Дополнительная общеразвивающая программа "Югра - мой край родной"
рабочая программа

Храпунова Татьяна Юрьевна

Дополнительная общеразвивающая программа "Югра - мой край родной"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_yugra-_moy_kray_rodnoy.docx672.53 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\Приемная\Desktop\ЮГРА.jpg

.

Пояснительная записка

Федеральный закон «Об образовании в РФ» формулирует в качестве принципов государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования воспитание взаимоуважения, гражданственности, патриотизма, ответственности личности, а также защиту и развитие этнокультурных особенностей и традиций народов Российской Федерации в условиях многонационального государства.

В Федеральном законе «Об образовании в РФ» (ст. 12) акцентируется, что именно образовательные программы определяют содержание образования. В этой же статье особо отмечается, что содержание образования «должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений, обеспечивать развитие способностей каждого человека, формирование и развитие его личности в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными    ценностями».

Президент РФ В.В. Путин в своей статье «Россия: национальный вопрос» подчеркнул, что для нашей страны – с ее многообразием языков, традиций, этносов и культур – национальный вопрос, без всякого преувеличения, носит фундаментальный характер. Гражданская задача образования, системы просвещения – дать каждому тот абсолютно обязательный объем гуманитарного знания, который составляет основу само идентичности народа». Национальное самосознание (идентичность) — разделяемое всеми гражданами представление о своей стране, её народе, чувство принадлежности к своей стране и народу. В Концепции духовно- нравственного воспитания и развития личности гражданина России указывается, что основу национальной идентичности составляют базовые национальные ценности и общая историческая судьба.

В концепции развития воспитания в системе общего образования ХМАО – Югры в направлении 5 раскрывается необходимость формирования у обучающихся личностного отношения к культурно-историческому наследию, чувства ответственности за свою малую родину; в Стратегии развития образования ХМАО-Югры до 2020 года обозначен приоритет гражданско-патриотического воспитания. Важность формирования личности, с высоким уровнем самосознания, способной к саморазвитию и изменению качества жизни своего этноса и общества в целом подчеркивается в концепции развития системы образования ХМАО-Югры до 2020 года.

Патриотизм начинается с малого – с любви к своей семье, к своей школе, к своему городу. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к ее истории, к прошлому и настоящему, ко всему.

Исходя из этого, учитывая традиции и возможности школы (кадровые, материально-технические ресурсы), желания и интересы детей и родителей, мной была разработана рабочая программа дополнительного образования для  учащихся 5-11 классов «Югра мой край родной».

Дополнительная образовательная программа для детей с 12 до 17 лет разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта  школьного образования  (утвержден приказом МО от 17 октября 2013 г. № 1155, зарегистрирован в Минюсте России 14 ноября 2013 г., регистрационный номер 30384), авторской программы Т.К. Орловой, Л.Г. Демус, Н.Г. Богордаевой, Л.Н. Нечаевой «Мы — дети природы (ГУИПП «Полиграфист», Ханты-Мансийск, 2008 г. под ред. Т. Г. Орловой); с Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Дополнительная программа «Югра - мой край родной» является неотъемлемой составляющей образовательных разделов «Художественно эстетическое развитие»,«Социально-коммуникативное развитие». Курс способствует развитию специальных литературных и художественно- прикладных способностей детей; есть возможность проявить творческое мышление, почувствовать себя значимым для коллектива. Этнографические знания, получаемые детьми, дают возможность почувствовать то общее, что связывает всех, увидеть прекрасное, интересное, необычное в том, что рядом, воспитывают чувство сопричастности к культуре и истории Югорского края, прежде всего, через уважение к народам, культуры которых сформировались на его территории.

Данная программа ценна не только в воспитательном значении, она способствует развитию личностно-ориентированного подхода в решении воспитательных задач в  школьном возрасте, что позволяет значительно расширить возможности развития ребенка сообразно его способностям, возможностям, наклонностям.

        Программа предусматривает организацию самостоятельной деятельности учащихся. 

Самостоятельная работа представляет собой, с одной стороны, учебное задание, т.е. то, что должен выполнить ученик, объект его деятельности, с другой – форму проявления соответствующей деятельности памяти, мышления, творческого воображения при выполнении учеником учебного задания, которое, в конечном счете, приводит школьника либо к получению совершенно нового, ранее неизвестного ему знания, либо к углублению и расширению сферы действия уже полученных знаний.

Самостоятельная работа учеником подразумевает:

- изучение теоретического материала в библиотечном фонде города, музее города, сети интернет;

- работа с историческими источниками (письменные, материальные);

- работа по созданию проекта по итогам реализации программы;

- сбор этнографического материала, интервью с местными жителями;

- поиск литературы по предложенным темам;

- работа с музеями города Когалым.

Предусматривает использование современных учебных материалов:

- использование интерактивных средств и мультимедиа в программе SMARTNOTEBOOK 10;

-современные учебники по истории ХМАО-Югры (Л.А. Редькин, Е.А. Немысова и др.);

- интерактивные форумы общения с участниками краеведческих объединений других учреждений, городов (развитие навыков коммуникаций);

- видеоконференции посредством мессенджеров (Телеграмм, Скайп и т.д.)

- использование возможностей социальных сетей (Вконтакте, Одноклассники)

- электронные библиотечные системы (Президентская библиотека на базе библиотеки г. Когалым);

- учебные фильмы, компьютерные программы, аудиоматериалы;

- совместный просмотр документальных  передач про историю округа.

Предусматривает использование современных образовательных технологий:

- игровая;

- информационно-коммуникативная;

- проектная и исследовательская деятельность;

- технология группового обучения;

- технология деятельностного подхода;

- технология развития критического мышления (ТРКМ);

- обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа)

- технология дифференцированного обучения и др.

Предусматривает использование современных оценочных средств:        

- мониторинги (коммуникационные, информационные, текстовые технологии);

- рейтинговая система оценивания;

- портфолио достижений;

- защита индивидуальных исследовательских работ и проектов и т.д.

Предусматривает развитие образовательной среды школы

        Внеурочная деятельность предусматривает открытые мероприятия с привлечением учащихся школ города - экскурсии в школьный музей. Эти мероприятия – являются одним из важнейших факторов развития образовательной среды в современной школе.  Они способствуют духовному, нравственному воспитанию и развитию личности ребенка.

        Предусматривает привлечение социальных партнеров:

Социальными партнерами являются: МБУ Музейно-выставочный центр, Централизованная библиотечная система г.Когалыма, "Русскинской музей Природы и человека им. А.П.Ядрошникова"с.п.Русскинская, взаимодействие с которыми  осуществляется  через посещение тематических экспозиций, интерактивные лекции, видеолектории, просмотр документальных фильмов.родители, которые выступают активными участниками программы внеурочной деятельности: организуют вместе с учениками выставки, организуют посещение музеев  в г. Когалыме и в других городах.

Цель программы: создание условий для  формирования у школьников на основе межпредметной интеграции краеведческих знаний как о регионе в целом (региональный компонент), так и о близлежащей территории (местный компонент) через включение в проектно-исследовательскую и социально значимую деятельность.

         Задачи программы:

Обучающие: пополнить и совершенствовать знания школьников путём изучения истории родного края;

- формировать желания и умения участвовать в разнообразной поисковой, творческой, созидательной деятельности в природе, социуме;

- обучить способам работы с информацией, поиск, анализ, преобразование, передача, хранение информации, её использование в учебной и повседневной жизни;

- расширить и углубить знания, полученные на занятиях истории, географии, литературы, музыки, искусства, технологии, информатики и ИКТ, английского языка;

 - формировать у учащихся целостное восприятие истории, культуры края как части истории страны, мира, осознать наследие родного края в своей жизни, в общей судьбе народов России.

Развивающие: развить мышления как умения анализировать, сравнивать, обобщать факты, выявлять степень достоверности и вариативности оценки одних и тех же событий в разных исторических источниках;

- развивать желание и умение участвовать в разнообразной поисковой, творческой, созидательной деятельности в природе, социуме;

- формировать у учащихся способность к коммуникативным функциям, оценочным суждениям.

Воспитательные: формировать ценностные ориентации (гражданственность, патриотизм, гуманизм, толерантность) в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этнонациональными традициями родного края;

- формировать потребность во включении в социально значимую деятельность.

Ожидаемые конечные результаты реализации программы.

  • воспитание уважительного отношения к своей стране, ее истории, любви к родному краю, своей семье, толерантности к людям, независимо от возраста, национальности, вероисповедания;
  • понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения в природе, обществе, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
  • осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о разных его сторонах и объектах; установление элементарных связей и зависимостей в природе и обществе;
  • овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира (наблюдения, опыт, эксперимент), использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности;
  • расширение кругозора и культурного опыта дошкольника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.

        Описание материально-технического обеспечения  образовательного процесса

Печатные средства обучения:

  • Природные зоны России
  • Набор плакатов «Природные зоны земли»

Оборудование для проведения практических занятий:

  • Макет хантыйского стойбища
  • Орнаменты ханты и манси
  • Амулеты, обереги, талисманы
  • Изделиях из меха, бересты, ровдуги (оленьей кожи), ткани, сукна, дерева.

Технические средства обучения:

  • Мультимедийный проектор.
  • Персональный компьютер.
  • Интерактивная доска.
  • Набор кукол в национальных костюмах

Содержание программы

Программа внеурочной деятельности "Югра - мой край родной"  разработана на основе ФГОС основного общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов основного общего образования, с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, в соответствии с целями и задачами основной образовательной программы общеобразовательного учреждения, примерной программы по внеурочной деятельности. Осуществление программы дает возможность, с одной стороны, закреплять знания и навыки, полученные обучающимися на занятиях, знакомства с историей и культурным наследием родного края, с другой – вовлечь обучающихся в системную творческую, исследовательскую, проектную деятельность.

На ступени основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации обучающихся, приобщения их к национальным и мировым культурным традициям, интеграции в исторически сложившееся многонациональное и многоконфессиональное сообщество. Базисным учебным планом общеобразовательных организаций Российской Федерации на изучение региональной истории отводится до 10-15 % учебного времени в рамках общего курса отечественной истории, что является недостаточным для качественного изучения истории родного края. Необходимо внедрять дополнительные образовательные программы преподавания региональной истории.

Образование, развитие и воспитание личности обучающегося, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей малой Родины, страны и человечества в целом, умение активно и творчески применять исторические знания в учебной и социальной деятельности – основное требование современной школы. Данная программа позволяет создать условия для социализации и культурного самоопределения обучающегося, его практической идентификации со своим народом, что подтверждает ее актуальность и практическую значимость.

В основе разработки данной программы лежат культурно-антропологический и  этнокультурный подходы.

Новизна программы заключается в комплексном изучении истории родного края на межпредметной основе посредством практико-ориентированной, социально значимой, проектно-исследовательской деятельности. В основу организации внеурочной деятельности положен деятельностный подход.

Особенностью программы является организация проектно-исследовательской деятельности обучающихся, которая формирует навык решения разных задач, в том числе социально значимых.

В программе содержатся сведения по истории, географии, экологии, литературе, культуре родного края (ХМАО – Югры), информационные и практические материалы по истории родного края. Материалы предоставляют педагогу возможность реализовать межпредметные связи и способствуют решению задач образовательной деятельности в рамках базисного учебного плана.

Структура соответствует познавательным возможностям школьника, учитывает возрастные особенности обучающихся.

        Реализация программы внеурочной деятельности "Югра - мой край родной"  направлена на реализацию основных целей и задач, определенных в Федеральном компоненте государственного стандарта исторического  образования, Национальной доктрине образования в Российской Федерации на период до 2025 года.

Структура соответствует познавательным возможностям школьника, учитывает возрастные особенности обучающихся.

 Тематическое содержание программы.

Тема 1. Мой адрес: Россия. ХМАО. Когалым (1 ч.)  

Знакомство с программой курса, его содержанием, формами работы. Понятие «Сибирь», «Югра», «Обские угры». Территория округа. Географическое положение и природные условия. Природные ресурсы. Население округа.

Тема 2. Откуда и как мы узнаем об истории родного края (1 ч.)

Науки, изучающие историю и культуру народов: этнография, антропология, лингвистика, фольклористика, топонимика, статистика, социология, генеалогия, искусствоведение.

Раздел 1.  Наш край в далеком прошлом  (4 ч.)

Растительный и животный мир Сибири в ледниковый период. Как происходило заселение Сибири. Формирование этносов: ханты, манси, ненцы. Археологические памятники культуры народов на территории нашего края.

Тема 2. Жители нашего края (1 ч.)

Образ жизни народов на севере Сибири: основные занятия, жилища, одежда и средства передвижения. Первые художники Сибири. «Звериный стиль» в искусстве древних угров. Религиозные представления обских угров. Жизнь детей в древности.

Тема 3. Хозяйство жителей нашего края (2ч.)

Хозяйственная деятельность. Охота, рыболовство, собирательство и домашние ремесла. Скотоводство и его специфика в условиях тайги. Первые металлурги Сибири.

Тема 4. Обобщающее занятие.(1 ч.)

 Раздел 2.В составе Российского государства (8 ч.)

Тема 1. Народы нашего края после присоединения к России (2ч.)

Этносы Сибири, территория их расселения. Этнонимы. Духовная культура: религиозные верования, шаманы, сказки. Народы нашего края: ханты, манси, ненцы. Их хозяйственные занятия и общественные отношения.  

Тема 2. Первые сибирские города и их жители (2 ч.)

Основание Тюмени, Тобольска, Березова, Пелыма, Сургута. Демьянский и Самаровский ям. Хозяйство и быт жителей ясачных областей.

Тема 3. Березово. Секретные узники (1 ч.)

Траханиотов Никифор Васильевич. А.Д. Меншиков, М.А. Меншикова, Долгорукие. Березовский край в "Описании Сибирского царства" Г.Ф. Миллера. А.И. Остерман.

Тема 4. Декабристы в нашем крае (2 ч.)

Декабристы в Сибири. Места отбывания каторги и ссылки. Образ жизни осужденных декабристов. Педагогическая деятельность декабристов в Сибири. Память о декабристах среди сибиряков. Художественные произведения о декабристах.

Тема 5. Обобщающее занятие(1 ч.)

Раздел 3. Страницы новой жизни (6 ч.)

Тема 1.  Революция и Гражданская война в истории края  (1 ч.)

Отношение сибиряков к свержению самодержавия. Переход власти к Советам. Упразднение системы управления. Сполохи Гражданской войны.

Тема 2. "Рождение" округа (2 ч.)

Поиски новой административной системы. Комитет содействия народностям северных окраин. Создание национального округа, строительство окружного центра.

Тема 3. Вклад округа в Великую победу (1 ч.)

Наши земляки на фронтах Великой Отечественной войны. Патриотический подъем. Сибирские добровольцы. Сибиряки – Герои Великой Отечественной войны. Памятники героям войны. Перестройка экономики на военный лад. Промышленность и сельское хозяйство нашего края – фронту. Рабочие кадры. Школьники округа – фронту.

Тема 4. Эпоха "большой нефти" (1 ч).

Геологоразведочные работы 50-60 – х годов, их герои и результаты. Новая летопись края, новые герои.

Тема 5. Обобщающее занятие (1 ч).

Раздел 4. Когалым – Родина моя (14 ч.)

Тема 1. От поселка к городу (2 ч.)

Топонимы – носители ценной информации. Поселок мечты и великих дел. "Запах" нефти. Дороги, ведущие к буровой.

Тема 2. Коренное население города (2 ч.)

В единой семье. Первопроходцы и их быт. Мы строим будущее.Социальный портрет современного Когалыма.

Тема 3.Город и его хозяйство (1 ч.)

Социально-экономическое развитие. Ведущие отрасли промышленности. Развитие сферы услуг как условия повышения комфортности проживания.

Тема 4.О чем рассказывают улицы(1 ч.)

Происхождение названия улиц. Городское ориентирование.

Тема 5.Достопримечательности родного города (2 ч.)

Памятники и интересные места города: история создания, местонахождение.

Тема 6.Традиции Когалыма (2 ч.)

Традиционные праздники нашего города. История возникновения, описание. Роль традиций в жизни жителей нашего города.

Тема 7.Югра творческая ("Север мой…") (1 ч.)

Писатели, поэты, художники, музыканты округа и города. Наш край в произведениях местных авторов.

Тема 8. Когалым в лицах (2 ч.)

Знаменитые люди нашего города. Жители города, которые внесли вклад в развитие и благополучие Когалыма (строители, нефтяники, врачи, учителя и др.). Почетные жители Когалыма.

Тема 9. Обобщающий занятие "Мой край – Югра" (1 ч.)

Интерактивная викторина "Мой край – Югра"

Итоговый занятие

Презентация интерактивной карты, включающей мини-проекты, разработанные обучающимися в течение изучения факультативного курса.

Учебный план

Тематическое

содержание

Кол-во часов

1

Введение

2

1

Наш край в далеком прошлом  

4

2

В составе Российского государства

8

3

Страницы новой жизни

6

4

Когалым – Родина моя

14

Итого

34

Список использованной литературы

Учебники и учебные пособия для учителя

  1. История Ханты-Мансийского автономного округа с древности до конца XX века: Хрестоматия / Под ред. Д. А. Редина, А.Т. Шашкова. - Екатеринбург, 1999.
  2. История Ханты-Мансийского автономного округа с древности до наших дней: Учебник для старших классов /Отв. ред. Д.А. Редин. - Екатеринбург, 1999.

Список литературы, используемой для разработки программы

  1. История Ханты-Мансийского автономного округа с древности до конца XX века: Хрестоматия / Под ред. Д. А. Редина, А.Т. Шашкова. - Екатеринбург, 1999.
  2. Кузнецова Ф.С. История Сибири: Дидактические материалы. Учебно-методическое пособие для 5 – 9 классов общеобразовательных учреждений. Новосибирск «ИНФОЛИО-пресс». 2003.С.9-17.
  3. Шаповалов А. По следу мамонта. Новосибирск ИНФОЛИО-пресс,1999.
  4. Электронная книга: История Югорской земли в документах (с древнейших времён до 1917 года)

Список литературы для обучающихся и родителей

  1. Березово (Очерки истории с древности до наших дней). – Екатеринбург, 2008.
  2. Зуев А.С. Сибирь: вехи истории (XVI-XIX вв.): учебное пособие для старших классов общеобразовательных учреждений. – Новосибирск, 1998.
  3. Кузнецова Ф.С. история Сибири. Часть I. Присоединение к России: учебное пособие для класса общеобразовательных учреждений. – Новосибирск, 1999.
  4. Лукин Н.В. Мифы, предания, сказки хантов и манси. - Москва, 1990.
  5. Немысова Е.А. Хантыйские загадки. – СПб., 2006.
  6. Шаповалов А. По следу мамонта. Новосибирск ИНФОЛИО-пресс,1999.
  7. Энциклопедия Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Югория», – Екатеринбург, 1999.

Интернет ресурсы

1. Большая биографическая энциклопедия. 2009.

2. Электронный атлас: «Люби и знай свой край родной. Ханты-Мансийский автономный округ»,

3. В. Сафронов «Откуда земля Сибирская пошла»,

4. Центр охраны культурного наследия (сайт автономного учреждения ХМАО – Югры)

5. Названия географических объектов – краткий топонимический словарь водоемов и населенных пунктов Западной Сибири.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Планирование для краеведческого кружка "Люблю тебя мой край Родной" в системе дополнительного образования.5-8классы

Рабочая  программа и планирование для туристического кружка в системе дополнительного образования будет интересно не только учителям географии,но и классным руководителям. Здесь учтены все основн...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Мой край"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Мой край" имеет туристско-краеведческую направленность, предназначена для учащихся 6-18 лет, срок реализации 2 года....

Дополнительная общеразвивающая программа по экологии социально - педагогической направленности «Мой край родной»

Поведение человека в природе –это и зеркало его души.                    К.Л. Зелинский...

Дополнительная общеобразовательная – дополнительная общеразвивающая программа «Экология родного края»

Дополнительная общеобразовательная – дополнительная общеразвивающая программа «Экология родного края» составлена в соответствии с нормативно-правовыми требованиями законодательства в...

Дополнительная общеразвивающая программа эколого-биологической направленности «Изучаем свой родной край»

Цель – создание условий для формирования убеждения в необходимости и возможности решения экологических проблем, стремления к личному творческому участию в теоретических и практических делах сбер...

Дополнительная общеразвивающая программа «Мой родной край»

Цель программы: освоение истории родного края и развитие мотивации детей к познанию и творчеству через увлечение краеведением и фольклором, через изучение родного края и культуры народов Югры....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа объединения «Мой край родной»

      Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа  объединения «Мой край родной»  (далее – образовательная  программа) относится...