Статья "Музыкально- дидактическая игра на уроке фортепиано, как средство музыкального развития учащихся младшего школьного возраста"
статья

Саприкина Юлия Михайловна

Данная статья рассказывает о важности применения игровых технологий на уроке фортепиано с младшими школьниками. В этом возрасте шаблонное изучение теоретических основ  музки и  небольших пьес, не приносит учащимся удовольствия. Но зато ученики с увлечением включаются в игру, с помощью которой изучают новый материал, играют упражнения и пьесы на инструменте. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_muz.did_.igry_2020.docx21.37 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования

«Ленинская ДШИ»

Статья на тему:

«Музыкально-дидактическая игра на уроке фортепиано, как средство музыкального развития учащихся младшего школьного возраста»

преподаватель:

Саприкина Ю.М.

2020

Содержание:

Введение

1. Особенности эмоционального развития детей от 7 до 9 лет.

2. Музыкально-дидактическая игра, как средство музыкального развития учащихся.

3. Игровая деятельность на уроках фортепиано.

Заключение.

Список используемой литературы.


Введение.

Современная система образования, вопреки ориентирам прошлых лет, строится уже не на получении ограниченного списка знаний и навыков. Задача учителя в наши дни – обучить ребенка тому, как нужно учиться. Немаловажную роль в этом процессе играют дидактические игры, как инструмент, способствующий правильному эмоциональному развитию ребенка.

Стандартное заучивание классических произведений в первые годы обучения редко способствует появлению дальнейших успехов на музыкальном поприще. Как писал А.В. Луначарский: «Прежде чем начать учиться на каком бы то ни было инструменте, обучающийся < ... > должен уже духовно владеть какой-то музыкой» [2]. Соответственно, установление эмоциональной связи, правильного восприятия учеником музыки, играет первостепенную роль.

Ребенок может просто играть на инструменте, но целесообразнее предложить ему "сыграть в музыку" – прожить произведение, погружаясь в мир собственной фантазии.


Особенности эмоционального развития детей от 7 до 9 лет.

Школа – один из главных факторов, влияющих на эмоциональное здоровье ребенка, так как постоянно возникающие стрессовые ситуации в стенах учебного заведения провоцируют возникновение чувства тревоги. Важно отметить так же и момент персонализации восприятия тех или иных событий за счет индивидуальности каждого учащегося. Здоровому эмоциональному развитию школьника может способствовать использование аффирмаций, со временем формирующих устойчивую психологическую установку на доброжелательное поведение и прогнозирование успеха.

При организации учебно-воспитательного процесса для младших школьников, следует обращать внимание на решение следующих задач:

  • увеличение возможного спектра эмоциональных реакций;
  • формирование осознания собственных эмоций и их выражение;
  • понимание и принятие эмоционального состояния других людей;
  • воспитание чувства эмпатии.

Следствие развития эмоциональной сферы – успешное восприятие и реализация полученных навыков в любом из видов искусств: музыка, живопись, балет и др.

Музыкально-дидактическая игра, как средство музыкального развития учащихся.

В младшем школьном возрасте введение дидактических игр в учебный процесс не вызывает сложностей, так как 7-9 лет – это возраст, когда ребенок легко одушевляет предметы и создает необходимые образы, быстро включаясь в любую игру. В этом возрасте обучение через шаблонные установки не приносит ожидаемого результата, так как заучивание правил, сольфеджирование и стандартные упражнение на ритм для обучающихся не представляют интереса. Однако, в этом возрасте дети легко воспринимают симфоническую музыку, которая одновременно с музыкальностью воспитывает склонность к сопереживанию.

Один из приемов, способствующий углубленному пониманию классической музыки – иллюстрирование звукового составляющего при помощи сюжетного наполнения, т.е. сказок. Роль педагога в этом процессе – помощь, поддержка и соучастие. Серьезная работа на результат подразумевает не только установление контакта между учителем и учеником, но и постоянное включение в учебный процесс воображения, детской фантазии.

Неверно использовать время урока на разучивание пьесы такт за тактом. Если изначально научить ребенка самостоятельно контролировать процесс разучивания материала, урок можно посвятить тому, что действительно невозможно сделать без помощи педагога – импровизации, эмоциональному наполнению пьес, изучению новых терминов и понятий, и при этом сохранить увлечение образовательным процессом. Эмоциональные переживания – основа проявляемого к уроку интереса.

Игровая деятельность на уроках фортепиано.

С помощью музыкально-дидактических игр дети учатся грамотному восприятию ритмического и мелодического рисунка произведений, различать звуки по основным характеристикам. Основная особенность музыкально-дидактических игр заключается в области их применения: они могут использоваться как педагогом во время урока, так и учеником самостоятельно, за пределами школы.

Классификация музыкально-дидактических игр:

  1. развивающие звуковысотный слух;
  2. развивающие чувство ритма;
  3. развивающие восприятие тембра;
  4. развивающие динамический слух.

Примером может служить игра «Нарисуй мелодию».

Цель игры: развитие звуковысотного слуха.

Ход игры: ученик получает карточки, на обороте которых прикреплен конверт с нотами-кружками.

Ученик вместе с педагогом пропевает музыкальную лесенку, определяя из скольких ступеней состоит мелодия. Позже пропетая мелодия изображается на карточке при помощи нот-кружков.

В качестве примера игры на повторение и закрепление темы «Длительности нот» можно предложить ученику игру «Паровозик».

Цель игры: повторение и закрепление темы «Длительности нот»

Ход игры: ученику выдаются вагончики, в которых написаны длительности нот и паровозики с размерами 2/4, 3/4, 4/4. Их нужно внимательно рассмотреть и подобрать каждый вагончик к паровозику. Например, если в вагончике 2 четвертных ноты, то он подойдет к паровозику с размером 2/4. После того, как ученик собрал все вагончики, можно прохлопать ритм, который получился, а также, сыграть на одной клавише фортепиано.

При восприятии тембра звуков и музыки в целом, можно использовать «Пластическое интонирование», также карточки животных, птиц, природы для определения тембра, регистра.

Для изучения и закрепления материала можно использовать игры с карточками. Детям всегда интересно собирать пазлы или подобрать к нужной карточке ответ. Очень полезной может стать игра «Музыкальное домино». 

Цель игры: повторение и закрепление темы «Расположение нот на нотном стане».

Ход игры: ученику выдается набор карточек, где в одном наборе карточек ноты написаны на нотном стане в басовом и скрипичном ключах, а другой набор карточек с нотами, написанными на клавиатуре. Такие карточки можно изготовить самостоятельно.

Для развития чувства ритма можно использовать ритмодекламацию. Эта игра, где ученик читает небольшое стихотворение и прохлопывает ритм. К этому стихотворение можно вместе с преподавателем придумать мелодию и получится небольшая песенка. В таком случае уже задействуется творческое воображение учащегося, появляется стремление к сочинению собственных простых мелодий.

Преподаватель может самостоятельно придумывать и преобразовывать игры для своих учащихся. Но одна и та же игра не может быть применима к каждому ученику. Поэтому здесь важен индивидуальный подход в выборе музыкально- дидактической игры.

Игра для учащегося – не вспомогательное средство, а полноценное обучение, реализация знаний и талантов. Она облегчает понимание терминологии, музыкального текста, способствует освоению творческих закономерностей музыки.


Заключение.

Все вышесказанное позволяет сделать выводы, что игры на уроках фортепиано должны быть не только интересными для обучающегося, но и простыми, логичными и эстетически привлекательными.

Я активно применяю музыкально-дидактические игры на уроке фортепиано, так как они помогают не только наладить психологический контакт между учителем и учеником на первых этапах обучения, но и развивают музыкальные способности ребенка (звуковысотный слух, чувство ритма и др.).  Применение данных игр на уроке фортепиано необходимо, так как они являются основой формирования эмоционального здоровья ребенка.


Список используемой литературы:

  1. М.Н. Мельников «Игровой фольклор» – М.: Просвещение, 1987 г. (стр. 104)
  2. А.В. Луначарский «Игра» – Пг, 1918 г. (стр. 9-18)
  3. Д.Б. Кабалевский «Педагогические размышления» – М.: Наука, 1986 г. (стр. 168) 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование лексического строя речи на уроках башкирского языка у умственно отсталых учащихся младшего школьного возраста

Статья "Формирование лексического строя речи на уроках башкирского языка у умственно отсталых учащихся младшего школьного возраста" посвящена  обучению башкирскому языку в условиях специальной ко...

«Особенности развития координационных способностей у учащихся младшего школьного возраста на уроках физической культуры средствами гимнастики»

Развитие координационных способностей у обучающихся, особенно у детей младшего школьного возраста, имеет неоспоримое значение в освоении нового двигательного действия и анализу движений. В младшем шко...

Учебно-исследовательская работа на тему : "РАЗВИТИЕ СКОРОСТНЫХ КАЧЕСТВ У УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СРЕДСТВАМИ ЛЕГКОЙ АТЛЕТИКИ"

Курсовая работа на тему: " Развитие скоростных качеств у учащухся младшего школьного возраста на уроках физической культуры, средствами легкой атлетики....

Значение импровизации в развитии музыкально-творческих способностей учащихся младшего школьного возраста в классе фортепиано

Проблема становления и развития музыкально-творческих способностей - одна из центральных и исконных в музыкально–педагогических исследованиях. Решение проблемы музыкальных способностей самым непосредс...

Методические рекомендации "Дидактические игры при изучении английского языка с детьми дошкольного и младшего школьного возраста"

Методические рекомендации «Дидактические игры при изучении английского языка» адресованы, прежде всего, педагогам дополнительного образования, занимающихся английским языком с детьми дошко...

Загадка, как средство речевого развития детей младшего школьного возраста с ОВЗ.

Загадка – одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений. Загадки – на...

Статья на тему: «Особенности музыкального мышления учащихся младшего школьного возраста».

Мышление ребенка, его психологический опыт, эмоциональная, мотивационная и другие сферы личности отличаются от психики взрослого человека.По целому ряду психологических показателей оптимальным для нач...