Особенности хакасского орнамента
классный час (8 класс)

Субракова Лариса Ананьевна
Хакасский национальный орнамент делится на 3 типа узоров : геометрические , растительные и образные .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word.docx18.1 КБ

Предварительный просмотр:

                                                  КЛАССНЫЙ ЧАС

Тема: Особенности хакасского орнамента .

 Аппликация с элементами художественного оформления (хакасский национальный орнамент, выполненный на рукавице).

Цель занятия:    Развитие интереса к хакасским национальным орнаментам и  к истории родного края. Формирование творческих навыков и умений с помощью декоративно-прикладных занятий.

Материал: Заготовка рукавицы из картона, трафареты орнаментов, клей.

Инструменты: Ножницы.

Задачи: 

Обучающие:

1.Познакомить детей с хакасским орнаментом и его цветовым решением;

2.Научить выполнять аппликацию с элементами художественного оформления;

Развивающие:

1.Развивать художественный вкус;

2.Повышать грамотность детей в вопросах этнокультуры через декоративно-прикладное творчество;

Воспитательные:

1.Воспитывать любовь к истории и культуре своего народа;

2.Воспитывать уважение и бережное отношение к творчеству старшего поколения.

Методическое оснащение занятия:

Оформление доски: тема занятия, плакат

Дидактическое обеспечение:

- электронная презентация «»

-схема изготовления изделия с пошаговой инструкцией, карточки.

Методы обучения:

Словесные (рассказ, объяснение, инструктаж)

Наглядные (объяснительно-иллюстративный, демонстрация, электронная презентация);

Практические (практическая работа и показ варежек).

Приёмы: беседа, объяснение с использованием наглядности, показ практических действий, практическая работа, подведение итогов.

Формы организации познавательной деятельности учащихся: индивидуальные, коллективные.

Тип занятия: изучение темы

Этапы:

Организационный

- Приветствие, проверка подготовленности детей к занятию.

Подготовительный

- Беседа вступление.

- Постановка цели

Основной

- Практическая работа

Итоговый

- Подведение итогов занятия.

Метапредметные связи:

- ОБЖ: охрана труда при работе с колющими и режущими предметами( ножницы)

- История: исторические сведения об

Средства обучения:

Для педагога - мультимедийная презентация , образец варежек (мелей), хакасское национальное платье с орнаментом, образцы вышивок с хакасским орнаментом.

Для обучающихся - заготовка рукавицы из картона, трафареты орнаментов, клей и ножницы.

Ход занятия

  1. Организационный момент

 Приветствие: Изеннер аарлыг, аалчылар паза олганнар!

Здравствуйте дорогие гости и дети!  рада приветствовать вас на занятии.

Тема нашего занятия « Особенности хакасского орнамента»

   2.  Основной

- Что такое орнамент? Орнамент в переводе с латинского – украшение.

В искусствоведении орнаментом называют узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов. Это повторение, чередование одних и тех же изображений.  Разные народы составляют свои национальные узоры и это зависит от места, где они живут, от рода их занятий. Всё подмеченное в природе служило источником для создания орнамента.

Хакасия, богата своей древней историей и корни народного искусства уходят в далёкое прошлое. Хакасы стремились украсить предметы быта, жилище, одежду орнаментом.

(показ презентации).

  Хакасский национальный орнамент делится на растительные узоры, геометрические, а также образные.  Для мужской одежды характерен геометрические узоры, которые состоят из растительных форм, но выполнены в упрощенном виде, в виде квадратиков, треугольников, полосок наискосок, зигзагов или кругов (показ).

А для женской - растительные.  Орнамент из растительных элементов состоит из плавно извивающихся стеблей с цветами, бутонами, листьями разной формы трехлистников, пятилистников и разного рода завитков, спиралей (показ).

В хакасской вышивке традиционно применяют 3 главных цвета. С красным цветом связывают мечты о тепле, радости и счастье. Это цвет огня. Голубой – цвет воды, неба. Зелёный – цвет растений. Обычно орнамент вышивается на чёрном фоне – это означает землю, а на ней богатство растительного мира.

Особое внимание уделялось одежде, т.к. мы живём в Сибири и зимы у нас холодные. Верхняя одежда шилась из меха животных и украшалась вышивкой или аппликацией. Таким образом изготавливались сапоги, шубы и рукавицы (мелей).

( показ презентации).

 -  Сегодня мы на примере рассмотримте рукавицы (мелей). Мелей как мужские, так и женские имели одинаковую форму и отличались лишь размерами.

Зимние рукавицы шили из белой и черной овчины, мехом вовнутрь, покрывались чёрным плисом. Отделка обычно делалась  из полосок, лицевая сторона рукавицы украшалась вышивкой из цветных шёлковых ниток.

(показ презентации).

Практическая часть

– Так как мы ещё не умеем вышивать, сегодня мы будем учиться вырезать из бумаги по шаблону рукавицы  -  мелей и украсим рукавицу аппликацией хакасского национального орнамента.

– Что такое аппликация? (Наклеивание или нашивание одного материала на другой, разные по цвету, но одинаковые по свойству).

- Для нашей работы сегодня понадобятся? (Ножницы.)

Но прежде повторимте правила пользования ножницами

Инструкция пользования ножницами (раздаем детям)

1. Ножницы нельзя поднимать остриём вверх.

2. Нельзя держать в открытом виде.

3. Держать на уровне груди, остриём от себя.

4. Нельзя поворачиваться к другу с ножницами в руках.

5. При резании поворачиваем бумагу, а не ножницы.

-  С чего начнёмте  выполнять работу?

1. По шаблону вырежемте сам варежек - мелей.

2. Выберемте полоски и сам орнамент по желанию.

3. Наклеим отделку рукавицы (полоски).

4. Наклеим на рукавицу орнамент

5. Выполнение работы детьми, учитель оказывает индивидуальную помощь, следит за выполнением правил техники безопасности.

 6.Итог работы

- Поднимите рукавицы. Молодцы с работой справились.         

- Теперь пожалуйста подойдите к доске и прикрепите свои работы, чтобы наши гости могли полюбоваться вашими работами. Спасибо.  Итак , ребята, что нового, интересного для себя вы сегодня узнали?

(Ребята отвечают) Молодцы! На этом наш урок закончен. Спасибо за внимание

Инструкция пользования ножницами

1. Ножницы нельзя поднимать остриём вверх.

2. Нельзя держать в открытом виде.

3. Держать на уровне груди, остриём от себя.

4. Нельзя поворачиваться к другу с ножницами в руках.

5. При резании поворачиваем бумагу, а не ножницы.

Инструкция пользования ножницами

1. Ножницы нельзя поднимать остриём вверх.

2. Нельзя держать в открытом виде.

3. Держать на уровне груди, остриём от себя.

4. Нельзя поворачиваться к другу с ножницами в руках.

5. При резании поворачиваем бумагу, а не ножницы

Инструкция пользования ножницами

1. Ножницы нельзя поднимать остриём вверх.

2. Нельзя держать в открытом виде.

3. Держать на уровне груди, остриём от себя.

4. Нельзя поворачиваться к другу с ножницами в руках.

5. При резании поворачиваем бумагу, а не ножницы

Инструкция пользования ножницами

1. Ножницы нельзя поднимать остриём вверх.

2. Нельзя держать в открытом виде.

3. Держать на уровне груди, остриём от себя.

4. Нельзя поворачиваться к другу с ножницами в руках.

5. При резании поворачиваем бумагу, а не ножницы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока технологии на тему «Символика в орнаменте. Характерные черты орнаментов народов России. Цветовые сочетания в орнаменте. Виды орнаментов»

План-конспект урока технологии на тему«Символика в орнаменте. Характерные черты орнаментов народов России. Цветовые сочетания в орнаменте. Виды орнаментов»Подготовил учитель технологииГусева Любовь Гр...

Тест Орнамент в хакасских узорах

Тест создан для интегрированного урока технологии и математики (в коррекционном классе) "Симметрия в хакасских узорах"...

Методическое сообщение по теме: «Орнамент. Особенности восприятия орнамента учащимися изобразительного отделения»

Орнамент является частью  материальной культуры общества. Внимательное изучение и освоение богатейшего наследия этой оставляющей мировой художественной культуры способствует воспитанию художестве...

Особенности росписи орнамента хохломы

Хохлома - старинный русский народный промысел, родившийся в 17 веке в Округе Нижнего Новгорода....

Орнамент в хакасском национальном костюме

Разработка занятия в рамках работы Факультета хакасских наук. Содержит теоретическую и практическую части. Для практической части ребятам были предложены распечатки раскрасок моделей в современной оде...

Урок-проект по хакасской литературе «По страницам жизни и творчества А.А. Халларова - известного хакасского писателя»

Класс: 8Тип проекта: творческо-исследовательский,  практический (по виду деятельности), групповойЦель реализации проекта: создание условий для вовлечения обучающихся в проектную деятельность по х...

Презентация по хакасскому языку на тему "Хакас ибiчек" ("Хакасская юрта")

Презентация для детей, начинающих изучать хакасский язык....