Тобольский кремль – хранитель истории Сибири, ее доблести и славы (в рамках изучения раздела «Московский Кремль»
план-конспект урока (5 класс) по теме

Селиванова Елена Федоровна

Технологическая карта урока в рамках курса "Социокультурные истоки": "Тобольский Кремль"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл технологическая карта31.88 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта

Ф.И.О. педагога   Селиванова Елена Федоровна_____________________________________________________________

Должность учитель русского языка и литературы

педагогический стаж 27 лет________________________________________________________________________________

в том числе стаж работы по программе «Социокультурные истоки» 1 год_________________________________________

квалификационная категория высшая_______________________________________________________________________

образовательная организация муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей №2»__________

форма занятия внеурочное занятие_________________________________________________________________________

группа / класс 5 класс____________________________________________________________________________________

возраст обучающихся 11-12 лет____________________________________________________________________________

Тема занятия__Тобольский кремль – хранитель истории Сибири, ее доблести и славы (в рамках изучения раздела «Московский Кремль»).

Цель для педагога

Социокультурное наполнение категории «Семь чудес России» на примере местных достопримечательностей. Показать особое место Тобольского кремля в истории Сибири, среди других кремлей. Показать, что кремль являлся обязательной принадлежностью старинного русского города;

Цель для

обучающихся:

Приобретение социокультурного опыта о чудесах России, понимание их духовно-нравственной ценности.

Задачи для педагога

  1. Продолжить знакомство с развитием идеи гармонии между миром природы и миром человека (через знакомство с историей Тобольского кремля).
  2.  Воспитывать любовь к Родине.
  3. Расширить представление целостности восприятия образа кремля, его назначения.
  4.  Воспитывать культуру речи, интерес к памятникам Отечества
  5. Воспитывать познавательный интерес к изучаемому предмету.
  6.  Развивать чувство ответственности за выполненную работу.

Задачи для

обучающихся:

  1. Познакомиться с сооружениями, соборами Тобольского кремля.
  2. Увидеть значимость Тобольского кремля в истории России
  3. Освоить социокультурные категории, связанные с понятиями, заявленными в теме;
  4. Осуществлять совместную деятельность (обучающиеся –  родители – учитель);
  5. Развивать навыки работы с источниками информации;
  6. Совершенствовать навыки общения и работы в группе.

Термины, понятия

Истоки, чудеса, кремль, символ, щит духовный, щит военный, собор, храм

Планируемые

результаты:

Формируемые компетентности

Универсальные учебные действия

Знать: историю Тобольского Кремля, его роль в укреплении мощи России

Уметь: объяснять мир: называть образы в их взаимосвязи; уметь определять своё отношение

к увиденному

Владеть: навыками работы в группе, навыками сравнения, обобщения

Личностные: проявлять  познавательный интерес и учебную мотивацию.

Регулятивные: определять цели деятельности; проговаривать последовательность действий; самоконтроль, саморегуляция, обеспечивающие организацию учебных действий; определять степень успешности своей и чужой работы., вести диалог, приходить к общему мнению, представлять результата работы пары

Познавательные: определять тему; определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данной темы; сравнивать предметы, объекты; делать выводы; преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной форме; учиться работать в паре, в группе; слушать и понимать речь других.

Организация пространства

Межпредметные

связи

Формы организации, методы, приёмы работы

Ресурсы

Изобразительное искусство (изображение Тобольского кремля), литература (произведения о Тобольском кремле), математика (размеры стен кремля), русский язык (лексическое значение слова; текст; типы речи; рассуждение как тип речи).

Формы организации: беседа, анализ ситуации, работа со стимульным материалом (презентация). Занятия проходят по группам, парами, в ресурсном круге.

Методы и приёмы:

-мнемотехника,

-частично-поисковый;

-деятельностный;

-наглядно-иллюстрационный.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран.

Наглядно-демонстрационный материал: презентация, видеоматериал

I этап. Целеполагание

Цель этапа:

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

Цель: включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне.

 Форма организации : беседа

Здравствуйте, ребята! Сегодня для каждого из нас наступил еще один неповторимый, прекрасный, полный открытий день. Какие открытия вы сделали сегодня по дороге в лицей? Почему сегодня прекрасный день?

Прекрасен он и тем, что позволит нам сделать еще открытие, узнать что-то новое, и, придя домой, каждый из вас сможет поделиться с членами семьи, с друзьями тем, что стало яркой приметой сегодняшнего дня  , Пополнить эти впечатления поможет наше занятие.

Называют приметы, признаки дня, демонстрируют умение находить, замечать в обычных деталях, в буднях необычное, яркое

Личностные :

1. Определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила.

2. Ориентироваться в нравственном содержании и смысле своих и чужих поступков.

Регулятивные:

Принимать самостоятельные решения.

Познавательные:

 Строить речевое высказывание в устной форме.

Коммуникативные:

1. Слушать и понимать других.

2. Отстаивать своё мнение.

3. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

4. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

5. Договариваться о правилах общения и поведения.

6. Выступать перед аудиторией, представляя результат своей работы.

Подготовка обучающихся к деятельности, осознание потребности в новых знаниях.

«Семь чудес России». С какими чудесами России мы уже познакомились? (Слайд 1)

Сегодня на уроке мы познакомимся еще с одним чудом России, а точнее – чудом Сибири. (Слайд 2)

(Слайд 3, видео)

Наш город любимый,

Наш город жемчужный,

Сердца покоряешь ты славой былой.

Твой облик былинный,

Твой Кремль величавый

Пленяет и манит свой красотой.

Кто в Тобольск приедет хоть однажды,

Навсегда запомнит облик твой.

Все приезжие туристы удивляются,

Восхищаются твоею стариной.

Здесь запечатлеть себя стараются,

А для нас же, просто ты родной!

Так я шла и тихо рассуждала,

Но раздался колокольный звон,

И душа моя затрепетала.

Звон летел, летел со всех сторон.

Я остановилась, замирая.

Одинокий маленький звонарь,

Ты звонил, к обедне собирая

Верных прихожан своих, как встарь.

В храме молча я поставлю свечи,

Помолюсь за близких и родных.

Как красив, мой кремль в этот вечер,

Весь в лучах купаясь золотых.

(С.Бронникова)

Стихотворение читается на фоне слайдов.(слайд №4,5,6,7,8,9)

-Как называется этот архитектурный ансамбль?

А теперь давайте посмотрим видеофрагмент  и определим тему и цель нашего сегодняшнего занятия

Ответы учеников:

Их 5: Соха и топор, Крестьянские хоромы, Соловки, Храм  Покрова на Нерли, Икона Живоначальная Троица, Московский Кремль

Кремль

Работа в четверках: Формулировка темы и целей занятия –История Тобольского  кремля, его роль в укреплении рубежей России. Сходство и различие  функций Московского и Тобольского Кремля

Личностные результаты

1. Развивать навыки самооценки.

2. Ориентироваться в нравственном содержании произведений, высказываний.

Регулятивные::

1. Определять цель деятельности.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Принимать и сохранять учебную задачу.

4. Оценивать соответствие своей работы заданной тематике.

5.Принимать самостоятельные решения.

Познавательные:

1. Извлекать информацию из разных источников.

2. Строить речевое высказывание в устной форме.

3. Делать выводы на основе анализа объектов.

4. Осуществлять синтез, составлять целое из частей.

5. Искать нужную информацию для выполнения учебных заданий.

Коммуникативные:

1. Слушать и понимать других.

2. Отстаивать своё мнение.

3. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

4. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

5. Передавать содержание текста .

Актуализация опорных знаний

Подготовка обучающихся к деятельности, осознание потребности в новых знаниях.

(Слайд 10)

- С какой целью строили кремль?

- Что окружает кремль?

- Что находилось внутри кремля?

- Почему в кремле обязательно строили храмы?

-Как понимаете определение «Щит военный», «Щит духовный»

-Значение слова «Кремль»

Работа в парах:

Определяют  значение слова «Кремль», его предназначение:

Кремль строился для военных целей, как крепость для защиты и для того чтобы в храмах молиться, то есть защищать людей духовно.

Одна из них связывает слово «кремль» с греческим словом «кремнос», имеющего значение «крутизна, крутая гора над берегом или оврагом». Другая версия связывает происхождение слова «кремль» со словами «кремник» в значении «крепость внутри города» и «кромьство» — «внутренность

Личностные:

1. Ориентироваться в нравственном содержании

Регулятивные:

1. Определять цель деятельности на уроке.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Принимать и сохранять учебную задачу.

4. Оценивать соответствие своей работы заданной тематике.

5. Принимать самостоятельные решения.

Познавательные:

1. Извлекать информацию из разных источников.

2. Строить речевое высказывание в устной форме.

3. Делать выводы на основе анализа объектов.

4. Осуществлять синтез, составлять целое из частей.

5. Искать нужную информацию для выполнения учебных заданий.

Коммуникативные:

1. Слушать и понимать других.

2. Отстаивать своё мнение.

3. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

4. Оформлять свои мысли в устной форме.

5. Договариваться о правилах общения и поведения.

6. Выступать перед аудиторией, представляя результат своей работы.

III этап. Основной этап

Творческая познавательная деятельность, получение новых знаний, развитие умения работать в группах

(Слайд №11,12)

У вас на столах лежат листочки с текстом. Вы должны прочитать текст, выбрать главное и подчеркнуть. Работаем в четверках и обсуждаем решение.

«Повесть о городах Таре и Тюмени». После похода дружины Ермака освоение русскими Сибири приняло стремительный характер. В 1586 году закладывается Тюмень, за ней возникают города Тобольск (1587), Березово (1593), Тара (1594) и другие. Все сибирские города закладывались как крепости, за их стенами немногочисленное население укрывалось от набегов коренных жителей, которые долго не могли смириться с военным поражением. Особенно русских тревожили своими набегами кочевники с юга. Те разоряли посевы, уводили в неволю пленников, отчаянно грабили, а то и сжигали селения.

Можно ли его считать «щитом военным и щитом духовным» (по аналогии с Московским Кремлем)?

(Слайд №13,14)

У вас на столах лежит план Тобольского кремля

Рассмотрите его и сформулируйте еще одну задачу сегодняшнего занятия  

Знакомимся с историей кремля по презентации, раздаточному материалу.

- Сколько лет стенам кремля?

- Сколько лет строились?

-Когда воздвигнут?

- Какова высота стен?

- Ширина стен?

(Слайд15.16)

А теперь поговорим о соборах_и других сооружениях кремля. Смотрим на план кремля.  Вместе с родителями подготовили с использованием ресурсов городских библиотек, Интернет-ресурсов  рассказы о некоторых из них, внимательно слушаем, смотрим слайды, обводим в кружок башни, о которых узнали и определяем, чей рассказ был лучше.

-История какой башни, собора вам больше всего запомнилась?

-Итак, мы познакомились только с частью сооружений Тобольского кремля.

-Что для тебя значит Тобольский кремль?

- Что он значит в истории Сибири и России?

(Слайд №28)

Ресурсный круг: представьте, что вы находитесь на территории Кремля, опишите зрительные образы, услышьте звуки, расскажите о чувствах:

Читают текст.

Работают в четвёрках: определяют главное, обсуждают решение

Он прежде всего был предназначен для защиты от набегов кочевников. В то же время в храмах молились, искали духовную защиту.

Задача: определит схожие архитектурные сооружения на территории кремля.

Работа в четвёрках:

Сравнивают Тобольский кремль с другими кремлями

Рассказы обучающихся о Софийско-Успенском соборе (Слайд №17,18.19,20)

Северный вход в Кремль (Слайд №21)

Башни кремля (Слайд №22)

Дворец наместника (слайд №23)

Шведская палата (Слайд №24)

Архиерейский дом (Слайд №25)

Соборная колокольня (Слайд №26)

Обучающиеся делятся впечатлениями

Ресурсный круг:

1-ый круг

1-ый ученик: «Я вижу»

2-й ученик: «Я слышу»

3-й ученик: «Я чувствую»

2 круг:

1-ый ученик: «Я слышу»

2-й ученик: : «Я чувствую»

3-й ученик «Я вижу»

3-й руг:

1-ый ученик: «Я чувствую»

2-й ученик: : «Я вижу»

3-й ученик «Я слышу»

Личностные:

1. Определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила.

2. Ориентироваться в нравственном содержании и смысле своих и чужих поступков.

 

Регулятивные:

1. Определять цель деятельности на уроке.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Принимать и сохранять учебную задачу.

4. Оценивать соответствие своей работы заданной тематике.

5.Принимать самостоятельные решения.

Познавательные:

1. Извлекать информацию из источников.

2. Строить речевое высказывание в устной форме.

3. Делать выводы на основе анализа объектов.

4. Осуществлять синтез, составлять целое из частей.

5. Искать нужную информацию для выполнения учебных заданий.

 

Коммуникативные:

1. Слушать и понимать других.

2. Отстаивать своё мнение.

3. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

4. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

5. Договариваться о правилах общения и поведения.

6. Выступать перед аудиторией, представляя результат своей работы.

IV этап. Итоги занятия. Рефлексия

Осмысление значимости проделанной работы, возможности использования полученных знаний в жизни, анализ характера общения в группе.

(Слайд №29)

Перед вами  ряд слов:

Река,  холм, стена, ворота, башня, собор, Сибирь, правда, защита, честь, достоинство.

Запомните ряд слов. Для этого как можно ярче представьте образы, которые вызывает данное слово, увидев картинку, озвучь ее, наполнить чувствами и ощущениям. Результат – ряд последовательных кадров – своеобразный мульфильм, прокрутив который вы сможете вспомнить все слова.

(Диктовка этих слова с интервалом в 15 секунд.  Проверка результатов) .

(Слайд №30)

Если Московский Кремль – символ государства, то символом чего является Тобольский кремль.

Закончите фразу:

Сегодня я узнал…

Было интересно…

У меня получилось…

Что помогло вам добиться успеха на сегодняшнем занятии…

(При наличии резерва времени): интересные факты из истории кремля: Кремль – участник проекта «Россия 10», История колокола, экскурсия обучающихся МБОУ «Лицей №2» в Тобольский кремль (Слайды №31, 32,33)

Прием  мнемотехники: обучающиеся запоминают  ряд слов , основываясь на их способности к визуальному, аудиальному кинестетическому восприятию и образной памяти.

Ученики записывают их в той последовательности, в которой они были продиктованы. Ученик, запомнивший наибольшее количество, записывает слова,

символ русского государства и православия в Сибири

        

Рефлексия: Те, кто успешнее справились, говорят о том, как это у них получилось. Обращают внимание на значимость работы в парах, в четверках, в группах

Личностные:

1. Развивать образное мышление.

2. Ориентироваться в нравственном содержании и смысле своих и чужих поступков.

Регулятивные:

1. Определять цель деятельности на уроке.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Принимать и сохранять учебную задачу.

4. Оценивать соответствие своей работы заданной тематике.

5.Принимать самостоятельные решения.

Познавательные:

1.Строить речевое высказывание в устной форме.

3. Делать выводы на основе анализа объектов.

4. Осуществлять синтез, составлять целое из частей.

 Коммуникативные:

1. Слушать и понимать других.

2. Отстаивать своё мнение.

3. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

4. Оформлять свои мысли в устной форме.

5. Договариваться о правилах общения и поведения.

6. Выступать перед аудиторией, представляя результат своей работы.

Используемая литература:

  1. Камкин А. В. ИСТОКИ (Память и мудрость Отечества). Учебное пособие для 5 класса общеобразовательной школы. — М., Изд. дом «Истоки», 2014.
  2. Истоковедение. – М.: Изд.дом «Истоки», 2012.
  3. Рекомендации по применению программы «Социокультурные истоки» в ФГОС основного общего образования в качестве основы программы духовно-нравственного воспитания образовательного учреждения. – М.: Изд. дом «Истоки», 2014.
  4. Красикова Н. Б., Котельникова Н. В., Твардовская Н. Ю., Мисаилова О. И. Дидактический материал для 5 класса: В 2-х частях. — М.: Изд. дом «Истоки», 2014.
  5. Котельникова Н. В., Красикова Н. Б. ,Твардовская Н. Ю., Мисаилова О. И.  Рабочая тетрадь «Истоки» : в 2-х частях. — М.: Изд. дом «Истоки», 2014.
  6. Красикова Н. Б., Мисаилова О. И., Твардовская Н. Ю. Активные формы обучения (системная разработка): Методическое пособие для 5 класса. — М.: Изд. дом «Истоки»,2003.
  7. Интернет-ресурсы:

http://www.spsl.nsc.ru/history/descr/tobol.htm 

http://www.culture.ru/institutes/8983/tobolskiy-kreml 

http://restoration72.ru/istoriya-tobolskogo-kremlya.html 

Приложение

  1. Схема Тобольского  кремля
  2. Таблица «Кремли России.»
  3. Презентация
  4. Видео http://www.youtube.com/watch?v=tPmShFJaxJc 
  5. http://www.youtube.com/watch?v=HMhKq5ydsiw 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок в 8Б классе (история+математика) «История Московского Кремля от Ю.Долгорукого до Ивана Ⅲ. Решение уравнений и задач с уравнением»

Автономное образовательное учреждение школа №6 г.Долгопрудного    Интегрированный урок в 8Б классе(история+математика)  «История Московского КремляотЮ.Долгорукого до Иван...

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ПО МАТЕМАТИКЕ И ИСТОРИИ. «Действия с десятичными дробями. Московский Кремль». 7класс 2014 – 2015 уч. год

Образовательные: Обобщение и систематизация знаний и умений о десятичных дробях; закрепление и усовершенствование вычислительных навыков с десятичными дробями. Знакомство с крупнейшим музеем мира – Мо...

История Московского Кремля

Подробная информация о строительстве Кремля, соборах, с наглядным материалом...

Проект Создание раздела «История кадетских корпусов» школьного виртуального музея «Доблесть и Слава»

Прект направлен насбор материал по истории кадетских корпусов для виртуального музея школы, с последующим электронным оформлением  экспозиций залов раздела «История кадетских корпусов»...

«ИСТОРИЯ МОСКОВСКОГО КРЕМЛЯ ГЛАЗАМИ ХУДОЖНИКА» (исследовательская работа)

Наверное, нет ни одного русского пейзажиста, который хотя бы раз не писал Московский Кремль. Рассматривая картины,можно понять,как изменялся его архитектурный облик. Почему художник Аполлинарий Васнец...

Бинарный урок по теме «История Московского Кремля в математике»

Цели урока: обеспечить возможность учащимся обобщить, упорядочить и обогатить начальный опыт в приобретении навыков основных алгоритмических приемов по решению уравнений с модулем и параметром. З...

«История Московского Кремля в числах. Решение задач на все действия с обыкновенными дробями и натуральными числами»

Урок математики в 5а классе в технологии системно - деятельностного подхода.Тема: «История Московского Кремля в числах.  Решение задач на все действия с обыкновенными дробями и натуральными...