Статья на тему: «Формирование жизненных смыслов и ценностных ориентиров обучающихся Петродворцового района Санкт-Петербурга»
статья

Воспитание – это комплексный многоаспектный процесс, в котором помимо системы образования участвуют семья, общество, государство. Более того, воспитание как педагогически организованный процесс осуществляется в условиях неизбежных противоречий между ценностными установками, транслируемыми различными субъектами социализации. На результатах воспитания сказывается социально-экономический, этнокультурный, социокультурный, технологический и цифровой контексты развития современных детей.

Современный период в российской истории и образовании — время смены ценностных ориентиров, период крупных социально-политических изменений, которые оказывают отрицательное влияние на общественную нравственность, гражданское самосознание, на отношение людей к обществу, государству, закону и труду, на отношение человека к человеку.

В период смены ценностных ориентиров нарушается духовное единство общества, меняются жизненные приоритеты молодежи, происходит разрушение ценностей старшего поколения, а также деформация традиционных для страны моральных норм и нравственных установок.

Система образования является самостоятельным, полноценным участником воспитательного процесса и нуждается в оценке эффективности воспитательной деятельности, в том числе на уровне муниципального управления.  

Районная программа развития системы воспитания на 2022-2025 годы разработана с учетом оценивания позиций федерального мониторинга по организации и проведению оценки механизмов управления качеством образования органов местного самоуправления муниципальных районов по направлению оценки механизмов управления качеством образовательной деятельности («Система организации воспитания обучающихся»).

Цель программы: создание условий для вовлечения обучающихся образовательных организаций в районную систему воспитания, развитие личности ребенка, обладающей духовно-нравственной культурой, владеющей социальной компетентностью, социальный опытом, способной к самоопределению, самореализации, самореабилитации в трудных жизненных ситуациях на основе традиционных духовных ценностей и особого ценностного отношения к родному краю.

Программа определяет основные направления деятельности образовательных организаций системы образования Петродворцового района, которые могут удовлетворить запрос обучающихся, родительской и педагогической общественности.

Данная программа предполагает создание единого воспитательного пространства, в котором интегрирована урочная, внеурочная, внешкольная, семейная и досуговая деятельность обучающихся и их родителей, созданы условия для развития волонтерской деятельности, а также для развития работы по изучению родного края.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_o_rayonnoy_programme_vospitaniya.docx26.32 КБ

Предварительный просмотр:

Статья на тему: «Формирование жизненных смыслов и ценностных ориентиров обучающихся Петродворцового района Санкт-Петербурга»

Воспитание – это комплексный многоаспектный процесс, в котором помимо системы образования участвуют семья, общество, государство. Более того, воспитание как педагогически организованный процесс осуществляется в условиях неизбежных противоречий между ценностными установками, транслируемыми различными субъектами социализации. На результатах воспитания сказывается социально-экономический, этнокультурный, социокультурный, технологический и цифровой контексты развития современных детей.

Современный период в российской истории и образовании — время смены ценностных ориентиров, период крупных социально-политических изменений, которые оказывают отрицательное влияние на общественную нравственность, гражданское самосознание, на отношение людей к обществу, государству, закону и труду, на отношение человека к человеку.

В период смены ценностных ориентиров нарушается духовное единство общества, меняются жизненные приоритеты молодежи, происходит разрушение ценностей старшего поколения, а также деформация традиционных для страны моральных норм и нравственных установок.

Система образования является самостоятельным, полноценным участником воспитательного процесса и нуждается в оценке эффективности воспитательной деятельности, в том числе на уровне муниципального управления.  

В этой связи принципиальной задачей государственной политики в области образования является повышение управляемости системы образования. Одним из путей решения этой задачи выступает полноценное включение муниципальных органов власти в вопросы управления качеством образования.

Необходимы инструменты, позволяющие оценивать и осуществлять мониторинг качества организации воспитательной работы и результатов воспитания.

Важно подчеркнуть, что при этом не оцениваются результаты воспитания отдельных обучающихся. Речь идет исключительно об оценке результатов групп школьников – от коллектива класса или школы до учащихся определенного возраста в целом по России.

Оценка воспитательной работы не должна превращаться в рейтинг образовательных организаций. Она направлена на постоянное развитие воспитательной среды, постепенное улучшение ситуации без элементов соревнования, часто сопровождающихся резким «улучшением» показателей в ущерб реальной работе.

Но воспитание детей и молодежи не может полностью осуществляться только силами образовательных организаций. Необходимо активно включать в этот процесс семью, учреждения культуры, спорта, молодежной политики, социальной защиты, СМИ, общественные организации и объединения, традиционные религиозные конфессии.

В этой связи необходимо выстраивать эффективное межведомственное и межуровневое взаимодействие. Кроме того, при формировании региональных программ и стратегий воспитания следует учитывать необходимость непрерывности и преемственности процесса воспитания, что должно находить отражение в планируемых результатах, подходах, принципах, формах, методах, средствах воспитания и педагогического сопровождения на различных уровнях образования. На практике преемственность обеспечивается единством и согласованностью ценностно-целевых оснований воспитания на всех уровнях образования.

Таким образом, эффективная муниципальная система организации воспитания обучающихся должна:

  • опираться на объективные данные;
  • основываться на сотрудничестве всех уровней управления образованием, семей  обучающихся, заинтересованных ведомств и организаций;
  • ориентироваться на повышение результативности воспитательной работы на основе анализа данных мониторинга воспитательных результатов;
  • выявлять и распространять лучшие практики организации воспитательной работы на различных уровнях;
  • осуществлять профилактику социально негативных явлений и деструктивного поведения в среде подростков и обучающейся молодежи.

В рамках районной системы организации воспитания обучающихся рассматриваются следующие треки (траектории) развития системы организации воспитания обучающихся:

  1. формирование ценностных ориентаций обучающихся;
  2. профилактика деструктивного поведения обучающихся.

Районная программа развития системы воспитания на 2022-2025 годы «Формирование жизненных смыслов и ценностных ориентиров обучающихся Петродворцового района Санкт-Петербурга» является концептуальным документом полного управленческого цикла механизмов управления качеством образовательной деятельности (п. 2.3.) на районном уровне и содержит не только муниципальные цели и перечень задач, необходимых для реализации поставленной цели, но и обоснование их необходимости на основе ранее проведенного анализа, то есть выявленной проблемы, с учетом особенностей региона, муниципалитета и актуальных федеральных тенденций.

Мониторинг проводится:

  • по оценке сформированности ценностных ориентаций;
  • по выявлению групп социального риска среди обучающихся;
  • по учету обучающихся с деструктивными проявлениями;
  • по профилактике деструктивного поведения обучающихся.

Районная программа развития системы воспитания на 2022-2025 годы разработана с учетом оценивания позиций федерального мониторинга по организации и проведению оценки механизмов управления качеством образования органов местного самоуправления муниципальных районов по направлению оценки механизмов управления качеством образовательной деятельности («Система организации воспитания обучающихся»).

Цель программы: создание условий для вовлечения обучающихся образовательных организаций в районную систему воспитания, развитие личности ребенка, обладающей духовно-нравственной культурой, владеющей социальной компетентностью, социальный опытом, способной к самоопределению, самореализации, самореабилитации в трудных жизненных ситуациях на основе традиционных духовных ценностей и особого ценностного отношения к родному краю.

Задачи программы:

  1. Повышение уровня сформированности ценностных ориентаций обучающихся образовательных организаций Петродворцового района Санкт-Петербурга.
  2. Воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности путем формирования ценностных ориентаций обучающихся.
  3. Обеспечение условий защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и психическому развитию.
  4. Создание условий, методов и технологий для использования возможностей информационных ресурсов, в первую очередь информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в целях воспитания.
  5. Поддержка ученического самоуправления и повышение роли организаций обучающихся в управлении образовательным процессом.
  6. Обеспечение эффективного взаимодействия детских и иных общественных объединений с образовательными организациями общего, профессионального и дополнительного образования в целях содействия реализации и развитию лидерского и творческого потенциала детей, а также с другими организациями, осуществляющими деятельность с детьми в сферах физической культуры и спорта, культуры и других сферах.
  7. Создание условий для предотвращения и профилактики деструктивных проявлений в поведении обучающихся.

Программа опирается на систему духовно-нравственных ценностей, сложившихся в процессе культурного развития России и Санкт-Петербурга, ориентирована на развитие социальных институтов воспитания, обновление воспитательного процесса в системе  общего и дополнительного образования на основе оптимального сочетания отечественных традиций и культурно-исторического опыта Санкт-Петербурга, достижений научных школ.

Программа нацелена на формирование ценностных ориентаций обучающихся Петродворцового района Санкт-Петербурга и направлена на снижение негативных и усиление позитивных явлений в детской и молодежной среде и обществе.

Особенность реализации Программы в консолидации всех общественных институтов в решении задач воспитания, формирования социальных компетенций и гражданских установок.

Программа определяет основные направления деятельности образовательных организаций системы образования Петродворцового района, которые могут удовлетворить запрос обучающихся, родительской и педагогической общественности.

Данная программа предполагает создание единого воспитательного пространства, в котором интегрирована урочная, внеурочная, внешкольная, семейная и досуговая деятельность обучающихся и их родителей, созданы условия для развития волонтерской деятельности, а также для развития работы по изучению родного края.

Программа предназначена для всех участников образовательного процесса, непосредственно реализующих или создающих условия для осуществления воспитательной деятельности.

Мероприятия, предусмотренные программой, создают условия для формирования и реализации комплекса мер с учетом особенностей современных детей, социального и психологического контекста их развития, позволяют консолидировать усилия семьи, общества и государства, направленные на воспитание подрастающего и будущих поколений.

Мероприятия Программы направлены на профилактику деструктивного поведения обучающихся. Целевые установки воспитательной работы связаны с предупреждением деструктивного (отклоняющегося, противоправного) поведения детей и молодежи. Направления профилактической работы соотносятся со сторонами воспитания гармонично развитой личности. Это предопределяет профилактический потенциал воспитательных мероприятий в рамках духовно-нравственного, эстетического, интеллектуального, физического воспитания и т.д.

Содержание программы прописаны в Плане мероприятий («дорожная карта») системы организации воспитания обучающихся ОО Петродворцового района Санкт-Петербурга на каждый учебный год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЛАН ФИЗКУЛЬТУРНО-МАССОВЫХ И СПОРТИВНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ НА 2017-2018 УЧЕБНЫЙ ГОД В ГБОУ ГИМНАЗИИ № 426 ПЕТРОДВОРЦОВОГО РАЙОНА САНКТ - ПЕТЕРБУРГА

ПЛАН ФИЗКУЛЬТУРНО-МАССОВЫХ И СПОРТИВНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ НА 2017-2018 УЧЕБНЫЙ ГОД  В   ГБОУ   ГИМНАЗИИ № 426 ПЕТРОДВОРЦОВОГО РАЙОНА САНКТ - ПЕТЕРБУРГА...

«Особенности организации занятий детей декоративно-прикладным творчеством и игровой деятельностью в летнем оздоровительном лагере «Алые паруса» Петродворцового района Санкт-Петербурга»

Организация отдыха и  оздоровления детей является неотъемлемой частью социальной политики государства. Эффективность этой деятельности все больше зависит от степени разработанности ее концептуаль...

Статья на тему: "Формирование этнотолерантности как нравственной основы личности, обучающейся в современной школе".

Проблеме формирования гражданской позиции, воспитания толерантности уделяется особенно пристальное внимание......

Возможности Государственного бюджетного учреждения дополнительного образования детей Дома детского творчества Петродворцового района Санкт-Петербурга в профессиональной ориентации учащихся.

Статья, рассказывающая о профориентационных возможностях ГБУ ДО Дома деского творчества Петродворцового района Санкт-Петербургадля на разных возростных этапах.. За последние годы усилилось внимание к ...

«Организация работы по гражданскому и патриотическому воспитанию подростков и молодежи через деятельность Музея истории путешествий ДЮЦ «ПЕТЕРГОФ» Петродворцового района Санкт-Петербурга»

Описание работы по организации работы по гражданскому и патриотическому воспитанию подростков и молодежи через деятельность Музея истории путешествий ДЮЦ «ПЕТЕРГОФ»...

Организация нестационарного отдыха обучающихся в рамках летней оздоровительной кампании Петродворцового района Санкт-Петербурга. Опыт проведения.

Организация детского и молодежного отдыха и оздоровления является актуальной задачей, как на федеральном/региональном, так и на районном уровне. Важность её решения обусловлена сужением сферы семейног...