Конспект открытого урока по специальности баян
план-конспект

Кадушников Александр Андреевич

В данном конспекте представлены формы и методы работы на уроках специальности с учащимися младших классов ДШИ по раскрытию художественного образа произведения на примере разнохарактерных пьес. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_otkrytogo_uroka_.docx20.69 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока по специальности баян

для обучающихся 1-2 классов ДШИ на тему:

«Работа над художественным образом произведения на примере б.н.п. «Перепёлочка», «Полюшко-поле» Л. Книппера.

Автор: Кадушников А.А.

преподаватель по классу баян

 МАУДО г. Нижневартовска

«Детская школа искусств №1»

Описание работы: одна из самых важных задач для педагога-музыканта - развитие у обучающегося художественного образа при игре на инструменте. Для этого необходимо развить ряд способностей у ребёнка. К ним относятся – творческое воображение и творческое внимание. Воспитание творческого воображения имеет целью развитие его ясности, гибкости, инициативности. Способность ясно, рельефно представить себе художественный образ, характерна не только для исполнителей, но и для писателей, композиторов, художников. В данном конспекте представлены формы и методы работы на уроках специальности с учащимися младших классов ДШИ по раскрытию художественного образа произведения на примере разнохарактерных пьес. 

Назначение: данный конспект урока может быть полезен преподавателям специальности (баян, аккордеон) музыкальных школ и школ искусств. Данный материал рассчитан на обучающихся 1-2 классов ДШИ.
Тип урока: открытый 
Форма работы: индивидуальная 
Тема урока: «Работа над художественным образом произведения на примере б. н. п. «Перепёлочка», «Полюшко-поле» Л. Книппера.
Цель урока: научить раскрывать художественный образ произведений.
Задачи:
Образовательная – дать определение понятию «художественный образ произведения»; научить раскрывать замысел произведения. 
Воспитательная – воспитывать культуру исполнения произведения. 
Развивающая – развить умение слушать и понимать исполняемое произведение, развить воображение, мышление, память, чувство ритма.
Ход урока:
Структура урока состоит из пяти частей: 
1 часть – организационная;
2 часть – работа над новым материалом;
3 часть – закрепление изученного материала на уроке;
4 часть – итог урока;
5часть - формулировка домашнего задания.

1 часть – организационная.

 Подготовка игрового аппарата:

  • игра в медленном темпе правой рукой гаммы До мажор разными штрихами (legato, staccato), арпеджио, аккорды;
  • игра гаммы До мажор левой рукой;
  • игра гаммы До мажор двумя руками;

Устный анализ о проделанной домашней работе:

  • над чем нужно было работать дома?
  • что удалось сделать дома, а что не совсем получилось? Почему?
  • Какие сложности встретились при выполнении?

Целостное проигрывание пьес двумя руками «Полюшко-поле», «Перепёлочка» с выполнением ранее поставленных задач:

  • производить смены меха в установленных местах нотного текста;
  • точное соблюдение аппликатуры;
  • точно выдерживать все длительности нот;
  • держать единый темп в произведении;
  • добиваться безостановочной игры двумя руками.

2 часть – работа над раскрытием художественного образа произведения:

Постановка цели урока:

-  Для того, чтобы научиться раскрывать замысел произведения, т.е. художественный образ, нужно понять, что это такое и с помощью каких средств раскрывается замысел произведения, поэтому цель нашего урока вывести понятие «художественный образ» и научиться, используя средства музыкальной выразительности, раскрывать его.

Методы работы над пьесой «Полюшко-поле»:

  • целостное проигрывание пьесы преподавателем;
  • анализ исполнения (ответы обучающегося на вопросы преподавателя: как ты думаешь, о чём это произведение? Знаешь ли ты слова песни? Что помогло понять о чём это произведение? Какие средства музыкальной выразительности использовал композитор? Какой темп в произведении, динамика, штрихи, характер аккомпанемента? На сколько частей можно условно разделить пьесу? Что мы представили в первой части, а что во второй? Как в музыке заметно это изменение? Попробуй объяснить, что же такое «художественный образ»?
  • детальный проигрывание преподавателем каждой партии отдельно;
  • игра в ансамбле с преподавателем;
  • работа над фразировкой (определение кульминации в каждой фразе, графическое изображение динамики в нотах, пропевание мелодии, показ преподавателем на инструменте);
  • метод игры-сравнения (сравнивается игра преподавателя и обучающегося, анализ);
  • работа над ритмом (игра со счётом вслух, прохлопывание ритма каждой партии, работа над трудными ритмическими местами);
  • работа над штрихами (добиться в партии правой руки связной, плавной игры, а в партии левой руки – добиться чёткости аккомпанемента);
  • соединение двух частей (в первой части художественный образ – «идёт пешая колонна», а во второй части – «конница». Созданию такого образа способствует изменение аккомпанемента);
  • работа над единым темпом исполнения (игра под метроном);
  • при возникновении трудностей во время соединения игры двумя руками следует вернуться к работе отдельными руками, уточнить нотный текст, аппликатуру, смену меха.

Методы работы над б.н.п. «Перепёлочка» аналогичны методам работы над пьесой «Полюшко-поле».

3 часть – закрепление навыков, полученных на уроке.

Целостное проигрывание пьес обучающимся двумя руками с точным выполнением поставленной задачи – во время игры раскрыть художественный образ произведения. Анализ собственного исполнения с указанием положительных и отрицательных сторон при игре пьес.

4 часть – итог урока.

Обучающийся справился с поставленными перед ним задачами: постарался при игре передать художественный образ произведений; научился самостоятельно анализировать собственное исполнение; находить ошибки, трудности в исполнении и искать пути их преодоления. Обучающийся понял, что для того, чтобы произведение прозвучало, не достаточно выучить нотный текст, нужно много внимания уделять работе над динамикой, фразировкой, ритмом, штрихами, т.е. над средствами музыкальной выразительности. В Дальнейшем планируется самостоятельная работа по раскрытию художественного образа произведения.

5 часть – формулирование домашнего задания.

Закрепление навыков, полученных на уроке – целостное проигрывание пьес наизусть, с учётом всех замечаний.

Методы, использованные при работе над раскрытием художественного образа на примере произведений «Полюшко-поле», «Перепёлочка» можно использовать в работе над другими произведениями. Такие методы работы помогают обучающимся в дальнейшем самостоятельно работать над раскрытием художественного образа в произведениях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект открытого урока в специальной медицинской группе.

Тема: Выявление индивидуальной реакции организма на физическую нагрузку. Формирование правильной осанки. Спортивные игры....

Конспект открытого урока по классу баян/аккордеон на тему «Развитие технических навыков игры на баяне на материале гамм, упражнений и этюдов в младших классах ДШИ»

Тема урока: «Развитие технических навыков игры на баяне на материале гамм, упражнений и этюдов в младших классах ДШИ».Цель урока: развитие технических навыков. Освоение техники игровых дви...

Конспект открытого урока "Работа над всеми видами баянной техники на уроке специальности"

Конспект открытого урока "Работа над всеми видами баянной техники на уроке специальности"...

Конспект урока по специальности « Баян» «Освоение клавиатуры на инструменте, развитие технических навыков и творческих способностей на уроке специальности»

Конспект урокапо специальности   « Баян»«Освоение клавиатуры на инструменте,развитие технических навыкови творческих способностейна уроке специальности»...

Конспект урока по специальности «Баян» «Этапы работы над музыкальным произведением в классе баяна»

Конспект урока по специальности «Баян»«Этапы работы над музыкальным произведением в классе баяна»...

Технологическая карта план-конспект открытого урока по учебному предмету "Баян", "Первые шаги в освоении инструмента" (Андрюшин А. Г.)

Технологическая карта план-конспект открытого урока по учебному предмету "Баян", "Первые шаги в освоении инструмента" (Андрюшин А. Г.)...

План - конспект открытого урока по специальности «фортепиано» с ученицей 1-го года обучения Ачмиз Саидой.

Тема урока: «Освоение средств музыкальной  выразительности на начальном этапе обучения»Тип урока: комбинированныйЦель урока: закрепление понятия средств музыкальной выразительнос...