Музейный урок "Музейные экспонаты - хранители истории"
план-конспект

Урок для обучающихся начальных классов, на котором дети совершают путешествие по школьному музею. Дети знакомятся с типами музеев, экспонатами школьного музея.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon muz.urok_muzeynye_eksponaty_hraniteli_istorii.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект музейного урока на тему:

«Музейные экспонаты - хранители истории».

(на основе краеведческого материала)

 (Для обучающихся начальной школы)

Подготовила и провела:

Пономарева Е.В.,

 руководитель школьного музея

Цель: формировать понимание взаимосвязи исторических эпох и своей причастности к иному времени, культуре посредством общения с памятниками истории и культуры.

Задачи:

  • формировать устойчивую потребность и навыки общения с памятником, с музеем;
  • развивать способность к эстетическому созерцанию и сопереживанию;
  • формировать уважение к другим культурам, готовность понимать и принимать систему иных ценностей;
  • развивать потребность в самостоятельном освоении окружающего мира путем изучения культурного наследия разных эпох и народов.

Ход урока

1.Орг. Момент

Придумано кем-то просто и мудро,

При встрече здороваться «Доброе утро!»

«Доброе утро деревьям и птицам,

Доброе утро улыбчивым лицам!»

И каждый становится добрым, доверчивым,

И доброе утро длится до вечера

2.Введение в тему

Здравствуйте ребята, сегодня у нас не простой урок, а волшебный, но для того чтобы приступить к уроку вам нужно послушать и отгадать загадку:


По дороге, за калиткой
Разноцветные Кибитки
Друг за дружкою бегут.
Их светофоры стерегут.
(машина)

-Ребята, а скажите мне, пожалуйста, какая сказочная машина, помогает человеку заглянуть в другую страну, в другое время?

- Правильно, машина времени. Представьте эту машину. (Выслушиваются ответы детей) 

- Представили? Машины готовы отправить вас в дорогу? К каким последствиям может привести малейшая неисправность? (Ответы детей)

- Можно заблудиться во времени, превратиться в вечного странника, оказаться в окружении непонятных вещей, людей, говорящих на непонятном языке, верящих в неведомых богов.

Существует ли машина времени в действительности? Для осуществления своей мечты люди придумали все-таки «машину времени». Она есть почти в каждом городе. Мы часто становимся «пассажирами» этой удивительной «машины». Угадайте, что это за «машина» по следующим признакам:

  1. Она похожа на дом, но дом необычный.
  2. В «машине» нужно соблюдать особые правила поведения: вести себя тихо, быть внимательным, осторожным, чтобы не мешать другим и не сбиться с пути.
  3. Двигателем этой «машины» являются редкие вещи, произведения искусства, уникальные создания природы и многое другое.
  4. Управляют ею люди, профессии которых связаны с культурным наследием, с ценностями культуры.

- Кто догадался, что это за «машина»?

3. Работа по теме

Да, это музей.

Музей - это учреждение, занимающееся собиранием, изучением, хранением и экспонированием памятников материальной и духовной культуры, а также просветительской деятельностью.

Слово "музей" образовано от слова "муза". У древнегреческого бога Зевса было 9 дочерей, 9 муз (муза - от греч. "муса" - мыслящие), которые покровительствовали наукам и искусствам: Мельпомена - муза трагедии, Талия - муза комедии, Каллиопа - муза эпической поэзии, Эвтерпа - муза лирики, Эрато - муза любовных песен, Терпсихора - муза танцев, Клио - муза истории, Урания -муза астрономии и Полигимния - муза священных гимнов. Богини обычно выступали под водительством покровителя искусств Аполлона, получившего от богов второе имя Мусагет. Поэтому "музей" - это "храм искусств" т. е. мусейон. Мусейоны были центрами духовной жизни древних греков, здесь собирались на ученые диспуты и состязания философы, поэты, певцы, музыканты.

   У нас в музее много старинных вещей, даже хранятся вещи из других  стран, они рассказывают о жизни в прошлом. Отправиться в увлекательное путешествие может тот человек, который понимает безмолвный язык вещей.

- Какие бывают музеи? Как вы думаете, что бы ответили сами музеи на вопрос: «Что может храниться в ваших стенах?»

Варианты ответов. Одежда, домашняя утварь, машины, музыкальные инструменты, останки древних животных и растений, технические изобретения, картины, произведения искусства и т.д.

На сегодняшний день принято выделять следующие типы музеев:

  • художественные,
  • исторические,
  • естественнонаучные,
  • технические,
  • литературные,
  • мемориальные,
  • краеведческие.

Музейные экспонаты – это не просто предметы, а предметы, дошедшие до нас из другого времени.

Музейным экспонатом или музейной ценностью может стать:

  • любой предмет из окружающего мира, если он помогает представить время, в которое создан и «жил»,
  • уникальное создание природы,
  • предмет, хранящий память о выдающемся человеке или событии,
  • прекрасное творение рук человеческих (техническое сооружение, картина, скульптура).

Коллекция музейных экспонатов может рассказать нам больше, чем одна вещь о своем времени, владельцах.

В музее есть подлинные экспонаты и копии экспонатов.

Подлинник – это вещь, свидетельство эпохи.

Копия во всем похожа на подлинник. Копия необходима музею, если подлинник нельзя держать на свету, на открытом воздухе, если она заменяет утраченную часть ветхого подлинника. Поэтому в музеях рядом с экспонатом указано, подлинная ли она. Но даже самая точная копия не может заменить подлинную вещь.

   Ребята, как вы думаете, почему вещи попадают в музей?

Причины:

  1. Красота
    - родная, русская,
    - чужая, иноземная.
  2. Память
    - о важном событии,
    - о великом или ужасном человеке,
    - об обычаях, образе жизни
    - русских,
    - иноземных.
  3. Мастерство (технический прогресс)
    - русское,
    - иноземное.
  4. Древность.
  5. Диковинка, редкость (раритет).
  6. Реликвия (всеми почитаемая вещь, вещь-символ).
  7. Часть коллекции.
  8. Вещь, воскресшая под рукой реставратора.

   Сегодня я хочу пригласить вас в увлекательное путешествие в наш школьный музей. Но прежде чем отправиться в путешествие нужно пройти испытание, вам необходимо ответить на мои вопросы:

 

1.  Как называется предмет, выставленный в музее для показа посетителям? (Экспонат.)

2.  Как называют человека, который восстанавливает первоначальный вид предмета старины. (Реставратор.)

3.  Что такое подлинник, копия и репродукция картины? (Настоящая картина, выполненная автором; списанная в точности картина; воспроизведение картины типографским способом.)

4.  Специалист, дающий пояснения посетителям музея. (Экскурсовод.)

Итак, вы молодцы, приступаем к путешествию по нашему музею.

Остановка 1.

Зал образования, в нем хранится история школы, школьной жизни,  история создания музея. В этом зале вы найдете экспозиции, которые расскажут о спортивной и творческой жизни учащихся школы, об учителях и выпускниках прославивших школу, о комсомольском, пионерском и октябрятском движении и мн.др.

Хочу обратить ваше внимание на атрибутику пионерского движения (знамена, галстуки, флаги, барабан,  труба). Так же имеется чернильница 19 века. А работы, которые вы видите, сделаны ребятами на кружках «Самоделкин», «Очумелые ручки».

Остановка 2. Зал трудовой славы 

В этом зале представлена утварь сельчан.

В первую очередь мне бы хотелось обратить ваше внимание на прялку. Прялка - это инструмент для прядения, в ней различались: лопасть или лопаска, относительно широкая верхняя часть для привязывания кудели, более или менее высокая ножка и донце, которым прялка ставилась на лавку и на которое садилась пряха, прижимая прялку тяжестью своего тела. Прялки обильно украшались резьбой и росписью, богато украшенные прялки служили украшением избы, женихи дарили их своим невестам, и они передавались от матери к дочери.

Следующим предметом нашей экспозиции является веретено. Веретено - это приспособление для прядения.  Ческа – чесали шерсть, подготавливая к прялке.

Рубель – с помощью этого предмета крестьянки разглаживали льняные увлажненные холсты. Эти предметы декорированы резьбой.

Позднее появились утюги, их нужно было нагревать на печи или накладывать в них уголь.

Коромысло – приспособление для переноса ведер с водой.

Посуда. В быту использовали глиняные кувшины, крынки, чугуны. При еде использовали деревянные ложки. Материал для изготовления посуды выбирали с умом. Было известно, что вода и молоко долго останутся холодными в керамических крынках. Тушить яства лучше в чугуне.

А сейчас, дорогие ребята, я загадаю Вам одну загадку:

Кто такой стоит пузатый
И блестящие бока,
Торчит носик крючковатый,
В нём вода из родника.
Окружили его чашки,
Сахар, пирожки и мёд,
Он, как командир в фуражке
Чаю всем гостям нальёт.

Правильно! Это русский красавец - самовар. Наличие самовара в крестьянской семье говорило о зажиточности. Самоваром гордились, выставляли его напоказ. При продаже имущества, за неуплату податей, в первую очередь продавали самовар.

Время появления самоваров неизвестно, но в 18 веке ими уже пользовались на Урале. Наиболее известны Тульские самовары. Выпускались самовары ручным способом из меди, латуни или томпака, иногда из серебра.

Остановка 3. Зал боевой славы. Этот зал центр патриотического воспитания. Перед вами много предметов относящихся к ВОВ: это солдатская ложка, солдатская кружка, каски немецкая и русская. В музее хранятся боевые награды наших односельчан, которые были переданы на вечное хранение в музей для последующих потомков. Так же особое место занимает громкоговоритель довоенных лет или «черная тарелка», которая имела большое значение в жизни наших односельчан. Именно по ней жители нашего села узнавали новости с фронта, а когда пришли немцы в село, семья Шамота спрятали её от  фашистов, чтобы те её не уничтожили.  Немцы боялись голоса, того голоса, который звучал по громкоговорителю. За него они давали тысячи марок тому, кто принесет голову этого человека, которого звали Юрий Борисович Левитан. В нашем музее так же хранятся письма с фронта, похоронки, фотографии и у каждого экспоната своя история, передающая нам жизнь людей к которым она принадлежала.

4.Итог.

- Ребята, чему бал посвящен музейный урок? Что вы узнали и запомнили о музее? Почему профиль нашего музея краеведческий?

Рефлексия.

- До новых встреч!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Петербургские музеи-хранители истории"

Конспект урока с презентацией...

Тобольский кремль – хранитель истории Сибири, ее доблести и славы (в рамках изучения раздела «Московский Кремль»

Технологическая карта урока в рамках курса "Социокультурные истоки": "Тобольский Кремль"...

Статья "Музейный экспонат -частичка истории"

 В статье  автор делится опытом работы руководителей школьных музеев Старооскольского городского округа по исследовательской деятельности с учащимися. Все, кто серьезно  занимает...

Экскурсионно-краеведческий проект "Памятники Нефтеюганска хранители истории"

Нефтеюганск - современный молодой сибирский город, который год за годом приобретает свою историю, а история создается людьми, складывается из тех или  иных событий. Становясь старше, наши бабушки...

Сочинение "Хранитель истории"

Сочинение о краеведе С.Б.Бахмустове....