Программа по рисованию "Радуга" (Внебюджет) для дошкольного возраста 3-5 лет на 2018-2019 уч.год
рабочая программа

Титова Елена Васильевна

Дополнительная общеобразовательная программа «Радуга» с 3 -5 лет) 32 часа

Программа «Радуга» составлена  на основе программ:

·Горяевой Н.А. «Маленький художник.»,

·Лыкова  И.А. «Изобразительное творчество в детском саду».

 

·Погодиной С.В. «Шаг В искусство»

Дети получают развитие: мелкой моторики, концентрации внимания, чувства композиции, цветовосприятия, гибкости и быстроты мышления, творческой активности, оригинальности и знания техник нетрадиционного рисования.

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_radugavnebyudzhet.docx488.44 КБ

Предварительный просмотр:

1. Пояснительная записка

Это правда! Ну, чего же тут скрывать?

Дети любят, очень любят рисовать!

На бумаге, на асфальте, на стене

И в трамвае на окне!

(Э. Успенский)

Дошкольное детство - очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребёнок представляет собой  маленького исследователя, с радостью и удивлением открывает для себя окружающий мир.

Художественные навыки в дошкольный период рассматривается  как важнейший, базовый период в художественном развитии человека.

«Это период первоначального фактического складывания личности» (А.М. Леонтьев). Это ступень становления творческого потенциала ребёнка, когда он делает первые шаги в мир искусства. Их важность несомненна как для общего развития, так и для дальнейшего эстетического воспитания и художественного образования.

1.1. Направленность

Содержание  программы направлено на овладения детьми основ рисования, так и рисования в нетрадиционной технике (необычными материалами).    

Термин «нетрадиционный» подразумевает использование материалов, инструментов, которые не являются общепринятыми, традиционными, широко известными.

    Учить детей рисовать можно не только красками, карандашами, фломастерами, но и штампами, трубочками. Как известно, дети часто копируют предлагаемый им образец. Нетрадиционные техники рисования позволяют избежать этого, так как педагог вместо готового образца демонстрирует лишь способ действия с нетрадиционными материалами, инструментами. Это дает толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности.

Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном рисунке, дошкольники учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительным.

1.2.Новизна, актуальность

Новые подходы позволяют разнообразить изобразительную деятельность через внедрение новых методов работы, которые дают толчок развитию, как творческому потенциалу ребенка, так и развитию личности ребенка в целом.

Работе с нетрадиционной техникой изображения стимулирует положительную мотивацию у ребенка, вызывает радостное настроение, снимает страх перед процессом рисования.

Актуальность её состоит в том, что знания не ограничиваются рамками программы. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях.

1.3. Цели, задачи дополнительной  программы

Цель обучения:

  • Развитие у детей творческих способностей, фантазии, воображения средствами нетрадиционного рисования,
  • Создание условий для развития    двигательных функций кистей рук – мелкой моторики детей.

Задачи обучения:

  • Учить детей выбирать материал для нетрадиционного рисования и умело его использовать.
  • Помочь детям овладеть различными техническими навыками при работе нетрадиционными техниками.
  • Развивать мелкую моторику.
  • Развивать творчество, фантазию.
  • Развивать чувство коллективизма, товарищества, стремления прийти на помощь друг другу.

1.4 Возраст обучающихся  и срок реализации программы

Программа обучения рассчитана на детей младшего дошкольного возраста(3-5 лет).

Организация обучения: Программа рассчитана на один год обучения:

обучение детей 3-5 лет проходит 1 раз в неделю, в год 32 часа.

Программа «Радуга» составлена  на основе программ : Горяевой Н.А. «Маленький художник», Погодиной С.В. «Шаг В искусство» и Лыкова  И.А. «Изобразительное творчество в детском саду».

1.5 Формы и режимы занятий

Формы занятий: групповая;

Уровень: ознакомительный;

Режим занятий 

  • Занятия проводятся один раз в неделю во второй половине дня.
  • Длительность занятия составляет :

Для детей (3-5 лет) –  1 учебный час (25 минут);

1.6.Ожидаемые  результаты и способы их проверки

К концу года обучения ожидается:

  • Сформировать у детей изобразительных навыков и умений в соответствии с возрастом.
  •  Создание образов детьми, используя различные изобразительные материалы и нетрадиционные техники.
  •  Развитие мелкой моторики пальцев рук, воображения, самостоятельности.
  • Проявление творческой активности детьми и развитие уверенности в себе.
  • Активность и самостоятельность детей в изодеятельности.

Для успешного освоения на занятиях

используются методы:

  • Эмоциональный настрой;
  • Художественное слово;
  • Педагогическая драматургия. На занятиях дети часто путешествуют. (путешествия могут быть реальными, сказочными или воображаемыми).

Формами подведения итогов реализации программы являются:

  • Открытые занятия (мастер- классы);
  • Отчетные выставки в ДО.

2. Учебный тематический план

Структурной особенностью программы является блочно-тематическое планирование содержания занятий. Основные разделы программы группируются вокруг единой темы. Содержание основывается на четырёх  тематических блоках: «Растительный мир»,  «Неживая природа», «Мир человека» , «Животный мир и цветы». 

2.1. Учебный тематический план обучения детей 3-4года

Тематические блоки

Кол-во занятий

  1. Растительный и мир

  1. Спелое яблоко

1

  1. Ваза с цветами (отпечатки)

1

  1. Весёлые зонтики

1

  1. Ёжик

1

  1. Дары природы(грибочки)

1

  1. Дерево

1

  1. Веточка рябины

1

  1. Неживая природа

   1.Точка к точке (украшение вазы)

1

   2.О чём могут рассказать краски (Замки)

1

   3.Моя любимая игрушка

1

3.Холодное царство

  1. Играем с белой краской

1

  1. Нарядный снеговик

1

  1. Волшебный цветок

1

  1. Сказочный лес

1

  1. Мороз - художник

1

                4.Мир человека

  1.    По мотивам сказки «Колобок»

1

  1. Краски в которых нет цвета

1

  1. Самая красивая птица (мозаика)

1

  1. Моя красивая тарелочка

1

  1. Автопортрет (Я – весёлый)

1

  1.  Весёлый клоун

1

  1. Краски помогли ветки мимозы расцвести

1

  1. Волшебный букет

1

 3.Животный мир и цветы

  1. Чудеса превращений (волшебные рыбы)

1

  1.  Весёлый Кит

2

  1. Путешествие гусеницы

1

  1. Весёлые колючки

1

            5.Цветы –необычной красоты (одуванчики)

1

            6.Бабочка (монотипия)

1

            7. Расцвели цветочки у меня в садочке

2

Итого:

32

2.2. Учебный тематический план обучения детей 4-5лет

Тематические блоки

Кол-во занятий

  1. Растительный и мир

  1. Спелые фрукты на столе

1

  1. Букет из листьев

1

  1. Весёлые тучки

1

  1. Золотые одежды осени

1

  1. Грибное семейство

1

  1. Колючая сказка

1

  1. Неживая природа

1.Красно – солнышко (закат)

1

   2.Картины из точек

1

   3.Пастельные отражения

1

   4.Море

1

3.Холодное царство

  1. Зимний сказочный дворец

1

  1. Волшебная сказка зимы

1

  1. Заснеженные горы

1

  1. Бабушка зима

1

  1. Одна история о лебеде

1

                4.Мир человека

      1.Волшебница природа

1

            2.Я – художник – фантазёр

1

3.Волшебное дерево

1

4. Семья черепашек

1

5.Волшебные рыбы

2

 6. Я- весёлый художник

2

 3.Животный мир и цветы

  1. Весенний солнечный букет

1

  1. Паучок

1

  1. Путешествие гусеницы

1

  1. Образы насекомых

1

  1. Цветы –необычной красоты

1

           6. Наклонись к земле пониже

2

            7.Бабочки на полянке

2

Итого:

32

3. Содержание изучаемого курса

Учитывая возрастные особенности дошкольников, овладение разными умениями на разных возрастных этапах, для нетрадиционного рисования рекомендуется использовать особенные техники и приемы.

Для младших и средних групп:

Тычок  жесткой полусухой кистью.

Средства выразительности: фактурность окраски.

Рисование ватными палочками.

Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет.

Отпечатки листьев.

Средства выразительности: фактура, цвет.

Оттиск поролоном.

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Восковые мелки + акварель.

Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура

Набрызг.

Средства выразительности: точка, фактура.

Монотипия пейзажная.

Средства выразительности: пятно, тон, вертикальная симметрия, изображение пространства в композиции.

Печать по трафарету

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Кляксография обычная

Средства выразительности: пятно.

Рисование  солью.

Средства выразительности: объем

4. Методическое обеспечение программы

Методы обучения:

  • словесный;
  • наглядный;
  • практический;

Для реализации программы необходимы методические пособия и наглядный материал: специальная литература;

  • - иллюстрации, репродукции;
  • - наглядный материал;
  • - образцы детских работ;

5.Материально- техническое обеспечение

1.Листы бумаги (для акварели  А4, для рисованиеА4)

 2.Краски (гуашь, акварель)

3.Пастель масленая, сангина, уголь

4.Трафареты

5.Кисти (синтетические, малярные, с коротким ворсом (тычок).

6. Салфетки (влажные и бумажные белые)

7.Губка поролоновая

8.Спонж поролоновый

9.Палитра

10.Фломастеры.

11.Печатки, штампы (подручный материал, листья).

12.Баночки для воды

Условия реализации программы:

  • Занятия проводятся в изостудии;
  • В изостудии есть: удобные разноуровневые столы и стулья,
  • Библиотека с методической литературой;
  • Библиотека с наглядным демонстрационным и раздаточным материалом;
  • Мини – галерея.

6. Библиографический список

6.1Список литературы рекомендованной для педагог:

1. Горяева Н.А. Маленький художник. Пособие для работы с детьми 3-4 года– М.: «Просвящение 2011»

2. Горяева Н.А. Маленький художник. Пособие для работы с детьми 4-5 года– М.: «Просвящение 2011»

3.Герасимова Д. «Осенние рыбы. Первые уроки творчества»- М.: ООО «Издательство Лабиринт Пресс», 2015 г.

4.Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть1.  – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008

5.Лыкова И.А.  «Изобразительное творчество в детском саду.Занятия в изостудии». -М.: ООО Издательский дом  «Карапуз» 2010г

6. Лыкова И.А.  «Учебно- методическое пособие. Моя природа». -М.: ООО  Издательский дом  «Цветной мир» 2014г.  

7.Лыкова И.А.  «Наглядно - методическое пособие. Рисование красками . Море». -М.: ООО Издательский дом  «Карапуз» 2014г.  

8.Лыкова И.А.  «Наглядно - методическое пособие. Рисование красками . Мой зоопарк ». -М.: ООО Издательский дом  «Карапуз» 2014г.  

9.Реттих М. «Уроки рисования в стихах»- Минск: «Попурри, 2010г.

10.Погодина С.В. Шаг в искусство. Парциальная программа по изобразительному творчеству дошкольников– М.: «Вако, 2015»

6.2Список литературы рекомендованной для родителей:

1.Герасимова Д. «Осенние рыбы. Первые уроки творчества»- М.: ООО «Издательство Лабиринт Пресс», 2015 г.

2.Лыкова И.А.  «Учебно- методическое пособие. Я рисую море». - М.: ООО Издательский дом  «Цветной мир» 2014г.  

3.Швейк Сьюзан « Художественная мастерская для детей. Серия «Вы и ваш ребёнок»- СПб .: Питер, 2015г.

4. Фиона Гоуэн «Мастерская суперидей. Рисуют все! Всем…и на всём!» - М.: ООО «Издательство Лабиринт Пресс», 2013 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по развитию речи для детей дошкольного возраста

Программа расчитана  для логопедов работаюих в группе подготовке детей к школе, на базе школы...

рабочая программа по логоритмике для детей старшего дошкольного возраста

Рабочая программа по логоритмике дла работы с детьми старшей и подготовительной групп, включает   диагностику и перспективное планирование...

Презенттация проекта авторской программы "Коррекционное обучение и воспитание детей дошкольного возраста со сложным дефектом"

Актуальность создания программы обучения и воспитания для детей со сложным дефектом обусловлена тем, что в последние годы отмечается устойчивая тенденц...

Рабочая программа по развитию речи детей среднего дошкольного возраста «Говорун».

Цель программы: развитие у детей познавательной речевой активности и формирование культуры речевого общения. Данная рабочая  программа представляет систему, обеспечивающую полноценную реализ...

Использование нетрадиционных техник в развитии рисования у детей младшего дошкольного возраста

   Использование нетрадиционных техник в развитии рисования у детей младшего дошкольного возраста.Виды нетрадиционных техник рисования....

Формирование представлений о живой природе через совместную деятельность по рисованию с детьми старшего дошкольного возраста.

Рисование играет важную роль в работе по развитию личности и экологическому воспитанию, связанному с ознакомлением детей с явлениями и объектами живой природы....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета английский язык для 6 класса основного общего образования на 2018 - 2019 учебный год разработана на основе авторской программы Р.П Мильруд, Ж. А Суворовой,2016 года

Рабочая программа по английскому языку для 6 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, федеральног...