Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования: образовательная программа и рабочие планы педагогов
методическая разработка по математике

Замалиева Алиня Габдулловна

Выступление на РМО учителей математике

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad2.docx138.98 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Бурнашевская средняя общеобразовательная школа»
Апастовского муниципального района Республика Татарстан

Федеральный государственный образовательный стандарт

основного общего образования:

образовательная программа и  рабочие планы педагогов

                                                                          Замалиева  Алиня  Габдулловна    
                                                                         учитель  математики I квалифика-
                                                                         ционный категории Бурнашевской
                                                                         средней школы

Август, 2015

      Главная цель введения ФГОС ООО второго поколения заключается в создании условий, позволяющих решить стратегическую задачу Российского образования – повышение качества образования, достижение новых образовательных результатов, соответствующих современным запросам личности, общества и государства.

Актуальность введения ФГОС ООО второго поколения.  В эпоху быстрой смены технологий появляется необходимость формирования принципиально новой системы непрерывного образования, предполагающее постоянное обновление, индивидуализацию спроса и возможности его удовлетворения.

ФГОС ООО второго поколения:

  • направлен на переход в образовании к стратегии социального  проектирования и конструирования,
  • задает новые ориентиры развития системы образования,
  • направлен на переход от «догоняющей» к «опережающей» модели развития российского образования,
  • направлен на переход от простой ретрасляции знаний к развитию творческих способностей обучающихся, к развитию их возможностей, подготовке к жизни в современных условиях на основе системно – деятельностного подхода и придания образовательному процессу воспитательной функции.

Структура ФГОС ООО второго поколения включает три вида требований:

  • требования к структуре основных образовательных программ;
  • требования к условиям реализации основных образовательных программ;
  • требования к результатам освоения основных образовательных программ

Фундаментальное ядро содержания общего образования. В нем фиксируются:

  • основополагающие элементы научного знания методологического, системо -образующего и мировоззренческого характера;
  • универсальные учебные действия, на формирование которых направлен образовательный процесс.

Математическое образование необходимо для существования в современном мире. Основные цели математического образования:

  • освоение учащимися системы математических знаний, необходимых для изучения смежных школьных дисциплин и практической деятельности;
  • формирование представлений о математике как форме описания и методе познания действительности;
  • приобретение навыков логического и алгоритмического мышления. 

Рабочая предметная программа педагога – документ, разрабатываемый учителем на основе примерной (типовой) и (или) авторской учебной программы , в котором он определяет оптимальные и эффективные для конкретного класса содержание, формы, методы и приемы организации образовательного процесса с целью получения результата, соответствующего требованиям ФГОС и индивидуальным запросам и потребностям обучающихся. Имеющая изменения и дополнения в содержании, последовательности изучения тем, количестве часов, использовании организационных форм обучения и т. п.

Основа разработки Рабочей программы  по Федеральный Государственный Общеобразовательный Стандарт   http://standart.edu.ru

Примерная (типовая) учебная  программа

  • документ, рекомендуемый Минобрнауки России;
  •  детально раскрывает обязательные (федеральные) компоненты содержания  обучения;
  •   требования к качеству усвоения учебного материала по конкретному предмету .

Функции рабочей программы

  • нормативная - является документом, обязательным для выполнения в полном объеме;
  • целеполагания - определяет ценности и цели, ради достижения которых она введена в ту или иную образовательную область;
  • определения содержания образования – фиксирует состав элементов содержания, подлежащих усвоению учащимися (требования к минимуму содержания), а также степень их трудности;
  • процессуальная – определяет логическую последовательность усвоения элементов содержания, организационные формы и методы, средства и условия обучения;
  • оценочная – выявляет уровни усвоения элементов содержания, объекты контроля и критерии оценки уровня обученности учащихся

Структура рабочей программы

Определяется требованиями стандарта основного общего образования п.18.2.2.

0. Титульный лист

  1. Титульный лист
  • полное наименование ОО;
  • Гриф согласования рабочей программы (с указанием даты проведения и номера протокола заседания методического объединения);
  • гриф утверждения программы (с указанием даты и номера приказа руководителя ОО);
  • название учебного курса, предмета, дисциплины (модуля);
  • указание класса, учебного года;
  • Ф. И. О. педагога, разработавшего и реализующего учебный курс, предмет, дисциплину (модуль);
  • название населенного  пункта, в котором находится ОО и год разработки программы.

  1. Пояснительная записка (должна быть лаконичной)

1. Пояснительная записка раскрывает общую концепцию рабочей программы учебного курса, предмета, дисциплины (модуля). В ней конкретизируются общие цели общего образования с учетом специфики учебного курса, предмета (модуля) в данном классе. В пояснительной записке необходимо отразить:

Нормативно-правовые документы, на основании которых разработана данная рабочая программа, сведения о программах, на базе которых разработана рабочая программа (примерная программа учебного курса, предмета, дисциплины (модуля), авторская программа с указанием выходных данных). Для рабочих программ ближайшими документами более высокого ранга являются те, в которых содержание обучения представлено в обобщенной форме.

Если рабочая программа основана на примерной программе  и не имеет аналогов, в пояснительной записке следует указать: «Данная программа разработана на основе примерной программы по…» и дать библиографическую ссылку на использованный документ.

Например:

2. Цели и задачи данной программы обучения в области формирования системы знаний, умений (задачи формулируются в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом, с учетом особенностей региона,  муниципального образования, специфики данной ОО, с учетом уровней обученности и обучаемости класса ).

Цель (или главная задача) обычно формулируется в обобщенной форме. Последовательность целей  в рабочей программе зависит от особенностей учебного предмета: сначала перечисляются мировоззренческие и воспитательные цели, затем цели, определяющие предметные результаты. Цели обучения конкретизируются в задачах  учебного курса, предмета, дисциплины (модуля). Задачи более конкретны по сравнению с целями. При написании данной части пояснительной записки к модифицированной, ранее опубликованной рабочей программе другого автора сначала указываются цели и задачи в оригинальной формулировке обязательно в кавычках и с библиографической ссылкой. После этого указываются дополнительные цели и задачи, если они есть.

II. Общая характеристика предмета

Место данного учебного предмета в решении общих целей и задач (целесообразно отметить, как они могут быть реализованы), устанавливает межпредметные связи, для каких предметов является базой.

Описание особенностей организации учебного процесса по предмету, предпочтительные формы организации учебного процесса и их сочетания, предпочтительные формы контроля и оценки, указывает возможность интеграции с внеурочной деятельностью (например, на основе проектов).

Комментарии к каждому из разделов программы и краткие методические указания по изложению теоретического материала, выполнению практических работ, а также пояснения, связанные с проектированием и возможной реализацией части, формируемой участниками образовательного процесса.

 III. Описание места учебного предмета, курса в учебном плане.

Распределение часов на изучение предмета, определение резерва свободного учебного времени в часах и процентах от общего количества, который может быть использован для реализации авторских подходов, разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий.

Рекомендации по наполнению плана внеурочной деятельности в аспекте решения общих с данным предметом задач.

IV. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса

  • Конкретизируются планируемые результаты освоения обучающимися ООП, включающие в том числе личностные результаты, познавательные, регулятивные и коммуникативные универсальные учебные действия;
  • Показывается связь программы учебного предмета с программой развития УУД (программой формирования общеучебных умений и навыков) на определенной ступени обучения

Личностные результаты

  • формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества;
  • развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту;
  •  формирование у учащихся интеллектуальной честности и объективности, способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта;
  •  воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения;
  •  формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе;
  •  развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей; 

Метапредметные результаты

формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества;
• развитие представлений о математике как форме описания и методе познания действительности, создание условий для приобретения первоначального опыта математического моделирования;
• формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности

Предметные результаты

овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми для продолжения обучения в старшей школе или иных общеобразовательных  учреждениях, изучения смежных дисциплин, применения в повседневной жизни;
• создание фундамента для математического развития, формирования механизмов мышления, характерных для математической деятельности.

V. Содержание учебного предмета, курса

  • Перечень и название раздела и тем курса
  • Необходимое количество часов для изучения раздела, темы
  • Содержание учебной темы
  • Основные изучаемые вопросы
  • Практические и лабораторные работы, творческие и практические задания, экскурсии и другие формы занятий, используемые при обучении

VI. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности

  • № урока (пункта);
  •  Тема;
  • Содержание учебного материала;
  •  Количество часов;
  • Вид контроля (контрольные, практические, самостоятельные) работы

VII. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса

  • Литература (оформляется в соответствии      с ГОСТом)
  • Дидактический материал
  • Оборудование и приборы

VIII. Планируемый уровень подготовки выпускников на конец учебного года (уровня) в соответствии с требованиями, установленными федеральными государственными образовательными стандартами,     образовательной программой образовательной организации.  Например: слайд 

Приложения к программе

  • Контрольно-измерительные материалы
  • Разработки уроков
  • Темы проектов
  • Темы творческих работ
  • Методические рекомендации и т.п.

Утверждение рабочих учебных программ по учебным предметам осуществляется до начала учебного года, но не позднее   31 августа текущего учебного года

Учитель в зеркале стандартов второго поколения:

  • пример для подражания;
  •    должен постоянно  совершенствоваться; искать  новые знания;
  •  способный проектировать образовательную среду обучающегося, класса, лицея;
  • активный пользователь информационно – коммуникативных технологий;
  •  заниматься научными исследованиями;
  •    вести методические разработки;
  •    внедрять и распространять свой профессиональный опыт.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внедрение Федерального государственного стандарта начального общего образования

ФГОС - начальная школасеминар для учителей английского языка 2 ноября 2010г. Презентация ст.методиста МОУ ДПОС МЦ  г.Сарова Пилясовой Г.И....

Что такое Федеральный государственный стандарт начального общего образования?

С 1 сентября 2011 года все образовательные учреждения России переходят на новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО)....

« Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования и программы дополнительного образования детей ».

Федеральных государственных образовательных стандартов в дополнительном образовании детей не существует, имеются лишь требования к программе учреждения дополнительного образования детей....

Организация внеурочной деятельности в соответствии с федеральным государственным стандартом начального общего образования в нашем образовательном учреждении.

Выступление заместителя директора на педагогическом совете посвящённом организации внеурочной деятельности в условиях введения новых государственных стандартов....

Что представляет собой Федеральный государственный стандарт основного общего образования?

Главная цель введения ФГОС ООО второго поколения заключается в создании условий, позволяющих решить стратегическую задачу Российского образования – повышение качества образования, достижение нов...

План работы проектной группы в рамках ФГОС ООО: "Изучение и внедрение Федерального государственного стандарта основного общего образования"

План работы проектной группы в рамках ФГОС ООО: "Изучение и внедрение Федерального государственного стандарта основного общего образования"...