Рабочая программа "Проект по технологии". Внеурочная деятельность
рабочая программа

Ильина Татьяна Павловна

Рабочая программа "Проект по технологии". Внеурочная деятельность

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_proekt_po_tehnologii_1.doc160 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное

учреждение г. Хабаровска

«Средняя школа № 27»

РАССМОТРЕНО

на заседании МО

протокол №1

__________ Т.П. Ильина

руководитель ШМО

от 31.08.2021г.

ПРИНЯТО

решением педагогического совета МАОУ СШ № 27

от 31.08.2021г.

протокол №13

УТВЕРЖДЕНО

приказом №109

директора МАОУ СШ №27

____________ С.Г. Вовченко

от 31.08.2021г.

Рабочая программа по внеурочной деятельности

Исследовательская и проектная деятельность                                              по технологии »

для 8-9 класса

на период 2021-2022гг.

Составила:

Ильина Татьяна Павловна,

учитель технологии

г. Хабаровск

2021г.

Пояснительная записка

         Рабочая программа  «Исследовательская и проектная деятельность по технологии» составлена на основе  примерных программ общеобразовательных учреждений.

          Современные стандарты образования  требуют развития новых способов педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческих способностей, самостоятельности.

          Программа обеспечивает требования Стандарта к организации системно - деятельностного подхода в обучении и организации самостоятельной работы обучающихся.

         В зависимости от целей проектной деятельности школьников (точнее, целей для школьников 8 классов) различные виды действий, входящие в проектную деятельность, могут быть скомбинированы, в них могут вводиться дополнительные условия, ограничения, вспомогательные этапы (для освоения навыков, которыми взрослые уже владеют, а детям еще надо учиться). Иногда в    педагогической литературе под словами «проектная деятельность» понимается только одна из разновидностей проектной деятельности – исследовательская.

         Исследовательская деятельность является средством освоения действительности и его главные цели – развитие умения работать с информацией, формирование исследовательского стиля мышления. Результатом этой деятельности является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний и способов деятельности.  

        Исследовательская деятельность позволяет привлекать к работе разные категории участников образовательного процесса: учащихся, родителей, учителей.

Актуальность курса.

       Проектная   деятельность   как   особая  форма    учебной   работы   способствует  воспитанию    самостоятельности,    инициативности,     ответственности,   повышению  мотивации  и  эффективности  учебной  деятельности.  В  ходе  реализации  исходного  замысла на практическом уровне учащиеся овладеют умением выбирать средства,  принимать    решения,   в  том   числе   и  в  ситуациях неопределённости.  Они  получат  возможность  развить  способность  к  разработке  нескольких   вариантов    решений,   к  поиску   нестандартных    решений,   поиску   и  осуществлению      наиболее    приемлемого     решения.     С   помощью      проектной  деятельности  может быть существенно снижена школьная тревожность.  

     Проектная    деятельность    способствует    развитию    адекватной    самооценки,  формированию  позитивной  Я  -  концепции  (опыт  интересной  работы  и  публичной  демонстрации её результатов), развитию информационной компетентности.  

         Именно  групповые  формы  учебной  деятельности  помогают  формированию  у  обучающихся уважительного  отношения  к  мнению  одноклассников,  воспитывают  в  них  терпимость,  открытость,  тактичность,  готовность  прийти  на  помощь  и  другие  ценные личностные качества.

Цели: 

  • Формирование УУД обучающихся через:

- освоение социальных ролей, необходимых для научно-исследовательской и проектной деятельности;

- актуальные для данного вида деятельности аспекты личностного развития: умение учиться, готовность к саморазвитию, самостоятельности, целеустремленности, преодоление трудностей;

- освоение научной картины мира, понимание роли и значения наук в жизни общества, понимание значимости инновационной деятельности; овладение методами и методологией познания;

- развитие компетентности общения;

  • Овладение обучающимися продуктивно- ориентированной деятельностью при помощи поэтапного освоения:

    - основных этапов, характерных для исследовательской и проектной деятельности;

    - методов определения конкретного пользователя продукта проекта или исследования;

    - технологий анализа инновационного потенциала продукта

  • Развитие творческих способностей инновационного мышления обучающихся на базе
  • Общение и сотрудничество обучающихся с группами одноклассников, учителей, специалистов за счет многообразия поставленных задач и целей учебно- исследовательской и проектной деятельности

Задачи:  

  • Обучение целеполаганию, планированию, контролю
  • Овладение приемами работы с неструктурированной информацией, применение различных методов исследования (анкетирование, интервьюирование и т.д. анализ информации, интерпретация);
  • Обучение методам творческого решения проектных задач;
  • Формирование конструктивного отношения к работе;
  • Создание условий для успешной социализации и ориентации в мире профессий.

   Принципы организации управления проектно- исследовательской деятельностью:

  • Доступности - освоение материала с учетом возрастных и индивидуальных способностей
  • Естественности - тема исследования должна быть интересной и актуальной для  ученика
  • Наглядности или экспериментальности - позволяет учащемуся выходить за рамки созерцательного восприятия и экспериментировать
  • Осмысленности - деятельность учащихся должна ими быть осмыслена
  • Культуросообразности – воспитание в ученике культуры соблюдения научных традиций, научного исследования с учетом актуальности и оригинальности подходов.
  • Принцип успешности - и взрослому, и ребенку необходимо быть значимым и успешным. Степень успешности определяет самочувствие человека, его отношение к окружающим его людям, окружающему миру. Если ученик будет видеть, что его вклад в общее дело оценен, то в последующих делах он будет еще более активен и успешен. Очень важно, чтобы оценка успешности ученика была искренней и неформальной, она должна отмечать реальный успех и реальное достижение.

              Теоретические и практические занятия способствуют развитию устной коммуникативной и речевой компетенции учащихся, умениям:

  • вести устный диалог на заданную тему;
  • участвовать в обсуждении исследуемого объекта или собранного материала;
  • участвовать в работе конференций, чтений.

           Работа над проектом предваряется необходимым этапом — работой над темой, в процессе которой детям предлагается собирать самую разную информацию по общей теме. При этом учащиеся сами выбирают, что именно они хотели бы узнать в рамках данной темы. При дальнейшей работе над проектами составленная общая энциклопедия или картотека может служить одним из основных источников информации по теме.

Формы  организации учебного процесса.

      Программа предусматривает проведение внеклассных занятий, работы детей в группах, парах, индивидуальная работа, работа с привлечением родителей. Занятия проводятся 1 раз в неделю.  Проектная деятельность предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ и т.д. Источником нужной информации могут быть взрослые: представители различных профессий, родители, увлеченные люди, а также другие дети.

Основные методы и технологии.

           Методы проведения занятий: беседа, игра, практическая работа, эксперимент, наблюдение, экспресс- исследование, коллективные и индивидуальные исследования, самостоятельная работа, защита исследовательских работ, мини-конференция, консультация.

        Методы контроля: консультация, доклад, защита исследовательских работ, выступление, выставка, презентация, мини-конференция, научно-исследовательская конференция, участие в конкурсах исследовательских работ.

         Технологии, методики:  

  •         уровневая дифференциация;
  •         проблемное обучение;
  •         моделирующая деятельность;
  •         поисковая деятельность;
  •         информационно-коммуникационные технологии;

Общая характеристика курса

      В основе формирования  исследовательских умений лежит два главных вида учебно-познавательной деятельности учащихся: проектная деятельность в микрогруппе, практическая работа в библиотечном фонде, а также изучение рекомендаций по организации учебно-исследовательской деятельности.

        Система занятий сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько  на формирование активной  личности, мотивированной к самообразованию, обладающей начальными навыками самостоятельного поиска, отбора, анализа и использования информации.

 Занятия курса разделены на теоретические и практические. Причём проектная деятельность может носить как групповой, так и индивидуальный характер.

Планируемые результаты освоения курса

Личностные универсальные учебные действия

У выпускника будут сформированы:

  • учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
  • способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности;
  • основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
  • чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

Выпускник получит возможность для формирования:

  • внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
  • выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
  • устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
  • осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;

Регулятивные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
  • учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
  • оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;
  • адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
  • различать способ и результат действия.

Выпускник научится:

  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
  • самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и  в конце действия.

Познавательные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета;
  • осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
  • строить сообщения, проекты  в устной и письменной форме;
  • проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
  • устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
  • строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

Выпускник получит возможность научиться:

  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
  • записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
  • осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в соответствии с конкретными условиями;
  • осуществлять синтез как составление целого из частей;
  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

Коммуникативные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

  • адекватно использовать коммуникативные, прежде всего – речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, используя,  в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной,  и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
  • задавать вопросы;
  • использовать речь для регуляции своего действия;
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Содержание программы

8 класс (35 часов)

Раздел 1. Введение – 7 часов.

Формы представления исследовательских работ.

Знакомство с различными формами исследовательской работы, основанных на индивидуальной самостоятельности и личностно ориентированной поисково-исследовательской деятельности каждого обучающегося. Наиболее распространенные текстовые работы (доклад, стендовый доклад, реферат, литературный обзор, рецензия), а также в форме компьютерной презентации или видеофильма, реже действующей модели или макета с текстовым сопровождением.

 Типы и виды учебных исследований.

 Типология источников познания. Исследования трех групп: теоретические, эмпирические, смешанные. Методы научного познания.

Выбор темы.

Характеристика понятий: тема, предмет, объект исследования. Обоснование актуальности выбора темы исследования. Предмет исследования как проблема в самой теме исследования. Идея, концепция, суждение и понятие, постулат, аксиома исследования. Соответствие цели и задач теме исследования.

Практическое занятие. Подходы к определению, объяснению темы, предмета, объекта субъектного исследования.

Организация исследования.  Контроль по процессу.

Планирование исследовательской деятельности с учетом целей и задач. Составление контрольных точек исследования. Предварительная теоретическая отработка проблемы.

Практическое занятие. Составление исследовательских операций.

Раздел 2. Работа с научной литературой – 3 часа

Поиск источников и литературы, отбор фактического материала.

Информационное обеспечение исследования.

Научные тексты - главный источник исследовательской работы. Выбор литературы для чтения и изучения. Понятия: источник, литература.

Конспектирование источников.

Виды, формы, технологические приемы конспектирования. Критерии конспекта.

Обработка содержания научных текстов.  Контроль по результату .

Использование научной терминологии. Фактический материал, в котором очерчивается круг основных понятий, явлений, сведений необходимых для исследования.

Практическая часть. Сравнительные действия по отбору необходимых сведений.

Раздел 3. Проектирование исследования –  3 часа

Предварительная разработка научного аппарата, определяющего содержание и технологию проведения всей поисковой деятельности.

Общие положения.

Состав научного аппарата. Понятия ведущих направлений исследования. Терминология.

Проектирование исследования.

Поиск и определение основного пути и предлагаемого результата всего исследования (стратегия).

 Проектирование тактики исследования. Опережающий контроль.

 Рассмотрение действий, направленных на достижение поставленной цели исследования.

Практическое занятие. Составление операций, уточняющих и конкретизирующих поисково-исследовательскую деятельность.

Раздел 4. Графические материалы в исследовании – 3 часа.

 Общие положения.

 Рассмотрение различных видов графиков (линейные графики, диаграммы, таблицы, схемы, чертежи и др.) как наглядное изображение словесного материала.

Практическое занятие. Составление диаграмм, графиков, схем, иллюстрирующих процесс исследования.

Размещение графических материалов.

 Правила размещения в научно-исследовательской работе графических материалов.

Раздел 5. Структура и написание различных форм исследовательских работ – 5 часов.

Правила написания, содержание, оформление исследовательских работ.

 Структура исследовательских работ.

Изучение единой структуры исследовательских работ: введение, основная часть, заключение, список литературы, приложение.  

Требования к оформлению исследовательских работ 

Размер листа, шрифта (в зависимости от темы и предмета исследования), требования к параметрам страницы, междустрочный интервал.

Практическое занятие. Работа с  выполненным материалом.

 Анализ результатов исследования.

Формирование выводов, обобщений.

Раздел 6. Культура выступления – 10 часов.

Самопознание учащимся своего внутреннего состояния, личностных особенностей, эмоциональных реакций.

Речевая компетенция учащихся. Публичное выступление.

Словарный запас, его значение. Активная и пассивная лексика. Сленг. Структура публичного выступления.      

Аргументация..

Приемы усиления аргументов. Способы аргументации в разной аудитории.

Практическое занятие. Аргументация тезисов.

Понятие информационной речи.

Правила подготовки информационной речи. Виды информационных выступлений.

Виды убеждающих выступлений. Контроль знаний.

Понятия воодушевляющего, агитационного, собственно убеждающего выступлений.

Практическая часть. Работа с текстом убеждающего выступления.

Интересы и склонности. Внимание. Память. Мышление. Воображение.

Направленность сознания (психики). Характеристика продуктивности памяти. Развитие мыслительной деятельности. Мысленное воспроизведение, фантазия.

Практическое занятие. Тестирование учащихся. Построение умозаключений, обобщений аналогий, составлений и оценок.

Раздел 7. Применение знаний, умений и навыков в выполнении научно-исследовательских работ. Защита научно- исследовательских работ – 4 часа.

Подготовка к защите исследования 

Рекомендации изложения материала научно-исследовательской работы.

Защита научно- исследовательских работ

Тематическое планирование

№ п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Раздел 1.  Введение -   7 часов.

Формы представления исследовательских  работ.

2

Типы и виды учебных исследований.

2

Выбор темы

2

Организация исследования.  Контроль по процессу

1

                                 Раздел 2. Работа с научной литературой – 3 часа

Информационное обеспечение исследования.

1

Конспектирование источников.

1

Обработка содержания научных текстов.  Контроль по результату.         

1

Раздел 3. Проектирование исследования –  3 часа

Общие положения

1

Проектирование исследования

1

Проектирование тактики исследования. Опережающий контроль

1

Раздел 4. Графические материалы в исследовании – 3 часа.

 Общие положения.

2

Размещение графических материалов

1

Раздел 5. Структура и написание различных форм исследовательских  работ - 5 часов

Структура исследовательских работ.

2

Требования к оформлению исследовательских работ.

2

Анализ результатов исследования.

1

Раздел 6. Культура выступления - 10 часов

Речевая компетенция учащихся. Публичное выступление.

2

Аргументация.

1

Понятие информационной речи.

2

Виды убеждающих выступлений. Контроль знаний.

1

Интересы и склонности. Внимание. Память. Мышление. Воображение (тестирование).

4

Применение знаний, умений и навыков в выполнении научно-исследовательских работ. Защита научно-исследовательских работ - 4часа

Подготовка к защите исследования.

2

Защита научно-исследовательских работ.

2

Итого 35 часов

                       

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

     

      Средством наглядности служит оборудование для мультимедийных демонстраций (компьютер, медиапроектор,  DVD-проектор). Благодаря Интернету и единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (например, http://school-collection.edu.ru/) позволяет обеспечить наглядный образ к подавляющему большинству тем курса. Использование разнообразных средств обучения в их сочетании позволяет сформировать правильные представления об изучаемых объектах.

        

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

для учителя

1.Борзенко, В.И. Насильно мил не будешь. Подходы к проблеме мотивации в школе и учебно-исследовательской деятельности/ В.И. Борзенко, А.С. Обухов// Развитие исследовательской деятельности учащихся: методический сборник.- М.:Народное образование, 2001.-с.80-88

2.Гурвич, Е.М. Исследовательская деятельность детей как механизм формирования представлений о поливерсионности мира создания навыков поливерсионного исследования ситуаций/  Е.М.Гуревич// Развитие исследовательской деятельности учащихся: методический сборник.- М.: Народное образование, 2001. – с. 68-80

3. Леонтович, А.В. Исследовательская деятельность как способ формирования мировоззрения/ А.В. Леонтович// Народное образование.- 1999.-№10.

4. Пахомова, Н.Ю. Метод учебных проектов в образовательном учреждении: пособие для учителей и студентов педагогических вузов/Н.Ю. Пахомова.- М.:АРКТИ, 2003.-112с

5.Развитие исследовательской деятельности учащихся: методический сборник. - М.: Народное образование, 2001.- 272с

6.Чечель, И.Д. Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современной школе/ И. Д. Чечель.- М.: Сентябрь, 1998.

         7. Цветкова, Г.В. Литература  5-11 классы: проектная деятельность учащихся. -В.: Учитель, 2012. – 283с.

        8. Данильцев, Г.Л. Что нравится и что не нравится экспертам при оценке учебно-исследовательских работ учащихся / Г.Л.Данильцев// Развитие исследовательской деятельности учащихся: методический сборник. - М.: Народное образование, 2001.-  с 127-134

        9. Методология учебного проекта: материалы  городского методического семинара. – М. : МИПКРО, 2001. – 144с.

 

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Тема занятия

Раздел 1.  Введение -   7 часов.

Формы представления исследовательских  работ.

Типы и виды учебных исследований.

2

Выбор темы

2

Организация исследования.  Контроль по процессу

1

Раздел 2. Работа с научной литературой – 3 часа

Информационное обеспечение исследования.

1

Конспектирование источников.

1

Обработка содержания научных текстов.  Контроль по результату.         

1

Раздел 3. Проектирование исследования –  3 часа 

Общие положения

1

Проектирование исследования

1

Проектирование тактики исследования. Опережающий контроль

1

Раздел 4. Графические материалы в исследовании – 3 часа.

 Общие положения.

2

Размещение графических материалов

1

Раздел 5. Структура и написание различных форм исследовательских  работ - 5 часов

Структура исследовательских работ.

2

Требования к оформлению исследовательских работ.

2

Анализ результатов исследования.

1

Раздел 6. Культура выступления - 10 часов

Речевая компетенция учащихся. Публичное выступление.

2

Аргументация.

1

Понятие информационной речи.

2

Виды убеждающих выступлений. Контроль знаний.

1

Интересы и склонности. Внимание. Память. Мышление. Воображение (тестирование).

3

Защита научно-исследовательских работ - 4часа

Подготовка к защите исследования.

2

Защита научно-исследовательских работ.

1

Итого 33 часов

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Исследовательская деятельность»

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности«Исследовательская деятельность» 5 класс...

Рабочая программа по технологии (внеурочная деятельность) "Учимся конструировать"

Программа включает общую характеристику учебного пред­мета, личностные, метапредметные и предметные результаты его освоения, содержание курса, тематическое пла­нирование с определением основны...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Исследовательская деятельность на краеведческом материале»

Рабочая программа курса «Исследовательская деятельность на краеведческом материале» предназначена для обучающихся 10 класса общеобразовательной школы и осуществляется в рамках вн...