Возможности реализации федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования в информационной образовательной среде учреждения дополнительного образования детей.
статья

Савин Антон

Практика функционирования информационной образовательной среды сектора туризма

Государственного бюджетного  учреждения дополнительного образования Детско-юношеского центра Петродворцового района Санкт-Петербурга «ПЕТЕРГОФ»

В требованиях ФГОСООО к результатам освоения основной образовательной программы выделены 3 группы результатов: личностные, межпредметные и предметные. В каждой группе описаны ключевые компетенции, формирование которых необходимо современному выпускнику школы. Учитывая дополнительное образование детей составляющей часть всего образования ученика, часть данных компетенций имеет прямую связь с включением ученика в туристско-краеведческую деятельность.

существующая и функционирующая модель информационной образовательной среды сектора туризма Государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей Детско-юношеского центра Петродворцового района Санкт-Петербурга «ПЕТЕРГОФ» дает многие возможности для реализации федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования в информационной образовательной среде учреждения дополнительного образования детей и достижения качественных характеристик результативности образовательного процесса.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Возможности реализации федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования в информационной образовательной среде учреждения дополнительного образования детей.

Практика функционирования информационной образовательной среды сектора туризма Государственного бюджетного учреждения дополнительного образования Детско-юношеского центра

Петродворцового района Санкт-Петербурга «ПЕТЕРГОФ»

Кратко об ИОС сектора туризма

Идея создания информационной образовательной среды у педагогов сектора туризма появилась осенью 2009 года. Основной целью ИОС стала организация открытого комфортного образовательного взаимодействия между субъектами образования детского туристского объединения в сетевой среде.

Из многочисленного разнообразия технологий и социальных сервисов, относящихся к открытому программному обеспечению, были выбраны два: сервис Google Сайты и группа в социальной сети «ВКонтакте». Сайт и группа были созданы педагогами ГБОУ ДОД ДЮЦ «ПЕТЕРГОФ» (в 2009 году – ГБОУ ДОД ЦДТТ «Город Мастеров»), они стали системообразующими ресурсами для создаваемой информационной образовательной среды. Основаниями для выбора данных технологий являлись следующие показатели:

  • общедоступность и актуальность;
  • простота управления;
  • возможность регламентирования;
  • мультимедийность;
  • возможность мониторинга;
  • оперативность.

Информационную функцию ИОС сектора туризма стал выполнять сайт Google (http://sites.google.com/site/sektorturizma/), на котором отражалась вся информация о деятельности детского объединения. Но решено было создать краткий дубль информации и в группе ВКонтакте (https://vk.com/sktur), в связи с тем, что данная социальная сеть является наиболее популярной как среди обучающихся, так и педагогических работников сектора туризма.

Коммуникативная функция реализовывалась через указанную группу ВКонтакте. Здесь происходили и происходят в настоящее время обсуждения предстоящих мероприятий, разработка различных проектов, организация учебных выходов, походов, экспедиций.

Выполнение управленческой функции информационной образовательной среды сектора туризма при курировании учебного объединения осуществлялось посредством электронного портфеля, который формировался и наполнялся на сервисах Google (документы, блоги, группы).

Активное включение учащихся в информационную образовательную среду, возможность видеть результаты своей работы и работы других, планировать их, обсуждать и совместно улучшать дает ряд положительных результатов:

  • повышается вариативность и мобильность образовательного взаимодействия между субъектами образования (педагог – учащийся – родитель; учащийся – учащийся; педагог – педагог);
  • в образовательный процесс детей включаются родители в новых формах взаимодействия;
  • учащихся и другие субъекты образования оперативно информируются о деятельности в объединении.
  • в туристско-краеведческую деятельность включаются дети, не имеющие возможности постоянного посещения секций;
  • у учащихся формируется информационная культура;
  • в новой форме пропагандируется туристско-краеведческая деятельность детей и подростков.

С учетом стандарта (ФГОСООО)

В требованиях ФГОСООО к результатам освоения основной образовательной программы выделены 3 группы результатов: личностные, межпредметные и предметные. В каждой группе описаны ключевые компетенции, формирование которых необходимо современному выпускнику школы. Учитывая дополнительное образование детей составляющей часть всего образования ученика, часть данных компетенций имеет прямую связь с включением ученика в туристско-краеведческую деятельность.

Основные компетенции, формирование которых возможно в ИОС сектора туризма

Одним из требований к личностным результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования относится готовность и способность обучающихся осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов. – Учитывая включение учащихся в туристско-краеведческую деятельность по их желанию и познавательному интересу, а также назначение системы ДОД (профориентация), можно утверждать о том, что данная способность формируется бесспорно. Учащиеся, занимающиеся в секции туризма продолжительное время развиваются в данном направлении, имеют профессиональный рост и зачастую выстраивают дальнейший образовательный маршрут ориентируясь на свои увлечения в туристско-краеведческой деятельности (спасатели, тренера, педагоги).

Другой личностный результат - формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное многообразие современного мира – достигается при использовании педагогом различных достижений науки, техники и культуры при организации образовательного взаимодействия (сетевое взаимодействие, использование GPS навигации, информационные интернет-ресурсы).

Что касается формирования коммуникативной компетентности в общении и  сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной и других видов деятельности, то здесь стоит указать на коммуникации и образовательное взаимодействие в ИОС сектора туризма осуществляемые через системообразующие ресурсы и сервисы (сайт, группа, почта) при организации проведения и участия в мероприятиях сектора, района и города.

В требования к межпредметным  результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования можно выделить те компетенции, которые формируются в результате образовательной деятельности в ИОС сектора туризма:

- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов (при организации путешествий: выбор маршрута, распределение ролей, распределение ответственности);

- формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение – конечным пунктом в любом мероприятии становится подведение итогов в различных формах (конференции, круглый стол, групповая рефлексия), на котором каждый участник имеет право высказать свое мнение, оценить мероприятие и презентовать итоги.

- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетенция) – осуществляется через организацию образовательной деятельности с использованием данных технологий: это и предварительная подготовка, планирование, регламентация и конроль за деятельностью, подведение итогов.

 Таким образом, существующая и функционирующая модель информационной образовательной среды сектора туризма Государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей Детско-юношеского центра Петродворцового района Санкт-Петербурга «ПЕТЕРГОФ» дает многие возможности для реализации федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования в информационной образовательной среде учреждения дополнительного образования детей и достижения качественных характеристик результативности образовательного процесса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по формированию духовно-нравственных ценностей в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования "Душа России"

1.      Паспорт проекта Наименование проекта: Проект по  духовно-нравственному воспитанию учащихся муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средня...

Исследовательская и проектная деятельность обучающихся –основа формирования ключевых компетенций в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования

Главное изменение в обществе, влияющее на ситуацию в сфере образования, - ускорение темпов развития общества. В результате школа должна готовить своих учеников к жизни, к переменам, развивать у них та...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА с использованием электронной формы учебников в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКАс использованием электронной формы учебников в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования:...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА с использованием электронной формы учебников в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования:

Технологическая карта урока и  организационная структура урока с использованием Электронной формы учебника (Английский язык. VII классс учебник для общеобразовательных школы с углубленным изучени...