программа по лепке из глины ( пластилина) для дополнительного оборзования для детей 6 лет "Лепка"
рабочая программа

 Перевалова Надежда Викторовна

программа по лепке для дополнительного оборзования для детей 6 лет "Лепка". 

с календарно тематическим планированием , эаданиями для диогностики итоговых заданий и диогностической картой по программе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon diagn._karta._lepka_iz_gliny_6_l._1_g.o.doc96 КБ
Microsoft Office document icon programma_dlya_6_l._lepka.doc317.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                 Приложение № 3

                                             Диагностическая карта  1

                                               

                                                   1 год обучения

                                                 Курс «Лепка из глины»

Группа   ______________      возраст    ________     20           – 20           учебный год

     

Ф.И. ребенка

Показатели

Усвоение

программного материала

1

2

3

4 а

4 б

4 в

4 г

4 д

4 е

5 а

5 б

5 в

5 г

итого

               Условные обозначения:

0 – не сформированы указанные показатели

1 – показатели находятся в стадии формирования

2 – показатели сформированы, но не автоматизированы

3 – показатели сформированы, автоматизированы

Вывод:

                                                         

                                                Диагностическая карта  2

                                                   

                                                              1 год обучения

                                                       Курс «Лепка из глины»

Группа   ______________      возраст    _______     20           – 20           учебный год                         

Ф.И. ребенка

Показатели

Усвоение

програм. материала

1 а

1 б

2

3

4

5

6

итого

       Условные обозначения:

0 – не сформированы указанные показатели

1 – показатели находятся в стадии формирования

2 – показатели сформированы, но не автоматизированы

3 – показатели сформированы, автоматизированы

Вывод:



Предварительный просмотр:

                                               Пояснительная записка

Программа «Лепка из глины» является дополнительной образовательной программой художественно-эстетической направленности, соответствует начальному общему уровню образования.

Актуальность программы обусловлена тем, что изобразительная деятельность детей включает такие виды занятий, как рисование, лепка, аппликация. Каждый из этих видов имеет свои возможности в воспроизведении представлений ребёнка об окружающем мире.

Своеобразность лепки состоит в том, что с помощью этого вида деятельности передаётся форма предмета в трёх измерениях.

Дети с удовольствием лепят людей, животных, посуду, транспортные средства, овощи, фрукты, игрушки. Предметы, которые они создают, используются в игровой деятельности.

Во время подготовки к лепке ребенок получает много знаний о предмете (название, форма, строение, цвет, назначение). Вместе с тем обогащается и развивается его словарь, связная речь, с помощью которой можно описать образ по памяти. Это оказывает содействие развитию его мышления, внимания, воображения и других процессов.

Педагогическая целесообразность создания программы заключаются в личностно–ориентированном взаимодействии с ребенком и поисковую активность самих детей, побуждая их к творчеству при выполнении заданий.

Данная программа включает в себя учебные темы, задания, позволяющие узнать о форме предмета, художественном образе, постепенно, шаг за шагом привыкает к творчеству, как способу мышления и выражения своих замыслов и идей. Каждое задание программы, по сути, индивидуально, потому что обращено к интеллекту конкретного ребенка и выполняется им соответственно его уровню развития и его творческого потенциала. Занятия содержат познавательный материал, соответствующий возрасту детей, в сочетании с практическими заданиями.

Целью  данной программы является создание условий для реализации потребностей ребенка в творческой деятельности через формирование знаний, умений, навыков при работе с глиной.

Задачи:

  • способствовать формированию умений и навыков при работе с глиной;
  • формировать умение самостоятельно находить способы создания образов, творчески применяя полученные  знания и навыки;
  • способствовать развитию эмоциональной сферы
  • познакомить детей с различными приемами лепки (конструктивным  способом; пластическим; комбинированным);
  • обучить навыкам работы со стекой, кисточкой, красками;

Программа «Лепка из глины» рассчитана на один год обучения, 72 часа, возраст обучающихся 5-7 лет. Занятия  осуществляются один раз в неделю по 2 году часа, продолжительность занятия составляет 30 минут. Занятия для детей дошкольного возраста обязательно включает в себя физминутки для снятия физического и психического утомления.

Ожидаемые результаты освоения программы

В результате прохождения программного материала, обучающиеся:

  • узнают особенности пластических материалов;
  • могут работать с инструментами для лепки;
  • могут выделить в отдельных предметах мелкие части стекой, чтобы передать характерные признаки, объем, динамику, пропорции;
  • освоят приемы сглаживания, плотного соединения частей, скатывания, сплющивания, вдавливания, вытягивания, загибания, примазывания;
  • могут соединять детали (прижимание, примазывание, защипывание, сглаживание стекой);
  • освоят приемы украшения изделия (налеп, роспись красками);
  • могут лепить конструктивным способом; пластическим; комбинированным;
  • умеют смешивать водоэмульсионную краску и гуашь;
  • моут  эмоционально отзываться на предложенную тему.

Способами проверки ожидаемых результатов является проведение итоговых занятий, проводимых два раза в год (в конце первого полугодия, в конце учебного года), которые позволяют отследить динамику творческого развития дошкольника и степень овладения ими программой.

Формой подведения итогов реализации программы является итоговая диагностика в конце учебного года. Она включает в себя выполнение детьми диагностических заданий (прил. № 2) и наблюдение за работой детей, результаты которых фиксируются в таблицах (прил. № 3), а также, организацию выставок лепных работ детей в середине и конце учебного года для родителей.

Учебно-тематический план

Наименование разделов и тем

Всего часов

В том числе

теория

практика

1

Введение.

2

2

-

11

Керамические изделия разных форм

30

10

20

21.1

Шарообразная форма керамических изделий.

8

2

6

21.2

Конусовидная форма керамических изделий.

8

2

6

21.3

Цилиндрическая форма керамических изделий.

4

2

2

21.4

Керамические изделия с элементами декора.

10

4

6

22

Народные промыслы и современная скульптура малых форм.

22

8

14

31.1

Дымковская игрушка.

6

2

4

31.2

Филимоновская игрушка.

6

2

4

31.3

Стилизованная скульптура малых форм.

10

4

6

33

Настенное панно.

12

2

10

5

Резервные занятия. Подготовка к выставке детского творчества. Участие в выставке.

6

6

-

Итого:

72

28

44

          Содержание программы

Введение.

Цели и задачи изучаемого курса. Культура труда. Техника безопасности. Инструменты и приспособления, используемые при работе с глиной. Правила безопасного обращения со стеками, кисточками.

Раздел 1. Керамические изделия разных форм.

  1. Шарообразная форма керамических изделий.

Теоретическое содержание по разделу:

Виды керамических масс (красная глина, шамот). Свойства глин (пластичность).

Виды керамических изделий. Формы гончарных изделий (шарообразная, конусовидная, цилиндрическая). Правила росписи керамических изделий (грунтовка, нанесение рисунка). Способы декорирования керамических изделий: фактурой растений, налепными деталями.

   Практические работы:

1. Изготовление проб на пластичность.

2. Изготовление керамических изделий шарообразной формы.

3. Роспись керамических изделий шарообразной формы.

  1. Конусовидная форма керамических изделий.

Теоретическое содержание по разделу:

Понятие конусовидная форма. Знакомство с видами изделий конусовидной формы, представляющих собой перевернутый усеченный конус.

   Практические работы:

1. Изготовление керамических изделий конусообразной  формы.

2. Роспись керамических изделий конусообразной формы.

3. Изготовление изделий, представляющих собой перевернутый усеченный конус.

4. Роспись изделий, представляющих собой перевернутый усеченный конус.

  1. Цилиндрическая форма керамических изделий.

Теоретическое содержание по разделу:

Понятие и виды цилиндрической формы. Знакомство с видами изделий цилиндрической формы.

  Практические работы:

1. Изготовление керамических изделий цилиндрической формы.

2. Роспись керамических изделий цилиндрической формы.

  1. Керамические изделия с элементами декора.

Теоретическое содержание по разделу:

Понятие «декорирование», «тонирование». Знакомство детей с приемами присоединения деталей и использования налепных деталей.

  Практические работы:

1. Декорирование керамических изделий фактурой растений.

2. Тонирование керамических изделий.

3.  Декорирование керамических изделий налепными деталями.

4. Роспись изделия с налепными деталями.

Раздел 2.  Народные промыслы и современная скульптура малых форм.

Центры народной игрушки в России. Дымковская. Филимоновская. Приемы изготовления игрушек (Дымковской и Филимоновской). Основные элементы росписи Дымковской и Филимоновской игрушек. Отличительные особенности  росписи игрушек. Виды пропорциональной скульптуры и скульптуры малых форм. Понятие пропорции и стилизации. Приемы изготовления стилизованной фигуры человека.

  1. Дымковская игрушка.

Теоретическое содержание по разделу:

Приемы изготовления Дымковской игрушки. Основные элементы росписи Дымковской  игрушки. Отличительные особенности  росписи игрушек.

Практические работы:

  1. Изготовление Дымковской игрушки.
  2. Роспись Дымковской игрушки.

         1.2. Филимоновская игрушка.

Теоретическое содержание по разделу:

Приемы изготовления Филимоновской игрушки. Основные элементы росписи Филимоновской  игрушки. Приемы изготовления дымковской игрушки. Основные элементы росписи  Филимоновской  игрушки.

Практические работы:

  1. Изготовление Филимоновской игрушки.
  2. Роспись Филимоновской игрушки.
  3. Сюжетно – ролевая игра «Народные гуляния».

1.3. Стилизованная скульптура малых форм.

Теоретическое содержание по разделу:

Отличительные особенности  росписи игрушек. Виды пропорциональной скульптуры и скульптуры малых форм. Понятие пропорции и стилизации. Приемы изготовления стилизованной фигуры человека.

Практические работы:

  1. Изготовление стилизованной фигурки человека.
  2. Роспись стилизованной фигурки человека.
  3. Декорирование стилизованной фигурки человека.

Раздел 3.  Настенное панно.

Теоретическое содержание по разделу:

Этапы изготовления панно овальной и шарообразной формы. Приёмы, применяемые при изготовлении налепного рельефа.

Практические работы:

  1. Изготовление основы для овального панно.
  2. Изготовление панно с налепным рельефом.
  3. Изготовление налепных деталей.
  4. Изготовление панно с цветочными мотивами.

Резервные занятия. Подготовка к выставкам Участие в выставках.

Подбор материала и оформление выставки детскими работами в объединении.

Методическое обеспечение программы «Лепка из глины»

В работе над формированием знаний, умений навыков важно учить правильно выполнять приемы лепки. Взрослый обращает внимание на то, чтобы ребёнок передавал характерные признаки предметов, их форму, придерживался пропорций и использовал усвоенные навыки и умения: скатывание, сплющивание, вдавливание, вытягивание, загибание, примазывание.

Дети учатся развивать внимание, наблюдательность, что способствует запоминанию.

Своеобразность лепки состоит в том, что с помощью этого вида деятельности передаётся форма предмета в трёх измерениях.

 Дети с удовольствием лепят людей, животных, посуду, транспортные средства, овощи, фрукты, игрушки. Предметы, которые они создают, используются в игровой деятельности.

Во время подготовки к лепке ребёнок получает много знаний о предмете (название, форма, строение, цвет, назначение). Вместе с тем обогащается и развивается его словарь, связная речь, с помощью которой можно описать образ по памяти. Это оказывает содействие развитию его мышления, внимания, воображения и других процессов.

На занятиях ребёнок получает сведения о способах лепки и сам учится это делать. На основе своего опыта он старается самостоятельно решить учебные задачи, а со временем эта самостоятельность перерастает в творчество.

В процессе лепки больше, чем в какой-либо деятельности, можно добиться максимальной активности обеих рук, развивать и укреплять пальцы, особенно большие, указательные, средние. Чтобы усвоить технику лепки, ребёнку нужно развить специальные движения относительно их силы, точности, темпа, направленности, плавности, ритмичности. Эти качества помогут дошкольнику в дальнейшем овладеть разными видами учебной, трудовой деятельности.

Лепка помогает воспитать любопытство к изобразительной деятельности. Ребенок ставит перед собой определённую цель и доводит начатое дело до конца, а это оказывает содействие развитию организованности, целеустремлённости и настойчивости, дисциплинирует его.

Для работы по лепке следует иметь наглядные пособия: игрушки, муляжи, книжные и журнальные иллюстрации. Такими пособиями могут быть натуральные предметы (овощи, фрукты, грибы, посуда и др.), предметы, которые сделал педагог.


Литература для педагога

  1. Августиник, А.И. Керамика. / А.И. Августиник. – М.: Просвещение, 1957.
  2. Беседа, Г.В. Основы изобразительной грамотности. / Г.В. Беседа. – М.: Просвещение, 1989.
  3. Горичева, B.C., Нагибина М.И. Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина. Популярное пособие для родителей и педагогов. / В.С. Горичева, М.И. Нагибина – Ярославль: Академия развития, Академия К0, 1998. – 192 с: ил. – (Серия «Вместе учимся мастерить»). – 50000 экз. – ISBN 5-8133-0012-0.
  4. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию: Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ по спец. 03.08 «Дошк. воспитание» // Под ред. Т.С. Комаровой. – 3-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1991. – 256 с: ил. – 30000 экз. – ISBN 5-09-001621-6.
  5. Рейд, Б. Обыкновенный пластилин. / Б. Рейд. // Пер. с англ. Г. Лаврик. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1998. – 128 с: ил. – («Основы художественного ремесла») – 25000 экз. – ISBN 5-7805-0278-1.
  6. Халезова, Н.Б. Лепка в детском саду. Пособие для воспитателя дет. сада. / Н.Б. Халезова. – М.: Просвещение, 1978. – 143 с: ил. – 300000 экз.
  7. Халезова, Н.Б. Народная пластика и декоративная лепка в детском саду. Пособие для воспитателя дет. сада. / Н.Б. Халезова. – М.: Просвещение, 1984. – 112 с: ил. – 500000 экз.

Список литературы для родителей

  1. Горичева, B.C., Нагибина М.И. Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина. Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: Академия развития, Академия К0, 1998. - 192 с: ил. - (Серия «Вместе учимся мастерить») - 50000 экз. - ISBN 5-8133-0012-0.
  2. Лариш, Ц. Обучение детей приемам лепки. / Ц. Лариш. - Издательство «Урал Л. Т. Д.», 2004. - ISBN 5-8029-0719-3.
  3. Орейли С. Лепка. Уроки детского творчества. / Ц. Лариш. - М.: Полигон, 1997
  4. Тарабарина, Т.И., Соколова, Е.И. Что необходимо знать к 1-му классу. / Т.И. Тарабарина, Е.И. Соколова. - Ярославль: Академия развития, 2006. - 208 с: ил. - 10000 экз. - ISBN 5-7797-0315-9.

Приложение № 1

Календарно-тематический план

Месяц

Неделя

Номер занятия

Тема занятия

Кол-во часов

сентябрь

3

1

Вводное занятие

2

Керамические изделия разных форм

30

4

2

Изготовление проб на пластичность шарообразной формы.

2

октябрь

1

3

Гончарные изделия шарообразной формы.

2

2

4

Шарообразная форма керамических изделий.

2

3

5

Шарообразная форма керамических изделий. (роспись).

2

4

6

Конусовидная форма керамических изделий.

2

ноябрь

1

7

Конусовидная форма керамических изделий. (роспись).

2

2

8

Изделие, представляющее собой перевернутый усеченный конус.

2

3

9

Изделие, представляющее собой перевернутый усеченный конус (роспись).

2

4

10

Цилиндрическая форма керамических изделий.

2

декабрь

1

11

Цилиндрическая форма керамических изделий (роспись).

2

2

12

Керамические изделия с элементами декора.

2

3

13

Изделие,  декорированное фактурой растений.

2

4

14

Изделие,  декорированное фактурой растений (тонирование).

2

5

15

Изделие, декорированное  налепными деталями.

2

январь

1

16

Изделие, декорированное  налепными деталями (роспись).

2

Народные промыслы и современная скульптура малых форм.

22

2

17

Дымковская и Филимоновская игрушки.

2

3

18

Дымковская игрушка.

2

4

19

Дымковская игрушка (роспись).

2

февраль

1

20

Филимоновская игрушка.

2

2

21

Филимоновская игрушка (роспись).

2

3

22

Сюжетно – ролевая игра «Народные гуляния».

2

4

23

Стилизованная скульптура малых форм.

2

март

1

24

Стилизованная фигурка человека.

2

2

25

Стилизованная фигурка человека.

2

3

26

Стилизованная фигурка человека (роспись).

2

4

27

Стилизованная фигурка человека (декорирование).

2

Настенное панно.

12

апрель

1

28

Основа для панно.

2

2

29

Налепные детали

2

3

30

Панно с конррельефом (углубление)

2

4

31

Панно с конррельефом (углубление) (роспись)

2

5

32

 Панно с налепным рельефом.

2

май

1

33

Панно с налепными деталями (роспись)

2

Подготовка к выставке детского творчества. Участие в выставке.

6

2

34

Отчетная выставка детского творчества в объединении.

2

3

35

Отчетная выставка детского творчества в объединении.

2

4

36

Резервное занятие.

2

Итого часов

72

Приложение № 2

Диагностические задания


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружка "Лепка из глины" для 1-2 класса.

Образовательная программа «Лепка из глины» разработана учителем технологии,Спириной М.В. на основе авторской программы Обориной О.Г.:( Сборник образовательных программ детских образ...

Лепка из глины как средство реабилитации детей.

Способность к творчеству, изначально заложенная в каждом человеке, особенно ярко проявляется в детские годы. Занятие любимым делом – самое благоприятное условие для развития творческих спосо...

План самообразования «Организация и осуществление обучения детей с ОВЗ и инвалидностью в творческом объединении по художественной лепке из глины»

В условиях реализации федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образования» педагогу дополнительного образования предъявляются высокие профессиональн...

«Успех каждого ребенка, в том числе детей с ОВЗ в творческом объединении по художественной лепке из глины. Условия успеха»

Данная работа представляет практические достижения профессиональной педагогической деятельности....

Сотрудничество с родителями, как важное условие успешности каждого ребенка, в том числе детей с ОВЗ в творческом объединении по художественной лепке из глины

Представляю вашему вниманию собственный педагогический опыт сотрудничества с родителями. Считаю, что успешность каждого ребенка, в том числе и детей с ОВЗ во многом зависит от заинтересованности и акт...

Адаптированная рабочая программа коррекционно – развивающих занятий для обучающейся 1 дополнительного класса для детей с ОВЗ находящейся на индивидуальном обучении

Приложение к адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования для обучающихся с ОВЗ (с различными формами умственной отсталости)  (1-4 класс)...