Рабочая учебная программа внеурочной деятельности «Юный шахматист» (общеинтеллектуальное направление) 5-9 классы
рабочая программа (5, 6 класс)

Ташбулатова Айсылу Абильевна
Программа составлена на основе: программы автора И. Г. Сухина федеральный курс «Шахматы школе» ", с учётом требований программы общеобразовательных учреждений. http://chessmanual.blogspot.com/ шахматный учебник онлайн ChessLessons.ru›Lessons интерактивные уроки по шахматам Касаткина "Шахматная тетрадь" Петрушина "Шахматный учебник для детей" Шахматные книги Игоря Георгиевича Сухина "Правила шахмат 2018" • Школа будущих чемпионов (Книга 1, Книга 2, Книга 3, Книга 4, Книга 5) • Стратегия и тактика шахматной партии (Э.Гуфельд, Н.Калиниченко) • Секреты практических шахмат (Дж.Нанн) • Шахматные задачи от Авербаха • Учебное пособие для подготовки тренеров "Шахматы" (I уровнь знаний) Учимся играть в шахматы - развиваем интеллект (Габбазова)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rab.prog_.vneur_5-7k_yunyy_shahmatist.docx32.78 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Центр образования с. Конергино»

Рассмотрено

руководитель МО

____________Ташбулатова А.А.

Протокол №1

   01. 08.2020 г.

 «Согласовано»

Зам.директора по УВР

____________Малькова С.В.

01.08. 2020 г.

«Утверждаю»

  Директор школы

______Чагдуров Б.В.

   Приказ №01-09-159 от

02.08.2020 г.

Рабочая учебная программа

внеурочной деятельности «Юный шахматист»

(общеинтеллектуальное направление)

5-9 классы

Срок реализации рабочей учебной программы – один учебный год

Составитель программы:

Ташбулатова Айсылу Абильевна,

учитель математики

Программа составлена на основе: программы автора И. Г. Сухина федеральный курс «Шахматы школе» ", с учётом требований программы общеобразовательных учреждений.

http://chessmanual.blogspot.com/ шахматный учебник онлайн

ChessLessons.ruLessons интерактивные уроки по шахматам

Касаткина "Шахматная тетрадь"

Петрушина "Шахматный учебник для детей"

Шахматные книги Игоря Георгиевича Сухина

"Правила шахмат 2018"

  Школа будущих чемпионов (Книга 1, Книга 2, Книга 3, Книга 4, Книга 5

  Стратегия и тактика шахматной партии (Э.Гуфельд, Н.Калиниченко) 

  Секреты практических шахмат (Дж.Нанн) 

  Шахматные задачи от Авербаха 

  Учебное пособие для подготовки тренеров "Шахматы" (I уровнь знаний) 

Учимся играть в шахматы - развиваем интеллект (Габбазова)

2020г.


 

  1. В результате освоения курса внеурочной деятельности «Юный шахматист» формируются следующие:

Личностные результаты:

  • Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
  • Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
  • Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
  • Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
  • Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

Метапредметные результаты:

  • Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
  • Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
  • Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
  • Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.
  • Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений.
  • Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения и оценку событий.
  • Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметные результаты:

  • Знать шахматные термины: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр. Правильно определять и называть белые, чёрные шахматные фигуры; Правильно расставлять фигуры перед игрой;
  • Сравнивать, находить общее и различие. Уметь ориентироваться на шахматной доске. Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем.
  • Знать названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка. Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировка и её правила.
  • Правила хода и взятия каждой из фигур, «игра на уничтожение», лёгкие и тяжёлые фигуры, ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки, взятие на проходе, превращение пешки.

К концу первого года обучения, обучающиеся должны

знать:

  • шахматную доску и ее структуру;
  • обозначение полей линий;
  • ходы и взятия всех фигур, рокировку;
  • основные шахматные понятия (шах, мат, пат, выигрыш, ничья);
  • ударность и подвижность фигур, ценность фигур, угроза. Нападение, защита;
  • три стадии шахматной партии. Развитие и др.
  • уметь:
  • играть партию от начала до конца по шахматным правилам;
  • записывать партии и позиции, разыгрывать партии по записи;
  • находить мат в один ход в любых задачах такого типа;
  • оценивать количество материала каждой из сторон и определять наличие материального перевеса;
  • планировать, контролировать и оценивать действия соперников;
  • определять общую цель и пути ее достижения;
  • решать лабиринтные задачи (маршруты фигур) на шахматном материале.

Формы организации и виды деятельности

Формы:

  1. Он-лайн игра
  2. Соревнования

Виды деятельности:

1) игровая;

2) познавательная;

3) проблемно-ценностное общение

Формы обучения: сочетание групповой, коллективной и парной работы.

Сроки реализации: 2019-2020учебный год. Программа рассчитана на 34 недели- 1 час в неделю

  1. Содержание программы

(1год обучения)

(1 час в неделю)

Вводное занятие (1ч.) – знакомство с техникой безопасности на занятиях шахматами, с противопожарной безопасностью, и правилами поведения шахматиста.

  1. Шахматная доска (1ч.)

Первое знакомство с шахматным королевством. Шахматная доска. Белые и черные поля. Горизонталь, вертикаль, диагональ. Центр шахматной доски.

II. Шахматные фигуры (1ч.)

Белые фигуры. Черные фигуры. Ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король. Сравнительная сила фигур. Ценность шахматных фигур (К, С = 3, Л = 5, Ф = 9).

III. Начальная расстановка фигур (2ч.)
Начальное положение (начальная позиция). Расположение каждой из фигур в начальном положении; правило «Каждый ферзь любит свой цвет». Связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальной расстановкой фигур.
IV. Ходы и взятие фигур
(основная тема учебного курса) (10ч.)
Правила хода и взятия каждой из фигур. Игра «на уничтожение. Белопольные и чернопольные слоны, одноцветные и разноцветные слоны. Качество. Легкие и тяжелые фигуры. Ладейные, коневые, слоновые, ферзевые и королевские пешки. Взятие на проходе. Превращение пешки.
V. Цель шахматной партии (3ч.)
Шах. Понятие о шахе. Защита от шаха. Мат – цель шахматной партии. Матование одинокого короля. Задачи на мат в один ход. Пат. Ничья. Пат и другие случаи ничьей. Мат в один ход. Длинная и короткая рокировка и ее правила.

VI. Игра всеми фигурами из начального положения (10ч.)
Шахматная партия. Начало шахматной партии. Представления о том, как начинать шахматную партию. Короткие шахматные партии. 
V. Повторение и закрепление (3 ч.) – повторение и закрепление изученного на прошлых занятиях.

VI.Практическая работа (2 ч.) – выполнение разнообразных упражнений направленных на закрепление знаний геометрии шахматной доски, правил передвижения и взятия шахматных фигур, выполнение рокировки.

VII. Итоговое занятие (1 ч.) – подведение итогов обучения за год, анализ работы на занятиях, результаты контрольных опросов.

Всего 34ч.

Основные формы и средства обучения: 
1. Практическая игра. 
2. Решение шахматных задач, комбинаций и этюдов. 
3. Дидактические игры и задания, игровые упражнения; 
4. Теоретические занятия, шахматные игры, шахматные дидактические игрушки. 

5. Участие в турнирах и соревнованиях. 

  1. Календарно – тематическое планирование

1 год обучения

№ занятия

Тема занятия

По плану

Факт.

1

Вводное занятие. Техника безопасности, противопожарная безопасность, правила поведения на занятиях

2

Шахматная доска. Геометрия шахматной доски. Центр. Горизонталь, вертикаль, диагональ. Цифры и буквы

3

Шахматные фигуры

4

Начальная расстановка фигур

5

Начальная расстановка фигур. Практическое занятие по игре в шахматы

6

Ходы и взятие фигур. Шахматная фигура Ладья. Знакомство

7

Шахматная фигура Ладья. Практическая работа

8

Повторение и закрепление изученного материала

9

Шахматная фигура Слон. Знакомство

10

Шахматная фигура Слон. Практическая работа

11

Повторение и закрепление изученного материала

12

Ладья против слона

13

Шахматная фигура Ферзь. Знакомство

14

Практическая работа. Мониторинг уровня компетентности обучающихся за 1 полугодие

15

Шахматная фигура Ферзь. Решение задач

16

Повторение и закрепление изученного материала

17

Шахматная фигура Конь. Знакомство

18

Шахматная фигура Конь. Практическая работа

19

Пешка. Знакомство

20

Пешка. Практическая работа

21

Шахматная фигура Король

22

Цель шахматной партии. Шах

23

Шах и мат

24

Мат в один ход

25

Практическая работа.  Что такое шах, мат и пат

26

Мат в один ход

27

Ничья и пат. Знакомство

28

Ничья и пат. Практическая работа. Оформление задач на мат

29

Короткие шахматные партии

30

Короткие шахматные партии

31

Короткие шахматные партии

32

Рокировка

33

Рокировка

34

Итоговое занятие

Материально – техническое оснащение:

- набор шахмат – 6 наборов;

- магнитная шахматная доска – 1 шт.;

- магнитные шахматные фигуры – 1 набор;

- шахматные часы – 6 шт.;

- стендинформационный– 1 шт.;

- ручки;

- блокнот.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «Планета загадок»

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММАвнеурочной деятельности общеинтеллектуального направления«Планета загадок»...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Занимательный немецкий» (общеинтеллектуальное направление) для 5 класса

Программа направлена на закрепление базы знаний,полученных в начальной школе и для дальнейшего изучения немецкого языка в средней школе....

Рабочая учебная программа внеурочной деятельности «Ментальная математика» (общеинтеллектуальное направление) Срок реализации рабочей учебной программы – один учебный год

Рабочая программа по ментальной математике для 5-6 классов составлена в соответствии с требованиями ФГОС ООО, на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы основного о...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Занимательная география» общеинтеллектуального направления для 10 класса 2020-2021

Рабочая программа внеурочной деятельности «Занимательная география»  общеинтеллектуального направления для 10 класса...