к реализации с пониманием того на сколько качественно удастся их реализация настолько эффективно будет построен третий этап.

Окончание реализации первого и второго этапов развития физической культуры и спорта в городском округе город Мегион должно создать реальные условия для рабочей системы по регулированию вопросов развития физической культуры и спорта в городском округе город Мегион.

Начало перехода к третьему этапу можно отнести фазу укрепления направления «Политика развития физической культуры и спорта в городском округе город Мегион». «Перспективный» этап будет характеризоваться естественным перестроением структуры Концепции развития физической культуры и спорта на территории городского округа город Мегион, в которой, главенствующая роль будет отведена «Политики развития физической культуры и спорта в городском округе город Мегион». Важнейшим фактором перехода к перестроению структуры Концепции развития физической культуры и спорта в городском округе город Мегион будет являться качество выполненных мероприятий первого и второго этапов реализации настоящей концепции.

Переход к третьему этапу  характеризуется созданием условий по построению перспективных планов по качественному изменению ситуации в сфере физической культуры и спорта. Индикаторами таких показателей должны стать:

- образование политики развития физической культуры и спорта в городском округе город Мегион;

- программы развития физкультурно-оздоровительных и спортивных организаций;

- программы развития сооружений и укреплению материально-технической базы;

- обеспечение финансированием мероприятий в области физической культуры и спорту;

- организация мер по льготам и поощрения работникам, спортсменам и налогоплательщикам вкладывающим средства в развитие физической культуры и спорт;

- определение и внедрение рабочих способов оказания адресной финансовой поддержки негосударственным физкультурно-спортивным организациям;

- усиление мер по расширению межмуниципальных связей;

- определение и внедрение отраслевых мер по поощрению меценатства и благотворительности в сфере физической культуры и спорта;

- усиление действующих и разработка новых отраслевых мощностей по содержанию физкультурно-оздоровительных, спортивных сооружений находящихся в собственности муниципального образования.

Концептуальные индикаторы создадут предпосылки (условия) для построения перспективных планов по качественному изменению ситуации в сфере физической культуры и спорта в городском округе город Мегион.

Построение перспективных планов будет направлено на модернизацию совершенствование отрасли, что является плановой перспективой реализации настоящей Концепции. При переходе к «Перспективному» этапу реализации Концепции необходимо будет провести обновленный мониторинг сферы физической культуры и спорта  на территории городского округа город Мегион. В случае удовлетворения от качества реализации первого и второго этапов, апробирования действий предложенных настоящей Концепцией на практике появится возможность перехода к «Перспективной структуре Концепции развития физической культуры и спорта в городском округе город Мегион». Такой этап развития нужно будет считать точкой отсчета, при которой предстоит задуматься о новой Концепции развития физической культуры и спорта в городском округе город Мегион.

Перспективная структура Концепции развития физической культуры и спорта на территории городского округа город Мегион

Новая Концепция развития физической культуры и спорта в городском округе город Мегион будет нацелена на модернизацию и совершенствование отрасли физической культуры и спорта в городском округе город Мегион.

Очень важным инструментом в продвижении предложенной концепции по развитию направлений и этапов реализации остается информатизация и открытость в действиях.

Реализация предложенной концепции кардинально перестроит деятельность, направленную на развитие физической культуры и спорта в городском округе город Мегион, что повлечет за собой изменение принципов, методов, подходов, контроля и качества предоставления услуг.

При этом, главным целевым объектом в развитии физической культуры и спорта остаются жители городского округа город Мегион, для которых необходимо создать условия для систематических занятий физической культурой и спортом и через этот процесс повысить конкурентоспособность Мегионского спорта.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ИСТОЧНИКИ

1

Интернет ресурс

2

Конституция Российской Федерации

3

Стратегия социально-экономического развития городского округа города Мегиона на период до 2035 года

4

Стратегия социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа-Югры на период до 2030 года

5

Теория и методика физического воспитания: …/Б.А.Ашмарин, Ю.А.Виноградов, З.Н.Вяткин и др.; Под ред. Б.А.Ашмарина. – М.: Просвещение, 1990. – 278 с: ил.

6

Трудовой кодекс Российской Федерации (ТК РФ0

7

Устав города Мегиона (с изменениями и дополнениями)

8

Федеральный закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» от 11.08.1995 №135-ФЗ (последняя редакция)

9

Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ

10

Федеральный закон от 04.11.2014г. №327-ФЗ «О меценатской деятельности»

11

Федеральный Закон от 04.12.2007 №329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»

12

Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. - Теория и методика физического воспитания и спорта: - 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 450 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Маркетинг и предпринимательство в сфере физической культуры и спорта

Специфичность сферы физической культуры и спорта делает необходимым рассмотрение и использование маркетинга в самом широком плане, т.е. маркетинга товаров, услуг, организаций, лиц, территорий и идей. ...

Доклад «Влияние занятий физической культурой и спортом на развитие эмоциональной сферы личности подростков»

В данном докладе рассматривается влияние занятий физической культурой и спортом на развитие эмоциональной сферы личности подростков, роанализированы возможности преодаления тревожности, агрессии, разв...

Реализация дополнительной общеобразовательной программы физкультурно-спортивной направленности как возможность подготовки к участию в Общероссийских проектов по развитию массовой физической культуры и спорта в МАОУ «СОШ №266 ЗАТО Александровск»

Среди средств физического воспитания волейбол прочно занял одно из ведущих мест. Эта игра включена в учебную программу по физической культуре. Простота правил игры, несложный спортинвентарь делают игр...

Магистерская программа: Менеджмент и правовое регулирование в сфере физической культуры и спорта

Актуальность.  Развитие физической культуры и спорта в настоящее время является одним из приоритетных направлений государственной политики Российской Федерации. Уровень развития физической культу...

Сферы деятельности для создания условий развития личности в школе (в соответствии с требованиями ФГОС к личностным образовательным результатам) через различные формы физической культурой и спортом.

Личностные результаты освоения программы основного общего образования достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности. Сегодня мы поговорим о воспитательной деятельности  через призм...

РОЛЬ БЫСТРОТЫ ПЕРЕКЛЮЧЕНИЯ ВНИМАНИЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

В статье рассматривается роль быстроты переключения внимания в деятельности будущих педагогов в сфере физической культуры и спорта. Описывается тестирование студентов пед. образования по таблицам Шуль...