Социализация личности детей «группы риска» средствами декоративно-прикладного творчества (на примере реализации программы «Народная кукла»)
статья

Подростковый возраст – это период, когда через разного рода конфликты подросток обретает чувство личности и стремится к самостоятельности. В этот момент важно, чтобы старшие признавали чувство взрослости подростка и способствовали включению его в общественно полезную деятельность. В последние годы растет количество детей, которые не хотят учиться или самостоятельно выполнять какую-либо деятельность. Конфликты, вредные привычки, приводят к потере уверенности в себе, неумению общаться с ровесниками и как следствие правонарушениям.

На сегодняшний день социально-педагогическое сопровождение детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, является важным компонентом процесса педагогической поддержки, который заключается в создании условий для успешной социальной адаптации учащихся на основе оказания необходимой помощи. Создается большое количество программ, которые призваны социализировать подростка, защитить его от негативного влияния социума.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sotsializatsiya_lichnosti_detey_gruppy_riska.docx21.57 КБ

Предварительный просмотр:

Социализация личности детей «группы риска»

средствами декоративно-прикладного творчества

(на примере реализации программы «Народная кукла»)

Черенко Галина Егоровна, методист, муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Центр внешкольной работы «Гармония» г. Тихорецка

Подростковый возраст – это период, когда через разного рода конфликты подросток обретает чувство личности и стремится к самостоятельности. В этот момент важно, чтобы старшие признавали чувство взрослости подростка и способствовали включению его в общественно полезную деятельность. В последние годы растет количество детей, которые не хотят учиться или самостоятельно выполнять какую-либо деятельность. Конфликты, вредные привычки, приводят к потере уверенности в себе, неумению общаться с ровесниками и как следствие правонарушениям.

На сегодняшний день социально-педагогическое сопровождение детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, является важным компонентом процесса педагогической поддержки, который заключается в создании условий для успешной социальной адаптации учащихся на основе оказания необходимой помощи. Создается большое количество программ, которые призваны социализировать подростка, защитить его от негативного влияния социума.

В МБУ ДО ЦВР «Гармония» реализуется 5 общеобразовательных программ различных направленностей, главная задача которых – работа с трудными подростками. Одна из них – программа художественной направленности «Народная кукла», автором которой является педагог дополнительного образования Борисенко Светлана Михайловна. Программа предназначена для обучения детей среднего школьного возраста и реализуется в течение одного года.

Инновационность данной образовательной программы состоит в том, что в ходе ее реализации участвуют специалисты, отвечающие за воспитание этой категории детей: социальный педагог, педагог-психолог,  сотрудники Центра занятости, органов опеки и профилактики и предупреждения правонарушений, духовенства. Таким образом, в процессе обучения реализуется форма сетевого взаимодействия.

Актуальность программы «Народная кукла» заключается в адаптации детей «группы риска» в социуме, в оказании им помощи в выборе будущей профессии, в создании на занятиях обстановки любви, взаимного уважения и формирования нравственно-ценностных ориентиров. Изготовление народных кукол способствует приобщению детей к ручному труду, в частности к пошиву швейных изделий, воспитанию усидчивости, трудолюбия, аккуратности. Кукла, изготовленная своими руками, поднимает самооценку ребенка и вызывает чувство гордости результатом своего труда. Нередко выпускники, получившие навыки работы по созданию народной куклы, связывают с ней свою будущую профессию.

Программа построена на широком использовании эффективных методов, технологий, приемов обучения: мозговой штурм, деловые игры, практикумы, открытые занятия, разработка и защита проектов. Предусмотрена дистанционная форма обучения, обучение в парах, в группе, индивидуальная работа. Для реализации программы педагог использует разный методический материал, который включает конспекты занятий, диагностические материалы, разработки мастер-классов и многое другое.

Благодаря такому разнообразию в процессе реализации программы происходит социализация детей группы риска и достигается цель программы: формирование личности, способной к самовыражению в области декоративно-прикладного творчества, понимающей и уважающей родную культуру, готовой к социально-полезной деятельности, способной вырваться из сложной ситуации и с помощью взрослых определить траекторию своего развития.

Программа состоит из 5 модулей: «Вводное занятие»; «Традиционная народная кукла»; «Современная кукла»; «Мастерская кукол. Свободное творчество»; «Итоговое занятие (оформление выставки, анализ выставочных работ)».

Для отслеживания и фиксации результатов обучения по программе проводится входная, промежуточная и итоговая диагностики, позволяющие отследить результативность реализации программы и качество обучения.

Познавательная деятельность стимулируется не только посредством использования интересного материала и разнообразных методов его преподнесения, но и характером отношений педагога и учащихся. В атмосфере любви, доброжелательности, доверия, сопереживания, уважения подростку гораздо легче заниматься творчеством. Видя, как ценятся его старание, самостоятельность, творческий поиск, он начинает стремиться к дальнейшему росту.

Подростку важно постоянно ощущать, что с его мнением считаются, доверяют ему и поэтому советуются. При этом необходимо, чтобы содержание обучения, при котором организуется такая воспитательная среда, позволяло учащимся высказывать свое мнение, давать советы, строить предположения, выбирать, быть активным участником творческого процесса. В течение учебного года дети принимают участие в  конкурсах различного уровня, что также повышает их мотивацию к выполнению разнообразных видов работ и помогает раскрытию их творческого потенциала.

В течение всего учебного года учащиеся сами проводят мастер-классы не только на уровне своего учреждения, но и на уровне района. Работают персональные выставки детей, а в конце обучения оформляется итоговая выставка творческих работ учащихся с награждением авторов лучших работ. Педагог ведет диагностические карты учёта достижений и совершенствования способностей обучающихся  в объединении «Волшебный мир творчества», диагностические карты их личностного развития.

Опыт педагога в рамках реализации данной программы представлен на 13 мастер-классах различного уровня, в 3 публикациях, занесен в муниципальный банк передового педагогического опыта. Учащиеся Светланы Михайловны являются победителями различных фестивалей, конкурсов, выставок. Данная программа может быть использована педагогами дополнительного образования, учителями технологии не только нашего муниципалитета, но и на уровне края.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная программа дополнительного образования детей «Мягкая игрушка» Возрастной диапазон: 7 - 10 лет. Срок реализации программы: 3 года.

Образовательная программа дополнительного образования детей«Мягкая игрушка» Возрастной диапазон: 7 - 10  лет. Срок реализации программы: 3 года....

" Эстетическое воспитание детей детского дома средствами декоративно - прикладного искусства"

Для  эстетического   воспитания    особенно   актуальны   вопросы...

ИНТЕГРАЦИЯ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ НА ПРИМЕРЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ «ИЗУЧЕНИЕ ЛЕСА»

В статье рассмотрены вопросы вариативности форм работы в системе дополнительного образования детей. Показаны формы сотрудничества с ВУЗами, НИИ и другими учреждениями с целью знакомства учащихся с мир...

Влияние адаптивной физической культуры и спорта на эффективность социализации личности детей и молодых людей с ограниченными возможностями здоровья и достижение ими адекватного социального ста-туса. Повышение качества жизни людей с ограничениями жизнедеят

Адаптивная физическая культура рассматривается как часть общей культуры, подсистема физической культуры, одна из сфер социальной деятельности, направленная на удовлетворение потребности лиц с ограниче...

Адаптивная программа «Народная кукла» - как средство приобщения ребенка к истокам русской народной культуре»

В настоящее время важнейшим приоритетом современного образования является духовно-нравственное воспитание детей, подростков и молодёжи. Народная культура — это богатый материал для воспитания лю...

Доклад "Развитие творческого потенциала детей на занятиях по декоративно-прикладному искусству".

Для достижения высокого уровня деятельности человеком в творчестве....