Методика музыкального развития детей на примере опыта работы в ансамбле русских народных инструментов МАУ ДО ДДТ г. о. Бронницы
статья

Суханов Максим Леонидович

В статье раскрываются основные моменты начального музыкального развития детей в ансамбле народных инструментов.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Методика музыкального развития детей на примере опыта работы в ансамбле русских народных инструментов МАУ ДО ДДТ г. о. Бронницы 

В музыкальной педагогике и музыкальной психологии принято называть музыкально одаренными людей с абсолютным музыкальным слухом, или его разновидностями, например, цветным слухом (Скрябин, Римский-Корсаков) или людей с врожденным чувством ритма. Согласитесь, такие люди в природе встречаются очень редко.

Поэтому, одновременно с понятием музыкально одаренные, в музыкальной теории вводится понятие музыкально талантливые дети. А под талантом понимается высокая степень развития музыкальных способностей. И добавляется – в своей возрастной группе. Другими словами, талантливый ребенок – это ребенок, с высокоразвитыми музыкальными способностями в своей возрастной группе по сравнению со сверстниками.

Другой парадокс, связанный с музыкой, заключается в том, что она сама влияет на интеллектуальное развитие, ускоряя рост клеток, отвечающих за интеллект человека. Не случайно, занятия математикой в пифагорейской школе проходили под звуки музыки, повышающей работоспособность и умственную активность мозга.

 Музыкальная теория пришла к мнению о том, что задатки к музыкальной деятельности (т.е. физиологические особенности строения организма, например, органа слуха или голосового аппарата) имеются у каждого нормального ребенка. Считается доказанным, что если для музыкального развития ребенка с самого рождения созданы необходимые условия, то это дает значительный эффект в формировании его музыкальности.

 Специалисты определили музыкальность как комплекс способностей, позволяющий человеку активно проявлять себя в различных видах
музыкальной деятельности: слушание музыки, пение, движение, игра на музыкальных инструментах, музыкальное творчество.

Специальные или основные способности включают в себя: звуковысотный слух и ладовое чувство, чувство ритма, динамический  и тембровый слух.

Цель и задачи начального этапа работы

Развитие основных музыкальных  способностей детей и подготовка их к исполнительской деятельности в ансамбле

Воспитательные задачи:

  • развить в каждом ребенке заинтересованность, восприимчивость, творческую активность, умение участвовать в музицировании всего коллектива;
  • Помогать, детям освободиться от напряженности, стеснения;
  • Приобретать веру в себя и смелость при индивидуальном музыкальном выступлении;
  • Развитие основных музыкальных способностей детей и подготовка их к исполнительской деятельности в ансамбле.

Обучающие задачи:

  • Слушать и исполнять музыкальные произведения, вникать в их образы, сравнивать их между собой, переживать, выражать собственные чувства и мысли в музыкальных импровизациях;
  • Выработать начальных навыков чтения нот;
  • Овладеть основными способами звукоизвлечения на музыкально – шумовых инструментах.

 Развивающие задачи:

  • Используя специальные упражнения и систему «относительной сольмизации» развивать у воспитанников звуковысотный слух;
  • Используя на занятиях «Ритмическую азбуку» развивать у детей чувство ритма;
  • В ходе занятий и в процессе освоения игры на инструментах развивать у обучающихся динамический и тембровый слух.

Ритмическая азбука

Развиваем чувство ритма, используя ритмослога:

  1. «Крючок» для развития ритмического слуха – шаги (Та, Та) и бег (Ти-Ти).
  2. Ласковое произнесение имени Ми-шень-ка (Ти-Ти, Та).
  3. Многократное повторение одного и того же ритма рождает стихотворный размер (Ти-Ти, Та , Ти-Ти, Та , Ти-Ти, Та, Ти-Ти, Та . «Ва-си-лек, ва-си-лек, мой лю-би-мый цве-ток»).
  4. Дальнейшее развитие чувства ритма идет по линии усложнения ритмического рисунка и различных его сочетаний.

Относительная сольмизация

Развиваем звуковысотный  слух, используя ручные знаки относительной сольмизации:

  1. «Крючок» для сольмизации – разучиваем предварительно песенку про кукушку.
  2. Связываем два звука с ладослогами Зо-Ви (кукушка поет – зовет – в лесу).
  3. Наложение простейших стихов на ладослога.
  4. Развиваем звуковысотный слух, используя «лесенку»
  5. Усложнение происходит за счет добавления новых ступеней и новых ритмов.
  6. Развиваем звуковысотный слух, используя нотную запись.
  7. Обучение «записи нот» при помощи пуговиц – выкладывание ритмослогов под нотным станом.
  8. Превращение ритмослогов в ладовые ступени.

Знакомство с музыкальными инструментами  

С помощью интерактивных игр.

Освоение основных приемов игры на ложках

С помощью ритмослогов и «Ритмической азбуки»

Однако главное, по мнению ученых, заключается в том, что музыкальные способности не столько проявляют себя в музыкальной деятельности, сколько сами создаются в процессе нее.

Чем активнее общение ребенка с музыкой, тем более музыкальным он становится, чем более музыкальным он становится, тем радостнее и желаннее новые встречи с музыкой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие музыкальных способностей детей на примере организации занятий в ансамбле ложкарей.

Значение музыкального воспитания многообразно. Развивая музыкальную восприимчивость и музыкальные способности ребенка, обогащая его эмоциональную среду разнообразными переживаниями, связан...

«ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В АНСАМБЛЕ РУССКИХ НАРОДНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СРЕДСТВ ФОЛЬКЛОРА»

        В рамках данной работы рассматривается фольклор, как средство художественного воспитания детей и подростков, при обучении их в ансамбле РНИ. Рассматривается классифи...

«МЕТОДИКА ОСВОЕНИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ В АНСАМБЛЕ РУССКИХ НАРОДНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ»

Процесс творческого вживания в музыкальный образ, необходимый для раскрытия художественного содержания произведения исполнительским коллективом, может осуществляться различными путями. Опыт показывает...

«Вопросы формирования репертуара для ансамблей русских народных инструментов».

Репертуар – основа творческой деятельности любого художественного коллектива. Добротный, высококачественный репертуар для ансамблей русский народных инструментов стимулирует рост исполните...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА Ансамбля русских народных инструментов «Заречье»

Программа "Заречье" художественной направленности.Актуальность данной программы состоит в социально-культурной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в системе дополнительного о...

К 25-летию Образцового ансамбля русских народных инструментов "Родничок"

25 февраля состоялся Юбилейный концерт Образцового ансамбля русских народных инструментов " Родничок"...

«ИКТ технологий в работе педагога дополнительного образования. На примере опыта работы в ансамбле РНИ»

Технический прогресс в современном мире развивается очень быстро и активно, новые технологии появляются каждый день. Трудно найти сейчас семью, где не было бы дома сотового телефона у каждого ее члена...