Конкурсы как средство развития творческой и общественной активности обучающихся
статья (7, 8, 9, 10, 11 класс)

Коробко Любовь Петровна

С 2006 года являюсь руководителем детского объединении «Лига юных журналистов» МБУ ДО Кагальницкого Центра творчества Азовского района.. До 2006 года  вела юнкоровское объединение школьников «Лига детской прессы Азовского района» на общественных началах, потому что хотелось делиться с молодежью своими знаниями и опытом, полученными за годы работы в газете (по образованию я журналист, закончила Ростовский государственный университет, являюсь членом Союза журналистов России).

         За эти годы через объединение прошло более 500 детей. Некоторые всерьёз заинтересовались журналистикой, продолжили образование и сейчас успешно работают в федеральных,  региональных, местных СМИ.

         Понимая, что журналист – профессия не массовая, а «штучная», стараюсь не акцентировать внимание на профориентационном аспекте, но считала и считаю до сих пор, что полученные обучающимися знания основ журналистики, умение профессионально общаться, работать с информацией, брать и давать интервью, сотрудничать со средствами массовой информации обязательно пригодятся им в дальнейшей трудовой деятельности, какую бы профессию они не выбрали, расширят их кругозор, коммуникативные возможности, будут способствовать их личностному росту.

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОНКУРСЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ И ОБЩЕСТВЕННОЙ АКТИВНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Из опыта  работы детского объединения «Лига юных журналистов»  Кагальницкого Центра творчества  Азовского района

В «Концепции развития дополнительного образования детей в Российской Федерации» отмечается, что «пронизывая уровни дошкольного, общего, профессионального образования, дополнительное образование становится для взрослеющей личности смысловым социокультурным стержнем, ключевой характеристикой которого является познание через творчество, игру, труд и исследовательскую активность».

На современном этапе содержание дополнительных образовательных программ, согласно Концепции, «ориентировано на создание необходимых условий для личностного развития учащихся, позитивной социализации и профессионального самоопределения; удовлетворение индивидуальных потребностей учащихся в интеллектуальном, художественно-эстетическом, нравственном развитии, а также в занятиях физической культурой и спортом, научно-техническим творчеством; формирование и развитие творческих способностей учащихся, выявление, развитие и поддержку талантливых учащихся».

Каким образом это утверждение преломляется в практической деятельности педагога дополнительного образования и реализации общеразвивающих программ? Попробую показать это на примере своего детского объединения.

С 2006 года являюсь руководителем детского объединении «Лига юных журналистов» МБУ ДО Кагальницкого Центра творчества Азовского района.. До 2006 года  вела юнкоровское объединение школьников «Лига детской прессы Азовского района» на общественных началах, потому что хотелось делиться с молодежью своими знаниями и опытом, полученными за годы работы в газете (по образованию я журналист, закончила Ростовский государственный университет, являюсь членом Союза журналистов России).

        За эти годы через объединение прошло более 500 детей. Некоторые всерьёз заинтересовались журналистикой, продолжили образование и сейчас успешно работают в федеральных,  региональных, местных СМИ.

        Понимая, что журналист – профессия не массовая, а «штучная», стараюсь не акцентировать внимание на профориентационном аспекте, но считала и считаю до сих пор, что полученные обучающимися знания основ журналистики, умение профессионально общаться, работать с информацией, брать и давать интервью, сотрудничать со средствами массовой информации обязательно пригодятся им в дальнейшей трудовой деятельности, какую бы профессию они не выбрали, расширят их кругозор, коммуникативные возможности, будут способствовать их личностному росту.

В соответствии с дополнительной общеразвивающей  программой «Лига юных журналистов» в ходе обучения юные корреспонденты знакомятся с основами теории и практики жанров печати, техники оформления газеты, слагаемыми журналистского мастерства. Они получают практические навыки работы журналиста (ведение записной книжки, выбор и разработка темы, работа над черновиками, над оформлением материала),  узнают новые газетные термины,  виды СМИ (печатные и электронные).

Более углублённо изучаем жанры печати. Отдельные занятия посвящаются информационным жанрам (заметка, интервью, репортаж, отчет), аналитическим (корреспонденция, статья), художественно-публицистическим жанрам (зарисовка, очерк, эссе, фельетон), чтобы юные журналисты не только научились различать материалы в газете по жанрам, но и писали, пробовали себя в этих жанрах. В форме ролевой игры «Берем интервью» проходит занятие по отработке жанра интервью. Обучающиеся, включаясь в игру, входят в роли журналиста и интервьюруемого, и это позволяет им не только раскрыться творчески, но кому-то и раскрепоститься, преодолеть робость публичного выступления, научиться точно и правильно формулировать вопросы и ответы, презентовать себя.  Ребятам предлагались роли: «журналист», «телеведущий», «предприниматель», «звезда эстрады», «родители», «фермер», «директор кондитерской фабрики» и другие. При подведении итогов игры учитывалось умение строить диалог, общение с интервьюируемым, чтобы получить от него необходимую информацию, содержательность беседы.

Затронуты в программе вопросы этики и психологии общения журналиста. Несколько занятий, в том числе практических, посвящено рекламе, ее основным видам и направлениям. Мы говорим о роли рекламы в современном обществе  – как положительной, так и негативной, ее влиянии  на сознание детей и молодежи. Для закрепления материала обязательно провожу конкурс рекламных слоганов на заданные темы, конкурс социальной рекламы «Новый взгляд».

        Для закрепления изученного материала по разделу «Техника оформления газеты» практикую коллективный выпуск стенных газет «Один день моего села», «Защитники Отечества», «Мамин день» (к 8 Марта), «Наше лето», «Самые любимые» (ко Дню матери), Новогодней электронной экспресс-газеты.

Учитывая пожелания ребят, высказанные в анкетах, которые они заполняли в начале учебного года, на занятия приглашаются интересные творческие люди. Юные корреспонденты на занятиях общались со старшими коллегами - журналистами редакции газеты «Приазовье» и ее редактором, побывали на экскурсии и познакомились с директором телекомпании «АНТА». В эфире телекомпании «АНТА» в информационном выпуске неоднократно выходили  сюжеты о встречах в студии телекомпании, с занятий детского объединения. В ходе таких встреч, которые интересны юным журналистам сами по себе, идёт ещё и отработка практических навыков, когда обучающиеся  дают интервью  профессиональному тележурналисту, а  затем видят себя в эфире.

Ежегодно юнкоры принимают участие в районных творческих конкурсах «Взрослый мир глазами детей», «Молодые о молодых», областных конкурсах «Первая строка», «Юный журналист Дона», фотоконкурсе  «Времена года», Всероссийском конкурсе по фотожурналистике, журналистике, рекламе и PR, который организует профессор гуманитарного факультета  РГУПС В. В. Смеюха.

Однако способности и уровень освоения общеразвивающей программы «Лига юных журналистов» не всех обучающихся позволяет им участвовать в значимых и престижных конкурсах. К этому, как правило, стремятся старшеклассники, нацеленные на поступление на факультеты журналистики. Но таких единицы. Поэтому, с целью повышения заинтересованности и творческой активности всех юнкоров, я предлагаю обучающимся мини-конкурсы понятной и близкой им тематики внутри детского объединения.

Хочу поделиться опытом проведения подобных конкурсов и привожу ниже положения о них (из-за краткости формулировок их, в строгом смысле, положением назвать можно с натяжкой, но они понятны  детям и дают толчок их творческой фантазии). Вот некоторые из таких конкурсов.

«ЗАЩИТНИКИ ОТЕЧЕСТВА»

        Всем известна фраза из кинофильма «Офицеры»: «Есть такая профессия – Родину защищать». Рядом с вами живут люди – дедушки, папы, учителя, которые проходили службу в рядах Советской или Российской Армии, были кадровыми офицерами, отличились в боевых действиях в Афганистане, «горячих точках». А может быть, ваш друг или одноклассник мечтает и готовится стать военным... А в школе у вас проходят интересные соревнования и конкурсы ко Дню защитника Отечества. Напишите о них, и мы обязательно опубликуем их в газете!

Материалы на конкурс посылать на почту vlasovich@mail.ru  до 15 февраля.

«МОЙ УЧИТЕЛЬ»

5 октября в нашей стране отмечается День учителя. Учителям мы обязаны не только знаниями, которые они передают своим ученикам, они вкладывают в свою работу частицу души и сердца. Зерна знаний, доброты, умения трудиться, добиваться поставленной цели, которые они посеют в своих учениках, затем дают благодатные всходы. Учителя гордятся своими учениками. А ученики должны быть благодарны своим педагогам. Среди них много людей с интересными биографиями. Возьмите у них интервью или напишите зарисовку, и мы обязательно опубликуем их в газете!

Материалы на конкурс посылать  до 1 октября.

 «ЗВЁЗДНЫЙ ВИЗИТ»

12 апреля в России отмечается День космонавтики и первого полёта в космос Юрия Гагарина. Мы все гордимся успехами нашей страны в освоении космоса и мечтаем о далёких планетах. Представьте, что на нашу Землю высадились инопланетяне. О чём вы спросите их? Что расскажете о своей, земной жизни? Какой сувенир подарите?

Напишите коротенький рассказ (не более одной странички), можно использовать жанр «интервью». Придумайте заголовок. Обязательно подпишите: фамилию, имя автора. Лучшие работы будут опубликованы в газете.

Материалы на конкурс посылать на почту vlasovich@mail.ru  до 1 апреля.

«САМЫЕ ЛЮБИМЫЕ!»

В последнее воскресенье ноября в нашей стране отмечается День матери. Мамам мы обязаны не только рождением, но и  заботой, лаской, добротой, терпением, с которыми они воспитывают детей, вкладывают в них частицу души и сердца. Мамы, бабушки – наши самые родные, самые любимые люди. Оглянись вокруг! Может быть, рядом живёт многодетная или приемная семья, о которой можно написать как о хорошем примере. Напиши материал ко Дню матери, подбери фото и наиболее удачные работы мы опубликуем в газете «Приазовье». О них узнает весь Азовский район! Материалы на конкурс посылать на электронную почту vlasovich@mail.ru  до 15 ноября.

«Я ЛЮБЛЮ ЭТУ ЗЕМЛЮ!»

2017-й - Год экологии в России, и если мы любим нашу страну, природу, нашу планету Земля, мы должны заботиться о ней, беречь её.

Наверняка в вашей школе проходят экологические субботники, десанты, праздники - День Земли, День Воды, День птиц, Праздник древонасаждения, конкурсы и другие мероприятия. Напиши об этих или других событиях, сделай яркие, запоминающиеся фото, и мы обязательно опубликуем их в газете! Материалы на конкурс посылать на почту vlasovich@mail.ru  до 15 мая.

        Как правило, в таких мини-конкурсах участвует от 5 до 12 детей (из 15 обучающихся). По итогам конкурса юнкоры, занявшие призовые места (иногда  и все участники) награждаются грамотами и поощрительными призами. Дополнительным стимулом для ребят является тот момент, что наиболее интересные и содержательные материалы, по договоренности с редактором газеты «Приазовье», публикуются на страницах газеты.

        В течение многих лет сотрудничая с отделом по делам молодёжи администрации Азовского района, я инициирую проведение районного творческого конкурса «Молодые о молодых». Положение об этом конкурсе утверждается начальником ОДМ, согласовывается с редактором газеты «Приазовье».

Цель и задачи конкурса:

- формирование интереса у подрастающего поколения к журналистике и сотрудничеству со СМИ;

- активизация освещения жизни молодежи в периодической печати;

- выявление литературно одаренной молодёжи, юных корреспондентов;

- привлечение творческой, активной молодёжи к участию в мероприятиях молодёжной  политики;

- пропаганда здорового образа жизни среди молодёжи;

Номинации конкурса:

1. Лучший газетный материал;

2. Лучший фотоснимок, фоторепортаж;

3. Лучший видеоролик на молодёжную тему.

4. Эссе на тему «Я и мир вокруг меня».

Тематика конкурса:

- освещение мероприятий молодёжной политики, том числе  в жанре фоторепортажа;

- рассказы о креативных молодых людях, их достижениях, здоровых увлечениях молодёжи;

- публикации о негативных проявлениях в молодежной среде и путях их преодоления под рубрикой «Страховка от плохой компании».

        Участие в конкурсе могут принимать обучающиеся школ Азовского района в возрасте от 13 до 18 лет. Сроки проведения конкурса: с 1 октября по 30 апреля текущего года. Критерии оценки материалов: актуальность и новизна выбранной темы; творческий подход к подготовке журналистского материала;  литературный уровень подготовки материала;  хорошее качество изображения и композиции фото и видеоматериалов.

В состав конкурсной комиссии входят представители отдела по делам молодёжи, редакции газеты «Приазовье», профессиональные журналисты. Конкурсная комиссия рассматривает не более трёх работ одного автора, опубликованных в печатных изданиях, на сайтах школ.

Победители конкурса в каждой номинации награждаются грамотами и памятными призами отдела по делам молодёжи администрации Азовского района в мае, на заключительном занятии в Лиге юных журналистов или на районном молодёжном мероприятии.

        Хотя конкурс открытый для всех школьников района, победителями в нём становятся в большинстве случаев обучающиеся объединения «Лига юных журналистов» как более подготовленные и активные.

        Таким образом, осуществляется тесная связь обучения по общеразвивающей дополнительной программе с практикой, ориентация на создание конкретного персонального продукта и его публичную презентации, предоставляется возможность обучающимся на практике применить полученные знания и навыки, развивается не только творческая, но и общественная активность обучающихся.

                                Л. П. Коробко.

Педагог дополнительного образования

МБУ ДО Кагальницкого ЦТ Азовского района,

руководитель детского объединения «Лига юных журналистов».


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Учебный диалог как средство развития творческой активности учащихся средних классов"

Исследовательская работа по методике преподавания английского языка...

Статья на тему " Участие в дистанционных конкурсах,как средство развития творческих и интеллектуальных способностей учащихся"

Статья на тему " Участие в дистанционных конкурсах,как средство развития творческих и интеллектуальных способностей учащихся"...

Педагогический проект «Дистанционные олимпиады и конкурсы как средство развития творческого потенциала учащихся»

Проект направлен на организацию образовательного процесса. Предполагается вовлечение учащихся в исследовательские проекты, олимпиады, конкурсы, через сеть Интернет, которые позволяют осущест...

Авторская программа внеурочной деятельности «Дистанционные олимпиады и конкурсы как средство развития творческого потенциала учащихся»

Программа направлена на организацию образовательного процесса. Предполагается вовлечение учащихся в исследовательские проекты, олимпиады, конкурсы, через сеть Интернет, которые позволяют осу...