Сотрудничество с родителями, как важное условие успешности каждого ребенка, в том числе детей с ОВЗ в творческом объединении по художественной лепке из глины
материал

Демидова Елена Станиславовна

Представляю вашему вниманию собственный педагогический опыт сотрудничества с родителями. Считаю, что успешность каждого ребенка, в том числе и детей с ОВЗ во многом зависит от заинтересованности и активности родителей в дополнительном образовании их детей.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сотрудничество с родителями, как важное условие успешности каждого ребенка, в том числе детей с ОВЗ в творческом объединении по художественной лепке из глины

Демидова Е.С., педагог дополнительного образования

МБУДО «Центр детского творчества»

Пильнинский район

Нижегородская область

Федеральный проект «Успех каждого ребенка» определил новый этап развития системы дополнительного образования детей.  Данный проект направлен на достижение цели национального проекта "Образование" по воспитанию гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций.

Задача проекта:

формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся.

По итогам реализации данного проекта охват дополнительным образованием  детей в возрасте от 5 до 18 лет к 2024 году должен достигнуть 80%. Дополнительными общеобразовательными программами в соответствии с показателями проекта будут охвачены не менее 70% детей с ограниченными возможностями здоровья.

Дополнительное образование детей является -  важной составляющей образовательного пространства в современном российском обществе; важным фактором повышения социальной стабильности и справедливости в обществе посредством создания условий для успешности каждого ребенка независимо от места жительства, социально-экономического статуса семей, образовательных потребностей ребенка.  

Успех — это достижение поставленных целей в задуманном деле, положительный результат чего-либо, общественное признание чего-либо или кого-либо (https://ru.wikipedia.org/wiki/Успех).

Синонимы: достижение, завоевание, лавры, победа, признание, результат, свершение, счастливый конец, счастье, торжество, триумф, удача, фурор, шаг вперед (https://dic.academic.ru/dic.nsf/ogegova/253658)

В дополнительное образование дети приходят с разными мотивами. Но желание – быть успешными есть у всех участников образовательного процесса - педагога, детей, родителей.  

Ситуация успеха - это такая совокупность обстоятельств и действий учителя и ученика, действуя согласно которым ученик достигает успеха в решении учебных задач. Ситуация успеха – это разновидность ситуаций, преднамеренно создаваемых учителем, воспитателем для всех детей, но в первую очередь, кому этот успех дается с трудом – неуверенных в себе, скромных и застенчивых, имеющих комплекс неполноценности, без больших способностей. Ученик переживает радость победы, преодоления трудностей, чем преодолевает уныние, неверие в свои силы и способности. Создавая (проектируя) ситуации успеха, педагог поступает по-христиански, протягивая руку помощи слабому и нуждающемуся, выравнивает морально-психологический климат в детском коллективе. https://spiritual_culture.academic.ru/2028/Ситуация_успеха

Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога).— Екатеринбург. В.С. Безрукова. 2000.

Ситуация  успеха с психологической точки зрения – это переживание радости, удовлетворения от того, что результат, к которому стремилась  личность  в своей деятельности, либо совпал  с ее ожиданиями, надеждами, либо превзошел.

С педагогической точки зрения, ситуация успеха – это целенаправленное, организованное сочетание условий и продуманной  стратегии и тактики педагога,  при которых  для детей создается возможность достичь значительных запрограммированных результатов в деятельности. Это:

  • создание комфортных психолого-педагогических условий каждому ребенку, в обязательный перечень которых входят:

- мотивация благополучия 

- положительная оценка достижений ребенка

- недопущение отрицательной оценки 

- уважение к идеям и мыслям ребенка;

- обеспечение терпеливой поддержки и внимания и т. д.;        

  • выработка индивидуальных эталонов или относительных норм
  • индивидуализация степени трудности заданий
  • включение внутренних активизаторов ребенка;
  • осуществление оценки деятельности с точки зрения внутренних изменчивых факторов – усилий;
  • обеспечение внешнего подкрепления на основе индивидуальных относительных норм.

https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2019/11/16/federalnyy-proekt-uspeh-kazhdogo-rebenka

Представляю вашему вниманию собственный педагогический опыт сотрудничества с родителями. Считаю, что успешность каждого ребенка, в том числе и детей с ОВЗ во многом зависит от заинтересованности и активности родителей в дополнительном образовании детей.  

        Занятия в творческом объединении «Аленький цветочек» были и есть,   социально востребованы. Во-первых, оно является единственным в поселке Пильна Нижегородской области, где дети учатся лепить из глины. Во-вторых,   с 2012 года творческое объединение стало открытой и вариативной площадкой  для обучения не только детей с нормальным ходом психофизического развития, но и детей с ОВЗ. В общем списке учащихся,  в каждом учебном году  есть дети с ОВЗ.  В текущем учебном году обучается 3 ребенка с ОВЗ. С сентября этого года увеличилось число детей дошкольного возраста (5 лет), вовлеченных в дополнительную общеобразовательную программу в соответствии с новой редакцией Устава ЦДТ.  

За 25 лет педагогической практики  в нашем творческом  объединении сформировалась устойчивая психолого-педагогическая, методическая  основа для сотрудничества с родителями обучающихся. Заинтересованность семей в занятиях лепкой всегда была стабильно высокая. Родители стали больше уделять внимания  дополнительному образованию своих детей.  Они видят и осознают, что занятия в нашем кружке полезны для их ребёнка. Занятия лепкой являются важным источником художественно – творческого развития, реализации  личностных качеств ребёнка, а также доступное  средство социализации для детей с ОВЗ.  

Наше объединение — яркий пример преемственности творчества в семьях, где интерес к занятиям лепкой передаётся от родителей детям, в их числе и семья, воспитывающая ребенка с ОВЗ.

В творческом объединении «Аленький цветочек» реализуется  единое образовательное пространство: «ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ – РЕБЁНОК - СЕМЬЯ», что  приводит к интеграции учащихся, педагога и родителей, обогащает их социальный, личностный, творческий  и педагогический опыт. Именно в семье закладываются основы духовно-нравственных ценностей. Приоритетными направлениями  в работе педагога становятся  - создание условий для активного участия семьи в целостном педагогическом процессе; организация психолого-педагогической помощи родителям; активизации и сохранения семейных ценностей и традиций.

Исходной теоретической  основой взаимодействия с родителями является «Педагогика сотрудничества»  - система методов и приёмов воспитания и обучения построенная  на принципах гуманизма и творческого подхода к развитию личности. (С.Л.Соловейчик, Ш.А. Амонашвили, И.П. Волков, И.П., Иванов, Е.Н. Ильин, С.Н. Лысенкова, В.Ф. Шаталов, М.П. Щетинин и др.).

   Главная идея обучения в сотрудничестве - учиться вместе!

  В начале учебного года  разрабатывается план работы с родителями с возможной последующей корректировкой и дополнениями. На протяжении всего обучения поддерживается систематический контакт с родителями -  они получают информацию  о динамике развития их ребенка, особенностях поведения на занятиях,  его общения внутри детского коллектива, творческих достижениях, возникающих трудностях, дальнейших образовательных и  творческих перспективах.

В свою очередь, родители по  просьбе педагога предоставляют  информацию об особенностях поведения и интересах ребенка дома,  в школе,  его здоровье, особенностях общения с близкими, друзьями.  

Родители привлекаются к заготовке рабочего материала (глины),  что формирует у них причастность и ответственность к организации обучения детей.  

Наиболее эффективными формами работы с родителями в нашем объединении являются: индивидуальные консультации и беседы;  телефон доверия; педагогическое поручение;  день открытых дверей; родительский день (открытое занятие по плану педагога, по желанию родителей, по педагогической ситуации).

Несколько лет назад родители были более пассивны к дополнительному образованию детей.  Чаще они  выступали в роли зрителей на наших выставках, праздниках. За последние три года  ситуация меняется  на глазах.  Заметно увеличилась мотивация семей к участию в учебно-воспитательном процессе.  Мы реализуем совместные творческие и исследовательские проекты,  участвуем в акциях, фестивалях, конкурсах.

Участие в проектно-исследовательской деятельности объединяет всех участников педагогического процесса,  сплачивает членов семьи, поднимает авторитет старшего поколения,  способствует сохранению семейных традиций и реликвий.

Становиться традиционным наше участие в региональном фестивале семейного художественного творчества.  В январе этого года на муниципальном этапе фестиваля весь пьедестал почета состоял из семей учеников нашего объединения. На региональном этапе была отмечена и вошла в десятку лучших  -  семья Бутусовых. Мы не остановились на достигнутом и стали призерами (3 место)  на Всероссийском конкурсе  семейных видеороликов «МЫ».  Презентация проекта  «Моя прабабушка – труженица тыла»  семьёй Пичугиных, стала отправной точкой для нашего дальнейшего с родителями сотрудничества в  проектно-исследовательской деятельности.

Возрастает наша активность в использовании социальных ресурсов сети «Интернет», в том числе дистанционных форм обучения,  онлайн-конкурсов, онлайн-акций, онлайн-выставок.

В этом году мы первый раз участвовали в Международном фестивале  - конкурсе декоративно - прикладного и инклюзивного творчества «Щёлковый путь». Творческие работы моих учеников получили высокую оценку жюри, надеюсь, для нас участие в этом конкурсе станет традиционным.

Работа в режиме высокой неопределенности в период самоизоляции требовали от всех участников образовательного процесса быстрой смены условий решения задач. Использование дистанционных форм обучения и взаимодействия с родителями  стали для нас новым положительным опытом. В этот период мы познакомились и тесно сотрудничали с Волгоградской областной детской художественной галереей. За что были удостоены высокой оценки  от сотрудников Галереи. Сегодня мы продолжаем осваивать и  использовать дистанционные формы работы.  

Портфолио творческих достижений моих учеников, их семей позволяет выходить им за пределы пространства нашего образовательного учреждения и принимать дальнейшее участие в различных сферах и уровнях социокультурной и образовательной жизни.  

Так, семья Митрюевых, воспитывающая ребенка с ОВЗ, в настоящее время принимает участие в конкурсном отборе на получение  именных стипендий  правительства Нижегородской области для одаренных детей-инвалидов. А учащаяся  Данилова Мария в марте этого года прошла конкурсный отбор в  Региональном центре выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи «Вега» и стала участницей  смены «Мир доброТЫ» по направлению «Искусство» в ГБУДО ДСООЦ «Лазурный» Нижегородской области.  

Работа с родителями в нашем творческом объединении проводилась всегда. И не только потому, что она входит в должностные обязанности педагога. Для меня родители - это главные помощники и  полноправные  участники учебно-воспитательного процесса. Учиться вместе легче, интереснее и эффективнее.      

Собственный педагогический опыт показывает, что успех каждого ребенка, в том числе с детей ОВЗ зависит от ряда факторов. Система отношений «ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ – РЕБЁНОК - СЕМЬЯ» в нашем творческом объединении становиться успешной для всех участников образовательного процесса  благодаря   опоре на принцип сотрудничества с родителями и детьми, принцип педагогического оптимизма;  созданию условий для  активного участия родителей в дополнительном образовании детей.  

Литература

1.Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р).

2. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Художественная лепка из глины». Автор-составитель: Демидова Е.С.

https://edu.gov.ru/national-project 

https://ioe.hse.ru/data/2020/07/17/1597041961/ФП%20Успех%20каждого%20ребенка.pdf

https://ped.bobrodobro.ru/13917

https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/74351950/

https://psychologies.today/10-pozitivnyh-emocij-i-ix-znachenie/

https://dic.academic.ru/dic.nsf/ogegova/253658

https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2019/11/16/federalnyy-proekt-uspeh-kazhdogo-rebenka

https://spiritual_culture.academic.ru/2028/Ситуация_успеха


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Девиз нашего объединения - успешность каждого ребенка. Вариативность предлагаемых заданий на каждом занятии - ступень к успешности обучения и достижения результата

Материал выступления на областном научно-практическом семинаре "Формирование успешности ребенка в системе дополнительного образования средствами декоративно-прикладного творчества"...

Сотрудничество семьи и школы – важное условие успешности ученика

“Без семьи мы – я имею в виду школу – были бы бессильны”Чтобы узнать ребенка, надо хорошо знать его семью”В.А.Сухомлинский        Я часто размышляю о связи школы и с...

Развитие регулятивных универсальных учебных действий - важное условие успешного обучения ребенка в школе.

В разработке представлены рекомендации для родителей по развитию у младших школьников регулятивных навыков....

Материал для родительского собрания «Сотрудничество семьи и школы – важное условие успешности ученика».

ГОРОДСКОЙ ОКРУГ"АЛЕКСАНДРОВСК-САХАЛИНСКИЙ РАЙОН"МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»   «Сотрудничество семьи и школы –важное условие ус...

План самообразования «Организация и осуществление обучения детей с ОВЗ и инвалидностью в творческом объединении по художественной лепке из глины»

В условиях реализации федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образования» педагогу дополнительного образования предъявляются высокие профессиональн...

Дополнительное образование детей – одна из важнейших составляющих успеха каждого ребенка

Эссе о важности дополнительного образования для полноценного раскрытия личностного потенциала ребёнка....

«Успех каждого ребенка, в том числе детей с ОВЗ в творческом объединении по художественной лепке из глины. Условия успеха»

Данная работа представляет практические достижения профессиональной педагогической деятельности....