Организация нестационарного отдыха обучающихся в рамках летней оздоровительной кампании Петродворцового района Санкт-Петербурга. Опыт проведения.
статья

Савин Антон

Организация детского и молодежного отдыха и оздоровления является актуальной задачей, как на федеральном/региональном, так и на районном уровне. Важность её решения обусловлена сужением сферы семейного досуга, организованного отдыха детей и молодежи, полноценного времяпрепровождения обучающихся, ростом количества различных заболеваний в детской и молодёжной среде.

Универсальным инструментом профилактики соматических и социальных заболеваний детей и молодёжи специалисты считают активный эколого-познавательный и спортивно-оздоровительный туризм, базирующийся на лучших традициях российского детско-юношеского туризма. Этот вид деятельности наиболее актуален в условиях урбанизации и глобализации общества, как эффективное средство борьбы с гиподинамией, так как позволяет сократить время пребывания обучающихся за партой, не сокращая при этом объёма знаний, получаемых в образовательных учреждениях, при организации комплексных занятий вне стен учебного заведения.

Здесь на помощь приходит средства туризма, точнее, различные виды и формы туристско-краеведческих нестационарных мероприятий в условиях природной среды. В Петродворцовом районе Санкт-Петербурга последние годы в рамках реализации региональной программы «Летняя оздоровительная кампания», реализующейся в период с мая по сентябрь, выработан алгоритм включения объединений туристско-краеведческой направленности системы дополнительного образования детей в летние нестационарные мероприятия

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация нестационарного отдыха обучающихся в рамках

летней оздоровительной кампании Петродворцового района Санкт-Петербурга. Опыт проведения.

Организация детского и молодежного отдыха и оздоровления является актуальной задачей, как на федеральном/региональном, так и на районном уровне. Важность её решения обусловлена сужением сферы семейного досуга, организованного отдыха детей и молодежи, полноценного времяпрепровождения обучающихся, ростом количества различных заболеваний в детской и молодёжной среде.

Универсальным инструментом профилактики соматических и социальных заболеваний детей и молодёжи специалисты считают активный эколого-познавательный и спортивно-оздоровительный туризм, базирующийся на лучших традициях российского детско-юношеского туризма. Этот вид деятельности наиболее актуален в условиях урбанизации и глобализации общества, как эффективное средство борьбы с гиподинамией, так как позволяет сократить время пребывания обучающихся за партой, не сокращая при этом объёма знаний, получаемых в образовательных учреждениях, при организации комплексных занятий вне стен учебного заведения.

Туризм является действенным средством физического, психологического и эстетического воспитания подрастающего поколения, естественным и посильным видом спорта, обладает всеми необходимыми компонентами для поддержания и созидания здоровья. Это общение с природой, ее познание в прямом соприкосновении, смена обстановки, психологическая разгрузка, физическая активность, привитие детям и подросткам навыков здорового образа жизни, устойчивого противостояния негативным социальным проявлениям.

Здоровье обучающихся в современном мире формируются и укрепляются за счет множества внешних условий и факторов: здоровое питание, здоровые привычки, здоровое общение и т.п. Все что, хоть как-то влияет на деятельность любого человека, в положительной проекции должно созидать его здоровье. Самодеятельный детско-юношеский туризм, подразумевающий коллективные нестационарные мероприятия в природной среде, вне зависимости от сложности или локальности, в той или иной степени обладает комплексным прививочным воздействием на организм каждого участника. И только при грамотной и безопасной организации нестационарного мероприятия, результат воздействия на организм участника принесет высокий эффект оздоровления – сформирует приобретенный иммунитет через «прививку» туризмом.

В летний период обучающимся образовательных учреждений необходимо отдохнуть от учебы, получить «заряд» бодрости и здоровья, набраться сил и укрепить свой организм перед учебным годом и осенне-зимним периодом. Как и где это сделать? – вопрос риторический. Большинство согласиться, что свежий воздух, физическая активность и правильный режим дня будет способствовать решению этих вопросов. Здесь на помощь приходит средства туризма, точнее, различные виды и формы туристско-краеведческих нестационарных мероприятий в условиях природной среды. В Петродворцовом районе Санкт-Петербурга последние годы в рамках реализации региональной программы «Летняя оздоровительная кампания», реализующейся в период с мая по сентябрь, выработан алгоритм включения объединений туристско-краеведческой направленности системы дополнительного образования детей в летние нестационарные мероприятия, главным в котором является подготовительный этап - период, завершающийся непосредственно перед началом мероприятия. Ведь 90% успеха любого нестационарного мероприятия в условиях природной среды зависит от качества подготовки к нему.

Каждый год в декабре-январе при планировании нестационарных мероприятий обучающихся в летний период педагоги – руководители походно-экспедиционных групп, проведя анализ своего контингента, понимая их способности и перспективы развития на ближайшее время, формируют маршруты и определяются с видом и сложностью путешествий. В течение второго полугодия туристско-краеведческие объединения постепенно готовятся к запланированным мероприятиям: уточняют программу, занимаются общей и специальной физической подготовкой, отрабатывают технические приемы, распределяют походные роли и функционируют в микрогруппах согласно договоренностям. На стадии подготовки в большей степени формируется физическое здоровье и здоровье социальных отношений, где участникам необходимо договариваться, проявлять терпение, идти на компромисс.

В период подготовки к летней оздоровительной кампании на базе ДЮЦ «ПЕТЕРГОФ» ежегодно проводится открытый семинар руководителей и заместителей руководителя мероприятий по организации нестационарного отдыха в период  оздоровительной кампании, проводящейся государственными образовательными учреждениями, находящимися в ведении администрации Петродворцового района Санкт-Петербурга, реализующими дополнительные образовательные программы дополнительного образования детей, в котором участвуют работники учреждений как общего, так и дополнительного образования. В программу семинара включены и основы безопасности нестационарных мероприятий, и основы медико-санитарной подготовки, и основы формирования здоровья участников, включая психологический аспект. Такие семинары напоминают руководителям детских походно-экспедиционных групп, что задача руководителя летнего нестационарного мероприятия не только сохранение здоровья участников, но и его улучшение/укрепление. То есть, подготовка педагогических кадров, организующих нестационарные мероприятия, является частью алгоритма грамотной организации летней оздоровительной кампании обучающихся.

Следующая компонента в достижении цели создания условий оздоровления обучающихся – это логистика форм и видов нестационарных мероприятий для конкретного объединения и руководителя. Основная задача – грамотный выбор вида и сложности маршрута, а также регламентированный допуск к участию в мероприятии. Решением такой задачи является проведение контрольных мероприятий на местности с проверкой, как всей группы, так и отдельных участников, выполняющих определенные походные роли. И если руководитель и/или участники запланировали сложный спортивный поход в летний период, то одного честного слова об их готовности к нему не достаточно. Физиологические, физические данные участников летних путешествий и их тактико-техническую подготовку в Петродворцовом районе Санкт-Петербурга уже почти 12 лет отслеживают на большом многодневном контрольном туристском маршруте (КТМ), проходящем в условиях соревнований в районе Форта Красная Горка в конце мая – начале июня (Ломоносовский район, Ленинградская область). По завершению программы КТМ районным опорным центром по организации нестационарных мероприятий выпускается анализ групп-участниц, включающий характеристику группы и возможность проведения запланированного нестационарного мероприятия. Экспедиционно-походные группы, планирующие сложные маршруты в труднодоступных или отдаленных районах, проходят контрольные мероприятия на региональном уровне – в контрольных мероприятиях, организованных городским опорным центром (ГБОУ «Балтийский берег»). Таким образом, во избежание травматизма, исходящего из превышения допустимых физических нагрузок на растущий организм участников, происходит допуск групп к мероприятиям по индивидуальным возможностям. Никому не интересно тащить в горы Кавказа слабых участников и наоборот – крепким старшеклассникам сидеть на берегу Финского залива и наблюдать за водорослями. Физическая нагрузка приносит пользу тогда, когда не вредит.

Возвращаясь к факторам формирования здоровья обучающихся, необходимо сказать о питании в нестационарных мероприятиях. Можно смело утверждать, что в походных условиях летних путешествий обучающиеся Петродворцового района Санкт-Петербурга питаются хорошо и правильно. Во-первых, на природе и при физических нагрузках практически всегда у каждого участника есть аппетит. Во-вторых, походный рацион, утвержденный многолетней практикой, сбалансирован и энергетически комфортен для организма. В-третьих, условия природной среды почти полностью исключают возможность приобретения и употребления обучающимися «неправильной» пищи на протяжении всего мероприятия (конечно, зависит от автономности путешествия).

Непосредственно при проведении любого нестационарного мероприятия огромное влияние на здоровье обучающихся оказывает режим и распорядок дня. Если юные участники путешествий не будут иметь достаточно времени на ночной отдых, старшие ребята будут физически загружены на 120%, а отдельные личности будут постоянно мерзнуть, то все это отразится - на чем? Конечно, на здоровье и самочувствии обучающихся. Правильный режим включает не только активность ребят в походных условиях, но и пассивную составляющую (сон, личное время). Все должно быть в меру. При формировании распорядка дня и режима мероприятия всегда должны учитываться физиологические особенности участников, сложность и вид мероприятия, погодные условия, рацион питания и другие внешние факторы, так или иначе влияющие на деятельность группы и здоровье участников.

Только благодаря многофакторному, многоаспектному подходу в организации нестационарных мероприятий обучающихся можно достичь целей сохранения и укрепления здоровья участников.

P.S. А как же материально-техническая составляющая участников походов и экспедиций? – кто-то может спросить… Разве дырявые ботинки или тоненькая кофта в дождливую погоду на участнике мероприятия не может привести к простудным заболеваниям и ухудшить его здоровье? Может! Еще как! А может и закалить… Но личная экипировка каждого участника – вопрос семейного бюджета и возможностей родителей, повлиять на их увеличение педагог практически не может…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Положение о проведении районной игры по станциям для младших школьников «Радуга над Петербургом» Василеостровского района Санкт-Петербурга

На базе Центра творческого развития и гуманитарного образования "На Васильевском" педагогами дополнительного образования разных направлений было разработано положение о проведении районной игры по ста...

ПЛАН ФИЗКУЛЬТУРНО-МАССОВЫХ И СПОРТИВНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ НА 2017-2018 УЧЕБНЫЙ ГОД В ГБОУ ГИМНАЗИИ № 426 ПЕТРОДВОРЦОВОГО РАЙОНА САНКТ - ПЕТЕРБУРГА

ПЛАН ФИЗКУЛЬТУРНО-МАССОВЫХ И СПОРТИВНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ НА 2017-2018 УЧЕБНЫЙ ГОД  В   ГБОУ   ГИМНАЗИИ № 426 ПЕТРОДВОРЦОВОГО РАЙОНА САНКТ - ПЕТЕРБУРГА...

Организация и проведение оборонно-спортивных и туристских игр "Зарница" , соревнований "Школа безопасности" и "Безопасное колесо" в Калининском районе Санкт-Петербурга и их влияние на формирование безопасной образовательной среды школы.

Статья об особенностях проведения и организации игр "Зарница", соревнований "Школа безопасности" и "Безопасное колесо" и построении работы со школами и с учащимися, заним...

«Особенности организации занятий детей декоративно-прикладным творчеством и игровой деятельностью в летнем оздоровительном лагере «Алые паруса» Петродворцового района Санкт-Петербурга»

Организация отдыха и  оздоровления детей является неотъемлемой частью социальной политики государства. Эффективность этой деятельности все больше зависит от степени разработанности ее концептуаль...

Возможности Государственного бюджетного учреждения дополнительного образования детей Дома детского творчества Петродворцового района Санкт-Петербурга в профессиональной ориентации учащихся.

Статья, рассказывающая о профориентационных возможностях ГБУ ДО Дома деского творчества Петродворцового района Санкт-Петербургадля на разных возростных этапах.. За последние годы усилилось внимание к ...

«Организация работы по гражданскому и патриотическому воспитанию подростков и молодежи через деятельность Музея истории путешествий ДЮЦ «ПЕТЕРГОФ» Петродворцового района Санкт-Петербурга»

Описание работы по организации работы по гражданскому и патриотическому воспитанию подростков и молодежи через деятельность Музея истории путешествий ДЮЦ «ПЕТЕРГОФ»...

Статья на тему: «Формирование жизненных смыслов и ценностных ориентиров обучающихся Петродворцового района Санкт-Петербурга»

Воспитание – это комплексный многоаспектный процесс, в котором помимо системы образования участвуют семья, общество, государство. Более того, воспитание как педагогически организованный процесс ...