Программа по предмету "Сольное пение" является частью дополнительной программы ранней профессиональной ориентации "Музыкальное исполнительство", срок реализации - 1 год.
рабочая программа

Дьяконова Инна Игоревна

    Учебный предмет "Сольное пение" занимает одно из ведущих мест в образовательном процессе хорового отделения. Основная направленность настоящей программы - расширение у обучающихся комплекса знаний, умений и навыков в области вокального искусства. Программа предназначена для работы с музыкально - одаренными детьми хорового отделения, желающих продолжить образование в СУЗах и ВУЗах нашей страны.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_solnoe_penie_golosa.docx51.57 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное учреждение

дополнительного образования

 города Нижневартовска  «Детская школа искусств № 1»

СОЛЬНОЕ ПЕНИЕ

Рабочая программа учебного предмета дополнительной общеразвивающей программы ранней профессиональной ориентации

«Музыкальное исполнительство»

Срок реализации -  1 год

НИЖНЕВАРТОВСК

 

2017

Пояснительная записка

    Рабочая  общеразвивающая  программам по предмету «Сольное пение» является частью дополнительной программы ранней профессиональной ориентации «Музыкальное исполнительство». Программа предназначена для работы с музыкально-одаренными детьми хорового отделения ДШИ и подготовки их к продолжению обучения в средне специальные и высшие образовательные учреждения культуры и искусства.  

 Учебный предмет «Сольное пение» занимает одно из ведущих мест в образовательном процессе хорового отделения. Основная направленность настоящей программы - расширение  у обучающихся комплекса знаний, умений и навыков в области вокального искусства.

Возраст учащихся – с тринадцати до семнадцати лет.  Срок реализации программы – 1 года.

Программа составлена с учётом возрастных особенностей обучающихся и направлена на:

  • создание условий для художественного образования, эстетического воспитания, духовно-нравственного развития детей;
  • приобретение обучающимися глубоких знаний, умений и навыков в области академического пения;
  • приобретение детьми опыта творческой деятельности;
  • подготовку одаренных детей к поступлению в образовательные учреждения, реализующие    основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства.

Цель программы – создание благоприятных условий для формирования и развития детского и юношеского голоса, всестороннего развития начинающего музыканта через вокально-хоровое искусство.  

Задачи программы:

  • развитие вокально-технических навыков обучающегося с учётом его психофизического состояния;
  • развитие у обучающихся личностных качеств, позволяющих осваивать духовные и культурные ценности разных народов;
  • развитие музыкальных способностей: памяти, мелодического, ладогармонического, тембрового слуха;
  • ознакомление с вокальным репертуаром, включающим произведения разных стилей и жанров;
  • развитие навыка самостоятельной работы над репертуаром;
  • совершенствование навыка чтения с листа наиболее сложных музыкальных произведений;
  • развитие  комплекса специальных знаний, умений и навыков, позволяющих управлять процессом  сольного исполнения музыкального произведения, передавать авторский замысел композитора, используя художественно оправданные технические приёмы.

Программа предполагает индивидуальный подход к каждому ребенку.         

Предмет «Сольное пение» изучается 1 года. Занятия проводятся один раз в неделю. Формой проведения аудиторного занятия является индивидуальный урок продолжительностью 40  минут.

Максимальная учебная нагрузка по предмету «Сольное пение» составляет 102 часа, из них аудиторная – 34 час, самостоятельная работа – 68 часов за 1 года обучения.

Самостоятельная работа обучающегося включает в себя следующие виды внеаудиторной деятельности: выполнение домашнего задания, посещение концертов, участие обучающихся в творческих мероприятиях и культурно-просветительской деятельности.

Домашняя работа  обучающегося состоит из закрепления, пройденного на уроке музыкального материала и выучивания репертуара наизусть.

Консультации проводятся с целью подготовки  учащихся к контрольным урокам, академическим концертам и творческим мероприятиям. Консультации могут проводиться рассредоточено или в счёт резерва учебного времени. В случае если консультации проводятся рассредоточено, резерв учебного времени используется на самостоятельную работу обучюащегося.

Учебно-тематический план

Наименование раздела, темы

Вид учебн занятия

Общий объем времени (в часах)

Максим.учебная нагрузка

Самостоят. работа

Аудиторн. занятия

1.

Воспитание вокальных навыков

Индивидуальный урок

50

20

10

2.

Музыкально-теоретическая подготовка.

Индивидуальный урок

12

8

4

3.

Учебно-художественная работа над репертуаром

Индивидуальный урок

40

40

20

Содержание учебного предмета        

Содержание программы по учебному предмету «Сольное пение»  направлено на освоение учащимися:

  • знаний характерных особенностей основных вокальных жанров и стилистических направлений вокального исполнительства;
  • знаний музыкальной терминологии;
  • умений грамотно исполнять сольно музыкальные произведения;
  • умений самостоятельно разучивать вокальные и хоровые партии;
  • умений создавать художественный образ при исполнении музыкального произведения;
  • навыков чтения с листа несложных вокальных произведений;
  • навыков публичных выступлений.

За период обучения

  1. Воспитание вокальных навыков. Закрепление полученных ранее вокально-технических  навыков. Организация дыхания, выработка продолжительного экономного выдоха. Развитие свободы и подвижности артикуляционного аппарата. Укрепление высокой певческой форманты, сглаженности регистров, развитие микста.

  2.Музыкально-теоретическая подготовка Анализ музыкального и поэтического текста, музыкальной формы вокальных произведений. Изучение специальной терминологии: резонаторы, тембр, тесситура, вибрато, фразировка, штрих.

  3.Учебно-художественная работа над репертуаром. В течение года учащийся должен пройти вокализы, способствующие совершенствованию вокальной техники, 4-5 произведений различных жанров: арию, народную песню, романс, 2 произведения по выбору.

Требования к уровню подготовки обучащихся

Результатом освоения программы учебного предмета «Сольное пение» является:

  • умение самостоятельно разучивать и грамотно исполнять музыкальные произведения  различных жанров и стилей;
  • знание вокального репертуара, включающего произведения разных стилей и жанров в соответствии с программными требованиями;
  • знание профессиональной терминологии;
  • умение читать с листа несложные музыкальные произведения;
  • умение передавать авторский замысел музыкального произведения с помощью органического сочетания слов и музыки;
  • приобретение навыков слухового контроля, умения управлять процессом  исполнения музыкального произведения;
  • приобретение навыков по использованию музыкально-исполнительских средств выразительности, выполнению  анализа исполняемых произведений, использование художественно оправданных технических приемов;
  • наличие творческой  инициативы, сформированных представлений  о методике разучивания музыкальных произведений и приемах работы над исполнительскими трудностями;
  • наличие музыкальной памяти, развитого мелодического, ладогармонического, тембрового слуха;
  • наличие навыков репетиционно - концертной работы в качестве солиста.

В процессе реализации программы «Сольное пение» обучающиеся должны освоить:

  • развитие и реализация природных голосовых возможностей. Пение на ровном, наполненном дыхании;
  • механизм звукообразования и навык красивого, вокального звуковедения согласно характеру исполняемой музыки;
  • умение осуществлять самостоятельный разбор и разучивание произведений по нотам;
  • расширять навык разучивания вокальной и хоровой партии с игрой на фортепиано;
  • точное выразительное интонирование;
  • тембровое и стилевое разнообразие в исполнении;
  • эмоциональную насыщенность вокального звучания;
  • осмысленность, выразительность прочтения литературного текста.

Формы и методы контроля, критерии оценок

Контроль знаний, умений и навыков обучающихся обеспечивает оперативное управление учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции.

        Виды контроля и учёта успеваемости: текущий контроль, промежуточная аттестация, итоговая аттестация.

        Текущий контроль знаний и умений осуществляется в рамках урока в целях оперативного контроля за успехами обучающихся.

        Промежуточная аттестация является основной формой контроля учебной работы учащихся и  проводится с целью определения:

  • качества реализации образовательного процесса;
  • качества теоретической и практической подготовки по учебному предмету;
  • уровня умений и навыков, сформированных у обучающегося в процессе обучения.

Основными формами промежуточной аттестации являются: контрольный урок, академический концерт.

Контрольные прослушивания проводятся в соответствии с графиком. Выступления учащихся в школьных и городских концертно-просветительских мероприятиях приравниваются к выступлению на академическом концерте.

Выступления учащихся оцениваются по пятибалльной системе, оценка выставляется коллегиально.

График промежуточной и итоговой аттестации

Класс

Вид контрольного прослушивания

Месяц проведения

Программные требования

1год обучения

Контрольный урок

декабрь

2 произведение

Академический концерт

май

2 произведение

Примерные программы контрольных уроков и академических концертов

1 вариант

I полугодие

Кюи Ц. «Царскосельская статуя»

Моцарт В. «Маленькая пряха»

II полугодие

Гурилёв А. «Отгадай, моя родная»

Скарлатти А. «Нет мне покоя»

2  вариант

Iполугодие

Варламов А. «Горные вершины

Каччини Д. «Скорей, амур, лети»

II полугодие

Глинка М, слова  Е.Ростопчиной «Северная звезда»

Скарлатти А. «Нет мне покоя»

Критерии оценок текущего контроля

успеваемости,  промежуточной и итоговой аттестации  обучающихся

Оценка «5» («отлично»):

- артистичное поведение на сцене;

-  увлечённость исполнением;

-  художественное использование средств музыкальной выразительности в соответствии с содержанием музыкального произведения;

-  слуховой контроль собственного исполнения;

-  убедительное понимание чувства формы;

-  выразительное исполнение, точность интонирования;

-  высокая вокальная позиция, ровность звучания на всём диапазоне голоса.

Оценка «4» («хорошо»):

-  незначительная нестабильность психологического поведения на сцене;

- грамотное понимание формообразования произведения, музыкального языка, средств музыкальной выразительности;

-  недостаточный слуховой контроль собственного исполнения;  

-  стабильность воспроизведения нотного текста;

-  выразительность интонирования;

-  ровность звучания на всём диапазоне голоса.

Оценка «3» («удовлетворительно»):

-  неустойчивое психологическое состояние на сцене;

-  формальное прочтение авторского нотного текста без образного осмысления музыки;

-  слабый слуховой контроль собственного исполнения;

-  темпо-ритмическая неорганизованность;

-  однообразное исполнение.

.Оценка «2» («неудовлетворительно»):

-  частые «срывы» и остановки при исполнении;

-  отсутствие слухового контроля собственного исполнения;

-  ошибки в воспроизведении нотного текста;

-  низкое качество звукоизвлеченияи звуковедения;

-  отсутствие выразительного интонирования;

-  метро-ритмическая неустойчивость.

Методические рекомендации

Данный предмет является элементом комплексного певческого развития детей и помогает хормейстеру в формировании творческого хорового коллектива, ускоряет работу над коллективной вокальной интонацией, музыкальным строем. Содержание предмета «Сольное пение» предусматривает работу над укреплением и развитием певческого аппарата, совершенствованием вокальных навыков, осваиваемых на хоре и реализацией их в индивидуальной певческой практике.

Одним из главных направлений педагогической деятельности по предмету «Сольное пение» является развитие музыкального мышления обучающегося, навыка сознательного освоения художественного содержания произведения. При работе над выразительностью исполнения следует осторожно относиться к привнесению в пение речевых интонаций, жестикуляции, так как всё это может мешать выработке правильной вокальной позиции и навыков дыхания. Необходимо развивать умение пластично вести звук, чувствовать развитие мелодии и кульминацию произведения.

При подборе репертуара для сольного исполнения следует бережно и осторожно расширять диапазон учащегося в крайних регистрах. Стараться не брать в произведениях трудные, высокие ноты, которые получаются нестабильно. Использовать при необходимости транспонирование.

Методы вокального воспитания школьников частично опираются на практику обучения взрослых, но имеют свою специфику, и, прежде всего возрастную. Работа по предмету «Сольное пение» осуществляется в период с 13 до 17 летнего возраста учащихся. Занятия в этот период, кроме особых случаев, можно не прекращать. В том случае, если мутация проходит в острой болезненной форме, то занятия можно временно приостановить. Ограничения певческой нагрузки и особая осторожность при занятиях в мутационный период  необходимы. Щадящая методика включает специальные упражнения, распевки и репертуар. У юношей и девушек в возрасте 15-17 лет происходит стабилизация голоса. Исчезают болезненные явления, связанные с перестройкой аппарата учащегося, недостатки и дефекты пения (сип, гнусавость, перегрузка дыхания, зажим певческого аппарата, скованность).    

Преподаватель должен заботиться о правильном певческом дыхании учащегося, которое является основой вокальной техники и от него зависит качество и красота звука. Оно должно стать автоматическим и естественным. Проблемы в интонировании могут возникнуть при вялом дыхании, низкой вокальной позиции, недостаточно развитом вокально-интонационном слухе. Также необходимо выравнивание звучания гласных звуков по тембру за счёт их округления. При переходе с речи на пение юные вокалисты должны научиться перестраивать режим работы органов голосообразования, уметь согласовывать регистры, стремиться к микстовому, смешанному звучанию по всему диапазону.

Каждый урок начинается с распевания, вокальных упражнений и проверки домашнего задания, а заканчивается объяснением задания к следующему уроку. Результаты своей работы учащийся должен осознавать и уметь оценивать. Для реализации этого требования необходимо, чтобы домашнее задание соответствовало уровню развития ученика на данном этапе.

Как показывает практика, у каждого преподавателя в процессе педагогической деятельности формируются свои методы работы, однако важно, чтобы результатом обучения было развитие вокальных умений и навыков обучающихся, повышение их музыкальной культуры и образованности, накопление музыкальных впечатлений, формирование таких качеств, как творческая активность, воображение, художественный вкус. В связи с этим составной частью уроков должны быть беседы о музыке и других видах искусств, просмотр и прослушивание аудио и видеозаписей.

Вокальная подготовка должна носить комплексный характер. Следует формировать у учащихся представления об устройстве и гигиене голосового аппарата, воспитывать бережное отношение к своему голосу.

Индивидуальный план составляется в начале каждого полугодия. В процессе обучения могут быть внесены изменения в репертуар учащихся. В характеристике по итогам учебного года должны быть зафиксированы достижения и успехи, а также проблемные нюансы в работе и развитии обучающегося.

Следует уделять пристальное внимание совершенствованию сценической культуры обучающихся. Стремиться к достижению свободы и комфортности в процессе пения, а также универсальности метода вокального воспитания голоса /внутреннее представление об эталоне звучания голоса, воздействие через речевые фонемы/. Необходимо научить юного  вокалиста петь осмысленно, с пониманием характера, настроения, стиля произведения, его глубины с чувством эмоционально-положительным настроем. Ясность исполнительского замысла и отточенность текста, выразительных средств. Глубокая сосредоточенность - залог успешного концертного выступления. Развивать обогащенность слуха вокальными эталонами, художественное воображение без отрыва от индивидуальности своего голоса.  

В программе предлагается примерный перечень произведений, рекомендуемых для исполнения на контрольных уроках и академических концертах. Примерный репертуар включает произведения, различные по уровню сложности, исполнительским задачам и позволяющие учитывать индивидуальные возможности и творческие предпочтения каждого обучающегося. Важна  значительная вокальная самостоятельность поющих и регулярность занятий.

Примерный репертуарный список

  1. Алябьев А. «Зимняя дорога»
  2. Бах И. С. «Жизнь хороша!»
  3. Бах И. С. «Нам день приносит свет зари»
  4. Бетховен Л.  «Милее всех был Джемми»
  5. Бетховен Л. Песня Клерхен
  6. Брамс И. «Спящая царевна»
  7. Брамс И. «Колыбельная»
  8. Булахов П. «Колокольчики мои», «Тук,тук,тук…как сердце бьется!»
  9. Варламов А.   «Вдоль по улице метелица метет»
  10. Варламов А.   «Горные вершины»
  11. Варламов А.   «Красный сарафан»
  12. Варламов А. «На заре ты ее не буди»
  13. Векерлен Ж. «Приди поскорее весна»
  14. Глинка М. «Венецианская ночь»
  15. Глинка М. «Не пой, красавица, при мне»
  16. Глинка М. «Венецианская ночь»
  17. Глинка М. «Северная звезда»
  18. Григ Э. «Лесная песнь»
  19. Гурилев А.  «Внутренняя музыка»
  20. Гурилев А. «Матушка-голубушка»
  21. Гурилев А.  «Отгадай моя родная»
  22. Гурилев А. «Сарафанчик»
  23. Глинка М. «Не щебечи, соловейко»
  24. Даргомыжский А. «Мне грустно»
  25. Джордани Д. «О, милый мой!»
  26. Дюбюк А. «Травушка-муравушка»
  27. Дюбюк А.  «Не брани меня, родная»
  28. Дюбюк А. «Птичка»
  29. Зейдлер Г. Вокализы
  30. Каччини Д. «Скорей, амур, лети»
  31. Кюи Ц. «Царскосельская статуя»
  32. Левина З. «Веселая песенка»
  33. Левина З. «Весна прискакала»
  34. Мельо А. «Неаполитанская колыбельная»
  35. Монюшко С. «Золотая рыбка»
  36. Моцарт В. А. Ария Барбарины из оперы «Свадьба Фигаро»
  37. Моцарт В. А. «Довольство жизнью»
  38. Моцарт В. А. «Приход весны»
  39. Моцарт В. А. «Маленькая пряха»
  40. Н.фонВильм «Незабудка и ручей»
  41. ПаизиеллоД.«Nelcorpiu non mi sento»
  42. Паизиелло Д. «Ария Серпины» из оперы «Служанка – госпожа»
  43. Перголези Дж. «Ах, зачем я не лужайка?»
  44. Римский – Корсаков Н. «Звонче жаворонка пенье», стихи  А. Толстого
  45. Римский – Корсаков Н.«Третья песня Леля» из оперы «Снегурочка»
  46. Скарлатти А. «Нет мне покоя»
  47. Скарлатти А. «Кого любовь настигнет»
  48. Шуберт Ф.  «В путь»
  49. Шуберт Ф. «Швейцарская песня»

Народные песни

  1. Русская народная песня «Сеяли девушки яровой хмель»
  2. Русская народная песня «Я на камушке сижу»
  3. Русская народная песня «Я калинушку ломала»
  4. Русская народная песня «Я в садочке была»
  5. Русская народная песня «Как пойду я на быструю речку»
  6. Русская народная песня «Как на этой на долинке»
  7. Русская народная песня «Прощай, радость»
  8. Русская народная песня «Уж как пал туман»
  9. Русская народная песня «У зори-то, у зореньки»
  10. Финская народная песня «Веселый пастушок»
  11. Эстонская народная песня «Синичку ветер убаюкал»

Список рекомендуемой нотной литературы

Вокализы и упражнения

  1. Абт Ф. Школа пения.
  2. Ваккаи Н. Школа пения.
  3. Варламов А. Школа пения. Избранные вокализы.
  4. Глинка М. Упражнения для усовершенствования голоса.
  5. Зейдлер Г. Избранные вокализы.
  6. Конконе Дж. Избранные вокализы.
  7. Пановка Г. Избранные вокализы.
  8. Шарф Г. Вокализы для средних голосов.

Нотная литература

  1. Алябьев А. Романсы и песни. М., 1975.
  2. Брамс И. «Избранные песни»  Л., «Музыка» 1985.
  3. Брамс И. «Песни любви»  М., «Музыка» 1990.
  4. Ветка сирени. Старинные романсы. М., Музыка. 1989.
  5. Вокальная библиотека Музгиз 1960.
  6. Глиэр Р. «Избранные романсы и песни» М., «Музыка» 1983.
  7. Григ Э. «Романсы и песни» М. «Музыка» 1982.
  8. Гурилёв А. М., 1989.
  9. Кабалевский Д. «Время» М., «Советский композитор» 1977.
  10. Кальман И. «Арии и дуэты из оперетт» Л., «Музыка» 1990.
  11. Мокроусов Б. Избранные песни. М., 1957.
  12. Мусоргский М. Детская музыка. М., 1948.
  13. Песни зарубежных классиков. М., 2004
  14. «Песни и романсы советских композиторов» М., «Музыка» 1968.
  15. Песни театра и кино. М., Музгиз.1975.
  16. «Романсы и песни советских композиторов» М., «Музыка» 1983.
  17. «Романсы украинских композиторов-классиков» Киев, издательство «МузычнаУкрайна» 1990.
  18. Репертуар певца. М., 1961.
  19. Романсы русских композиторов. М., 1979.
  20. Советская песня. М., 1985.
  21. Таривердиев М. Песни и инструментальная музыка. М.,1986.
  22. Хрестоматия для пения. Русский классический романс. Выпуск 2 М.,1984.
  23. Хрестоматия русской народной песни. М., 1961
  24. Чайковский П. «Детские песни» М., «Музыка» 1981.
  25. Шуман Р. «Концертный репертуар вокалиста» Музгиз1961.

Список методической литературы

  1. Алиева Э.В. « Теоретические основы гармонического развития вокального слуха младших школьников»
  2. Апраксина О.А. «Методика развития детского голоса»  М., Изд. МГПИ, 1983г.
  3. Брылина В. Л. « Формирование эстетического идеала в процессе вокальной работы с подростками»  Киев, 1985г.
  4. Горюнова Л. П. «О развитии музыкальной культуры подростка» Новосибирск,1969г.
  5. Добровольская Н. Н. «Развитие детского голоса» Материалы научной конференции по вопросам вокально-хорового воспитания детей, подростков, молодежи 26-30 III 1961г. Изд. Акад. Пед. наук РСФСР, 1963г.
  6. Носорев Ю. А. «вокальные особенности музыкальных произведений, как условия певческого развития младших школьников»  1993 г.
  7. Огороднов Д. Е. «Музыкально-певческое воспитание детей в общеобразовательной школе» Методическое пособие. Л., «Музыка»», 1972г.
  8. Сафронова В. И. « Некоторые особенности вокального воспитания, связанные с охраной детского голоса» (Сб. ст. Работа с детским хором.) М. , «Музыка», 1981г.
  9. Сергеев А. «Воспитание детского голоса. Пособие для учителей»  Изд. Акад. пед. наук, 1950 г.
  10. Стулова Г. П. « Развитие детского голоса в процессе обучения пению»  М., «Прометей», 1992г.                              
  11. Чернова Л. В. Совершенствование способов самоконтроля в процессе формирования вокальной интонации у младших школьников. Изд. МГПИ им. Ленина, М., 1990г.
  12. Шекалев В. А. «Старинная музыка в начальной школе» Изд. ЛГПИ 1989г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА ДИАГНОСТИКИ воспитанников, обучающихся по программе дополнительного образования детей «ЮНЫЕ ЗНАТОКИ ПРИРОДЫ» (срок реализации – 2 года)

предварительная диагностика– оценить начальный уровень экологических знаний воспитанников кружка «ЮНЫЕ ЗНАТОКИ ПРИРОДЫ»;Текущая диагностика– оценить качество усвоения воспитанниками экологически...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Психолого-педагогическая коррекция» Возраст обучающихся: 7-16лет Срок реализации: 72часа

Актуальность программы обусловлена тем, что современная социально-экономическая ситуация диктует настоятельную необходимость в оказании эффективной психологической помощи подрастающему поколению. Поис...

Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа в области музыкального искусства области музыкального искусства «Основы музыкального исполнительства» Срок обучения 3-4 года (с 7-15лет) «Занимательное сольфеджио"

Программа учебного предмета «Занимательное сольфеджио (фортепиано, баян)» разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализаци...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа игры на гитаре"Звонкие струны" для детей 8-16 лет Срок реализации программы- 1 год

Дополнительная общеобразовательнаяобщеразвивающая программаигры  на гитаре"Звонкие струны"для детей 8-16 лет Срок реализации программы- 1 год...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА Естественнонаучной направленности «За страницами учебника математики» Возраст учащихся:11-13лет Срок реализации: 1год

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА Естественнонаучной   направленности  «За страницами учебника математики»Возраст  учащихся:11-13лет Срок реализации: 1годА...

Дополнительная общеобразовательная программа Спортивно-оздоровительной направленности «Настольный теннис» Возраст обучающихся 13 – 16 лет Срок реализации 1 год Педагог Курбаналиев Мирлан Орозович

Дополнительная общеобразовательная программаСпортивно-оздоровительной направленности«Настольный теннис» Возраст обучающихся 13 – 16  летСрок реализации 1 год Педагог К...