Методическая разработка «Рекомендации по проведению первых занятий в творческих объединениях» (для педагогов дополнительного образования)
методическая разработка

Болашова Светлана Владимировна

Как встретить детей? Чем завлечь? Как понравиться ребёнку? Очень часто такими вопросами задаются педагоги при первом занятии в кружках. В данном материале вы можете найти  ответы на свои вопросы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rekomendatsii_po_provedeniyu_pervyh_zanyatiy.docx29.96 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования «Дом детского творчества»

Первомайского района Тамбовской области

Методическая разработка

«Рекомендации по проведению первых занятий

в творческих объединениях»

(для педагогов дополнительного образования)

                                                                                               

Составитель:    

                                                                                       методист Болашова С.В.

р.п. Первомайский

2018г.

         Педагоги хорошо знают, что первые встречи с учащимися, первые занятия во многом определяют успех всей дальнейшей работы, формируют стиль взаимоотношений между детьми и педагогами.

В ходе проведения первых занятий педагог решает следующие задачи:
1. Создает у детей положительный настрой на занятия в творческом объединении, вызывает интерес к занятиям и стремление овладеть необходимыми знаниями и умениями.
2. Знакомит учащихся с программой занятий, правилами работы в творческом объединении, перспективами роста учащихся.
3. Знакомит учащихся с Домом детского творчества, традициями коллектива.
4. Выявляет уровень знаний детей по профилю деятельности творческого объединения.
5. Ведет беседу по организации работы коллектива. Создает атмосферу доброжелательности, взаимопомощи и взаимной ответственности.
6. Получает информацию о каждом ребёнке, рассказывает о себе.
7. Помогает учащимся организовать коллективную деятельность, самоуправление, определить общественно – полезные дела.
        Одна из основных задач при проведении первых занятий – выявить у ребят уровень знаний и умений, необходимых для работы в творческом объединении. С этой целью педагог может использовать различные приёмы и методики. Например, такие как тестирование, решение задач, конкурсы и соревнования, познавательные игры, практические работы, творческие задания. В объединениях декоративно-прикладного искусства можно попросить ребят принести свои поделки и работы.
Также можно провести индивидуальное собеседование с учащимися и их родителями.
        По результатам работы по выявлению уровня знаний и умений учащихся педагогу необходимо внести изменения и дополнения в программу, разработать индивидуальные задания, при необходимости организовать работу по группам (звеньям) в соответствии со степенью подготовленности детей.
        Первые занятие с учащимися можно посвятить знакомству с программой и организацией работы коллектива, затем знакомству друг с другом. Каким может быть примерное содержание беседы педагога с учащимися? Педагогу надо разъяснить цели и задачи образовательной программы, рассказать о том, чем ребята будут заниматься, чему они могут научиться в течение первого года обучения, каких результатов могут добиться при ответственном и творческом отношении к занятиям, каковы этапы овладения мастерством, а также рассказать об участии в соревнованиях, конкурсах, концертах, выставках.

         Педагог может показать ребятам награды коллектива и его членов, отражающие достижения и результаты работы объединения. Педагог может рассказать о выпускниках, которые начинали свой путь в коллективах Дома детского творчества, о воспитанниках, которые в настоящее время работают в учреждении. Чтобы провести беседу с детьми, педагог должен заранее продумать план беседы, обратить внимание ребят на то, что занятия в Доме детского творчества помогут в самоопределении, в подготовке и выборе будущей профессии; где могут применяться знания и умения, которые они получат в процессе обучения; в каких учебных заведениях они могут продолжить учёбу, на каких предприятиях и в каких организациях работать.
Затем педагог знакомит учащихся с их правами и обязанностями.
Школьникам среднего и старшего школьного возраста можно предложить сначала самим сформулировать права и обязанности членов творческого
объединения, а затем сравнить с памяткой учреждения (Приложение № 1). В беседе с младшими школьниками необходимо выяснить, как ребята понимают значение и смысл какого - либо правила или положения, отдельных слов и понятий. Педагог должен рассказать о требованиях, предъявляемых к внешнему виду, форме одежды, познакомить ребят с расписанием занятий, с необходимостью предупреждать педагога об опоздании или пропуске занятия. Педагог может организовать «цепочку», то есть установить договоренность между детьми о том, кто кому звонит в тех случаях, когда необходимо оперативно сообщить важную информацию или быстро собрать коллектив. В целях формирования бережного отношения к оборудованию, материалам и инструментам педагог может сообщить учащимся о стоимости технических средств, приборов, и инструментов, о средствах, затраченных на приобретение и ремонт оборудования. Педагог должен также познакомить ребят с правилами организации труда: с требованиями к рабочему месту, к тетради для записей, назвать инструменты и материалы, книги, которые нужно приобрести для занятий, порекомендовать газеты и журналы по профилю деятельности творческого объединения. Особое внимание учащихся надо обратить на соблюдение правил техники безопасности.        

         В проведении первых занятий творческого объединения могут принять участие выпускники, ребята, занимающиеся второй год или несколько лет.
Рассказ педагога об образовательной программе может сопровождаться показом выставки изделий и творческих работ воспитанников, рисунков и плакатов, фотографий, слайдов, наград коллектива. Ребята впервые пришли на занятие, они конечно, хотят получить информацию друг о друге, о педагоге. Педагогу рекомендуется использовать различные формы знакомства, которые помогут создать атмосферу непринуждённости и доброжелательности, позволят увидеть в каждом ребенке лучшие качества, помогут каждому выявить способности и интересы. (Приложение №2).
        На втором занятии проводится организационное собрание, на котором вырабатываются нормы взаимоотношений в коллективе, распределяются поручения между детьми, выбираются органы самоуправления. Самоуправление в коллективе позволит каждому попробовать себя в роли руководителя и подчиненного, приобрести опыт организаторской работы.
        Первая часть собрания включает в себе «стартовую беседу» (разговор педагога с детьми о том, зачем ребята собрались, какие вопросы должны обсудить, каким будет порядок проведения собрания), обсуждение и принятие законов и правил (заповедей) коллектива.

         Во второй части собрания проводится формирование микрогрупп и коллективное планирование работы творческого объединения.
Между микрогруппами проводится конкурс на лучшее предложение в план работы, также можно провести конкурс на лучшее название, эмблему, девиз коллектива. Затем проводится «защита» предложений, выбираются наиболее удачные, определяются сроки проведения намеченных мероприятий, создаются советы из 3-5 человек, желающих быть организаторами того или иного мероприятия.        

         Работу с микрогруппами педагог может использовать и на учебных занятиях в течение учебного года. Особенно эффективна работа с микрогруппами при применении активных методов и приемов обучения: конкурсы, выполнение коллективных заданий, изготовление коллективных моделей и др. Такая форма работы как сменяемые по группам традиционные поручения, поможет привлечь детей к подготовке проведению занятий, осознать себя помощником педагога и организатором занятия, почувствовать ответственность за его подготовку и проведение. Вот как примерно могут быть распределены поручения между группами на месяц: одна группа готовит сообщение или практическую работу по теме занятия, другая группа обзор научно - популярной литературы, материалов периодической печати, третья - творческое мероприятие (конкурс, игру, викторину).

         На следующий месяц поручения меняются. Третья часть собрания - выборы органов управления. Ребята выбирают совет кружка в составе 3-5 человек или совет руководителей микрогрупп. Педагог знакомит ребят с правами и обязанностями дежурного члена объединения (Приложение №3), составляет график дежурства. В первые дни начала учебного года проводится собрание родителей. На собрании родители заполняют анкету (Приложение №4) , ответы на вопросы которой помогут педагогу получить информацию о ребенке и его семье.

         Вместе с родителями педагог обсуждает образовательную программу, а также участие родителей в ее реализации, планирует совместные дела с детьми, выявляет возможности родителей по оказанию помощи в профориентации учащихся, в проведении экскурсий, поездок, походов, в работе по благоустройству учебного помещения и укреплению его материальной базы. Педагог информирует родителей об организации занятий, о правилах работы в объединении, о требованиях к каждому учащемуся, сообщает о проведении дней открытых дверей и открытых занятий, о творческих отчетах коллектива перед родителями.
        На собрании может быть выбран совет родителей, который будет организатором совместной работы родителей, педагогов и учащихся.


Список литературы:

1. Бюллетень программно - методических материалов для учреждений дополнительного образования детей (региональный опыт) 2001 №2

2. Дневничок вожатого, Вещенская, 2000

3. Палитра лета/ Сост. Резванова А.А., Поймонова З.И., Поляниченко Е.В., Янченко Т.В. и др. Ростов - на - Дону- Таганрог, 2001

4. Лиханова Л.Г. Социальный педагог, педагог дополнительного образования- Екатеринбург, 1998г. 

Приложение № 1

Памятка

«Права и обязанности членов творческого объединения»

 Учащиеся имеют право на

• Выбор образовательной области, направленности программ, времени их освоения в соответствии со склонностями и способностями;

• Обучение по индивидуальному учебному плану, ускоренный курс обучения;

• Получение дополнительных (в том числе платных) образовательных услуг; • Уважение человеческого достоинства, свободу совести и информации;

• Свободное выражение собственных взглядов и убеждений;

• Свободное посещение мероприятий, не предусмотренных учебным планом; • На всестороннее развитие своих способностей, одарённости и таланта;

Учащиеся обязаны:

• Выполнять устав Дома детского творчества;

• Соблюдать правила техники безопасности, санитарии и гигиены;

• Быть дисциплинированными и вежливыми;

• Бережно относится к имуществу Дома детского творчества;

• Выполнять требования работников Дома детского творчества в части, отнесённой Уставом к их компетенции.

Приложение № 2

«Давайте познакомимся»

Упражнение и игры на знакомство.

Миксер.

Эта игра на знакомство хорошо подходит для большой аудитории.

Ведущий предлагает присутствующим объединиться по группам в 4 человека, группы формируются по указанному признаку. Например: по цвету глаз, форме причёсок, обуви, цвету одежды и т.д. В сформированной группе все по кругу представляются и завязывают на 5 минут разговор на любую тему. Затем всем предлагается объединиться в группы по другому признаку и попытаться поговорить и т.д. Потом можно предложить всем поиграть в общую игру

Садимся в круг

Ведущий предлагает всем по кругу назвать своё имя, увлечение, занятия. По второму кругу каждому предлагается ответить на вопрос ведущего: что тебе особенно нравиться, что ты любишь? От чего у тебя поднимается настроение? И по третьему кругу идёт такой вопрос: что тебя не устраивает, не нравиться? От чего портится настроение? Ответы ребят будут служить ведущему ориентиром при общении с ними.

• Садимся в круг. Предлагаем задуматься, что в вас, вашем характере является самым важным, самым существенным. Сейчас по очереди, начиная с участника, сидящего справа от ведущего, начинайте представляться в группе. Сначала назовите своё имя, скажите несколько слов о себе, о своей сути. Можно сказать одной фразой, можно в стихах, использовать метафору.
• После представления один стул из круга убирается и человек, сидящий на нём, становится ведущим в игре. Он подходит к любому члену группы и просит его представить соседей. Назвать их имена, увлечения, особенности характера и попробовать найти сходные увлечения или характеры у других членов группы. Затем всем предлагается встать и поменяться местами. Тот, кому не хватило место, остаётся в центре круга и исполняет роль ведущего. Так можно проделать 4-5 раз. (Игра способствует лучшему запоминанию ребят в группе и быстрому знакомству).

• Все встают в круг. Ведущий кидает мяч кому-то из ребят. По ходу часовой стрелке, начиная с того, у кого в руках мяч, чётко называют свои имена. Тут у кого окажется мяч, будет кидать его любому из стоящих в круге и называть при этом его имя. Те, кто не поймал свой мяч или перепутал имя адресата, называют имена всех ребят по кругу, начиная с себя и т.д.

 Снежный ком

По кругу каждый называет свое имя после предыдущих: первый участник называет свое имя, второй - имя первого и свое, третий - имя первого, второго и свое и т.д. Но в другом случае игра усложняется: помимо своего имени надо назвать и качество ( черту характера), которое тебе подходит и чтобы оно начиналось на первую букву имени, например: Вера - верность; Сергей- смелый…Еще вариант: Назвать имя, на первую букву имени назвать: страну, из которой приехал и животное, на котором приехал.

Приложение № 3        

Памятка

«Права и обязанности дежурного»

1. Дежурный отвечает за организацию работы в коллективе.

2. Выясняет причину отсутствия учащихся на занятии и сообщает о ней педагогу.

3. Отвечает за порядок в учебном помещении.

4. Отвечает за смену информации на стенде о работе коллектива.

5. Встречает гостей и знакомит их с работой коллектива.

6. В случае необходимости собирает учащихся по цепочке.

7. Имеет право выносить на обсуждение учащихся вопросы о работе коллектива. 

Приложение № 4

Анкета для родителей

Уважаемые родители!

Ваши ответы на вопросы помогут педагогу лучше узнать вашего ребёнка, его интересы, склонности, осуществлять индивидуальный подход в работе с детьми, создать условия для организации правильных взаимоотношений в коллективе, организовать общение детей и их родителей.

Фамилия, имя, отчество____________________________________________

Образование______________________________________________________

Место работы_____________________________________________________

Домашний и рабочий телефон_______________________________________

Возраст______

1. Фамилия, имя Вашего сына (дочери)  _______________________________

2. Ваш сын (дочь) выбрал(а) коллектив по Вашему желанию, по предложению друга (подруги), по собственной инициативе (нужное подчеркнуть)?... ___________________________________________

3. Назовите другие причины выбора коллектива_________________________

4. Что вы ожидаете от занятий Вашего сына (дочери) в творческом объединении?_____________________

5. Как, по Вашему мнению, занятия в коллективе могут повлиять на развитие личности Вашего ребёнка? Чему он доложен научиться в коллективе? ________________________________________________________________

6. Хотели бы Вы сами заниматься с сыном (дочерью) в коллективе?

7. Какие особенности состояния здоровья Вашего сына (дочери) необходимо учитывать педагогу?___________________________________________

8. На какие черты характера Вашего ребёнка педагогу надо обратить внимание: особенности поведения, привычки, склонности?______________

9. Есть ли у него трудности в общении с детьми и взрослыми? ___________

10.Чем любит Ваш сын (дочь) заниматься в свободное время, чем увлекается и интересуется?________________________________________

11. Какими умениями и навыками владеет Ваш сын (дочь)?______________

12. Какую профессию Ваш сын (дочь) хотел(а) бы избрать в будущем?______________________________________________________
13. Какую помощь Вы и члены Вашей семьи могли бы оказать в работе коллектива: познакомить детей с Вашей профессией, организовать встречу с интересным человеком, организовать занятие и т.д.?__________

14. По каким вопросам воспитания и обучения Вам хотелось бы послушать лекцию, получить консультацию?___________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Художественно - творческая деятельность обучающихся во внеурочное время в творческих объединениях в системе дополнительного образования детей - как сфера индивидуализации образования.

Данная методическая разработка представляет собой методический материал для проведения внеклассной и внеурочной работы. Предназначена для использования в работе педагогов дополнительного образова...

План – конспект открытого занятия объединения «ВЯЗАНИЕ» ( Педагог дополнительного образования Кучерова Д.В.)

Открытое занятие было проведено в период аттестации на первую квалификационную категорию.  Тема. Создание кукольного театра на шпажке в технике вязания крючком из заготовленных деталей.Цель....

Организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся в творческих объединениях в системе дополнительного образования

Проект как творческая задача интеллектуального и практического характераПорядок выполнения проектовКритерии оценки проектаСтруктура творческого проекта...

Организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся в творческих объединениях в системе дополнительного образования (презентация к выступлению)

1 слайд: Проект – совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути.2 слайд: Основные составляющие учебного проекта: ...3 слайд: Учебный проект - определен...

Методическая статья: «Организация и проведение соревнований по оказанию первой помощи». Авторы: Саукконен Аделина Сергеевна, педагог дополнительного образования, ГБОУ «Балтийский берег»; Мокряк Максим Юрьевич, педагог дополнительного образования, ГБОУ «Б

В статье рассказывается о том, как проверить приобретенные учащимися знания и умения в области оказания первой помощи. Предлагается обратиться к основам десмургии, навыкам работы в команде. Узнать и д...