Традиции и инновации в системе дополнительного образования
статья

Соколова Тамара Михайловна

Инновационные процессы являются закономерностью в развитии современного образования. Педагоги дополнительного образования в основном работают по самостоятельно разработанным адаптированным и авторским программам. Ведущей тенденцией становления системы дополнительного образования детей становится включение педагога в инновационную деятельность. Инновационная деятельность педагога дополнительного образования становится обязательным компонентом личной педагогической системы и приобретает избирательный исследовательский характер, что предполагает переоценку педагогом своей профессиональной деятельности. На смену традиционного педагога необходим педагог с инновационным стилем мышления, педагог-исследователь, консультант. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_ns_portal.docx18.49 КБ

Предварительный просмотр:

Традиции и инновации в системе дополнительного образования

Современное дополнительное образование, как и вся система образования в РФ находится в процессе изменений, вызванных политическими и социально-экономическими реформами. Вышедшие основополагающие документы, касаются не только образования в целом, но и конкретно дополнительного образования.

Одной из особенностей нашего времени является активизация инновационных процессов в образовании. Дополнительное образование детей является частью системы общего образования, а так же выступает необходимым звеном, обеспечивающим развитие личности ребенка, и направлено на раннюю профессиональную ориентацию. Дополнительное образование способствует реализации знаний, умений и навыков, стимулирует познавательную мотивацию детей. В условиях дополнительного образования дети могут развивать свои потенциальные способности, адаптироваться в современном обществе, самоопределится со своей будущей профессией.

Необходимость и неизбежность взаимосвязи инноваций и традиций в образовании не вызывают сомнений. Но надо заметить, что сметающий все на своем пути прорыв в новое, связанный с игнорированием, а при случае и разрушением всего "старого", не учитывающий уроков прошлого, приводит, в конечном счете, к тому же, что и отказ от реформ в пользу традиционного, привычного и притом не самого лучшего. Итогом будет отсутствие результата, по крайней мере, положительного. Следует уточнить, что же означают понятия «Традиция» и «Инновация».

«Традиция» (от лат. tradition – передача) в образовании – это устоявшиеся элементы содержания, средств и технологий обучения и воспитания, которые передаются из одного поколения к другому и играют важную роль в воспитании и образовании новых поколений.

Под традициями в образовании следует понимать устоявшиеся элементы содержания, средств и технологий обучения, воспитания, которые передаются из одного поколения работников образования к другому.

«Инновации» (от лат. – «novatio» -обновление, новинка, изменение, а «innovation» - в направлении изменений) – первоначально обозначало внедрение элементов одной культуры в другую.

Инновационные процессы являются закономерностью в развитии современного образования. Педагоги дополнительного образования в основном работают по самостоятельно разработанным адаптированным и авторским программам. Ведущей тенденцией становления системы дополнительного образования детей становится включение педагога в инновационную деятельность. Инновационная деятельность педагога дополнительного образования становится обязательным компонентом личной педагогической системы и приобретает избирательный исследовательский характер, что предполагает переоценку педагогом своей профессиональной деятельности. На смену традиционного педагога необходим педагог с инновационным стилем мышления, педагог-исследователь, консультант. Педагог способный к творческой и профессиональной деятельности, способный к саморазвитию и самоопределению. Такой педагог будет положительно влиять на качество обучения и воспитания в образовательном учреждении, создаст условия для духовного развития ребенка, сможет осуществлять личностно-ориентированный подход к учащимся. Следовательно, необходимыми предпосылками инновационной деятельности в дополнительном образовании  выступают потенциал и поведение педагога, его открытость.

Невзирая на различия содержания учебных программ дополнительного образования, общие представления о традиционном учебном процессе имеют схожие черты. Традиционным является урок, в ходе которого педагог преподносит новый материал, формирует умения и навыки, передает знания, опираясь на предъявление нового материала, его воспроизведение воспитанниками, оценивает результаты этого воспроизведения. Традиционное обучение носит преимущественно репродуктивный характер. Работа педагога ориентирована, прежде всего, на сообщение знаний и способов действий, которые передаются воспитанникам в готовом виде, предназначены для воспроизводящего усвоения; педагог является единственным инициативно действующим лицом учебного процесса.

Современным же подходом к обучению является инновационная деятельность. Инновационная деятельность последних лет была направлена на преодоление жесткого манипулирования сознанием учащихся, формирование у них самостоятельности, установление доверительных отношений между воспитанником и педагогом, которые ориентируют на уважение к личности воспитанника. Одним из положительных результатов этого процесса оказалась замена учебно-дисциплинарной модели взаимодействия педагога и воспитанника личностно-ориентированной моделью, утверждающей взгляд на ребенка как на личность. Ориентация на личность ученика в практике означает, прежде всего, смену стиля педагогического общения - от авторитарного к демократическому и гуманному, поощрение самостоятельности, формирование способности к индивидуальному интеллектуальному усилию, готовности к свободе выбора. Инновационная деятельность создает основу для создания конкурентоспособности образовательного  учреждения на рынке образовательных услуг, а так же определяет направления профессионального роста педагога, его творческого поиска, реально способствует личностному росту воспитанников, вырабатывает уверенность маленького человека в себе, своих силах. Инновационные процессы в сфере дополнительного образования детей определяют сущность формирования учреждения дополнительного образования: положительно влияют на качество обучения и воспитания в отделениях дополнительного образования детей, повышают профессиональный уровень педагогов дополнительного образования, создают лучшие условия для духовного развития воспитанников, позволяют осуществить личностно-ориентированный подход к ним.

Фактически учреждения и отделения дополнительного образования детей уже являются инновационными, так как творческая деятельность предполагает постоянный поиск новых и более совершенных педагогических методик, приемов и технологий воспитания и формирования юного гражданина. Именно поэтому, традиции и инновации следует рассматривать как особо значимый культурный и историко-педагогический феномен, поскольку именно по причине их взаимодействия не только образование, но и все институты общественной жизни в эпоху социальных реформ остаются способными к устойчивому саморазвитию. Из этого следует, что для нашей страны, ориентирующейся на динамичный и устойчивый путь развития, жизненно важно создать и сохранить баланс традиций и инноваций в дополнительном образовании детей.

Инновации и традиции - это два полюса мира образования. Они должны служить ориентиром в развитии современного образования. Переосмысление прежних взглядов и традиций, ведет к разнообразию и совершенствованию не только системы образования в целом, но и системы дополнительного образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научно-практическая конференция Центрального федерального округа «Система дополнительного образования: опыт, традиции, инновации» Воронеж, 6-8.11.2013

«Социально-педагогическое направление в системе дополнительного образования.  Деятельность Центра дополнительного образования «Юность»  как открытой социально – педагогической системы с разв...

Выступление на Республиканской научно-практической конференции "Совершенствование педагогических технологий путем внедрения инноваций в сферу дополнительного образования детей художественной направленности" на тему:"Развитие художественно-творческих спос

Доклад     представляет систему работы, направленную на формирование творческих способностей детей дошкольного возраста на основе изучения и освоения различных техник рисовани...

Дворец творчества детей и молодежи Ростова-на-Дону в истории развития дополнительного образования в России. (100-летию системы дополнительного образования в России посвящается)

В 2017 году исполнится 81 год одному их самых знаковых учреждений города Ростова-на-Дону - Дворцу творчества детей и молодежи, правопреемнику Дворца пионеров, дипломанту Всероссийского конкурса учрежд...

Духовно-нравственное воспитание учащихся средствами декоративно – прикладного творчества в системе дополнительного образования. Народные традиции

В методической разработке идет речь о необходимости приобщения детей к культурному наследию родного края , своей страны через изучение народных традиций  и освоение практики бисерного рукоделия....

Выступление на межрайонном семинаре «Дополнительное образование детей – актуальные вопросы и лучшие практики»: «Опыт участия в краевом конкурсе «Лучшая социальная реклама региональной системы дополнительного образования детей Краснодарского края»

Выступление на межрайонном семинаре «Дополнительное образование детей – актуальные вопросы и лучшие практики»: «Опыт участия в краевом конкурсе «Лучшая социальная ре...