Методическая разработка: "Здоровьесберегающие технологии на уроках скрипки"
методическая разработка

Кузьмичева Наталия Юрьевна

Материал описывает технологии, позволяющие сохранить здоровье при обучении игре на скрипке

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metod.raz-ka_zdorove.doc23.5 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ гимназия «Школа искусств» им. А.А.Цветкова

г. Талдом Московской области

Методическая разработка

«Здоровьесберегающие технологии

на уроках скрипки»

Составитель:

Кузьмичева Наталия Юрьевна

преподаватель по классу скрипки

2016

В современном мире остро стоит проблема сохранения здоровья детей в процессе обучения. Здоровый человек имеет больше шансов добиться успеха в жизни, стать конкурентноспособной личностью. Однако немалое количестводетей уже в детстве имеют различные отклонения в состоянии здоровья: нарушение психики, сколиоз,  ослабление зрения,  гиперактивность.  Эти недуги сказываются на качестве учебы и в целом на качестве жизни. Особенно актуально это по отношению к детям,обучающимся в учреждениях дополнительного образования.У них существенно возрастает учебная и психологическая нагрузки. Ограничение подвижности во время занятий вызывает риск искривления позвоночника. Соответственно, этим детям надо уделить особое  внимание

в отношении сохранения и укрепления здоровья.

Музыкальная деятельность   обладает ярко выраженным терапевтическим эффектом. Слушание музыки успокаивает нервную систему, дарит яркие эмоции, поднимает настроение, а   пение развивает органы дыхания.

Таким образом, музыкальное образование можно считать здоровьесберегающей педагогической системой, которая может оказать благотворное воздействие на физическое и психологическое здоровье детей. Наиболее глубоко здоровьесберегающий потенциал музыкального искусства проявляется в условиях ДМШ и ДШИ, предусматривающих индивидуальный подход к каждому учащемуся.

Процесс здоровьесбережения наиболее эффективен на начальном этапе обучения,т. к. именно в это время происходит интенсивное формирование и рост тела, развиваются функции всех систем организма и психики, развиваются музыкальные способности. Данный период благоприятен для оказания положительного воздействия на ребенка средствами физической культуры, а соединение художественного и спортивного компонентов воспитания обеспечивает всесторонне гармоничное развитие  его личности.

Внедрение здоровьесберегающих технологий в скрипичное обучение происходит на разных уровнях и затрагивает обустройство кабинета,  выполнение  гигиенических требований, соблюдение режима занятий, формы и виды деятельности, создание благоприятного климата на уроке. Это отвечает целям, задачами и содержанию медико-гигиенических требований, экологических, физкультурно-оздоровительных, психолого-педагогических здоровьесберегающих технологий.

Медико-гигиенические  здоровьесберегающие технологии ориентированы на обеспечение надлежащих гигиенических условий с учетом соответствия СанПиНам и охватывает вопросы освещения кабинета, соблюдения режима занятий и двигательной активности, ограничения предельного уровня учебной нагрузки и т.п. Занятия с детьми младшего школьного возраста немыслимы в отрыве от физкультурно-оздоровительных технологий, реализуемых в виде динамических разминок, пальчиковых игр, гимнастики для глаз. Тем самым укрепляется здоровье, повышается умственная и физическая работоспособность, формируется стрессоустойчивость.

Благотворное воздействие физических упражнений увеличивается в результате соединения с художественным словом и музыкой. Все эти компоненты содержит в себе логоритмика- система двигательных упражнений в  сочетании с речевым текстом на фоне музыки. Пульсация, с которой связаны движения и звучащая музыка, вызывает согласованную реакцию всего организма. Это способствует развитию речевой функциональной системы и психических процессов, мрторных и сенсорных функций, укрепляет опорно-двигательный аппарат, воспитывает чувство равновесия, формирует красивую осанку. Перед выполнением упражнения учащийся исполняет мелодию на инструменте, затем играет ее и поет, а далее поет и показывает движения.

К экологическим здоровьесберегающим технологиям относится приобщение учащихся к ухаживанию за комнатными растениями, цветами, слушание звуков природы во время релаксации.

Педагог должен обеспечить психологически комфортное состояние ребенка на занятии, разговаривать доброжелательным тоном, располагать к доверительным отношениям, поощрять за достигнутые результаты в исполнительской деятельности. Это создает положительный эмоциональный фон урока, моделирует ситуацию успеха.

Преподаватель должен владеть техникой педагогической психотерапии, оказывая ребенку всестороннюю психолого-педагогическую поддержку, помогая ему сохранить и восстановить психологическое здоровье.

К ожидаемым результатам музыкально-оздоровительной работы на уроках скрипки относятся:

  • развитие музыкальных и творческих способностей ребенка
  • эмоциональное благополучие личности
  • речевое развитие
  • снижение процента заболеваемости
  • увеличение физической и умственной работоспособности

Подводя итог, следует отметить,что рациональная организация урока скрипки с учетом здоровьесберегающих технологий помогает избежать перенапряжения и переутомления ребенка, сохранить его активность на протяжении всего урока, снимает проблему угасания интереса к игре на инструменте. Внедрение здоровьесберегающих технологий в процесс обучения предъявляет ряд требований к педагогу, который должен владеть не только методиками обучения на инструменте, но и разбираться в физиологических и возрастных особенностях детей, обладать психолого-педагогической компетентностью.

Литература:

  1. Игнатьева С.Г. Педагогические условия здоровьесбережения учащихся в системе предшкольной подготовки и начальной школы. Чебоксары 2010
  2. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие технологии в работе учителя и школы. АРКТИ 2003

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «Здоровьесберегающие технологии на уроках информатики»

В наше время компьютеры так глубоко проникли во все сферы нашей жизни, что жизнь без этой умной машины сложно себе представить. Наши дети родились и растут в мире, где компьютер - такая же привычная в...

Методическая разработка. Здоровьесберегающие технологии, используемые во время урока

Методическая разработка. Здоровьесберегающие технологии, используемые во время урока...

Методическая разработка "Здоровьесберегающие технологии на уроках немецкого языка"

Данная работа представляет собой разработку материалов для уроков немецкого языка по разным видам деятельности с учётом здоровьесберегающих технологий. Целью данной работы является создание банка мето...

Методическая разработка «Здоровьесберегающие технологии на уроках музыки в начальных классах»

Цель методической разработки - показать особенности применения различных видов работы на уроке музыки с позиции здоровьесбережения, их эффективность в сохранении и укреплении здоровья школьника....

Методическая разработка "Здоровьесберегающие технологии на уроках вокала т.о. "Эдельвейс"

Здоровьесбережение на уроках творческого объединения "Эдельвейс"...