Открытое занятие «История техники вязания на спицах»
статья (6 класс)

Тейнин Людмила Васильевна

Открытое занятие «История техники вязания на спицах»

 

Актуальность темы открытого занятия. На протяжении всей истории человечества народное декоративно-прикладное искусство было неотъемлемой частью национальной культуры. Народное искусство сохраняет традиции преемственности поколений, влияет на формирование художественных вкусов. Основу декоративно-прикладного искусства составляет творческий ручной труд мастера.

Цель занятия – совершенствование расширение кругозора развитие мышления, формирование творческих способностей, стремлений к самообразованию и самостоятельной поисковой деятельности, изобретательству и рационализации, нравственно-эстетическое воспитание детей при обучении технике вязания спицами.

 В процессе достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Образовательные:

  • Познакомить с историей, развитием техники вязания спицами, современными тенденциями в моде вязаных вещей;

2. Воспитательные:

  • Привить интерес к данному виду творчества;

3. Развивающие:

  • Развивать творческие способности.

Оборудование: пряжа, ножницы, спицы.

 

Ход занятия:

  1. Организационный момент

- приветствие

- проверка готовности к занятию

- перекличка

  1. Сообщение темы занятия

Тема: «История техники вязания на спицах»

Берут две сложенные вместе спицы в правую руку.

Организация рабочего места: - А что пригодится для вязания? (пряжа, спицы).

Техника вязания – это разновидность тек­стильной техники в ручном исполнении, в основе которой – модуль-петля, выполняемая с помощью простейших приспособлений – спиц или крючка. В.И. Даль, писатель, ученый, в Толковом словаре указывает, что «вязание» – вязаный – выплетенный на «прутках», изделие вязаной работы». «Пруток», – по его определе­нию, – это «вязальная игла, спица», а платочное вязание –  это «пруточное» вязание – не иглой, не крючком, а прутками». Это определение, скорее всего, относится к процессу вязания платков, которые изначально выполнялись в технике вязания на спицах, однако есть осно­вания считать, что в древнем вязании применя­лись именно спицы.

 

  1. Изучение нового материала

 

Технике вязания предшествовало плетение – занятие древних людей по изготовлению окру­жавших их предметов обихода. Освоив прядение шерсти убитых ими диких животных, древние люди (как считается – мужчины), изобрели и технику вязания, ставшую одним из способов изготовления изделий – рыболовных сетей, раз­личных ловушек для ловли рыбы, птиц, зверей.

Время и место возникновения вязания точ­но не известны. Результаты археологических раскопок свидетельствуют о том, что вязание издавна было распространено во многих стра­нах мира, на основании чего специалистами выдвинуто много различных версий. Счита­ется, что самыми ранними из вязаных вещей были изделия, найденные в Египте и датируе­мые IX и X веками нашей эры. Так, отпечаток чулка был обнаружен в застывшей лаве Помпеи в 79 году н.э. В районе старого Каира найдено хорошо сохранившееся многоцветное шелковое платье, связанное на металлических спицах. Также в одной из гробниц нашли детскую вяза­ную туфельку, которой, по мнению археологов, более четырех тысяч лет. Обнаружен детский носок, у которого большой палец вывязан от­дельно, чтобы между пальцами мог проходить ремешок сандалии.

В 1867 году известный путешественник, доктор, антрополог Роберт Уильям Фелкин выдвинул гипотезу о том, что вязание было из­вестно ещё во времена Троянской войны. По его предположению, полотно, которое героиня «Одиссеи» Пенелопа быстро распускала каж­дую ночь, на самом деле не ткалось, а вязалось. Употребление термина «ткачество» вместо тер­мина «вязание» Уильям Фелкин объяснял ошиб­ками переписчиков и не точным переводом.

Некоторые исследователи утверждают, что грекам также было известно вязание, так как пленные троянцы изображены на древнегрече­ских вазах в узких, облегающих штанах. Изо­бражённый в Келлской книге (ок. 800) пророк Даниил облачён в узкие штаны, связанные аранским (ирландским) узором (возможно, прообраз современных леггинсов).

В XV-XVI веках вязание довольно активно распространяется по Европе и превращается в домашнее занятие и доходное ремесло: по­всеместно вяжут чулки, носки, перчатки, ка­пюшоны, кофты, шляпки. Тогда же появился и стал традиционным для шотландцев головной убор - вязаный берет. С изобретением вязаль­ных машин появились целые вязальные цеха. Вязаные изделия того времени, сохранившиеся в музеях и частных домах, восхищают красотой и изяществом, что свидетельствует о трудолю­бии и мастерстве вязальщиц.

Начиная с 16 века, в Европе начинает рас­пространяться вязаное кружево. Считается, что технологическим первоисточником техники вязания кружева являются изнаночные петли, которые впервые появились в середине 16-го века во Флоренции. Ими были связаны красные шелковые чулки, в которых хоронили Элеонору де Толедо, жену активного политического дея­теля Флоренции Козимо Медичи.

Наибольшее развитие вязаные кружевные изделия получили в Ирландии. Так называемое ирландское (аранское) кружево – самобытный трикотаж, один из старейших видов ручного ру­коделия. Оно возникло на трех островах Аран у западного побережья Ирландии во времена кельтов. Вязаные вещи того времени являлись неотъемлемой частью костюма местного на­селения. До сих пор в вязаных изделиях этой местности сохраняются древние кельтские фольклорные мотивы.

В Скандинавии в эпоху викингов практико­валась техника, ошибочно названная в России в конце XX века «вязанием иглой». Это довольно медленный и трудоёмкий процесс создания вя­заного полотна деревянной или костяной иглой. Полотно, связанное таким способом, невозможно распустить, потянув за кончик нити. Эта техника сохранялась на Русском Севере до начала XX века под традиционным названием – «копанье».

Фрагменты небольших вещей, выполнен­ных в этой технике (рукавицы, носки, головные повязки) датируются X-XI веками. Они были найдены в результате археологических раскопок в Англии (Коппергейт), Финляндии (Кокомаки), Германии (Маммен), Норвегии (Осло), России (Новгород). Традиция вязания иглой сохраня­лась в местностях с суровым климатом вплоть до конца XX века.

Таким образом, судя по археологическим находкам, можно утверждать, что техника вяза­ния имеет общенациональное происхождение и существенную общность древних орнаменталь­ных форм и ремесленных приемов. Задолго до начала нашей эры люди владели техникой вяза­ния и применяли ее. Если учесть, что древней­шие дошедшие до нас сравнительно сложные по технологии вязаные предметы относятся к III-V в. в. н.э., можно предположить, что вязание возникло гораздо раньше. Древнейшие археологические находки свидетельствуют о высоком развитии техники вязания, об умении древних вязальщиц составлять узоры, находить гармоничное цве­товое решение вязаных изделий.

Необходимо отметить, что в многочис­ленных источниках среди найденных вязаных предметов одежды платок не упоминается. Это обстоятельство, видимо, объясняется тем, что вязаный платок у древних людей не был пред­метом первой необходимости; либо особая (не­плотная) структура вязания не способствовала сохранности данного изделия.

Вязание крючком – вид рукоделия, зарождение и первые опыты которого теряется в глубинах истории. Период развития этого ремесла был, без сомнения, очень длительным. При всей недолговечности пряжи и трикотажа чудом дошедшие до наших дней старинные вязаные изделия и их изображения дают нам некоторое представление о древности промысла.

В одной из египетских пирамид было найдено изображение женщины, надевающей носки, датируемое историками 1900 г. до н. э. В усыпальнице другой пирамиды сохранились детские вязаные чулки, отнесённые учёными к III – IV в. н. э. Они учитывали форму обуви – большой палец отделён от остальных пальцев, между ними проходит ремешок сандалии. При изготовлении таких носков и чулок большой палец вывязывался отдельно, как на варежках, что говорит о владении сложной техникой вязания. Находки хранятся в Музее императора Фридриха в Берлине и в Музее Виктории и Альберта в Лондоне. Позже, в IX-XI вв. н. э. искусные вязальщицы украшали изделия не только абстрактными узорами, но и письменами. В музеях Детройта и Баделя можно увидеть образцы древнеегипетского вязания из хлопчатобумажных нитей с древнеарабскими текстами.

В застывшей лаве Помпеи был обнаружен отпечаток вязаного чулка, отнесённый археологами к 79 г. н. э. Древнейшие находки вязаных изделий Нового Света (Перу) датируются III в. н. э. К эпохе перуанской культуры Прато-Наска относится редкий экземпляр декоративного вязаного пояса с мотивом колибри. Сложность рисунка, тонкость деталей и расцветки свидетельствуют о высочайшей технике вязания. Оригинал хранится в Текстильной галерее Института Искусств в Детройте.

Древнейшие сохранившиеся экземпляры ручного вязания Старого Света и Востока датируются IV-V вв. н. э. и свидетельствует о высокоразвитой технике вязания, составления узоров и подборе цвета.

Триумфальное шествие по Европе трикотаж начинает примерно в IX в. н. э. Вязаные изделия поначалу стоили очень дорого и были по карману лишь очень состоятельным людям. Мастера Испании в XVI в. достигли большого успеха в вязании шелковых чулок. Получив в подарок одну пару, Английский король Генрих VIII был счастлив – воистину королевский подарок! А шведский король Эрик IV выложил за пару шелковых чулок сумму, равную годовому жалованию королевского сапожника…

В XV-XVI веках вязание довольно активно распространяется по Европе и постепенно превращается сначала в кустарное домашние ремесло, а затем и в доходную отрасль: вяжут чулки, носки, перчатки, капюшоны, кофты, шляпки. Организовываются вязальные цеха. Именно в это время появляется и быстро становится популярным знаменитый шотландский головной убор – вязаный берет. Изделия, как правило, выполняют из однотонной пряжи, украшая изнаночными петлями лицевое полотно. А ведь арабы ещё пару тысяч лет назад владели техникой многоцветных сложных узоров!

Интересно, что на протяжении длительного времени, вязанием в Европе занимались именно мужчины, я не женщины.

В 1589 г. гальвертонский помощник приходского священника из Вулбриджа Вильям Ли изобрёл первую вязальную машину. Английской королеве Елизавете I изобретение не понравилась – чулки мастера показались ей значительно грубее шелковых. Она отказала священнику в патенте и посоветовала зарабатывать деньги честным трудом. Ли перебрался во Францию и в г. Руане открыл первую трикотажную мастерскую.

В конце XVIII в. во Франции изобрели круговую трикотажную машину, вывязывающую полотно в виде трубы. Дешёвые чулки, производимые на таких машинах, быстро вытеснили из массовой продажи дорогие изделия ручной работы.

Однако чем больше рынок заполняли изделия машинного производства, тем более ценилась ручная работа.

Особо выделялись вещи, выполненные крючком, поскольку оригинальные техники сплетения нитей совершенно не подвластны машинному производству. Вязаные шедевры мастеров признаются искусством и попадают в музеи. В Швеции, в Северном музее Гетеборга, хранятся два ценнейших экспоната – вязаные кофты XVII века.

В России история возникновения вязания также не определена временным периодом. В исследованиях по этому виду ручного ремесла, за редким исключением, не встречаются упоми­нания о вязаном платке. В основном указывает­ся, что из овечьей шерсти домашнего прядения издавна вязали рукавицы, варежки, носки, на­коленники, которые в России носили повсюду. Непременным дополнением к женскому костю­му были толстые вязаные чулки - однотонные, узорные или полосатые, которые в праздники надевались по нескольку пар, так как полнота принималась за эталон крестьянской красоты. Например, в Воронежской области в начале XX века женщины и девушки носили толстые пятиугольные, «ковыляные» узорами «ногавки» (чулки); считалось: «чем толще нога, тем элегантнее».

Более изучено в нашей стране узорное разноцветное вязание на спицах – старинный, своеобразный вид художественного ремесла, получивший распространение как в России, так и в соседних республиках.

Узорное вязание на спицах, как своеобраз­ный вид прикладного искусства, было издавна широко распространено у прибалтийских наро­дов. На островах Кихну, Маниланд, Муху (Эсто­ния) до недавних пор вязали носки, рукавицы с традиционными местными узорами. Особая популярность узорного вязания в этих местах, кроме их необходимости как предмета одежды, объясняется, видимо, и тем, что в Прибалтике вязаные изделия с узорами почитались как обе­реги, защищающие человека от сглаза, порчи и недугов. Здесь же иногда встречается краткое упоминание о вязаном платке. Так, в городе Хаапсалу и его окрестностях, кроме изготовле­ния традиционных вязаных изделий – чулков, носков, рукавиц, поясов – сохраняется вязание шерстяных кружевных платков и шалей.

Узорное вязание было характерно для северо-восточной европейской части России. В изделиях русских поселений в районе Мезени и Пинеги изначально преобладал натуральный цвет шерсти – белый и коричневый; с конца XIX века стали использовать цветную пряжу – сине-черного, серо-голубого, а также более яр­ких цветов – синего, красного, желтого, лило­вого. Для этих изделий характерными являются крупнораппортные сетчатые рисунки, разделен­ные цветной полосой. Узорное разноцветное вязание на спицах получило распространение в Ханто-Мансийском округе, на севере Коми-Пермяцкого округа, в Сывтывдинском, Удорском и Верхневычегодском районах. В Ханто-Мансийском округе для вязания чулков, носков, рукавиц применялась белая собачья шерсть. Узор состоял из простых элементов – прямых и косых крестов, ромбов, трезубцев.

В городе Арзамасе (Приволжский феде­ральный округ) в конце XIX - начале XX ве­ков изготовлялись теплые вязаные сапожки. Их орнаментика содержит аналоги узоров для вышивки крестом, а также варианты упрощен­ного растительного орнамента, взятого с узоров павлово-посадских платков.

Ещё в 30-40-е годы XX в. наши бабушки вязали крючком так же, как в старину – из тонких льняных и хлопчатобумажных ниток, украшая скромный быт тончайшим ажурным плетением.

На Северном Кавказе вязаные из шерсти носки не имели древней традиции. Но известно, что вязаные носки у вайнахов носили и женщи­ны, и мужчины. В отличие от других народов Северного Кавказа, вайнахи носили связанные из шерсти одноцветные темные или белые но­ски, а также вязаные платки.

Исследуя образцы вязаных изделий, важно отметить, что техника вязания исторически об­ладает своеобразием и региональными особен­ностями, и, одновременно, обусловливает функ­циональное единство, общность технологии и орнаментации вязаных изделий у народностей, проживающих во многих странах мира, а также на территории России и соседних с ней регионов. Развитие и совершенствование приемов ручного вязания привело к формированию разновидно­стей этого старейшего вида рукоделия - вязания на спицах, крючком, на «вилке», на вязальной машине. Исторически сложившиеся древние орнаментальные формы и ремесленные приемы техники вязания на спицах стали художественно-технологической основой современного художе­ственного ремесла – ажурного платочного вяза­ния Южного Урала.

Вопрос о приоритетном влиянии опреде­лённых этнокультурных традиций в возник­новении и развитии пуховязания Оренбуржья служит до сих пор предметом разногласий среди ученых. С одной стороны, сведения, получен­ные от местных старожилов С. А. Давыдовой, архивные данные и археологические исследова­ния указывают на древность прядильного дела и вязания в регионе. Во многих курганах эпохи бронзы Южного Урала и Северного Казахстана среди прочих элементов материальной культуры срубников, андроновцев и других обнаружи­ваются каменные и костяные пряслица, в цен­тральное отверстие которых вставлялись дере­вянные веретена и таким образом пряли пряжу из овечьей и козьей шерсти. Судя по находкам, мужчины и женщины носили шерстяные и ко­жаные шапочки с наушниками. Верхняя одеж­да также изготавливалась из шерстяной пряжи и ткани. Подтверждением данного положения является то, что в башкирских деревнях Абзелиловского, Баймакского районов по сей день при прядении пуха вязальщицы пользуются каменными пряслицами, так как они обеспечи­вают мощность и высокую скорость вращения веретена

О наличии пуховых изделий у древних баш­кир свидетельствуют также экспонаты, обнару­женные российским археологом, антропологом С.И.Руденко во время поездки по территории Южного Урала: самодельные тканые шали из козьего пуха, а также большие пуховые шар­фы.

При раскопках (2004-2007 гг.) Филипповского кургана (Оренбургская область), храняще­го сокровища сарматских вождей и датируемые V-IV в. до н.э., были обнаружены остатки ткани грубого переплетения, как полагают ученые, шерстяной. Кроме того, в женских погребениях были найдены глиняные пряслица – особые гру­зики, оттягивающие нить при прядении.

Современные женщины предпочитают работать с менее трудоёмким материалом – с шерстяной или полушерстяной пряжей. Из мягких объёмных ниток можно довольно быстро связать обновки для пополнения гардероба – кофты, платья, жакеты, юбки, шарфы, пончо.

Да и вещи для домашнего интерьера – пледы, диванные подушки, игрушки – получаются яркими, красивыми и приятными в обращении.

Для летних и ажурных изделий (топов, маек, накидок, болеро, салфеток, скатертей, занавесок) в наше время, как раньше, используют льняные и хлопчатобумажные нити, но гораздо толще, чем те, из которых вязали наши бабушки и прабабушки в своё неторопливое время. Из тонких нитей вяжут лишь особенно изысканные украшения – воротнички, жабо, брошки.

Головные уборы – особые изделия. В отличие от платьев, костюмов и кофточек, нередко скрытых под верхней одеждой, они всегда на виду.

Шапочки, шарфы и перчатки – наиболее актуальное и очень выразительное дополнение к одежде в любое время года. В зависимости от назначения и фасона для их изготовления используют самую разнообразную пряжу.

Иногда чтобы подчеркнуть свой стиль, добавить изюминку в образ и внести разнообразие в гардероб, бывает достаточно создать всего несколько оригинальных вещей. Немного кружев, ажурный воротничок, шаль – и одежда выглядит более изящно, элегантно и женственно. Проявив немного фантазии можно очень удачно «вписать» моду в свой гардероб и «оживить» старые вещи, потратив на это минимум времени. В современных работах широко используется смешение стилей, узоров, сочетания различных нитей, техник работы спицами и крючком. Большинство узоров сами по себе не новы, но их комбинаций может быть бесконечное множество, а творческая мысль позволяет создавать всё новые и новые формы.

Таким образом, можно предположить, что ручное ремесло – ткачество и вязание – было одним из древнейших традиционных домашних занятий у разных народов.

  1. Практическая часть

- техника безопасности

- подготовка рабочего места

- проверить, у всех ли все имеется на столе

  • Выполнить несколько петель спицами

- закончить работу

V. Заключительная часть

- какая тема была у нас сегодня на занятии?

- с какими техниками вязания ознакомились?

- давайте, вспомним последовательность работы (технологическая карта)

- всем сдать работы для проверки

- отметить хорошо работавших на занятии, отвечавших 

- дать задание на следующее занятие

- до свидания, занятие закончено!

 

Литература

  1. Абдулгазина, Т.Я. К истории пуховязального искусства / Т.Я. Абдулгазина // Проблемы этногенеза и этнической истории башкирского народа // Материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 70-летию С.Н. Шито­вой. - Уфа: Гилем, 2006. - С.55-59.
  2. Вязание «иглой». [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://go.mail.ru/search?fm= 1&iewtf=% E2%98%A0&q=dzpfybt+bu kjq+d+crfylbyfdbb - Дата обращения 22.05.2021.
  3. Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4-х т. / В.И. Даль. - Т.1. - А-З. - М., - «Русский язык». - 1989. - 699 с. - С. 337.
  4. История вязания на спицах. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://po4emu.ru/drugoe/ history/index/raznoe/stat_raznoe/140. htm.-Дата обращения 22.03.2021.
  5. История вязания. - Вязание - История рукоделий - Каталог статей. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://stich-n-knot. ucoz.ru/publ/4-1-0-3. - Дата обращения 22.03.2021.
  6. Кару, Э. Эстонское народное прикладное искусство и современность / Э. Кару. Тынурист // Народное прикладное искусство. Актуальные вопросы истории и развития. - Рига. - «Знание». - 1980. - 264 с. -илл. - С. 225-226.
  7. Максимова М.В. Незабытые ремесла / М.В. Максимова, М.А. Кузьмина. - Минск, издательство «Полымя». - 1987. - 311 с. илл. - С. 151-152.
  8. Мерцалова, М.Н. Поэзия народного костюма / М.Н. Мерцалова.- 2-е изд., перераб. и доп.- М.: Мол.гвардия. - 2002. - С. 214.
  9. Сокровища сарматских вождей [Материалы раскопок Филипповских курганов] / Под общей научной редакцией Л.Т. Яблон­ского. - Оренбург: Печатный дом «Димур», 2008. - 144с.: илл. - С 68-69.


1)  Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4-х т. / В.И. Даль. - Т.1. - А-З. - М., - «Русский язык». - 1989. - 699 с. - С. 337.

2) История вязания. - Вязание - История рукоделий - Каталог статей. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://stich-n-knot. ucoz.ru/publ/4-1-0-3. - Дата обращения 22.03.2021.

3)  История вязания на спицах. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://po4emu.ru/drugoe/ history/index/raznoe/stat_raznoe/140. htm.-Дата обращения 22.03.2021.

4)  Максимова М.В. Незабытые ремесла / М.В. Максимова, М.А. Кузьмина. - Минск, издательство «Полымя». - 1987. - 311 с. илл. - С. 151-152.

5)  Вязание «иглой». [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://go.mail.ru/search?fm= 1&iewtf=% E2%98%A0&q=dzpfybt+bu kjq+d+crfylbyfdbb - Дата обращения 22.03.2021.

6)  Мерцалова, М.Н. Поэзия народного костюма / М.Н. Мерцалова.- 2-е изд., перераб. и доп.- М.: Мол.гвардия. - 2002. - С. 214.

7) Кару, Э. Эстонское народное прикладное искусство и современность / Э. Кару. Тынурист // Народное прикладное искусство. Актуальные вопросы истории и развития. - Рига. - «Знание». - 1980. - 264 с. -илл. - С. 225-226.

8)  Абдулгазина, Т.Я. К истории пуховязального искусства / Т.Я. Абдулгазина // Проблемы этногенеза и этнической истории башкирского народа // Материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 70-летию С.Н. Шито­вой. - Уфа: Гилем, 2006. - С.55-59.

9)  Сокровища сарматских вождей [Материалы раскопок Филипповских курганов] / Под общей научной редакцией Л.Т. Яблон­ского. - Оренбург: Печатный дом «Димур», 2008. - 144с.: илл. - С 68-69.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie_1.docx28.4 КБ

Предварительный просмотр:

Открытое занятие «История техники вязания на спицах»

Актуальность темы открытого занятия. На протяжении всей истории человечества народное декоративно-прикладное искусство было неотъемлемой частью национальной культуры. Народное искусство сохраняет традиции преемственности поколений, влияет на формирование художественных вкусов. Основу декоративно-прикладного искусства составляет творческий ручной труд мастера.

Цель занятия – совершенствование расширение кругозора развитие мышления, формирование творческих способностей, стремлений к самообразованию и самостоятельной поисковой деятельности, изобретательству и рационализации, нравственно-эстетическое воспитание детей при обучении технике вязания спицами.

 В процессе достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Образовательные:

  • Познакомить с историей, развитием техники вязания спицами, современными тенденциями в моде вязаных вещей;

2. Воспитательные:

  • Привить интерес к данному виду творчества;

3. Развивающие:

  • Развивать творческие способности.

Оборудование: пряжа, ножницы, спицы.

Ход занятия:

  1. Организационный момент

- приветствие

- проверка готовности к занятию

- перекличка

  1. Сообщение темы занятия

Тема: «История техники вязания на спицах»

Берут две сложенные вместе спицы в правую руку.

Организация рабочего места: - А что пригодится для вязания? (пряжа, спицы). 

Техника вязания – это разновидность текстильной техники в ручном исполнении, в основе которой – модуль-петля, выполняемая с помощью простейших приспособлений – спиц или крючка. В.И. Даль, писатель, ученый, в Толковом словаре указывает, что «вязание» – вязаный – выплетенный на «прутках», изделие вязаной работы». «Пруток», – по его определению, – это «вязальная игла, спица», а платочное вязание –  это «проточное» вязание – не иглой, не крючком, а прутками». Это определение, скорее всего, относится к процессу вязания платков, которые изначально выполнялись в технике вязания на спицах, однако есть основания считать, что в древнем вязании применялись именно спицы.

  1. Изучение нового материала

Технике вязания предшествовало плетение – занятие древних людей по изготовлению окружавших их предметов обихода. Освоив прядение шерсти убитых ими диких животных, древние люди (как считается – мужчины), изобрели и технику вязания, ставшую одним из способов изготовления изделий – рыболовных сетей, различных ловушек для ловли рыбы, птиц, зверей.

Время и место возникновения вязания точно не известны. Результаты археологических раскопок свидетельствуют о том, что вязание издавна было распространено во многих странах мира, на основании чего специалистами выдвинуто много различных версий. Считается, что самыми ранними из вязаных вещей были изделия, найденные в Египте и датируемые IX и X веками нашей эры. Так, отпечаток чулка был обнаружен в застывшей лаве Помпеи в 79 году н.э. В районе старого Каира найдено хорошо сохранившееся многоцветное шелковое платье, связанное на металлических спицах. Также в одной из гробниц нашли детскую вязаную туфельку, которой, по мнению археологов, более четырех тысяч лет. Обнаружен детский носок, у которого большой палец вывязан отдельно, чтобы между пальцами мог проходить ремешок сандалии.

В 1867 году известный путешественник, доктор, антрополог Роберт Уильям Фелкин выдвинул гипотезу о том, что вязание было известно ещё во времена Троянской войны. По его предположению, полотно, которое героиня «Одиссеи» Пенелопа быстро распускала каждую ночь, на самом деле не ткалось, а вязалось. Употребление термина «ткачество» вместо термина «вязание» Уильям Фелкин объяснял ошибками переписчиков и не точным переводом.

Некоторые исследователи утверждают, что грекам также было известно вязание, так как пленные троянцы изображены на древнегреческих вазах в узких, облегающих штанах. Изображённый в Келлской книге (ок. 800) пророк Даниил облачён в узкие штаны, связанные аранским (ирландским) узором (возможно, прообраз современных леггинсов).

В XV-XVI веках вязание довольно активно распространяется по Европе и превращается в домашнее занятие и доходное ремесло: повсеместно вяжут чулки, носки, перчатки, капюшоны, кофты, шляпки. Тогда же появился и стал традиционным для шотландцев головной убор - вязаный берет. С изобретением вязальных машин появились целые вязальные цеха. Вязаные изделия того времени, сохранившиеся в музеях и частных домах, восхищают красотой и изяществом, что свидетельствует о трудолюбии и мастерстве вязальщиц.

Начиная с 16 века, в Европе начинает распространяться вязаное кружево. Считается, что технологическим первоисточником техники вязания кружева являются изнаночные петли, которые впервые появились в середине 16-го века во Флоренции. Ими были связаны красные шелковые чулки, в которых хоронили Элеонору де Толедо, жену активного политического деятеля Флоренции Козимо Медичи.

Наибольшее развитие вязаные кружевные изделия получили в Ирландии. Так называемое ирландское (аранское) кружево – самобытный трикотаж, один из старейших видов ручного рукоделия. Оно возникло на трех островах Аран у западного побережья Ирландии во времена кельтов. Вязаные вещи того времени являлись неотъемлемой частью костюма местного населения. До сих пор в вязаных изделиях этой местности сохраняются древние кельтские фольклорные мотивы.

В Скандинавии в эпоху викингов практиковалась техника, ошибочно названная в России в конце XX века «вязанием иглой». Это довольно медленный и трудоёмкий процесс создания вязаного полотна деревянной или костяной иглой. Полотно, связанное таким способом, невозможно распустить, потянув за кончик нити. Эта техника сохранялась на Русском Севере до начала XX века под традиционным названием – «копанье».

Фрагменты небольших вещей, выполненных в этой технике (рукавицы, носки, головные повязки) датируются X-XI веками. Они были найдены в результате археологических раскопок в Англии (Коппергейт), Финляндии (Кокомаки), Германии (Маммен), Норвегии (Осло), России (Новгород). Традиция вязания иглой сохранялась в местностях с суровым климатом вплоть до конца XX века.

Таким образом, судя по археологическим находкам, можно утверждать, что техника вязания имеет общенациональное происхождение и существенную общность древних орнаментальных форм и ремесленных приемов. Задолго до начала нашей эры люди владели техникой вязания и применяли ее. Если учесть, что древнейшие дошедшие до нас сравнительно сложные по технологии вязаные предметы относятся к III-V в. в. н.э., можно предположить, что вязание возникло гораздо раньше. Древнейшие археологические находки свидетельствуют о высоком развитии техники вязания, об умении древних вязальщиц составлять узоры, находить гармоничное цветовое решение вязаных изделий.

Необходимо отметить, что в многочисленных источниках среди найденных вязаных предметов одежды платок не упоминается. Это обстоятельство, видимо, объясняется тем, что вязаный платок у древних людей не был предметом первой необходимости; либо особая (неплотная) структура вязания не способствовала сохранности данного изделия.

Вязание крючком – вид рукоделия, зарождение и первые опыты которого теряется в глубинах истории. Период развития этого ремесла был, без сомнения, очень длительным. При всей недолговечности пряжи и трикотажа чудом дошедшие до наших дней старинные вязаные изделия и их изображения дают нам некоторое представление о древности промысла.

В одной из египетских пирамид было найдено изображение женщины, надевающей носки, датируемое историками 1900 г. до н. э. В усыпальнице другой пирамиды сохранились детские вязаные чулки, отнесённые учёными к III – IV в. н. э. Они учитывали форму обуви – большой палец отделён от остальных пальцев, между ними проходит ремешок сандалии. При изготовлении таких носков и чулок большой палец вывязывался отдельно, как на варежках, что говорит о владении сложной техникой вязания. Находки хранятся в Музее императора Фридриха в Берлине и в Музее Виктории и Альберта в Лондоне. Позже, в IX-XI вв. н. э. искусные вязальщицы украшали изделия не только абстрактными узорами, но и письменами. В музеях Детройта и Баделя можно увидеть образцы древнеегипетского вязания из хлопчатобумажных нитей с древнеарабскими текстами.

В застывшей лаве Помпеи был обнаружен отпечаток вязаного чулка, отнесённый археологами к 79 г. н. э. Древнейшие находки вязаных изделий Нового Света (Перу) датируются III в. н. э. К эпохе перуанской культуры Прато-Наска относится редкий экземпляр декоративного вязаного пояса с мотивом колибри. Сложность рисунка, тонкость деталей и расцветки свидетельствуют о высочайшей технике вязания. Оригинал хранится в Текстильной галерее Института Искусств в Детройте.

Древнейшие сохранившиеся экземпляры ручного вязания Старого Света и Востока датируются IV-V вв. н. э. и свидетельствует о высокоразвитой технике вязания, составления узоров и подборе цвета.

Триумфальное шествие по Европе трикотаж начинает примерно в IX в. н. э. Вязаные изделия поначалу стоили очень дорого и были по карману лишь очень состоятельным людям. Мастера Испании в XVI в. достигли большого успеха в вязании шелковых чулок. Получив в подарок одну пару, Английский король Генрих VIII был счастлив – воистину королевский подарок! А шведский король Эрик IV выложил за пару шелковых чулок сумму, равную годовому жалованию королевского сапожника…

В XV-XVI веках вязание довольно активно распространяется по Европе и постепенно превращается сначала в кустарное домашние ремесло, а затем и в доходную отрасль: вяжут чулки, носки, перчатки, капюшоны, кофты, шляпки. Организовываются вязальные цеха. Именно в это время появляется и быстро становится популярным знаменитый шотландский головной убор – вязаный берет. Изделия, как правило, выполняют из однотонной пряжи, украшая изнаночными петлями лицевое полотно. А ведь арабы ещё пару тысяч лет назад владели техникой многоцветных сложных узоров!

Интересно, что на протяжении длительного времени, вязанием в Европе занимались именно мужчины, я не женщины.

В 1589 г. гальвертонский помощник приходского священника из Вулбриджа Вильям Ли изобрёл первую вязальную машину. Английской королеве Елизавете I изобретение не понравилась – чулки мастера показались ей значительно грубее шелковых. Она отказала священнику в патенте и посоветовала зарабатывать деньги честным трудом. Ли перебрался во Францию и в г. Руане открыл первую трикотажную мастерскую.

В конце XVIII в. во Франции изобрели круговую трикотажную машину, вывязывающую полотно в виде трубы. Дешёвые чулки, производимые на таких машинах, быстро вытеснили из массовой продажи дорогие изделия ручной работы.

Однако, чем больше рынок заполняли изделия машинного производства, тем более ценилась ручная работа.

Особо выделялись вещи, выполненные крючком, поскольку оригинальные техники сплетения нитей совершенно не подвластны машинному производству. Вязаные шедевры мастеров признаются искусством и попадают в музеи. В Швеции, в Северном музее Гетеборга, хранятся два ценнейших экспоната – вязаные кофты XVII века.

В России история возникновения вязания также не определена временным периодом. В исследованиях по этому виду ручного ремесла, за редким исключением, не встречаются упоминания о вязаном платке. В основном указывается, что из овечьей шерсти домашнего прядения издавна вязали рукавицы, варежки, носки, наколенники, которые в России носили повсюду. Непременным дополнением к женскому костюму были толстые вязаные чулки - однотонные, узорные или полосатые, которые в праздники надевались по нескольку пар, так как полнота принималась за эталон крестьянской красоты. Например, в Воронежской области в начале XX века женщины и девушки носили толстые пятиугольные, «ковыляные» узорами «ногавки» (чулки); считалось: «чем толще нога, тем элегантнее».

Более изучено в нашей стране узорное разноцветное вязание на спицах – старинный, своеобразный вид художественного ремесла, получивший распространение как в России, так и в соседних республиках.

Узорное вязание на спицах, как своеобразный вид прикладного искусства, было издавна широко распространено у прибалтийских народов. На островах Кихну, Маниланд, Муху (Эстония) до недавних пор вязали носки, рукавицы с традиционными местными узорами. Особая популярность узорного вязания в этих местах, кроме их необходимости как предмета одежды, объясняется, видимо, и тем, что в Прибалтике вязаные изделия с узорами почитались, как обереги, защищающие человека от сглаза, порчи и недугов. Здесь же иногда встречается краткое упоминание о вязаном платке. Так, в городе Хаапсалу и его окрестностях, кроме изготовления традиционных вязаных изделий – чулков, носков, рукавиц, поясов – сохраняется вязание шерстяных кружевных платков и шалей.

Узорное вязание было характерно для северо-восточной европейской части России. В изделиях русских поселений в районе Мезени и Пинеги изначально преобладал натуральный цвет шерсти – белый и коричневый; с конца XIX века стали использовать цветную пряжу – сине-черного, серо-голубого, а также более ярких цветов – синего, красного, желтого, лилового. Для этих изделий характерными являются крупнораппортные сетчатые рисунки, разделенные цветной полосой. Узорное разноцветное вязание на спицах получило распространение в Ханто-Мансийском округе, на севере Коми-Пермяцкого округа, в Сывтывдинском, Удорском и Верхневычегодском районах. В Ханто-Мансийском округе для вязания чулков, носков, рукавиц применялась белая собачья шерсть. Узор состоял из простых элементов – прямых и косых крестов, ромбов, трезубцев.

В городе Арзамасе (Приволжский федеральный округ) в конце XIX - начале XX веков изготовлялись теплые вязаные сапожки. Их орнаментика содержит аналоги узоров для вышивки крестом, а также варианты упрощенного растительного орнамента, взятого с узоров павлово-посадских платков.

Ещё в 30-40-е годы XX в. наши бабушки вязали крючком так же, как в старину – из тонких льняных и хлопчатобумажных ниток, украшая скромный быт тончайшим ажурным плетением.

На Северном Кавказе вязаные из шерсти носки не имели древней традиции. Но известно, что вязаные носки у вайнахов носили и женщины, и мужчины. В отличие от других народов Северного Кавказа, вайнахи носили связанные из шерсти одноцветные темные или белые носки, а также вязаные платки.

Исследуя образцы вязаных изделий, важно отметить, что техника вязания исторически обладает своеобразием и региональными особенностями, и, одновременно, обусловливает функциональное единство, общность технологии и орнаментации вязаных изделий у народностей, проживающих во многих странах мира, а также на территории России и соседних с ней регионов. Развитие и совершенствование приемов ручного вязания привело к формированию разновидностей этого старейшего вида рукоделия - вязания на спицах, крючком, на «вилке», на вязальной машине. Исторически сложившиеся древние орнаментальные формы и ремесленные приемы техники вязания на спицах стали художественно-технологической основой современного художественного ремесла – ажурного платочного вязания Южного Урала.

Вопрос о приоритетном влиянии определённых этнокультурных традиций в возникновении и развитии пуховязания Оренбуржья служит до сих пор предметом разногласий среди ученых. С одной стороны, сведения, полученные от местных старожилов С. А. Давыдовой, архивные данные и археологические исследования указывают на древность прядильного дела и вязания в регионе. Во многих курганах эпохи бронзы Южного Урала и Северного Казахстана среди прочих элементов материальной культуры срубников, андроновцев и других обнаруживаются каменные и костяные пряслица, в центральное отверстие которых вставлялись деревянные веретена и таким образом пряли пряжу из овечьей и козьей шерсти. Судя по находкам, мужчины и женщины носили шерстяные и кожаные шапочки с наушниками. Верхняя одежда также изготавливалась из шерстяной пряжи и ткани. Подтверждением данного положения является то, что в башкирских деревнях Абзелиловского, Баймакского районов по сей день при прядении пуха вязальщицы пользуются каменными пряслицами, так как они обеспечивают мощность и высокую скорость вращения веретена

О наличии пуховых изделий у древних башкир свидетельствуют также экспонаты, обнаруженные российским археологом, антропологом С.И. Руденко во время поездки по территории Южного Урала: самодельные тканые шали из козьего пуха, а также большие пуховые шарфы.

При раскопках (2004-2007 гг.) Филипповского кургана (Оренбургская область), хранящего сокровища сарматских вождей и датируемые V-IV в. до н.э., были обнаружены остатки ткани грубого переплетения, как полагают ученые, шерстяной. Кроме того, в женских погребениях были найдены глиняные пряслица – особые грузики, оттягивающие нить при прядении.

Современные женщины предпочитают работать с менее трудоёмким материалом – с шерстяной или полушерстяной пряжей. Из мягких объёмных ниток можно довольно быстро связать обновки для пополнения гардероба – кофты, платья, жакеты, юбки, шарфы, пончо.

Да и вещи для домашнего интерьера – пледы, диванные подушки, игрушки – получаются яркими, красивыми и приятными в обращении.

Для летних и ажурных изделий (топов, маек, накидок, болеро, салфеток, скатертей, занавесок) в наше время, как раньше, используют льняные и хлопчатобумажные нити, но гораздо толще, чем те, из которых вязали наши бабушки и прабабушки в своё неторопливое время. Из тонких нитей вяжут лишь особенно изысканные украшения – воротнички, жабо, брошки.

Головные уборы – особые изделия. В отличие от платьев, костюмов и кофточек, нередко скрытых под верхней одеждой, они всегда на виду.

Шапочки, шарфы и перчатки – наиболее актуальное и очень выразительное дополнение к одежде в любое время года. В зависимости от назначения и фасона для их изготовления используют самую разнообразную пряжу.

Иногда чтобы подчеркнуть свой стиль, добавить изюминку в образ и внести разнообразие в гардероб, бывает достаточно создать всего несколько оригинальных вещей. Немного кружев, ажурный воротничок, шаль – и одежда выглядит более изящно, элегантно и женственно. Проявив немного фантазии можно очень удачно «вписать» моду в свой гардероб и «оживить» старые вещи, потратив на это минимум времени. В современных работах широко используется смешение стилей, узоров, сочетания различных нитей, техник работы спицами и крючком. Большинство узоров сами по себе не новы, но их комбинаций может быть бесконечное множество, а творческая мысль позволяет создавать всё новые и новые формы.

Таким образом, можно предположить, что ручное ремесло – ткачество и вязание – было одним из древнейших традиционных домашних занятий у разных народов.

  1. Практическая часть

- техника безопасности

- подготовка рабочего места

- проверить, у всех ли все имеется на столе

  • Выполнить несколько петель спицами

- закончить работу

V. Заключительная часть

- какая тема была у нас сегодня на занятии?

- с какими техниками вязания ознакомились?

- давайте, вспомним последовательность работы (технологическая карта)

- всем сдать работы для проверки

- отметить хорошо работавших, отвечавших

- дать задание на следующее занятие

- до свидания, занятие закончено!

Литература

  1. Абдулгазина, Т.Я. К истории пуховязального искусства / Т.Я. Абдулгазина // Проблемы этногенеза и этнической истории башкирского народа // Материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 70-летию С.Н. Шитовой. - Уфа: Гилем, 2006. - С.55-59.
  2. Вязание «иглой». [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://go.mail.ru/search?fm= 1&iewtf=% E2%98%A0&q=dzpfybt+bu kjq+d+crfylbyfdbb - Дата обращения 22.05.2021.
  3. Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4-х т. / В.И. Даль. - Т.1. - А-З. - М., - «Русский язык». - 1989. - 699 с. - С. 337.
  4. История вязания на спицах. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://po4emu.ru/drugoe/ history/index/raznoe/stat_raznoe/140. htm.-Дата обращения 22.03.2021.
  5. История вязания. - Вязание - История рукоделий - Каталог статей. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://stich-n-knot. ucoz.ru/publ/4-1-0-3. - Дата обращения 22.03.2021.
  6. Кару, Э. Эстонское народное прикладное искусство и современность / Э. Кару. Тынурист // Народное прикладное искусство. Актуальные вопросы истории и развития. - Рига. - «Знание». - 1980. - 264 с. -илл. - С. 225-226.
  7. Максимова М.В. Незабытые ремесла / М.В. Максимова, М.А. Кузьмина. - Минск, издательство «Полымя». - 1987. - 311 с. илл. - С. 151-152.
  8. Мерцалова, М.Н. Поэзия народного костюма / М.Н. Мерцалова.- 2-е изд., перераб. и доп.- М.: Мол.гвардия. - 2002. - С. 214.
  9. Сокровища сарматских вождей [Материалы раскопок Филипповских курганов] / Под общей научной редакцией Л.Т. Яблонского. - Оренбург: Печатный дом «Димур», 2008. - 144с.: илл. - С 68-69.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое занятие "Обучение технике передвижения футболиста"

В данном материале представлено поэтапное проведение занятия в секции по футболу....

Конспект открытого занятия по технике вышивка шелковыми лентами на тему: «Изготовление картины «Букет цветов».

вашему вниманию представлен конспект мастер-класса, который был проведен для педагогов дополнительного образования....

открытое занятие "обучение техники прыжка через нарты путем новых подводящих упражнений"

Мною разработана методика тренировки по прыжкам через нарты для групп начальной подготовки, основанная на ранее разработанной методике республики....

Конспект занятия "История развития вязания"

Занятие для детей 8-11 лет знакомит с историей развития вязания и дает навыки вязания крючком....

Конспект открытого занятия "Совершенствование техники владения баскетбольным мячом"

Тема занятия: «Совершенствование техники владения баскетбольным мячом» (Формирование общекультурных компетенций).Цель занятия: Формирование двигательных умений...

Сувенир-подвеска "Змея" , мастер-класс по технике вязания на спицах

Добрый день! Данный материал  познакомит Вас с техникой  изготовления  мягкой игрушки  с использованием наглядного примера....

Методическая разработка занятия по теме : «Основные приёмы техники вязания на спицах»

Добрый день!Данная методическая разработка  содержит  в себе полное и детальное  описание системы обучения  основным приемам техники вязания на спицах....