Методическое сообщение по теме: «Орнамент. Особенности восприятия орнамента учащимися изобразительного отделения»
методическая разработка на тему

Кускунова Людмила Владимировна

Орнамент является частью  материальной культуры общества. Внимательное изучение и освоение богатейшего наследия этой оставляющей мировой художественной культуры способствует воспитанию художественного вкуса, становлению представлений в сфере истории культуры, делает более значительным внутренний мир человека, помогает сохранить связь поколений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Методическое сообщение. 201327.49 КБ

Предварительный просмотр:

Нефтеюганское городское муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей

«Детская школа искусств»

Методическое сообщение по теме:

«Орнамент. Особенности восприятия орнамента учащимися изобразительного отделения»

Преподаватель

изобразительного  отделения

 Кускунова Людмила Владимировна.

Нефтеюганск.

2013

Нефтеюганское городское муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детская школа искусств»

Кускунова Людмила Владимировна

Методическое сообщение по теме:

«Орнамент. Особенности восприятия орнамента учащимися изобразительного отделения».

Цель: Познакомить преподавателей с  методикой преподавания орнаментальной композиции и особенностями восприятия орнамента учащимися изобразительного отделения.

План.

1.Орнамент – часть материальной культуры общества.

2.Классификация орнамента.

3. Орнаментальная композиция.

4. Стилизация и трансформация природных форм в орнаментальные мотивы.

5. Особенности восприятия орнамента учащимися изобразительного отделения.

1

Орнамент является частью  материальной культуры общества. Внимательное изучение и освоение богатейшего наследия этой оставляющей мировой художественной культуры способствует воспитанию художественного вкуса, становлению представлений в сфере истории культуры, делает более значительным внутренний мир человека, помогает сохранить связь поколений.

Изучением орнамента занимаются представители различных научных дисциплин: археологи, этнографы, историки, искусствоведы и др.    Происхождению орнамента посвящена обширная литература, существует три основные гипотезы его возникновения: биологическая ( под влиянием врожденного чувства прекрасного), магическая ( религиозная) и плектогенная (на основе технических приемов). Различные точки зрения существуют и относительно природы орнамента, его значения в обществе. Определяющими считаются три функции: коммуникативная, магическая и эстетическая.  Внутренняя структура орнамента, кроме изобразительного, имеет также прикладное и семантическое начала. Узор всегда жёстко связан с функцией предмета, на который наноситься, с его формой, материалом. Орнамент может иметь прямой смысл письма, отражать своими ритмами в сложно - опосредованной форме реальные ритмы жизни, нести символические значения, закрепленные традицией.

Орнамент, который возник в эпоху палеолита при переходе человека к оседлому образу жизни, всегда был и ныне остается одним из основных средств художественного оформления в области декоративно прикладного творчества, широко используется  в дизайне и архитектуре.

   Стилистические признаки орнаментального искусства определяются особенностями изобразительной культуры каждого народа, обладают определенной устойчивостью на протяжении того или иного исторического периода и имеют ярко выраженный национальный характер.       В народном творчестве запечатлелось фольклорно – поэтическое отношение к миру через орнамент, где он выполнял обрядовую, магическую функцию. Символы обереги встречаются во всех орнаментах мира: поле – ромб и квадрат с точками;  вода – зигзаг, волна, меандр;  солнце – круг, свастика; древо жизни -  вертикальная линия с симметрично расположенными растительными мотивами.        С течением времени древние орнаменты утрачивали свой первоначальный смысл.  Каждая эпоха, национальная культура вырабатывала свою систему орнамента, поэтому он является признаком принадлежности к данному времени и данной стране.

2

Орнамент - это узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов, (мотивов). Все орнаментальные рисунки по характеру изображения подразделяются на три вида:

  1. Орнамент изобразительный, включающий в себя изображения человека, животных, растений, пейзажные или архитектурные мотивы, предметы.
  2. Орнамент неизобразительный, образованный из геометрических элементов, абстрактных форм.
  3. Орнамент комбинированный, представляющий собой сочетание изобразительных элементов и абстрактных форм.

 Основными классификационными  признаками орнамента служат его  назначение и содержание.  С учетом этого все орнаментальные мотивы могут быть объединены в несколько групп:

   1. Геометрический орнамент.

 В качестве мотива используются геометрические формы: линии, точки, круг, квадрат, треугольник и т.д.

2. Растительный орнамент.

 Этот орнамент - самый распространенный после геометрического, для него характерно использование в качестве мотива многочисленные формы растений: листья, цветы, плоды.

3. Зооморфный (животный) орнамент.

  Он построен на изображении различных птиц, зверей.

4. Антропоморфный орнамент.

 В этом орнаменте в качестве мотива используется условное изображение человека.

5. Буквенный (эпиграфический) орнамент.

 Этот орнамент составляется из отдельных букв  или элементов текста.

6. Пейзажный орнамент.        

 Главные объекты этого орнамента – разнообразные природные мотивы: горы, деревья, водопады в сочетании с архитектурой.

7. Предметный орнамент.

 Составляется из предметов быта, атрибутов музыкального и театрального искусства и т.д.

3

Орнаментальная композиция означает составление, построение, структуру узора, пластически завершенную, определяемую образным содержанием, характером и назначением. Ряд правил композиции остаются едиными и обязательными для всех видов изобразительного искусства. Это правила симметрии, устанавливающие закон гармонии пропорций, частей и целое; правила статики и динамики (покоя и движения в пластическом решении композиции); правила ритма – закономерного чередования больших и малых форм.

Этапы выполнения орнаментальной композиции:

1 Зарисовки с натуры, изучение природной формы.

2 Стилизация –  преобразование, художественное обобщение природных форм в  орнаментальные мотивы.

3 Разработка орнаментального мотива.

4 Создание  орнаментальной композиции.

4

Стилизация и трансформация природных форм в орнаментальные мотивы является очень важным этапом в создании орнаментальной композиции. Процесс преобразования натурного материала в орнаментальный образ, который в практической деятельности именуется «Стилизацией», следует вести в следующей последовательности:

Анализ природной формы. Зарисовки с натуры.

Обобщение формы. Выполнение силуэтного изображения.

Трансформация природной формы, используя линию.

Трансформация природной формы, используя линию и пятно.

Поиск выразительного  решения природной формы.

5

Для изучения особенностей восприятие орнамента учащимися изобразительного отделения я провела тестирование. Цель исследования состояла в сравнительном изучении восприятия, оценки и понимании  орнамента различными группами учащихся. Объектом исследования является восприятие, оценка и понимание знаково-символических средств освоения мира. Предмет исследования: особенности восприятия, оценки и понимания орнамента  в различных группах учащихся.

В тестировании  принимали участие 20 человек. Возраст участников от 10 до 16 лет.

Функциями орнамента как знаково-символического средства являются: познавательная, замещающая, коммуникативная и многие другие, в связи с этим фиксируется определенное сходство и различия в восприятии, оценке и понимании орнаментов, как формы знаково-символической деятельности различными группами учащихся.

Эмоциональная оценка орнамента  учащимися определяется выбором положительных эмоций - «интерес», «удивление», подросткам свойственны резкие колебания в выборах положительных и отрицательных эмоций по отношению к среднему общегрупповому показателю. Результаты тестирования показали, что у учащихся  изобразительного отделения ДШИ развито не стандартное мышление и образное восприятие незнакомых  форм орнамента. В большой степени  учащиеся проявили осведомленность в отношении к русским и обско- угорским орнаментам.

Список литературы.

1)Анненкова Л. «Орнамент сквозь века» ж. «Юный художник» М. 1996.

2)Афанасьева Е.А  Композиция М. «Классика»  2003.

 

3)БорцеваИ.И. «Изобразительный фольклор» М «Н-М Центр»2005

4)Козлов В.И. «Основы художественного оформления текстильных  

изделий» М. «Легкая и пищевая промышленность» 1981.

5)Кошель П. «Энциклопедический словарь школьника. Искусство» М.

«ОЛМА-Пресс» 2000.

6)Полевой В.М.  «Популярная художественная энциклопедия» М.

«Научное издательство» 1999.

7)Поровская Г.А. «Народные росписи Русского Севера» Ханты-Мансийск

«Полиграфист» 1999.

8)Соколова М.С. «Художественная роспись по дереву» М. «ВЛАДОС» 2002.

9)Сухарева «Орнаменты и декоративные мотивы» М. «Издательство Астрель» 2005.

10)Фокина Л.В. «Орнамент» Ростов на Дону  «Феникс» 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме "Орнамент. Башкирский народный орнамент"

Цель: Познакомить обучающихся с понятием «орнамент», дать понятие «башкирский орнамент», «башкирские орнаментальные комплексы», закрепить теоретические знания практическим заданием. Задачи: Разви...

Открытый урок концертмейстера отделения хореографического искусства ДШИ г. Гурьевска в классе народного танца Суворова В.Л.(с методическим сообщением). Тема урока: «Особенности работы концертмейстера- аккордеониста в классе народного танца»

20 февраля 2012 года в рамках подготовки к аттестации на 1 категорию мной был подготовлен и проведен областной открытый урок с методическим сообщением по теме: «Особенности работы концертмейстера- акк...

Методическая разработка по теме "Орнамент"

Орнамент, виды, типы, применение орнамента.Орнаменты разных стран.Методические указания для выполнения орнамента в полосе, круге, сетке.Вопросы....

Методическое сообщение Особенности работы с учащимися хозрасчетного отделения (класс гитары)

          Желание научиться играть на гитаре приводит в ДШИ людей разного возраста. Условно возраст учащихся  на хозрасчетном отделении можно разделить на 3 группы...

Открытый урок по технологии на тему: «Орнамент. Символика в орнаменте. Цветовые сочетания в орнаменте».

Цель:познакомить с понятием «орнамент»; ознакомить учащихся с символикой в орнаменте; дать представление о цветовом сочетании; отработать навыки выполнения эскизов орнаментов для одежды, д...

Методическое сообщение "Особенности создания условий для развития и реализации творческого потенциала обучающихся струнно-смычкового отделения посредством коллективного музицирования"

Одним из немаловажных факторов, от которого зависит успешность пути для достижения поставленных целей - это осознание учителем индивидуальности ученика и создание условий для гармоничного развития каж...

Технологическая карта урока изобразительного искусства по теме "Орнамент. Ритм" 1 класс

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование умений находить и создавать ритм в орнаменте в полосе.Задачи урока:Дидактические:1. Познакомить учащихся с понятиями «орна...