Методические рекомендации для воспитателей школы-интерната «Музыкальная инсценировка литературных произведений о ВОВ»
методическая разработка

воробьева оксана сергеевна

Методические рекомендации для воспитателей школы-интерната «Музыкальная инсценировка литературных произведений о ВОВ»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл instsenirovka.docx28.48 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Методические рекомендации для воспитателей школы-интерната «Музыкальная инсценировка литературных произведений о ВОВ»

С каждым годом всё дальше уходят от нас грозные годы Великой Отечественной войны. Отношение к прошлому своей страны ярко показывает нравственную сторону нации. Память о стойкости и мужестве людей, которые отдали свое здоровье и жизнь за освобождение Родины от фашистского ига должна остаться навечно в сердцах и душах нынешнего и будущего поколения. Воспитание патриотических чувств сегодня является социальной потребностью и проблемой российского общества, решением которой призваны заниматься как государство, так и регионы, районы.

Цель методических рекомендаций:

Оказание методической помощи воспитателям; составление алгоритма подготовки и проведения школьных мероприятий с использованием современных нетрадиционных форм и методов работы.

Данные методические рекомендации помогут в работе по патриотическому воспитанию детей, показать события Великой отечественной войны.

Приемлемые формы работы по патриотическому воспитанию детей и молодёжи:

  • Вечера-встречи «Сражаюсь, верую, люблю»
  • Уроки мужества
  • Часы истории «Не помнить о прошлом нельзя»
  • Неделя, День памяти;
  • Час- размышления по фильму
  • Тематический суд «Антифашистский процесс»
  • Виртуальные экскурсии по Музеям воинской Славы
  • Музыкальный конкурс «Угадай мелодию военных лет»
  • Громкие чтения книг фронтовиков
  • Урок памяти «Война глазами художников»
  • Поэтическая эстафета «Далёкому мужеству верность храня»
  • викторины «Слава тебе, победитель солдат!», «Есть такая профессия – Родину защищать»;” Солдатскому долгу остались верны... “;
  • Конкурс рисунков «Я помню! Я горжусь!» «Война глазами детей»
  • Литературно- музыкальная композиция

 

Перечень интересных форм, которые можно использовать в работе с детьми:

  • Вечер разгаданных и неразгаданных тайн. Цель такого мероприятия – привлечения внимания к тайнам великой отечественной войны, раскрытие неизвестных фактов.
  • Военный «огонек» под названием «Герои живут рядом», «От сердца к сердцу» (встреча с ветеранами и участниками войны, которые делятся своими воспоминаниями за чашкой чая, живое общение, концертные номера.)
  • Флешбук - презентация или знакомство с интересными книгами с помощью цитат, иллюстраций, личных переживаний и другой информации о книге.
  • Литературный десант, например по повести Б. Васильева «А зори здесь тихие…», С. Алексиевич «У войны не женское лицо». Рассматривая конкретные примеры из этих произведений, провести опрос ребят по следующим вопросам: «Согласны ли вы с мнением некоторых военных историков, что у Великой Отечественной войны «женское лицо»?»; «Как проявили себя девушки в боевых условиях?»; «Можно ли назвать героической гибель этих девушек?» и другие.
  • Вечер воспоминаний «Я расскажу вам о войне», основанный на семейных рассказах ребят и  взрослых о своих родственниках- участниках войны и тружениках тыла. Проведению этого мероприятия должна способствовать поисковая работа в семейных архивах- сбор информации, сведений, фотоматериалов о своих прадедах – участниках Вов. Необходимо предоставить возможность самим  ребятам рассказать о военных судьбах родных, показать слайд- презентацию, продемонстрировать письма и награды фронтовиков, прочитать стихи собственного сочинения.
  • акции: «Солдатские письма» (сбор треугольных писем), «Спасибо деду за Победу!» (конкурс листовок, открыток), благотворительные акция «Ветеран живет рядом», «Забота»,  акция «Георгиевская ленточка», акция «Письмо в 45-й», «Послание потомкам», акция «Сирень Победы»,  акция «Бессмертный полк», акция реконструкторов «Солдатская каша», акция «Стена памяти»,  акция «Свеча памяти», флешмоб «День Победы»
  • Проект-голосование «Лучшая книга о войне» - это голосование учащихся конкретной школы за лучшие произведения, рассказывающие о тяжелых судьбах людей военного времени, о битвах за жизнь и свободу, о героизме людей, о великой победе нашего народа. Участники голосования сами решают, что понимать под словом «лучшие». Можно проголосовать как за наиболее значимое с художественной точки зрения литературное произведение, так и просто за любимое произведение, которое запечатлелось в вашей памяти, оказало влияние на становление характера и жизненных принципов. Детям можно предложить выставку лучших книг о Великой Отечественной войне в фое или в библиотеке школы. Около каждой книги повесить бумагу или кармашек для голосования.  Если дети сочтут какую-либо книгу лучшей, пусть отметят  ее. Единовременно разрешается проголосовать за 3-5 наименований изданий.
  • открытый микрофон - изящная и красивая форма публицистической деятельности детей в школе. Суть ее состоит в выступлении учащихся перед школьным коллективом с каким-либо вопросом, имеющим отношение к Великой Победе, к страницам истории Великой страны. «Микрофон «открыт» для всех. Общая тема может быть сформулирована так: «Что я хочу сказать», «О чем у меня болит душа», «Прошу слова». Тексты выступлений должны готовить заранее.  «Открытый микрофон» ограничен во времени. В такой работе непременно должны принимать участие учителя.
  • «Уроки замечательных людей»:

Такие мероприятия можно проводить, используя художественное наследие, биографию великих людей.

  • «Пять минут с искусством»:

Такая форма воспитательной работы родилась как насущная необходимость сегодняшнего дня. Нетрудно организовать это мероприятие, но требует эта форма тонкой педагогической инструментовки. Эта форма дает ознакомиться с конкретными произведениями искусства  военных лет. Наглядно это: а) слушание музыкальных произведений военных лет (символически гася поочередно свечи), б) инсценировка  стихотворений фронтовиков или песен военных лет

  • День гения:

Данная форма родилась в поисках способов расширения жизненных представлений о человеке, достигшем maxc уровня развития. Ученики  знакомятся  с широкой палитрой персонажей великих полководцев, поэтов, писателей. День гения – это серия красивых содержательных актов, проводимых в течение всего дня и посвященных одной личности великого человека чаще всего связанных со страницами Великой Отечественной войны.

День совмещает несколько форм:

Например: утром – публичная лекция, затем – «5 минут с Великим» (его стихи, письма, фото, статьи), позже – гостиная..

День гения – это акт памяти.

  • «Сюрпризы дружбы»

Укрепление межличностных отношений между учащимися, развитие дружбы детей. Индивидуальное исполнение песен, танца,  стихотворений, вручение подарков, угощения.

  • «Пироговое чаепитие» - организация неформального общения. Чтобы сведать пироги, каждый должен принять участие в одном из 3 конкурсов.
  1. Интересные факты Великой Отечественной войны
  2. Исполнение понравившихся стихов о войне;
  3. Убедительный рассказ о прочитанной книге, которую рекомендую всем;;
  • «Фотокамера смотрит в мир»

Под руководством ведущего все  учащиеся поочередно демонстрируют приготовленные фотографии из периодики и доказательно комментируют их, после чего прикрепляют в соответствующей раздел на доску, таким образом, смонтированы обзор событий остается на 3-4 для всеобщего обозрения.

  • Суд над равнодушием:

Предполагает наличие ролей, игровое действие, как средство реализации этих ролей; реальное отношение между играющими; наличие определенных установленных норм и правил поведения.

  • Конкурсе на лучшую книжку- самоделку о ветеранах Вов «Победы родное лицо» В конкурсе могут участвовать работы с рассказами  о дедушках, прадедушках, бабушках, прабабушках- ветеранах Великой Отечественной войны, о жизни и деятельности, о военных годах с указанием боевого пути (маршрут от начала войны до конца войны). Работы могут быть представлены в любой форме: рассказ, поэзия, эссе и др.
  • Инсценировка литературных произведений на тему Великой Отечественной войны 1941-1945гг.

Творческие группы представляют на конкурс музыкальную инсценировку литературного произведения (фрагмента) советского автора на тему Великой Отечественной войны и Победы. Во время выступления могут быть использованы видеопрезентации, декорации, реквизит, костюмы. Музыкальное оформление – обязательно. Музыкальное сопровождение выступления должно соответствовать жанровой направленности.

Особое внимание нужно обратить внимание на критерии оценки.

  • Сценическая культура исполнения; грамотная речь и безошибочное чтение;
  • Оригинальность, нестандартность и новизна сценарного решения постановки;
  • Выразительность и эмоциональность выступления;
  • Образное решение фрагмента;
  • Актерское мастерство; артистизм исполнения - глубина проникновения в образную систему и смысловую структуру текста;
  • Сценический костюм, декорации, реквизит, музыкальное и звуковое сопровождение и т.д.;
  • Соблюдение регламента выступления.

Инсценировка

(от лат. in – в, на и scaena – сцена), переработка для постановки в театре или кино недраматического произведения. Инсценировка отличается от постановки по мотивам произведения тем, что не вносит в текст дополнительного смысла и не изменяет его содержания. Задача инсценировки – как можно точнее следовать за авторским замыслом, сохраняя идейный смысл, сюжет и, по возможности, стиль произведения. При этом в инсценировке неизбежны изменения, связанные с иной формой материала. Наиболее известные инсценировки – «Петербургские сновидения» Ю. А. Завадского по «Преступлению и наказанию» Ф. М. Достоевского, «История лошади» М. Г. Розовского и Г. А. Товстоногова по «Холстомеру» Л. Н. Толстого. Часто инсценировки делает сам автор («Дни Турбиных» М. А. Булгакова, «Живи и помни» В. Г. Распутина).

ИНСЦЕНИРОВКА — в широком смысле, сценическое оформление лит-ого текста, закрепленного в определенной форме и не допускающего импровизации. В этом смысле И. связана с эволюцией от театра действенно-игрового, площадного, предшествовавшего Шекспиру, от анонимной в большинстве драматургии, через шекспировский (и соответствовавший ему по стилю и времени испанский театр конца XVI — начала XVII века), являвшийся переходной формой, — к театру лит-ому; от хоть и писанного, но вольного сценария — к пьесе-книге; от коллективного авторства кочующих комедиантских «банд» — к индивидуализированному, персонифицированному автору. Близость театра к лит-ре, включившей драму в систему поэтики как один из разделов ее, очень частое совмещение в одном лице романиста и драматурга не могло не принести к внедрению одного жанра в другой. Качественность драматургии стала определяться ее «литературностью».

       Отсюда — возможность И. в более узком смысле, а именно: непосредственное приспособление к сцене произведения, написанного в повествовательной форме. Приспособление это может быть произведено как автором, так и другим лицом. Александр Дюма-сын приспособил для сцены свой роман «Дама с камелиями», Золя — роман «Тереза Ракен» и др. Инсценировка может заключать в себе переделку повествовательного произведения в интересах сценичности. Такую переделку пушкинской «Пиковой дамы» мы имеем напр. в одноименной опере Чайковского. У Пушкина герой повести, Герман, остается жить (сходит с ума), в опере он умирает. Иногда переделка простирается так далеко, что вызывает формулировки «сюжет заимствован», «сюжет отчасти заимствован», дававшие переделывателю широкий простор приспособления в смысле общей сценичности и выпуклости отдельных ролей. Таковы обильные переделки для сцены Виктора Крылова (в том числе бывшая долго репертуарно популярной переделка романа Достоевского — «Идиот»).

       С расцветом Московского художественного театра требования к И. повысились в смысле точного соблюдения авторского текста и отказа от «переделок». И. стали выдвигать из инсценируемого литературного произведения ту или иную часть сюжетной ткани, ту или иную фигуру или цепь событий, ограничиваясь подбором для этого нужных мест повести или романа, зато сохраняя их во всей неприкосновенности. Таковы И. Достоевского и Толстого в Московском художественном театре («Братья Карамазовы», «Бесы», «Село Степанчиково» и «Воскресение»), предполагающие в зрителе хорошее знакомство с текстом инсценируемого произведения в его целом.

       В наши дни большое место в репертуаре советских театров занимают сделанные самими авторами И. их беллетристических произведений («Бронепоезд» Иванова, «Растратчики» Катаева, «Барсуки» Леонова и др.) и переделки («Наталья Тарпова» Семенова, «Заговор чувств» Олеши, «Инженер Мерц» Никулина и др.).

       Под И. понимается еще и лит-ая обработка в сценических приемах материала, имеющего общественное значение, в целях эмоционального воздействия и пропаганды (инсценированный суд, отчет, инсценированная газета и т. п.).

Великая Отечественная война в художественной литературе и поэзии

1. Алявина Н.В. Наш последний поклон (В.П.Астафьев) // Читаем, учимся, играем – 2004. - № 2. – с.26.

2. Буячева О.Ю. Дорогами Великой Отечественной. Лит.-муз. композиция для старшеклассников // Читаем, учимся, играем – 2000. - № 1. – с.19.

3. Васильева М.Г. «Фольклор в годы ВОВ» Урок-панорама // Калейдоскоп внеклассных мероприятий. – 2003. – Выпуск № 2. – с.129-132.

4. Великая Отечественная война в художественной литературе: судьбы авторов и произведений. Выборочный список статей из периодической печати // Читаем, учимся, играем. – 2000. - № 1. – с.30.

5. Голенкова Н.В. Русский богатырь. Лит-муз. вечер, посвященный поэту-песеннику Л.И.Фатьянову // Читаем, учимся, играем – 2004. - № 6. – с.7.

6. «Давно мы сняли с плеч шинели, но снятся нам все те же сны». Подборка стихов, посвященных ВО. Доп.материал //Читаем, учимся, играем. – 2005. - № 5. – с.31.

7. Ефремова Н.П. Музы не молчали. Лит.-муз. композиция вечер старшеклассников // Читаем, учимся, играем. – 2000. - № 1. – с.51. (П.Коган, М.Кульчицкий, Н.Майоров)

8. Жукова Н.Н. «И всему роду твоему». Литерат. вечер старшеклассников, посвященный К.Д.Воробьеву // Читаем, учимся, играем – 2000. - № 1. – с.66.

9. Зархи С.Б. «В этом наша судьба...» Лит. вечер-портрет для старшеклассников // Читаем, учимся, играем – 2000. - № 1. – с.57. (Эдуард Багрицкий, Иосиф Уткин).

10. Зархи С.Б. «Песня меня научила свободе...» Литературная композиция по стихотворениям Мусы Джалиля // Читаем, учимся, играем. – 2001. - № 3. – с.12.

11. Золотоусский И.П. Там, на войне: Военная тема в творчестве К.Воробьева // Литература в школе. – 1995. - № 2. – с.2-8.

12. Зырянова В.М. «Ветераны в 20 с лишним лет...» Вечер поэзии, посвященной Ю.Друниной // Читаем, учимся, играем. – 2000. - № 1. – с.70.

13. Карзникова Л.Г. «Не умолкнет во мне война». Лит.-муз.вечер, посвященный творчеству писателя В.П.Астафьева // Читаем, учимся, играем. – 2004. - № 2. – с.30.

14. Касьяненко Н.И. «Искупить кровью»: Материалы по повести Вячеслава Кондратьева // Литература в школе. – 1995. - № 3. – с.75.

15. Конева Е.Ф., Нахиева Н.Г. На войне одной минутки не прожить без прибаутки // Читаем, учимся, играем. – 2003. - № 4. – с.62.

16. Котомина Г.В. «И мы склоняем головы перед его подвигом» (сценарий урока – чит.конференции по повести В.Богомолова «Иван») // Школьный библиотекарь. – 2004. - № 9-10. – с.7.

17. Кузьменко Н.И. «Снова ожили в памяти были живые...» Ли.-муз.композиция. Военная лирика // Читаем, учимся, играем – 2004. - № 2. – с.13.

18. Ленинградский дневник. Сценарий вечера основан на прозе, стихах и выступлениях Ольги Бергольц // Ради жизни на земле. – М: ТЦ Сфера, 2003. – с.22-30.

19. Летягина Г. «Это память души, умещенная в несколько строк...» (поэтический брейн-ринг) // Салют и слава годовщине навеки памятного дня!». – Нижний Новгород, 2004. – с.19-25.

20. Мальгин А.С. Рождение «книги про бойца». Об истории создания поэмы А.Т.Твардовского «Василий Тёркин» // Читаем, учимся, играем. – 2004. - № 6. – с.4.

21. Малыгина Н.М. и Чистякова В.В. Суровая правда. Литературный вечер для старшеклассников, посвященный В.П.Астафьеву // Читаем, учимся, играем. – 2000. - № 1. – с.79.

22. Мартынова А.А. Говорят погибшие герои. Литературный вечер для старшеклассников // Читаем, учимся, играем. – 2000. - № 1. – с.33.

23. Матин Г.А. «Немую боль в слова облечь...» Трагический пафос поэзии А.Т.Твардовского // Литература в школе. – 1995. - № 5. – с.24.

24. Мушинская Т.Ф. «Болею за людей» Повесть К.Воробева «Убиты под Москвой» 8 кл. // Литература в школе. – 1999. - № 3. – с.75.

25. Некрасова Н.Н. «Ступени победы» // Школьный библиотекарь. – 2004. - № 9-10. – с.11.

26. Некрасова Н.Н. «По праву разделенного страданья...» Литературный вечер для старшеклассников, посвященный Ольге Бергольц // Читаем, учимся, играем. – 2000. - № 1. – с.61.

27. Образ войны и победы. Библиографический список: поэты – фронтовики // Читаем, учимся, играем. – 2002. - № 1. – с.16.

28. Поэзия военных лет. Литературный вечер // Слово и судьба. – М: «Карсико-Принг», 2003. – с.128 (праздник в школе). – с.75-80.

29. Прозорова В.Ф. «И мужество, как знамя, принесли». Лит.-муз.композиция о поэтах-фронтовиках // Читаем, учимся, играем. – 2004. - № 11. – с.10.

30. Савина О.А. «Вася Тёркин – мой герой». Инсценировка поэмы // Читаем, учимся, играем – 2003. - № 2. – с.33.

31. Сазонова Т.А. «Поэзия моя, ты – из окопа...» Муз.-поэтическая композиция для старшеклассников // Читаем, учимся, играем. – 2000. - № 1. – с.46.

32. Силютина С.А. «Сражаюсь, верю, люблю...» Литературный вечер, посвященный творчеству Э.А.Асадова // Читаем, учимся, играем. – 2003. - № 3. – с.27.

33. Скляренко Н.С., Константинова Е.В. Опаленные войной. Литер.-муз.композиция о писателях-фронтовиках // Школьная библиотека. – 2004. - № 9-10. – вклад с.3.

34. Смирнова И.А. Исповедь солдатского сердца. Литературная композиция о поэзии фронтового поколения // Читаем, учимся, играем. – 2004. - № 8. – с.11.

35. Учамбрина И.Л. «На войне как на войне». Урок повести Виктора Курочкина 9 кл. // Литература в школе. – 1999. - № 3. – с.67.

36. Учамбрина И.А. Опыт прочтения повести В.Некрасова «В окопах Сталинграда» в старших классах // Литература в школе. – 1995. - № 4. – с.69.

37. Учамбрина И.А. «Привет с фронта»: Урок по повести Кондратьева в 9-м классе // Литература в школе. – 1997. - № 2. – с.83.

38. Хаврук И.И. Торжество любви: Урок по повести В.Богомолова «Зося» в 10 кл. // Литература в школе. – 1995. - № 5. – с.75.

39. Чалмаев В.А. «Слово, не сорвись на стон...» К.Воробьев: У истоков войны // Литература в школе. – 1998. - № 4. – с.62.

40. Чернышёва В.П. Штык и перо. Обзор литературы для молодежи // Читаем, учимся, играем. – 2000. - № 1. – с.26.

41. Чернова И.И. Россия в живых народных танцах «Василий Теркин» // Литература в школе. – 1999. - № 3. – с.33.

42. Шатилова В.Б. «Фронтовые поэты... Ваши жизни война рифмовала...». Муз.-поэтический вечер для ст.шк.возраста // Читаем, учимся, играем. – 2002. - № 1. – с.4. (Дудин М., Коган П., Самойлов Д. и др.).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на семинаре воспитателей школ-интернатов и детских домов Курской области на тему "Роль мониторинговых исследований в условиях школы-интерната"

Опыт использования образовательного мониторинга, как эффективного инструмента повышения качества воспитания в условиях школ-интернатов....

Рекомендации классным руководителям и воспитателям школы-интерната VIII вида по перспективному планированию в разделе «ЗОЖ»

Рекомендации классным руководителям и воспитателям школы-интерната VIII вида по перспективному планированию в разделе «ЗОЖ» с перечнем предлагаемых мероприятий. ...

План работы по самообразованию . Воспитателя школы –интерната 8 вида. Тема: «Работа воспитателя с семьями учащихся ,воспитанников с ОВЗ в условиях школы-интерната»

План работы по самообразованию .            Воспитателя школы –интерната 8 вида.   Тема: «Работа воспитателя с семьями учащихся ,в...

Методическое объединение для воспитателей школы-интерната "Старшеклассник и среда".

Главной целью методического объединения является показать взаимосвязь возрастных особенностей старшего подросткового возраста, портрета выпускника основной школы (ФГОС) и профстандарта "Воспитатель"....

Методическая разработка "Взаимодействие воспитателя школы-интерната и учителя в вопросах интеллектуального развития школьников".

Материал посвящён вопросам развития интеллектуальных способностей подростка-спортсмена в условиях взаимодействия школы-интерната и СДЮСШОР по хоккею с шайбой....

План самообразования воспитателя школы-интерната ГБОУ "Уруссинская школа-интернат для детей с ОВЗ"

Изучение особенностей характера умственно-отсталых детей в условиях ФГОС...