Виды бумагопластики
статья

Силкина Валентина Александровна

Бумагопластика - это искусство художественного моделирования из бумаги объемных композиций на плоскости и создания на основе моделей трехмерных бумажных скульптур

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vidy_bumagoplapstiki.docx22.22 КБ

Предварительный просмотр:

«Виды бумагопластики»

    Бумагопластика - это искусство художественного моделирования из бумаги объемных композиций на плоскости и создания на основе моделей трехмерных бумажных скульптур. В начале XX века стали появляться первые работы в технике бумажной пластики. Ее использовали в своих работах как зарубежные, так и российские художники. К концу 20-го столетия бумагопластику признали как отдельный вид искусства. В настоящее время бумагопластику широко используют в дизайне интерьеров, создании авангардной моды и других направлениях.

     Существуют самые различные виды бумагопластики: оригами, торцевание, квиллинг, работа с гофрированной бумагой и многие другие. Все эти виды бумагопластики широко используются воспитателями. Рассмотрим более подробно некоторых из них.

1. Оригами – японское искусство складывания из бумаги фигурок людей, животных, геометрических тел; это игровая технология, бумажный конструктор, способствующий формированию устойчивого интереса к учебной деятельности, обеспечивающий преемственность между учебой и игрой. В России оригами как дидактическое средство нашло применение в дошкольной педагогике, дополнительном образовании. Стимулом к творчеству в этом виде деятельности служит желание ребенка создать фигурку из бумаги, а процесс превращения листа бумаги в игрушку способствует созданию дидактической проблемы, для решения которой детям необходимо активизировать мыслительные процессы: самостоятельно понять и сформулировать ее суть, найти пути решения, оценить полученный результат. Использование оригами способствует оптимизации воспитательного и образовательного процесса дошкольников. Гармонизируется развитие детей, происходит формирование базовых математических способностей, воспитывается активное познавательное отношение, удовлетворяется стремление детей к движению, конкретной деятельности, деятельному общению. Язык оригами обладает четкой ритмической организованностью. Наличие единого модуля и модульной сетки обусловливает чистоту отношений малых и крупных элементов. Привлекает яркое знаковое начало. Восхищает то, с какой остротой и выразительностью реализованы принципы традиционного для Японии формирования эстетического пространства. Помимо визуальной выразительности, которая достигается благодаря лаконичности, внутренней организованности и выдержанности в едином ключе всех элементов пластического языка, современных дизайнеров привлекает также прочное конструктивное начало, свойственное оригами. В оригами формообразовательные возможности бумаги используются самым естественным образом.

2. Модульное оригами. Это новое модное направление искусства создания бумажных фигурок. Движение рук – и модули превращаются в зверей, птиц, корабли и даже рыцарские замки. Для поделок подходят даже листы из старых журналов. Модульное оригами подразумевает складывание из многих одинаковых модулей (последние, правда могут быть разных типов). Это отличает модульное оригами от более общего случая многолистного оригами, где идентичность модулей не существенна. В сколько-нибудь сложных изделиях объёмного модульного оригами (например, большинство кусудам) без использования клея и других средств соединения обойтись не удаётся. Лишь в простых случаях (кубик Сонобе, целый ряд плоских изделий и т.п.) модули достаточно прочно держатся друг за друга лишь за счёт силы тренияОднако и при составлении плоских панно-оригами из многих сотен, а порой и тысяч модулей, нередко используется клей.

         В зависимости от способа соединения модулей между собой можно получить ту или иную конструкцию. Модели модульного оригами могут быть как плоскими, так и трёхмерными. Первые обычно представлены многоугольниками (их обычно называют подставками), звёздами, вертушками и кольцами, вторые же — правильными многогранниками или их композициями.

3. Квиллинг. В России искусство квиллинга считается корейским и известно, как бумагокручение. Однако истоки этого рукоделия восходят к монастырям Европы XVI века, а, по некоторым сведениям, даже к ранним цивилизациям Ближнего Востока и Древнего Египта, где оно эволюционировало из других видов филиграни. К сожалению, точно проследить историю квиллинга невозможно по той простой причине, что бумага – материал очень недолговечный. Ещё в XVI веке итальянские и французские монахи и монахини украшали бумажной филигранью иконы и панно на религиозные темы, обложки религиозных книг и предметы культа, например, ковчеги для хранения реликвий. Позолоченными и посеребрёнными полосками бумаги успешно заменяли настоящие золото и серебро в бедных церквях. В XVII и XVIII веках бумагокручением увлеклись в среде благородных дам. Квиллинг был одним из немногих видов рукоделия, которыми представительницы знати могли заниматься, не роняя своего достоинства. Дамы украшали орнаментом из кручёных бумажных полосок коробочки и ящички, корзинки, чайницы, родовые гербы. В Викторианскую эпоху (1837-1901) женщины высших классов среди прочего проводили своё свободное время за занятиями бумажной филигранью, схемы по квиллингу даже печатались в женских журналах того времени. С первыми поселенцами из Европы искусство квиллинга попало в Америку, где оно особенно любимо. Своё имя квиллинг получил от английского слова quill – перо. Предположительно именно на кончик пера накручивали бумажные полоски первые мастера квиллинга. Интересную мысль высказывает Paula Bauer в своём исследовании по истории квиллинга: она считает, что в Америке полоски наматывались на иглы дикобраза (также quill по-английски), которые широко применялись индейцами в местных ремёслах. И именно иглы дикобраза дали название этому виду рукоделия, а не птичьи перья, которые представляют собой гораздо менее удобный инструмент для квиллинга из-за своей толщины. Естественно, на протяжении веков в мире квиллинга происходили изменения: менялись техники, стили, материалы, инструменты и популярность этого вида рукоделия. Давно уже квиллинг перестал быть достоянием исключительно женщинам из "высших классов". Появился трёхмерный квиллинг. К началу XXI века бумажная филигрань стала полноценным искусством и произведения, выполненные в этой технике, украшают галереи Европы и США. В современной Азии (Япония, Корея) семена квиллинга упали на благодатную почву древнейших местных традиций филигранного мастерства, в том числе и с использованием бумаги в качестве основного материала (достаточно вспомнить оригами). Нужно, правда, отметить, что согласно некоторым гипотезам, искусство бумагокручения на Дальнем Востоке существовало задолго до того, как оно появилось в Европе. Технику квиллинга (квиллинг, бумагокручение, бумажная филигрань) применяют для изготовления объёмных открыток, украшения предметов, создания декоративных панно и даже объёмных скульптур. Каждая композиция в квиллинге состоит из бумажных элементов различной формы, приклеенных к основе или склеенных между собой. Обычно для этого тонкие полоски бумаги скручиваются в рулончики (роллы), которым затем дают немного развернуться и придают форму, но существуют и другие способы изготовления элементов. Квиллинг часто комбинируют с другими техниками, например, используют в скрапбукинге. В технике квиллинга делают открытки, панно, с его помощью декорируют предметы быта (коробочки, рамочки для фотографий и т.п.), из полосок бумаги также изготавливают ажурную и оригинальную бижутерию. Бумагокручение – очень кропотливое занятие, оно требует точности и терпения, аккуратности, но в то же время успокаивает. Необходимо отметить, что в последнее время появилось новое направление в квиллинге – квиллинг трёхмерный, или объёмный. Основные принципы техники бумагокручения для него остаются теми же, но трёхмерный квиллинг имеет свои особенности. Несмотря на то, что в квиллинге используется достаточно ограниченный набор базовых форм, их названия часто могут сильно различаться в зависимости от географии или школы квиллинга. Начальные заготовки по виду делят на плотные и свободные спирали (кольца, рулоны), открытые и закрытые спирали, а также обычные спирали и спирали со сдвинутым центром (эксцентричные). Материалом для квиллинга являются цветные бумажные полоски. Самые распространённые — шириной 1/8 дюйма (3 мм) и 3/8 дюйма (9 мм), но используются также полоски и ленты другой ширины, в соответствии с замыслом мастера. Полоски можно нарезать самостоятельно или купить готовые, в наборах. Специальная бумага имеет особый состав и по плотности идеально подходит для квиллинга, но она далеко не везде доступна в магазинах. Большинство промышленно выпускаемых полосок имеют длину 12 или 24 дюйма (соответственно 30 и 60 см). От таких полосок отрезаются куски нужной длины, в зависимости от размера элемента, который необходимо сделать. Иногда наоборот несколько лент склеивают, чтобы получить полоску большей длины или полоску, в которой скомбинированы несколько цветов. Бумага для квиллинга должна быть окрашена в массе, чтобы срез был такого же цвета, как и плоскость, хотя иногда срез специально имеет другой цвет. Выпускаются полоски для квиллинга самых разных цветов и оттенков, блестящие, перламутровые, градиентные полоски, а также полоски с двойным тонированием, у которых одна сторона светлее, чем другая

4. Торцевание – это своеобразный вид аппликации из бумаги. Таким способом могут создаваться мозаичные изображения. В основе торцевания лежит принцип вырезания квадратиков из гофрированной бумаги нужного цвета и размера, в зависимости от выполняемого изделия. Вырезанные квадратики с помощью клея или зубочистки закрепляются на поверхности формы. Торцеванием можно выполнить всевозможные панно, декоративные открытки, сюжетные композиции. Материалом для выполнения таких работ служит цветная бумага, а также цветная гофрированная бумага. Дети с большим интересом занимаются в этой технике. Но, кроме того, что выполняются мозаичные плоские изображения, в этой технике можно создать и объемные скульптурные формы. Для торцевания используются самые разнообразные материалы и приспособления. Если идет процесс создания объемной композиции, то здесь используется и пластилин, так как именно в него с помощью зубочистки или палочки вставляются кусочки бумаги, свернутые вокруг нее. По цветовому колориту работы, выполненные с помощью торцевания, выглядят очень нарядно, ярко и красиво. Все это достигается не только с помощью оригинальной техники, но и за счет гофрированной бумаги, которая имеет самые разнообразные цветовые решения.

5. Бумажная пластика – изготовление объёмных поделок из бумаги. Обычно, получив бумажные полоски разной длины и ширины, дети тут же начинают их непроизвольно скручивать, свивать, переплетать, перекрещивать, соединяя одну с другой, в результате чего возникают разнообразные композиции. Работу в технике оригами и бумажной пластики лучше всего предлагать детям старшей и подготовительной групп. Для выполнения данного вида работы дети должны уже обладать достаточным опытом: уметь вырезать, клеить, работать ножницами, закручивая края бумажных полосок для получения эффекта воздушности и т.д.

6. Рваная бумага – чаще всего газеты, которые ребёнок сминает, рвёт, бросает, наслаждаясь при этом производимым шумом и изменением формы бумаги, которая целиком зависит от действия его руки. Новые формы, возникшие при разрывании бумаги, можно наклеить на основу.

7. Мятая бумага. Сначала желательно использовать мягкие сорта бумаги (папиросную, салфетки), а потом более жесткие. Дети младшего дошкольного возраста, сминая бумагу, создают определённые предметы. Например, тонкой папиросной бумаге можно придать форму цветка и наклеить его на основу – корзиночку или собрать из цветов яркий букет. Дети старшего дошкольного возраста могут самостоятельно и осмысленно, сминая бумагу, создать определенные формы, необходимые им как детали для игрушек. Сгибание бумаги сводится в основном к повторению устоявшихся форм и выполняется поэтапно по указанию взрослого.

8. Плетение – один из наиболее интересных видов художественного творчества, любимых детьми и взрослыми. Для плетения можно использовать разнообразную по качеству бумаг, учитывая три её свойства – гибкость, прочность и толщину. Предложенные задания, как показывает опыт, посильны старшим дошкольникам и призваны оказывать помощь в самостоятельной работе над созданием игрушки, украшения, сувенира. Полоски, размещённые блоками в виде разнообразных фигурок. Соединяя фигурки плетением, можно получить различные изображения, а затем дополнить их аппликацией, выполненной в одной из нетрадиционных техник (из ваты, пуха, скорлупы, крупы и т.п.). Нельзя забывать о цвете полосок: он играет в оформлении работы важную роль.

9. Мозаика – изображение или орнамент, выполненный из отдельных, плотно пригнанных друг к другу разноцветных кусочков. Выполнение мозаичных аппликаций требует большой точности, аккуратности. Эскизы мозаики желательно составлять со стилизованными формами, с небольшим количеством деталей. Бумагу соответствующего тона подготавливают к наклеиванию резанием или обрывом. Каждый кусочек накладывают отдельно. Небольшую часть эскиза (на фоне) промазывают клеем и на неё накладывают заготовленные кусочки бумаги. Сделать это можно, наколов кусочки бумаги на большую иглу, или с помощью пинцета. Мозаика может быть контурной, т.е. кусочки наклеивают по краю изображения, или сплошной, когда заклеивают внутреннюю часть изображения. Мозаику делают с просветами и без них. Мозаика, как и обычная аппликация, бывает предметной, сюжетной, декоративной. Последнюю можно выполнять на различных геометрических формах: полосе, квадрате, круге и т.д. Мозаику можно использовать для оформления плоскостных, полуобъёмных и объёмных поделок, для оформления поздравительных открыток, закладок для книг, сувениров.

10. Обрывание. От листа бумаги отрывают кусочки небольшого размера или длинные полоски. Затем рисуют клеем то, что хотят изобразить (малышам педагог выполняет один рисунок на всех), накладывают кусочки бумаги на клей. В результате изображение получается объемным. Части изображения намазываются клеем и наклеиваются на основу. Этот вид работы используется на занятиях с детьми старшего дошкольного возраста.

11. Скатывание бумаги. Сминают в руках бумагу, пока она не станет мягкой. Затем скатывают из нее шарик. Размеры его могут быть различными: от маленького (ягодка) до большого (облачко, ком для снеговика). После этого бумажный комочек опускается в клей и приклеивается на основу.

        Бумагопластика – очень увлекательное занятие, которое нравится и взрослым, и детям. Не каждый ребёнок имеет способности к рисованию или лепке, а такие техники как бумагопластика (с использованием пошаговой инструкции, технике выполнения, трафаретов и шаблонов, позволяет создавать оригинальные работы. Занятия с применением данных техник можно проводить как на НОД, так и в совместной с детьми работе вне образовательной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по выполнению рельефа «Мазай и зайцы», в технике бумагопластика

•Представленная презентация рассчитана на детей 10-14 лет, знающих основы и имеющих опыт работ с бумагой. Она знакомит  с различными техниками : киригами, квилингом. Особенностями формообразовани...

Презентация по выполнению куклы в средневековом костюме в технике бумагопластика

Работа по программе «Художественный труд» дает элементарные основы в области прикладного творчества.  Многолетний опыт работы в детском доме  подтвердил, что пространственное мышление наибол...

Бумагопластика

Корзинка из газет - http://marrietta.ru/post179397941/?upd, http://stranamasterov.ru/node/240179?c=favoriteБашмак из газет - http://stranamasterov.ru/node/70087?tid=451%2C302Лапти из газет - http://st...

Проектная деятельность "Бумагопластика , как средство развития творческих способностей"

Применение проектной технологии в учреждении дополнительного образования детей...

"Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста посредством ознакомления с бумагопластикой" ством ознакомления

Обобщение опыта работы с детьми дошкольного возраста в изостудии с применением бумагопластики....

Презентация дистанционного занятия по программе "Начально-техническое моделирование" Раздел: Бумагопластика Тема: "Виды бумаги и ее основные свойства"

Данное занятие готовилось для дистанционного обучения по дополнительной образовательной программе "Начально-техническое моделирование" для обучающихся первого года обучения (1-4 класса). Цел...