Методическое сообщение "Особенности создания условий для развития и реализации творческого потенциала обучающихся струнно-смычкового отделения посредством коллективного музицирования"
материал по музыке

Королева Нина Павловна

Одним из немаловажных факторов, от которого зависит успешность пути для достижения поставленных целей - это осознание учителем индивидуальности ученика и создание условий для гармоничного развития каждого ребенка: определение перспективы развития ребенка, психологический комфорт во взаимоотношениях, умение   находить в своих отношениях с учеником равновесие между чувством и разумом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskoe_soobshchenie_koroleva_n.p.docx25.07 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

«Детская школа искусств»

Методическое сообщение

Особенности создания условий

для развития и реализации творческого потенциала обучающихся струнно-смычкового отделения посредством коллективного музицирования.

Выполнила преподаватель

Королева Нина Павловна.

                                   Доверие такая же хрупкая вещь как крылья бабочки…

Неверное движение, слово, шаг –

вроде та же бабочка, а уже не летит…

«Музыкальное воспитание – это не воспитание музыканта, а прежде всего воспитание человека» – эти слова выдающегося педагога В.А. Сухомлинского, я считаю траекторией своего движения в профессии. Да, полностью согласна с утверждением, что занятие музыкой является важным средством нравственного, патриотического и умственного воспитания человека, может определить выбор жизненного пути.

К профессии учителя во все времена предъявлялись особые критерии и ценности: не только знание предмета, но и мастерство его непосредственной передачи, для которого наличие человеческой культуры, нравственности   играет большую роль.

Цель моей педагогической работы состоит в том, чтобы   сформировать у учащихся учебно-познавательные, практические, коммуникативные компетенции, необходимые в повседневной жизни и дальнейшем обучении. Воспитать гармонично развитую, с нравственными устоями личность.  

1. Моделировать учебный процесс так, чтобы он стал художественно-творческим и поддерживал не только развитие природных способностей, но и обеспечивал творческо -  личностное развитие ребенка и формирование исполнительской культуры музыканта в процессе получения знаний, умений и навыков через изучение разнообразного репертуара.

2. Научить детей размышлять. И не только о музыке, обо всем, что происходит вокруг них.  Научить устанавливать связь с окружающей действительностью, разбираться в людях, вдумываться в свои взаимоотношения с окружающими, отличать главное от второстепенного. Развивать у детей логику мышления, творческий и познавательный потенциал, с использованием для этого богатейшего методического и информационного материала, прививать им навыки самообразования, которые жизненно необходимы в современных условиях. Развивать волевые качества, внимание, сосредоточенность, совершенствовать музыкальную   память. При таком обучении ребенок ощущает себя не потребителем музыки, а её творцом.

3. Ввести детей в мир большого музыкального искусства, «привязать» ребенка к музыке, научить любить и слышать классическую музыку и не только, в различном проявлении форм и жанров, использовать свои знания и умения вне стен школы. Особое внимание уделяю развитию творческой инициативы и самостоятельности учащихся. Кроме того, объединив свою профессиональную работу с интересами детей и их родителей, развиваю у ребят навыки любительского музицирования, которые найдут практическое применение     в жизни ребёнка, как во время обучения, так и после окончания школы.   Говоря иначе, воспитать в них музыкальную культуру, как важную составляющую нравственной ценности личности. Разбудить его познавательную активность, создать условия для наиболее полного раскрытия возможностей ученика, независимо от того, станет ли музыка его профессией.  4. Храня верность традициям классического музыкального образования, я ставлю своей задачей - дать возможность наиболее одарённым и профессионально перспективным детям получить образование, позволяющее поступить в специальные учебные заведения.

 Чтобы не возникало трудностей в реализации образовательной программы и собственной педагогической траектории, я определяю темы для самообразования. В данный момент это «Ансамбль. Развитие музыкальных, творческих и   исполнительских способностей детей методом коллективного музицирования в классе скрипки». Эта тема является последовательным продолжением предыдущего опыта работы, где акцент педагогической деятельности был направлен на комплексное воспитание знаний и умений, а также   формирование музыкально – художественного мышления у учащихся класса скрипки на начальном этапе обучения, а также «Стимулирование творческой активности учащихся в классе ансамбля посредством концертной деятельности, как результат повышения качества образования в специальном классе», креативное обучение.

Цель -  активизация и результативность учебного процесса, и привлечение детей к музыкальному искусству через практическое музицирование.

 Для достижения поставленной цели, я поставила перед собой следующие задачи:   

  • Совершенствовать формы организации учебно-воспитательного процесса;
  •  Использовать в учебно-воспитательном процессе новые педагогические технологии;
  • Вовлечь каждого ученика в активный познавательный и творческий процесс, причем не пассивного овладения знаниями, а активной познавательной деятельности.  

Все вышесказанное побудило меня наряду с традиционными методами работы в своем классе, искать новые технологии и формы обучения для активизации и повышения качества учебного и воспитательного процесса. Используемый режим работы я называю внеклассно-урочным, что позволяет ребенку выбрать область интересов. Главное при этом — осуществить взаимосвязь и преемственность общего и дополнительного образования как механизма обеспечения полноты и цельности образования. Для базовой реализации определена группа младшего ансамбля скрипачей «Тутти», старшего «Кампанелла».

Направления в работе.  

Социальное:

Нужное для формирования в каждом ученике личности, его понимания социально одобряемых и неодобряемых форм поведения, воспитания в школьниках патриотической жилки.

Духовно-нравственное:

Требуемое для осознания общественных норм, формирования правильного отношения к базовым человеческим ценностям, таким как природа, семья, мир, человек, а также с целью получения опыта самостоятельных общественных действий.

Общекультурное:

Предполагающее ознакомление с культурным и историческим наследием и овладение творческими навыками.

 Формы.

Проект - это общее, интересное дело, которое сплачивает ребят. Реализация проекта – уникальная возможность социализации ребят школьного возраста, где могут проявить себя абсолютно все, для каждого в проекте находится дело по душе и по силам. Даже самые застенчивые и малоактивные дети вовлекаются в проектную деятельность, стремясь внести свою посильную лепту в общее дело. Вряд ли семья в полной мере сможет заменить дружный детский коллектив и научить общаться так, как этому можно научиться в школе через совместные мероприятия, когда «один за всех, и все за одного».

  1. Творческий проект «Апельсиновое лето» в рамках V Международного интернет - фестиваля детского творчества. 2014г.
  2. Творческий проект класса «Музыкальный ринг». 2015г.
  3. Проект класса скрипки «Конкурсная деятельность, как фактор реализации и формирования художественно-исполнительских знаний, умений, навыков учащимися класса скрипки.
  4. Творческий проект   класса «Мой первый сольный концерт» 2017г.
  5. Творческий практико-исследовательский «Россия      начинается с тебя» 2017-2019

Цикл презентаций и бесед:

 «Великие скрипичные мастера»

«Великие скрипачи прошлого»: А. Вивальди, И. Бах, Н. Паганини.

Традиции Руси: «История православных праздников» 

Защитники Руси: «Куликовская битва», «Ледовое побоище»

 Полководцы России: А.  Суворов, М. Кутузов, Г. Жуков

    «Скрипачи современности»:  Д. Гаррет, В. Мэй.

Викторины:

«В мире музыки» 2017г.

«Государственные символы России» 2019г.

Олимпиады:

«В мире музыки» 2019г.

Тематические беседы:

 «Сказочные герои в музыке русских композиторов» М. Мусоргский, П. Чайковский, А. Лядов.

Устные журналы:

«Символика г. Зеи»

«Государственная символика»

 «Моя мама»

«Я горжусь своим отцом»

Просмотр выставочных материалов художественного отделения.

Стендовая информация о проектах и информационный цикл «Великие российские исполнители»

Изучение музыкальных произведений патриотической направленности (В.Баснер «С чего начинается Родина», Д.Кабалевский «Наш край», М . Глинка «Славься», В. С.-Седой «Соловьи», М.Таривердиев «17 мгновений весны».

Творческие отчетные концерты коллективов:

2010 Творческий отчетный «Кампанелла»

2012 Творческий отчетный «Кампанелла»

2017 Сольные концерты учащихся

2018 Мы вместе

2019 Творческий отчетный «АнСамблея»

2020 Творческий отчетный «Кампанелла»

Творческие выступления в коллективах:

Арбат 2017г., 2019г.

В/часть несколько лет подряд

В СЭС несколько лет подряд

В Краеведческом музее

В школах № 3, № 5

Созданы сайты коллективов: «Кампанелла» http://campanella1.ksdk.ru/

                                                     «Тутти»           http://tutti.cultnet.ru/

Группы в вотсап: коллективов «Кампанелла» и «Тутти»

Архив видео: «И жизни класса»

Фото архив

И последняя страничка в нашем взаимодействии «…листая страницы семейного альбома». Начали мы с фото альбома семьи Королевых, ребята у видели кроме фото наградные документы и награды.  Некоторые учащиеся принесли материал о своих прадедушках, но из-за эпидемиологической обстановки в городе мы не успели осуществить задуманное.

Педагогу, ведущему внеурочные занятия, необходимо помнить, что для достижения    учащимися, необходимо соблюдение некоторых условий:
- наличие четко продуманной логики занятия, преемственности этапов.            - умение отобрать информацию, которая вызовет наибольший эмоциональный отклик учащихся
- наличие благоприятной психологической атмосферы, заинтересованности, доверия;
- активная позиция ребенка;
- знание возможностей обучающихся;
- переход от монолога к диалогу, к проблемным беседам, обсуждениям, к эмоциональной отзывчивости обучающихся.

Одним из немаловажных факторов, от которого зависит успешность пути для достижения поставленных целей - это осознание учителем индивидуальности ученика и создание условий для гармоничного развития каждого ребенка: определение перспективы развития ребенка, психологический комфорт во взаимоотношениях, умение   находить в своих отношениях с учеником равновесие между чувством и разумом.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Развитие и реализация творческого потенциала учащихся"

Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок....

Создание текстов разных жанров как средство для реализации творческого потенциала обучающихся.

Как реализовать творческий потенциал обучающихся через систему работы по написанию текстов разных жанров....

Повышение качества образования, создание образовательной среды для развития интеллектуального и творческого потенциала обучающихся

Современная  школа многообразна и сложна и  непрерывно изменяется. В условиях модернизации наблюдается рост конкуренции среди образовательных учреждений, и как следствие этого,  перед л...

Обобщение опыта по теме "Организация проектной деятельности в условиях школьного НОУ как эффективное средство развития интеллектуального и творческого потенциала обучающихся".

Цель опыта: систематизировать учебно - методический материал для создания модели проектно - исследовательской деятельности с учащимися 8 - 11 классов в условиях школьного НОУ....

Проектная деятельность как средство развития и реализации творческого потенциала

Современный этап развития системы образования в России характеризуется обновлением, качественным изменением структуры, содержания, методов и средств обучения, новыми подходами к его проектированию и...

Реализация творческого потенциала обучающихся школы№4

Реализация творческого потенциала обучающихся школы№4...