Рабочая программа по внеурочной деятельности декоративно-прикладное направленности "Волшебная мастерская" и "Школа рисования" для обучающихся 1-9 классов
рабочая программа

Хомякова Екатерина Владимировна

Рабочая программа дополнительного образования комбинаторного типа  реализует общекультурное (художестенно - эстетическое) направление во внеурочной деятельности в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования второго поколения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Комитет по образованию

Администрации Ханты-Мансийского района

муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного  образования  Ханты-Мансийского района

Принято на заседании

Методического совета

от "____"_________20___г.

Протокол №______

УТВЕРЖДАЮ:

Директор МБУ ДО ХМР

______________ Н.И. Фуртунэ

Приказ №    -о от  г

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

«Волшебная мастерская»

на 2021 - 2022 учебный год

Направленность программы: декоративно-прикладное

Срок реализации программы: 1 год

Возраст детей: 7-14 лет

Составитель:

педагог дополнительного образования

Хомякова Екатерина Владимировна

с Троица, 2021 г.

Раздел I «Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной программы»

        

1.1 Пояснительная записка.

Из всего многообразия видов творчества декоративно–прикладное  является, наверное, самым популярным. Оно непосредственно связано с повседневным окружением человека и призвано эстетически  формировать, оформлять быт людей и среду их обитания. Оглянувшись вокруг, можно заметить, что предметы декоративно-прикладного искусства вносят красоту в обстановку дома, на работе и в общественных местах.

Занятия в кружке позволяют существенно влиять на трудовое  и эстетическое воспитание, рационально использовать свободное время учащихся.  Работа с бумагой и картоном, природным и бросовым материалом, бисером, тканью – это  самые распространенные виды декоративно – прикладного  искусства среди школьников. Несложность оборудования, наличие инструментов и приспособлений, материалов, доступность работы позволяют заниматься декоративно- прикладным творчеством учащимся начальной и среднего звена  школы. Теоретическая часть включает краткие пояснения по темам занятий и приемам работы ,а практическая  состоит из нескольких заданий. На начальном этапе работы осваивают приемы обработки материала.Необходимо воспитывать у детей умение доводить начатое дело до конца, следить за соблюдением элементарных правил культуры труда, приучать экономно и аккуратно использовать материалы, пользоваться инструментами и хранить их. Особое внимание в работе кружка уделено вопросам безопасности труда и санитарной гигиены

Курс кружка “Волшебный сундучок ” носит интегрированный характер. Интеграция заключается в знакомстве с различными сторонами материального мира, объединенными общими закономерностями, которые обнаруживаются в способах реализации человеческой деятельности, в технологиях преобразования сырья, энергии, информации.

Новизнаконцепции программы состоит в том, что она показывает  развивающие функции декоративно-прикладного искусства. Эти функции ориентированны на обеспечение личностного роста детей. Исходя из этого, программа построена на эстетическом воспитании школьников

Актуальность и педагогическая целесообразность дополнительной образовательной программы

Актуальность дополнительной образовательной программы заключается в создании условий для развития и воспитания обучающихся через их практическую творческо-прикладную деятельность.

Актуальность дополнительной образовательной программы связана с использованием комплексного метода обучения, направленного на развитие во взаимосвязи и взаимодействии:

-общих способностей (способность к обучению и труду);

-творческих способностей (воображение, креативность мышления, художественное восприятие и др.).

Развивающий характер обучения ориентирован на:

-развитие фантазии, воображения, памяти, наблюдательности;

-развитие ассоциативного и образного мышления обучающихся.

Педагогическая целесообразность дополнительной образовательной программы заключается в создании особой развивающей среды для выявления и развития общих и творческих способностей обучающихся, что может способствовать не только их приобщению к творчеству, причем не только к декоративно-прикладному, но и раскрытию лучших человеческих качеств

1.2 Цели кружковой работы

 1. Формирование  у учащихся художественной культуры как составной части материальной и духовной культуры.

 2.   Развитие художественно-творческой активности.

 3.   Овладение образным языком декоративно-прикладного искусства.

 4.   Развитие творческих способностей школьников,  эстетического вкуса.

 5.    Обеспечение дополнительных знаний по трудовому обучению.

 6.  Воспитание интереса к искусству, наблюдательности, интереса познания нового и понимания прекрасного.

 7. Развитие детского сплоченного коллектива через воспитание трудолюбия, усидчивости, терпеливости, взаимопомощи, взаимовыручки.

Задачи кружковой работы:

Обучающие задачи:

-закреплять и расширять знания, полученные на уроках технологии, изобразительного искусства, математики, литературы  и способствовать их систематизации;

-знакомить с основами знаний в области композиции, формообразования, цветоведения, декоративно–прикладного искусства;

-раскрыть истоки народного творчества;

-формировать образное, пространственное мышление и умение выразить свою мысль с помощью эскиза, рисунка, объемных форм;

-совершенствовать умения и формировать навыки работы нужными инструментами и приспособлениями при обработке различных материалов.

Развивающие задачи:

-Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения.

-Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей.

-Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер.

-Развивать пространственное воображение.

-Пробуждать любознательность в области народного, декоративно-прикладного искусства, технической эстетики.

-Развивать смекалку, изобретательность и устойчивый интерес к творчеству художника, дизайнера.

-Формирование творческих способностей, духовной культуры.

-Развивать умение ориентироваться в проблемных ситуациях

Воспитывающие задачи:

-Осуществлять трудовое, политехническое и эстетическое воспитание школьников;

-Воспитывать в детях любовь к своей Родине, к традиционному народному искусству;

-Добиться максимальной самостоятельности детского творчества.

Образовательная программа «Волшебная мастерская» предполагает:

Развитие мышления

- Аналитического – формирование умения выделять существенные признаки и свойства;

-Синтезирующего – умение устанавливать единые общиепризнаки и свойства целого;

Развитие  общетрудовых  и политических умений

-Умение творчески подходить к решению задач, пользоваться приборами и инструментами, планировать, оценивать результаты выполненных действий

Развитие познавательных умений

-умение выделять главное, наблюдать

Развитие воли и самостоятельности

-инициативы – уверенность в своих силах;

-настойчивости – преодолеть трудности;

-умение владеть собой – выдержка, самообладание;

-умение действовать самостоятельно.

1.3 Содержание программы:

1 -8 класс        

Вводное занятие.

  • Беседа, ознакомление детей с особенностями кружка. Требования к поведению учащихся во время занятия.
  • Соблюдение порядка на рабочем месте. Соблюдение правил по технике безопасности. Проведение входного контроля.

Работа с бумагой и картоном.

  • Изготовление закладки по образцу.
  • Знакомство с оригами.
  • Изготовление аппликаций по образцу.
  • Изготовление квадрата – основная фигура оригами (по образцу).
  • Изготовление поздравительных открыток (по образцу).
  • Изготовление «Воздушный змей»
  • Изготовление поздравительных открыток (по образцу).

Аппликация и моделирование

  • Аппликация из природных материалов на картоне
  • Аппликация из геометрических фигур
  • Аппликация из пуговиц
  • Аппликация из салфеток
  • Объемная аппликация
  • Поделки из ватных дисков
  • Торцевание из гофрированной бумаги
  • Поделки из яичной скорлупы-техника кракле
  • Папье –маше
  • Поделки из макарон

Работа из мешковины и кружева

  • Мастер – класс «Фотопанно».
  • Мастер класс «Баночка для мелочей»
  • Мастер класс «Баночка для мелочей»
  • Мастер класс арома – саше «Сердце»

Поделки из кофейных зерен

  • Магнитик на холодильник
  • Кошка
  • Декор бутылки – мельницы
  • Сердечко в чашке
  • Парящая чаша из кофейных зерен

Работа с бисером.

  • Знакомство с бисером
  • Цветовая гамма        
  • Разбор бисера по цветам
  • Знакомство с леской, проволокой.
  • Изучение техники плетения (нанизывание)
  • Изготовление браслет из бисера в технике плетения «нанизывание»
  • Плетения букета Космея
  • Плетения букета Крокусы
  • Плетения букета Ирис
  • Плетения ветки Роза
  • Изготовление бабочка из бисера
  • Плетение из бисера и бусин браслета
  • Колье из бисера в технике "уичоль"
  • Плетение листьев для ободка для волос

Работа с тканью, нитками

  • Знакомство и шитье
  • Шитье мягкой игрушки.
  • Поделки из помпона
  • Аппликация из ниток
  • Изготовление игрушек-сувениров

1.4.  Учебный план

1-8 класс

Вторник  2,5

Пятница 2

№п/п

Название раздела, темы

Кол-во часов

Формы аттестации/

контроля

Дата

Часы

всего

теория

практ.

1

Вводное занятие.

2.5

1.1.

Беседа, ознакомление детей с особенностями кружка.Требования к поведению учащихся во время занятия.

1

1

           

1.3.

Соблюдение порядка на рабочем месте. Соблюдение правил по технике безопасности. Проведение входного контроля.

1.5

1

2

Работа с бумагой и картоном

11 часов

2.1.

Изготовление закладки по образцу. Инструктаж ТБ.

1

1

2.2.

Знакомство с оригами. Инструктаж ТБ.

1

1

2.4.

Изготовление аппликаций по образцу.

2.5

2.5

2.5.

Изготовление поздравительных открыток (по образцу).

2

2

2.6.

Изготовление «Воздушного змей».

2.5

2.5

2.7.

Изготовление бумажных бабочек для декора

2

2

3

Аппликация и моделирование.

32.5 часа

3.1.

Аппликация из природных материалов на картоне

32.5

1

1.5

3.2.

Аппликация из геометрических фигур

2

2

3.3.

Аппликация из пуговиц

2.5

2.5

3.4.

Аппликация из салфеток

2

2

3.5

Объемная аппликация  

2

2

3.6.

Поделки из ватных дисков

4.5

4.5

3.7.

Торцевание из гофрированной бумаги

4.5

1

3.5

3.8.

Поделки из яичной скорлупы-техника кракле

2.5

2.5

3.9.

Папье-маше

5

5

3.10.

Поделки из макарон

5

5

4

Работа из мешковины и кружева

18 часов

4.3.

Мастер – класс «Фотопанно».

4.5

4.5

4.5.

Мастер класс «Баночка для мелочей»

4.5

4.5

4.8.

Мастер класс «Баночка для мелочей»

4.5

4.5

4.9.

Мастер класс арома – саше «Сердце»

4.5

4.5

5.

Поделки из кофейных зерен

15,5 часов

5.1.

Магнитик на холодильник

2.5

2.5

5.2.

Кошка

2

2

5.3.

Декор бутылки – мельницы

4.5

4.5

5.4.

Сердечко в чашке

2

5.5.

Парящая чаша из кофейных зерен

4.5

4.5

6

Работа с бисером.

41час

6.1.

Знакомство с бисером

1

1

6.2.

Цветовая гамма        

1

1

6.3.

Разбор бисера по цветам

1

1

6.4.

Знакомство с леской, проволокой.

1

1

6.5.

Изучение техники плетения (нанизывание)

2

1

1

6.6.

Изготовление браслета  из бисера в технике плетения «нанизывание»

2

2

6.7.

Плетения букета Космея

2

2

6.8.

Плетения букета Крокусы

4

6.9

Плетения букета Ирис

4

6.10

Плетения ветки Роза

4

6.11.

Изготовление бабочка из бисера

2

2

6.12.

Плетение из бисера и бусин браслета

2

2

6.13.

Колье из бисера в технике "уичоль"

10

10

6.14.

Плетение листьев для ободка для волос

3

3

6

Работа с тканью

23.5 часов

6.1.

Знакомство и шитье

1

1

6.2.

Шитье мягкой игрушки.

7.5

6.3.

Мишутка

3

3

6.4.

Лосяш

3

6.5

Лошадка из фетра

3

3

6.7.

Изготовление игрушек-сувениров.

6

10

Всего

144

11

133

1.4.  Планируемые результаты

В процессе занятий педагог направляет творчество детей не только на создание новых идей, разработок, но и на самопознание и открытие своего «Я». При этом необходимо добиваться, чтобы и сами обучающиеся могли осознать собственные задатки и способности, поскольку это стимулирует их развитие. Тем самым они смогут осознанно развивать свои мыслительные и творческие способности.

В результате обучения в кружке по данной программе предполагается, что обучающиеся получат следующие основные знания и умения: умение планировать порядок рабочих операций, умение постоянно контролировать свою работу, умение пользоваться простейшими инструментами, знание видов и свойств материала, овладение приемами изготовления несложных поделок, расширение кругозора в области декоративно-прикладного искусства.

Проверка усвоения программы производится в форме собеседования с обучающимися в конце учебного года, а также участием в конкурсах, выставках.

Ожидаемые результаты

В результате обучения по данной программе учащиеся:

– научатся различным приемам работы с тканью, бумагой, картоном, бросовым материалом, кофейными зернами, бисером, нитками мулине, освоят технику — изготовления  поделок из ткани, бисероплетения и вышивки бисером, изготовления мягкой игрушки.

– научатся следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий;

– будут создавать композиции с изделиями;

– разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию;

– овладеют навыками культуры труда;

– улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.

-  получат знания о месте и роли декоративно — прикладного искусства в жизни человека;

-  узнают о народных промыслах северо-западного региона.

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:

-  Составление альбома лучших работ.

-  Проведение выставок работ учащихся: – в классе, – в школе

-  Участие в районной выставке детских творческих работ, конкурсах.

-  Защита проектов.

-  Творческий отчет руководителя кружка на педсовете.

-  Проведение мастер-классов;

 - Участие в школьных тематических выставках;

 -  Участие в школьных конкурсах.

Раздел 2. «Комплекс организационно- педагогических условий

2.1.  Условия реализации программы.

Программа построена на принципах:

- общедоступность

-успешность

-сотрудничество педагога и воспитанников

-развитие познавательных способностей

-активность воспитанников в творческом процессе

-учет индивидуальных особенностей детей  

-развивать творческое мышление, эстетический вкус;

-воспитывать самостоятельность, аккуратность, бережливость, ответственность за выполненную работу.

2.2. Формы и виды контроля

В процессе занятийиспользуются различные формы занятий: традиционные, комбинированные и практические занятия; лекции, игры, праздники, конкурсы, соревнования и другие. А также различные методы:

Методы, в основе которых лежит способ организации занятия: .

- словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.);

- наглядный (показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) и др.);

 -практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и шаблонам) Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

-объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;

 - репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;

 -частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;

 - исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся.

Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:

 -фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися; - индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы; - групповой – организация работы в группах;

- индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.

2.3.Способы проверки результатов освоения программы

Для оценки результативности учебных занятий применяется промежуточный контроль в виде интерактивных тестов и итоговый контроль. Для объяснения нового материала применяется вопросно-ответная система. Итоговый контроль проводится в форме презентации творческих  работ. По результатам работ награждаются лучшие с вручением диплома.

2.4. Методические  материалы

Программа кружка ориентирована на большой объем практических, творческих работ. Работы могут проводиться в следующих формах:

- демонстрационная - работа выполняет учитель, а обучающиеся наблюдают;

- фронтальная - недлительная, но синхронная работа обучающихся по освоению или закреплению материала под руководством учителя;

- самостоятельная - выполнение самостоятельной работы в пределах одного, двух или части урока. Учитель обеспечивает индивидуальный контроль за работой обучающихся;

- творческий проект – выполнение работы в микро группах на протяжении нескольких занятий;

- работа консультантов – ученик контролирует работу всей группы кружка.

2.5.Список литературы.

1.Природный материал и фантазия. 5-9 классы: программа, рекомендации, разработки занятий/ авт. сост.  Л.И. Трепетунова. - Волгоград: Учитель, 2009

ISBN978-5-7057-1724-8

2.Занятия по прикладному искусству. 5-7 классы : работа с соленным тестом, аппликация из ткани, лоскутная техника, рукоделие из ниток / авт. сост.  Е.А. Гурбина. - Волгоград: Учитель, 2010

ISBN978-5-7057-2304-1

3. Технология. Организация кружковой работы в школе : конспекты занятий по темам "Аппликация из щепы", "Инкрустация из соломы", "Монотипия и флористика" / авт. - сост.  О.Н. Маркелов. - Волгоград: Учитель, 2012

ISBN978-5-7057-2260-0

1. Мари-Клод Бюрель ЦВЕТЫ ИЗ БИСЕРА Новые идеи. Изд. "Контэнт", 2011

ISBN978-5-91906-076-5

2. Зверята из бисера авт. Ингрид Морас. Изд. "АРТ-РОДНИК"  2008

ISBN978-5-9794-0082-2

3. Т. Ткаченко. Плетем объемные игрушки из бисера. РОСТОВ-на-ДОНУ. Изд. "Феникс" 2010.

4.Анна Зайцева. Домашняя мастерская. Фетр и войлок. М.: РОСМЭН, 2008

5. Зоопарк из бисера авт. Ингрид Морас. Изд. "АРТ-РОДНИК"  2008

ISBN978-5-9794-0070-9

6. Поделки и сувениры из бумажных ленточек. Джейн Дженкинс. М.: Мой мир, 2008

ISBN978-5-9591-0210-4

7. Бисероплетение. Ожерелья и заколки.: Практическое  пособие. Сост. Ю.В. Гадаева. СПб.: "КОРОНА принт", 1999.

ISBN5-7931-0034-2

8.Фенечки из бисера: Практическое  пособие. Сост. Ю.В. Гадаева. СПб.:" КОРОНА принт", 1998.

ISBN5-7931-0017-2

9. Фигурки из бисера делаем сами/ Шнуровозова, Т.В. -РОСТОВ-н/Д :Владис, 2011 (Стильные вещи делаем сами).

ISBN978-5-9567-1312-9

10 Поделки из всякой всячины/  Соня Шухова - М.: Айрис-пресс,2004. (Внимание дети!).

ISBN5-8112-0998-3

11. Поделки из всего, что под рукой. Мастерим вместе с детьми.  Нижний Новгород  ООО "Издательство"Доброе слово" " 2013.

ISBN978-5-905777-61-5

12. MANUTE DIBACE:Activitativesele, ln povestisiversuri, pentrudezvoltareacopilului/ Natalia Ciub; trad din lb. rusa de Alexandra Fenoghen; il.: l. Morozova, P. Pavlov- Chisinau: Arc, 2013(lmprimat ln Ungaria).

ISBN978-9975-61-749-9

2.6.Календарный учебный график

I.   Продолжительность  учебного года

Начало учебного года

01.10.2019 года

Окончание учебного года

2-4,5-8классы

31.05.2020 года

II. Продолжительность учебных четвертей

Класс

Количество учебных недель

Количество недельных часов

Количество часов

в год

2

34 недели

1

32

3

34 недели

1

32

4

34 недели

1

32

6

34 недели

1,5

48

Итого за учебный год

4,5

144

2.7. Методики и критерии оценки планируемых результатов

Система оценивания – безотметочная. Используется только словесная оценка достижений учащихся.

Отслеживание результатов  выполнения творческих работ производится путем:

- наблюдения в ходе обучения с фиксацией результата.

- анализа, обобщение и обсуждение результатов.

- проведения открытых занятий с их последующим обсуждением.

- участия в проектной деятельности.

- участия в конкурсахразных уровней.

- оценки выполнения практических работ, проектов.

- диагностики уровня общеучебных умений и навыков. (Приложение 2)

Приложение №2

Диагностика уровня общеучебных умений и навыков.

Ф.И.

Умение

слушать

и слышать

педагога

Органи

зация

работы

Аккурат

ность

выполния

работы

Соблюдение

ТБ

Самостоятельность

Дисциплина

Отношение         со сверстниками

Оценочный уровень: В — высокий,

С - средний,

Н — низкий.



Предварительный просмотр:

Комитет по образованию

Администрации Ханты-Мансийского района

муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного  образования  Ханты-Мансийского района 

Принято на заседании

Методического совета

от "____"_________20___г.

Протокол №______

УТВЕРЖДАЮ:

Директор МБУ ДО ХМР

______________ Н.И. Фуртунэ

Приказ №    -о от  г

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

«Школа рисования»

на 2019-2020 учебный год

Направленность программы: декоративно - прикладное

Срок реализации программы: 1 год

Возраст детей: 7-14 лет

Составитель:

педагог дополнительного образования

Хомякова Екатерина Владимировна

п. Луговской, 2019 г.

Раздел I «Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной программы»

1.1 Пояснительная записка

В основе модернизации российского образования лежат идеи гуманистического воспитания, направленные на развитие целостности личности. По мнению многих исследователей в области педагогики, психологии (Арутюнова Н.Д., Бахтина М.М., Выготского Л.С.) именно живопись, музыка, литература признаны действенными средствами, способствующими формированию и развитию целостной, активной, творческой личности.

Рабочая программа дополнительного образования комбинаторного типа «Школа рисования» реализует общекультурное (художестенно - эстетическое) направление во внеурочной деятельности в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования второго поколения.

Огромной задачей является воспитание человека – человека всесторонне и гармонически развитого. Важным здесь является необходимость эстетического воспитания подрастающего поколения.

Преподавание изобразительного искусства просто необходимо. Ведь именно оно раскрывает школьнику мир реально  существующей гармонии, развивает чувство красоты, форм и красок окружающего мира, творческие способности и фантазии. Без овладения необходимыми основами изобразительной грамоты не может быть полноценного эстетического воспитания и художественного образования.

Вопросы гармонического развития и творческой самореализации находят свое разрешение в условиях творческих часов на базе школы. Открытие в себе неповторимой индивидуальности поможет ребенку реализовать себя в учебе, творчестве, в общении с другими.  Помочь,  ученикам в этих   стремлениях призвана программа  «Школа рисования».

Дополнительная образовательная программа «Школа рисования» относится к образовательной области «Искусство», является программой комбинаторного типа и дополняет школьную программу в сфере освоения графических видов деятельности.

Особенность программы заключается во  взаимосвязи занятий по рисованию, лепке, аппликации. Изобразительное искусство, пластика, художественное конструирование — наиболее эмоциональные сферы деятельности школьников. Работа с различными материалами в разных техниках расширяет круг возможностей учащегося, развивает пространственное воображение, конструкторские способности, способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для успешного обучения.

Одной из наиболее сложных задач в рисовании – это умение передавать изображаемыми средствами пространственные соотношения. В лепке, например, легче передавать движение, чем в рисовании, в силу пластичности материала. Когда ученику трудно  сразу представить и изобразить фигуру в нужном положении, он прибегает к лепке, старается прочувствовать форму, и затем полученные знания переносит на бумагу. Такой подход способствует развитию эстетического восприятия, эстетических чувств, формированию образных представлений, воображения, творчества.

В результате у учащихся воспитывается интерес к художественной творческой деятельности, желание создать красивое изображение, интересней придумать и как можно лучше выбрать подходящий материал. В своем творчестве ученики передают те эстетические качества предметов, которые они увидели. 

Новизна концепции программы состоит в том, что в процессе рисования происходит живая работа мысли, развиваются образные представления и художественный вкус, наблюдательность и зрительная память, мышечно-двигальные функции руки и глазомер. Немаловажную роль в современных условиях жизни школьника следует отвести способности искусства быть активным звеном здоровьесберегающих технологий. Искусство способно уравновесить умственную перегруженность, «отвести от агрессивных способов поведения». Эстетическое воспитание  школьника средствами изобразительного искусства предполагает нравственное совершенствование личности ребенка, является эффективным средством умственного и общего развития, средством формирования его духовного мира. В связи с введением ФГОС второго поколения внеурочной деятельности школьников уделяется особое внимание в образовательном процессе, поэтому ей  отводится определенное пространство и время. Данная дополнительная образовательная программа комбинаторного типа «Школа рисования» может рассматриваться как программа реализующаяся во внеурочной деятельности. Программа охватывает теоретический и практический блоки содержания. Направленность детского объединения – художественная.

Актуальность и педагогическая целесообразность дополнительной образовательной программы

 Стандарт предполагает реализацию в образовательном учреждении как урочной, так и внеурочной деятельности. Особое внимание уделяется внеурочной деятельности в учебном плане школы. Организация внеурочной деятельности входит в обязанности школы и учителей. Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное). Содержание занятий формируется с учетом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей).

Уникальность и значимость учебного курса определяется нацеленностью на духовно-нравственное воспитание и развитие способностей и творческого потенциала учеников, формирование ассоциативно-образного пространственного мышления, интуиции. У младших школьников развивается способность восприятия сложных объектов и явлений, их эмоционального оценивания.

Доминирующее значение имеет направленность курса на развитие эмоционально-ценностного опыта, эстетического восприятия мира и художественно-творческой деятельности, что поможет младшим школьникам при освоении смежных дисциплин, а в дальнейшем станет основой отношения растущего человека к себе, окружающим людям, природе, науке, искусству и культуре в целом.

Направленность на деятельностный и проблемный подходы в обучении искусству диктует необходимость для ученика экспериментирования с разными художественными материалами, понимания их свойств и возможностей для создания выразительного образа. Разнообразие художественных материалов и техник, используемых на занятиях, поддерживает интерес учащихся к художественному творчеству.

Педагогическая целесообразность дополнительной образовательной программы заключается в создании особой развивающей среды для выявления и развития общих и творческих способностей обучающихся, что может способствовать раскрытию лучших человеческих качеств

1.2 Цели кружковой работы
1.  Воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле; воспитание нравственных чувств, уважение к культуре народов многонациональной России и других стран; готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию в искусстве и через искусство;
2. Развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способности к восприятию искусства и окружающего мира, умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности.

Задачи кружковой работы:

Обучающие задачи:

-закреплять и расширять знания, полученные на уроках технологии, изобразительного искусства, математики, литературы  и способствовать их систематизации;

-знакомить с основами знаний в области композиции, формообразования, цветоведения в изобразительном искусстве;

-раскрыть истоки народного творчества;

-формировать образное, пространственное мышление и умение выразить свою мысль с помощью эскиза, рисунка, объемных форм;

-совершенствовать умения и формировать навыки работы нужными инструментами и приспособлениями при обработке различных материалов.

Развивающие задачи:

-Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения.

-Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей.

-Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер.

-Развивать пространственное воображение.

-Пробуждать любознательность в области искусства, технической эстетики.

-Развивать смекалку, изобретательность и устойчивый интерес к творчеству художника, дизайнера.

-Формирование творческих способностей, духовной культуры.

-Развивать умение ориентироваться в проблемных ситуациях

Воспитывающие задачи:

-Осуществлять трудовое, политехническое и эстетическое воспитание школьников;

-Воспитывать в детях любовь к своей Родине, к традиционному народному искусству;

-Добиться максимальной самостоятельности детского творчества.

Образовательная программа «Школа рисования» предполагает:

Развитие мышления

- Аналитического – формирование умения выделять существенные признаки и свойства;

-Синтезирующего – умение устанавливать единые общие признаки и свойства целого;

Развитие  общетрудовых  и политических умений

-Умение творчески подходить к решению задач, пользоваться приборами и инструментами, планировать, оценивать результаты выполненных действий

Развитие познавательных умений

-умение выделять главное, наблюдать

Развитие воли и самостоятельности

-инициативы – уверенность в своих силах;

-настойчивости – преодолеть трудности;

-умение владеть собой – выдержка, самообладание;

-умение действовать самостоятельно.

1.3 Содержание программы:

2 -8  класс        

Вводное занятие.

  • Беседа, ознакомление детей с особенностями кружка. Требования к поведению учащихся во время занятия.
  • Соблюдение порядка на рабочем месте. Соблюдение правил по технике безопасности. Проведение входного контроля.

Знакомство с искусством

  • Краски радуги, акварель. Приемы.
  • Холодные и теплые краски.
  •  Щедра осенью земля – матушка
  • О чем рассказали красочная осень и кисточки. Листопад
  • Мои любимые животные (лепка).
  • В чем секрет узора хохломы. Вариации элементов росписи Хохломы
  • Орнамент в полосе.

В мире много интересного

  • Лепка животных. Домашние животные. Палитра холодных цветов.
  • Узнай цвета солнечного снежного пейзажа
  • Рисование открытки к Новому году.
  • Герои русских народных сказок.
  • Подводное царство.
  • Мои фантазии. Краски зимней природы.
  • Сибирский пейзаж в творчестве К.П.Белова.

Красота в умелых руках

  • Портрет папы (поздравительная открытка).
  • Портрет мамы (цветные карандаши).
  • Деревья зимой (акварель).
  • Экспериментируем с графическими материалами.
  • Мои мечты. Моя мастерская игрушки.
  • Увлекательный космос.
  • Жар – птица. Силуэты сказочных героев.
  • Роспись посуды. Вазочка.
  • Расписной платок, акварель, фломастер.
  • Матрешка.

В мире волшебных красок

  • Как красиво весной (акварель).
  • Весенний букет (цветные и акварельные карандаши).
  • Ярмарка шумная, звонкая, яркая.
  • Попугай (акварель). Птицы – вестники весны.
  • Свободная тема (творческая работа). Выставка работ

1.4.  Учебный план

2-8 класс

Понедельник  2,5

Среда 2

№п/п

Название раздела, темы

Кол-во часов

Формы аттестации/

контроля

Дата

Часы

всего

теория

практ.

1

Вводное занятие.

4.5

4.5

1.1.

Беседа, ознакомление детей с особенностями кружка. Требования к поведению учащихся во время занятия.

2

2

02.10.19

2

1.2.

Соблюдение порядка на рабочем месте. Соблюдение правил по технике безопасности. Проведение входного контроля

2.5

2.5

07.10.19

2.5.

2

Знакомство с искусством

42

7

35

2.1

Краски радуги, акварель. Приемы.

4.5

1

3.5

09.10

14.10

2

2.5

2.2

Холодные и теплые краски.

4.5

1

3.5

16.10

21.10

2

2.5

2.3

Щедра осенью земля - матушка

6.5

1

5.5

23.10

28.10

30.10

2

2.5

2

2.4

 О чем рассказали красочная осень и кисточки. Листопад

6.5

1

5.5

4.11.19

06.11.

11.11.

2.5

2

2.5

2.5

Мои любимые животные (лепка).

9

1

8

13.11

18.11

20.11

25.11

2

2.5

2

2.5

2.6

В чем секрет узора хохломы. Вариации элементов росписи Хохломы

6.5

1

5.5

27.11

02.12

04.12

2

2.5

2

2.7

Орнамент в полосе.

4.5

1

3.5

09.12.

11.12.

2.5

2

3

В мире много интересного

30

2

28

3.1

Лепка животных. Домашние животные. Палитра холодных цветов.

1

3.2.

Узнай цвета солнечного снежного пейзажа

1

3.3

Рисование открытки к Новому году.

3.4

Герои русских народных сказок.

3.5.

Подводное царство.

3.6

Мои фантазии. Краски зимней природы.

3.7

Сибирский пейзаж в творчестве К.П.Белова.

4

Красота в умелых руках –

29

4.1

Портрет папы (поздравительная открытка).

4.2.

Портрет мамы (цветные карандаши).

4.3

Деревья зимой (акварель).

4.4

Экспериментируем с графическими материалами.

1

4.5

Мои мечты. Моя мастерская игрушки.

4.6

Увлекательный космос.

4.7

Жар – птица. Силуэты сказочных героев.

4.8

Роспись посуды. Вазочка.

4.9

Расписной платок, акварель, фломастер.

4.10

Матрешка.

5

В мире волшебных красок

39

5.1

Как красиво весной (акварель).

6.5

25.03

30.0.3

01.04

2

2.5

2

5.2

Весенний букет (цветными и акварельными карандаши).

7

06.04

08.04

13.04

2.5

2

2.5

5.3

Ярмарка шумная, звонкая, яркая.

6.5

15.04

20.04

22.04

2

2.5

2

5.4

Попугай (акварель). Птицы – вестники весны.

6.5

27.04

29.04

06.05

2.5

2

2

5.5.

Свободная тема (творческая работа). Выставка работ

11

13.05

18.05

20.05

25.05

27.05

2

2.5

2

2.5

2

1.4.  Планируемые результаты

В процессе занятий педагог направляет творчество детей не только на создание новых идей, разработок, но и на самопознание и открытие своего «Я». При этом необходимо добиваться, чтобы и сами обучающиеся могли осознать собственные задатки и способности, поскольку это стимулирует их развитие. Тем самым они смогут осознанно развивать свои мыслительные и творческие способности. умение пользоваться простейшими инструментами, знание видов и свойств материала, овладение приемами рисования, расширение кругозора в области изобразительного  искусства.

Проверка усвоения программы производится в форме собеседования с обучающимися в конце учебного года, а также участием в конкурсах, выставках.

О предметах и явлениях природы, животных, рыбах, птицах, их общих характерных признаках и различиях.

О формах предметов и их различиях: овал, круг, треугольник, прямоугольник.

Сочетание холодных, теплых тонов.

Об узорах, орнаменте в полосе.

О сюжетной композиции.

О конструктивном, скульптурном способах лепки.

Скульптурный, конструктивный, модульный способ лепки.

Перспектива.

Штрих.

Плакат, открытка, шрифты.

О декоративно-прикладном искусстве и народных художественных промыслах.

О росписи, ее видах и основных различиях.

Творческий подход к работе.

О фактуре предметов.

Учащиеся должны уметь:

Составлять композиции из овалов, кругов, прямоугольников.

Изображать маленькое и большое, дальше и ближе.

Пользоваться изобразительным материалом: цветными карандашами, акварельными и гуашевыми красками, пластилином.

Выделять главное и второстепенное.

Самостоятельно обдумывать и выбирать композицию.

Создавать композиции из овалов, конусов, треугольников, прямоугольников.

Изображать животных и человека в движении.

Изображать объем.

Чувствовать цвет.

Передавать форму, структуру предметов, величину и соотношение частей.

Работать в разных техниках «а-ля прима», «гризайль», «монотипия».

Лепить народные игрушки.

Передавать мысли и переживания в работе.

Личностные результаты.

  • развитие умения слушать, вступать в диалог, строить высказывания
  • умение организовать рабочее место
  • бережное отношение к инструментам, материалам
  • развитие мышечно-двигательных функций руки, глазомера
  • ознакомление с художественными терминами и понятиями
  • ориентирование в социальных ролях
  • нравственно-этическое оценивание своей деятельности.
  • развитие наблюдательности зрительной памяти
  • активное использование в речи терминов
  • сформированность мотивации к познанию и саморазвитию
  • отражение индивидуально-личностных позиций  в творческой деятельности
  • развитие художественного вкуса
  • овладение художественными терминами.

Метапредметные результаты.

  • приобретение навыка работы в паре, группе
  • диагностирование причин успеха/неуспеха и формирование способности
  • действовать в различных ситуациях
  • участие в коллективном обсуждении
  • умение строить продуктивное взаимодействие, интегрироваться в группы для сотрудничества.

Предметные результаты.

  • овладение основами художественной грамоты
  • знание цветов и рисовальных материалов
  • умение передавать форму, величину изображения
  • соблюдение  последовательности выполнения работы
  • умение сравнивать и правильно определять  пропорции предметов, их расположение, цвет
  • умение изображать предметы в перспективе, понятие о линии горизонта
  • способность анализировать изображаемые предметы, выделять особенности формы, положения, цвета.

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:

-  Составление альбома лучших работ.

-  Проведение выставок работ учащихся: – в классе, – в школе

-  Участие в районной выставке детских творческих работ, конкурсах.

-  Защита проектов.

-  Творческий отчет руководителя кружка на педсовете.

-  Проведение мастер-классов;

 - Участие в школьных тематических выставках;

 -  Участие в школьных конкурсах.

Раздел 2. «Комплекс организационно- педагогических условий

2.1.  Условия реализации программы.

Программа построена на принципах:

- общедоступность

-успешность

-сотрудничество педагога и воспитанников

-развитие познавательных способностей

-активность воспитанников в творческом процессе

-учет индивидуальных особенностей детей  

-развивать творческое мышление, эстетический вкус;

-воспитывать самостоятельность, аккуратность, бережливость, ответственность за выполненную работу.

2.2. Формы и виды контроля

В процессе занятий используются различные формы занятий: традиционные, комбинированные и практические занятия; лекции, игры, праздники, конкурсы, соревнования и другие. А также различные методы:

Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:.

- словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.);

- наглядный (показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) и др.);

 -практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и шаблонам) Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

-объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;

 - репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;

 -частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;

 - исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся.

 Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:

 -фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися; - индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы; - групповой – организация работы в группах;

- индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.

2.3. Способы проверки результатов освоения программы

Для оценки результативности учебных занятий применяется промежуточный контроль в виде интерактивных тестов и итоговый контроль. Для объяснения нового материала применяется вопросно-ответная система. Итоговый контроль проводится в форме презентации творческих  работ. По результатам работ награждаются лучшие с вручением диплома.

2.4. Методические  материалы

Программа кружка ориентирована на большой объем практических, творческих работ. Работы могут проводиться в следующих формах:

- демонстрационная - работа выполняет учитель, а обучающиеся наблюдают;

- фронтальная - недлительная, но синхронная работа обучающихся по освоению или закреплению материала под руководством учителя;

- самостоятельная - выполнение самостоятельной работы в пределах одного, двух или части урока. Учитель обеспечивает индивидуальный контроль за работой обучающихся;

- творческий проект – выполнение работы в микро группах на протяжении нескольких занятий;

- работа консультантов – ученик контролирует работу всей группы кружка.

2.5.Список литературы.

  1. Е.М. Аллекова. Живопись. – М.: Слово, 2007
  2. Г. Беда Живопись и ее изобразительные средства. – М., 2008
  3. А.Л. Гаптилл Работа пером и тушью. – Минск: Поппури, 2010
  4. Н.А Горяева Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. – М.: Просвещение, 2007.
  5. Н.И. Еременко Дополнительное образование в образовательном учреждении. – Волгоград: ИТД “Корифей”, 2007
  6. В.П. Копцев Учим детей чувствовать и создавать прекрасное: Основы объемного конструирования/ Ярославль: Академия Развития: Академия Холдинг, 2010
  7. С.В. Кульневич “Не совсем обычный урок”, Издат. программа “Педагогика нового времени”, “Воронеж”, 2006 год.
  8. Сборник нормативных документов образовательной области “Искусство”. – М.: Дрофа, 2007
  9. А.А.Павлова, Е.И .Корзинова Графика в средней школе. Методическое пособие для учителя. – М.: ВЛАДОС, 2006
  10. В.В. Ячменева Занятия и игровые упражнения по художественному творчеству с детьми 7-14 лет. – М.: Гуманит. Изд. Центр “Владос”, 2009

2.6. Календарный учебный график

I.   Продолжительность  учебного года

Начало учебного года

01.10.2019 года

Окончание учебного года

2-4,5-8 классы

31.05.2020 года

II. Продолжительность учебных четвертей

Класс

Количество учебных недель

Количество недельных часов

Количество часов

в год

2

34 недели

1

32

3

34 недели

1

32

4

34 недели

1

32

6

34 недели

1,5

48

Итого за учебный год

4,5

144

2.7. Методики и критерии оценки планируемых результатов

Система оценивания – безотметочная. Используется только словесная оценка достижений учащихся.

Отслеживание результатов  выполнения творческих работ производится путем:

- наблюдения в ходе обучения с фиксацией результата.

- анализа, обобщение и обсуждение результатов.

- проведения открытых занятий с их последующим обсуждением.

- участия в проектной деятельности.

- участия в конкурсах разных уровней.

- оценки выполнения практических работ, проектов.

- диагностики уровня общеучебных умений и навыков. (Приложение 2)

Приложение №2

Диагностика уровня общеучебных умений и навыков.

Ф.И.

Умение

слушать

и слышать

педагога

Органи

зация

работы

Аккурат

ность

выполния

работы

Соблюдение

ТБ

Самостоятельность

Дисциплина

Отношение         со сверстниками

Оценочный уровень: В — высокий,

                                   С - средний,

                                               Н — низкий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Тропинка к своему Я" для обучающихся 5-х классов

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Тропинка к своему Я" для обучающихся 5-х классов....

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Тропинка к своему Я" для обучающихся 6-х классов

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Тропинка к своему Я" для обучающихся 6-х классов....

Рабочая программа по внеурочной деятельности « Цветные ладошки» (нравственное направление) для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариант 2 1 класс второй год обучения

Паспорт рабочей программы     Тип программы: программа по внеурочной деятельности «Цветные ладошки» для детей  обучающихся по адаптированной основной общеобразоват...

Рабочая программа по внеурочной деятельности общекультурное направление «Страна этикета» для обучающихся с умственной отсталостью

Пояснительная записка Кризис человечности, захвативший все слои населения, является следствием, за которым стоит причина – дефицит духовности общества и человека. Поэтому важнейшим объектом...

Рабочая программа по внеурочной деятельности коррекционно-развивающему направлению (психологическому) для обучающихся с ЗПР

Главная цель данного курса: Создание оптимальных условий для детей с трудностями в обучении в соответствии с их возрастными и индивидуально-типологическими особенностями, состоянием соматического...

Рабочая программа по внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления «Развитие функциональной грамотности обучающихся» (математическая грамотность)

Функциональная грамотность – умение решать жизненные задачи в различных сферах деятельности; способность использовать приобретенные математические знания для решения задач в различных сферах; го...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "В мире английского языка" для обучающихся 11 класса.

Рабочая программа предназначена для обучающихся 11-х классов общеобразовательных учреждений, проявляющих интерес к изучению английского языка, а также для тех, кто планирует сдавать экзамен по английс...