Региональный научно-практический семинар "Развитие художественных способностей детей в рамках проекта "Национальные традиции»
методическая разработка

Выступление на тему «Лоскутное шитьё

как средство

 художественно-эстетического

воспитания школьников»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar.docx20.29 КБ

Предварительный просмотр:

Региональный семинар "Развитие художественных способностей детей в рамках проекта "Национальные традиции"

Выступление Курициной Е.К- педагог дополнительного образования МУ ДО ЦДОД п.Авсюнино

Тема выступления : «Лоскутное шитьё как средство художественно-эстетического воспитания школьников»

Слайд 1

Будущее человечества сидит сейчас за партой, оно еще очень наивно, доверчиво, чистосердечно. Оно целиком в наших взрослых руках. Какими мы сформируем их, наших детей, - такими они и будут. И не только они. Таким будет и общество через 30 - 40 лет, общество, построенное ими по тем представлениям, которые мы у них создадим .

Это школа решает, что будут любить и ненавидеть, чем восторгаться и гордиться, чему будут радоваться, а что презирать люди через 30 - 40 лет. Это теснейшим образом связано с мировоззрением будущего общества. Формирование же любого мировоззрения не может считаться законченным, если не сформированы эстетические взгляды"Как невозможно себе представить человеческое общество без истории его культурного и художественного развития, точно так же невозможно представить себе культурного человека без развитых эстетических взглядов" .

Слайд 2

Система эстетического воспитания должна быть, прежде всего единой, объединяющей все предметы, все внеклассные занятия, всю общественную жизнь школьника, где каждый предмет, каждый вид занятия имеет свою четкую задачу в деле формирования эстетической культуры и личности школьника"

Слайд 3

Но у всякой системы есть стержень, основа, на которую она опирается. Такой основой в системе эстетического воспитания мы можем считать искусство: музыку, архитектуру, скульптуру, живопись, танец, кино, театр и другие виды художественного   заключает в себе большой потенциал для развития личности.

Из всего вышесказанного, можно предположить, что, приобщая младшего школьника к богатейшему опыту человечества, накопленному в искусствах, можно воспитать высоконравственного, образованного, разносторонне развитого современного человека.

Слайд4

«Самым высоким видом искусства,
самым талантливым, самым гениальным
является народное искусство,
то есть то, что запечатлено народом,
сохранено, что народ пронес через столетия».

Слайд 5

Сегодня почти в каждом доме есть произведения народных мастеров – гжельские чайники, хохломские миски, берестяные туеса, тканые полотенца. Они входят в нашу жизнь не как утилитарные предметы, а в первую очередь как художественные произведения, отвечающие нашему эстетическому чувству, становятся украшением нашего жилья. Казалось бы, зачем всё это? Дело в том, что в этом выражается потребность людей в красоте. Им хочется видеть вокруг себя не стандартные массовые изделия, а рукотворные предметы декоративного искусства, в которых живёт естественность и поэтичность. Недаром в народе всегда ценили ручную работу как источник эмоциональной духовности.

Народное декоративно-прикладное искусство - неиссякаемый источник творчества, на его традициях воспитано множество поколений народных мастеров, творивших окружающую людей предметную среду по законам добра, красоты и пользы.

Именно потому в своей работе  решила обратиться  к народному творчеству. К лоскутному шитью. Во первых, для меня это недорогой вид рукоделия. Ткани нам отдает местное ателье по пошиву и ремонту одежды, а так же индивидуальный предприниматель, который занимается производством лоскутной мебели.

Слайд 6

Чтобы научить ребенка понимать и ценить прекрасное, надо самому ребенку «побыть автором». Собственный творческий опыт является лучшим ключом к постижению прекрасного. Таким образом, декоративно-прикладное творчество представляют собой уникальную возможность для формирования у детей основ художественно-эстетической культуры.

 Слайд 7

Известно, что стремление к творчеству появляется у ребенка в том случае, если он видит пути создания новых вариантов работ. Лоскутное шитьё предоставляет учащимся широкие возможности для вариации и импровизации на основе разнообразия форм деталей, их колорита, ритма. Внешний вид лоскутных изделий зависит, во-первых, от формы деталей; во-вторых, от способа их соединения; в-третьих, от сочетания цветов деталей; в-четвёртых, от ритма формы и цвета в композиции. Изменение только одного из данных элементов приводит к появлению нового варианта лоскутного шитья. Например, используя всего лишь один квадрат из треугольников , я могу предложить детям 16 способов их сборки. Нетрудно подсчитать, что количество вариантов, может быть еще большим, что создает предпосылки для появления у ребенка стремления к творчеству.

Слайд 8

Обучая детей приёмам художественной работы очень важно создавать творческую атмосферу в коллективе. Этому немало способствуют постоянно организуемые выставки и конкурсы с разборами работ, выявлением их эстетических достоинств и недостатков. Проводятся мастер-классы по изготовлению предметов быта(прихватки, ланчматы, игрушки).Дети активно принимают в них участие. Наши сувениры продаются на благотворительных ярмарках. Есть опыт проведения мастер-классов  для родителей, после чего на свет рождаются настоящие произведения искусств.

Слайд 9

Изучение основ лоскутного шитья оказывает большое воспитательное влияние на ребенка. Лоскутное шитьё формирует у детей чувство хозяина – в доме всё пригодится, всему есть применение. Искусство составления гармоничного узора из случайных, оказавшихся под рукой лоскутков, развивает художественный вкус, фантазию. А процесс изготовления формирует такие важные для человека черты, как трудолюбие, терпение, настойчивость, способность доводить начатое дело до конца. Сегодня искусство лоскутного шитья переживает свое второе рождение. Появилось много мастеров, поднявших этот вид рукоделия на небывалую высоту, созданы многочисленные клубы, студии, мастерские, изучающие и развивающие такое древнее и вечно новое лоскутное шитье .

В последнее время все больше детей выбирает тему лоскутного шитья для создания индивидуальных творческих проектов.

Слайд 10

  Лоскутное шитье как средство воспитания несет в себе несколько функций:

  • функция инструментальности. Учащиеся используют лоскутное шитье как инструмент для моделирования, который можно проанализировать и в то же время вместе с рукой начинают работать глаза и уши.
  • функция психологическая. Процесс создания лоскутного изделия несет в себе благотворное, успокаивающее влияние, активизируя при этом эмоциональное состояние.
  • функция расширения кругозора. Ознакомление с традициями лоскутного шитья - это выход детей за пределы познанного и постижение неизвестного.Таким образом, лоскутное шитье как средство воспитания служит влиятельным орудием, которое увеличивает воздействие на развитие личности.                                 

                                        Автор-Курицина Елена Константиновна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Региональная научно-практическая конференция Г. Старый Оскол 01.11.2012

Актуальность темы конференции обусловлена стратегическими изменениями, происходящими в дошкольном, общем и дополнительном образовании в связи с реализацией национальной образовательной инициативы «Наш...

Материалы I региональной научно-практической конференции АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ И ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

Моя презентация выступления на конференции.Тема  "Мотивация осознанной профориентации старшеклассников. Тренинговая работа"....

VI Региональная научно-практическая конференции "Актуальные проблемы современной физики и математики"

секция "Методика преподавания метематики и физики" выступала с докладом по теме "Дифференциация обучения на уроках физики как личностно-ориентированное  обучение"....

Тезисы выступления на пленарном заседании региональной научно-практической конференции «Использование современных технологий в образовательном процессе как условие реализации компетентностного подхода»

В докладе представлен материал о сущности личностно-ориентированного обучения, критетриях личностно- ориентированного урока, его  результативности и важности для раскрытия потенциала каждого учен...

7.04.15г.Доклад на Городской научно-практической конференции"Психолого-педагогическая поддержка детей с ограниченными возможностями здоровья"( см.Программу научно-практической конференции)

Тема: "Выравнивание речевого и психофизического развития детей старшего возраста с ТНР(ОНР) через изучение лексического материала патриотической направленности"...