Методические рекомендации (алгоритм) по проектированию дополнительных общеразвивающих программ в образовательных учреждениях.
методическая разработка

Гурьянова Александра Александровна

Методические рекомендации (алгоритм) для педагогов дополнительного образования по проектированию дополнительных общеразвивающих программ  в образовательных учреждениях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskie_rekomendatsii_po_proektirovaniyu_doop.docx39.34 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное учреждение дополнительного образования

«Центр детского творчества»

 муниципального образования «Тереньгульский район» Ульяновской области

Методические рекомендации (алгоритм) по проектированию дополнительных общеразвивающих программ

в образовательных учреждениях.

Автор:

методист МУ

ДО «Тереньгульский ЦДТ»

Гурьянова Александра Александровна

ПОЛНОЕ НАИМЕНОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

(наименование пишется полностью, прописными буквами, по центру)

Принята на заседании                                            Утверждаю

педагогического                                                     Директор ОРГАНИЗАЦИИ

от «____»_________2022 г.                                    ____________И.О. Фамилия

Протокол № _______                                              «___»__________2022г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

«Название дополнительной общеразвивающей программы»

(указывается наименование программы)

Уровень программы:_________________________

                                               (стартовый, базовый или продвинутый)

Срок реализации программы:_________________

(общее количество часов)

Возраст обучающихся: от 7 до 9 лет

 

Автор-составитель:

педагог дополнительного образовании

 __________________

(указать ФИО и должность разработчика)

Наименование населённого пункта,2022г.

Весь текст программы выполняется на стандартных страницах формата А4.  Ориентация: книжная.

Поля: Верхнее-2 см, правое-1,5 см, левое- 3 см., нижнее-2 см.

Текст печатается через 1,5 интервал черным шрифтом Times New Roman (размер шрифта – 14 кегель).

I. Комплекс основных характеристик

1.1. Пояснительная записка

 (общая характеристика программы):

Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности «Наши руки не для скуки» является модифицированной и разработана на основании следующих нормативных документов:

Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 2, ст. 15, ст.16, ст.17, ст.75, ст. 79);

приказ Минпросвещения РФ от 09.11.2018 года № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

приказ от 30 сентября 2020 г. N 533 «О внесении изменений в порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196»;

методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ № 09-3242 от 18.11.2015 года;

СП 2.4.3648-20 Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи;

приказ Министерства образования и науки РФ от 23.08.2017 года № 816 «Порядок применения организациями, осуществляющих образовательную деятельность электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»

методические рекомендации от 20 марта 2020 г. по реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.

Нормативные документы, регулирующие использование сетевой формы: прописываем, если таковые используются

письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 года № АК – 2563/05 «О методических рекомендациях» вместе с (вместе с Методическими рекомендациями по организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных программ);

приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации от 05.08.2020 г. N 882/391 "Об организации и осуществлении образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ»;

Нормативные документы, регулирующие реализацию адаптированных программ: прописываем, если таковые используются

методические рекомендации по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей инвалидов, с учетом их образовательных потребностей (письмо от 29.03.2016 № ВК-641/09).

Устав МОУ   СОШ, 

Положение о проектировании ДООП в МОУ   СОШ,

 Положение о проведение промежуточной аттестации обучающихся и аттестации по итогам реализации ДООП в МОУ  СОШ.

Направленность программы:  (техническая, художественная, социально-гуманитарная, естественнонаучная, туритстко-краеведческая, физкультурно-спортивная)

Направленность определяется на основании концепции развития по каждой направленности. В случае отнесения содержания программы к более чем одной направленности, направленность определяется по результату обучения, основанным компетенциям

Уровни (уровень) реализации программы - стартовый (начальный , ознакомительный), базовый (основной, общекультурный), или продвинутый (углублённый, профессионально-ориентированный).

Стартовый уровень направлен на формирование и развитие творческих способностей, удовлетворение потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового образа жизни, мотивации личности к познанию, творчеству, труду, искусству, на организацию их свободного времени и т.д.

Базовый уровень предполагает удовлетворение познавательного интереса обучающегося, расширение его информированности в определенной образовательной области, обогащение навыками общения и умениями в конкретной образовательной предметной области. Итоговой аттестацией может быть эссе, выбор темы проекта и ее обоснование, результаты проведенных исследований.

Продвинутый уровень направлен на углубленное изучение содержания программы и доступ к около профессиональным и профессиональным знаниям в рамках изучаемых тем.

Программа может быть разноуровневой (2-3х –летние)

Актуальность программы

Актуальность и отличительные особенности программы определяют уникальность данной программы относительно других, ей подобных. Например, реализуется для детей с ОВЗ, изучаются основы лесного хозяйства, направлена на научно-исследовательскую работу по экологическому состоянию парка и т.п.

Обоснование новизны…..

Педагогическая целесообразность…..

Адресат дополнительной общеразвивающей  программы.

  • какому возрасту детей адресована программа;
  • возрастные особенности детей;

Объём и срок освоения программы:

1 модуль - часов

2 модуль – часов;

Всего –  часа.

Объем и срок освоения программы зависит от объема формируемых знаний, умений, компетенций обучающихся и составляет, как правило:

- для краткосрочных программ и программ ознакомительного уровня – от 16 до 36 часов;

- для программ стартового уровня – от 36 до 144 часов (один год реализации);

-для программ базового уровня – от 72 до 432 часов  (до двух лет реализации);

-для программ подвинутого уровня – от 144 до 648 часов (до трех лет реализации).

Формы обучения. Обучение по программе ведется с использованием различных форм: очное обучение, (с учетом Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"), электронное обучение и обучение с применением дистанционных образовательных технологий.

При необходимости  возможна реализация программы с применением электронного обучения (ЭО) и дистанционных образовательных технологий (ДОТ).   При реализации ДОТ занятия проводятся с использованием чатов электронной системы общения, проводятся в режиме онлайн.  

Основными элементами системы электронного обучения и дистанционных образовательных технологий являются: образовательные онлайн-платформы (электронная платформа  для видеозанятий - занятия проводятся с использованием чатов электронной системы общения, проводятся в режиме онлайн); цифровые образовательные ресурсы, размещенные на образовательных сайтах; видеоконференции; вебинары; skype – общение; e-mail; облачные сервисы; электронные носители мультимедийных приложений; электронные пособия, разработанные с учетом требований законодательства РФ об образовательной деятельности.

Продолжительность занятия в дистанционном формате: 2 академических часа, в которые входит  30 минут занятия с применением интернет-платформ для дистанционного обучения (он-лайн), остальное время отводится на выполнение творческих заданий  и индивидуальные консультации с учащимися (оф-лайн).

Организуя образовательный процесс педагоги используют следующие методы обучения:

  • Словесный – подача нового материала;
  • Наглядный – обращение к образам, помогает ребенку почувствовать, понять окружающий мир.
  • Практический – позволяет применить полученные знания при выполнении заданий.
  • Демонстрационный – показ моделей, предметов, презентаций.
  • Метод стимулирования познавательного интереса.
  • Наблюдение и анализ.
  • Иллюстративный – используется в сочетании с вербальным (словесным) методом, показ плакатов, схем, картин, зарисовок и т.д.

Особенности организации образовательного процесса

Особенности организации образовательного процесса отражают:

- региональные (муниципальные) особенности и традиции, социальный заказ общества;

- особенности форм проведения занятий (групповые, подгрупповые или индивидуальные, теоретические или практические); традиционные (лекции, практические занятия, семинары, экскурсии) или инновационные (игропрактики, хакатоны, воркшопы, викторины, флеш-мобы, тик-токи);

- особенности построения занятий для различных категорий обучающихся (для детей с ограниченными возможностями здоровья; для детей с инвалидностью; для высокомотивированных детей и детей с одаренностью; для детей с девиантным поведением; для детей, победивших на муниципальном этапе по подготовке к участию в региональном и всероссийском этапе);

- использование сетевой формы реализации программы или сетевого взаимодействия (сопровождается договором о сетевой форме): проведение занятий на базе музеев, ФОКов, библиотек, на базе предприятий и организаций реального сектора экономики; участие партнеров в проведение профориентационных мероприятий, проектной и исследовательской работы обучающихся;

- использование дистанционных образовательных технологий в виде заданий обучающимся при подготовке к занятию, участию обучающихся в дистанционном мастер-классах, хакатонах, образовательных интенсивах и т.д.

Состав группы

  • предполагаемый состав (одного или разных возрастов);
  • условия приема детей, система набора в группы, для какой категории

детей предназначена программа (степень предварительной подготовки, уровень формирования интересов и мотивации к данному виду деятельности, наличие способностей, физическое здоровье, половая принадлежность и т.п.).

Режим занятий. Продолжительность занятий установлена на основании СП 2.4.3648-20 Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи. Продолжительность одного занятия - 45 минут, между занятиями 15-минутные перерывы.

Занятия проводятся один раз в неделю, по 2 часа: первая часть занятия длится 45 минут, за которой следует перерыв (15 минут), вторая часть занятия также составляет 45 минут, организационный момент – 15 минут.        

1.2. Цели и задачи программы

Цель: (одна)

Задачи:

  • Образовательные
  • Развивающие
  • Воспитательные

Программа имеет только одну цель, которая конкретизирована через задачи. Цель связана с названием программы, отражает ее основную направленность и желаемый конечный результат.

Задачи соотнесены с планируемыми результатами: личностными, метапредметными и предметными

1.3. Содержание программы

Учебный план обучения

№ п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы контроля

Всего

Теория

Практика

1 модуль

1

Название раздела

2

2

0

Опрос

1.1.

тема

2

0

2.

Название раздела

28

14

14

Опрос-викторина

2.1.

2.2.

2 модуль

1

Название раздела

2

2

0

Опрос

1.1.

тема

2

0

2.

Название раздела

28

14

14

Опрос-викторина

2.1.

2.2.

3 модуль

1

Название раздела

2

2

0

Опрос

1.1.

тема

2

0

2.

Название раздела

28

14

14

Опрос-викторина

2.1.

2.2.

итого:

(таблицы не меняем! в количестве модулей и их часов мы вас здесь не ограничиваем)

Учебный план составляется на каждый год обучения, где количество часов  указывается из расчета на одну группу.    

Если программа разбита на модули и/или года обучения, тогда для каждого модуля или года обучения составляется отдельная таблица учебного плана.

Модуль – законченная самостоятельная часть образовательной программы.

В учебном плане каждый модуль должен иметь завершенную форму и заканчиваться подведением промежуточных итогов (проведением промежуточной аттестации) и итоговым занятием.

 

Содержание программы обучения.

1 модуль

В содержании программы дано описание тем и разделов в соответствии с последовательностью, заданной учебным планом, включение описание теоретических и практических частей и форм контроля по темам, соответствующих цели, задачам, планируемым результатам.

Если программа разбита на модули и/или года обучения, тогда для каждого модуля или года обучения расписывается содержание тем учебного плана.

 1.Название раздела

1.1. Название темы

Теория:

Практика:

Формы контроля:

1.4 Планируемые результаты.

Предметные

Метапредметные

Личностные

Планируемые результаты имеют триединую систему:

Предметные результаты – результаты, усвоения отдельных аспектов социального опыта, получение умений, знаний навыков, необходимых для творческой деятельности и решения поставленных задач.

Личностные результаты - результаты, развития внутренней позиции, развития мотивов для образовательной деятельности, самоопределения, зарождения гражданской идентичности, чувства патриотизма, формирования системы морально-этических и ценностных ориентаций.

Метапредметные результаты – результаты, способности учащихся использовать свои знания, усвоенные в рамках программы, для решения проблем в повседневной жизни или задач по другим учебным предметам.

II. Комплекс организационно-педагогических условий

2.1. Календарный учебный график программы «Название» на 2021-2022 учебный год.

Год обучения: первый, второй или третий

Количество учебных недель:36

Количество учебных дней:

Сроки учебных периодов:1 полугодие  с ДД.ММ.ГГ. по с ДД.ММ.ГГ.; 2 полугодие - ДД.ММ.ГГ. по с ДД.ММ.ГГ..

Каждый модуль обязательно завершается итоговым занятием

(Если групп несколько, то на каждую группу отдельный КУГ на каждый год обучения)

п/п

Дата по плану

Дата по факту

Количество часов

Тема занятия

Форма занятия

Форма контроля

Примечание

1 модуль

2 модуль

2.2. Условия реализации программы

В Условия реализации программы включают 2 блока:

материально-технические условия - характеристика помещений для занятий по программе, перечень оборудования, инструментов, материалов, необходимых для реализации программы;

информационные условия содержат актуальные аудио-, видео-, фото-, интернет-источники и обеспечивают достижения планируемых результатов.

 

2.3. Формы контроля

Формы аттестации предоставлены в учебном плане. Формы аттестации включают письменные (тесты, творческие работы, исследовательские работы, проекты, презентации, и т.д.) и устные (доклады, защита проекта, отчетный концерт, хакатоны, воркшопы и т.д.) формы.

Описываются формы входной, текущеё и итоговой аттестаций

Критерии оценивания

2.4. Оценочные материалы

Оценочные материалы позволяют определить уровень подготовки обучающихся, соответствуют формам аттестации, указанным в учебном плане.

2.5. Методические материалы

методические рекомендации

учебно-методические пособия

методические указания

конспекты отдельных занятий

тексты лекций

буклеты

инструкции

плакаты

чертежи

схемы

ссылки на видеоролики

III. Список литературы

Для педагога

  1. Береснева Г. К. «Ткань. Бумага. Тесто» ООО «Астрель» 2014-70с.

Для учащихся

Для родителей (законных представителей)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КЛИШЕ для проектирования ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ в условиях УДОД.

В режиме радикальной переориентации образования от культа знаний к всестороннему развитию личности, неизбежные преобразования отражаются и на деятельности учреждений дополнительного образования. Педаг...

Методическая подборка "Проектирование дополнительных общеразвивающих программ нового поколения в УДОД как условие повышения качества образования.

Аннотация. В рамках реализации приоритетного национального проекта «Образования», одним из главных вопросов является переход общеобразовательных учреждений на Федеральный государственный образовательн...

Методические рекомендации по организации работы психолого-медико-педагогического консилиума образовательного учреждения

Работающие  в  школе  специалисты:  педагоги,  психологи,  логопеды,  социальные педагоги, медицинские работники  призваны действовать в интересах ребенка....

Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ

Презентация по организации дополнительного образования...

Методические рекомендации по организации проектной и исследовательской деятельности в образовательных учреждениях

Методические рекомендации по организации проектной деятельности обучающихся в образовательных учреждениях...

Методические рекомендации для руководителей отделений дополнительного образования государственных профессиональных образовательных учреждений, находящихся в ведении Комитета по образованию, принимающих участие в городском смотре-фестивале отделений допол

Методические рекомендации для руководителей отделений дополнительного образования государственных профессиональных образовательных учреждений, находящихся в ведении Комитета по образованию, принимающи...

Особенности проектирования дополнительных общеразвивающих программ в сетевой форме

ОСОБЕННОСТИ РАЗРАБОТКИ ПРОГРАММЫПримерный перечень локальных актов организации, регламентирующихиспользование сетевой формы реализации ДОП. «ПЛЮСЫ» реализации программ в сетевой форме...