Дополнительная общеобразовательная программа (модифицированная/ адаптированная) «Мел' не - Мастерица».
материал

Данная программа предназначена для организации внеурочной деятельности школьников младшего и среднего звена по декоративно – прикладному искусству и направлена на формирование эстетического воспитания, развитию интеллектуального и чувственного начал в человеке, а также активизации творческого потенциала. Занятия в кружке «Мел' не - Мастерица» помогают детям разумно и интересно проводить свое свободное время, пробуждают любознательность, любовь к знаниям. Программа ориентирована на развитие мотивации личности ребенка к познанию и творчеству.

Новизна программы состоит в том, что дети углубленно учатся основным техникам сразу нескольких ремесел: шитью, вязанию, вышиванию бисером работе с самыми различными материалами. Этот технический универсализм помогает ребенку достигнуть высокого уровня в овладении искусством создания изделия. Занятия в кружке имеют и культурно-психологическое значение: дети обучаются изготовлению такого предмета, который можно подарить, дополнительно учатся этикету дарения.

Программа актуальна, поскольку является комплексной, вариативной, предполагает формирование ценностных эстетических ориентиров, художественно-эстетической оценки и овладение основами творческой деятельности, дает возможность каждому воспитаннику реально открывать для себя волшебный мир декоративно-прикладного искусства, проявить и реализовать свои творческие способности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Мыскаменская школа-интернат»

Рабочая программа

ДОПОЛЬНИТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

(МОДИФИЦИРОННАЯ /АДАПТИРОВАННАЯ)

«Мел не» - «Мастерица»

Направление «Художественно-эстетическое, народные промыслы»

Возраст детей: 9 -13 лет

Срок реализации: 1 год

Составитель: воспитатель

Юрец Нетё Айбаевна

с. Мыс – Каменный

2021 – 2022 учебный год

Мудрец сказал ведь неспроста,

Что мир спасает красота.

Чем век свой маяться в безделье,

займитесь лучше рукодельем!

Пояснительная записка

Программа художественно-эстетического направления, народные промыслы «Мел 'не» - «Мастерица», разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта, начального общего образования:

- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ;

- Концепцией развития дополнительного образования детей (утв. Распоряжением Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р);

- Уставом МКОУ МШИ;

- Приказ министерства образования и науки Российской Федерации от 29.08.2013 № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы организаций дополнительного образования (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014 г. №41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14).

Примерных требований к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей (письмо Министерства образования РФ от 11.12.2006 N 06-1844).

Составлена на основе программ С. А. Леонович «Изготовление сувениров» и С. В. Асмолова «Рукоделие», а проекта С. А. Кривоноговой и Р. Н. Фоменко «Мел' не» - «Мастерица», направленного на обучение и патриотическое воспитание, сохранение и развитие культуры своего народа.

Данная программа предназначена для организации внеурочной деятельности школьников младшего и среднего звена по декоративно – прикладному искусству и направлена на формирование эстетического воспитания, развитию интеллектуального и чувственного начал в человеке, а также активизации творческого потенциала. Занятия в кружке «Мел' не - Мастерица» помогают детям разумно и интересно проводить свое свободное время, пробуждают любознательность, любовь к знаниям. Программа ориентирована на развитие мотивации личности ребенка к познанию и творчеству.

Новизна программы состоит в том, что дети углубленно учатся основным техникам сразу нескольких ремесел: шитью, вязанию, вышиванию бисером работе с самыми различными материалами. Этот технический универсализм помогает ребенку достигнуть высокого уровня в овладении искусством создания изделия. Занятия в кружке имеют и культурно-психологическое значение: дети обучаются изготовлению такого предмета, который можно подарить, дополнительно учатся этикету дарения.

Программа актуальна, поскольку является комплексной, вариативной, предполагает формирование ценностных эстетических ориентиров, художественно-эстетической оценки и овладение основами творческой деятельности, дает возможность каждому воспитаннику реально открывать для себя волшебный мир декоративно-прикладного искусства, проявить и реализовать свои творческие способности.

Программа создает благоприятные условия для интеллектуального и духовного воспитания личности ребенка, развития познавательной активности и творческой самореализации воспитанников. Дети пополняют свой запас знаний в вышивании бисером, вязании крючком и ручном шитье. Получить базовые знания о цвете, материале, рисунке, повышение практических знаний и умений и развитие творческой личности.

Программа предусматривает проведение внеклассных занятий, работы детей в группах, парах, индивидуальная работа, работа с привлечением родителей. Занятия проводятся 1 раз в неделю в учебном кабинете, актовом зале. В результате занятий на курсе ребёнок должен научиться работать в коллективе, творчески реализоваться, раскрыться и проявить свои лучшие качества.

Цель программы: формирование и развитие основ художественной культуры ребенка через декоративно-прикладное искусство и сохранение национальной культуры традиций и обычаев коренных народов Севера, ненцев.

Задачи:

Обучающие:

- научить детей владеть различными техниками работы с материалами, инструментами и приспособлениями, необходимыми в работе;

- обучать технологиям разных видов рукоделия;

- познакомить воспитанников с историей и современными направлениями развития декоративно-прикладного творчества;

- формировать интерес к национальному творчеству народов Севера, возрождение этнокультурных традиций, приобщение воспитанников к нравственным, духовным ценностям, в частности, через изучение народного творчества;

- формировать эстетическое восприятие окружающего мира и развитие художественного вкуса.

Воспитательные:

- воспитывать культуру взаимоотношений с детьми и взрослыми; воспитание эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру.

- воспитывать уважительное отношение между членами коллектива в совместной творческой деятельности;

- воспитывать усидчивость, аккуратность, активность, уважение и любовь к труду, формировать потребность учащихся к саморазвитию.

- воспитывать чувство уважения и гордости к наследию предков, формировать познавательный интерес к культурному наследию народов Севера;

- приобщить учащихся к системе культурных ценностей, отражающих богатство общечеловеческой культуры, в том числе и отечественной, формировать потребность в высоких культурных и духовных ценностях и их дальнейшем обогащении;

- развивать потребность к творческому труду, стремление преодолевать трудности, добиваться успешного достижения поставленных целей.      

- способности развитию внутренней свободы ребенка, способности к объективной самооценке и самореализации поведения, чувства собственного достоинства, самоуважения.

Развивающие: 

- развивать моторику рук, глазомер.

- развивать образное и пространственное мышление, память, воображение, внимание;

- развивать положительные эмоции и волевые качества;

- развивать природные задатки, творческий потенциал каждого ребенка: фантазию, наблюдательность, мышление, художественный вкус.

- развивать чувство толерантности к сверстникам разных национальностей.

Целевая аудитория: воспитанники Мыскаменской школы-интерната.

География программы: спальный корпус Мыскаменской школы-интерната.

Педагогический контроль

Для полноценной реализации данной программы используются разные виды контроля:

текущий - используется посредством наблюдения за деятельностью ребенка в процессе занятий;

промежуточный – выставки, участие в конкурсах ДПИ;

итоговый – оформление музея в спальном корпусе «Мыскаменской школы-интерната».

Методы обучения:

- беседа,

- игра,

- изготовление мини брошюр,

- изучение основ рукоделия,

- иллюстрирование,

- индивидуальная работа,

- мастерская,

- просмотр видео материалов.

- работа в малых группах,

- работа в парах,

Межпредметные связи на занятиях:

- с уроками изобразительного искусства;        

- с уроками КНЯ.

- с уроками технологии.        

- с уроками черчения.

Формы диагностики учета результатов освоения программы:

Итогом курса будет выявление результативности работы используя такие методы как наблюдение, анкетирование, проведение диагностических исследований, метод независимых экспертных оценок, которые проверяют личностные качества обучающихся, их положительную динамику.

Воспитанники должны уметь:

- выполнять простые объемные (полуобъемные) формы;

- конструировать и изготавливать сувениры-игрушки;

- научатся основам цветоведения, научатся удачно сочетать в изделиях цвет бисера;

- научатся под руководством воспитателя проводить анализ изделия, планировать последовательность его изготовления и осуществлять контроль результата практической работы по образцу изделия, схеме, рисунку;

- научатся подбирать детали для работы и научатся навыков практической работы с бисером.

- отличать лицевую и обратную стороны ткани, делать разметку на ткани, раскраивать ткань, изготавливать аппликации из обрезков нитей и лоскутков тканей, изготавливать игрушки из ниток и ткани по выкройкам;

- познакомятся основными техниками работы с бисером у северных народов: вышивание и плетение;

- различать цвета по свету (теплые и холодные);

- согласовывать изображение композиции с форматом основы;

- узнают некоторые сведения из истории развития бисероплетения и появления бисера на Севере;

- узнают правила поведения и техники безопасности и гигиены на занятиях, научаться организовывать рабочее место в соответствии используемым материалом и поддерживать порядок во время работы;

- узнают специальную терминологию, обозначающую материалы, инструменты, основные приемы низания («бисер», «бусина», «рубка», стеклярус», «проволока», «иголка», «нитки», «фиксирование» и др);

- читать и выполнять простейшие эскизы, рисунки проектируемых изделий;

Календарно – тематическое планирование

1 год обучения (35 часов).

Дата

Тема занятия

Количество часов

Теория

Практика

По программе

Примечание

1 раздел. Вводное занятия. (4)

1

Содержание программы кружка.

1

1

Правила безопасной работы и личной гигиены. Организация рабочего места.

2

Инструменты для ручных работ.

1

1

Иголки, ножницы, нитки, ткани. Правила ТБ при ручных работах.

3-4

Виды простейших швов. Выполнение простейших швов

1

1

2

Иголки, ножницы, нитки, ткани

2 раздел. Изготовление сувениров. (16)

5-6

Изготовление моталочки «Халяко – Рыбка»

1

1

2

Научаться самостоятельно по шаблону изготавливать шаблоны рыбы. Инструктажи по ТБ.

7-8

Шитьё мягкой плоской игрушки «Суляко» - «Оленёнок»

1

1

2

Научаться самостоятельно подбирать материалы для реализации своего художественного замысла. Инструктажи по ТБ.

9-10

Изготовление сувенира «Совушка»

1

1

2

Научаться изготавливать сувенир, подбирать материалы. Инструктажи по ТБ.

11-12

Шитьё плоской мягкой игрушки «Зайчик»

1

1

2

Научаться изготавливать игрушку по шаблону. Инструктажи по ТБ.

13-14

Изготовление сувенира «Лягушка»

1

1

2

Научаться изготавливать по шаблону лягушку. Инструктажи по ТБ.

15-16

Изготовление осьминожки из салфетки

1

1

2

Научаться изготавливать осьминога из салфетки. Инструктажи по ТБ.

17-18

Изготовление атрибутов для пальчикового театра из фетра «Сорока – ворона кашу варила»

1

1

2

Рассказать детям о пальчиковом театре. Научаться изготавливать атрибуты для пальчикового театра. Инструктажи по ТБ.

19-20

Изготовление снеговика из носков «Снеговик».

1

1

2

Научаться изготавливать снеговика и носка. Инструктажи по ТБ.

3 раздел. Вязание крючком (6).

21-22

Инструменты для вязания. Правила т/б при вязании. Нитки и пряжа для вязания, правильный подбор инструментов.

1

1

2

Крючки, нитки

23-24

Вязание цветочков из пуговиц.

1

1

2

Крючки, нитки, пуговицы

25-26

Вязание символа года 2022 Тигр.

1

1

2

Крючки, нитки

4 раздел. Плетение бисера. (9).

27-28

Знакомство с понятием «бисер», изделиями из бисера разных народов. Знакомство с историей появления бисера на Ямале. Инструктажи.

1

1

Знакомство. Инструктаж ТБ.

Получат знания о технике и видах работы с бисером. Цветоведение.

29-30

Вышивание сережек бисером.

1

1

2

Научаться самостоятельно, изготавливать сережки. Учатся сочетать цвет бисера в изделиях.

Инструктажи по ТБ.

31-32

Вышивание кулона бисером. Оформление кулона бисером. Плетение цепочки.

1

1

2

Получат знания о разных видах мех.  О подготовке меха к работе. Научаться подбирать, нарезать мех и пришивать к кулону.

Инструктажи по ТБ.

Получат знания о технике и схеме плетения.

33-35

Вышивание мешочка бисером. Окончательное оформление сумки

1

3

4

Получат знания о сумках северных народов их видами и назначение. Инструктажи по ТБ.

Итого 35

Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы

- индивидуальный раздаточный материал по каждой теме (схемы, иллюстрации).

- инструкции по технике безопасности;

- информационная и справочная литература по технике выполнения различных методов низания и плетения из бисера;

- наглядные пособия по темам;

- образцы изделий различного направления: игрушки, панно, украшения, сувениры, цветы, вышивка и пр.;

- образцы изделий с различными видами низания и способами плетения из бисера;

- образцы схем выполнения различных изделий из бисера;

Материально-техническое обеспечение программы

В процессе реализации программы овладеть необходимыми знаниями, умениями и навыками воспитанникам помогают средства обучения. Для непрерывного и успешного учебного процесса в наличии имеются оборудование и материалы:

- канцелярские принадлежности.

- качественное электроосвещение;

- помещение (кабинет) 35 кв.м.;

- столы и стулья;

- шкафы, стенды для образцов и наглядных пособий;

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1.  «Методика. Программа        педагога дополнительного образования: от разработки до реализации», Айрис Пресс, М: 2014.
  2. Алексеевская, Н.А. Волшебные ножницы.- Серия «Через игру – к совершенству».- М.: «Лист», 1998.- 192с
  3. Базулина Л.В., Новикова И.В. Бисер. – Ярославль, 2000.
  4. Белов Н.В.  « Фигурки из бисера ». – Минск:  « Харвест ». 2008 г.  
  5. Божко Л. Бисер. – М., 2000. 8. Божко Л. Бисер, уроки мастерства. – М., 2002. 9. Бондарева Н. А. Рукоделие из бисера. – Ростов-на-Дону, 2000.
  6. В.И. Петухова. «Мягкая игрушка». – М.: Просвещение, 2011.
  7. Гадаева Ю. Бисероплетение: ожерелья и заколки. – СПб., 2000. 11. Гадаева Ю. Бисероплетение: флора и фауна. – СПб., 2000.
  8. Гадаева Ю. Бисероплетение: цепочки и фенечки. – СПб., 2000.
  9. Гашицкая Р.П. Волшебный бисер. Вышивка бисером. – Ростов н/Д, 2001.
  10. Деревянко Н.С. Серия «Малая энциклопедия рукоделия»». «Мягкая игрушка: Волшебный сад».- М. : «РИПОЛ КЛАССИК»; 2001.
  11. Е.Б. Путянина «Шьем мягкие игрушки». – Ростов-на-Дону, «Феникс», 2011
  12. Зайцева Н.К. Украшения из бисера. – М., 2002.
  13. И.Г. Зайцева «Мягкая игрушка». – М.: Издательский дом, 2011.
  14. Куликова Л.Г. Короткова Л.Ю. Цветы из бисера: букеты, панно, бутоньерки. – М.: Издательский дом МСП, 2001
  15. Магина А. Изделия из бисера: Колье, серьги, игрушки. – М.–СПб.,2002. 17. Петрунькина А. Фенечки из бисера. – СПб., 1998. .
  16. О.С. Молотобарова. «Кружок изготовления игрушек-сувениров», М.: Просвещение, 2010.
  17. Сколотнева Е.И. Бисероплтение. – СПб.. 2009.
  18. Соколова Ю., Пырерка Н. Азбука бисера. СПб., 2009.
  19.  Т.В. Городкова,        М.И. Нагибина «Мягкие игрушки – мультяшки и зверюшки». – Ярославль «Академия развития», 2013.
  20. Фролова Т.О. Серия « Подарок своими руками». «Мягкая игрушка».- М.ЮОО «Издательство ACT».; 2004
  21. Энциклопедия рукоделия «Мягкая игрушка. 100 новых моделей». - Владис, 2014.
  22. Юртакова А.Э., Юртакова Л.В. Квиллинг. Полуобъемные композиции.- Донецк: «Издательство СКИФ». – 64с.: ил.

Интернет-ресурсы

https://nsportal.ru/shkola/dopolnitelnoe-obrazovanie/library/2019/08/13/programma-rukodelie

https://infourok.ru/programma-kruzhka-izgotovlenie-suvenirov-let-1494730.html

https://ok.ru/happy.kids/topic/62126490148951

https://hendmeid.guru/podelki/master-klass-sovushki

https://zen.yandex.ru/media/master_sergeich/snegovik-iz-noska-bez-shitia-novogodnie-podelki-5da9e6805eb26800aee13611

https://www.youtube.com/watch?v=VHCXJtaQveY

https://yandex.ru/video/preview/?text=вязание%20крючком%20символа%202022%20года&path=wizard&parent-reqid=1631888891358605-10453363328112472469-sas2-0235-sas-l7-balancer-8080-BAL-1981&wiz_type=v4thumbs&filmId=2727549067015685709

http://www.karakyli.ru/2014/05/14/soroka-vorona-palchikovyj-teatr-iz-fetra/

http://prettytoys.ru/workroom/categories/lyagushki/?PAGEN_2=2

https://yandex.ru/images/search?text=шитьё+плоской+игрушки+зайчик+7-8+лет&img_url=https%3A%2F%2Ftop-kirov.ru%2Fassets%2Fmgr%2Fimages%2Fafisha%2F2019%2F03%2Fzajchik-iz-fetra%2F2019-03-11-s1200.jpg&pos=0&rpt=simage&stype=image&lr=144129&parent-reqid=1631889775572117-14158373520458653452-sas2-0340-sas-l7-balancer-8080-BAL-2111&source=wiz


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая модифицированная программа естественно-научной направленности «Юный математик»

Дополнительная  образовательная  программа «Юный математик» предназначена для детей 14-15 лет, склонных к занятиям математикой, а также  тех, кто желает повысить уровень сво...

Театральная студия на французском языке.Титульный лист. Дополнительная общеобразовательная программа (образовательная модифицированная).

Театральная студия на французском языке.Титульный лист дополнительной общеобразовательной программы заверенный руководителем, директором гимназии №405....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА к адаптированной дополнительной общеобразовательной программе «Сити-фермерство»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАк адаптированной дополнительной  общеобразовательной программе «Сити-фермерство»...

Модифицированная дополнительная общеобразовательная программа «Тепло очага»

Программа ориентирована на всестороннее развитие личности ребенка, отличительной особенностью дополнительной образовательной программы «Тепло очага» является то, что она обращена в н...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая модифицированная разноуровневая программа «Ментальная арифметика»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая модифицированная разноуровневая  программа «Ментальная арифметика» разработана в соответствии с методическими рекомендациями по прое...