Рабочая программа по предмету "Финансовая грамотность"
рабочая программа (10 класс)

Хавхунович Жанна Витальевна

Элективный курс по предмету "Финансовая грамотность" 10 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 10 класс43.15 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1» г. Дно

Утверждено:

Директор школы:

______/Н.Н. Крехтунова/

Приказ № ___                                                              «___» _________2020 г.

Согласовано:

Заместитель директора:

_________/С.В.Степанчук

«___» _________2020 г.

Рекомендовано к утверждению  ШМО

Протокол №

РАБОЧАЯ   ПРОГРАММА

ПО ЭЛЕКТИВНОМУ КУРСУ

«ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ»

10-11 класс

Составитель:

Хавхунович Жанна Витальевна,

учитель истории и обществознания

г. Дно

2020 год

Пояснительная записка

Рабочая программа по элективному курсу «Финансовая грамотность» для 10-11 классов разработана на основе следующих нормативных документов:

-Программа элективного курса «Основы финансовой грамотности» для учащихся 10-11 классов для создания развивающего пространства, способствующего формированию универсальных учебных действий школьников на экономическом содержании образования при введении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (ФГОС).

Рабочая программа обеспечена учебниками, учебными пособиями, включенными в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования.(Приказ Минпросвещения России от 28.12.2018г №345)

Программой отводится на изучение элективного курса «Финансовая грамотность» 10-11 класса 68 часов.

В 10 классе — 34 ч (1 ч в неделю, 34 учебные недели).

В 11 классе - 34 ч (1 ч в неделю, 34 учебные недели).

 Цели и задачи реализации программы

С целью обучения школьников деятельности в соответствии с ФГОС разработана программа «Основы финансовой грамотности».

Новизной данной программы является направленность курса на формирование финансовой грамотности старшеклассников, на основе построения прямой связи между получаемыми знаниями и их практическим применением, пониманием и использованием финансовой информации. На настоящий момент и в долгосрочном периоде и ориентирует на формирование ответственности у подростков за финансовые решения с учетом личной безопасности и благополучия.

Отличительной особенностью  программы данного элективного курса  является то, что он базируется на системно-деятельностном подходе к обучению, который обеспечивает активную учебно-познавательную позицию учащихся. У них формируются не только базовые знания в финансовой сфере, но также необходимые умения, компетенции, личные характеристики и установки согласно ФГОС последнего поколения.

Главная задача преподавания экономики  на современном этапе – целенаправленность обучения на достижение конкретного конечного результата.

Это определило цели данного курса:

- содействие формированию разумного финансового поведения старшеклассников, их ответственного отношения к личным финансам, повышению финансовой безопасности и эффективности защиты их интересов как потребителей финансовых услуг.

Задачи:

  1. проинформировать школьников об основных финансовых инструментах и услугах, доступных всему  населению страны;
  2. показать реальные возможности  по повышению личной финансовой защищенности и росту уровня материального благополучия семьи;
  3. способствовать формированию у школьников нового типа мышления, содержащего установки на активное экономическое поведение, соответствующее их финансовым возможностям;
  4.   научить школьников основам личного финансового планирования и формирования сбалансированных семейных бюджетов, позволяющим повышать свою финансовую независимость и материальное благосостояние на основе оптимального использования личных средств и внутренних резервов семейного потребления.

Методы и формы обучения

Так как метод обучения – это обобщающая модель взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся и она определяет характер (тип) познавательной деятельности учащихся, то методы обучения реализуются в следующих формах работы:

  • Экскурсии.
  • Игры.
  • Использование технических средств обучения, ресурсов интернета.
  • Работа с источниками экономической информации.
  • Интерактивные технологии.
  • Индивидуальная работа.

Принцип отбора материала в соответствии со спецификой аудитории связан с необходимостью выделить те темы, которые будут способствовать формированию финансовой культуры,  освоению базовых финансовых понятий и развитию базовых навыков эффективного и ответственного ведения личного бюджета, практических навыков принятия ответственных  решений, необходимых для ориентации и социальной адаптации учащихся к происходящим изменениям в жизни российского общества, а также для профессиональной ориентации выпускников.

На занятиях необходимо использовать игровые моменты, групповые, индивидуальные, коллективные, исследовательские и проектные формы работы.

Курс «Основы финансовой грамотности»  имеет интегрированный характер, что осуществляется межпредметными связями с математикой (решение математических задач с экономическим содержанием), историей (например, история денег и т.д), обществознанием (основы экономики), технологией.

Оценка результатов обучения

Учащиеся  проходят процедуру оценки результатов обучения в форме итогового  компьютерного тестирования. Тест состоит из 20 заданий разной сложности. Дифференциация при составлении теста позволяет выполнить задания каждому школьнику на уровне его возможностей.

Для проверки  практической части программы  учащиеся защищают  проекты по финансовой грамотности.

Критерии оценивания результатов

1. Тестирование. Задание считается выполненным, если учащийся отметил правильный ответ. Выполненное задание оценивается 1 баллом, невыполненное – 0 баллов. Оценка за выполнение тестовых заданий (если обучающийся набрал 12 баллов, работа считается выполненной):

«отлично» - 18-20 баллов;

«хорошо» - 15-17 баллов;

«удовлетворительно» - 12-14 баллов;

«удовлетворительно» менее 12 баллов.

2. Защита проекта. Процедура защиты предусматривает доклад учащегося  по материалам проекта (исследования) с демонстрацией презентации (5-7 минут).

Доклад должен быть тщательно продуман и отрепетирован как устное выступление. Не следует делать его "по бумажке", зачитывая текст; исключение может составить только чтение цифровых данных и заключительных выводов доклада. Не следует перегружать доклад обзорными и заимствованными материалами, лучше сосредоточиться на собственных исследованиях  и результатах. Перечень возможных форм презентаций.

  1. Выступление на научно-практических конференциях, социально-экономическая реклама, видеопрезентации и др.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

Обучающийся научится:

- владеть базовыми понятиями финансовой сферы (банк, депозит, кредит, портфель инвестиций, страхование, страховой случай, фондовый рынок, ценные бумаги, налоги, налоговый вычет, пенсия, пенсионные накопления, бизнес, стартап, финансовый риск, финансовое мошенничество);

- владеть знаниями (правил поведения) в определённых финансовых институтах (банк, фондовый рынок, пенсионный фонд, налоговая служба, страховая компания и др.).

- развивать способности обучающихся, делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки финансовых ситуаций; определение элементарных проблем в области финансов и нахождение путей их решения;

- способствовать развитию кругозора в области экономической жизни общества и формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин

Обучающийся получит возможность научиться:

- вступать в коммуникацию со сверстниками и учителем, понимать и продвигать предлагаемые идеи;

- анализировать и интерпретировать финансовую информацию из различных источников;

- владеть умением выступать в различных финансово-экономических ролях (покупателя безналичным и наличным способом, заёмщика и кредитора, вкладчика, участника фондового рынка, налогоплательщика, потребителя страховых услуг и др.);

СОДЕРЖАНИЕ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

10 класс

Тема 1. Банковская система: услуги и продукты (6ч.)

Банковская система. Как сберечь деньги с помощью депозитов. Банковские карты, электронные финансы: как сохранить сбережения в драгоценных металлах. Кредит: зачем он нужен и где его получить. Какой кредит выбрать и какие условия предпочесть.

Тема 2. Фондовый рынок: как его использовать для роста доходов. (6ч.)

Что такое ценные бумаги и какие они бывают. Профессиональные участники рынка ценных бумаг. Граждане на рынке ценных бумаг. Зачем нужны паевые инвестиционные фонды и общие фонды банковского управления. Операции на валютном рынке: риски и возможности.

Тема 3. Страхование: что и как надо страховать. (4ч).

Страховой рынок России: коротко о главном. Имущественное страхование как: защитить нажитое состояние. Здоровье и жизнь – высшие блага: поговорим о личном страховании. Если нанесен ущерб третьим лицам. Доверяй, но проверяй, или Несколько советов по выбору страховщика. О пенсионной грамотности.

Тема 4. Собственный бизнес. (4ч)

Формы предпринимательства в РФ. Создание собственного бизнеса: что и как надо сделать. Составление бизнес-плана. Расходы и доходы в собственном бизнесе. Налогообложение малого и среднего бизнеса. С какими финансовыми рисками может встретиться бизнесмен.

Тема 5. Основы налогообложения. (6ч.)

Система налогообложения в РФ. Что такое налоги и почему их надо платить. Основы налогообложения граждан. Права и обязанности налогоплательщиков. Налоговая инспекция. Налоговые вычеты, или как вернуть налоги в семейный бюджет.

Тема 6. Личное финансовое планирование. (8ч)

Роль денег в нашей жизни. Риски в мире денег. Финансовая пирамида, или как не попасть в сети мошенников. Виды финансовых пирамид. Виртуальные ловушки, или как не потерять деньги при работе в сети Интернет. Семейный бюджет. Личный бюджет. Как составить личный финансовый план. Защита индивидуальных финансовых проектов. Итоговый контроль по курсу.

 СОДЕРЖАНИЕ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

11 класс

Тема 1. «Обеспеченная старость: возможности пенсионного накопления» (8 ч)

Факторы, влияющие на размер будущей пенсии, риски, присущие различным программам пенсионного обеспечения, понимание личной ответственности в пенсионном обеспечении, существование риска в разного рода пенсионных программах; важность пенсионных накоплений в России. Поиск актуальной информации на сайте Пенсионного фондаРФ, а также других ресурсах; формула расчета размера пенсии.

Формирование навыков выбора негосударственного пенсионного фонда на рынке пенсионного обеспечения согласно целевым критериям.

Формирование навыков поиска актуальной и достоверной информации, решение задач на расчет размера пенсии по формуле.

Тема 2. «Собственный бизнес: как создать и не потерять» (11 ч.)

Бизнес; финансовые риски и неудачи бизнеса; алгоритм бизнес-плана; самообразования для развития бизнеса, стартап, бух.учет, уставной капитал, доходы, расходы, прибыль, налогообложение, бизнес идеи.

Поиск актуальной информации по стартапам и ведению бизнеса. Маркетинг, менеджмент.

Тема 3. «Риски в мире денег: как защититься от разорения» (6 ч)

Способы сохранности денег;  финансовые риски в современной экономической ситуации; финансовая подушка безопасности на случай чрезвычайных и кризисных жизненных ситуаций; финансовые пирамиды и как не попасться на «хорошие» предложения.

Защита и безопасность личной информации в сети Интернет (быть осторожным с паролями, пин-кодами и др.); поиск актуальной информации на сайтах компаний и государственных служб; сопоставление и анализ полученной информации из различных источников.

Тема 4. «Страхование: что и как надо страховать, чтобы не попасть в беду» (9 ч)

Основные задачи и принципы страхования; страховые продукты в различных сферах жизни; преимущества и последствия заключения договоров настрахование; виды страхования; различие обязательного и добровольного страхования; поиск и интерпретация актуальной информации в сфере страхования; чтение договоров страхования.

Тематический план элективного курса

«Финансовая грамотность»

(10-11 класс)

Название раздела

10 класс

Банковская система: услуги и продукты

6

Фондовый рынок: как его использовать для роста доходов.

6

Страхование: что и как надо страховать

4

Собственный бизнес.

4

Основы налогообложения.

6

Личное финансовое планирование.

8

Итого:

34

Название раздела

11 класс

Обеспеченная старость: возможности пенсионного накопления

8

Собственный бизнес: как создать и не потерять

11

Риски в мире денег: как защититься от разорения

6

Страхование: что и как надо страховать, чтобы не попасть в беду

9

Итого:

34 ч

Всего:

68 ч

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА ЧАСОВ

НА ОСВОЕНИЕ КАЖДОЙ ТЕМЫ

(«Финансовая грамотность», 10класс, 34 часов)

Тема урока

Кол-во

ч

Дата по плану

Дата по факту

1

Банковская система: услуги и продукты

Основные понятия кредитования. Виды кредитов.

1

02.09

2

Основные понятия кредитования. Виды кредитов.

1

09.09

3

Основные понятия кредитования. Виды кредитов.

1

16.09

4

Условия кредитов.

1

23.09

5

Условия кредитов.

1

30.09

6

Что такое кредитная история заемщика?

1

07.10

7

Фондовый рынок: как его использовать для роста доходов.

Расчеты размеров выплат по  видам кредитов.

1

14.10

8

Расчеты размеров выплат по различным видам кредитов.

1

21.10

9

Расчеты размеров выплат по различным видам кредитов.

1

28.10

10

Виды депозитов.

1

11.11

11

Виды депозитов.

1

18.11

12

Условия депозитов.

1

25.11

13

Страхование: что и как надо страховать

Виды страхования в России.

1

02.12

14

Страхование имущества.

1

09.12

15

Личное страхование.

1

16.12

16

Страховые продукты.

1

23.12

17

Собственный бизнес.

Валютный курс.

1

13.01

18

Валютный курс.

1

20.01

19

Банковские карты.

1

27.01

20

Банковские карты.

1

03.02

21

Основы налогообложения.

Налоговый кодекс РФ.

1

10.02

22

Виды налогов в РФ.

1

17.02

23

Налоговые льготы в РФ.

1

03.03

24

Обязанность и ответственность налогоплательщиков.

1

10.03

25

Налоговый инспектор.

1

17.03

26

Экскурсия в налоговую инспекцию.

1

07.04

27

Личное финансовое планирование.

Роль денег в нашей жизни.

1

14.04

28

Семейный бюджет.

1

21.04

29

Личный бюджет.

1

28.04

30

Личные финансовые цели.

1

05.05

31

Составление личного финансового плана.

1

12.05

32

Защита своего личного финансового плана

1

19.05

33

 Защита проектов

1

21.05

34

 Защита проектов

1

28.05

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА ЧАСОВ

НА ОСВОЕНИЕ КАЖДОЙ ТЕМЫ

(«Финансовая грамотность», 11 класс, 34 часов)

Тема урока

Кол-во

ч

 

 

1

Обеспеченная старость: возможности пенсионного накопления

Что такое пенсия и кому она положена

1

2

От чего зависит размер пенсии и как его увеличить

1

3

Как выбрать программу пенсионного накопления

1

4

Обучающая игра «Выбери свой негосударственный пенсионный фонд»

1

5

Поиск актуальной информации на сайте Пенсионного фонда РФ, а также других ресурсах

1

6

Творческое занятие – эссе «Пенсионеры — это самое дорогое, что есть у государства». (М. Гуськов)

1

7

Решение практических задач и тестов

1

8

Диспут «Только два стимула заставляют работать людей: жажда заработной платы и боязнь её потерять». (Г. Форд)

1

9

Собственный бизнес: как создать и не потерять

Как создать стартап

1

10

Как разработать реальный бизнес-план

1

11

Расходы и доходы в собственном бизнесе

1

12

Налогообложение малого и среднего бизнеса

1

13

Кто может помочь в создании стартапа

1

14

С какими финансовыми рисками может встретиться бизнесмен

1

15

Игра «Создаём свой бизнес на территории Дновского района», часть I: подготовительный этап

1

16

Игра «Создаём свой бизнес на территории Дновского района», часть II: этап игрового моделирования

1

17

Коммуникативный семинар «Легко ли создать свой бизнес сегодня?»

1

18

Игра «Стартап»

1

19

Круглый стол «Ключ к успеху бизнеса — в инновациях, которые, в свою очередь, рождаются креативностью». (Д. Гуднайт)

1

20

Риски в мире денег: как защититься от разорения

Какие бывают финансовые риски.

1

21

Что такое финансовое мошенничество. И как строятся финансовые пирамиды.

1

22

Как управлять инвестиционными рисками

1

23

Коммуникативный семинар «Как избежать мошенничества в сфере финансов?»

1

24

Семинар «Нажить много денег — храбрость; сохранить их — мудрость, а умело расходовать их — искусство». (Б. Авербах)

1

25

Решение практических задач и тестов. Обобщение по теме «Риски в мире денег: как защититься от разорения»

1

26

Страхование: что и как надо страховать, чтобы не попасть в беду

Управление рисками и страхование

1

27

О правильном страховании

1

28

Идентификация рисков и выбор страховой защиты

1

29

Как правильно выбрать страховщика и не переплатить за страхование

1

30

Как правильно заключить договор страхования и защитить свои права при страховом случае

1

31

Коммуникативный семинар «Критерии выбора страховой компании».

1

32

Игра «Хочу застраховать жизнь и здоровье»

1

33

 Защита проектов

1

34

 Защита проектов

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка "Финансовая грамотность" 7 класс

Программа рассчитана на 1 час в неделю для 7 классов...

рабочая программа по финансовой грамотности

Рабочая программа курса Основы финансовой грамотности для 9 класс....

Рабочая программа курса Финансовая грамотность 11 класс

Главная цель образовательной школы воспитание гармоничной личности, а гармоничная личность  должна быть всесторонне развитой, т.е.  владеть различными знаниями, умениями и навыками, обладать...

Рабочая программа по "Финансовой грамотности" для 6-7 классов

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Основы финансовой грамотности", 6-7 классы, составлена на основе авторской программы по финансовой грамотности «Спецпроект Российской...

Рабочая программа по финансовой грамотности 5-9 классы

Рабочая программа по курсу "Финансовая грамотность для основной школы....