дополнительная образовательная программа по духовно - нравственному воспитанию "Я и мир вокруг меня"
методическая разработка

Дмитриенко Ольга Сергеевна

Программа предназначена для  учащихся 1-4 классов с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon программа "Я и мир вокруг меня"639.4 КБ

Предварительный просмотр:


титульник программа_page-0001Пояснительная записка

Актуальность. Рассматривая процесс развития умственно отсталого ребенка с позиций выяснения взаимодействия биологической и культурной линий развития, Л.С. Выготский выделил основные и вторичные признаки умственной отсталости. Именно эти вторичные признаки: нарушение характера, поведения, волевых проявлений) поддаются педагогической коррекции. Наличие интеллектуального дефекта существенно затрудняет решение нормативного поведения, но это не значит, что именно интеллектуальный дефект является причиной нарушения социально-нормативного и правового поведения. Отсюда следует вывод, что социальное и правовое поведение ученика специальной (коррекционной) школы определяется качеством воспитательной работы на протяжении всех лет обучения. Этим и обусловлена разработка Программы для учащихся 1-4 классов с умственной отсталостью (с интеллектуальными нарушениями) «Я и мир вокруг меня» духовно-нравственной направленности.

 Достаточно серьезным направлением воспитательной работы является формирование у школьников с нарушениями интеллекта гражданских качеств личности:

понимания и соблюдения основных прав и обязанностей граждан нашей страны;

усвоения правовых знаний, основ гражданского, семейного,
трудового, уголовного права;

понимания важности законов государства, своих прав и обязанностей;

осознания личной ответственности за свое поведение.

Предлагаемая программа выстроена таким образом, чтобы каждый ученик не просто был созерцателем, а, наоборот, активным участником конкретного мероприятия с последующим анализом этого мероприятия. При этом учитель, воспитатель указывают путь выхода из затруднительных ситуаций, раскрывают свое отношение к нарушениям норм поведения, законов. В процессе учебно-воспитательного и коррекционно-развивающего процесса необходимо учитывать особенности детей с умственной отсталостью (с нарушениями интеллекта): необходимо учитывать в процессе воспитания в целом и при реализации конкретных его направлений в частности:

-нарушения познавательного развития, затрудняющие правильное самостоятельное общение ребенка во всех его проявлениях;

-снижение способности к конкретизации обобщений, приводящее к несогласованности слова и конкретной деятельности;

-нарушения в эмоционально-волевой сфере, снижающие самостоятельность, желание быть лучше, способствуют образованию и закреплению отрицательных привычек;

-школьники с умственной отсталостью (с нарушениями интеллекта) затрудняются в оценке собственного поведения, деятельности, при том что у них есть потребность в самооценке;

-учащиеся очень радостно реагируют на заслуженное поощрение;

-важно учитывать возрастные особенности детей с умственной отстал

стью (с нарушениями интеллекта) нарушения, знать структуру дефекта, различать проявления, связанные с первичным нарушением и вторичными отклонениями.

-также необходимо учитывать типологические и индивидуальные про-

явления, осуществлять индивидуальный и дифференцированный подход к учащимся в процессе воспитания.

Программа духовно - нравственного воспитания учащихся составлена на основе:

- Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 1599 от 19 декабря 2014 г.,

- «Методических рекомендаций по обучению и воспитанию детей с интеллектуальными, тяжелыми и множественными нарушениями развития» (авторы-составители: Е.А. Рудакова, О.Ю. Сухарева; научный редактор: к.п.н. А.М. Царев),

- «Методических рекомендаций по организации дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью», Москва, 2019год;

-изучения и анализа научно-методической литературы, современных коррекционных технологий, программно-методических материалов,

- а также на основе педагогического наблюдения, изучения детей со сложной структурой дефекта и коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими интеллектуальную недостаточность, в условиях специальной (коррекеционной) школы.

Нормативно-правовой и документальной основой  «Программы духовно-нравственного воспитания  учащихся»   являются:

- Закон Российской Федерации «Об образовании» от 29.12.2012 N 273-ФЗ,

-Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России,

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности»,

 Концепция развития дополнительного образования детей Российской Федерации от 24 апреля 2015 г. № 729- р.

Предлагаемая программа, реализуется за пределами основных общеобразовательных программ и направлена на:

- решение задач формирования общей культуры личности,

-создание базовых основных основ образованности,

 -расширение знаний обучающихся о мире и о себе,

-удовлетворение познавательного интереса и расширение информированности учащихся в конкретной образовательной области;

-оптимальное развитие личности на основе педагогической поддержки индивидуальности учащегося в условиях специально организованной деятельности;

-накопление учащимися социального опыта и обогащение навыками общения и совместной деятельности в процессе освоения программы,

-на освоение духовно-нравственных норм жизни,

-создание условий для усвоения и принятия обучающимися базовых национальных ценностей, для освоения системы общечеловеческих, культурных, духовных и нравственных ценностей многонационального народа Российской Федерации,

--ее адаптации к жизни в обществе, создания основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ,

Разработанная программа будет способствовать духовно –нравственному развитию учащихся с умственной отсталостью (с интеллектуальными нарушениями) в процессе социализации, последовательного расширения и укрепления ценностно-смысловой сферы личности, формирования способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношения к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом.

           Реализация предлагаемой программы обусловлена принципами духовно- нравственного воспитания:

-системно- организованный подход,

-ценностная ориентация,

-личностно- ориентированный подход,

-воспитание на традициях,

-принцип природосообразности,

-принцип гуманистической ориентации,

-принцип сохранения исторической памяти,

-информационная защищенность.

Цель Программы: воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.

          Задачи Программы:

-формирование духовно-нравственных ориентиров на основе традиционных

общечеловеческих ценностей;

-изучение культурных и духовно-нравственных традиций русского народа, гражданских основ Российского государства;

-физическое развитие учащихся, формирование навыков здорового образа жизни, личной гигиены;

-консолидация и координация деятельности школы, семьи, общественности в духовно-нравственном воспитании детей;

-формирование основ культуры общения и построения межличностных отношений;

-создание условий для проявления творческой индивидуальности каждого ученика;

-привитие учащимся любви к родному краю через любовь к родной природе и бережное отношение к ней;

-развитие форм ученического самоуправления.

-формирование основ гражданской идентичности: чувства сопричастности и гордости за свою Родину, уважения к истории и культуре народа;

-формирование у школьников основных социальных ролей, моральных и этических норм;

- воспитание в каждом ученике трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любовь к окружающей природе, Родине, семье;

- воспитание нравственных качеств личности ребёнка;

- приобщение учащихся к культурным традициям своего народа, общечеловеческим ценностям в условиях многонационального государства.

-мотивов познавательной деятельности;

-прилежного отношения к учению;

-преодоления стереотипа «Я не могу», «Я не понимаю», «У меня не получится».

           Специфика особых образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталостью (с интеллектуальными нарушениями)

Достаточно серьезным направлением воспитательной работы является формирование у школьников с нарушениями интеллекта гражданских качеств личности:

понимания и соблюдения основных прав и обязанностей граждан нашей страны;

усвоения правовых знаний, основ гражданского, семейного,
трудового, уголовного права;

понимания важности законов государства, своих прав и обязанностей;

осознания личной ответственности за свое поведение.

Предлагаемая программа выстроена таким образом, чтобы каждый ученик не просто был созерцателем, а, наоборот, активным участником конкретного мероприятия с последующим анализом этого мероприятия. При этом учитель, воспитатель указывают путь выхода из затруднительных ситуаций, раскрывают свое отношение к нарушениям норм поведения, законов. В процессе учебно-воспитательного и коррекционно-развивающего процесса необходимо учитывать особенности детей с умственной отсталостью (с нарушениями интеллекта): необходимо учитывать в процессе воспитания в целом и при реализации конкретных его направлений в частности:

-нарушения познавательного развития, затрудняющие правильное самостоятельное общение ребенка во всех его проявлениях;

-снижение способности к конкретизации обобщений, приводящее к несогласованности слова и конкретной деятельности;

-нарушения в эмоционально-волевой сфере, снижающие самостоятельность, желание быть лучше, способствуют образованию и закреплению отрицательных привычек;

-школьники с умственной отсталостью (с нарушениями интеллекта) затрудняются в оценке собственного поведения, деятельности, при том что у них есть потребность в самооценке;

-учащиеся очень радостно реагируют на заслуженное поощрение;

-важно учитывать возрастные особенности детей с умственной отстал

стью (с нарушениями интеллекта) нарушения, знать структуру дефекта, различать проявления, связанные с первичным нарушением и вторичными отклонениями.

-также необходимо учитывать типологические и индивидуальные про-

явления, осуществлять индивидуальный и дифференцированный подход к учащимся в процессе воспитания.

              Формы внеурочной деятельности: 
-беседа;

-экскурсия;
-викторина и конкурсы;
-литературно- музыкальная гостиная;

-экологическая экспедиция;
-просмотр видеофильмов;
-встреча с интересными людьми;

-совместная работа с Приходом Свято- Успенской церкви;
-выполнение творческих заданий, под руководством педагога;

-совместный вечер (с приглашением пап, отца Димитрия);
-психологический тренинг;
-виртуальное путешествие;

-краткий обзор;
-ролевая  игра;

-деловая игра;
-акция;

-экологический калейдоскоп;

-тренинговое занятие;  

-час истории;

-урок мужества;

-космический час;

-инструктаж;

-тестирование;

-час интересов;                    

-составление коллажа;

-социально- значимый проект;  

-турнир знатоков;  

-турнир вежливости;

-психодиагностика;

-«Путешествие в окружающий мир»;

-калейдоскоп прекрасного.

            Режим занятий: 1 час в неделю

            Объем: 107 часов

            Срок реализации:2017-2021г.

            Основные направления деятельности:

 -мероприятия и акции, направленные на сохранение народных традиций, культуры родного края и страны в целом, особенностям природы и ее охраны;

-укрепление связи разных поколений, семейных традиций, воспитание уважения к старшему поколению, изучению и знанию своих «корней», истории семьи, рода;

-увековечивание памяти воинов, погибших при защите Отечества, через систематическую шефскую работу с ветеранами, участниками войн и военных конфликтов.

Блоки

Воспитательные задачи

1.Я - человек

1) Воспитание человека ,обладающего собственного достоинства и уважения к людям.
2 ) Формирование потребности самообразования, самовоспитания, своих морально-волевых качеств.

3)Толерантное  отношение  ко всем людям.

2. Я и родословная

   

1) Развитие семейных традиций, увлечений и интересов, способствующих укреплению духовных ценностей семьи.
2) Формирование умений и навыков учащихся в изучении своей родословной.
3) Воспитание гражданина и патриота.

3.Я - здоровый человек

1)Создание условий для сохранения физического, психического, духовного и нравственного здоровья учащихся.

2)Воспитание негативного отношения к вредным привычкам.

3)Пропаганда физической культуры и здорового образа жизни.

4. Я и школа

вежливости  

1)Формирование у учащихся понимать себя и других, уважая их позицию.

2)Воспитание сознательного отношения к учебе, чувство доброты, вежливости, внимания и дружбы, умение дорожить близкими.

3)Развитие у детей умение вежливо общаться друг с другом и с окружающими взрослыми.

5.Я и культура

1) Раскрытие духовных основ отечественной культуры.
2) Воспитание у школьников чувства прекрасного, развитие творческого мышления, художественных способностей, формирование эстетических вкусов, идеалов.
3) Формирование эстетических идеалов, чувства прекрасного; умение видеть красоту природы, труда и творчества.

6. Я и толерантность

 

1) Формирование у учащихся толерантность мышления, уважение к своим правам и правам других людей.

2)Воспитание у учащихся чувство сопереживания товарищам в их бедах, умение разделить с ними радость.

3)Создание толерантной среды в обществе и сфере образования.

7. Я и мир рукоделия

1)Формирование  навыков и приемов в выполнении различных изделий декоративно- прикладного творчества.

2)Воспитывать усидчивость, аккуратность, активность, уважение и любовь к труду.

3)Развитие потребности к творческому труду, стремление преодолевать трудности, добиваться успешного достижения поставленных целей.

8. Я – гражданин и патриот

 

1) Формирование гражданского отношения к Отечеству, уважения к защитникам Родины.
2) Воспитание любви к своему Отечеству, родному краю, к своему народу на основе изучения православных культурных традиций.
3) Развитие общественной активности, воспитание сознательного отношения к народному достоянию, уважения к национальным традициям.

9. Я и природа

1) Воспитание понимания взаимосвязей между человеком, обществом, природой.
2) Воспитание гуманистического отношения к людям.
3) Формирование эстетического отношения учащихся к окружающей среде и труду, как источнику радости и творчества людей.

Тематическое планирование 1 класс (27 часов в год)

2017- 2018 учебный год

№ п/п

 Блок        

                                                                            Тема занятия

Дата

1

Я - человек   Беседа «Кто я? Какой я?».

04.09

2

Я и родословная  Ролевая игра «Семья»

18.09

3

Я – здоровый человек     Беседа «Гигиена школьника».  

25.09

4

Я и школа вежливости    Акция «Я школьник».

09.10

5

Я и культура  Ролевая игра «Правила культуры поведения в общественном месте».

23.10

6

Я и толерантность Деловая игра «Что такое толерантность?». 

30.10

7

Я и мир рукоделия Беседа «Техника безопасности».

06.11

8

Я – гражданин и патриот Беседа «Я гражданин и патриот».  

20.11

9

Я и природа  Экологический калейдоскоп «Земля- наш дом».

27.11

10

Я - человек   Психологический тренинг «Я особенный».

04.12

11

Я и родословная  Беседа   «Моя фамилия»

18.12

12

Я – здоровый человек     Ролевая игра «Витамины».

25.12

13

Я и школа вежливости   Ролевая игра-  «Товарищи и друзья»

15.01

14

Я и культура      Час истории «Культура моих предков - казаков».

22.01

15

Я и толерантность  Тренинговое занятие  «В мире толерантности».

29.01

16

Я и мир рукоделия Работа с бумагой.  Мозайка «Яблоко».

05.02

17

Я – гражданин и патриот Беседа «Моя Россия-моя страна».

19.02

18

Я и природа  Викторина «Путешествие в мир растений». 

26.02

19

Я – человек Ролевая игра «Я и мое настроение».

05.03

20

Я и родословная    Час интересов «Моя родословная»

19.03

21

Я – здоровый человек      Беседа «Глаза- главные помощники человека».                                             

26.03

22

Я и школа вежливости     Беседа «Зачем люди здороваются».                                

02.04

23

Я и культура    Экскурсия в Свято- Успенский храм  «Православная культура».

16.04

24

Я и толерантность Турнир вежливости  «Страна Толерантность».

30.04

25

Я и мир рукоделия  Работа с бумагой . Обрывная аппликация «Котенок».

07.05

26

Я – гражданин и патриот   Час интересов«Любовь к Родине, своему народу».

14.05

27

Я и природа  Экскурсия в природу.

21.05

Тематическое планирование 2 класс (27 часов в год)

2018- 2019 учебный год

№ п/п

 Блок        

                                                                            Тема занятия

Дата

1

Я - человек          Беседа «Я и спорт»     

03.09

2

Я и родословная   Беседа «Древо жизни. Моя родословная».

17.09

3

Я – здоровый человек       Час общения «Я здоровье берегу, сам себе помогу».

24.09

4

Я и школа вежливости  Беседа «Ребята, давайте жить дружно».

01.10

5

Я и культура   Беседа «Правила поведения в театре».

15.10

6

Я и толерантность Час общения «Толерантность- путь к миру»

22.10

7

Я и мир рукоделия  Работа с бумагой. Оригами «Курочка с цыплятами».

05.11

8

Я – гражданин и патриот  Устный журнал «Когда мы едины…»

19.11

9

Я и природа   Экологическая экспедиция «Мы защитники природы».

26.11

10

Я - человек    Калейдоскоп «Мои интересы, мои увлечения».

03.11

11

Я и родословная  Игра «Мир семейных увлечений».

17.11

12

Я – здоровый человек       Викторина  «Наше здоровье в наших руках».

24.11

13

Я и школа вежливости    Урок духовно- нравственной направленности «Протянем руку помощи друг другу».

14.01

14

Я и культура      Посещение библиотеки  «Книги о культуре»

21.01

15

Я и толерантность Игра «Цветок толерантности».

28.01

16

Я и мир рукоделия  Аппликация из геометрических фигур. Аппликация «Кораблик».

04.02

17

Я – гражданин и патриот   Спортивный конкурс «Защитник Отечества»

18.02

18

Я и природа   Экологическая викторина «Разнообразие животных нашего края».

25.02

19

Я- человек       Час интересов «Мое хобби».

04.03

20

Я и родословная   Беседа «Профессии моих предков»

11.03

21

Я – здоровый человек       Инструктаж по предупреждению травматизма.

18.03

22

Я и школа вежливости       Практикум «Бой с нецензурной речью»

01.04

23

Я и культура     Тренинговое занятие   «Этикет и мы».

15.04

24

Я и толерантность   Беседа «Чтобы счастье дарить, надо добрым и вежливым быть».

29.04

25

Я и мир рукоделия   Работа с бумагой. «Гвоздика».

06.05

26

Я – гражданин и патриот   Встреча с участником афганской войны «История глазами интересного человека».

13.05

27

Я и природа   Виртуальное путешествие по Краснодарскому краю г. Лабинск.

20.05

Тематическое планирование 3 класс 27 часов в год

2019- 2020 учебный год

№ п/п

 Блок        

                                                                            Тема занятия

Дата

1

Я - человек          Тренинговое занятие «Как  отстоять свои интересы».    

02.09

2

Я и родословная   Викторина «Кто есть кто?».

16.09

3

Я- здоровый человек       Беседа «Спорт- здоровый образ жизни».

30.09

4

Я и школа вежливости      Составление коллажа «Школьная жизнь».

07.10

5

Я и культура    Этическая беседа  «Учимся прощать своих друзей».

 21.10

6

Я и толерантность  Нравственная беседа «Тайный друг».

28.10

7

Я и мир рукоделия  Изготовление подарка ко дню матери «Шкатулка»

11.11

8

Я – гражданин и патриот  Мультимедийная галерея «За что мы любим свою страну».

18.11

9

Я и природа  Инструктаж  «Правила поведения в природе».

25.11

10

Я - человек    Тестирование и обработка результатов «Добрый ли я?»

02.12

11

Я и родословная   Откровенный разговор «Семейные традиции»

16.12

12

Я – здоровый человек     Беседа «О хороших и вредных привычках».

23.12

13

Я и школа вежливости   Беседа «Хорошие манеры».

13.01

14

Я и культура       Турнир вежливости «Правила хорошего тона».

20.01

15

Я и толерантность   Ролевая игра «Толерантность и я».

27.01

16

Я и мир рукоделия   Конкурс рисунков, посвященные 23 февраля.

03.02

17

Я – гражданин и патриот   Спортивный турнир «Русский солдат умом и силой богат».

17.02

18

Я и природа    Экологическая страничка «Семь чудесных мест  России».  

24.02

19

Я - человек       Нравственно- этическая беседа «Я – человек».

02.03

20

Я и родословная     Конкурс пословиц и поговорок о семье «Мир в семье любовью держится».

16.03

21

Я – здоровый человек      Откровенный разговор «Хорошие привычки».  

23.03

22

Я и школа  вежливости       Викторина  «Доброта, вежливость, дружба».

06.04

23

Я и культура     Конкурс «Вежливость, культура, этикет».

20.04

24

Я и толерантность   Диспут «Дружба каждому нужна. Дружба верностью сильна».

27.04

25

Я и мир рукоделия   Работа с пластилином. Композиция «Весна».

04.05

26

Я – гражданин и патриот  Беседа «Я живу в России» .

11.05

27

Я и природаПутешествие в окружающий мир «Мир вокруг нас. Горы.»

18.05

 

Тематическое планирование 4 класс 26 часов в год

2020- 2021 учебный год

№ п/п

 Блок        

                                                                            Тема занятия

Дата

1

Я - человек  Тестирование  «Вот какой я».

 07.09

2

Я и родословная   Беседа «История моей семьи»

21.09

3

Я — здоровый человек  Операция  «Чистюлька».

28.09

4

Я и школа вежливости    Беседа «Я и сверстник».

05.10

5

Я и культура   Обсуждение «Мы идем в театр».

19.10

6

Я и толерантность  Акция «Милосердие».  

26.10

7

Я и мир рукоделия  Работа с бумагой. «Закладка».

02. 11

8

Я – гражданин и патриот Круглый стол  “ И помнит мир спасенный».

16.11

9

Я и природа  Экскурсия в парк  Операция «Забота»   (помощь птицам).  

30.11

10

Я - человек   Калейдоскоп прекрасного «Я в мире и мир в моем я».

07.12

11

Я и родословная   Круглый стол «Что для меня семья»

14.12

12

Я — здоровый человек Беседа    «В гостях у доктора Айболита. Почему Мойдодыр злится» .

21.12

13

Я и школа вежливости  Круглый стол «Правила безопасного поведения в школе».

11.01

14

Я и культура  Беседа «Человек — творец своей судьбы».  

18.01

15

Я и толерантность    Правовая игра «Зависть и скромность».

25.01

16

Я и мир рукоделия   Работа с бумагой «Красочная вертушка своими руками».

01.02

17

Я – гражданин и патриот   Спортивное мероприятие «Папа, брат и я - спортивная семья».

15.02

18

Я и природа  Экскурсия в природу «Красота Кубани».  

22.02

19

Я - человек     Беседа  «Как воспитать в себе человеческие качества»   

01.03

20

Я и родословная  Составление родословного древо.

15.03

21

Я — здоровый человек    Викторина «Витамины — это клад».

22.03

22

Я и школа вежливости     Беседа «Школа — наш второй дом».

05.04

23

Я и культура   Этическая беседа «Внешний вид ученика».  

19.04

24

Я и толерантность Беседа «Путешествие в страну добра».  

26.04

25

Я и мир рукоделия  Работа с гофрированной бумагой «Алая роза».

17.05

26

Я – гражданин и патриот Конкурс стихов о Родине.  

24.05

         

         

          Содержание программы

Программа «Я и мир вокруг меня» составлена с учетом возможностей учащихся 1-4 классов с умственной отсталостью (с интеллектуальными нарушениями), уровня их знаний и умений и состоит из 9 блоков. Материал распределен по принципу усложнения и увеличения объема сведений. Темы из 9 блоков распределены на весь учебный год, что составляет 27 часов (3 часа в месяц).  При планировании использовался линейно- концентрический принцип распределения материала: темы блоков периодически меняют друг друга, расширяют ее, уточняют понятия, раскрывающие содержание блока. Изложение материала, осуществляемое посредством линейно-концентрического метода, представляет собой возврат к темам на том или ином "витке" развертывания структуры блока. Таким образом, разделы блоков остаются прежними, а темы с каждым годом усложняются.

Предложенное календарно-тематическое планирование программы раскрывает основное содержание духовно-нравственного развития и воспитания учащихся по каждому из направлений основного блока и представлено в виде важнейших содержательных компонентов воспитания  и развития учащихся, их коммуникативной, информационной, социальной деятельности  и  опирается на  базовые национальные ценности в следующих блоках:

1 класс

Теоретические сведения

Блок 1 «Я - Человек»

Занятия в блоке «Я - человек» учат воспитанию нравственных чувств и этического сознания. Носят психологический аспект и направленны на осознание себя как личности, а также должны помочь учащимся  разобраться в себе и понять себя (кто я? какой я?). Ценности: мой внутренний мир, личность, индивидуальность..

Блок 2 «Я и родословная»

Занятия в блоке «Я и родословная» ознакомятся с историей  возникновения имён и фамилий. «Лента времени» моей жизни. Составление родословного древа с небольшим количеством родственников.  Профессии предков. Ценности: память, любовь, история фамилии, предки.

Блок 3 «Я — здоровый человек»

Занятия в блоке «Я и здоровье» должны формировать  здоровый образ жизни, здоровые установки и навыки ответственного отношения к своему здоровью, воспитывать негативное отношение к вредным привычкам. Ценности: здоровье человека, ответственность за свое здоровье.

Блок 4 «Я и школа вежливости»  

Занятия в блоке «Я и школа» учат различать учащихся хорошие и плохие поступки. Формируют понятия «дружба», учат дружить и дорожить дружбой и направленны на сплочение коллектива. Ценности: дружба, поступки людей.

Блок 5 «Я и культура»

   Занятия в блоке «Я и культура» воспитывают стремление  быть опрятным, чистым,  учат правилам вежливого поведения,  умению пользоваться «волшебными» словами,  формируют  представления о правилах поведения в образовательном учреждении, представление о вере, духовной культуре человека. Приобщают к христианским заповедям. Способствуют воспитанию нравственных чувств и этического сознания. На примере наших предков казаков формируют элементарные представления о  культуре народа Кубани.

 Ценности: культура человека, культура в обществе, культура наших предков.

Блок 6 «Я и толерантность»

   Занятия в блоке «Я и толерантность» ориентированы  на воспитание личности, способной на управление своим поведением ,рассмотрение ребенка как главной ценности в системе самоуправления ребенка. Ценности: личность, толерантность,

Блок 7 «Я и мир рукоделия »

Занятия в блоке  «Я и мир рукоделия» учат требованиям к поведению учащихся во время занятий. Соблюдение порядка на рабочем месте. Соблюдению правил по технике безопасности. Ценности : плакат, ножницы, бумага цветная, картон, клей.

Блок 8 «Я – гражданин и патриот»

Занятия в блоке «Я - защитник Отечества» воспитывают любовь к России, своему народу, своему краю, служение Отечеству уважение к воинам-защитникам Отечества. На примере приглашенных на занятие пап,  братьев формируют стремление служить своему Отечеству.Ценности: мужество, армия, Родина, Россия.

Блок 9 «Я и природа»

Занятия в блоке „Я и природа” воспитывают у учащихся чувство  взаимосвязи между человеком и природой. Прививают умение видеть ее красоту, способствуют развитию у детей чувства сострадания, сопереживания, сочувствия. Развивают интерес к ее объектам и явлениям. Ценности: планета Земля, космос, природа.

Практическая часть

Содержание программы предусматривает осуществление различных видов деятельности, направленных на практическое воплощение системы ценностей, понятий, идеалов, нравственных действий, поступков, подлежащих освоению в ходе воспитательного процесса. В программу 1 класса включены следующие виды практической деятельности:

Экскурсия -1 ч.

Ролевые игры- 5 ч.

Деловая игра- 1ч.

Психологический тренинг- 1 ч.

Турнир вежливости – 1ч.

Акция – 1 ч.

Экологический калейдоскоп – 1 ч.

Час истории- 1 ч.

Тренинговое занятие – 1 ч.

Викторина – 1 ч.

Час интересов – 1 ч.

Турнир вежливости – 1.ч.

2 класс

Теоретические сведения

Блок 1  «Я и Я»

Занятия в блоке «Я и я» должны развивать интересы детей, умения контролировать себя, свое поведение и поступки,  прививать учащимся стремление к увлечениям спорту, ДПИ, танцам и т.д. Ценности: красивый поступок,  мое хобби.

Блок 2 «Я и родословная»

Занятие в блоке «Я и родословная» расширить представления о семейных  традициях,   предания, реликвии, праздники. Должны знать профессии своих предков. Мир семейных увлечений.  Ценности: я, семья, родословная, традиции, увлечения, уважение.

Занятия в блоке «Я и здоровье» должны формировать  здоровый образ жизни, здоровые установки и навыки ответственного отношения к своему здоровью, воспитывать негативное отношение к вредным привычкам. Ценности: здоровье человека, ответственность за свое здоровье.

Блок 3 «Я – здоровый человек»  

Занятия в блоке «Я и здоровье» должны формировать  здоровый образ жизни, здоровые установки и навыки ответственного отношения к своему здоровью, воспитывать негативное отношение к вредным привычкам. Ценности: здоровье человека, ответственность за свое здоровье.

Блок 4 «Я и школа вежливости»  

Занятия в блоке «Я и школа вежливости» должны  формировать потребность культурно выражать  свои мысли, жить в мире с собой и друг с другом, помогать друг другу. Предупредить употребление в речи детей бранных слов, ругательств. Ценности: друзья, умение дружить, дорожить дружбой, культура речи школьника.

Блок 5 «Я и культура»

Занятия в блоке «Я и культура» должны  формировать основные этические нормы и правила   в поведении и общении с людьми, воспитывать вежливость, тактичность, уважительное отношение к старшим по возрасту. Должны учить различным формам обращения с  приветствием и прощанием к сверстникам. Ценности: хороший тон, правила культуры, культура речи человека.

Блок 6 «Я и толерантность»

Занятия в блоке «Я и толерантность» должны  формировать способности принятия себя, своих достоинств и недостатков. Воспитывать умения жить в коллективе и считаться с общественным мнением, взаимодействовать при решении проблем в коллективе. Ценности: я, доброта, вежливость.

Блок 7 «Я и мир рукоделия»

Занятия в блоке «Я  и мир рукоделия» должны развивать интерес детей к творчеству из бумаги. Данный материал дает большой простор творчеству. Бумажный лист помогает ребенку ощутить себя художником, дизайнером, а самое главное — безгранично творческим человеком.

Блок 8 «Я – гражданин и патриот»

Занятия в блоке «Я  - гражданин и патриот» должны  формировать  патриотические чувства, чувство гордости за свою Родину, за людей, чьи подвиги помогли стране победить в годы войны. Углублять знания о роли армии в истории государства, привитие уважения к Российской армии, воспитание духовно - нравственных качеств личности, необходимых для мужчины.  Воспитание уважительного отношения к участникам ВОВ -ветеранам. Развивать способность чувствовать, сопереживать людям. Ценности: Отчизна, защитник Отечества, Россия, мужество, честность, храбрость, справедливость.

Блок 9 «Я и природа»

Занятия в блоке «Я и природа» должны формировать бережное отношение к природе. Формировать знания   о Красной книге Краснодарского края, животных и растениях занесенных в нее. Ценности: природа, растения, животные, Красная книга.

Практическая часть

Экскурсии-1 ч.

Встречи с интересными людьми- 1 ч.

Ролевые игры- 1 ч.

Деловая игра- 1ч.

Психологический тренинг- 1 ч.

Тренинговое занятие- 1 ч.

Спортивные соревнования- 1 ч.

Час общения – 2 ч.

Устный журнал – 1 ч.

Экологическая экспедиция – 1 ч.

Калейдоскоп – 1 ч.        

           Содержание программы 3 класс

Теоретические сведения

Блок 1 «Я - человек»

Занятия в блоке «Я - человек» должны формировать у учащихся умение отстаивать свое мнение, используя аргументы, а не силу; учить противостоять давлению со стороны кого бы то ни было.  Формировать представление о добре как важнейшей нравственной ценности, воспитывать положительное отношение учащихся к себе, друзьям, одноклассникам. Ценности: добро, человечность, мой внутренний мир.

Блок 2 «Я и родословная»

Занятия в блоке «Я и родословная»

Блок 3 «Я – здоровый человек»  

Занятия в блоке «Я  и здоровье» : должны формировать создание условий для сохранения физического, психического, духовного и

нравственного здоровья учащихся.

Воспитание негативного отношения к вредным привычкам. Защита, сохранение и коррекция физического и психического здоровья ребенка; воспитание в детях потребности в здоровом образе жизни.

Ценности: здоровье физическое и стремление к здоровому образу жизни, здоровье нравственное и социально-психологическое.

Блок 4 «Я и школа вежливости»  

Занятия в блоке «Я и школа вежливости» должны  формировать и совершенствовать представление о толерантном отношении в классе. Воспитывать чувство уважения друг к другу, к обычаям, традициям и культуре разных народов. Должны способствовать становлению благоприятного психологического климата в коллективе, корректировать эмоционально-волевую сферу учащихся, сплотить детский коллектив. Ценности: толерантность, наш класс, наша школа, «мы».

Блок 5 «Я и культура»

Занятия в блоке «Я и культура» должны формировать и совершенствовать у учащихся чувство такта, меры в общении со сверстниками и взрослыми. Должны учить быть взаимно вежливыми, культурными в общественных местах, школе, дома. Знакомят с историей возникновения телефона, правилами и культурой общения по телефону. Учащиеся составят словарь с набором вежливых  слов для каждодневного использования при общении в обществе. Ценности: культура речи, культура и правила разговора по телефону, со сверстниками и взрослыми.  

Блок 6 «Я и толерантность»

Занятия в блоке «Я и толерантность» должны формировать систему представлений о человеке как высшей ценности, обладающей высоким чувством собственного достоинства и способной уважать это чувство в другом. Ценности:я, тайный друг, дружба.

Блок 7 «Я и мир рукоделия»

Занятия в блоке «Я и мир рукоделия» дают узнать секреты мастерства и открыть дверь в мир творчества. Занятия направлены на развитие у детей навыков ручного труда. Научатся выполнять собственные композиции. Ценность :пластилин, картон, цветная и белая бумага, ножницы, клей.

Блок 8 «Я – гражданин и патриот»

Занятия в блоке «Я – гражданин и патриот» должны формировать у учащихся знания о подвигах их сверстников пионерах- героях во время Великой Отечественной войны, военной технике, участвующей в боевых действий и на параде на Красной площади. Воспитание патриотизма через формирование сознания необходимости защищать Отечество. Ценности: защитник Отечества, патриотизм, любовь к Родине.

Блок 9 «Я и природа»

Занятия в блоке «Я и природа» должны формировать знания о достопримечательных местах России (о. Байкал, г.  Эльбрус, Долина гейзеров на Камчатке и т.д.). Формировать и совершенствовать представление о животных нашего края. Воспитывать бережное отношение к природе и показать её значение для человека, чувство единства человека  с природой. Ценности: охрана природы, бережное отношение к природе.

Практическая часть

Экскурсии-1 ч.

Встречи с интересными людьми- 1 ч.

Ролевые игры- 3 ч.

Спортивный турнир - 1ч.

Психодиагностика - 1 ч.

Тестирование - 1 ч.

Тренинговое занятие - 1 ч.

           Содержание программы 4 класс

Теоретические сведения

Блок 1  «Я - человек»

Занятия в блоке «Я - человек» должны воспитывать у учащихся человеческие качества, развивать их потенциальные возможности в процессе общения. Ценности: познай себя, я в мире и мир в моем я, свое внутреннее я.

Блок 2 «Я и родословная»

Занятия в блоке «Я и родословная» должны способствовать более близкому сплочению семьи, развивать интерес к ее истории, способствовать укреплению духовных ценностей, повышать ее культурный уровень. Составлять родословное древа с небольшим количеством родственников.

Ценности: я, семья, родословное древа.

Блок 3 «Я – здоровый человек»  

Занятия в блоке «Я – здоровый человек» должны формировать стремление к здоровому образу жизни, прививать здоровые установки и навыки ответственного отношения к своему здоровью, воспитывать негативное отношение к вредным привычкам. Ценности: здоровье человека, ответственность за свое здоровье.

Блок 4 «Я и школа вежливости»  

Занятия в блоке «Я и школа вежливости» должны научить учащихся соблюдать правила безопасного поведения в школе и дома, умение вести себя ЧС, в которых может оказаться человек. Ценности: жизнь, здоровье.

Блок 5 «Я и культура»

Занятия в блоке «Я и культура» должны формировать основные этические нормы и правила   поведения в обществе. Воспитывать вежливость, тактичность, уважительное отношение к старшим. Учить правилам хорошего тона. Ценности: нормы и правила поведения, культура речи человека.

Блок 6 «Я и толерантность»

Занятия в блоке «Я и толерантность» должны формировать толерантность личности, способной к саморазвитию. Формировать умения толерантного взаимодействия. Ценности: я, добро, зависть, милосердие.

Блок 7 «Я и мир рукоделия»

Занятия в блоке «Я и мир рукоделия» должны развивать творческие способности детей. Дети фантазируют, выражают свое мнение, доказывают свою точку зрения по выполнению той или иной работы, развивают художественный вкус. Ценности: бумага гофрированная, бумага цветная, картон, клей, ножницы.

Блок 8 «Я – гражданин и патриот»

Занятия в блоке «Я – гражданин и патриот» должны формировать чувства патриотизма у учащихся через совместные встречи с участниками боевых действий в Афганистане, организацию спортивных соревнований для юношей. Углублять знания о роли армии в истории государства, привитие уважения к Российской армии, воспитание духовно - нравственных качеств личности, необходимых для мужчины. Ценности: Отчизна, защитник Отечества, Россия, мужество, честность, храбрость, справедливость.

Практическая часть

Экскурсии- 1 ч.

Круглый стол- 1 ч.

Правовая игра- 1 ч.

Деловая игра- 1ч.

Правовая игра -1 ч.

Калейдоскоп- 1 ч.

Тестирование- 1 ч.

Спортивные соревнования- 1 ч.

Планируемые результаты Программы

Предметные:

-формировать представления об экологии как одном из важнейших направлений изучения взаимосвязей и взаимодействий между природой и человеком;

-знание элементарных представлений о зависимости здоровья человека, его эмоционального и физического состояния от факторов окружающей среды.

Личностные:

-оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие;

-объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие;

-самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).

-в  предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Ожидаемые результаты Программы

повышение уровня:

-сознательности и сплоченности коллектива,

ктивности и результативности участия обучающихся в различных конкурсах, соревнованиях;
-духовно-нравственных традиций семейного воспитания;

- духовного развитие личности;

-освоения основополагающих принципов нравственности: доброты, честности, желания заботиться о ближнем, укрепления семейных уз, любви к детям, уважения к старшим;

- освоения лучших моральных и нравственных принципов, выработанных человечеством на протяжении своей истории, сохранение исторической преемственности поколений; воспитание патриотов России;

- осознанности в необходимости сохранения и приумножения нравственных, культурных и научных ценностей общества;

- воспитанности;

-осознанности в соблюдении нормативно-правового поведения.

Формы подведения итогов

1.Разработка творческого проекта «Мир оригами – животные своими руками».

2. Активное участие в экскурсиях.

3.Акция «Мы о войне стихами говорим».

        Оценочные материалы

Уровни: Низкий –Н, Средний –С, Высокий –В

Динамика: + или -

Имя ребенка/критерии

сознательности и сплоченности коллектива

активности и результативности участия в  мероприятиях

духовно-нравственных традиций семейного воспитания

духовного развитие личности

освоение основополагающих принципов нравственности:

освоения лучших моральных и нравственных принципов,

осознанание в необходимости сохранения и приумножения нравственных, культурных и научных ценностей общества

воспитанность

соблюдение нормативно-правового поведения

Освоение  навыков и приемов в выполнении ДПТ

усидчивость

аккуратность

ДИНАМИКА

Геннадий

на начало года

Н

Н

Н

Н

Н

Н

Н

Н

Н

Н

Н

Н

-

на конец года

С

С

С

С

С

С

С

С

С

С

С

С

+

Юрий

на начало года

Н

Н

Н

Н

Н

Н

Н

С

С

Н

С

Н

-

на конец года

В

В

С

С

В

С

С

В

В

В

В

В

+

Максим

на начало года

С

С

С

Н

Н

С

С

С

С

Н

С

Н

-

на конец года

В

В

В

С

С

В

В

В

В

В

В

В

+

Всеволод

на начало года

Н

Н

Н

Н

Н

Н

Н

Н

Н

Н

Н

Н

-

на конец года

С

С

С

С

С

С

С

С

С

С

С

С

+

Валерия

на начало года

Н

Н

Н

Н

Н

Н

Н

Н

Н

Н

Н

Н

-

на конец года

С

С

С

С

С

С

С

С

С

С

В

С

+

Иван

на начало года

Н

Н

Н

Н

Н

Н

Н

Н

Н

Н

Н

Н

-

на конец года

В

С

С

С

С

С

С

С

С

С

В

В

+

Кирилл

на начало года

С

С

С

Н

Н

С

Н

Н

Н

С

С

С

-

на конец года

В

В

В

С

С

В

В

В

В

В

В

В

+

Людмила

на начало года

С

С

С

Н

С

Н

С

Н

Н

С

С

С

-

на конец года

В

В

В

В

В

В

В

В

В

В

В

В

+

Андрей

на начало года

Н

Н

Н

Н

Н

Н

Н

Н

Н

Н

Н

Н

-

на конец года

В

В

С

С

В

В

С

В

В

В

В

В

+

Организационно-педагогические условия реализации программы

Методические: при реализации Программы необходимо использовать эффективные методы взаимодействия педагога и учащихся:

-репродуктивный (воспроизводящий);

-иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала);

-проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути её решения);

-частично - поисковый (проблема формулируется детьми при помощи педагога и предлагаются способы её решения).

Дидактическое оснащение программы

1.Тест Куна «Кто Я?». Тест двадцати высказываний. (М. Кун, Т. Макпартленд; модификация Т.В. Румянцевой).

2.Методика «Цветовой тест отношений» (ЦТО). Детский вариант диагностики отношения к нравственным нормам.

3.Тест «Выявление отношения мальчиков и девочек к жизни в своей семье» (Т. Шрайбер).

4.Тест «Что значат для меня встречи с друзьями».

5. Памятки по ЗОЖ.  

6.Дидактическое пособие «Пословицы и поговорки».

7.Дидактическа игра «Телефон».

8. Дидактические материалы: карточки-задания (по темам занятия).

9. Кроссворды.

10.Памятки по ЗОЖ, правам ребенка.

11.Кроссворды.

Информационные: 

1.Плакаты: «Животные Кубани», «Растения Кубани», «Насекомые Кубани».

2.Папка с собранными журналами «Шедевры русской живописи».

3.Фотографии ветеранов ВОВ.

4.Фотографии пионеров –героев ВОВ.

Материально-техническое обеспечение: 

1.Компьютерная техника.

2.Видео- и аудио-материалы по темам (музыка для релаксации, голоса птиц, песни военных лет.

3.Видеоролик «Результат вредных привычек», презентации).

4. Спортинвентарь

Литература

а) Для учащихся

1. Астахов, Павел Алексеевич. Я и семья/ П. А. Астахов; [худож.: Л. П. Лазарева, М. М. Герасимов]. — Москва : ЭКСМО, 2009. — 80 с. — (Детям о праве).

2. Афонькин, С.Ю. Жизнь в пресной воде: школьный путеводитель / С.Ю. Афонькин. – СПб.: «БКК», 2008. – 96 с.: ил.

3. Вологдина, Е.В., Малофеева, Н.Н., Травина, И.В. Живая природа: научно-популярное издание для детей / Е.В. Вологдина и др. – М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2010. – 96 с.

4. Космодемьянская Л.Т.. "Повесть о Зое и Шуре". Литературная запись Ф.Вигдоровой. - Издательство "Народная Асвета", Минск, 1978,-17 с.

5.Митяев А. «Письмо с фронта». Издательство “Белый город”, 2007 – 143 с.

6. Остер, Григорий Бенционович. Права детёнышей: перевод Конвенции о правах ребёнка на детский язык / Г. Б. Остер; худож. А. Мартынов. — Москва : Планета детства, 2012. — 44 с.

7.Печерская А. «Дети – герои Великой Отечественной войны» Издательство “Дрофа-Плюс”, 2012 – 64 с.

8. Рассказ о Лёне Голикове. Из книги «Дети-герои», составители И.К.Гончаренко, Н.Б.Махлин.

9. Стальфельт, Пернилла. Одного поля ягоды/ П. Стальфельт; пер. со швед. М. Людковской. — Москва : Открытый мир, 2007. — 28 с.

10. Усачёв, Андрей Алексеевич. Всеобщая декларация прав человека в пересказе для детей и взрослых / А. А. Усачёв; ил. Т. Кормер. — Москва : ЭКСМО, 2012. — 72 с.

11.Факел Гиппократа /Редактор-составитель Л.И.Жук –Мн.: Красико-Принт, 2006. -128 с.-(Праздник в школе).

12. Храбрый партизан. Рассказ о Вале Котике. Из книги «Дети-герои», составители И.К.Гончаренко, Н.Б.Махлин.

13. Шустова, И.Б. Удивительные растения: Моя первая книга о природе / Худ. Л.К. Багина, В.Д. Колганов, Т.В. Осетрова, М.Н. Сергеева. – М.: Дрофа-Плюс, 2008. – 168 с.: ил. – (Познаем мир).

14. Этикет для девочек. И.А. Монахова. Издательство: Астрель, Полиграфиздат- 96 с.

15. Ясина, Ирина. Человек с человеческими возможностями/ И. Ясина; ил. Т. Кормер. — Москва : ЭКСМО, 2012. – 88 с.

б) Для педагогов

Воспитательная система класса: теория и практика\Под ред. Е. Н. Степанова. М., 2005.

Воспитание школьников\ научно- методический журнал № 2. М., 2007.

Абрамов В. И. Учебно-методические проблемы правового образования в современной российской школе // "Черные дыры" в Российском Законодательстве. - 2008. - N 2. - С. 76-80.

Агапова, И.А. Патриотическое воспитание в школе / И.А.Агапова, М.А.Давыдова. – М.: Айрис-пресс, 2002. -224 с.

Военно-патриотическое воспитание в школе: сборник мероприятий к празднованию дня Победы сценарии торж. линеек, вечеров, литер.-муз. композиций, кл. часов, военно-спорт. игр / сост. М.В. Видякин и др. – Волгоград: Учитель, 2005. -303 с.

Крайг Г. Психология развития.СПб., 2000

Воронова Е.А.Здоровый образ жизни в современной школе. -М: Феникс, 2011. –178с. –(Сердце отдаю детям)

Внеклассные мероприятия:3 класс/Авт.-сост.О.Е.Жиренко и др. -М.: ВАКО, 2007.-256 с.

Бодалев А.А. Личность и общение. М.: Педагогика, 1995

Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возросте. М.: Просвещение, 1980

Елистратова Н. С. Патриотическое воспитание учащихся.. / Н.С. Елистратова // Начальная школа (Воспитание и обучение). - 2012. - № 12. - С. 7-8.

Жутикова Н.В. Учителю о практике психологической помощи. – М.: Просвещение, 1988

Истомина, А. В.«Модерацияздоровья», как формаобобщения и совершенствованияздоровьесберегающего образования// Воспитаниешкольников.–2011.-No 4.–С. 8-12

Календарь школьных праздников/Авт.сост.С.И.Лобачева и др. -2-е изд.-М.: 5 за знания, 2008.-288 с.

Кацубо, Светлана Петровна. Молодёжь и закон: пособие для воспитателей, классных руководителей, социальных педагогов, учителей общеобразовательных школи преподавателей иных учебных заведений / С. П. Кацубо. — Минск : Тесей, 2011. — 352 с.

Лебедева, О. В. Классные часы и беседы по воспитанию гражданственности: 5-10 классы. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 192 с.

Марков, В.В. Основы здорового образа жизни и профилактика болезней. –М.: Издательский центр «Академия», 2001. –320 с.

Мартышин В.С. Твоя родословная. – М. 2000.

Патриотическое воспитание: система работы, планирование, конспекты уроков, разработки занятий /Авт.-сост. И. А.Пашкович. – Волгоград: Учитель, 2006. – 169 с.

Под ред. Ю.М. Забродина. Психологическая диагностика развития школьников. – М., 1990.

Терентьева Е. В. Модели правового образования и воспитания в школе // Право в школе. - 2010. - N 3. - С. 63.

Сазонов В.П. Организация воспитательной работы в классе. – М.: Педагогический поиск, 2002.

Филиппов П.И. Гигиеническое воспитание и формирование здорового образа жизни/ П.И.Филиппов, В.П.Филиппова. –М.: ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ, 2003.-288 с.

Энциклопедия этикета.  Южин В. И. Изд.: РИПОЛ классик, - Москва,  2007 г., 77 с.

Юности честное зерцало: Программы по нравственному воспитанию школьников, сценарии мероприятий / Авт.-сост. Т. М.Кумицкая, О. Е. Жиренко. – М.: 5 за знания, 2005. – 192 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы для проведения тестирования на тему: "Информация вокруг нас" по дополнительной образовательной программе "Компьютерная азбука" (для учащихся младшего школьного возраста)

Данный материал можно использовать для контрольного среза знаний по теме: "Информация" как в учреждениях ДО, так и в общеобразовательных школах, где информатику начинают изучать с начального звена. Ма...

Дополнительная образовательная программа "Мир вокруг меня"

Психологическая компетентность - это способность личности отвечать требованиям и задачам, выдвигаемым повседневной жизнью. Это способность индивида к сохранению состояния психического благополу...

ПРОГРАММА Подготовки педагогов для реализации дополнительных образовательных программ в области духовно-нравственного воспитания детей

Данная программа отражает различные пути решения вопросов духовно-нравственного    воспитания,    основанные,    прежде    всего,...

Дополнительная образовательная программа внеурочной деятельности"Духовно-нравственное воспитание детей через экскурсионную деятельность"

Дополнительная образовательная программа внеурочной деятельности «Круиз»:Духовно-нравственное воспитание детей черезэкскурсионную деятельность...

Духовно-нравственное воспитание через дополнительное образование. Комплексная дополнительная образовательная программа по краеведению.

Комплексная дополнительная образовательная программа по краеведению расширяет, обобщает и систематизирует знания по краеведению, раскрывает новые содержательные аспекты предмета, опираясь на интеллект...

Музейная деятельность как средство духовно-нравственного воспитания младших школьников (на примере реализации дополнительной образовательной программы "Истории старой квартиры")

Статья посвящена народным традициям которые способствуют тому, чтобы дети хорошо знали и уважали свое прошлое, свои истоки, историю и культуру своего народа. Насыщенность народного праздника твор...

Адаптированная дополнительная общеобразовательная программа по духовно - нравственному воспитанию для учащихся с умственной отсталостью (с интеллектуальными нарушениями) 6-9 классов специальной (коррекционной) школы «Я и мир вокруг меня»

Адаптированная дополнительная общеобразовательнаяпрограмма (модифицированная) по духовно-нравственному воспитанию для6- 9 классов специальной (коррекционной) школы «Я и мир вокруг меня&raq...