Воспитание гражданственности и патриотизма у обучающихся Детского объединения «Модница»
статья

Григорьева Наталья Александровна

Данная статья подготовлена на областную НПК "Воспитательно-профилактическая и профориентационная деятельность в современной образовательной организации" в дистанционном формате в рамках деловой программы V Открытого регионального чемпионата "Молодые профессионалы" Омской области в направлении - "Эффективные практики профилактической работы в образовательных организациях".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_grigoreva_n.a._2.docx23.63 КБ

Предварительный просмотр:

Григорьева Н. А.

Воспитание гражданственности и патриотизма у обучающихся Детского объединения «Модница»

Аннотация: В последнее время заметно повысился интерес к реализации образовательной и воспитательной работы в учреждениях дополнительного образования в связи с растущим пониманием в современном обществе значения патриотического воспитания детей, с поиском новых форм, методов, целей воспитания, основанных на традиционных нравственных ценностях, к которым относятся патриотизм, гражданственность, человеческая порядочность. В данной статье освещены вопросы профилактической работы по патриотическому воспитанию обучающихся, которые направлены на формирование и развитие нравственной личности, обладающей качествами гражданина – патриота Родины.

Ключевые слова: профилактическая работа, патриотизм, нравственно-патриотическое воспитание, гражданско-правовое направление, гражданско-патриотическое направление, военно-патриотическое направление.

«Как нет человека без самолюбия, —

так нет человека без любви к Отечеству,

 и эта любовь дает воспитанию

верный ключ к сердцу человека...»

К.Д. Ушинский

Патриотическое воспитание обучающихся в Доме Творчества – это одно из главных составляющих воспитательного процесса и является частью профилактической работы нашего образовательного учреждения как средство формирования гражданского общества. Государственная политика сегодня, по данному направлению, расставляет всё больше и больше акцентов. Сегодня Правительством Российской Федерации утверждена программа "Патриотического воспитания граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы".

Патриотизм – это чувство гордости своим отечеством, его историей, свершениями. Это стремление сделать свою страну краше, богаче, крепче, счастливее – в этом национальная гордость и достоинство нашего российского народа.

Методической основой разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта является Концепция духовно-нравственного развития и воспитания, в которой сказано, что воспитание должно быть ориентировано на достижение определённого идеала. Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Детский возраст является наиболее оптимальным для гражданско-патриотического воспитания, так как это период самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных идеалов. Современные дети оторваны от социально значимых ценностей, потеряна связь с прошлым и преемственностью поколений. Утрата моральных ценностей оказали негативное влияние на общественное сознание большинства молодежи, резко снизили воспитательное воздействие российской культуры, искусства и образования как важнейших факторов формирования патриотизма. В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, индивидуализм, цинизм, некая агрессивность, неуважительное отношение к родному государству, окружающим – это чаще всего возникает от незнания.

В связи с этим, составной частью образовательного процесса становится национально-патриотическое воспитание подрастающего поколения, целью которой является - учить миру. Также, одним из эффективных средств патриотического воспитания личности обучающихся является и направление нашего детского объединения, это декоративно-прикладное творчество и шитье. Произведения декоративно-прикладного и швейного искусства привлекают особое внимание детей, поскольку они в силу своего прикладного характера окружают ребенка с первых дней его жизни, являются естественным компонентом быта, раскрывают эстетический и патриотический идеал своего времени. Российский народ имеет свою древнюю историю, культуру и богатое декоративно-прикладное искусство, которое создавалось на протяжении столетий.

Многие обучающиеся детского объединения «Модница» родились и живут в городе Исилькуле, но не все знают историю своего города, его героев, почётных граждан, историческое прошлое коренных жителей, их быт и творчество, культуру, традиции. Мы понимаем, что только через активное вовлечение в социальную деятельность и сознательное участие в ней, через изменение климата детского коллектива можно достигнуть успехов в этом направлении.

В своей работе я ориентируюсь на основные направления и ценностные основы воспитания и социализации обучающихся:

- воспитание гражданственности, патриотизма, уважение к правам человека;

- воспитание нравственных чувств и эстетического сознания;

- воспитание трудолюбия, творческого отношения к обучению;

- формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.

Все эти качества личности формируются в течении всей жизни и деятельности, как в учебное, так и во внеурочное время. В процессе обучения я стараюсь утвердить в сознании и чувствах детей духовно-нравственные ценности, уважение к культурному и историческому прошлому не только нашей многонациональной страны, но и нашего города, а также к отечественным традициям, стремление к созидательно-творческой деятельности на благо не только себя, своих родных и близких, но и окружающих людей. В связи с этим, целью моей профилактической работы в патриотическом воспитании является:

- формирование основ гражданственности, как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, готовности к активному проявлению профессионально значимых качеств и умений в различных сферах жизни общества.

Основной формой профилактической работы в патриотическом направлении воспитания в детском объединении «Модница» являются беседы. Они – неотъемлемая часть наших занятий, реализуя гражданско-правовое направление, через формирование социальной и коммуникативной компетенции обучающихся. Так, в этом направлении были проведены такие занятия как – «О Гражданском долге, мужестве и героизме», «Терроризм – угроза обществу», «Береги свою жизнь», «Опасные привычки», «Как не стать жертвой преступления» и др. Эти мероприятия направлены на воспитание чувства жизненной цели, способности ответить на вопросы: «Что я могу и хочу сделать в своей жизни? Каковы моё предназначение и ответственность перед собой, людьми, обществом, Родиной?»

Для получения лучшего образовательного результата по гражданско-патриотическому направлению я вовлекаю детей в практические виды деятельности, направленные на формирование опыта социальной активности. С этой целью, наиболее удачной организацией образовательно-воспитательного процесса является участие в фестивалях и конкурсах – «Душа Сибири», «Белая Береза» «Пасхальный праздник», проекте – «Формула семейного счастья», акциях – «Вырасти сад», «Берегите лес», где дети проявляя свои творческие способности в различных видах деятельности формируют уважение  к традициям, труду, что способствует сплочению обучающихся в коллективе, воспитанию чувства патриотизма, любви и гордости к своей малой Родине.

Военно-патриотическое направление нацелено на изучение героического прошлого нашей страны, воспитание глубокого уважения к ветеранам ВОВ. Формированию патриотических качеств, обучающихся способствуют мероприятия, в которых принимают участие наши обучающиеся - это акции, посвященные Дню Победы в Великой Отечественной войне: «Свеча Памяти», «Окна Победы», «Открытка Победы», «Города-герои ВОВ», это встречи с ветеранами, посещение тематических экспозиций и выставок. Вот уже более 10 лет в канун великого праздника Дня Победы в нашей стране проводится акция «Георгиевская ленточка», в связи с этим в нашем детском объединении становится традиционным изготовление сувениров с использованием ленточки и декоративных цветов, для ветеранов Великой Отечественной войны. Становятся традиционными мероприятия по декоративно-прикладному творчеству «Ко Дню Победы готовы!!! (красная гвоздика)», «Как сшить пилотку военную к 9 Мая», «Стенгазета к Дню Победы», которые проводятся с участием обучающихся с проведением мастер-классов и персональной выставкой творческих работ. Такие мероприятия способствуют формированию у детей чувства причастности к истории своей страны, гордости за предков, внесших свой вклад в Великую Победу. К сожалению, в последние годы поколение людей, переживших войну, уходит, а нынешние дети знают о ней всё меньше и меньше. Теряется связь поколений, что не может не тревожить, поэтому дети принимают участие в шествии бессмертного полка. Именно благодаря этой акции современное поколение узнаёт о погибших героях своей семьи – героях своей Родины. И я считаю своим долгом способствовать формированию у детей интереса к истории страны, своей малой Родины и их традициям.

Готовя тематические сувениры к праздникам, мы с детьми говорим об истории этих праздников. Так, например, при подготовке ко Дню матери мы беседуем с детьми о роли матери в жизни каждого человека, о необходимости беречь женщину-мать, Родину-мать. Перед днём защитников Отечества я провожу беседу на тему «Герои моего Отечества», в которой знакомлю ребят с именами знаменитых полководцев от Древней Руси и до Великой Отечественной войны, при этом изучаем историю костюма и геральдики. С большим удовольствием дети отвечают на вопросы викторины на армейскую тему.

Последнее время уделяется большое внимание национальным костюмам. При изучении истории костюма и стилизации моделей от обучающихся требуется точная передача костюмов прошлого, но в современной обработке. Перед тем как нарисовать эскиз или же сшить костюм нужно переработать большое количество информации. Обучающиеся тем самым осознанно изучают историю своего народа и воспитывают в себе патриотизм, а разнообразные изделия декоративно-прикладного творчества, с которые дети изготавливают на занятиях, помогают развивать у них эстетическое отношение к действительности и любовь к родному краю. При выполнении любого изделия мы обязательно знакомимся с техникой его изготовления, используемыми материалами, многообразием способов оформления и отделки, с возможностью применения полученных знаний и умений в повседневной жизни.

Таким образом, действенной на мой взгляд является такая модель патриотического воспитания детей, которая включает обучающихся в активную творческую деятельность, учит сотрудничеству и взаимодействию и даёт возможность для проявления патриотических чувств и отношений. Художественное творчество вносит большой вклад в формирование гражданской и патриотической позиции обучающихся в воспитательном пространстве Дома Творчества. Только планомерная и систематическая работа, использование разнообразных средств, общие усилия педагогов и общественности могут дать свои положительные результаты и стать основой для профилактической работы по патриотическому воспитанию.

Список литературы

  1. Военно-патриотическое воспитание в школе. / М.В. Видякин, Н.А. Касаткина, И.О. Усатова и др. Волгоград: Учитель, 2016

  1. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» Проект: - https://docplayer.ru/32417853-Gosudarstvennaya-programma-patrioticheskoe-vospitanie-grazhdan-rossiyskoy-federacii-na-gody.html 

  1. Демидова Е.И., Криворученко В.К. Патриотизм в своей идее неизменен. – М.: Школьная пресса, 2008

  1. Конспекты бесед по патриотическому воспитанию учащихся. / В. Высоцкий, О. Жиренко. М., 2014

  1. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. / А.Я. Данилюк и др. – М.: «Просвещение»,2009.

https://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/nachalnaya-shkola/orkse/fgos/kontseptsiya-dukhovno-nravstvennogo-razvitiya-i-vospitaniya-lichnosti-grazhdanina-rossii.html 

  1. Настольная книга по патриотическому воспитанию школьников. / А.Н. Вырщиков, М.Б. Кусмарцев, А.П. Пашкович. – М.: Глобус, 2007

  1. Я- гражданин России! / О. Жиренко, Е Лапина М.: Васко,2008

Сведения об авторе:

Григорьева Наталья Александровна – педагог дополнительного образования - Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования «Дом детского творчества» г. Исилькуль.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «ВОСПИТАНИЕ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ И ПАТРИОТИЗМА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА, ЛИТЕРАТУРЫ И ВО ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЕ».

 Реализация в 2009-2016 годах программы «Воспитание гражданственности и патриотизма на уроках русского языка и литературы и во внеурочное время» позволит добиться определённых резуль...

Программа «Воспитание гражданственности и патриотизма на уроках русского языка и литературы и во внеурочное время».

Реализация в 2009-2016 годах программы «Воспитание гражданственности и патриотизма на уроках русского языка и литературы и во внеурочное время» позволит добиться определённых результатов. Должно...

Использование проектного метода в процессе воспитания гражданственности и патриотизма младших школьников

Материал о воспитании гражданственности и патриотизма младших школьников...

ВОСПИТАНИЕ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ И ПАТРИОТИЗМА ПОСРЕДСТВОМ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

В повседневной учебной работе  учителя истории не всегда, к сожалению, уделяется должное внимание краеведческому компоненту. В данной работе описан опыт шестилетнего краеведческого исследования с...

Выступление на тему:" Воспитание гражданственности и патриотизма у обучающихся с ОВЗ"

Гражданско-патриотическое воспитание- это формирование у молодого поколения и у самих себя патриота, готовности к выполнению гражданского долга, конституционных обязанностей, воспитание ч...

статья "Воспитание гражданственности и патриотизма обучающихся с ОВЗ в системе СПО"

Программа воспитания и социализации обучающихся с ОВЗ в системе СПО предусматривает формирование нравственного уклада жизни, обеспечивающего создание соответствующей социальной среды развития обучающи...

«Воспитание гражданственности и патриотизма у обучающихся спортивных секций»

Актуальность воспитания гражданственности и патриотизма обусловлено процессами в обществе, которые обострили проблемы национального экстремизма, оказывая негативное влияние на формирование патриотичес...