Выступление на МО по теме: «Дидактические игры как элемент системно-деятельного подхода при реализации ФГОС»
опыты и эксперименты (6 класс)

Базина Марина Николаевна

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования второго поколения утвержден приказом Минобразования и науки РФ 17 декабря 2010 года.

Новый подход предлагает рассматривать Стандарты как общественный договор, отражающий согласование потребностей личности ребёнка, общества и государства в образовании, то есть стандарт базируется на взаимодействии трёх сторон.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_mo_didakticheskie_igry.docx105.7 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое образовательное учреждение  

для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

«Детский дом «5 Единство»

Выступление на МО по теме:

«Дидактические игры как элемент системно-деятельного подхода при реализации ФГОС»

                                                                                    Воспитатель: Базина МН

                                                                                                                            группа №4

Междуреченск, 2019

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования второго поколения утвержден приказом Минобразования и науки РФ 17 декабря 2010 года.

Новый подход предлагает рассматривать Стандарты как общественный договор, отражающий согласование потребностей личности ребёнка, общества и государства в образовании, то есть стандарт базируется на взаимодействии трёх сторон.

https://fsd.multiurok.ru/html/2018/12/11/s_5c0fb42495fe6/1023881_1.png

Смыслом данного договора, обеспеченного необходимыми юридическими, социальными, финансовыми и материально-техническими условиями, является согласованный общественный заказ на подготовку новых поколений граждан страны, отвечающих по своим духовно-нравственным установкам, знаниям, навыкам и компетенциям потребностям инновационной экономики, правового государства, общечеловеческим и традиционным национальным ценностным установкам. Современные стандарты будут личностно-ориентированными, направленными на совместную, а не взаимоисключающую работу семьи, общества и государства.

Дидактические игры как элемент системно-деятельного подхода при реализации ФГОС

К  сожалению, Россия занимает первое место по количеству детей-сирот. Возраст, в котором ребенок попадает в детский дом - любой, всё зависит от жизненных ситуаций. В любом случае, сироты приобретают ряд серьезных психологических и социальных проблем.

Замкнутость, агрессия, склонность к воровству и лжи, депрессии, неумение постоять за себя, полное отсутствие важных социальных навыков - это далеко не полный перечень проблем, которые воспитанники детских домов уносят с собой во взрослую жизнь.

Поэтому крайне важно, чтобы процесс воспитания детей-сирот был организован правильно и грамотно. Самый доступный метод работы с детьми практически всех возрастов — это игра. С помощью игр можно привить ребенку важные социальные навыки, раскрыть и развить личностные качества.

Системно-деятельностный подход обеспечивает системное включение ребёнка в процесс самостоятельного построения им нового знания в интересной для него форме.

  • деятельности.
  • Процесс обучения – всегда творческий.

Деятельностный подход к обучению предполагает наличие познавательного мотива (желания узнать, открыть, научиться).

Дидактические игры занимают важное место в реализации ФГОС, поскольку, обязательным элементом в них является познавательное содержание и умственные задачи. Многократно участвуя в игре, ребёнок прочно осваивает знания, которыми он оперирует. А решая умственную задачу в игре, ребёнок учится запоминать, воспроизводить, классифицировать предметы и явления по общим признакам.

Характерные особенности игры:

1. Игра – творчество.

2. Игра - труд.

3. Игра – (общение) путь поиска ребенком себя в коллективах сотоварищей.

4. Игра – (отдых) средство, снимающее неприятные или запретные для личности ребенка переживания.

5. Игра – (учение) одно из важнейших средств умственного и нравственного воспитания детей.

Ценность дидактических игр заключается в том, что в процессе игры дети в значительной степени самостоятельно приобретают новые знания.

Особенно важны игры на развитие в детях умения работать в команде и коллективе, так как выпускникам рано или поздно придётся выйти на работу, сотрудничать со многими людьми, и необходимо, чтобы адаптация к новым условиям проходила как можно легче.

Дидактические игры  помогают снять чувство усталости, раскрывают способности детей, их индивидуальность. Дидактические игры – это вид игр с правилами в них реализуется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности.

Главной особенностью игровой деятельности является ее двуплановость: с одной стороны – играющий выполняет реальную деятельность, решает конкретную задачу, с другой стороны - ряд моментов деятельности носит условный характер, позволяет отвлечься от реальной ситуации. Именно двуплановость обусловливает развивающий эффект игры, помогает снять психическое напряжение, так как в случае неудачи игру можно повторить несколько раз.

Другие особенности игры: активность участников, занимательность, коллективность, моделирование, проблемность, творческий характер, эмоциональная окрашенность.

Особое значение имеют игры «семейной» направленности. Через игру очень доступно развитие в детях представления о здоровом образе жизни, можно интересно преподнести знания о вреде курения, алкоголя и наркотиков. Через игру,  для детей более старшего возраста, можно проводить сексуальное воспитание: важно сформировать понимание опасности беспорядочных половых связей, ранней беременности и абортов, а так же дать информацию о болезнях, передающихся половым путем.

Очень важно следить за сохранением интереса к игре. При отсутствии интереса или его угасания не следует принудительно навязывать игру детям, иначе она теряет свое значение; в этом случае из игровой деятельности выпадает самое ценное – её эмоциональное начало. Педагогу следует своевременно принять действия, ведущие к изменению обстановки. Этому могут служить эмоциональная речь, поддержка отстающих, доброжелательное отношение.

Интересная игра, доставившая детям удовлетворение, оказывает положительное влияние и на проведение последующих игр, и на отношение к предмету. При проведении игр наблюдается такая тенденция, что воспитанник не желающий участвовать в игре говорит:т «Я все равно ничего не знаю», к середине, и концу игры с воодушевленным видом «бьётся» за очки для себя, или, что еще более значимо для команды. Причем при групповой деятельности результат воспринимается им через призму общего успеха, отождествляя успех группы, команды как собственный.

Коллективные игры формируют у учащихся умения работать в команде, вести дискуссию, слушать товарищей по команде, уважать чужое мнение, отстаивать свою точку зрения. Для многих воспитанников отстаивать свою точку зрения оказывается сложнее, чем принимать чужую, и только в той ситуации, если ребенок знает информацию, он делает это уверенно. Получив за свою точку зрения баллы, у него появляется интерес и желание к дальнейшему поиску информации. 

Дидактические игры, которые мы используем в работе с детьми, можно разделить на три группы:

  • Игры, промышленного образца.
  • Игры, изготовленные педагогом и детьми.
  • Игры-презентации, составленные педагогом и с интернет-ресурсов, что особенно нравится детям.

Дидактические игры оказывают влияние на:

  1. нравственное воспитание (формируют представления о бережном отношении к окружающему миру, о нормах поведения, о взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми).
  2. трудовое воспитание (бережное отношение к продуктам изготовленные своими руками).
  3. эстетическое воспитание, физическое воспитание (игра создает положительный эмоциональный подъем, вызывает хорошее самочувствие и вместе с тем требует определенного напряжения). В играх дети раскрываются, учатся, воспитываются.

Игра помогает сплотить детский коллектив, включает воспитанников в активную деятельность, дети приучаются к соблюдению правил, справедливости, умению контролировать свои поступки, правильно и объективно оценивать поступки других.

Основными структурными компонентами дидактической игры являются:

  • Игровой замысел – часто выступает в виде вопроса, как бы проектирующего ход игры, или в виде загадки. В любом случае он придает игре познавательный характер, предъявляет к участникам игры определенные требования в отношении знаний.
  • Правила - разрабатываю с учетом цели занятия и индивидуальных возможностей воспитанников, создаю условия для проявления самостоятельности, настойчивости, мыслительной активности, для возможности появления у каждого ребёнка чувства удовлетворенности, успеха.
  • Игровые действия - регламентируются правилами игры, способствуют познавательной активности воспитанников, дают им возможность проявить свои способности, применить имеющиеся знания, умения и навыки для достижения целей игры. Игровые действия состоят в том, чтобы отвечать на вопросы педагога, выполнять нужные действия, задания.
  • Дидактические задачи (познавательное содержание). Познавательное содержание заключается в усвоении тех знаний и умений, которые применяются при решении проблемы, поставленной игрой. Оно состоит в том, чтобы воспитанники усвоили знания и могли их применить при определенных ситуациях.
  • Оборудование - это: дидактические раздаточные материалы, игры: промышленного образца, изготовленные педагогом и детьми, предметные игрушки; различные средства наглядности: таблицы, иллюстрации; наличие технических средств обучения – электронные дидактические игры.
  • Результат игры.  Для педагога результат игры является показателем уровня достижений учащихся в усвоении знаний, или в их применении. Для детей важно - поощрение, жетоны, похвала, призы и т.д.

Все структурные элементы дидактической игры взаимосвязаны между собой и отсутствие хотя бы одного из них разрушает целостность дидактической функции игры.

Дидактические игры можно разделить на следующие виды:

  1. Настольно - печатные игры – могут представлять собой  парные картинки, лото они развивают речевые навыки, логику, внимание, умение моделировать жизненные схемы и принимать решения, развивать навыки самоконтроля, математические способности.
  2. Игры с предметами (игрушками) - основаны на непосредственном восприятии детей, соответствуют стремлению ребенка действовать с предметами и таким образом знакомиться с ними.
  3. Словесные игры - построены на словах и действиях играющих, дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи: описывают предметы, выделяя характерные их признаки, отгадывают их по описанию, находят сходства и различия этих предметов и явлений природы.

Условно можно выделить несколько типов дидактических игр, сгруппированных по виду деятельности учащихся: игры-путешествия, игры- минутки (мозговой штурм), игры-поручения, игры-предположения, игры- сказки (фантастические, ситуативные), игры-загадки, игры-беседы (игры- диалоги).

Игры-путешествия имеют сходство со сказкой или фантастической историей, отражают реальные факты или события, но обычное раскрывают через необычное. Цель игры-путешествия - усилить впечатление, придать познавательному содержанию чуть-чуть сказочную необычность, обратить внимание детей на то, что находится рядом, но не замечается ими.

Игры-поручения имеют те же структурные элементы, что и игры- путешествия, но по содержанию они проще и по продолжительности короче. В основе их лежат словесные поручения.

Игры-предположения «Что было бы..?», «Что бы я сделал..?», «Если бы я стаи..?» и пр. В этом случае перед детьми ставится задача и создается ситуация, требующая осмысления последующего действия.

Игры-загадки  Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение рассуждать, делать выводы, умозаключения. Загадки используются для проверки знаний, находчивости.

В основе игры-беседы (диалога) лежит общение педагога с детьми, детей с педагогом и детей друг с другом. Игра-беседа воспитывает умение слушать вопросы учителя, вопросы и ответы учеников, умение сосредотачивать внимание на содержании разговора, дополнять сказанное, высказывать суждение. Все это характеризует активный поиск решения задачи. Ценность игры-беседы заключается в том, что она предъявляет требования к активизации.

Подвижные дидактические игры ─ важнейшее средство физического воспитания детей в дошкольном и особенно в школьном возрасте.

Сюжетно-ролевые дидактические игры (иногда их называют сюжетными) занимают особое место в нравственном воспитании ребенка. Они носят преимущественно коллективный характер. Подразделяют их на ролевые игры, игры-драматизации, режиссерские. Сюжет могут иметь театрализованные детские праздники, карнавалы, строительно-конструкторские игры и игры с элементами труда Основные компоненты ролевой игры - тема, содержание, воображаемая ситуация, сюжет и роль.

В настоящее время появились, и все более активно используются в обучении компьютерные дидактические игры.

Компьютерные дидактические игры имеют преимущество перед другими формами игр: они наглядно демонстрируют ролевые способы решения игровых задач. В них дети приобретают опыт нравственного поведения в самых разнообразных условиях жизни. Дети усваивают практически средства коммуникации, способы общения и выражения эмоций.

Экономические игры имеют следующие задачи:

  • Во-первых, это создание у ребенка понимания, что для того, чтобы получить желаемое, необходимо приложить определенные усилия.
  • Во-вторых, формирование логической связи «мысль-действие-результат» для того, чтобы ребята четко понимали, что для достижения поставленной ими цели необходимо продумать тактику своего поведения и только потом ее реализовывать.
  • В-третьих, формирование осознания, что собой представляют деньги, как их получают и как с их помощи можно достичь поставленной цели.
  • И, наконец, в-четвертых, формирование связей между экономическими и нравственными понятиями.

Например:

«Денежный поток»

Цель игры: развивать у детей представление о деньгах; навыки эффективного управления личными деньгами; интерес к получению и дальнейшему углублению финансовых знаний, что поможет добиться успеха во взрослой жизни.

«Монополия»
Цель игры:

необходимо заработать больше всех денег к тому моменту, когда один из игроков станет банкротом. Чтобы зарабатывать деньги, вам необходимо расставлять свои билетные кассы на секторах аттракционов и продавать билеты (аналог налогов), когда другие игроки оказываются на этих полях.

«Бюджет моей семьи»
Цель: расширять знания детей о составляющих семейного бюджета: зарплата, стипендия, пенсия; формировать основы экономической культуры школьников; воспитывать уважение к людям труда.

«Какие бывают доходы?»

Цель. Уточнить знания детей об основных и дополнительных доходах; усовершенствовать навыки самостоятельного определения видов доходов (основные и не основные).

Материал. Карточки с изображением основных видов деятельности, за которые взрослые получают основной доход – заработную плату (работа парикмахера, врача, столяра, плотника, ткачихи и др.). И видов деятельности, направленных на получение натуральных продуктов (сбор ягод, грибов, работа в саду, огороде и др.), дающих дополнительный доход.

Содержание. Дети рассматривают карточки, называют деятельность взрослых, полученный результат, выделяют основные и дополнительные доходы.

         В процессе игры дети  учатся, познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию. Даже пассивные дети включаются в игру с желанием, прилагая усилия, чтобы выиграть или не подвести товарищей по игре.

Планируя, дидактические игры мы заранее подбираем вопросы, примеры, осуществляются выбор упражнений, подготавливаются материалы, предусматриваются варианты возможных ответов детей.

Организуя игровое взаимодействие, соблюдаются следующие принципы:

1. Принцип развивающей деятельности (игра проводится не ради игры, а с целью развития личности каждого ребенка и всего коллектива в целом)

2. Принцип включенности каждого ребенка в игровое действие (не пассивное созерцание со стороны, а включение каждого).

3. Принцип принятия ребенка как данность (признание за ребенком право на существование его таким, какой он есть, признание ценности его личности, вне зависимости от его успехов, развития, способностей).

4. Принцип доступности, повторяемостипостепенности (выполнения заданий идет от легкого к трудному, от известного к неизвестному, от простого к сложному). Дидактическая игра позволяет обеспечить нужное количество повторений на разном материале при сохранении эмоционально положительного отношения к заданию. Что весьма важно для прочного усвоения знаний наших детей.

Использование дидактических игр в нашей группе, положительно влияет на воспитанников.

  • В игре у ребёнка появляется возможность реализовать личностный потенциал.
  • В процессе игры формируется познавательная раскрепощенность воспитанников.
  • Игра позволяет полноценно реализовать «ситуацию успеха» в воспитании.

Дидактическая игра –  формирует самостоятельность у наших воспитанников, инициативность, коммуникативное общение, она создает равные условия в деятельности, разрушает барьер между педагогом и воспитанником.

Таким образом, мы сделали вывод, что дидактическая игра углубляет и расширяет знания воспитанников. Является средством всестороннего развития ребенка, его интеллектуальных и творческих способностей, вызывает положительные эмоции, наполняет жизнь коллектива интересным содержание, способствует самоутверждению ребенка.

Считаю необходимым продолжить свою работу по данной теме:

- Оформить (собрать) дидактические игры и упражнения с целью формирования методической копилки (в электронном виде), используя печатные издания, игры промышленного образца и изготовленные педагогами, интернет-ресурсы.

          Закончив свое выступление, я хочу продемонстрировать  и познакомить своих  коллег, с дидактической игрой-презентацией «Волейбол». Подобные игры, я  часто использую в своей  работе с детьми в группе. Внимание на экран!

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Система работы ШМО по реализации требований ФГОС: системно-деятельный коммуникативный подход в обучении иностранному языку»Выступление

Выступление по данной теме поможет учителям в обобщении системы работы школьного МО учителей ИЯ...

Мастер-класс по теме: "Освоение системно-деятельностного подхода при реализации ФГОС ООО по географии"

В связи с официальным введением Федеральных государственных образовательных стандартов системно-деятельностный подход стал обязательным для всех учителей страны. Но у педагогов и руководителей образов...

Использование элементов проектной и исследовательской деятельности как способов системно-деятельного подхода при реализации ФГОС нового поколения

   Современное развитие научно-технического процесса общества создает необходимость в новом подходе к обучению и воспитанию школьников. Сейчас нашему государству нужны люди, способные...

Выступление на рмо на тему: "Психолого-педагоггическое сопровождение детей с ОВЗ в рамках реализации ФГОС ДО"

Выступление на рмо на тему: "Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в рамках реализации ФГОС ДО"...

Статья на тему: "Системно-деятельностный подход в реализации ФГОС "

Системно-деятельностный подход в реализации ФГОС...

Выступление на тему “Пути повышения эффективности преподавания иностранного языка в условиях реализации ФГОС”

Выступление на районном методическом объединении на тему “Пути повышения эффективности преподавания иностранного языка в условиях реализации ФГОС&rdquo...

Дидактические игры как элемент системно-деятельного подхода при реализации ФГОС

Дидактические игры как элемент системно-деятельного подхода при реализации ФГОС...